Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, июль 2018 г — 2 августа 2018 г.

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 23.07.2018 г. № 3237/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Определение налоговых обязательств в случае аннулирования регистрации плательщика НДС.

Плательщик НДС в случае аннулирования его НДС-регистрации должен начислить технические обязательства по НДС по товарам/услугам / необоротным активам, при приобретении которых признавался налоговый кредит, но которые так и не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности (п. 184.7 НКУ). Правда, это не касается случаев аннулирования НДС-регистрации в результате реорганизации налогоплательщика путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения в соответствии с законом.

При этом интересно: необходимо ли начислять такие НДС-обязательства по товарам/услугам / необоротным активам, при приобретении которых налоговый кредит не признавался из-за отсутствия регистрации в ЕРНН налоговой накладной?

Налоговики на этот вопрос ответили так: если суммы НДС при приобретении товаров/услуг, необоротных активов не были включены в состав налогового кредита в связи с тем, что поставщик не зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН, то такие налоговые обязательства на момент аннулирования регистрации лица как плательщика НДС не начисляются.

В то же время контролеры указали, что в случае нарушения продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки (кроме налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена в соответствии с п. 201.16 НКУ) покупатель/продавец таких товаров/услуг имеет право подать к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого продавца/покупателя (приложение Д8 к декларации по НДС).

.

· ИНК ГФСУ от 19.07.2018 г. № 3179/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Плательщики НДС - покупатели, которые осуществляют возврат товаров их поставщику, обязаны откорректировать свой налоговый кредит, признанный по операции по приобретению таких товаров, на основании расчета корректировки (п. 192.1 НКУ).

При этом актуален вопрос: зависит ли период корректировки налогового кредита от факта получения и регистрации в ЕРНН расчета корректировки к соответствующей налоговой накладной?

По этому поводу налоговики отмечают следующее:

• в случае возврата покупателем товара поставщик на дату такого возврата должен составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на дату поставки товара, и предоставить его покупателю для регистрации в ЕРНН;

• покупатель - плательщик НДС должен осуществить корректировку сумм налогового кредита, сформированного при получении товара, по результатам налогового периода, в котором произошел его возврат. При этом корректировка налогового кредита осуществляется независимо от факта получения и регистрации в ЕРНН расчета корректировки к соответствующей налоговой накладной.

Если расчет корректировки составлен в одном налоговом периоде (март 2018 года), а зарегистрирован в другом (апрель 2018 года), то на основании такого расчета корректировки покупатель - плательщик НДС уменьшает налоговый кредит в налоговой отчетности, представляемой по результатам отчетного периода, в котором такой расчет корректировки составлен (независимо от срока регистрации в ЕРНН).

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 19.07.2018 г. № 3171/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Амортизация необоротных активов: общие положения.

Плательщиков налога на прибыль, производственные основные средства которых находятся на консервации, капитальном ремонте, модернизации, модификации, достройке, дооборудовании, реконструкции, беспокоит вопрос: необходимо ли по таким основным средствам прекращать начисление амортизации в налогово-прибыльном учете?

Расчет амортизации основных средств или нематериальных активов в налогово-прибыльном учете осуществляется в соответствии с НП(С)БУ или МСФО с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 НКУ и пп. 138.3.2 - 138.3.4 НКУ (пп. 138.3.1 НКУ).

Причем в налоговом учете амортизации подлежат основные средства, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, если на основные средства, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, в бухучете не прекращается начисление амортизации на период вывода их из эксплуатации в связи с консервацией, капитальным ремонтом, модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией и другим улучшением основных средств, то в налоговом учете на них также будет начисляться амортизация.

Что касается бухучетных нюансов?

Согласно п. 1 П(С)БУ 7 "Основные средства" амортизация - это систематическое распределение стоимости, которая амортизируется, необоротных активов в течение срока их полезного использования (эксплуатации). Поэтому сумма начисленной амортизации зависит от метода начисления амортизации, стоимости, подлежащей амортизации и срока полезного использования основного средства.

Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования (п. 29 П(С)БУ 7).

Таким образом, если объект основных средств находился на консервации в пределах одного месяца - приостанавливать начисление амортизации в бухучете не требуется. Соответственно, и в налоговом учете на такое основное средство будет продолжаться начисления амортизации.

· Формы финотчетности, которые следует подавать вместе с Декларацией по налогу на прибыль.

