Услуги по трансфертному ценообразованию

Трансфертное ценообразование - 2018

Налогообложение по правилам трансфертного ценообразования

Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, обязан определять объем налогооблагаемой прибыли по такой операции в соответствии с принципом "вытянутой руки", который заключается в том, что условия сделки, соответствующей принципу «вытянутой руки», не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Целью трансфертного ценообразования является нивелирование возможности использования различий в системах налогообложения разных стран с целью минимизации налогов и размывание налоговой базы в транснациональных масштабах.

Критерии признания операций контролируемыми

Контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика.

В 2018 году критерии признания операций контролируемыми подверглись только одному существенному изменению, которое касается расширения перечня лиц, операции между которыми могут быть признаны контролируемыми.

Так, перечень контролируемых операций расширился операциями между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, если объем таких операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Другие критерии признания операций контролируемым в 2018 году, по сравнению с предыдущим годом, не изменились, то есть, контролируемыми операциями продолжают оставаться хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:

а) хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами - нерезидентами;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и/или приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров-нерезидентов;

в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ или являющиеся резидентами этих стран;

г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица.

Без изменений остался и критерий объема таких операций. То есть указанные выше операции признаются контролируемыми при одновременном соблюдении двух условий:

• годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за (отчетный) год;

• объем хозяйственных операций налогоплательщика с соответствующим контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за (отчетный) год.

С 2018 года для определения критерия по объему хозяйственных операций применяются цены, которые соответствуют принципу «вытянутой руки». По нашему мнению, эта норма является противоречивой, так как объем хозяйственных операций, определенный по ценам, установленным по принципу "вытянутой руки", не всегда будет соответствовать объему хозяйственных операций, определенному по правилам бухгалтерского учета.

Перечень государств (территорий), определенных в соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ, и перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), утверждается Кабинетом Министров Украины. В случае внесения изменений в указанные перечни, новые государства (территории) или организационно-правовые формы нерезидентов начинают быть контролируемыми с 1 января года, следующего за календарным годом, в котором внесены следующие изменения.

Перечни государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным пп. 39.2.1.2 НКУ, и действовали в разных периодах, утверждены:

· распоряжением КМУ № 977-р. от 16.09.2015 г. (действовало с 16.09.2015 г. по 31.12.2017 г.)

· постановлением КМУ № 1045 от 27.12.2017 г. (действует с 01.01.2018 г. по настоящее время).

В постановление КМУ № 1045 от 27.12.2017 г., внесены изменения согласно постановлению КМУ № 108 от 31.01.2018 г., вступившему в силу с 07.03.2018 г., и согласно постановлению КМУ № 295 от 11.04.2018 г., вступившему в силу с 25.04.2018 г.

Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), утвержден:

· постановлением КМУ № 480 от 04.07.2017 г. (действует с 27.07.2017 г. по настоящее время).

Следует принимать во внимание, что к контролируемым операциям между налогоплательщиком и нерезидентом относятся операции, когда право собственности на предмет (результат) такой операции прежде чем перейти от налогоплательщика к такому нерезиденту (в случае экспортных операций) или прежде чем перейти от такого нерезидента к налогоплательщику (в случае импортных операций) переходит к одному или нескольким несвязанным лицам, если эти лица:

· не выполняют в такой совокупности операций существенных функций, связанных с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг) между связанными лицами;

· не используют в такой совокупности операций существенных активов и/или не принимают на себя существенных рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) между связанными лицами.

Отчет о контролируемых операциях

Неизменными в 2018 году остались сроки подачи отчета о контролируемых операции, который нужно подать средствами электронной связи в электронной форме до 1 октября года, следующего за отчетным.

Учитывая п. 49.20 НКУ, предельным сроком подачи отчета о контролируемых операциях за 2017 год является 1 октября 2018 г.

Методы трансфертного ценообразования

При установлении соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" применяется один из следующих методов:

· сравнительной неконтролируемой цены;

· цены перепродажи;

· «затраты плюс»;

· чистой прибыли;

· распределения прибыли.

Критериями выбора метода трансфертного ценообразования является:

· целесообразность выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции;

· наличие полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и/или методов трансфертного ценообразования;

· степень сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сопоставимости, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения расхождений между такими операциями.

Подготовка и подача документации по трансфертному ценообразованию

Не раньше предельного срока подачи отчета о контролируемых операциях, то есть не ранее 1 октября года, следующего за годом, в котором осуществлены контролируемую операцию, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, имеет право обратиться к налогоплательщику с запросом о предоставление документации по трансфертному ценообразованию.

В течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса налогоплательщик обязан подать документацию по контролируемым операциям, которая должна соответствовать требованиям, установленным НКУ.

Результаты внедрения трансфертного ценообразования

Согласно информации ДФС Украины (https://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/332750.html), ежегодно о совершенных контролируемых операциях отчитываются почти 3 тыс. налогоплательщиков.

По состоянию на 28.02.2018 г. завершены четыре отчетных периода по трансфертному ценообразованию.

За непредставление или несвоевременное представление отчетов о контролируемых операциях за 2013 год оштрафованы 47 плательщиков на сумму 8,6 млн. грн., за 2014 год оштрафованы 117 плательщиков на сумму 39,4 млн. грн., за 2015 год оштрафованы 383 плательщика на сумму 108,3 млн. грн., за 2016 год оштрафованы 59 плательщиков на сумму 4,5 млн. грн.

За 2015 год завершено 4 проверки и доначислено 29,5 млн. грн., за 2016 год - 6 проверок и доначислено 71,8 млн. грн., за 2017 год - 25 проверок и доначислено 298,6 тыс. грн.

Аудиторская компания HLB Ukraine во избежание спорных вопросов с контролирующими органами предлагает следующие услуги по трансфертному ценообразованию:

  • анализ операций со связанными лицами и контрагентами с низконалоговых юрисдикций;

  • идентификация контролируемых операций;

  • определение рисков, связанных с трансфертным ценообразованием;

  • методологическая помощь, консультирование и составление отчета о контролируемых операции;

  • анализ соответствия цен предприятия рыночному диапазону цен и рентабельности;

  • разработка положений по трансфертному ценообразованию и применению обычных цен, разработка бизнес-процессов;

  • определение и оценка правильности выбора методов определения обычной цены;

  • консультации по изменениям структуры операций для уменьшения рисков, связанных с трансфертным ценообразованием;

  • обучение специалистов компании по вопросам трансфертного ценообразования;

  • автоматизация заполнения Отчета о контролируемых операциях и других процессов в сфере трансфертного ценообразования.