Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, январь 2018 г. — 1 февраля 2018 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII. Документ опубликован в газете «Голос Украины» от 30.12.2017 г. № 248 (6753) и вступает в силу с 1 января 2018 года.

Сводную таблицу изменений в НКУ предоставил Комитет налоговой и таможенной политики, среди которых, в частности:

- изменена процедура остановки налоговых накладных/расчетов. Установлено, что регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенных КМУ. С 01.01.2018 до принятия соответствующего решения Правительства остановка регистрации налоговых накладных/расчетов не производится;

- определены условия и порядок разблокировки и регистрации налоговых накладных в ЕРНН для налоговых накладных, которые были заблокированы до дня вступления в силу Закона;

- плательщикам, которые будут ввозить на таможенную территорию Украины до 1 января 2020 года промышленное оборудование для производственных нужд, предоставлено право на рассрочку на 24 месяца уплаты «импортного» НДС;

- нормированы вопросы налогообложения экспресс-отправлений и почтовых отправлений (вступают в силу с 1 января 2019), а также вопросы ввоза товаров на таможенную территорию физическими лицами в сопровождаемом багаже;

- уточнены нормы о налоговых последствиях перехода с упрощенной системы на общую для плательщиков четвертой группы;

- предусмотрена норма, которая указывает, что плательщики единого налога уплачивают налог на репатриацию в случае выплат в пользу нерезидента;

- освобождены от налогообложения стоимость путевок, которая не превышает 5 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года, предоставляемых работодателем - плательщиком налога на прибыль один раз в календарный год работникам и/или членам их семей первой степени родства;

- установлено, что если налоговый орган в установленный НКУ срок не направил физическому лицу уведомление-решение на уплату налога на недвижимое имущество, такое физическое лицо освобождается от ответственности за несвоевременную уплату налогового обязательства;

- принята норма, которая обязывает ГФС на своем веб-сайте размещать сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях;

- введена норма, согласно которой при определении базы обложения единым налогом для плательщиков четвертой группы коэффициент индексации нормативной денежной оценки 2018 равен 1.

· Кроме временного приостановления системы блокировки налоговых накладных, Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII (далее - Закон № 2245), вступившим в силу 01.01.2018, было внедрено еще множество НДС-новаций, а именно:

• отдельный срок регистрации в ЕРНН для минусовых расчетов корректировки - 15 к.дн. со дня получения данного расчета корректировки получателем (покупателем) (изменения в п. 201.10 НКУ);

• начисление компенсирующих налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ будет осуществляться по товарам/услугам, необоротным активам, приобретенным/изготовленным с НДС (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или изготовленных до 1 июля 2015 года, - в случае если во время такого приобретения или изготовления суммы налога были включены в состав налогового кредита);

• 7-процентная ставка НДС распространена и на операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или соответствуют требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и/или введения в эксплуатацию и применения в Украине (изменения в пп. «в» п. 193.1 НКУ);

• изменения относительно обложения НДС международных почтовых отправлений и экспресс-отправлений:

- в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях, несопровождаемом багаже базой налогообложения является их таможенная стоимость (для юридических лиц) или фактурная стоимость (для физических лиц), определенная в соответствии со ст. 234 и ст. 374 Таможенного кодекса Украины, с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате ( пп. 191.1.1 НКУ) (заработает с 01.01.2019);

- в случае ввоза на таможенную территорию Украины в ручной клади и/или в сопровождаемом багаже товаров (кроме подакцизных товаров и личных вещей), суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 500 евро и суммарный вес которых не превышает 50 кг, через другие, чем открытые для воздушного сообщения, пункты пропуска через государственную границу Украины физическим лицом, которое отсутствовало в Украине менее 24 часов или въезжает в Украину чаще чем раз в течение 72 часов, базой налогообложения является часть суммарной фактурной стоимости данных товаров, превышающей эквивалент 50 евро, с учетом пошлины, подлежащей уплате ( пп. 191.2.3 НКУ);

• с 01.01.2019 не являются объектом обложения НДС (пп. 196.1.17 НКУ):

- ввоз на таможенную территорию Украины товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро в несопровождаемом багаже;

- ввоз на таможенную территорию Украины товаров, суммарная таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, в адрес одного получателя (юридического лица, физлица-предпринимателя) в одной депеше в международных почтовых отправлениях или в одном грузе экспресс-перевозчика в международных экспресс-отправлениях;

- ввоз на таможенную территорию Украины в адрес одного получателя (физического лица) в первых трех международных почтовых отправлениях и/или международных экспресс-отправлениях в течение одного календарного месяца товаров, суммарная фактурная стоимость которых в каждом из отправлений не превышает эквивалент 150 евро;

