Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, август 2018 г — 22 августа 2018 г.

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 09.08.2018 г. № 3483/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Какие последствия по обложению НДС и налогом на прибыль будут иметь операции по списанию товаров медицинского назначения.

При списании товарно-материальных ценностей (в том числе товаров (изделий) медицинского назначения) в связи с признанием их непригодными для использования такие товарно-материальные ценности не могут быть использованы в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

Поскольку плательщиком НДС осуществляется операция по списанию товарно-материальных ценностей (в том числе товаров (изделий) медицинского назначения), то они начинают использоваться в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью такого налогоплательщика.

Как указано в обращении плательщика к ГФС, товары (изделия) медицинского назначения на момент их приобретения плательщиком освобождались от налогообложения.

Учитывая это, в случае, если товарно-материальные ценности (в том числе товары (изделия) медицинского назначения) приобретены без включения сумм НДС в состав налогового кредита, налоговые обязательства при их списании не начисляются.

При ликвидации основных средств, используемых в хозяйственной деятельности и подлежащих амортизации в налоговом учете, финрезультат до налогообложения увеличивается на сумму остаточной стоимости таких активов, определенной в соответствии с правилами бухгалтерского учета, и уменьшается на сумму остаточной стоимости этих активов, определенной с учетом положений ст. 138 НКУ.

В случае ликвидации основных средств, не используемых в хозяйственной деятельности, финрезультат до налогообложения увеличивается (в соответствии с п. 138.1 НКУ) на сумму остаточной стоимости таких активов, определенной согласно бухгалтерскому учету, и уменьшается (в соответствии с п. 138.2 НКУ) на сумму первоначальной стоимости приобретения или изготовления и расходов на их ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения таких активов, определенной согласно бухгалтерскому учету.

При этом на стоимость материальных активов, которые учитываются в составе запасов и не амортизируются, корректировка финрезультата до налогообложения в соответствии с п. п. 138.1 и 138.2 НКУ не осуществляется.

· ИНК ГФСУ от 09.08.2018 г. № 3496/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Финлизингом считается хозоперация, предусматривающая передачу арендатору имущества, которое является основным средством согласно НКУ и приобретено или изготовлено арендодателем, а также всех рисков и вознаграждений, связанных с правом пользования и владения объектом лизинга.

При этом заключается соответствующий договор, в котором, в частности, указываются условия лизинговых платежей. Этим условиям следует уделить особое внимание, ведь, как отмечают налоговики в консультации, состав лизинговых платежей может иметь определенные НДС-последствия.

Авторы консультации, в частности, утверждают:

• если плата за авансирование приобретения объекта финансового лизинга согласно условиям соответствующего договора и с учетом положений п. 2 ст. 16 Закона о финлизинге включается в состав лизингового платежа, то такая плата не является объектом обложения НДС;

• если же такая плата не является составляющей лизингового платежа, то она расценивается как оплата стоимости услуг по авансированию приобретения объекта финансового лизинга, операция по поставке которых подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

В последнем случае плательщик НДС - поставщик услуг по авансированию приобретения объекта финлизинга на дату возникновения налоговых обязательств по НДС обязан составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную по такой операции на получателя услуг.

При этом такая налоговая накладная является основанием для отражения получателем соответствующего "входного" НДС.

· Если филиалы (неплательщики НДС) самостоятельно осуществляют поставку товаров/услуг и проводят расчеты с поставщиками/потребителями, то головное предприятие (плательщик НДС) может делегировать таким филиалам право составления налоговых накладных.

Для этого такое предприятие присваивает каждому филиалу отдельный цифровой номер, о чем письменно сообщает ГФС.

Со своей стороны филиал при составлении налоговой накладной в графе "Постачальник (продавець)" сначала указывает наименование головного предприятия и через запятую - свое наименование.

При этом в колонках 4 таблиц 1.1 и 1.2 приложения Д5 декларации по НДС при отражении НН, составленных филиалами, указывается номер накладной в соответствии с нумерацией, по которой такая накладная будет регистрироваться в ЕРНН.

Разъяснение ГФСУ из раздела 101.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 10.08.2018 г. № 3510/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Льгота, предусмотренная п. 15 подразд. 4 разд. XX НКУ, может распространяться на плательщиков акцизного налога с реализации горючего (например, на поставщиков горючего), которые зарегистрированы плательщиками акцизного налога и уплачивают акцизный налог (например, при ввозе газойля на таможенную территорию Украины).

