Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, декабрь 2017 г. — 25 декабря 2017 г.

І. Обзор законодательства и ормативних актов

• Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» (законопроект № 6776-д).

Налог на добавленную стоимость

1. Одним из нововведений, указанных в настоящем Законе, является дополнение подраздела 2 р. XX «Переходные положения» НКУ п. 61, предусматривающий: временно, до 1 января 2020 года по заявлению налогоплательщика предоставления контролирующим органом рассрочки (равными частями) уплаты НДС на срок, указанный в заявлении налогоплательщика, но не более 24 календарных месяцев без начисления процентов, пеней и штрафов, определенных НКУ, при ввозе на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта оборудования некоторых товарных позиций из групп 84, 85 и 90 УКТ ВЭД .

При предоставлении данной рассрочки уплаты НДС общие нормы ст. 100 НКУ о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга применяться не будут.

Одним из условий предоставления такой рассрочки является требование, оборудование должно импортироваться плательщиком НДС для осуществления собственного производства на территории Украины.

К тому же, рассрочки уплаты НДС будет предоставляться также в случае импорте оборудования, которое производится страной, признанной государством-оккупантом согласно законодательству Украины и / или признанной государством-агрессором по отношению к Украине в соответствии с законодательством, или ввозится с территории такого государства-оккупанта ( агрессора) и / или оккупированной территории Украины, определенной такой соответствии с законом Украины.

2. Среди одобренных поправок также норма, которая фактически возвращает тестовый режим механизма приостановления регистрации налоговых накладных в ЕРНН.

Так, подраздел 2 р. XX НКУ дополнят п. 571, согласно которому:

«Налоговые накладные / расчеты корректировки, регистрация которых в ЕРНН приостановлена ??в соответствии с п. 201.16 НКУ, регистрируются с учетом требований п. 2001.3 и п. 2001.9 НКУ, 02.01.2018 года, кроме:

• налоговых накладных / расчетов корректировки, по которым по состоянию на 01.12.2017 года не представлены объяснения и документы в соответствии с пп. 201.16.2 НКУ;

• налоговых накладных / расчетов корректировки, в отношении которых принято решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН и по каким состоянию на 01.12.2017 года не начали процедуру обжалования в административном или судебном порядке.

Налоговые накладные / расчеты корректировки, регистрация которых в ЕРНН приостановлена ??в соответствии с п. 201.16 НКУ с 01.12.2017 года до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» и по которым налогоплательщиком после 01.12.2017 года представлены объяснения и копии документов в соответствии с пп. 201.16.2 НКУ, регистрируются в ЕРНН в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН . В случае если в течение 5 рабочих дней не принято и / или не направлено налогоплательщику решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день, за днем ??окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.

Действие абз. 3 п. 201.10 НКУ приостанавливается до вступления в силу порядка, утвержденного в соответствии с п. 201.16 НКУ ».

То есть приостанавливается действие нормы, согласно которой налоговая накладная и / или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 01.07.2017 г.. В ЕРНН, является для покупателя таких товаров / услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, и не требует каких-либо другого дополнительного подтверждения.

Обновленный п. 201.16 НКУ предусматривать, что регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН может быть приостановлена ??в порядке и на основаниях, определенных КМУ.

Информацию о возвращении тестового режима подтвердил и Минфин. По сообщению на сайте Минфина, система рисков по НДС будет временно приостановлена ??до момента согласования оптимального решения, которое будет отвечать интересам всех сегментов бизнеса и предупреждать хищения бюджета.

Акцизный налог

3. Закон предусматривает индексацию ставок налогов, установленных в абсолютных значениях, а именно:

• увеличение ставок экологического налога с учетом индекса потребительских цен на 11,2%;

• увеличение ставок рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• увеличение рентной платы за специальное использование воды и рентной платы за специальное использование лесных ресурсов с учетом индекса цен производителей промышленной продукции на 16,8%.

Также предусмотрено постепенное, до 2025 года, повышение специфических ставок акцизного налога на табачные изделия и минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога с табачных изделий, а именно в 2018 году - на прогнозный индекс потребительских цен 11,2% и дополнительно - на 16, 7% (то есть с учетом предыдущей индексации в целом на 29,7%), а в последующие годы - на 20% до уровня, эквивалентного 90 евро за 1000 штук.

• Принят Закон «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (законопроект № 7000).

Законом установлено в 2018 году:

1) минимальная заработная плата:

• в месячном размере: с 1 января - 3723 грн .;

• в почасовом размере: с 1 января - 22,41 грн.

2) прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января 2018 года - 1700 грн., С 1 июля - 1777 грн., С 1 декабря - 1853 грн., А для основных социальных и демографических групп населения :

• детей до 6 лет: с 1 января 2018 года - 1492 грн., С 1 июля - 1559 грн., С 1 декабря - 1626 грн .;

• детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января 2018 года - 1860 грн., С 1 июля - 1944 грн., С 1 декабря - 2027 грн .;

• трудоспособных лиц: с 1 января 2018 года - 1762 грн., С 1 июля - 1841 грн., С 1 декабря - 1921 грн .;

• лиц, утративших трудоспособность: с 1 января 2018 года - 1373 грн., С 1 июля - 1435 грн, с 1 декабря - 1497 грн.

• Составлять типовые формы мемориальных ордеров и других учетных регистров распорядители бюджетных средств и государственных целевых фондов теперь будут согласно приказу Минфина от 08.09.2017 г.. № 755.

Этим документов утверждены:

• Порядок составления типовых форм мемориальных ордеров и других учетных регистров субъектов государственного сектора;

• формы:

- мемориальных ордеров от № 1 до № 17;

- книги аналитического учета депонированной заработной платы и стипендий;

- реестра депонированных сумм;

- бухгалтерской справки;

- книги «Журнал-главная».

• Продлен срок действия моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения - до 01.01.2019.

Соответствующие изменения внесены в п 14, 15 г. Х Земельного кодекса Украины - принятый законопроект № 7350 от 30.11.2017 г..

Напомним, что указанными нормами, в частности, установлен запрет на:

• внесение права на земельную долю (пай) в уставные капиталы хозяйственных обществ;

• куплю-продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;

• куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам - участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по данным соглашениям.

• В «Голосе Украины» от 6 декабря опубликован Закон № 2213-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования».

Закон вступает в силу с 7 декабря. Нормы по применению во время судебного разбирательства видеозаписывающих технических средств вступят в силу с 1 января 2019 года.

Допустимость доказательств, полученных до вступления в силу Закона, определяется в порядке, действовавшем до вступления в силу. Недопустимыми признаны доказательства, полученные:

- при выполнении постановления о разрешении на обыск жилища или иного владения лица в связи с недопущением адвоката к этому следователю (розыскной) действия. Факт недопущения к участию в обыске адвокат обязан доказать в суде во время судебного производства;

- при выполнении постановления о разрешении на обыск, если такое решение вынесено следственным судьей без проведения полной технической фиксации заседания. Выполнение постановления следственного судьи, суда о проведении обыска обязательно фиксируется с помощью звуко- и видеозаписывающих технических средств.

Запрещается временное изъятие электронных информационных систем или их частей, мобильных терминалов систем связи, кроме случаев, когда их предоставления вместе с информацией является необходимым условием проведения экспертного исследования, или если такие объекты полученные в результате совершения уголовного преступления или является средством или орудием его совершения, а также если доступ к ним ограничивается их собственником, владельцем или держателем или связан с преодолением системы логического защиты.

Сторона защиты вправе беспрепятственно фиксировать проведения обыска с помощью видеозаписи.

Запись, осуществлена ??с помощью звуко- и видеозаписывающих технических средств при проведении следователем, прокурором обыска, является неотъемлемым приложением к протоколу. Действия и обстоятельства проведения обыска, не зафиксированные в записи, не могут быть внесены в протокол обыска и использованы в качестве доказательства в уголовном производстве.

Кроме того, заявителю предоставлено право получать выписку из Единого реестра досудебных расследований.

Соответствующие изменения внесены в УПК.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

• ИПК ГУ ДФС в Киевской области от 30.11.2017 г.. № 2767 / ИПК / 10-36-12-01-18.

Поскольку плательщиком НДС осуществляется операция по списанию ТМЦ (в т.ч. лекарственных средств и изделий медицинского назначения), то они начинают использоваться в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью этого налогоплательщика.

Таким образом, если при их приобретении суммы НДС были включены в состав налогового кредита, то плательщик НДС должен не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода, в котором происходит их списание, осуществить начисление компенсирующих НДС-обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ. При этом базой для начисления налоговых обязательств будет стоимость приобретения таких ТМЦ и будет применяться ставка НДС в зависимости от того, какая ставка применялась при их приобретении.

• ИПК ГФСУ от 30.11.2017 г.. № 2775/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Операция плательщика НДС по поставке услуг по предоставлению доступа к вычислительным ресурсам, место поставки которых в соответствии со ст. 186 НКУ находится на таможенной территории Украины, являются объектом налогообложения НДС и облагается налогом в общеустановленном порядке по ставке 20%. При определении места поставки услуг по предоставлению доступа к вычислительным ресурсам следует применять положения пп.пп. «В» и «д» п. 186.3 НКУ.

Вместе с тем в этой консультации налоговики вспоминают о нормах п. 26 шт. 1 подраздела 2 р. XX НКУ, которыми определено, что для операций по поставке программной продукции, временно, с 01.01.2013 до 01.01.2023, введен льготный режим налогообложения НДС, согласно которому освобождаются от налогообложения операции по поставке программной продукции.

