Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, январь 2018 г. — 1 февраля 2018 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· НБУ утвердил постановление Правления «Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» от 29.12.2017 г. № 148 (далее - Постановление № 148), которым изложено в новой редакции Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее - Положение).

Положение предусматривает ряд новаций, а именно возможность:

• осуществления предприятием сбора наличной выручки (наличных), полученной от реализации продукции (товаров, работ, услуг), для дальнейшей ее сдачи в банк с использованием комплекса технических и программных средств, расположенных в месте осуществления наличных расчетов, которые обеспечивали бы безопасную передачу средств из рабочих мест кассиров в специально оборудованное помещение для хранения и последующей сдачи наличных в кассы банков (так называемая «пневмопочта»);

• сдачи наличной выручки (наличных) в банк через предприятия, получившие лицензию НБУ на предоставление банкам услуг по инкассации;

• применения ЭЦП юридического лица при предоставлении услуг в электронной форме или при осуществлении информационного обмена с другими субъектами электронного взаимодействия;

• возложения функций кассира на работника другого предприятия, привлеченного на основании заключенного договора на предоставление услуги по предоставлению персонала.

Кроме того, либерализован ряд требований относительно ведения кассовых операций, в частности: определение внутренними приказами (распоряжениями и т.п.) особенностей оприходования наличных в кассах предприятий и обособленных подразделений в зависимости от графика работы, способов сдачи наличных; определение внутренними приказами (распоряжениями и т.п.) особенностей установления лимитов кассы обособленным подразделениям предприятий.

Также в связи с изменениями в законодательстве Украины Положением предусмотрено, что использование печати предприятием не является обязательным.

Одновременно с целью оптимизации нормативно-правовых актов в Положение включены требования постановления Правления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью» от 06.06.2013 г. № 210, и, соответственно, Постановлением № 148 вышеуказанное постановление Правления НБУ признано утратившим силу.

При этом предельные суммы расчетов наличными остались неизменными, а именно:

• между предприятиями (предпринимателями) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам - в размере 10 000 грн;

• между предприятием (предпринимателем) и физическим лицом в течение одного дня - в размере 50 000 грн;

• между физическими лицами по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, - в размере 50 000 грн.

Постановление № 148 вступает в силу 5 января 2018 года. Одновременно утратило силу постановление Правления НБУ «Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» от 15.12.2004 г. № 637.

· Новым Постановлением НБУ «Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» от 29.12.2017 г. № 148 были также утверждены формы следующих документов:

• Ведомость на выплату наличных;

• Расходный кассовый ордер;

• Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

• Кассовая книга;

• Книга учета выданных и принятых старшим кассиром наличных;

• Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств, которые хранятся;

• Акт о проверке соблюдения порядка ведения операций с наличностью.

Данные формы следует использовать уже начиная от 05 января 2018 года, то есть со дня вступления в силу Постановления № 148.

· С учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017 г. № 2164-VІІІ (далее - Закон № 2164), МСФО для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности обязательно должны применять еще и:

• предприятия - эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам;

• крупные предприятия, соответствующие не менее 2-м из следующих критериев:

- балансовая стоимость активов - более 20 млн евро;

- чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - более 40 млн евро;

- средняя численность работников - более 250 лиц;

• публичные общества, предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

По поводу этого Минфин в письме от 29.12.2017 г. № 35210-06-5/37175 разъяснил моменты относительно даты перехода на МСФО.

Так, датой перехода на МСФО для предприятий, в соответствии с требованиями Закона № 2164 впервые применяющих МСФО, является 01.01.2018. Также эти предприятия могут выбрать датой перехода на МСФО 01.01.2017.

В случае если дата перехода на МСФО - 01.01.2018:

• составляется баланс по состоянию на 01.01.2018 согласно требованиям П(С)БУ;

• для составления предварительной финансовой отчетности по МСФО за 2019 год применяются МСФО, которые будут действовать на 31.12.2019, с учетом исключений, определенных в МСФО;

• в финансовой отчетности за отчетные периоды 2018 года не приводится сравнительная информация за 2017 год (кроме баланса);

• первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, за 2019 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2018, 31.12.2018, 31.12.2019 и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы, соответствующие примечания, в т.ч. сравнительную информацию.

