Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, январь 2018 г. — 1 февраля 2018 г.

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 09.01.2018 г. № 82/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Согласно условиям договора о предоставлении услуг облачной IT-инфраструктуры, предоставленного к письму заявителя, услуги резидента Латвии украинскому заказчику состоят из предоставления в пользование/права на пользование на определенных условиях, в т.ч. на условиях аренды, совокупности технических, аппаратных, программных средств и программного обеспечения.

Фискалы подытоживают, что платежи, получаемые резидентом Латвии от резидента Украины в оплату предоставленных нерезидентом услуг, подпадают под термин «роялти», определенный п. 3 ст. 12 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доход и на имущество, при выплате которых применяется ставка налога 10%, предусмотренная п. 2 ст. 12 Конвенции.

Согласно п. 2 Порядка подключения к глобальным сетям передачи данных, утвержденного Постановлением КМУ от 12.04.2002 г. № 522, и ГКУ, сервер подпадает под понятие движимых вещей.

Таким образом, поскольку местом поставки нерезидентом услуг по предоставлению в аренду (лизинг) движимого имущества (в т.ч. серверов) и других услуг в сфере информатизации резиденту - плательщику НДС считается место, в котором такой резидент - плательщик НДС зарегистрирован как субъект хозяйствования (таможенная территория Украины), то операция по поставке указанных услуг является объектом обложения НДС.

Если резидент - плательщик НДС на таможенной территории Украины получает от нерезидента услуги по предоставлению в аренду (лизинг) движимого имущества (в т.ч. серверов) и других услуг в сфере информатизации, то этот резидент - плательщик НДС является ответственным за начисление и уплату НДС в бюджет по данной операции.

Что касается формирования резидентом - плательщиком НДС суммы налогового кредита по операциям по приобретению у нерезидента услуг по аренде серверов и других услуг в сфере информатизации, а также отражения данных операций в налоговой отчетности по НДС, фискалы отметили: согласно п. 198.1 и п. 198.2 НКУ, в состав налогового кредита относятся суммы налога, уплаченные/начисленные при осуществлении, в частности, операций по получению услуг, предоставленных нерезидентом на таможенной территории Украины, и в случае получения услуг, местом поставки которых является таможенная территория Украины.

Для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины датой отнесения сумм налога в состав налогового кредита является дата составления налогоплательщиком налоговой накладной по данным операциям, при условии регистрации этой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.

Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утвержден приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 г. № 21 (далее - Порядок № 21).

Объемы услуг (с налогом на добавленную стоимость), полученных на таможенной территории Украины от нерезидента, отражаются в строке 6 р. I «Налоговые обязательства» и строке 13 р. II «Налоговый кредит» налоговой декларации по НДС (пп. 7 п. 3 и пп. 1 п. 4 р. V Порядка № 21).

· ИНК ГФСУ от 05.01.2018 г. № 72/6/99-99-12-03-02-15/ІПК.

Определенная главой 19 ГКУ и п. 102.5 НКУ исковая давность не касается порядка возмещения НДС, установленного ст. 200 НКУ, и показателей налоговой отчетности по НДС.

Следовательно, в случае принятия плательщиком НДС решения о возврате суммы бюджетного возмещения такой налогоплательщик имеет право включить в заявление о возврате суммы бюджетного возмещения остаток отрицательного значения НДС до полного его погашения, независимо от истечения сроков исковой давности (1095 дней), при условии, если суммы НДС, с которых сформирован такой остаток, уплачены поставщикам товаров/услуг.

· ИНК ГФСУ от 02.01.2018 г. № 6/6/99-99-12-02-01-15/ІПК.

Лицо - договор о совместной деятельности в обязательном порядке должно быть зарегистрировано плательщиком НДС без создания юридического лица, в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно р. V НКУ, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому договору в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн (без учета НДС).

При этом договор о совместной деятельности без создания юридического лица, зарегистрированного плательщиком НДС, обязан представлять в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, и уплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах, установленных НКУ и законами по вопросам таможенного дела.

