Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, июль 2018 г — 31 июля 2018 г.

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Дата возникновения налоговых обязательств с НДС при получении от нерезидента предварительной (авансовой) оплаты в иностранной валюте.

Предприятие - плательщик НДС предоставляет услуги нерезиденту. При этом место поставки таких услуг - таможенная территория Украины. Соответственно, операция облагается НДС.

Поступления инвалютной выручки подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины, в том числе непосредственно НБУ, в размере 50 %. Остаток поступлений в иностранной валюте остается в распоряжении резидентов и нерезидентов и используется ими в соответствии с правилами валютного регулирования.

Соответственно, уполномоченный банк обязан предварительно зачислить инвалютные поступления на распределительный счет, и на следующий рабочий день осуществить обязательную продажу инвалютных поступлений.

Напомним! В соответствии с правилами п. 187.1 НКУ датой возникновения НДС-обязательств по операциям по поставке услуг является дата "первого события":

• дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика НДС в качестве оплаты услуг;

либо

• дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг.

Таким образом, датой поступления выручки в иностранной валюте является дата поступления средств на текущий счет резидента.

Учитывая указанное, налоговики считают, что датой возникновения НДС-обязательств при получении предварительной (авансовой) оплаты в иностранной валюте за предоставленные нерезиденту услуги на таможенной территории Украины является дата поступления средств на текущий счет:

в национальной валюте, поступившей от обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины, и

в иностранной валюте, пересчитанной в гривни по официальному курсу НБУ на дату поступления ее на такой счет.

Разъяснение из раздела 101.06 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· Регистрация налоговой накладной (расчета корректировки) в Едином реестре налоговых накладных.

Плательщик НДС включил в состав налогового кредита суммы НДС по налоговым накладным, в которых отсутствовали коды товаров согласно УКТ ВЭД, но которые все же прошли регистрацию в ЕРНН.

По мнению контроллеров, данные недостатки лишают истца права на формирование сумм налогового кредита по соответствующим налоговым накладным. Следовательно, налоговики против налогового кредита, если в налоговой накладной (даже зарегистрированной в ЕРНН) имеется ошибка.

Однако у судей относительно указанной ситуации имеется иная позиция: если контролеры пропустили регистрацию налоговой накладной с ошибкой (в случае, когда не указан код УКТ ВЭД), значит налоговый орган не выполнял своих обязанностей должным образом. Дальнейшее исключение сумм налогового кредита по данным налоговым накладным, как и применение штрафных санкций, является неправомерным, поскольку обязанность проверки налоговых накладных на соответствие п. 201.10 НКУ при их регистрации положен именно на контролирующий орган.

Постановление ВСУ от 20.06.2018 г. по делу № 819/1383/17.

· ИНК ГФСУ от 13.07.2018 г. № 3098/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае составления налоговой накладной без факта осуществления хозяйственной операции и ее регистрации в ЕРНН плательщик НДС с целью исправления ошибок, допущенных при ее составлении, может заполнить расчет корректировки к ней. Он подлежит регистрации в ЕРНН получателем товаров/услуг, на которого была составлена соответствующая налоговая накладная (п. 192.1 НКУ).

Объемы поставки товаров/услуг и сумма НДС, указанные в данной налоговой накладной (не подтвержденной первичными документами) и расчета корректировки к ней, не подлежат отражению в Декларации по НДС.

При этом, учитывая нормы Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, утвержденного Постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117, и п. 44.1 НКУ, плательщик НДС самостоятельно принимает решение о предоставлении/непредоставлении пояснений к излишне составленным налоговым накладным / расчетам корректировки к ним, регистрация в ЕРНН которых была остановлена, на рассмотрение комиссий, принимающих решение о регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН или отказе в такой регистрации.

В то же время согласно п. 192.1 НКУ расчет корректировки может быть составлен только к зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной. При этом действующими нормами НКУ не предусматривается возможности исключения из ЕРНН поданных на регистрацию налоговых накладных / расчетов корректировки (в том числе составленных без факта осуществления хозяйственной операции).

Относительно применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, ответственность за нарушение сроков регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки в ЕРНН определяется ст. 120 1 НКУ.

При этом ст. 120 1 НКУ не предусматривается исключений относительно применения норм указанной статьи за нарушение сроков регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН.

Делаем вывод: если ошибочная налоговая накладная была заблокирована, можно не подавать "разблокировочные" объяснения. Не нужно также составлять и регистрировать в ЕРНН расчет корректировки к ней. Можно оставить все как есть. К тому же из ЕРНН нельзя исключить представленные на регистрацию налоговые накладные / расчеты корректировки, которые были заблокированы.