В случае если дата перехода на МСФО - 01.01.2017:

• в финансовой отчетности в 2018 году приводится сравнительная информация за 2017 год, трансформированная в соответствии с требованиями МСФО;

• составляется баланс по состоянию на 01.01.2017 согласно требованиям МСФО;

• для составления предварительной финансовой отчетности и предварительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2017 год и первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2018 год применяются МСФО, действующие на 31.12.2018, с учетом исключений, определенных в МСФО 1;

• первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, за 2018 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2017, 31.12.2017, 31.12.2018 и отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2017 и 2018 годы, соответствующие примечания, в т.ч. сравнительную информацию.

Разницы, возникающие в результате применения требований МСФО к операциям и событиям при составлении баланса на дату перехода на МСФО, отражаются в составе нераспределенной прибыли (убытка) или других составляющих собственного капитала.

Предприятие раскрывает информацию о влиянии перехода на МСФО на его финансовое состояние, финансовый результат (совокупные доходы) и денежные потоки, как того требует МСФО 1.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 29.12.2017 г. № 3203/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Операция по бесплатной передаче товаров/услуг плательщиком НДС согласно ст. 185 НКУ является объектом обложения НДС, база обложения НДС при осуществлении которой определяется согласно правилам, установленным п. 188.1 НКУ. При этом налоговые обязательства по НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ не начисляются.

В случае если стоимость использованных в рамках гарантийного ремонта товаров (приобретенных с НДС) не включается в состав стоимости других налогооблагаемых операций по поставке (реализации) товаров/услуг, то по данной операции плательщик НДС обязан составить и зарегистрировать в ЕРНН 2 налоговые накладные:

• одну - на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки;

• вторую - на сумму, рассчитанную исходя из превышения цены приобретения/обычной цены/балансовой (остаточной) стоимости над фактической ценой.

· ИНК ГФСУ от 29.12.2017 г. № 3236/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Плательщик НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Украины в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 78 ТКУ в таможенном режиме реимпорта включает сумму НДС, уплаченную при растаможивании таких товаров и при приобретении услуг, связанных с хранением ввезенных товаров и с их предпродажной подготовкой, в состав налогового кредита на основании надлежащим образом оформленной таможенной декларации и зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных (п. 206.3 и п. 198.6 НКУ).

Поскольку ввезенные в таможенном режиме реимпорта товары в дальнейшем будут использоваться в налогооблагаемых операциях (экспорта), нормы п. 198.5 НКУ относительно начисления налоговых обязательств не применяются, налоговый кредит и налоговые обязательства определяются в общеустановленном порядке.

· ИНК ГФСУ от 29.12.2017 г. № 3240/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

У плательщика НДС, который в частности, путем разделения, в соответствии с действующим законодательством, не возникает обязанность относительно определения и начисления налоговых обязательств по НДС согласно пп. «а» п. 198.5 и п. 199.1 НКУ по приобретенным и/или изготовленным товарам/услугам, необоротным активам, которые не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности данного налогоплательщика. При этом НДСный статус правопреемника не имеет значения.

· Если плательщик НДС не сформировал налоговый кредит в связи с приостановлением регистрации налоговой накладной, то при возврате средств/товаров их поставщику у него нет оснований для уменьшения налогового кредита.

Данный вывод сделала ГФС в разъяснении из подкатегории 101.15 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· ИНК ГФСУ от 29.12.2017 г. № 3225/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Объемы поставки товаров/услуг и сумма НДС, указанные в налоговой накладной, которая была составлена без факта осуществления хозяйственной операции, не подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Соответственно, расчет корректировки к налоговой накладной, составленный без факта осуществления хозяйственной операции, также не подлежит отражению в декларации.