Напомним!

В соответствии с абз. 1 п. 15 подразд. 4 разд. XX НКУ налог на прибыль, подлежащий уплате в государственный бюджет налогоплательщиками за текущий налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму уплаченного за такой текущий налоговый (отчетный) период акцизного налога по зарегистрированным акцизным накладным на тяжелые дистилляты (газойль), которые классифицируются в товарных подкатегориях 2710 19 43 00, 2710 19 46 00, 2710 19 47 10 согласно УКТ ВЭД, если они были использованы для транспортных средств, классифицируемых в товарных подкатегориях 8602 10 00 00, 8704 10 10 10 согласно УКТ ВЭД.

В то же время только плательщик акцизного налога, уплативший налог, имеет право на указанные суммы уплаченного налога уменьшить налог на прибыль, подлежащий уплате в государственный бюджет в соответствующем налоговом (отчетном) периоде.

В случае если у плательщика акцизного налога с реализации горючего не возникает объекта налогообложения по операциям по реализации горючего, то и не может быть уменьшен налог на прибыль на неуплаченные в бюджет суммы акцизного налога.

Об отражении в налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий сумм уплаченного акцизного налога, который уменьшает начисленную сумму налога на прибыль, контролеры сообщили следующее.

В форме декларации сумма налога к уменьшению рассчитывается как итог показателей, отраженных в строках 16.1 и 16.4.1 действующей редакции приложения ЗП, но в пределах начисленной суммы налога за отчетный (налоговый) период.

При составлении декларации и приложения ЗП нужно составить в произвольной форме дополнение к декларации с расшифровкой сумм уплаченного за текущий налоговый (отчетный) период акцизного налога по зарегистрированным акцизным накладным на тяжелые дистилляты (газойль), которые определены в п. 15 подразд. 4 разд. XX НКУ.

При этом, если плательщик в отчетном периоде не получил прибыли или сумма налога на прибыль меньше суммы акцизного налога, остаток суммы такого налога, не учтенный в уменьшение налога на прибыль за текущий налоговый (отчетный) период, уменьшает налог на прибыль в последующих налоговых (отчетных) периодах.

Учитывая указанное, необходимо:

• сравнить определенную за отчетный (налоговый) период сумму налога на прибыль (сумму строк декларации: стр. 06, стр. 08, стр. 10, стр. 12 и стр. 15) и сумму показателей строк 16.1 и 16.4.1 приложения ЗП, а также сумму уплаченного акцизного налога по соответствующим акцизным накладным;

• по результатам сравнения этих показателей определить общий итог в строке 16 приложения ЗП с учетом уплаченных сумм акциза - сумму, которая в отчетном периоде может быть учтена в уменьшение начисленной суммы налога (в пределах суммы налога на прибыль).

В строку 16 ЗП декларации переносятся данные строки 16 приложения ЗП "Зменшення нарахованої суми податку".

Учитывая, что декларация по налогу на прибыль рассчитывается нарастающим итогом, при составлении деклараций за последующие отчетные (налоговые) периоды: полугодие, три квартала, год показатели соответствующих строк декларации и приложений будут определяться с учетом результатов деятельности за такие отчетные периоды.

Налог на доходы физлиц

· Заметили ошибку в поданной форме № 1ДФ до истечения срока подачи? Еще есть время исправить! ГУ ГФС в Днепропетровской области сообщает, что отчетный новый налоговый расчет по ф. № 1ДФ заполняется в том же порядке, что и уточняющий. Он должен содержать информацию только по строкам и реквизитам, которые уточняются.

Корректировка показателей раздела I проводится следующим образом:

· для исключения ошибочной строки следует повторить все графы указанной строки, а в графе 9 указать "1" - на исключение строки;

· для ввода новой или пропущенной строки нужно полностью заполнить все графы, а в графе 9 указать "0" - на ввод строки.

Для замены одной ошибочной строки на другую следует исключить ошибочную информацию и ввести правильную, то есть полностью заполнить две строки, первая из которых исключает предварительно внесенную информацию, а вторая вносит правильную. В данном случае в первой строке в графе 9 указывается "1" - строка на исключение, а во втором - "0" - строка на ввод.