По словам контролеров, данная льгота распространяется не на лиц, а на операции. Не имеет значения количество этапов поставки программной продукции от лица, создавшего ее, до последнего покупателя (потребителя), если на таких этапах происходит переход права собственности на программную продукцию (согласно договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности). На всех этапах в ряде поставок программной продукции операции по этой поставке освобождаются от налогообложения НДС.

Впрочем, непонятно, каким образом нормы п. 26 шт. 1 подраздела 2 р. XX НКУ касающиеся услуг по предоставлению доступа к вычислительным ресурсам.

К тому же в этой консультации контроллеры отказались объяснять, что такое «онлайн-сервис», мол, это не относится к их компетенции.

• ИПК Офиса крупных плательщиков ГФСУ от 05.12.2017 г.. № 2815 / ИПК / 28-10-01-03-11.

Операции по бесплатной поставке другим лицам подарочных карт, которые предусматривают их обмен на товары / услуги, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Таким образом, в случае выдачи налогоплательщику подарочной карты налоговые обязательства определяются на дату поставки такой подарочной карты ( «первое событие»).

3026/5000

• IPK DFSU vid 05.12.2017 r. № 2819/6/99-99-15-03-02-15/IPK.

Platnyk PDV ne piznishe ostann?oho dnya misyatsya, v yakomu bula otrymana peredoplata vid pokuptsya, postavka tovariv yakomu nosyt? rytmichnyy kharakter, povynen buv sklasty v zahal?nomu poryadku ta zareyestruvaty v YERPN podatkovu nakladnu na sumu danoyi poperedn?oyi oplaty, shcho perevyshchuye vartist? postavlenykh tovariv / posluh takomu pokuptsevi v protyahom ts?oho misyatsya.

U razi yakshcho v misyatsi, v yakomu bula otrymana poperednya oplata, postavka tovariv vidpovidnoho pokuptsevi ne nosyla rytmichnyy kharakter, podatkova nakladna mala buty skladena na datu otrymannya poperedn?oyi oplaty.

Z tsiyeyi otrymanoyi poperedn?oyi oplaty (avansu) platnyk PDV povynen buv sformuvaty podatkovi zobov'yazannya po PDV i vidobrazyty yikh u podatkoviy zvitnosti za zvitnyy (podatkovyy) period, v yakomu bula otrymana taka poperednya oplata.

Protyahom nastupnykh misyatsiv, v yakykh zdiysnyuvalysya operatsiyi z postavky tovariv takomu pokuptsevi v rakhunok otrymanoyi poperedn?oyi oplaty, za tsymy operatsiyamy podatkovi nakladni (v t.ch. zvedeni) skladatysya ne povynni.

Na datu povernennya pokuptsyu chastyny sumy poperedn?oyi oplaty platnyk PDV zobov'yazanyy sklasty rozrakhunok koryhuvannya do podatkovoyi nakladnoyi, skladenoyi v zahal?nomu poryadku na sumu danoyi poperedn?oyi oplaty. Takyy rozrakhunok koryhuvannya pidlyahaye reyestratsiyi v YERPN pokuptsem. Zareyestrovanyy v YERPN rozrakhunok koryhuvannya dlya postachal?nyka tovariv ye pidstavoyu dlya vidpovidnoho koryhuvannya (zmenshennya) sumy podatkovykh zobov'yazan?.

• IPK DFSU vid 05.12.2017 r. № 2817/6/99-99-15-03-02-15/IPK.

Yak vidomo, reyestratsiya podatkovoyi nakladnoyi / rozrakhunku koryhuvannya v YERPN mozhe buty prypynena u razi vidpovidnosti danoyi podatkovoyi nakladnoyi / rozrakhunku koryhuvannya sukupnosti blokuval?nykh kryteriyiv (p. 201.16 PKU). Pry ts?omu dlya rozblokuvannya zablokovanykh podatkovykh nakladnykh/rozrakhunkiv koryhuvannya platnyky PDV protyahom 365 k.dn., nastupnykh za datoyu vynyknennya podatkovykh zobov'yazan?, vidobrazhenykh u vidpovidniy podatkoviy nakladniy / rozrakhunku koryhuvannya, povynni predstavyty v DFS poyasnennya ta kopiyi pidtverdzhuyuchykh dokumentiv.

Vtim, yakshcho zablokovana podatkova nakladna bula pomylkovoyu, to nemaye sensu yiyi rozblokuvaty.

Razom z tym z·hidno z p. 192.1 PKU rozrakhunok koryhuvannya mozhe buty skladenyy til?ky do zareyestrovanoyi v YERPN podatkovoyi nakladnoyi. Tobto diyuchymy normamy Podatkovoho kodeksu ne peredbacheno mekhanizmu vydalennya z YERPN podanykh na reyestratsiyu (zablokovanykh) podatkovykh nakladnykh.