· В случае частичного уменьшения по результатам проверки органом государственного финансового контроля стоимости услуг, предоставленных неплательщику НДС, возможность составления поставщиком - плательщиком НДС расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств, начисленных по данной операции, Налоговым кодексом не предусмотрена.

Это разъяснение опубликовано в подкатегории 101.15 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· В связи с вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII (далее - Закон № 2245) налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в ЕРНН приостановлена в соответствии с п. 201.16 НКУ с 01 декабря 2017 года до дня вступления в силу Закона № 2245 (с 01.12.2017 по 30.12.2017 включительно) и относительно которых плательщиком НДС после 01 декабря 2017 года представлены пояснения и копии документов в соответствии с пп. 201.16.2 НКУ, регистрируются в ЕРНН в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 2245 (до 31.12.2017).

При этом пояснения и копии документов к налоговым накладным/расчетам корректировки, регистрация которых в ЕРНН приостановлена до 01 декабря 2017 года, плательщиками не подаются.

Также в связи с исключением Законом № 2245 п. 74.2 НКУ начиная с 31 декабря 2017 года Таблица данных плательщика налогов, являющаяся приложением к Критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 № 567, в ГФС не подается.

Данное сообщение было опубликовано на официальном веб-сайте ГФСУ.

· ИНК ГФСУ от 29.12.2017 г. № 3220/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Согласно п. 120 прим 1.1 НКУ, нарушение плательщиками НДС предельного срока, предусмотренного ст. 201 НКУ, для регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки к такой налоговой накладной в ЕРНН (кроме налоговой накладной, не предоставляемой получателю (покупателю), составленной на поставки товаров/услуг для операций, которые освобождены от налогообложения или облагаются по нулевой ставке), влечет за собой наложение на плательщика НДС, на которого в соответствии с требованиями ст. 192 и ст. 201 НКУ возложена обязанность относительно данной регистрации, штрафа в размерах, установленных в указанном пункте НКУ.

При этом нормами НКУ не предусмотрены какие-либо исключения для отдельных налогоплательщиков при применении контролирующим органом штрафных санкций за нарушение сроков регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки в ЕРНН, в т.ч. и в случае отмены ключей ЭЦП по заявлению налогоплательщика в связи с несанкционированным доступом к таким ключам со стороны сторонних лиц.

· ИНК ГУ ГФС в Херсонской области от 29.12.2017 г. № 3198/ІПК/21-22-12-01-08

Штрафы, предусмотренные п. 120 прим.1.1 НКУ, не применяются при нарушении сроков регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки, составленных до 1 октября 2015 года, - п. 35 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

С октября 2015 года по настоящее время действующим законодательством больше не предусмотрены исключения относительно порядка и сроков регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки и применения штрафных санкций, определенных ст. 120 прим.1 НКУ.

При этом ст. 120 прим.1 НКУ не предусмотрены исключения относительно применения штрафных санкций в случае несвоевременной регистрации налоговой накладной, связанной с исправлением ошибок.

· ИНК ГФСУ от 28.12.2017 г. № 3193/6/99-99-12-02-01-15/ІПК

Сумма НДС, в которой отказано при предоставлении бюджетного возмещения НДС, может быть учтена в увеличение значения строк «збільшено/зменшено залишок від'ємного значення за результатами перевірки контролюючого органу» налоговой декларации по НДС за отчетный (налоговый) период, на который приходится день согласования налогового уведомления-решения по форме «ВЗ».

То есть данная сумма может быть учтена плательщиком со знаком «+» в строке 16.3 налоговой декларации по НДС за отчетный (налоговый) период, на который приходится день согласования этого налогового уведомления-решения, с обязательным заполнением специального поля в налоговой декларации, где указываются дата, номер налогового уведомления-решения и сумма уменьшения отрицательного значения по результатам проверки.