Показатели подраздела "Військовий збір" раздела II корректируются так:

для исключения ошибочной строки из предварительно введенной информации в строке "Військовий збір - виключення ****" повторяются все графы ошибочной строки, а в строке "Військовий збір" отражается правильная информация.

· Условия возврата излишне уплаченных сумм НДФЛ.

Обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является подача налогоплательщиком заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ, рассчитываемых контролирующим органом на основании поданной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу плательщика налога) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы. Излишне уплаченные денежные обязательства в соответствии с пп. 14.1.115 НКУ - это суммы средств, зачисленные на определенную дату в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на указанную дату.

Следовательно, налоговый агент имеет право вернуть или учесть в уплату будущих платежей только ту сумму излишне уплаченного НДФЛ, перечисленного в бюджет сверх суммы денежных обязательств, предельный срок уплаты которой наступил на такую дату.

Установление факта наличия у налогового агента излишне уплаченных сумм по НДФЛ возможно исключительно при проведении документальной проверки указанного плательщика налога.

Разъяснение ГФС в Днепропетровской области на своем сайте.

Внешнеэкономическая деятельность

· Если вы случайно пропустили сроки расчетов в сфере ВЭД, но не имеете валютных ценностей за границей, ГФС обнародовала для вас разъяснение с раздела 114.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Налоговики напомнил: исходя из формы Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами (далее - Декларация), субъект предпринимательской деятельности подает Декларацию, если у него имеются валютные средства или имущество, принадлежащие ему и находящиеся за пределами Украины, в том числе с нарушением установленных законодательством сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности.

В то же время, если в связи с нарушением законодательно установленных сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности Декларация подавалась по состоянию на 1 января (1 апреля / 1 июля / 1 октября), но в течение квартала (полугодия / 9 месяцев) средства (товар) поступили и состоянием на следующие отчетные даты за пределами Украины отсутствуют какие-либо валютные ценности и имущество, до конца года Декларацию подавать не нужно.

Следовательно, если были нарушены законодательно установленные сроки расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, но в течение квартала средства (товар) уже поступили (операция закрыта) и по состоянию на отчетную дату за пределами Украины отсутствуют какие-либо валютные ценности и имущество, Декларацию подавать не нужно.

Напмним, что с 7 февраля 2019 г. Декрет о системе валютного регулирования и валютного контроля утрачивает силу, а его нишу занимает новый Закон о валюте..

При исчислении суммы долга в иностранной валюте государственный исполнитель, обнаружив у должника средства в соответствующей валюте, взимает их на валютный счет органа государственной исполнительной службы для дальнейшего перечисления взыскателю. В случае выявления средств в гривнях или иной валюте государственный исполнитель дает поручение о покупке соответствующей валюты и перечислении ее на валютный счет органа государственной исполнительной службы. Это предусматривается ст. 53 Закона Украины "Об исполнительном производстве", действующего на момент возникновения спорных правоотношений. Речь идет о судебном споре, рассмотренном в постановлении Большой Палаты Верховного суда от 04.07.2018 г. по делу № 761/12665/14-ц.

Суд устанавливает, определены ли обязательства в иностранной валюте или в гривне с определением денежного эквивалента в иностранной валюте. При установлении обязательства в иностранной валюте суд не вправе изменять его денежный эквивалент, а в резолютивной части решения должен указать размер и вид иностранной валюты, подлежащей взысканию.

Гривневый эквивалент иностранной валюты, подлежащей взысканию, определяется по официальному курсу НБУ на момент исполнения денежного обязательства, которым является дата зачисления средств на счет взыскателя или выдачи ему наличных.

В случае принятия судом решения о взыскании долга в иностранной валюте взыскателю должна быть перечислена именно иностранная валюта, определенная судебным решением, а не ее эквивалент в гривне. Перечисление суммы в национальной валюте Украины по официальному курсу НБУ не считается надлежащим исполнением.

Разъяснение с раздела 114.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Труд и заработная плата

· О порядке расторжения трудового договора по инициативе работника.

На практике чаще всего встречается увольнение на основании ст. 38 КЗоТ, которой предусмотрено расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по инициативе работника, то есть по собственному желанию.

Увольнение по собственному желанию может быть двух основных видов: увольнение по уважительным причинам и увольнение без уважительных причин.