Кроме того, оператор совместной деятельности обязан составлять отдельный баланс, отчет о финансовых результатах, а также формы, необходимые участникам совместной деятельности без создания юридического лица для составления собственной финансовой отчетности с учетом результатов совместной деятельности, своей доли в активах и обязательствах.

В случае получения прибыли в рамках договора о совместной деятельности, данная прибыль распределяется пропорционально стоимости вкладов участников в общее имущество, если иное не предусмотрено договором. Сумма прибыли, полученной каждым участником договора простого общества в пределах совместной деятельности, является доходом каждого участника и подлежит включению в целях налогообложения в состав дохода отдельного лица - участника простого общества.

· ИНК Офиса крупных плательщиков налогов ГФС от 05.01.2018 г. № 50/ІПК/28-10-01-03-11.

Если филиал утратил право составления налоговой накладной/расчета корректировки, то в случае необходимости составления расчета корректировки к сводной налоговой накладной, составленной согласно п. 199.1 НКУ, в расчете корректировки указываются дата составления и порядковый номер такой сводной налоговой накладной.

В строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» отмечается условный индивидуальный номер «600000000000», а в других строках, отведенных для заполнения данных покупателя, плательщик указывает наименование и индивидуальный налоговый номер головного предприятия.

· ИНК ГУ ГФС в Харьковской области от 05.01.2018 г. № 52/ІПК/20-40-12-01-11

С целью обеспечения в полном объеме регистрации расчетов корректировки в ЕРНН, функционирование которого обеспечивается с учетом последних изменений в нормативно-правовые акты, расчеты корректировки, составляемые в случае изменения (дополнения) номенклатуры поставки товаров/услуг, следует составлять с учетом следующего.

Если после составления и регистрации в ЕРНН налоговой накладной происходит изменение номенклатуры поставки товаров/услуг поставщик (продавец) в расчете корректировки со знаком «-» отмечает показатели относительно товаров/услуг, номенклатура которых меняется (аннулируется). При этом в графе 1 такого расчета корректировки в обязательном порядке указывается № по порядку строки налоговой накладной, которая корректируется (номенклатура которой аннулируется).

Для добавления новой товарной позиции, которой не было в налоговой накладной, которая корректируется, в расчете корректировки к этой налоговой накладной со знаком «+» в отдельных строках отмечаются показатели номенклатуры товаров/услуг, которые добавляются (новые товарные позиции). При этом в графе данного расчета корректировки таким новым товарным позициям присваиваются новые очередные порядковые номера строк, которых не было в налоговой накладной, которая корректируется.

Например: в налоговой накладной были три строки с разным видом (номенклатурой) товара, и необходимо аннулировать товар (номенклатуру) по второй строке и добавить новый товар (номенклатуру). В этом случае в расчете корректировки к данной налоговой накладной:

• для аннулирования товара, указанного в строке «2» налоговой накладной, в графе 1 отмечается номер строки «2» и со знаком «-» - показатели относительно данного товара;

• для добавления нового товара (номенклатуры) в графе 1 указывается «4» и со знаком «+» - показатели относительно нового товара.

В случае если происходит только изменение количественных и/или стоимостных показателей налоговой накладной, без изменения непосредственно номенклатуры товаров/услуг, данная корректировка осуществляется записью в одной строке в расчете корректировки к налоговой накладной, в графе 1 которого отражается № по порядку строки налоговой накладной, которая корректируется.

В свою очередь, если в результате составления поставщиком расчета корректировки в связи с осуществлением замены и/или дополнения номенклатуры товаров/услуг происходит увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировка номенклатуры в итоге не меняет сумму компенсации, то данный расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН поставщиком товаров/услуг.

Если в результате составления поставщиком расчета корректировки в связи с осуществлением замены и/или дополнения номенклатуры товаров/услуг происходит уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, то данный расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН получателем (покупателем) товаров/услуг, и для этого поставщик направляет такой составленный расчет корректировки получателю.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 11.01.2018 г. № 116/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

В целях налогообложения малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды не относятся к основным средствам.

