Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, июль 2018 г — 25 июля 2018 г.

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 10.07.2018 г. № 3046/6/99-99-15-03-02-15/ІНК.

Плательщик НДС осуществляет инвестиционную деятельность и до получения права собственности на недвижимое имущество (нежилые помещения) заключает предварительный договор, в котором покупатель обеспечивает заключение основного договора путем внесения гарантийного платежа. При заключении основного договора плательщик НДС выступает продавцом.

Если же условиями договора предусмотрено, что гарантийные платежи выполняют исключительно функцию средства обеспечения выполнения обязательств и подлежат возврату после подписания основного договора, то эта сумма Если условиями предварительного договора предусмотрено, что средства в виде гарантийных платежей засчитываются в оплату имущества, то такая сумма гарантийных платежей увеличивает базу обложения НДС у плательщика.

гарантийных платежей не увеличивает базу обложения НДС.

В случае изменения направления использования полученного ранее гарантийного платежа, который сначала выполнял функцию средства обеспечения заключения основного договора и в дальнейшем направляется в счет оплаты за имущество, что должно быть обусловлено дополнительным соглашением к договору, на дату изменения направления использования гарантийного платежа плательщик должен начислить налоговые обязательства по НДС на сумму полученных гарантийных платежей.

· ИНК ГФСУ от 04.05.2018 г. № 2004/6/99-99-07-05-06-15/ІНК.

ГФС отмечает: ответственность, предусмотренная ст. 120 1 НКУ за нарушение предельных сроков регистрации в ЕРНН ошибочных (лишних) налоговых накладных, не применяется.

Впрочем, налоговики все-таки напомнили: согласно требованиям п. 120 1.1 НКУ за нарушение плательщиками НДС предельного срока, предусмотренного ст. 201 НКУ, для регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН (кроме налоговой накладной, не предоставляемой получателю (покупателю), составленной на поставки товаров/услуг для операций, освобожденных от налогообложения или облагаемых по нулевой ставке), влечет за собой наложение на плательщика НДС, на которого в соответствии с требованиями ст. ст. 192 и 201 НКУ возложена обязанность по такой регистрации, штрафа в размере:

10 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки, - в случае нарушения срока регистрации до 15 к. дн.;

20 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки, - в случае нарушения срока регистрации от 16 до 30 к. дн.;

30 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки, - в случае нарушения срока регистрации от 31 до 60 к. дн.;

40 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки, - в случае нарушения срока регистрации от 61 до 365 к. дн.

При регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной до начала проведения проверки, предметом которой является соблюдение требований НКУ по своевременности регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН, штрафные санкции, предусмотренные п. 120 1.2 НКУ, не применяются.

То есть штрафные санкции по НДС за нарушение плательщиком налога предельных сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН применяются в соответствии с п. 120 1.1 НКУ, вне зависимости от начала проведения камеральной проверки органами ГФС.

· ИНК ГФСУ от 10.07.2018 г. № 3048/6/99-99-15-03-02-15/ІНК.

При составлении налоговой накладной без факта осуществления хозяйственной операции и ее регистрации в ЕРНН плательщик НДС в соответствии с п. 192.1 НКУ с целью исправления ошибок, допущенных при составлении такой налоговой накладной, может составить расчет корректировки к ней. Такой расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН получателем товаров/услуг, на которого была составлена такая налоговая накладная.

Объемы поставки товаров/услуг и сумма НДС, указанные в такой налоговой накладной (не подтвержденной первичными документами) и расчете корректировки к ней, не подлежат отражению в декларации по НДС.

При этом суммы НДС, указанные в налоговой накладной, составленной без факта осуществления хозяйственной операции, и расчете корректировки к ней, при их регистрации в ЕРНН учитываются в соответствующих объемах при расчете регистрационной суммы, а следовательно влияют на значение показателя "SПеревищ".

Поскольку НКУ не предусмотрена возможность изъятия из ЕРНН зарегистрированных налоговых накладных (в т. ч. составленных ошибочно) или их неучтения при расчете регистрационной суммы, урегулирование затронутого вопроса возможно путем внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

· Копии документов, которые подаются на рассмотрение комиссии ГФС для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, заверять не нужно.