Перечень (неисчерпаемый) уважительных причин для увольнения по собственному желанию в законодательстве также содержится в ст. 38 КЗоТ.

Далеко не все причины можно подтвердить документально - например, переезд на новое место жительства и т. п.

Иногда работодатели отказывают работникам в ускоренном увольнении именно из-за отсутствия документов, подтверждающих уважительные причины. Решить данную проблему, учитывая несовершенство правового регулирования, непосредственно опираясь на нормы законодательства, невозможно. Работникам нередко бывает проще написать заявление об увольнении без уважительных причин, чем доказывать работодателю важность некоторых очевидных причин.

Когда речь идет об увольнении в связи с уходом за ребенком, по мнению представителей Управления Гоструда, достаточно предоставить документ, подтверждающий наличие ребенка соответствующего возраста или статуса (инвалидность). При этом право на увольнение по упомянутой причиной имеет мать или отец ребенка. А в случае если речь идет о ребенке с инвалидностью, то к данной категории относятся дети до 18-летнего возраста.

В заявлении об увольнении нужно указать конкретные факты нарушения условий договора или трудового законодательства, вызвавшие такое решение.

Заявление должно содержать требование провести окончательный расчет в сроки, предусмотренные ст. 116 КЗоТ, в том числе осуществить выплату выходного пособия в размере трехмесячного среднего заработка согласно ст. 44 КЗоТ (или указать размер, предусмотренный коллективным договором).

Заявление нужно зарегистрировать в канцелярии, а на копии заявления обозначить входящий регистрационный номер. В случае отказа в регистрации заявления предписывается отправить его ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

· Как трудоустроиться иностранцам и лицам без гражданства.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также имеют такие же обязанности, как и граждане Украины (за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины).

Следует отметить, что документом, подтверждающим право иностранца или лица без гражданства на постоянное проживание в Украине, является вид на жительство.

Трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством государства, в котором было осуществлено трудоустройство (наем) работника, и международными договорами Украины.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься прочей трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины.

Подведя итоги, видим, что на иностранных граждан распространяются все права и обязанности, предусмотренные законодательством о труде Украины, если международными договорами не предусмотрено иное.

Сообщение Управления Гоструда в Ровенской области.

· Минюст утвердил Изменения к Инструкции по организации принудительного исполнения решений, согласно которым отчитываться об удержании сумм алиментов из доходов работника придется ежемесячно.

Так, по каждому постановлению о взыскании предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, физическими лицами - предпринимателями, с которыми должник состоит в трудовых отношениях, ежемесячно и по окончании срока соответствующих выплат или при увольнении работника подается отдельный отчет об осуществленных отчислениях и выплатах.

Также увеличен срок взыскания алиментов по исполнительному листу за прошедшее время с трех до десяти лет. При этом, если по исполнительному документу, предъявленному к исполнению, удержание алиментов не производилось в связи с розыском должника, взыскание алиментов должно осуществляться за весь период независимо от установленного десятилетнего срока и достижения совершеннолетия лицом, на содержание которого назначены алименты.

Приказ Минюста от 02.08.2018 г. № 2522/5 вступает в силу 28 августа 2018 г. вместе с Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание" от 03.07.2018 г. № 2475-VIII.

· Норма продолжительности рабочего времени.

Законодательством не предусмотрена единая норма продолжительности рабочего времени в месяц или год. Данная норма может отличаться в зависимости от того, какая рабочая неделя установлена на предприятии (пятидневная или шестидневная), какова продолжительность ежедневной работы, когда установлены выходные дни, а поэтому на предприятиях, в учреждениях и организациях решение об установлении нормы продолжительности рабочего времени на соответствующий год принимается в коллективном договоре самостоятельно при соблюдении, в частности, требований ст. ст. 50 - 53, 67 и 73 КЗоТ Украины.

Именно на это обращало внимание Минсоцполитики в Письме от 19.10.2017 г. № 224/0/103-17/214, когда впервые сообщило, что издавать такое письмо с нормой рабочего времени на 2018 год не планирует. Так и получилось: официального письма Министерства с расчетом норм продолжительности рабочего времени на 2018 год не было.