Группы основных средств (прочих необоротных активов) и минимально допустимые сроки их амортизации в налоговом учете установлены пп. 138.3.3 НКУ.

В частности, для групп 10 (библиотечные фонды) и 11 (малоценные необоротные материальные активы) минимально допустимые сроки полезного использования не установлены.

С учетом положений пп. 138.3.1 НКУ стоимость библиотечных фондов и малоценных необоротных активов в налоговом учете не подлежит амортизации.

Отражение разниц, возникающих при начислении амортизации необоротных активов и предусматривающих корректировку финансового результата до налогообложения на основании п.п. 138.1, 138.2 НКУ, осуществляется в строках 1.1.1 и 1.2.1 АМ приложения РІ к Декларации по налогу на прибыль предприятия.

При определении разниц в соответствии с п.п. 138.1 и 138.2 НКУ учитывается вся сумма начисленной в отчетном периоде амортизации основных средств и нематериальных активов независимо от того, включена ли такая амортизация в состав расходов по правилам бухгалтерского учета.

Налоговики в ИНК сообщают, что значение строки 1.1.1 приложения РІ к Декларации, в котором отражается сумма начисленной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с правилами бухучета, которая учитывается для увеличения финансового результата до налогообложения, может не совпадать со значением строки 2515 р. III «Елементи операційних витрат» Отчета о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе).

· Согласно п. 23 П(С)БУ 7, начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием/учреждением (в распорядительном акте) в случае признания данного объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

В частности, п. 27 П(С)БУ 7 установлено, что начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта ОС, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Начисление амортизации возобновляется, начиная с месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию после реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации.

То есть на период консервации, капитального ремонта, реконструкции и другого улучшения ОС происходит прекращение его эксплуатации.

Учитывая изложенное, в налоговом учете амортизации подлежат основные средства, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, если прекращение и введение в эксплуатацию ОС в связи с модернизацией (улучшением, реконструкцией, достройкой, дооборудованием, модификацией) происходит в пределах одного месяца, - нормы п. 27 П(С)БУ не применяются. Соответственно, в бухучете амортизация на данное ОС продолжает начисляться. А значит, и в налоговом учете на такие ОС также будет начисляться амортизация за этот период.

Разъяснение из раздела 102.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

· ИПК ГФСУ от 18.12.2017 г. № 3034/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Финансовый результат увеличивается на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи (бесплатно предоставленных товаров, работ, услуг) лицам, не являющимся налогоплательщиками (кроме физических лиц), и налогоплательщикам, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с п. 44 подраздела 4 р. XX «Переходные положения» НКУ, кроме безвозвратной финансовой помощи (бесплатно предоставленных товаров, работ, услуг), перечисленной неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг, для которых применяется положение пп. 140.5.9 НКУ (пп. 140.5.10 НКУ).

Налоговый кодекс не предусматривает корректировки финансового результата до налогообложения на сумму безвозвратной финансовой помощи, предоставленной другому плательщику налога на прибыль на общих основаниях, который применяет ставку 0% в соответствии с п. 44 подраздела 4 р. XX «Переходные положения» НКУ. Данные операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета.

· Страховщики или другие резиденты, осуществляющие страховые платежи (страховые взносы, страховые премии) и страховые выплаты (страховые возмещения) в рамках договоров страхования или перестрахования рисков, в т.ч. страхования жизни в пользу нерезидентов, обязаны облагать суммы, которые перечисляются, таким образом:

• в рамках договоров по обязательным видам страхования, по которым страховые выплаты (страховые возмещения) осуществляются в пользу физических лиц - нерезидентов, а также по договорам страхования в рамках системы международных договоров «Зеленая карта», а также по договорам страхования пассажирских перевозок гражданской авиации - по ставке 0%;

• в рамках договоров страхования рисков за пределами Украины, по которым страховые выплаты (страховые возмещения) осуществляются в пользу нерезидентов, кроме рисков, указанных в вышеизложенном абзаце, - по ставке 4% перечисляемой суммы, за свой счет страховщика в момент осуществления перечисления данной суммы;