• Podatkivtsi v roz'yasnenni z rozdilu 102.17 modulya BAZA PODATKOVYKH ZNAN? pidkreslyuyut?: platnyk podatku - rezydent, yakyy zdiysnyuye rozmytnennya prydbanykh u nerezydenta tovariv, povynen splatyty do byudzhetu PDV do / abo na den? podannya mytnoyi deklaratsiyi. Yakshcho takyy rezydent ne rozrakhovuyet?sya za prydbani tovary, to pry spysanni beznadiynoyi kredytors?koyi zaborhovanosti v bukhhalters?komu obliku suma zaborhovanosti pered nerezydentom vklyuchayet?sya do skladu dokhodiv i vrakhovuyet?sya pry vyznachenni finansovoho rezul?tatu do opodatkuvannya vidpovidno do pravyl bukhhalters?koho obliku.

• ИПК ГФСУ от 05.12.2017 г.. № 2819/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Плательщик НДС не позднее последнего дня месяца, в котором была получена предоплата от покупателя, поставка товаров котором носит ритмический характер, должен был составить в общем порядке и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную на сумму данной предоплаты, превышающей стоимость поставленных товаров / услуг такому покупателю в течение этого месяца.

В случае если в месяце, в котором была получена предоплата, поставка товаров соответствующего покупателю не носила ритмичный характер, налоговая накладная должна быть составлена ??на дату получения предоплаты.

С этой полученной предоплаты (аванса) плательщик НДС должен был сформировать налоговые обязательства по НДС и отразить их в налоговой отчетности за отчетный (налоговый) период, в котором была получена такая предоплата.

В течение следующих месяцев, в которых осуществлялись операции по поставке товаров таком покупателю в счет полученной предоплаты, по этим операциям налоговые накладные (в т.ч. сводные) состоять не должны.

На дату возврата покупателю части суммы предварительной оплаты плательщик НДС обязан составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной в общем порядке на сумму данной предоплаты. Такой расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН покупателем. Зарегистрирован в ЕРНН расчет корректировки для поставщика товаров является основанием для соответствующей коррекции (уменьшение) суммы налоговых обязательств.

• ИПК ГФСУ от 05.12.2017 г.. № 2817/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Как известно, регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН может быть приостановлена ??в случае соответствия данной налоговой накладной / расчета корректировки совокупности блокирующих критериев (п. 201.16 НКУ). При этом для разблокировки заблокированных налоговых накладных / расчетов корректировки плательщики НДС в течение 365 к.дн., следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующей налоговой накладной / расчета корректировки, должны представить в ДФС объяснения и копии подтверждающих документов.

Впрочем, если заблокирована налоговая накладная была ошибочной, то нет смысла ее разблокировать.

Вместе с тем согласно п. 192.1 НКУ расчет корректировки может быть составлен только в зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной. То есть действующими нормами Налогового кодекса не предусмотрен механизм удаления из ЕРНН поданных на регистрацию (заблокированных) налоговых накладных.

• Налоговики в разъяснении из раздела 102.17 модуля база налоговых знаний подчеркивают плательщик налога - резидент, осуществляющий растаможка приобретенных у нерезидента товаров, должен уплатить в бюджет НДС в / или на день подачи таможенной декларации. Если такой резидент не рассчитывается за приобретенные товары, то при списании безнадежной кредиторской задолженности в бухгалтерском учете сумма задолженности перед нерезидентом включается в состав доходов и учитывается при определении финансового результата до налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

• ИНК ГФСУ от 27.11.2017 г.. № 2730/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Данные, приведенные в налоговой отчетности, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика (п. 44.1 НКУ, п. 6 р. III Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г.. № 21 ).

Итак, в налоговой декларации по НДС налогоплательщиком указываются данные, указанные в составленных на основании первичных документов налоговых накладных. Поэтому объемы поставки товаров / услуг и сумма НДС, указанные в ошибочной налоговой накладной, не подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

В случае ошибочного составления налоговой накладной на операцию по поставке товаров / услуг и регистрации ее в ЕРНН налогоплательщик с целью исправления допущенной ошибки вправе в соответствии с п. 192.1 НКУ составить расчет корректировки к ошибочной налоговой накладной. Данный расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН покупателем (получателем) товаров / услуг, с соблюдением определенных НКУ сроков регистрации.

При этом если покупатель отказывается от регистрации в ЕРНН расчета корректировки к соответствующей налоговой накладной, то продавец имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого покупателя (п. 201.10 НКУ). Данное право сохраняется за ним в течение 365 к.дн., следующих за предельным сроком представления соответствующей налоговой декларации. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением этих товаров / услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающие факт получения этих товаров / услуг.

В течение 90 к.дн. со дня поступления этого заявления с жалобой с учетом требований, установленных пп. 78.1.9 НКУ, контролирующий орган обязан провести документальную проверку.

• ИПК ГФСУ от 27.11.2017 г.. № 2714/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Поставка услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения является объектом налогообложения НДС в соответствии с абз. «Б» п. 185.1 НКУ.