Сейчас финансовая отчетность является приложением к Декларации по налогу на прибыль (отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью. То есть вместе с соответствующей налоговой декларацией плательщик налога на прибыль обязан подавать квартальную или годовую финансовую отчетность. Такие требования прописаны в п. 46.2 НКУ.

Причем, учитывая недавние изменения в Закон о бухучете, актуальным является вопрос: какие же формы финотчетности следует подавать вместе с Декларацией по налогу на прибыль?

Напомним: с 01.01.2018 ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете не определяет состав промежуточной финотчетности. Теперь данный момент урегулирован в Порядке представления финансовой отчетности, утвержденном Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, в п. 2 которого сказано: предприятия, составляющие финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по национальным П(С)БУ или НП(С)БУГС, заполняют промежуточную финансовую отчетность, охватывающую соответствующий период (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев), нарастающим итогом с начала отчетного года в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах.

Налоговики же поделили налогоплательщиков на категории и представили перечень финансовых отчетов, которые они должны подать вместе с Декларацией по налогу на прибыль или отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации.

Бухгалтерский учет

· Порядок составления первичных документов.

Первичные документы являются основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций. При этом если в первичном документе есть ошибка, то его не следует отражать в бухучете.

Но если в первичном документе допущена несущественная ошибка? Будет ли тогда такой документ подтверждением хозяйственной операции?

В Законе о бухучете еще с 01.01.2018 действует норма, которая предусматривает: несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции и т. д. (ст. 9 Закона о бухучете).

Теперь эту норму продублировали в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88.

Указанные изменения были утверждены Приказом Минфина Украины от 20.06.2018 г. № 565. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Отчетность

· Промежуточная финансовая отчетность.

Предприятие-МСФОшник может подавать меньше информации на промежуточные даты по сравнению с его годовой финансовой отчетностью (п. 5 МСБУ 34).

В то же время, если такое предприятие публикует комплект сокращенной финотчетности в своем промежуточном финотчете, эта сокращенная отчетность должна содержать как минимум (п. 10 МСБУ 34):

• все заголовки и промежуточные итоги, которые были включены в последнюю годовую финотчетность;

• выборочные отдельные пояснительные примечания, как того требует МСБУ 34.

Также не запрещено включать в сокращенную промежуточную финансовую отчетность большее количество информации, нежели минимальные статьи или отдельные пояснительные примечания, приведенные в данном Стандарте (п. 7 МСБУ 34).

По сути, все сводится к тому, что руководство таких предприятий самостоятельно принимает решение об объемах промежуточной финотчетности. А значит, они формально могут позволить себе составлять только две формы: баланс и отчет о финрезультатах.

Склонны к такому мнению и налоговики.

Они утверждают, что плательщики налога на прибыль (кроме субъектов микропредприятий, малого предпринимательства, неприбыльных учреждений и организаций, представительств иностранных субъектов хозяйствования) вместе с соответствующей налоговой декларацией за календарный квартал, полугодие, три квартала представляют квартальную финотчетность, составленную по национальным или международным стандартам, которая включает: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

· ИНК ГФСУ от 23.07.2018 г. № 3227/6/99-99-12-02-01-15/ІПК

Незаконный доступ к управлению предприятием (захват) не оправдывает несвоевременное представление налоговой отчетности - к такому выводу подвели контролеры в ИНК .

Налоговики подчеркнули, что п. 102.6 НКУ предусмотрена возможность увеличения предельных сроков для представления налоговой декларации в отдельных случаях. При этом в течение сроков продления предельных сроков представления налоговой декларации штрафные санкции, установленные НКУ, не применяются.

Кроме того, штрафные санкции, предусмотренные абз. 2 п. 126.1 НКУ, не применяются для согласованных сумм денежных обязательств с предельным сроком уплаты 30.06.2017. Других исключений НКУ не содержит.

Напомним, что 05.12.2017 вступил в силу новый Порядок применения норм пунктов 102.6 - 102.7 статьи 102 главы 9 раздела II Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом Минфина от 20.10.2017 г. № 861.

Внешнеэкономическая деятельность

· Перенесение предельного календарного дня по экспортно-импортным операциям, если он приходится на выходной или праздничный день, не осуществляется.

Об этом сообщили налоговики в разъяснении и напомнили основные тезисы по осуществлению экспортно-импортных операций.