Не будем забывать, что письма Минсоцполитики, публикуемые в СМИ относительно нормы рабочего времени, не регистрируются в Министерстве юстиции Украины в установленном порядке, а потому не являются нормативным актом. Они служат рекомендациями или, учитывая то, что в них определены все нормообразующие факторы, методическим пособием при расчете нормы продолжительности рабочего времени в год непосредственно на предприятии, учреждении, организации.

Однако в этом году Минсоцполитики, похоже, решило помочь работодателям.

На сайте газеты "Урядовий кур'єр" размещено приложение к Письму Минсоцполитики от 08.08.2018 г. № 78/0/206-18, в котором приведен пример расчета нормы продолжительности рабочего времени на 2019 год, исчисленной по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при одинаковой продолжительности времени работы за день в течение рабочей недели и соответствующим уменьшением продолжительности работы накануне праздничных и нерабочих дней.

При указанных условиях, в зависимости от продолжительности рабочей недели, норма рабочего времени на 2019 год составит:

при 40-часовой рабочей неделе - 1993 часа;

при 39-часовой рабочей неделе - 1950 часов;

при 38,5-часовой рабочей неделе - 1925 часов;

при 36-часовой рабочей неделе - 1800 часов;

при 33-часовой рабочей неделе - 1650 часов;

при 30-часовой рабочей неделе - 1500 часов;

при 25-часовой рабочей неделе - 1250 часов;

при 24-часовой рабочей неделе - 1200 часов;

при 20-часовой рабочей неделе - 1000 часов;

при 18-часовой рабочей неделе - 900 часов.

Согласно ч. 3 ст. 67 КЗоТ в случае, когда праздничный или нерабочий день (ст. 73 КЗоТ) совпадает с выходным днем, выходной день переносится на следующий после праздничного или нерабочего. Поэтому по графику пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье в 2019 году выходной день в воскресенье 28 апреля должен быть перенесен на понедельник 29 апреля, выходной день в воскресенье 16 июня - на понедельник 17 июня, выходной день в субботу 24 августа - на понедельник 26 августа.

Как правило, с целью создания благоприятных условий для празднования, а также рационального использования рабочего времени распоряжениями КМУ рекомендуется переносить рабочие дни для работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. А так как указанное распоряжение носит рекомендательный характер, решение о переносе рабочих дней принимается работодателем самостоятельно путем издания приказа или другого распорядительного документа.

Пенсионное и социальное обеспечение

· ИНК ГУ ГФС в Волынской области от 08.08.2018 г. № 3457/03-20-13-08-07/ІПК.

Сумма начисленной денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска является базой для начисления ЕСВ при выплате работодателем таких сумм в день увольнения работника.

Объясняется это тем, что базой начисления ЕСВ работодателями является, в частности, сумма начисленной каждому застрахованному лицу зарплаты по видам выплат, включающим основную и дополнительную зарплату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме.

При этом суммы денежных компенсаций в случае неиспользования, в частности, ежегодных (основного и дополнительных) отпусков в размерах, предусмотренных законодательством, являются составляющей фонда дополнительной заработной платы как оплата за неотработанное время.

· С внесением изменений в законодательство о пенсионном обеспечении большое значение приобрел страховой стаж. Именно наличие необходимых лет страхового стажа определяет право человека на пенсионное обеспечение.

Ведь с 1 января 2018 г. для выхода на пенсию в возрасте 60 лет необходимо иметь 25 лет страхового стажа.

Ежегодно количество лет страхового стажа, необходимых для назначения пенсии по возрасту в 60 лет, будет увеличиваться на один год, и с 1 января 2028 года составит не менее 35 лет.

Страховой стаж - это период, за который уплачивались взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в размере не менее минимального.

Для зачисления физическим лицам - предпринимателям полного месяца в страховой стаж необходимо уплатить ЕСВ в сумме не меньше минимального страхового взноса (на сегодня - 819,06 грн), а также не забыть подать годовую отчетность о начислении ЕСВ.

При этом обязанность по уплате единого социального взноса не зависит от факта получения или неполучения дохода от предпринимательской деятельности.

Специалисты ГУ Пенсионного фонда Украины в Львовской области подчеркнули: период, за который имеется задолженность по единому социальному взносу, не будет засчитан в страховой стаж до полного погашения долга.

Земля

· Минюст представил видеоролик на тему "Признание договора аренды земельного участка недействительным" из серии информационно-обучающих роликов "Знай свое право на землю".