• при заключении договоров страхования или перестрахования риска непосредственно со страховщиками и перестраховщиками-нерезидентами, рейтинг финансовой надежности (устойчивости) которых соответствует требованиям, установленным национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (в т.ч. через или при посредничестве перестраховочных брокеров, которые в порядке, определенном такой национальной комиссией, подтверждают, что перестрахование осуществлено у перестраховщика, рейтинг финансовой надежности (устойчивости) которого соответствует требованиям, установленным указанным национальной комиссией), а также при заключении договоров перестрахования по обязательному страхованию гражданской ответственности оператора ядерной установки за вред, который может быть причинен в результате ядерного инцидента - по ставке 0%;

• в других случаях, нежели указаны в предыдущих абзацах, - по ставке 12% суммы данных платежей (выплат) за свой счет в момент осуществления перечисления таких выплат.

Это предусматривает пп. 141.4.5 НКУ.

Следовательно, страховщик при выплате доходов нерезиденту, определенных пп. 141.4.5 НКУ, уплачивает налог на доходы нерезидента по коду 11020500 - налог на прибыль иностранных юридических лиц.

Разъяснение из раздела 102.18 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 03.01.2018 г. № 11/ІПК/10/26-15-12-03-11.

Если нерезидент осуществляет перевозки груза с использованием собственного транспортного средства, то услуги по перевозке рассматриваются как фрахт, и в случае осуществления выплаты вознаграждения за фрахтование экспедитору-нерезиденту применяются положения международных договоров для применения освобождения от налогообложения или уменьшения ставки налога на прибыль.

Если нерезидент в целях исполнения договора привлекает к исполнению третьих лиц (резидентов или нерезидентов), предоставляющих услуги по перевозке (фрахта), то компенсация данных выплат резидентом нерезиденту-экспедитору не считается суммой фрахта, уплачиваемого резидентом нерезиденту по договору фрахтования, и положения международных договоров для применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога на прибыль не применяются. Компенсация таких выплат, в соответствии с абз. «й» пп. 141.4.1 НКУ, является прочими доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, которые облагаются в порядке и по ставкам, определенным пп. 141.4.2 ПКУ.

· Налоговые Декларации по налогу на прибыль предприятий представляются за базовый отчетный (налоговый) период, равный:

календарному кварталу или календарному полугодию (в т.ч. в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов - в течение 40 к.дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

календарному году для плательщиков налога на прибыль для налоговой декларации, которая рассчитывается нарастающим итогом за год, - в течение 60 к.дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;

• календарному году - в течение 60 к.дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

· Субъекты хозяйствования, воспользовавшиеся льготами по налогу на прибыль предприятий, представляют Отчет о суммах налоговых льгот в течение 40 к.дн., следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, полугодия, трех кварталов, года (п. 3 Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233).

В Отчете предприятием указывается сумма льготы в связи с освобождением прибыли от налогообложения, рассчитанная как прибыль от льготной деятельности (строка 05 приложения ПЗ декларации по налогу на прибыль), умноженная на действующую ставку налога на прибыль.

В случае если с начала отчетного года налогоплательщик не пользовался льготами, то Отчет о суммах налоговых льгот им не представляется.

Разъяснение из раздела 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Налог на доходы физлиц

· ГФС в разделе 103.10 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ разъясняет, что доход, полученный физическим лицом - резидентом в виде инвестиционной прибыли от продажи другому физическому лицу корпоративных прав в виде долей уставного капитала или паев включается в состав общего годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика даже в хозяйственных обществах, не являющихся акционерными.

При этом физическое лицо, получающее инвестиционную прибыль, должно представить годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах и уплатить НДФЛ по ставке 18%.

Напомним: согласно пп. 170.2.2 НКУ, инвестиционная прибыль рассчитывается как положительная разница между доходом, полученным налогоплательщиком от продажи отдельного инвестиционного актива с учетом курсовой разницы (при наличии), и его стоимостью.