Инвалютная выручка резидентов от экспорта продукции подлежит зачислению на их банковские валютные счета в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) такой экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ, транспортных услуг - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление транспортных услуг.

Импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае если такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития (ст. 2 Закона № 185).

Банк снимает экспортную операцию резидента по поставке продукции, выполнению работ, предоставлению транспортных, страховых услуг с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего (п. 2.3 Инструкции от 24.03.99 г. № 136).

Под осуществлением поставки (в случае ввоза продукции на территорию Украины, если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению) подразумевается оформление таможенной декларации.

Разъяснение из раздела 114.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Наличные расчеты

· ИНК ГФС от 16.07.2018 г. № 3117/6/99-99-14-05-01-15/ІПК. Ответственность за нарушение ведения кассовой дисциплины.

Дискуссия относительно заполнения реквизита "№ з/п" в кассовых ордерах никак не угаснет. На этот раз ГФС в ИНК отмечает следующее:

"По мнению ГФС, в графе "№ з/п" приходных и расходных кассовых ордеров указывается номер по порядку записи, в каждом отдельном приходном и расходном кассовом ордере".

Напомним, что специалисты НБУ в Письме от 12.06.2018 г. № 50-0007/32326 по этому поводу логично отметили:

реквизите "№ з/п" приходного кассового ордера и расходного кассового ордера проставляется номер по порядку... таких ордеров. При этом учитывая, что приходный и расходный кассовые ордера оформляются на каждую операцию по приему/выдаче наличных, в реквизите "№ з/п" проставляется - 1".

Кроме того, налоговики справедливо отметили, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность за неправильное указание номера по порядку графы "№ з/п" приходных и расходных кассовых ордеров.

· Регистрация и введение в эксплуатацию РРО.

Минфин активно проталкивает идею РРО на смартфонах с целью ее законодательного закрепления.

Так, Правительство приняло Постановление о Проведении пилотного проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций.

Инновационная система e-Receipt разработана ГФС, она будет предусматривать оnline регистрацию устройств (персональные компьютеры, планшеты, смартфоны) без представления в контролирующие органы любых бумажных документов и без абонентской платы за пользование ей.

Новую систему можно будет установить на любой гаджет. Она будет предусматривать программное обеспечение для продавца, покупателя и ГФС, а также будет интегрирована с электронным кабинетом налогоплательщика.

Кроме того, система e-Receipt будет работать круглосуточно и будет содержать значительный массив информации для обеспечения потребностей пользователей.

Электронный чек будет генерироваться, регистрироваться в системе ГФС и дополняться QR-кодом, после чего будет передаваться на устройство.

Информация о фискальном номере чека и его QR-код будет хранится в e-Receipt и будет доступна для просмотра в Электронном кабинете плательщика как плательщиком, так и покупателем.

ГУ ГФС в Херсонской области.

Пенсионное и социальное обеспечение

· Назначение и выплата пособия по временной утрате трудоспособности (алгоритм действий).

Пресс-служба Фонда соцстраха сообщает, что с 1 октября 2018 года начнет действовать новая форма заявления-расчета для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам и отдельных выплат пострадавшим на производстве.

Речь идет о Постановлении "Об утверждении Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой трудоспособности и некоторых выплат пострадавшим на производстве за счет средств ФССУ" от 19.07.2018 г. № 12, опубликованном 26.06.2018 в газете "Урядовий кур'єр"..

В частности, согласно принятому Порядку оформленное заявление-расчет может быть предоставлено работодателем и принято Фондом соцстраха в электронном виде с применением ЭЦП.

Также с 1 октября 2018 года вступает в силу система информирования работодателем об осуществленых выплатах застрахованным лицам, имющая цель уменьшить риск возможных задержек при компенсации застрахованным лицам утраченного заработка за период болезни (оплата по больничным листам), выплате пособия по беременности и родам, осуществлении страховых выплат пострадавшим на производстве.

Кроме того, рабочие органы исполнительной дирекции Фонда соцстраха будут осуществлять предварительный контроль правильности начисления выплат и в случае обнаружения ошибок будут предоставлять рекомендации страхователю по их устранению еще до финансирования выплат. Это позволит избежать штрафов, которые сегодня могут накладываться на работодателя в случае обнаружения неправомерного использования средств Фонда соцстраха в ходе проверок по факту уже профинансированных заявлений-расчетов.