Базой налогообложения НДС для данных услуг является утвержден уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления тариф, независимо от того, из какого источника перевозчик получает средства за перевозку: непосредственно от пассажира, из бюджета или от других третьих лиц.

При этом согласно пп. 197.1.8 НКУ освобождаются от налогообложения НДС операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке.

Данная норма не распространяется на операции по предоставлению пассажирского транспорта в аренду (прокат).

При предоставлении непосредственно предприятием пассажирского транспорта в аренду (прокат) такие операции будут облагаться НДС на общих основаниях.

Учитывая вышеуказанное, действие пп. 197.1.8 НКУ распространяется на операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси) в случае, если услуги по перевозке осуществляются в пределах населенного пункта и тарифы на данные перевозки утверждены уполномоченным органом, независимо от того, за счет каких источников компенсируется их стоимость (пассажирами или за счет местного или государственного бюджета).

Налог на прибыль.

Объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль, которая определяется путем корректировки бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разнице, установленные НКУ (пп. 134.1.1 НКУ).

Вместе с тем положениями НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на суммы компенсационных выплат, полученных за оказание услуг по перевозке городским пассажирским транспортом льготных категорий населения. Эти операции отражаются в соответствии с правилами бухгалтерского учета при определении финансового результата до налогообложения.

• ИПК ГФСУ от 27.11.2017 г.. № 2733/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Налоговики разъясняют: если поставщиком - плательщиком НДС на дату получения предварительной (авансовой) оплаты по заказу № 1 были определены налоговые обязательства по НДС и в дальнейшем по договоренности сторон данный заказ был частично отменен, а часть авансовой оплаты засчитывается в счет оплаты товара на заказ № 2, то поставщик на дату достижения такой договоренности вправе составить РК к НН, составленной на дату получения этой предварительной (авансовой) оплаты и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС по е истрации РК в ЕРНН покупателем.

Составление данного РК осуществляется на дату подписания документа, на основании которого средства, полученные по заказу № 1, будут зачтены в счет оплаты стоимости товара на заказ № 2.

При этом если на заказ № 2 товар уже был поставлен и на дату такой поставки ( «первого события») поставщиком была составлена ??и зарегистрирована в ЕРНН соответствующая налоговая накладная, то по факту зачисления предоплаты на заказ № 1 в счет оплаты стоимости товара на заказ № 2 налоговая накладная поставщиком не складывается.

Если в дальнейшем предприятия достигают договоренности о корректировке (уменьшение) цены на товары, которые были поставлены по заказу № 1 и № 2, на дату подписания соответствующего соглашения поставщик вправе составить РК к налоговым накладным, составленным по операциям по поставке товаров по данным заказам. Такие расчеты корректировки подлежат регистрации в ЕРНН покупателем. Зарегистрированы в ЕРНН расчеты корректировки является для поставщика основанием для уменьшения начисленных налоговых обязательств.

Налог на прибыль

• ИПК ГУ ДФС в Киеве от 01.12.2017 г.. № 2799 / ИПК / 26-15-12-03-11.

Особенностью рассматриваемой ситуации в налоговой консультации, является то, что доход нерезидента в виде арендной платы выплачивается в национальной валюте на инвестиционный счет и используется на территории Украины.

Однако с целью удержания налога на репатриацию данный момент ничего не меняет. ДФС подчеркивает: резидент при выплате нерезиденту-арендодателю арендной платы (в том числе на инвестиционный счет в гривнах) удерживает налог на репатриацию с таких доходов нерезидента в соответствии с правилами, определенными п. 141.4 НКУ, независимо от того, как данных доход используется после налогообложения.

• В соответствии с пп. 39.5.4.1 НКУ в случае применения налогоплательщиком при осуществлении контролируемых операций условий, не соответствующих принципу «вытянутой руки», налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, если это не повлечет за собой уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, рассчитав свои налоговые обязательства в соответствии с:

• максимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена / показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности),

и / или

• минимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена / показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).

Вместе с тем в ИПК от 06.07.2017 г.. № 1028/6 / 99-99-15-02-02-15 / ИПК налоговики отмечают: учитывая то, что изменения в ст. 39 НКУ, внесенные Законом от 21.12.2016 г.. № 1797-VIIИ, вступили в силу с 01.01.2017, самостоятельное корректировки цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств в соответствии с пп. 39.5.4.1 НКУ в редакции Закона № 1797-VIIИ применяется к контролируемым операциям, совершенным начиная с 01 января 2017 года.

Не согласившись с данным подходом фискалов, предприятие обратилось в суд. Судьи Полтавского окружного административного суда по делу от 23.11.2017 г.. № 816/1696/17 отметили, что вышеупомянутая налоговая консультация не соответствует предусмотренным для нее законом критериям, и ею невозможно руководствоваться, поскольку отсутствует какая-либо указание на способ действий, о роз "объяснением которого просил налогоплательщик. Она не содержит четких ответов на поставленные вопросы и разъяснений изложенных в ней норм действующего законодательства.