• с 01.01.2018 не является объектом обложения НДС ввоз на таможенную территорию Украины физлицами в ручной клади и/или в сопровождаемом багаже товаров (кроме подакцизных товаров и личных вещей) при определенных условиях (пп. 196.1.18 НКУ). Так, без уплаты НДС физлицо может ввезти:

- через пункты пропуска через государственную границу Украины, открытые для воздушного сообщения, - товары, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 1000 евро;

- через другие, чем открытые для воздушного сообщения, пункты пропуска через государственную границу Украины физлицом, которое отсутствовало в Украине более 24 часов и которое въезжает в Украину не чаще чем раз в течение 72 часов, - товары, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 500 евро и суммарный вес которых не превышает 50 кг;

- по другим, чем открытые для воздушного сообщения, пункты пропуска через государственную границу Украины физическим лицом, которое отсутствовало в Украине менее 24 часов или въезжает в Украину чаще чем раз в течение 72 часов, - товары, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 50 евро и суммарный вес которых не превышает 50 кг;

• уточнение норм пп. 197.1.25 НКУ относительно освобождения от обложения НДС операций по поставке детских книжных изданий;

• временно, до 1 января 2023 года, освобождаются от уплаты НДС субъекты космической деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины «О космической деятельности» (п. 3 подраздела 2 р. ХХ НКУ);

• временно, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции, а также операции с программной продукцией, плата за которые не считается роялти согласно абзацам 2-7 пп. 14.1.225 НКУ (п. 26 1 подраздела 2 р. ХХ НКУ);

• временно освобождаются от обложения НДС операции по экспорту:

- с 1 сентября 2018 года до 31 декабря 2021 года соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТ ВЭД);

- с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года семян сурепицы или рапса (товарная позиция 1205 согласно УКТ ВЭД);

• временно, до 31 декабря 2018 года, освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и по поставке на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), которые указаны в товарной подкатегории 8703 90 10 10 согласно УКТ ВЭД (в т.ч. произведенных в Украине) (п. 64 подраздела 2 р. ХХ НКУ);

• с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года для плательщиков НДС - сельхозпроизводителей, внесенных в Реестр получателей бюджетной дотации, рассчитывают размер бюджетной дотации исходя из объема налоговых обязательств по НДС по поставке товаров, рассчитанного по данным зарегистрированных налоговых накладных (п. 51 подраздела 2 р. ХХ НКУ);

• временно, до 1 января 2020 года, предоставлено право на рассрочку уплаты НДС при импорте оборудования, которое классифицируется по определенным товарным подкатегориям согласно УКТ ВЭД, которое ввозится для собственного производства (п. 65 подраздела 2 р. ХХ НКУ).

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 15.12.2017 г. № 3007/6/99-99-15-03-02-15/ИНК

Как известно, с 03.12.2017 вступили в силу изменения в п. 198.6 НКУ о продлении срока, в течение которого плательщики НДС имеют право включить суммы НДС в налоговый кредит.

Теперь, если налогоплательщик не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных/расчетов корректировки, зарегистрированных в ЕРНН, это право сохраняется за ним в течение 1095 к. дн. с даты составления налоговой накладной/расчета корректировки. До внесения изменений такой срок составлял 365 к. дн.

Поэтому плательщик НДС, применяет кассовый метод налогового учета НДС, включает в налоговый кредит суммы НДС, указанные в полученных налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, в отчетном (налоговом) периоде, в котором произошла уплата средств (предоставлено другие виды компенсации) за приобретенные товары/услуги, или в любом следующем отчетном (налоговом) периоде в пределах срока, определенного п. 198.6 НКУ, - 1095 к. дн. с даты составления налоговых накладных/расчетов корректировки.

· . ИНК ДФСУ от 27.12.2017 г. № 3173/6/99-95-42-03-15/ІПК

Для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров датой отнесения сумм налога к налоговому кредиту является дата уплаты налога по налоговым обязательствам согласно п. 187.8 НКУ, а для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины - дата составления плательщиком налоговой накладной по данным операциям, при условии регистрации этой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (п. 198.2 НКУ).

В соответствии с п. 187.8 НКУ, датой возникновения налоговых обязательств при ввозе товаров на таможенную территорию Украины является дата представления таможенной декларации для таможенного оформления.

Случаи, когда налоговый кредит подлежит корректировке, определены п. 192.1 НКУ.

Налоговики в ИНК указали: учитывая то что при списании кредиторской задолженности, возникшей при импорте товаров, расчеты с поставщиком-нерезидентом за которые не проведены, не меняется сумма компенсации стоимости товаров и не происходит возврат сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров, то основания для корректировки налогового кредита, сформированного на основании полученной таможенной декларации, не возникают.