Такие документы подаются в отсканированном виде в формате PDF в виде отдельных приложений к Уведомлению о подаче документов о подтверждении реальности осуществления операций с соответствующим наложением на них электронной цифровой подписи подписанта (подписантов) и электронной печати (при наличии).

Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, определен п. 14 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117.

Разъяснение из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 19.03.2018 г. № 1080/6/99-99-15-02-02-15/ІНК.

Объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, определяемая путем корректировки бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ (пп. 134.1.1 НКУ).

Нормами Налогового кодекса не предусматривается разниц для корректировки финрезультата до налогообложения на суммы расходов на содержание необоротных активов и расходов на оплату труда за время вынужденного простоя. Данные расходы отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата до налогообложения.

При этом налоговая амортизация основного средства, не предназначенного для использования в хозяйственной деятельности во время вынужденного простоя, не начисляется в соответствии с требованиями пп. 138.3.1 НКУ.

Вместе с тем согласно п. 138.1, п. 138.2 НКУ финансовый результат до налогообложения корректируется на разницы, возникающие относительно операций по ремонту указанного объекта непроизводственных основных средств.

Контролируемые операции

· Последний день для представления Отчета о контролируемых операциях за 2017 отчетный год (30.09.2018) приходится на выходной день (воскресенье), поэтому налогоплательщики должны подать такой Отчет не позднее 01.10.2018.

Налоговики обращают внимание на то, что с учетом особенностей электронного документооборота налогоплательщикам стоит заранее позаботиться о своевременном представлении Отчета о контролируемых операциях с целью возможности при его непринятии по любым техническим или форс-мажорным обстоятельствам принять меры для решения данного вопроса до окончания предельного срока представления Отчета о контролируемых операциях.

С целью упрощения для плательщиков процедуры заполнения Отчета Порядком составления Отчета о контролируемых операциях, утвержденным приказом Минфина от 18.01.2016 г. № 8 (далее - Порядок № 8), предусмотрена возможность при использовании налогоплательщиком для установления соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" методов цены перепродажи, "расходы плюс", чистой прибыли, распределения прибыли приведения в Отчете о контролируемых операциях обобщенной информации о совокупности таких контролируемых операций (п. 6 разд. І Порядка № 8). Как отмечается в разд. V данного Порядка, группировка контролируемых операций в их совокупность для отражения обобщенной информации в приложении разрешается по контролируемым операциям, имеющим одинаковые условия поставок и другие показатели этих контролируемых операций, отражаемых в графах 2 - 6, 9 - 11, 21, 22 раздела "Відомості про контрольовані операції" приложения.

В то же время, если особенности отдельных видов экономической деятельности предполагают наличие договоров, предусматривающих периодические операции в течение отчетного года, то при неизменности условий поставок и других показателей, отражаемых в графах 2 - 13, 16, 18, 19, 21 - 23 раздела "Відомості про контрольовані операції" приложения, данные о таких операциях указываются в одной строке суммарно (п. 19 разд. IV Порядка № 8).

Таким образом, суммарное отражение нескольких контролируемых операций в одной строке приложения (п. 19 разд. IV Порядка № 8) возможно при применении любого метода ТЦО, но только в контролируемых операциях в рамках одного контракта с идентичными товарами, поставляемыми по неизменной цене.

Вместе с тем группировка контролируемых операций (п. 6 разд. I и разд. V Порядка № 8) предоставляет более широкие возможности для обобщения различных товаров (на уровне товарной позиции УКТ ВЭД), поставляемых по разной цене и по разным контрактам и при условии использования методов цены перепродажи, "расходы плюс", чистой прибыли.

Наличные расчеты

· Ограничение суммы наличных расчетов.

Субъекты хозяйствования вправе осуществлять расчеты наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам: с физическими лицами - в размере до 50 000 грн включительно. Это ограничение установлено п. 6 разд. II Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного Постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

ГФС в ИНК от 22.05.2018 г. № 2260/6/99-99-14-05-01-15/ІНК уже указывала, что, по ее мнению, ограничение 50 000 грн касается исключительно наличных расчетов между субъектом хозяйствования и физическим лицом за товары, работы, услуги и такое ограничение не распространяется на расчеты по выплатам, связанным с оплатой труда сотрудников. В то же время для получения разъяснения по затронутым вопросам предложила обратиться в НБУ.