Учитывая это, суд:

• признал противоправным и отменил указанное ИПК;

• констатировал, что внесены изменения в ст. 39 НКУ Законом № 1797-VIIИ, которые вступили в силу 01.01.2017, более благоприятными, чем действовали до 01.01.2017. Учитывая это, если условия контролируемых сделок, совершенных в 2015-2016 гг., Не соответствуют принципу «вытянутой руки», то налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку цены контролируемых операций с использованием положений пп. 39.5.4.1 НКУ в редакции Закона № 1797-VIIИ и рассчитать свои налоговые обязательства по минимальному / максимальному значению диапазона цен (рентабельности).

Налог на доходы физических лиц

• Если работодатель оплатил обучение физического лица - наемного работника одной суммой в текущем году за весь период обучения, состоящий из нескольких лет, при этом ее размер не превышает трехкратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за каждый полный или неполный месяц обучения, подготовки или переподготовки такого физического лица, то эта сумма, уплаченная работодателем, налогообложению НДФЛ не подлежит.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 103.02 модуля база налоговых знаний.

Труд и заработная плата

• Письмо Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности от 24.05.2016 г.. № 5.2-32-807.

При возникновении вопросов о назначении пособия по временной нетрудоспособности в связи с травмой, не связанных с выполнением трудовых обязанностей, по требованию работников Фонда соцстраха, осуществляющих проверку, комиссия по социальному страхованию предоставляет протокол заседания по принятию данного решения, другие материалы проведенного расследования или акт по форме НТ в случае, если он был составлен.

В соответствии с п. 5.1.6 Положения об экспертизе временной нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 09.04.2008 г.. № 189, в случае обращения больного по поводу несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве без направления предприятия в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного лечащий врач указывает дату и время обращения больного; дату, время, место и обстоятельства травмы; вид травмы (производственная или бытовая) со слов больного, которые в дальнейшем не могут исправляться или меняться.

Для защиты права застрахованного лица на получение материального обеспечения в случае получения травмы в рабочее время комиссии необходимо руководствоваться результатами расследования несчастного случая на производстве, проведенного в соответствии с требованиями Порядка проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украина от 30.11.2011 г.. № 1232.

В случае признания несчастного случая таким, который не связан с производством, страхователем составляется акт по форме Н-5 или акт по форме НТ, которые комиссия по социальному страхованию предприятия учитывает при принятии решения о назначении материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

• Период прохождения срочной военной службы, а также период прохождения военной службы в особый период, который объявляется в соответствии с Законом Украины «Об обороне Украины» от 06.12.1991 г.. № 1932 XII, засчитываются в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Если участник АТО к мобилизации работал, то во время участия в АТО его трудовая книжка хранится на предприятии, где он работал (поскольку он не освобождается). Когда участник АТО возвращается на работу, данные о его службе должны быть внесены предприятием на основании военного билета или справки военных комиссариатов, воинских частей и учреждений системы Министерства обороны, МВД, МЧС, Мининфраструктуры, СБУ, Службы внешней разведки, ДПС, Управление государственной охраны, госспецсвязи, Госпогранслужбы, ГПтС, ГСЧС.

Официальный сайт Управления Гоструда в Кировоградской области.

• В случае увольнения без законного основания или незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 235 КЗоТ).

При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год. Если заявление о восстановлении на работе рассматривается более одного года не по вине работника, орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей действующему законодательству, если это не приводит к восстановлению работника на работе, орган, рассматривающий трудовой спор, обязан изменить формулировку и указать в решении причину увольнения в соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью (пункт) закона. Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала трудоустройству работника, орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула.

В случае задержки в выдаче трудовой книжки по вине собственника или уполномоченного им органа работнику выплачивается средний заработок за весь период вынужденного прогула.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом, рассматривающим трудовой спор, подлежит немедленному исполнению.

Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой работнику времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Эта обязанность возлагается, если увольнение или перевод осуществлен с нарушением закона или если владелец или уполномоченный им орган задержал исполнение решения суда о восстановлении на работе (ст. 237 КЗоТ).

Соответствующие нормы приводит Управление Гоструда в Ивано-Франковской области.

В случае задержки в выдаче трудовой книжки по вине собственника или уполномоченного им органа работнику выплачивается средний заработок за весь период вынужденного прогула.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом, рассматривающим трудовой спор, подлежит немедленному исполнению.

Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой работнику времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Эта обязанность возлагается, если увольнение или перевод осуществлен с нарушением закона или если владелец или уполномоченный им орган задержал исполнение решения суда о восстановлении на работе (ст. 237 КЗоТ).

Соответствующие нормы приводит Управление Гоструда в Ивано-Франковской области.