· ГУ ГФС в г. Киеве в ИНК от 26.12.2017 г. № 3130/ІПК/26-15-12-01-18.

Уменьшение суммы налоговых обязательств по НДС в случае изменения суммы компенсации стоимости товаров/услуг, предоставленных лицам, которые не были плательщиками НДС на дату такой поставки, разрешается только при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости, в т.ч. при пересмотре цен, связанных с гарантийной заменой товаров или низкокачественных товаров в соответствии с законом или договором (п. 192.2 НКУ).

Следовательно, возможность составления плательщиком НДС расчета корректировки на уменьшение начисленных налоговых обязательств при возврате неплательщику части предварительной (авансовой) оплаты Налоговым кодексом не предусмотрена.

· ИНК ГФСУ от 26.12.2017 г. № 3143/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае если приобретенные/полученные с НДС налогоплательщиком товары/услуги частично используются в облагаемых НДС операциях, а частично - в освобожденных от обложения НДС операциях по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, образовавшихся у такого плательщика в результате, в частности, обработки (металлов) и разборки (демонтажа) ликвидированных основных фондов, то обязанность относительно начисления налоговых обязательств по НДС и представления в контролирующий орган расчета доли использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых операциях по правилам, определенным ст. 199 НКУ, у такого налогоплательщика отсутствует.

Налог на прибыль

· С 1 января 2018 года обязанность по начислению и уплате авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов возлагается на любого резидента - эмитента корпоративных прав, кроме плательщиков единого налога. То есть, юрлица - плательщики единого налога больше не должны уплачивать дивидендный авансовый взнос по налогу на прибыль.

Данное нововведение появилось в пп. 57.1 прим.1.2 НКУ, обновленном Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

Впрочем, другие положения этого же пункта противоречат такому освобождению юрлиц-единщиков от уплаты дивидендных авансов, отмечая:

«...если платеж лицом называется дивидендом, такой платеж облагается при выплате согласно нормам, определенным в соответствии с положениями данного пункта, независимо от того, является ли лицо налогоплательщиком».

Поэтому получается, что один абзац пп. 57.1 прим.1.2 НКУ противоречит другому абзацу этого подпункта.

Несмотря на это, надеемся, что юрлиц-единщиков таки освободили от уплаты дивидендных авансов.

· Для плательщиков налога на прибыль, представляющих декларацию нарастающим итогом раз в год, установлен новый предельный срок ее представления.

Так, согласно новому пп. 49.18.6 НКУ, данная декларация подается в 60-дневный срок.

Соответствующие изменения предусмотрены Законом Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, с которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов), указанная налоговая декларация представляется в сроки, определенные п. 49.18 НКУ для такого базового отчетного (налогового) периода, кроме налоговой декларации по налогу на прибыль, которая рассчитывается нарастающим итогом за год.

· ИНК ГФСУ от 22.12.2017 г. № 3110/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Лицо, в отчетном квартале выплачивающее доходы нерезиденту, обязано представлять в ГФС по своему местонахождению (месту жительства) отчет о выплаченных доходах, удержанных и перечисленных в бюджет налогах на доходы нерезидентов.

В случае непредставления нерезидентом справки в соответствии с п. 103.4 НКУ доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения.

Налогоплательщик, самостоятельно выявляющий факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан, за исключением случаев, установленных п. 50.2 НКУ:

а) или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% от данной суммы до представления такого уточняющего расчета,

б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по данному налогу, которая представляется за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% от этой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по данному налогу.

Налоговики в ИНК отметили: в случае если резидент, выплачивавший доходы нерезиденту, подает уточняющий расчет к налоговой декларации, в которой уточняет сумму задекларированного налога с выплаченных этому нерезиденту доходов в сторону уменьшения, штрафные санкции в соответствии с положениями п. 50.1 НКУ не применяются.

Налог на доходы физлиц

· Многие показатели в р. IV НКУ определяются исходя из размера минимальной зарплаты. В частности, минзарплату используют для определения, облагаемого и освобожденного от обложения НДФЛ и военным сбором дохода физлиц.

1. От налогообложения освобождается сумма, уплаченная в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений за получение образования, за подготовку или переподготовку налогоплательщика в пределах 3-кратного размера минзарплаты за каждый полный или неполный месяц обучения: в 2018 году - 11 169 грн за полный или неполный месяц обучения (пп. 165.1.21 НКУ).