В более свежей ИНК ГФС от 09.07.2018 г. № 3010/6/99-99-14-05-01-15/ІНК налоговики снова убеждают, что ограничение 50 000 грн касается исключительно наличных расчетов между субъектом хозяйствования и физическим лицом за товары, работы, услуги и такое ограничение не распространяется на расчеты по выплатам, связанным с оплатой труда сотрудников, материальной помощи по временной нетрудоспособности (в т. ч. пособия по беременности и родам) и предоставление возвратной финансовой помощи.

Налогоплательщик спрашивал о выплате зарплаты, пособия по временной нетрудоспособности (в т. ч. пособия по беременности и родам), выплачиваемые за счет как работодателя, так и средств Фонда социального страхования, и расчеты по предоставлению возвратной финансовой помощи в сумме более 50 000 гривен .

Однако НБУ в письме от 22.05.2018 г. № 50-0007/28247 указывал, что установленные требования распространяются на расчеты по сделкам с участием субъектов хозяйствования, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе на выдачу и возврат средств под отчет, финансовой помощи, выплаты, связанные с оплатой труда.

Поэтому вопрос остается открытым, как работодателю, не нарушая установленных норм, выплатить сумму декретных или зарплату вместе с суммой компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, если эти суммы превышают 50 000 грн, а работник не имеет возможности или не желает получать их на карточный счет в банке.

Труд и заработная плата

· Работник по собственному желанию в обязательном порядке может получить отпуск без сохранения заработной платы. Перечень случаев, по которым предоставляется такой отпуск, приведен в ст. 84 КЗоТ.

По семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок, обусловленный соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, но не более 15 календарных дней в год (ч. 2 ст. 84 КЗоТ, ст. 26 Закона Украины "Об отпусках" (далее - Закон)).

Минсоцполитики в письме от 29.04.2016 г. № 243/13/116-16 разъяснило, что важными гарантиями при предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, установленными ст. ст. 25 и 26 Закона, является то, что на время их предоставления за работником сохраняется его место работы (должность), а время пребывания в таких отпусках засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск.

Виды отпусков, предоставляемых работникам, определены в ст. 4 Закона. Законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором могут устанавливаться другие виды отпусков (ч. 2 ст. 4 Закона). То есть коллективным или трудовым договором могут устанавливаться только другие виды отпусков, не определенные в ст. 4 Закона. Стоит отметить, что норма ч. 2 ст. 4 Закона не распространяется на отпуска без сохранения заработной платы, так как такой вид отпусков определен Законом и установлена конкретная продолжительность этих отпусков.

Минсоцполитики отмечает, что другие виды отпусков, предусмотренные коллективным договором, соглашением или трудовым договором, должны быть оплачены. Установление других видов неоплаченных отпусков является нарушением законодательства о труде.

Главное Управление Гоструда в Днепропетровской области.

· Собственник или уполномоченный им орган не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В то же время в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности.

Специалисты ГУ Гоструда во Львовской области на своем сайте указывают: об изменении существенных условий труда (систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и т. д.) работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.

Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда может быть основанием для прекращения трудовых отношений в соответствии с п. 6 ст. 36 КЗоТ Украины.

Плата за землю

· Приказом Минфина от 06.07.2018 г. № 602 утверждены три обобщающих налоговых консультации по некоторым вопросам налогообложения платы за землю:

1. Относительно взимания платы за землю в случае аренды площади в многоквартирном доме.

Консультация определяет, что непосредственным плательщиком платы за землю выступает лицо, в отношении которого осуществлена регистрация государственных прав на земельный участок под домом и придомовую территорию (учреждение или организация, которая осуществляет управление многоквартирным домом государственной или коммунальной собственности; объединение совладельцев многоквартирного дома, являющееся субъектом регистрации в соответствии с решением совладельцев).

2. Относительно уплаты земельного налога собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, права на который у такого лица не оформлены.

Консультация определяет, что лицо, владеющее недвижимым имуществом, расположенным на земельном участке, права на который для такого лица не оформлены, нельзя считать плательщиком земельного налога в понимании ст. 269 НКУ до момента возникновения соответствующих прав такого лица на земельный участок в соответствии с записью, сформированной в Государственном земельном кадастре в порядке, определенном законом. До такого момента указанное лицо в соответствии с требованиями НКУ не должно уплачивать земельный налог.

3. Относительно взимания земельного налога с физлиц - предпринимателей - плательщиков единого налога.