Напоследок стоит отметить, что в соответствии с пп. 170.2.8 НКУ не подлежит налогообложению и не включается в общий годовой налогооблагаемый доход доход, полученный налогоплательщиком в течение отчетного налогового года от продажи инвестиционных активов, если сумма данного дохода не превышает 2470 грн. (пп. 169.4.1 НКУ).

Наличные расчеты

· 05 января 2018 года вступило в силу Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее - Положение № 148). В то же время утратил силу его предшественник - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее - Положение № 637).

Во-первых, НБУ изменил понятие «оприходование наличности». Данная операция включает проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге/книге учета доходов и расходов. Таким образом, теперь оформление операции в КУРО не считается оприходованием наличности.

С одной стороны, это значит, что отсутствие соответствующей записи в КУРО не является основанием для применения пятикратного штрафа за неоприходование наличности, а с другой - то, что от 05.01.2018 предприятия, применяющие РРО (РК), обязаны ежедневно вносить записи об итогах операций за день в кассовую книгу. Даже в выходные дни.

Во-вторых, вновь принятым документом утверждены новые типовые формы кассовых документов:

• ведомости на выплату наличности;

• приходного кассового ордера (форма № КО-1);

• расходного кассового ордера (форма № КО-2);

• журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (формы № КО-3 и КО-3а - ведется одна из них по усмотрению руководителя предприятия);

• кассовой книги (форма № КО-4);

• книги учета выданной и принятой старшим кассиром наличности (форма № КО-5);

• акта о результатах инвентаризации имеющихся средств;

• акта о проверке соблюдения порядка ведения операций с наличностью.

Постановление № 148 вступило в силу буквально на следующий день после его обнародования. Поэтому вполне естественно, что предприятия пока продолжают использовать старые бланки документов, в частности, ПКО, РКО, кассовой книги. В связи с этим возникает вопрос: не будут ли применять налоговики пятикратный штраф за неоприходование наличности в силу того, что она оприходована с использованием на старых бланках?

В-третьих, либерализован порядок расчета лимита кассы. Теперь центробанк не требует проводить расчет лимита согласно утвержденной им формуле, которая ранее была «вмонтирована» в Расчете установления лимита остатка наличности в кассе, утвержденном в приложении 8 к Положению № 637.

Определенные указания по поводу расчета лимита все же в новом положении остались, однако сейчас нет требования определять лимит именно на основании показателей поступления/выдачи наличности за 3 любых месяца подряд из последних 12-ти, предшествующих сроку установления (пересмотра) лимита кассы.

Более того, Положение № 148 строго не требует, чтобы лимит непременно был в пределах среднедневного показателя поступления/выдачи наличных.

· Согласно п. 14 р. II Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 г. № 148 (далее - Положение № 148), учреждение/предприятие, осуществляющее операции с наличностью в национальной валюте, лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) устанавливает, исходя из необходимости ускорения обращения наличности и своевременного ее поступления в кассы банков.

Требования п. 14 р. II Положения № 148 распространяются на небанковские финансовые учреждения.

Банкам и физическим лицам - предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) не устанавливаются.

Пунктом 39 р. IV Положения № 148 определено, что обособленные подразделения учреждений/предприятий, страховые агенты, брокеры, распространители лотерей, которые осуществляют наличные расчеты с применением регистраторов расчетных операций или расчетных книжек и ведением книг учета расчетных операций, но не проводят операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, а также физические лица - предприниматели кассовую книгу не ведут.

Разъяснение из раздела 109.15 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Труд и заработная плата

· Письмо Минсоцполитики от 16.11.2017 г. № 718/0/126-17/241

С 2018 года для предприятий (учреждений, организаций) с численностью штатных работников от 8 до 20 лиц введена квота в размере не менее одного лица в среднеучетной численности штатных работников для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет (далее - лица предпенсионного возраста).

Минсоцполитики в письме ответило на ряд вопросов, связанных с введением такой квоты.

На предпринимателей обязанность относительно трудоустройства лиц предпенсионного возраста не распространяется?