Указанная сумма принимает участие в расчете суммы строки 17 «усього податкового кредиту» налоговой декларации по НДС за отчетный (налоговый) период и, соответственно, при определении отрицательного значения разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита текущего отчетного (налогового) периода (строка 17 - строка 9 декларации) (положительное значение), принимает участие в расчете:

• суммы отрицательного значения, которая засчитывается в уменьшение суммы налогового долга по НДС и/или подлежит бюджетному возмещению и/или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода;

• суммы отрицательного значения, которая зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (переносится в строку 16.1 декларации следующего отчетного (налогового) периода).

При этом сумма налога, на которую плательщик НДС имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН, увеличивается на сумму уменьшения заявки на возмещение согласно уведомлению-решению по форме «ВЗ», которым было отказано в предоставлении бюджетного возмещения.

Что касается зачисления суммы НДС, на которую отказано в предоставлении бюджетного возмещения по налоговому уведомлению-решению по форме «ВЗ», на электронный счет в СЭА НДС, то НКУ такая возможность не предусмотрена.

Электронный НДС-счет - это счет, открытый налогоплательщику в Казначействе, на который таким плательщиком перечисляются средства в сумме, необходимой для достижения размера суммы налога, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН, а также в сумме, необходимой для уплаты согласованных налоговых обязательств по НДС.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 28.12.2017 г. № 3186/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае продажи основных средств (в т.ч. инвестиционной недвижимости, учитываемой в финансовом учете по первоначальной стоимости), которые используются в хозяйственной деятельности и подлежат амортизации в налоговом учете, финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму остаточной стоимости данных активов, определенной в соответствии с правилами бухучета, и уменьшается на сумму остаточной стоимости этих активов, определенной с учетом положений ст. 138 НКУ.

При этом на стоимость необоротных активов, удерживаемых для продажи (запасов), корректировка финансового результата до налогообложения в соответствии с п. 138.1 и п. 138.2 НКУ не осуществляется и строки 1.1.2 и 1.2.2 Приложения Р1 «Разницы» к строке 03 Р1 декларации по налогу на прибыль не заполняются.

Со своей стороны, заметим: когда руководство предприятия принимает решение о том, что объект основных средств будет продан, его следует перевести в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи в соответствии с п. 1 р. II П(С)БО 27.

То есть перед продажей основное средство, как правило, переводят в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи. И если следовать такой логике налоговиков, то корректировать финрезультат до налогообложения при продаже данных активов не нужно. При этом потребность в корректировке финрезультата до налогообложения вряд ли когда-то возникнет. Ведь, как уже отмечалось, перед продажей основные средства обычно переводятся в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи.

Налог на доходы физлиц

· ИНК ГФСУ от 02.01.2018 г. № 2/6/99-99-13-01-01-15/ІПК

В соответствии с пп. 14.1.180 НКУ, налоговым агентом относительно НДФЛ, в частности, являются юрлицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, которые обязаны начислять, удерживать и уплачивать НДФЛ в бюджет от имени и за счет физлица с доходов, выплачиваемых данному лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и р. IV НКУ.

Кроме этого, лица, имеющие статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные в соответствии с п. 176.2 НКУ для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также суммы удержанного с них налога в контролирующий орган по месту своего расположения. Данный расчет подается только в случае начисления сумм указанных доходов плательщику НДФЛ налоговым агентом в течение отчетного периода.

Таким образом, если по договору комиссии расчеты с физлицами, от своего имени, осуществляет ФЛП (комиссионер), то данный субъект хозяйствования обязан отразить информацию о начисленных (выплаченных) физическим лицам доходах в налоговом расчете по форме № 1ДФ.

При этом комитент в момент перечисления ФЛП (комиссионеру) денежных средств для закупки продукции у физлиц также обязан отразить операцию по передаче денежных средств комиссионеру в форме № 1ДФ.

· ИНК ГФСУ от 22.12.2017 г. № 3121/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Если за счет средств юрлица (работодателя) проводится медосмотр лиц (работников), не указанных в Перечне профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, порядка проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденном постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559, то стоимость такого осмотра:

• включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работников как дополнительное благо и облагается НДФЛ;

• отражается в ф. № 1ДФ под признаком дохода «126».

· ИНК ГФСУ от 05.01.2018 г. № 66/Н/99-99-13-02-03-14/ІПК.