• Действующее законодательство не предусматривает ограничений по регистрации должностного лица юридического лица частного права (председателя правления, директора, генерального директора, главного бухгалтера) физическим лицом - предпринимателем. Об этом сообщили на официальном сайте ГУ ДФС в Луганской области.

Заниматься предпринимательской деятельностью запрещено руководителям, заместителям руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления (п. 5 Декрета Кабинета Министров Украины «Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных при участии государственных предприятий »от 31.12.1992 № 24-92).

Кроме того, налоговики не вспомнили и о том, что в перечень лиц, которым запрещается заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, также входят лица, указанные в п . 1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г.. № 1700-VII.

Пенсионное и социальное обеспечение

• Пенсионный фонд Украины на своем сайте обнародовал Годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) Пенсионного фонда Украины на 2018 год.

В него вошло около 1200 субъектов хозяйствования.

В плане можно посмотреть:

• место осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его обособленных подразделений;

• идентификационный код юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика физического лица - предпринимателя;

• предмет осуществления мероприятия государственного надзора (контроля);

• степень риска;

• дату начала осуществления мероприятия;

• сроки проведения мероприятия.

• Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г.. № 2464-VI предусмотрено, что ЕСВ уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных средств с его банковского счета (ч. 7 ст. 9) .

При этом согласно пп. 2 п. 2 р. IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина от 20.04.2015 г.. № 449, физические лица - предприниматели, в т.ч. избравшие упрощенную систему налогообложения, не имеют банковского счета, платят ЕВ путем наличных расчетов через банки или отделения связи.

То есть в общем случае ЕСВ должен уплачиваться по безналичному расчету. Возможность наличных расчетов предусмотрена на случай, если ФЛП не имеют банковского счета.

Впрочем, специалисты ГФСУ отметили: нормами действующего законодательства не предусмотрено применение ответственности в ФОТ, которые при наличии банковского счета платят ЕВ путем наличных расчетов через банки или отделения связи.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 301.09 модуля база налоговых знаний.

Единый налог

• ИПК ГФСУ от 27.11.2017 г.. № 2736/6 / 99-99-15-02-02-15 / ИПК.

Налоговики отметили: если предприятие, которое является плательщиком единого налога 4-й группы, принимает решение о выплате дивидендов владельцам предприятия - физическим лицам, то в данном случае авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов не взимается.

В случае выплаты с / х товаропроизводителями дивидендов учредителям-юрлицам такие сельхозпроизводители платят авансовые взносы по налогу на прибыль по ставке налога 18% (ставки, действующей на момент выплаты).

Добавим, что в НКУ прямо указано: уплаченные авансы не подлежат возврату плательщику или зачислению в счет погашения денежных обязательств по другим налогам и сборам (обязательным платежам). Поэтому уплаченные авансовые взносы нельзя будет зачесть в счет уплаты единого налога. Это неоднократно отмечали налоговики в письмах (см., Например, письма ГФСУ от 10.02.2016 г.. № 2762/6 / 99-95-42-01-15, от 12.03.2016 г.. № 5383/6 / 99-99 - 19-02-02-15, от 14.09.2016 г.. № 20103/6 / 99-99-15-02-02-15 и письмо Минфина Украины от 25.07.2016 г.. № 31-11130-09-10 / 21370).

Наличные расчеты

• ИПК ГФСУ от 05.12.2017 г.. № 2828/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Если кассовый чек содержит сумму полученных товаров / услуг, общую сумму начисленного НДС (с определением фискального номера и налогового номера поставщика) и сумма приобретения по нему не превышает 200 грн. в день (без учета НДС), то такой чек для получателя услуг является основанием для начисления сумм НДС, относящихся к составу налогового кредита без получения налоговой накладной.

Увеличение регистрационной суммы налогоплательщика на основании сумм НДС, указанных в кассовых чеках, действующим законодательством не предусмотрено. При этом отрицательное значение НДС, рассчитанное плательщиком по результатам отчетного (налогового) периода, может быть задекларировано к бюджетному возмещению в части, не превышающей регистрационную сумму, исчисленную в соответствии с п. 200 экз. 1.3 НКУ на момент получения контролирующим органом налоговой декларации по НДС.

• ИПК ГУ ДФС в Харьковской области от 01.12.2017 г.. № 2796 / ИПК / 20-40-14-10-18.

При проведении наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличности является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).

В случае проведения наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличности является совокупность следующих действий:

• фиксация полной суммы фактических поступлений наличности в фискальных отчетных чеках РРО (данных расчетной книжки);

• отображение на их основании наличности в книге учета расчетных операций.

Несоблюдение любого из этих действий является нарушением порядка оприходования наличности, за которое установлена ??ответственность ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г.. № 436/95, а именно - предусмотрено применение финансовых санкций в виде штрафа в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Внесение записи в книгу учета расчетных операций осуществляется на основании фискальных отчетных чеков РРО.

• При реализации алкогольных напитков можно использовать резервный РРО на период выхода из строя основного РРО.