2. Необлагаемый размер пособия на погребение, предоставленного работодателем, - 4 940 грн. (2470 грн х 2) согласно пп. 165.1.22 НКУ.

3. Необлагаемый размер нецелевой благотворительной помощи, в т.ч. материальной, предоставленной работодателем, - 2 470 грн согласно пп. 170.7.3 НКУ.

4. В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований), если их стоимость не превышает 25% одной минимальной зарплаты (за исключением денежных выплат в любой сумме) (пп. 165.1.39 НКУ). В 2018 году - 930,75 грн.

· Налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде зарплаты на сумму НСЛ, что предусмотрено п. 169.1 НКУ.

В свою очередь, НСЛ применяем к доходу (в виде зарплаты), начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца, если размер данного дохода не превышает сумму, которая равна размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн (пп. 169.4.1 НКУ).

При размере прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на 01.01.2018 в сумме 1762 грн предельный доход для применения НСЛ в 2018 году составит:

1762 грн х 1,4 = 2470 грн.

Однако размер минимальной зарплаты с 01.01.2018 равен 3723 грн. Поэтому меньше данной величины не может начисляться зарплата работнику за выполненную месячную норму труда.

Следовательно, получается, НСЛ не будет применяться к доходам подавляющего большинства работников, поскольку размер их зарплаты должен быть выше 3723 грн, а предельный доход для применения НСЛ на 2018 год - 2470 грн.

Размер общей НСЛ на 2018 год составляет 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (пп. 169.1.1 НКУ):

1762 грн х 50% = 881 грн.

Таким образом, общей НСЛ смогут воспользоваться только работники, работающие на условиях неполного рабочего времени, да и то не всегда.

· У ГФС спросили: подлежит ли обложению НДФЛ компенсированная работодателем наемному работнику сумма туристического сбора, включенная в стоимость его проживания в командировке?

Не могут быть плательщиками туристического сбора лица, прибывшие в командировку (пп. 268.2.2 НКУ).

Не является доходом командированного работника сумма возмещенных ему в установленном законодательством порядке расходов в пределах фактических расходов, а именно, в частности, на оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в т.ч. какие-либо сборы и налоги, подлежавшие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

Указанные расходы не являются объектом обложения НДФЛ только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость данных расходов, в частности, в виде счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в т.ч. бронированию мест в местах проживания и др.

Соответствующие нормы закреплены в пп. 170.9.1 НКУ.

Вместе с тем в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включается доход, полученный налогоплательщиком как дополнительное благо, в частности, в виде суммы денежного возмещения любых расходов налогоплательщика, кроме тех, которые обязательно возмещаются согласно закону за счет бюджета или освобождаются от налогообложения (пп. «г» пп. 164.2.17 НКУ).

Следовательно, ГФС в подкатегории 103.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ делает такой вывод: если работодателем осуществляется возмещение суммы сбора, уплаченного работником во время командировки в пределах Украины за наем жилого помещения, то сумма данного возмещения включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход такого работника как дополнительное благо и облагается НДФЛ на общих основаниях.

· ИНК ГФСУ от 27.12.2017 г. № 3167/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Сумма возвратной финансовой помощи, которая выплачивается налоговым агентом - юридическим лицом своему учредителю - физическому лицу в течение действия договора, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход учредителя, то есть не облагается налогом на доходы физических лиц (пп. 165.1.31 НКУ).

Одновременно в состав общего годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика включается положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами по результатам такого отчетного (налогового) года (пп. 170.2.6 НКУ).

Учет общего финансового результата операций с инвестиционными активами ведется налогоплательщиком самостоятельно, отдельно от других доходов и расходов. Для целей налогообложения инвестиционной прибыли отчетным периодом считается календарный год, по результатам которого налогоплательщик обязан представить годовую налоговую декларацию, в которой должен отразить общий финансовый результат (инвестиционный доход или инвестиционный убыток), полученный в течение такого отчетного года (пп. 170.2.1 НКУ).

Следовательно, если в результате уменьшения в законодательно установленном порядке уставного капитала юридического лица его учредителю возвращаются средства или имущество, предварительно внесенные им в уставный капитал этого юридического лица, то на данную операцию распространяются нормы п. 170.2 НКУ.

В связи с тем, что операция по предоставлению/получению налогоплательщиком возвратной финансовой помощи не подпадает под определение операций по поставке товаров/услуг, данная операция не является объектом обложения НДС.

Раздел III НКУ не предусматривает корректировки финансового результата до налогообложения на разницы на суммы возвратной финансовой помощи, предоставленной/полученной плательщиком налога на прибыль.