Требование касательно выполнения вышеуказанной квоты распространяется только на тех работодателей, организационно-правовую форму хозяйственной деятельности которых можно определить, как предприятие, учреждение и организация. То есть на физических лиц - предпринимателей данная норма не распространяется.

Какой показатель среднеучетной численности штатных работников использовать для выполнения квоты?

Среднеучетная численность штатных работников рассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 в части определения показателя среднеучетной численности штатных работников.

До 2018 года работодатели с количеством штатных работников до 20 лиц не обязаны выполнять квоту и, соответственно, предоставлять в центр занятости информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2017 год им не придется. Так ли это?

Да, поскольку принятая норма вступает в силу с 01.01.2018, то первым отчетным годом будет 2018 год.

Будут ли вноситься изменения в Порядок предоставления работодателями государственной службе занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гаранты в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271?

КМУ приведет свои нормативно-правовые акты в трехмесячный срок со дня вступления в силу Закона № 2148.

Относительно ответственности работодателя за невыполнение квоты

В случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан с него взыскивается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере

· Управление Гоструда в Кировоградской области.

В случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Коэффициент, на который нужно прокорректировать выплаты, учитываемые для исчисления средней заработной платы, рассчитывается делением оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения.

В случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) отдельным работникам в связи с присвоением высшего разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т.п., данная корректировка средней заработной платы не проводится.

В случае перевода работника на вышеоплачиваемую должность корректировка будет проведена, если по этой должности произошло повышение размера оклада в расчетном периоде.

Если повышение должностного оклада произошло в месяце, в котором работник был переведен на более высокую должность, корректировка не проводится.

Однако, заметим, что Минсоцполитики в письме от 18.05.2017 г. № 1454/0/101-17/28 указывает: в случае изменения должностного оклада (тарифной ставки) работника в связи с переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т.д. корректировка средней заработной платы не проводится. Поэтому корректировка средней заработной платы осуществляется в связи с повышением окладов в соответствии с актами законодательства и при условии, если работник занимает одну и ту же должность до повышения окладов и после их повышения.

· Управление Гоструда в Волынской области предлагает ознакомиться с 4-ма горячими вопросами из практики, ответы на которые необходимо знать, чтобы не нарушить закон и права работников в части предоставления отпуска.

Обязательно ли издавать за две недели приказ о ежегодном отпуске?

Нет, если за две недели до отпуска ознакомите работника с уведомлением о дате его начала, предусмотренной графиком отпусков.

Уведомить можно двумя способами - ознакомить с:

• приказом об отпуске;

• уведомлением об отпуске.

Для того чтобы сократить документооборот, издавайте приказы об отпуске с таким расчетом, чтобы ознакамливать с ними работников минимум за 2 недели до отпуска. На крупных предприятиях сделать это сложно. Чтобы не нарушить законодательство, издавайте приказы за 16-17 дней до отпуска.

В случае если вы используете уведомление об отпуске, приказ можно издать за 5-7 дней. Тогда бухгалтер успеет начислить и выплатить отпускные работнику минимум за 3 дня до отпуска.

Можно ли издать приказ о разделении отпуска по 7 дней в силу производственной необходимости?

Нет. Данный приказ противоречит двум нормам Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР (ч. 1 ст. 12):

• делить ежегодный отпуск можно по просьбе работника;

• в случае деления ежегодного отпуска одна непрерывная часть должна составлять минимум 14 к.дн.

Следовательно, инициировать разделение отпуска должен работник, а не работодатель. Поэтому приказ о разделении отпусков - неправомерен.

Может ли работник брать отпуск по 1-2 дня исключительно в рабочие дни?

Может, если работодатель согласен так разделить отпуск. Если работник желает больше отдыхать, ему лучше оформить отпуск частями только на рабочие дни. А если нужны деньги - выбрать для отпуска периоды, на которые приходятся выходные дни по графику работы. За эти дни работник также получит отпускные

Плата за землю

· Налоговая декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее - Декларация по плате за землю) утверждена приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560. Однако сейчас отсутствует нормативно утвержденный порядок составления соответствующей формы отчетности.