Указанная консультация определяет, что:

физлицо - предприниматель - плательщик единого налога, использующий здания (сооружения), их части для осуществления хозяйственной деятельности и оформивший в соответствии с требованиями законодательства свои права на земельный участок под такими объектами, не должен уплачивать земельный налог;

подпункт 4 п. 297.1 НКУ не предусматривает освобождения от земельного налога для физлица - предпринимателя - плательщика единого налога в случае, если обязанность по уплате налога возникает у него как у совладельца многоквартирного дома в составе расходов на управление.

· Для земельных участков, информация о которых не была внесена в сведения Государственного земельного кадастра, и в случае, если в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель для земельного участка, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф) при расчете его нормативной денежной оценки, применяется со значением 3,0.

Соответствующая норма предусматривается приказом Минагрополитики и продовольствия Украины от 27.03.2018 г. № 162, вступающего в силу с 17.07.2018.

Налоговые обязательства по плате за землю исчисляются в соответствии с выпиской о нормативной денежной оценке земельного участка, выполненной и утвержденной в порядке, определенном Законом об оценке земли, с применением к ней кумулятивной величины коэффициента индексации, рассчитанной в зависимости от даты утверждения такой НДО.

Вместе с тем при наличии в сведениях Кадастра о земельном участке признаков, указанных в Порядке № 489, плательщику платы за землю целесообразно обратиться в орган местного самоуправления по местонахождению данного участка относительно выполнения работ по землеустройству и НДО с целью внесения соответствующих сведений в Кадастр.

Разъяснение из раздела 112.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Контроль и ответственность

· Налоговики за первое полугодие 2018 г. уже несколько раз размещали обновленный план-проверок, который постоянно почему-то корректируется, включая все новых и новых налогоплательщиков.

В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются плательщики, имеющие риск неуплаты налогов и сборов, неисполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы. Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, который делится на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, средней - не чаще одного раза в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год.

Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, перечень рисков и их деление по степеням значимости (высокий, средний, незначительный) утверждены приказом Минфина от 02.06.2015 г. № 524, последние внесенные изменения в который, заработали с 29.05.2018.

План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков на 2018 год был сформирован и обнародован на официальном веб-портале ГФС 22.12.2017.

Обновление годового плана-графика осуществляется в случае его корректировки. План-график с учетом корректировок размещается на официальном веб-портале ГФС в разделе "Планы и отчеты работы".

· Постановление ВС от 24.05.2018 г. № 803/1038/17.

Верховный Суд рассмотрел иск ФЛП, к которому был применен штраф за неоприходование наличности в Книге доходов и расходов общесистемщика.

Из высказанных ранее правовых позиций в постановлениях от 01.04.2014 г. по делу № 21-54а14 и от 28.02.2018 г. по делу № 824/2588/13-а следует, что в случае проведения наличных расчетов с применением РРО оприходованием наличности является:

• совокупность действий по фиксации полной суммы фактических поступлений наличности в фискальных отчетных чеках РРО (данных расчетной книги)

• отражение на их основании наличности в книге учета расчетных операций.

Неотражение наличных в КУРО после проведения расчетной операции с применением РРО является нарушением порядка оприходования наличности; ответственность установлена Указом Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 12.06.95 г. № 436/95.

Однако надлежащая, своевременная и полная фиксация наличных в фискальных отчетных чеках РРО и отражение на их основании наличности в КУРО предпринимателем была обеспечена. Учитывая это, ВС не увидел оснований для применения штрафных санкций за неоприходование, поскольку нарушения ведения Книги учета доходов и расходов сами по себе не дают оснований для наложения штрафа.

К сведению

· Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 17,5 % годовых с 13 июля 2018 года.

Соответствующая информация размещена на сайте НБУ.Речь идет о решении Правления НБУ от 12.07.2018 г. № 443-рш.

Предыдущий размер учетной ставки на уровне 17 % был установлен с 02.03.2018.

· Отчет о суммах налоговых льгот

ГФСУ обнародовала Справочник № 89/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, и Справочник № 89/2 прочих налоговых льгот.

Данные соответствующих справочников используются налогоплательщиками при заполнении Отчета о суммах налоговых льгот по форме, утвержденной Постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233, а также при заполнении налоговой отчетности.

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в июне 2018 года, по сравнению с маем 2018 года, составляет 100,0 %.