Если же ошибочную налоговую накладную таки зарегистрировали в ЕРНН, придется составлять и регистрировать в ЕРНН расчет корректировки к ней.

При этом налоговики намекают, что за несвоевременную регистрацию в ЕРНН даже ошибочных налоговых накладных и расчетов корректировки к ним фискалы будут штрафовать.

· Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

В результате корректировок показателей зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной количество и/или объем равны нулю - при осуществлении корректировок плательщик отражал:

1) корректировку цены в графе 8 вместо графы 9 расчета корректировки;

2) корректировку количества в графе 10 вместо графы 7 расчета корректировки.

С целью исправления ошибок, допущенных при осуществлении такой корректировки, необходимо составить расчет корректировки к налоговой накладной, с помощью которого исправить такие ошибки.

Исправление таких ошибок осуществляется только путем "обнуления" (сторнирования) строк налоговой накладной, которые в результате предыдущих корректировок содержат ошибки (нулевые значения цены при наличии количества товара/услуги или нулевое значение количества при наличии объема товара/услуги).

Добавление новых строк налоговой накладной при осуществлении такой корректировки не происходит.

Одним расчетом корректировки можно исправить только одну строку налоговой накладной, то есть в таком расчете корректировки может быть только одна строка.

Если налоговая накладная содержит несколько строк с аналогичной ошибкой, подлежащих исправлению таким образом, составляется отдельный расчет корректировки к каждой из таких строк налоговой накладной.

В таком расчете корректировки:

• в графе 1 указывается № по порядку корректируемой строки налоговой накладной;

• в графе 2 в зависимости от ситуации указывается причина корректировки "Зменшення обсягу при нульовій кількості" или "Зменшення кількості при нульовому обсягу";

• значение граф 3 - 6 соответствует значению соответственно граф 2 - 5 корректируемой строки налоговой накладной;

• в случае указания в графе 2 причины корректировки "Зменшення кількості при нульовому обсягу" в графе 7 со знаком "-" указывается значение количества, которое осталось в результате предыдущей корректировки;

• в случае указания в графе 2 причины корректировки "Зменшення обсягу при нульовій кількості" в графе 13 со знаком "-" указывается объем, оставшийся в результате предыдущей корректировки;

• графы 8 - 12 не заполняются.

ГУ ГФС в Тернопольской области.

· ИНК ГФСУ от 16.07.2018 г. № 3120/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Порядок заполнения налоговой накладной в части применения округлений, предусмотренных Постановлением № 25.

С 1 июля 2018 года вступило в силу постановление Правления НБУ "Об оптимизации обращения монет мелких номиналов" от 15.03.2018 г. № 25 (далее - Постановление № 25), которое в случае отсутствия монет мелких номиналов требует проводить округление общих сумм в чеках РРО и других документах.

В графе 6 налоговой накладной указывается количество (объем) поставки товаров/услуг, в графе 7 - цена поставки единицы товара/услуги без учета НДС, в графе 10 - объем поставки (база налогообложения) без учета НДС (значение графы 10 рассчитывается путем умножения значения графы 6 на значение графы 7). Такой порядок заполнения граф налоговой накладной предусмотрен п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307 (далее - Порядок № 1307).

К тому же, в п. 4 Порядка № 1307 предусмотрено: все графы налоговой накладной, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.

Таким образом, при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик НДС обязан на дату, определенную ст. 187 НКУ, определить НДС-обязательства, исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 188.1 НКУ. При этом необходимо составить налоговую накладную в порядке, определенном Порядком № 1307, и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Кроме того, налоговики советуют обращаться в Минфин с вопросами относительно порядка составления первичных документов (расходных накладных, заказов-нарядов и т. д.) и отражения в бухучете округленных в чеках и других документах сумм.

Отчетность

· Постановлением КМУ от 11.07.2018 г. № 547.

Порядок представления финансовой отчетности.

Правительство внесло изменения в Порядок представления финансовой отчетности, утвержденного Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419. Документ был приведен в соответствие с Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" относительно усовершенствования некоторых положений" от 05.10.2017 г. № 2164-VIII.

В частности, постановлением предусматривается:

• дополнение перечня предприятий, составляющих финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности;

• представление финансовой отчетности, составленной по МСФО, на основе таксономии в едином электронном формате;

• представление отдельными категориями предприятий вместе с финансовой отчетностью отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства;

• обнародование финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными Законом;

• представление консолидированной финансовой отчетности.

Постановление вступает в силу со дня его опубликования, кроме абз. 8 п. 1 изменений, утвержденных этим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2019 г.

Труд и заработная плата

· Совместители.