Так, ГУ ГФС в Черниговской области на официальном веб-сайте разместило разработанный контролерами алгоритм составления Декларации по плате за землю, содержащий подробные пояснения относительно заполнения строк и граф отчетности.

· ИНК ГФСУ от 04.01.2018 г. № 25/6/99-99-12-02-03-15/ІПК

Предприятие проинформировало ГФС, что в хозяйственной деятельности плательщика единого налога предоставляет в аренду собственные нежилые помещения в многоквартирном доме. Также в запросе к налоговикам указало, что правоустанавливающие документы на земельный участок не оформляло, но и не идентифицировало вид существующих имущественных прав на земельный участок в части общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений в доме.

Поэтому, ссылаясь на норму п. 4 п. 297.1 НКУ относительно освобождения от уплаты земельного налога плательщиками единого налога, использующими такой участок в хозяйственной деятельности, предприятие просило подтвердить распространение на него действия указанной нормы НКУ.

ГФС в ИНК указывает: поскольку предприятие может приобрести право собственности на земельный участок только в составе общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений в доме, то, руководствуясь нормами Земельного и Гражданского кодексов Украины, предприятие обязано урегулировать с участниками такой общей совместной собственности на земельный участок (участки) порядок начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по плате за землю за этот участок (участки).

Частные предприниматели

· Частные предприниматели - плательщики единого налога без использования труда наемных работников, формируют и представляют отчет по ЕСВ сами за себя раз в год до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный год.

Отчет представляется по форме согласно таблицам 2, 4 приложения 5 «Звіт про суми нарахованого доходу застрахованих осіб та суми нарахованого єдиного внеску» к Порядку № 435 с указанием типа формы «початкова» (п. 2 р. ІІІ Порядка № 435).

Кроме того, п. 3 р. ІІІ Порядка № 435 определено, что ФЛП - плательщики ЕН освобождаются от уплаты за себя ЕВ, если они являются пенсионерами по возрасту или лицами с инвалидностью и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Отчет указанными лицами не представляется.

ГФС в Черновицкой области.

· ИНК ГФС в Харьковской области от 09.01.2018 г. № 86/ІПК/20-40-13-11-12.

Договоры страхования гражданско-правовой ответственности и страхования опасных грузов являются обязательным видом страхования владельцев транспортных средств и напрямую связаны с предоставлением транспортных услуг, а, следовательно, расходы на их приобретение физическое лицо - предприниматель может отнести в состав расходов в соответствии с пп. 177.4.4 НКУ.

Вместе с этим обращаем внимание: поскольку расходы на страхование невозможно непосредственно связать с получением конкретного дохода и учитывая то, что они обеспечивают получение экономической выгоды в течение длительного периода, данные расходы включаются в состав расходов физического лица - предпринимателя равномерно в течение такого периода.

Бухгалтерский учет

· ИНК ГФСУ от 10.01.2018 г. № 95/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Учитывая нормы Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, акт выполненных работ (предоставленных услуг) относится к первичным документам и удостоверяет факт совершения хозяйственной операции.

В свою очередь, статус надлежащим образом оформленного первичного документа акт выполненных работ (предоставленных услуг) приобретет при наличии в нем всех обязательных реквизитов, определенных в ст. 9 указанного Закона (в т.ч. и личных подписей лиц, принимавших участие в осуществлении хозяйственной операции).

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 2.5 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 г. № 88, документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись накладывается в соответствии с законодательством об электронных документах и электронном документообороте.

При осуществлении налогоплательщиком (поставщиком) операции по поставке услуг датой возникновения налоговых обязательств по НДС и, соответственно, составления налоговой накладной по данной операции будет считаться дата надлежащим образом оформленного первичного документа, а именно - акта выполненных работ (предоставленных услуг).

Вместе с тем для получателя таких услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к составу налогового кредита, будет налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН налогоплательщиком (поставщиком).

К сведению

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в декабре 2017 года, по сравнению с ноябрем 2017 года, составляет 101,0%.