При отсутствии информации от страхователя о выплате застрахованным лицам в течение трех месяцев со дня совершения финансирования рабочие органы исполнительной дирекции Фонда будут осуществлять проверку использования страхователем средств Фонда.

· Начисление ЕСВ исходя из размера минимальной заработной платы.

Наемный работник после выхода из отпуска отработал неполный календарный месяц и получил зарплату в размере меньше минимальной. Начислять ли в данном случае ЕСВ с размера минимальной зарплаты?

Налоговики отметили, что наемным работникам по основному месту работы, отработавшие после выхода из любого отпуска (кроме отпуска без сохранения зарплаты) неполный месяц, в котором общая сумма начисленного дохода за месяц не превышает размера минимальной зарплаты, ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты, установленной законом на месяц, за который был получен доход, и ставки ЕСВ в размере 22 %.

Разъяснение с раздела 301.04.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· Порядок представления отчетности по ЕСВ.

Физические лица - предприниматели, в том числе те, которые избрали упрощенную систему налогообложения, в случае принятия решения о ликвидации, прекращении деятельности формируют и представляют в ГФС отчет с указанием типа формы "ліквідаційна" в течение 30 календарных дней со дня проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Такая обновленная норма предусмотрена п. 11 разд. III Порядка № 435.

Напомним, в соответствии с приказом Минфина от 15.05.2018 г. № 511 изложен в новой редакции Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, который заработает с 01.08.2018.

ГУ ГФС в Харьковской области.

Налог на доходы физлиц

· 31 июля - последний день уплаты НДФЛ и ВС физлицами.

В случае неуплаты суммы денежного обязательства до 1 августа налагается штраф в следующих размерах:

- при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 % от погашенной суммы налогового долга;

- при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 % от погашенной суммы налогового долга.

Кроме того, по окончании этих сроков уплаты начисляется, пеня на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки по его уплате.

ГУ ГФС в Черновицкой области.

Военный сбор

· Начисление, удержание и уплата военного сбора.

Специалисты ГУ ГФС в Запорожской области на официальном веб-портале ответили на вопрос: "когда в бюджет перечисляется военный сбор, если налоговый агент начисляет доход, но не выплачивает?".

Если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) налогоплательщику, то налог, подлежащий удержанию с такого начисленного дохода, подлежит перечислению в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные для месячного налогового периода. То есть не позднее 30 календарных дней, следующих за месяцем начисления дохода.

Экологический налог

· Плательщикам экологического налога необходимо обратить внимание на особенности применения коэффициента к ставкам экологического налога (далее - коэффициент).

Коэффициент устанавливается в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей природной среде, а именно:

- в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от его границ применяется коэффициент "3";

- на расстоянии 3 км и более от границ населенного пункта применяется коэффициент "1" (об этом указывается в п. 246.5 НКУ).

Во избежание штрафных санкций плательщикам эконалога следует тщательно определять расстояние от места размещения отходов на полигоне твердых бытовых отходов до границы населенного пункта и применять соответствующую ставку коэффициента.

О штрафных санкциях, которые могут ожидать плательщиков эконалога при неправильном начислении и несвоевременной уплате налога, можно узнать из справочника "Штрафные (финансовые) санкции за нарушение налогового законодательства".

ГУ ГФС в Днепропетровской области.

Контроль и ответственность

· Документальная плановая проверка.

ФЛП на заметку! В ГФС дошла очередь до плана проверок налогоплательщиков-физлиц.

Если на прошлой неделе фискальное ведомство разместило на своем сайте обновленный по состоянию на 16.07.2018 план-график документальных плановых проверок налогоплательщиков-юрлиц, то теперь можно ознакомиться с таким же обновленным по состоянию на 25.07.2018 планом-графиком налогоплательщиков-физлиц.

Речь идет о разделе ІІІ плана-графика "Документальные плановые проверки налогоплательщиков - физических лиц" с учетом корректировки (июль 2018 года). Список самозанятых лиц довольно большой - 2040.

При этом налоговики не усматривают нарушений в корректировке обнародованного плана-графика проверок на 2018 год. Это при том, что ГФС уже информировала о значительном количестве запросов от налогоплательщиков относительно правомерности включения их в план-график проведения документальных плановых проверок на 2018 год и порядка его опубликования на официальном веб-портале ГФС.