Что касается возможности зачета суммы взноса в уставный капитал учредителя общества в счет погашения его задолженности за полученную им финансовую помощь при уменьшении уставного капитала предприятия, то данный вопрос регулируется положениями ХКУ.

Формирование финансового результата от операции зачета встречного однородного требования на предприятии отражается согласно правилам бухгалтерского учета. Налоговые разницы для корректировки финансового результата до обложения налогом на прибыль по указанной операции не предусмотрены.

Данные операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата.

· Не включается в налогооблагаемый доход стоимость путевок на отдых, оздоровление и лечение, в т.ч. на реабилитацию инвалидов, на территории Украины налогоплательщика и/или членов его семьи первой степени родства, предоставляемых его работодателем - плательщиком налога на прибыль предприятий бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) раз в календарный год при условии, если стоимость путевки (размер скидки) не превышает 5 размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2018 году - 18 615 грн).

Вместе с тем финрезультат увеличивают на сумму полной или частичной компенсации раз в календарный год стоимости путевок на отдых, оздоровление и лечение на территории Украины налогоплательщика и/или его детей в возрасте до 18 лет работодателем, являющимся плательщиком налога на прибыль, в случае если данная компенсация в соответствии с НКУ не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физического лица - плательщика НДФЛ.

Указанные нормы появились в пп. 165.1.35 и пп. 140.5.10 НКУ соответственно. Изменения внесены Законом Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII, который вступает в силу 01.01.2018.

Пенсионное и социальное обеспечение

· С 01.01.2018 максимальная сумма зарплаты (дохода), на которую начисляется ЕСВ, составит 15 размеров минимальной зарплаты вместо прежних 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Если исходить из размера минзарплаты с 01.01.2018 в сумме 3723 грн., то, соответственно, максимальная величина будет равна: 55 845 грн. (3723 грн. х 15).

Труд и заработная плата

· Суточные для командировок по Украине установлены в размере не более 0,1 размера минзарплаты, определенной по состоянию на 1 января налогового года, за каждый день командировки (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ).

Поскольку с 01 января 2018 года минзарплата установлена на уровне 3723 грн. (ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017 г. № 2246-VIII), - максимальный размер необлагаемых суточных в 2018 году составляет не более чем 372,30 грн. в сутки.

· Письмо Минсоцполитики от 22.11.2017 г. № 2779/0/101-17.

В случае если период командировки работнику оплачивался исходя из средней зарплаты, то ни суммы этого среднего заработка, ни дни, за которые он сохраняется, не учитываются при исчислении средней зарплаты исходя из двух месяцев.

Что касается начисления премии за период командировки, то в соответствии со ст. 121 КЗоТ за работу в период командировки должна выплачиваться зарплата согласно условиям трудового договора, в т. ч. начисляться премии, если они предусмотрены данными условиями. Если за период командировки начисленная заработная плата ниже средней заработной платы, исчисленной согласно законодательству, тогда выплачивается средняя заработная плата.

При выплате средней зарплаты за период командировки премия за данный период не начисляется.

К сведению

· Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII (далее - Закон № 2245), как и предусматривал его проект, были обновлены критерии определения крупного налогоплательщика - изменения в пп. 14.1.24 НКУ.

В новых критериях были повышены:

• объем дохода от всех видов деятельности за последних четыре последовательных налоговых квартала с 1 млрд грн до суммы, эквивалентной 50 млн евро;

• общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в Государственный бюджет Украины, с 20 млн грн. до суммы, эквивалентной 1 млн евро, в случае если сумма таких налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, превышает эквивалент 500 тыс. евро.

Кроме того, Законом № 2245 были внесены коррективы и относительно учета крупных налогоплательщиков в органах ГФС - изменения в п. 64.7 НКУ.

После включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков (далее - Реестр КНП) и получения сообщения ГФСУ о таком включении налогоплательщик обязан стать на учет:

• по основному месту учета в контролирующем органе, осуществляющем сопровождение крупных налогоплательщиков (Офисе крупных плательщиков ГФС), с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр КНП;

• по неосновному месту учета в таком контролирующем органе (Офисе крупных плательщиков ГФС) или его территориальных подразделениях относительно имеющихся в пределах населенного пункта по местонахождению контролирующего органа, осуществляющего сопровождение крупных налогоплательщиков, или его территориальных подразделений объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность такого крупного налогоплательщика.

Что касается крупных налогоплательщиков, которые самостоятельно не стали на учет в Офисе крупных плательщиков ГФС или его территориальных подразделениях, ГФСУ принимает решение об изменении основного и неосновного места учета таких крупных налогоплательщиков и переводе их на учет в контролирующий орган, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков, и его территориальные подразделения.