Доход, полученный физлицом-резидентом из источников за пределами Украины в виде подарка, включается в его общий годовой налогооблагаемый доход как иностранный доход и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях.

Порядок налогообложения иностранных доходов предусмотрен п. 170.11 НКУ, согласно которому в случае если источник выплат каких-либо налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма данного дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается по ставке 18%.

· ИНК ГФСУ от 03.01.2018 г. № 14/5/99-99-13-02-03-16/ІПК

Если во время командировки работник применял корпоративную платежную карточку как для получения наличных, так и для проведения расчетов в безналичной форме, то в целях соблюдения норм НКУ такой работник подает соответствующие авансовые отчеты в сроки, определенные пп. «а» и «б» пп. 170.9.3 НКУ.

То есть - с соблюдением следующих требований:

• в случае если во время служебных командировок командированное лицо - налогоплательщик получил наличные с применением платежных карточек, он подает авансовый отчет и возвращает сумму излишне израсходованных средств до окончания третьего банковского дня по окончании командировки;

• в случае если во время служебных командировок командированное лицо - налогоплательщик применил платежные карточки для проведения расчетов в безналичной форме, тогда срок представления налогоплательщиком авансового отчета не превышает 10 банковских дней, а при наличии уважительных причин работодатель (самозанятое лицо) может его продлить до 20 банковских дней (до выяснения вопроса в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами).

Плата за землю

· ГУ ГФС в Днепропетровской области на своем официальном сайте сообщило о некоторых изменениях в НКУ, внесенных Законом № 2245, вступившим в силу 01.01.2018, а именно в части платы за землю.

Во-первых, установлено, что годовая сумма арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности не может быть меньше размера земельного налога (пп. 288.5.1 НКУ):

• для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, - в размере не более 3% их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования - не более 1% их нормативной денежной оценки, для сельскохозяйственных угодий - не менее 0,3% и не более 1% их нормативной денежной оценки;

• для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, - в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АРК или по области, для сельскохозяйственных угодий - не менее 0,3% и не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АРК или по области.

Во-вторых, в соответствии с пп. 266.10.2 НКУ, ФЛП освобождаются от ответственности, предусмотренной НКУ за несвоевременную уплату налогового обязательства по плате за землю, если контролирующий орган не направил (не вручил) налоговое (налоговые) уведомление-решение в сроки, установленные нормами НКУ.

К тому же напомним, что подраздел 6 НКУ дополнен пунктом 9, согласно которому индекс потребительских цен за 2017 год, используемый для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, применяется со значением 100%.

Акцизный налог

· При обнаружении контролирующими органами фактов осуществления реализации горючего лицом, не зарегистрированным плательщиком акцизного налога по реализации горючего (в т.ч. в случае аннулирования регистрации плательщиком акцизного налога по реализации горючего), к лицу, осуществлявшему данную реализацию, применяются:

штраф согласно п. 117.3 НКУ;

штраф в соответствии с п. 120.1 НКУ, если данное лицо не представляло декларацию акцизного налога за налоговые периоды, в которых была проведена эта реализация;

• к руководителям и другим должностным лицам - административная ответственность согласно ст. 163.1 КУоАП.

При обнаружении контролирующими органами реализации горючего лицом, зарегистрированным плательщиком по реализации горючего без регистрации им акцизных накладных в ЕРАН в течение более 120 к.дн. с даты, на которую налогоплательщик обязан составить акцизную накладную/расчет корректировки, на данного субъекта:

• налагается штраф в размере 50% суммы акцизного налога из соответствующих объемов горючего, на которые налогоплательщик обязан составить такую акцизную накладную/расчет корректировки;

• руководители и другие должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно ст. 163.1 КУоАП.

Соответствующие выводы делает ГФС в подкатегории 116.13.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ в ответ на вопрос: какая ответственность применяется к субъекту хозяйствования за реализацию горючего без регистрации плательщиком акцизного налога по реализации горючего (в том числе в случае аннулирования регистрации плательщиком акцизного налога по реализации горючего), а также при реализации горючего лицом, зарегистрированным плательщиком по реализации горючего без регистрации им акцизных накладных в Едином реестре акцизных накладных?