Работа по совместительству прежде всего означает, что работник уже имеет основное место работы, где хранится его трудовая книжка. Однако, должен ли работодатель убеждаться в этом?

Как известно, работник имеет право заключать трудовой договор на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, колдоговором или соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ). Указанная норма КЗоТ дает право работникам выполнять работу на условиях совместительства.

Поэтому специалисты Управления Гоструда в Хмельницкой области приводят вполне логичные выводы, что законодательством о труде не установлено:

- обязанности работника уведомлять работодателя, где он работает по совместительству, об увольнении с основного места работы;

- ответственности работодателя за неуведомление его совместителем об увольнении с основного места работы.

Однако это не новая позиция, ведь Минсоцполитики в Письме от 09.06.2017 г. № 294/0/22-17/134 выражало те же позиции.

Более того, профильное Министерство также добавляло, что работодатель не имеет права отказать работнику в приеме на работу по совместительству в связи с отсутствием у него информации о наличии у работника основного места работы. Такой отказ работодателя является нарушением законодательства о труде (см. Письмо Минсоцполитики от 14.04.2017 г. № 8185/0/2-17/13).

· Трудовые книжки работников иностранных компаний.

18 июля КМУ отменил дискриминационную норму о запрете на внесение записей и хранение трудовых книжек своих работников иностранными компаниями на территории Украины. Ведь соответствующая норма прямо противоречит Хозяйственному кодексу Украины, согласно которому иностранные юридические лица на территории Украины приравниваются в правах и юридическом статусе к украинским.

Отмена такого запрета позволяет иностранным юридическим лицам самостоятельно вносить отметки в трудовые книжки своих работников. Теперь им не нужно тратить время и средства на заполнение трудовых книжек Генеральной дирекцией по обслуживанию иностранных представительств.

Вместе с тем упрощена процедура трудоустройства иностранцев. Так, иностранцам после получения разрешения на трудоустройство уже не нужно будет выезжать за границу и снова возвращаться в Украину.

Сейчас же для получения вида на жительство сотрудники Государственной миграционной службы требуют от иностранцев уехать и вернуться в Украину. При этом такой выезд/въезд может быть осуществлен через территорию любой страны и не предполагает получения каких-либо дополнительных документов.

Принятое решение предусматривает отмену возможности отказа в оформлении вида на жительство на основании того, что дата въезда в Украину предшествует дате получения разрешения на трудоустройство.

· Перевод на другую работу.

Работница находится в отпуске по уходу за ребенком. На предприятии ее попросили написать заявление на перевод на другую должность. Должен ли работодатель беспокоить работницу во время отпуска?

Перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, а также перевод на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, учреждением, организацией, допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ст. 33 КЗоТ, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Напомним: ст. 33 КЗоТ предусматривает, что временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается только с его согласия.

В тероргане Гоструда подчеркнули, что в указанном случае для перевода на другую должность должно быть дано согласие работницы, зафиксированное в письменном заявлении.

Относительно того, может ли работодатель беспокоить работницу во время отпуска по уходу за ребенком, в Гоструда отметили, что ч. 3 ст. 2 Закона об отпусках предусматривает только предоставление отпуска определенной продолжительности с сохранением на его период места работы (должности), заработной платы (пособия).

Управления Гоструда в Ривненской области.

Пенсионное и социальное обеспечение

· Порядок представления отчетности по ЕСВ.

С 1 августа 2018 г. вступает в силу Приказ Минфина от 15.05.2018 г. № 511, которым изложен в новой редакции Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Обновленный отчет по ЕСВ следует подать за август не позднее 20 сентября 2018 г.

Поэтому по новым формам:

работодателями подается приложение 4 "Звіт про суми нарахованої заробітної плати (доходу, грошового забезпечення, допомоги, надбавки, компенсації) застрахованих осіб та суми нарахованого єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування" впервые за отчетный период август 2018 года, а предельный срок подачи - 20 сентября 2018 года;

самозанятые лица - приложение 5 "Звіт про суми нарахованого доходу застрахованих осіб та суми нарахованого єдиного внеску" за отчетный период за 2018 год - до 10 февраля 2019 года.

Поэтому приложение 4 (отчет по ЕСВ) за июль 2018 года подаем до 20 августа 2018 года еще по старой форме.

Напомним: в связи с изменениями в законодательстве, начиная с 01.01.2018, предприниматели на общей системе налогообложения уплачивают ЕСВ за себя по результатам каждого квартала. Такие платежи должны осуществляться до 20-го числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос.

· ИНК ГФСУ от 12.07.2018 г. № 3076/ІПК/25-01-13-06-09Г.

Порядок уплаты ЕСВ работодателями.