Вместе с тем поскольку в приложении к лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками СГ указывается перечень основных РРО, то в случае применения резервного РРО данному субъекту необходимо подать заявление в произвольной форме на переоформление лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками с указанием соответствующих реквизитов резервного РРО (модель, модификация, заводской номер, производитель, дата изготовления).

С таким разъяснением по разделу 115.03 модуля база налоговых знаний можно ознакомиться в системах ЛИГА: ЗАКОН.

Контроль и ответственность

• Пунктом 9 шт. 4 р. VIII Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII (далее - Закон № 1669) предусмотрено, что плательщики единого взноса, указанные в ст. 4 Закона № 2464, состоящих на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, определенных перечнем, указанным в ст. 2 Закона № 1669, на территории которых проводилась АТО, освобождаются от выполнения своих обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464, на период с 14 апреля 2014 до окончания АТО или военного или чрезвычайного положения.

Ответственность, штрафные и финансовые санкции, предусмотренные Законом № 2464 за невыполнение обязанностей плательщика единого взноса в период с 14 апреля 2014 до окончания АТО, в вышеуказанных плательщиков единого взноса не применяются.

Перечень населенных пунктов, на территории которых проводилась АТО, утвержденный распоряжением КМУ от 30.10.2014 № 1053-р (далее - Распоряжение № 1053), действовал с 30.10.2014 до 04.11.2014, действие которого приостановлено распоряжением КМУ от 05.11.2014 г.. № 1079-р (далее - Распоряжение № 1079).

Распоряжением КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р утвержден окончательный перечень и признаны утратившими силу некоторые распоряжения КМУ, в частности, распоряжение № 1053 и № 1079.

Итак, неопределенность перечня населенных пунктов, на территории которых осуществлялась АТО, исключала применение норм п. 9 шт. 4 р. VIII Закона № 2464.

Это подчеркнули специалисты ГФСУ в ИПК от 24.11.2017 г.. № 2702/5 / 99-99-13-02-01-15 / ИПК, одновременно отметив, что Законом Украины от 24.12.2015 г. № 911-VИИИ отменена норма о освобождение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464, плательщиков единого взноса, состоящих на учете в контролирующих органах, расположенных на территории населенных пунктов, где проводилась АТО.

Таким образом, сейчас за несвоевременную уплату единого взноса плательщики, состоящих на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, на территории которых проводилась АТО, несут ответственность на общих основаниях.

• ИПК ГФСУ от 20.07.2017 г.. № 1283/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Минфин и ДФС разработали алгоритм автоматизации камеральных проверок путем создания унифицированной методологии, которая будет использоваться во всех областях на уровне программного продукта и будет в автоматическом режиме обрабатывать отчетность и декларации. С использованием такого алгоритма можно значительно ускорить процесс проверки деклараций и отчетности.

Предметом камеральной проверки данные, указанные в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, и данные системы электронного администрирования НДС. К таким данным относятся количественные и стоимостные показатели, указанные в налоговой отчетности.

Поэтому был разработан алгоритм для автоматического проведения камеральных проверок, используя унифицированную методологию. Пилотное использование данного алгоритма в одной из областей показало, что можно значительно ускорить процесс проверки и уменьшить влияние человеческого фактора на процесс камеральных проверок.

По результатам использования автоматизированного алгоритма в одной из областей проверка одной декларации может занимать до 5 минут, тогда как сейчас в среднем инспектор тратит около 40 минут.

Рабочая группа дорабатывает методологию разработанного алгоритма для камеральных проверок. Алгоритм планируется тестово внедрить в других областях Украины, чтобы дальше автоматизировать камеральные проверки по всей Украине.

В долгосрочной перспективе, камеральные проверки планируется ввести в электронный кабинет плательщика. То есть налогоплательщик сможет сразу оперативно получать информацию о заполненной декларации онлайн.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

• Внедрение налога на выведен капитал упростит процедуру ведения как бухгалтерского, так и налогового учета, а также существенно снизит налоговое давление на бизнес.

Сегодня еще есть дискуссии на предмет того, когда все же лучше его воплощать в жизнь: это будет второе полугодие 2018 или с 1 января 2019 года. Но, в принципе, внедрение данного налога существенно упростит как ведение учета, так и уменьшит налоговое давление на бизнес. Однако при его введении могут быть существенные потери бюджета, поэтому Президент акцентировал внимание на необходимости найти соответствующие компенсаторы, поскольку предварительные подсчеты при введении налога на выведен капитал в течение года, когда он будет внедрен, будут на уровне 40 млрд. Гривен.

Компенсаторными механизмами глава ГФСУ назвал борьбу с теневым сектором экономики, незаконным оборотом подакцизной группы товаров, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил и другие меры, которые сегодня осуществляются фискальной службой.

Как раз именно эти компенсаторы и могут удовлетворить тот минус, который при внедрении налога на выведен капитал «ляжет на государственный бюджет.