Экологический налог

· С 01 января 2018 года пунктами 39-43 р. I Закона Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII изложены в новых размерах и по сравнению с действующими в 2017 году увеличены на 11,2% ставки экологического налога.

Увеличенные ставки должны применяться налогоплательщиками при исчислении налоговых обязательств, возникших с 01 января 2018 года.

Предельными сроками представления налоговых деклараций и уплаты налоговых обязательств по экологическому налогу считаются:

• IV квартал 2017 года: 9 февраля 2018 года, а последним днем уплаты налога - 19 февраля 2018 года;

• I квартал т.г.: 10 мая и 18 мая 2018 года соответственно;

• II квартал т.г.: 9 августа и 17 августа 2018 года соответственно;

• III квартал т.г.: 9 ноября и 19 ноября 2018 года соответственно;

• IV квартал т.г.: 11 февраля и 19 февраля 2019 года соответственно.

Если налогоплательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой налогоплательщик должен уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту размещения источников загрязнения и составить заявление в произвольной форме об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае налогоплательщик обязан представлять декларации в соответствии с требованиями НКУ.

К сведению

· ГФСУ обнародовала Справочник № 85/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, и Справочник № 85/2 прочих налоговых льгот.

Напомним!

Данные соответствующих справочников используются налогоплательщиками при заполнении Отчета о суммах налоговых льгот по форме, утвержденной постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233, а также при заполнении некоторой налоговой отчетности.

.

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в декабре 2017 года, по сравнению с ноябрем 2017 года, составляет 101,0%.

Труд и заработная плата

· Главный государственный инспектор отдела по вопросам экспертизы условий труда Управления Гоструда в Кировоградской области рассмотрела следующую ситуацию:

«Работник предприятия намерен взять несколько дней ежегодного отпуска в связи с неотложной необходимостью. Заявление он написал за день до желаемого дня отпуска. Может ли предприятие предоставить данный отпуск?».

Конкретный период предоставления ежегодных отпусков в пределах, установленных графиком, согласовывается между работником и работодателем, который обязан письменно уведомить работника о дате начала отпуска не позднее чем за две недели до установленного графиком срока.

Изменение сроков предоставления отпусков, отраженных в графике, может быть проведено по согласованию сторон трудового договора и при возникновении обстоятельств, вынуждающих перенести ежегодный отпуск. Если работник просит перенести отпуск, например, по семейным обстоятельствам, на другой период или предоставить его в сжатые сроки и работодатель не возражает относительно изменения в графике периода использования им отпуска, то это не считается нарушением законодательства об отпусках.

Заработная плата работникам за период отпуска выплачивается не позднее чем за три дня до его начала.

В соответствии с параграфом 2 ст. 7 Конвенции № 132 «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)», ратифицированной Законом Украины от 29.05.2001 г. № 2481-III, суммы, надлежащие к выплате за период отпуска (часть), выплачиваются заинтересованному лицу до отпуска, если иное не предусмотрено соглашением, касающимся данного лица и работодателя.

Таким образом, учитывая положения названной статьи Конвенции и то, что конкретный период предоставления ежегодного отпуска или его части согласовывается между работником и работодателем, при необходимости получения части ежегодного отпуска в сжатые сроки в заявлении работник может указать о своем желании касательно получения заработной платы за нее в сроки, определенные между им и работодателем.

Кроме того, данное положение названной статьи Конвенции может применяться в единичных случаях, а не массово.

· Суточные для командировок по Украине установлены в размере не более 0,1 размера минзарплаты, определенной по состоянию на 1 января налогового года, за каждый день командировки (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ).

Поскольку с 01 января 2018 года минзарплата установлена на уровне 3723 грн (ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017 г. № 2246-VIII), - максимальный размер необлагаемых суточных в 2018 году составляет не более чем 372,30 грн в сутки.