Для предприятий, в которых работают лица с инвалидностью, размер ЕСВ составляет 8,41 % суммы начисленной заработной платы.

Основанием для применения этого размера ЕСВ является заверенная копия справки к акту осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности (п. 8 разд. III Порядка № 449).

Учитывая это, Черновицкие налоговики в ИНК отмечают, что начисление ЕСВ в размере 8,41 % на заработную плату работающему лицу с инвалидностью осуществляется в период:

- с даты установления группы инвалидности, но не ранее получения работодателем заверенной копии справки к акту осмотра в МСЭК;

- до даты отмены инвалидности на основании решения данной комиссии.

При этом до даты получения заверенной копии указанной справки и после даты отмены инвалидности работодатель начисляет ЄСВ в размере 22 %.

Однако налоговики не указали, что заверение копии справки к акту осмотра в МСЭК об установлении группы инвалидности осуществляется непосредственно предприятием, учреждением или организацией, где работает лицо с инвалидностью (п. 8 разд. III Порядка № 449).

То есть работник должен предъявить работодателю справку к акту осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности. Работодатель должен сделать копию этой справки, заверить ее своей печатью и надписью, например "С оригиналом верно", проставить дату заверения и передать ее в бухгалтерию. Такая копия является достаточным основанием для применения ставки начисления ЕСВ в размере 8,41 %.

Напоминаем, что, начиная с августа, будем руководствоваться обновленными нормами Порядка № 435 и использовать обновленные формы отчетности. Но в текущем месяце при составлении отчетности по ЕСВ следует пользоваться действующей редакцией.

· Листок нетрудоспособности: форма и порядок выдачи

Минсоцполитики опубликовало проект постановления о создании Электронного реестра листков нетрудоспособности (ЭРЛН). Такой Реестр будет создан в срок до 1 января 2019 года как подсистема Реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.

ЭРЛН - система накопления, хранения и использования информации о выданных, продленных и учтенных больничных листах.

Что же даст внедрение ЭРЛН?

Для работников: замена бумажной формы больничного листа на электронную форму упростит процесс оформления временной нетрудоспособности и ускорит начисление пособия в связи с данным страховым случаем.

Для работодателей: невозможность фальсификации листков нетрудоспособности и недопущение нарушений при их выдаче позволит сохранить средства работодателя, неправомерно выплаченные за период временной нетрудоспособности работников до пяти дней включительно.

Внешнеэкономическая деятельность

· Письмо НБУ от 12.07.2018 г. № 40-0006/38073

Порядок и сроки представления декларация о валютных ценностях, доходах и имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами.

Письмо от 17.04.2003 г. НБУ № 28-311/1929-2823 и ГНАУ № 3368/5/23-5316 (далее - Совместное письмо), которым доводилась последовательность представления субъектами предпринимательской деятельности (далее - СПД) Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, утвержденной приказом Минфина Украины от 25.12.95 г. № 207 (далее - Декларация), и получение ими справки о проведении декларирования по установленной форме, утратил актуальность и отозван с мест применения. Отныне такое декларирование осуществляется отдельно в Государственной фискальной службе Украины (далее - ГФСУ) и в Национальном банке Украины (далее - НБУ) без определенной последовательности, которая была доведена Совместным письмом.

Дальнейшее декларирование СПД валютных ценностей и другого имущества, находящихся за границей, осуществляется в НБУ по форме и в порядке, определенным приказом Минфина Украины от 25.12.95 г. № 207.

СПД могут отправлять Декларации в бумажной форме в НБУ почтовой связью:

В то же время Законом Украины "О валюте и валютных операциях" от 21.06.2018 г. № 2473-VIII (далее - Закон № 2473) декларирование валютных ценностей и другого имущества, принадлежащих резидентам Украины и находящихся за пределами Украины, не предусмотрено. Закон № 2473 опубликован в газете "Голос Украины" от 06.07.2018 г. № 121. Закон № 2473 вступил в силу со дня, следующего за днем его опубликования и вводится в действие через 7 месяцев со дня вступления в силу.

Контроль и ответственность

· Пеня: общие вопросы.

При начислении пени стоит учесть, что с 13 июля 2018 года правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 17,5 % годовых. Предыдущий размер учетной ставки на уровне 17 % был установлен с 02.03.2018.

Напомним, что при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства, определенного НКУ (в том числе за период административного и/или судебного обжалования), начисляется пеня за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день.

При самостоятельном начислении суммы денежного обязательства налогоплательщиком начисление пени начинается после истечения 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, определенного пп. 129.1.3 НКУ (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени), начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в его уплате, включая день погашения, из расчета 100 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день.

ГУ ГФС в Винницкой области.