В видео сообщается, что основные принципы оформления прав на земельные участки в Украине определены в Земельном кодексе Украины, где указывается, в частности, что земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины.

Просмотрев видеоролик, можно будет найти ответы на вопросы, связанные с особенностями прекращения договора аренды земельного участка:

• с какого момента договор аренды следует считать недействительным;

• может быть признан недействительным договор, который расторгнут;

• кто может обращаться в суд с соответствующими исками и т. д.

Договор аренды земли признается недействительным в случае нарушения данным договором норм законодательства, ограниченной дееспособности или недееспособности стороны, нарушения формы договора или порядка волеизъявления стороны, отсутствия реальных последствий договора.

Кроме того, в видеоролике отмечается, что в соответствии со ст. 31 Закона Украины "Об аренде земли" от 06.10.98 г. № 161-XIV определяются правовые основания прекращения договора аренды земли, в числе которых: истечение срока, на который он был заключен; выкупа земельного участка для общественных нужд и принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости в порядке, установленном законом; совмещения в одном лице собственника земельного участка и арендатора; ликвидации юридического лица - арендатора и т. п.

Напоминаем, договор аренды земли может быть расторгнут по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор аренды может быть досрочно расторгнут по решению суда в порядке, установленном законом. Расторжение договора аренды земли в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено законом или таким договором.

Контроль и ответственность

· Постановление Верховного Суда в от 13.03.2018 г. по делу № 804/1113/16.

Иски налогоплательщиков, направленные на обжалование решений (в том числе приказов о назначении проверки), действий или бездействия контролирующих органов относительно назначения и/или проведения проверок, могут быть удовлетворены только в том случае, если до момента вынесения судебного решения не произошел допуск должностных лиц контролирующего органа к спорной проверке.

Суть спора заключается в том, что ОГНИ согласно плану-графику издала приказ о проведении документальной плановой выездной проверки предприятия, по результатам которой составила акт, ставший основанием для принятия налогового уведомления-решения об увеличении предприятию суммы денежного обязательства по НДС по основному платежу и по штрафным санкциям.

Истец, обратившись в суд с требованиями признать незаконным и отменить приказ ОГНИ, обосновал это тем, что на него распространялся мораторий на проведение проверок в соответствии с Заключительными положениями Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII (далее - Закон № 71-VIII).

Коллегия судей отметила, что плательщик налога, который считает нарушенным порядок и основания назначения налоговой проверки, в частности выездной, в отношении него, должен защищать свои права путем недопуска должностных лиц контролирующего органа к такой проверке. Если же допуск к налоговой проверке произошел, в дальнейшем предметом рассмотрения в суде должна быть только суть выявленных нарушений налогового и иного законодательства.

Таким образом, коллегия судей считает обоснованным вывод суда первой инстанции, который заключается в том, что истец, допустив должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки, тем самым утратил свое право на обжалование приказа о проведении выездной проверки. При указанных обстоятельствах отмена акта не может привести к восстановлению нарушенных прав предприятия, поскольку права последнего нарушают лишь последствия проведения такой проверки в виде налогового уведомления-решения.

Вместе с тем истец не лишен права обжаловать указанное налоговое уведомление-решение по основаниям его несоответствия закону или компетенции контролирующего органа, в том числе по основаниям применения к истцу гарантированного государством моратория на проведение проверки, предусмотренного Заключительными положениями Закона № 71-VIII.

· Постановление ВС/КХС в от 23.05.2018 г. по делу № 908/660/17.

Принятие общим собранием ООО решения о выплате участнику дивидендов предоставляет последнему "законное ожидание", что ему такие дивиденды будут выплачены. Невыплата обществом таких дивидендов участнику приравнивается к нарушению права последнего на мирное владение имуществом (решение ЕСПЧ по делу "Брумареску против Румынии" (п. 74), "Пономарев против Украины" (п. 43), "Агрокомплекс против Украины" (п. 166)).

Право на получение части прибыли (дивидендов) пропорционально доле каждого из участников имеют лица, являющиеся участниками общества на начало срока выплаты дивидендов.

В то же время выплата участнику стоимости части имущества ООО, пропорциональной его части в уставном капитале, в связи с его выходом из общества не является основанием для отказа в выплате дивидендов, о выделении которых было принято решение общего собрания на время его участия в обществе.