Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, ноябрь 2017 г. — 30 ноября 2017 г.

I. Официальные письма и Помощь

Налог на добавленную стоимость

• ИПК ГФСУ от 10.11.2017 г.. № 2584/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

ГФСУ рассмотрела отдельные моменты налогообложения НДС операций по поставке программной продукции (ее компонентов) и обратила Рамус на следующие моменты:

1) если в результате поставки услуг, связанных с программным продукцией, происходят какие-либо изменения в такой программной продукции (в т.ч. обновления, усовершенствования, модернизация и исправления ошибок), то они рассматриваются как операции по поставке отдельный компонентов (элементов ) программной продукции и освобождаются от оподаткуваня НДС в соответствии с п. 26 шт. 1 подраздела 2 р. XX НКУ.

В свою очередь, такой режим освобождения распространяется не на лиц, а на операции. На всех этапах в ряде поставок программной продукции операции по этой поставке освобождаются от налогообложения НДС;

2) если поддержка (установка, настройка, тестирование, выявление и устранение недостатков) программной продукции (компьютерных программ), которая осуществляется ее производителя, является составной частью поставки программной продукции, то операции по поставке данной продукции освобождаются от налогообложения НДС.

В случае если услуги по ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (установка, настройка, тестирование, выявление и устранение недостатков) программной продукции (компьютерных программ) не входят в состав стоимости программной продукции и поставляются НЕ ее производителя, то они облагаются НДС в общеустановленном порядке по основной ставке ;

3) операции по поставке отдельный компонентов программной продукции, на основании или за помощью которых создается Конечно программная продукция или Какие могут действовать как самостоятельные компьютерные программы, освобождаются от налогообложения НДС;

4) операции по поставке услуг (выполнение работ) по разработке программной продукции или ее компонентов, если исполнители услуг (работ) НЕ покупают права собственности по на Дану програмнного продукцию в процессе ее создания, а по завершении Выполнение таких услуг (работ) право собственности за на готовую програмнного продукцию (ее компоненты) Прийма заказчик, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

• Письмо ГФСУ от 30.12.2016 г.. № 28694/5 / 99-99-15-03-02-14.

По факту поставки услуги по аренде имущества поставщик услуг обязан составить акт приема-передачи услуг по аренде имущества и направити его на подпись получателя услуг.

В случае отказа получателя услуг от Подписание акта поставщику необходимо составить акт об отказе от подписи и видобразити налоговые обязательства по операции по поставке услуг по аренде имущества в налоговой отчетности по НДС за отчетный период, в котором Фактически предоставлены данные услуги.

Если же Арендодатель не отразит налоговые обязательства по НДС по операции по предоставлению таких услуг аренды в период Предоставление услуг в связи с отказом Арендатора от Подписание акта приема-передачи услуг по аренде имущества и суд вынес решение о взыскание задолженности по Арендатора, то плательщику НДС - Арендодателя и патенты подать уточняющий расчет к декларации того отчетного периода, в котором Фактически Предоставляю услуги по аренде и видобразити налоговые обязательства по операции по поставке услуг по аренде имущества.

• ИПК ГФСУ от 10.11.2017 г.. № 2589/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Если продавцом - плательщиком НДС на дату получения предварительной (авансовой) оплаты по договору были определены налоговые обязательства по НДС и в дальнейшем по договоренности сторон предварительная (авансовая) оплата возвращается на текущий счет покупателя, то продавец - плательщик НДС имеет право составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на дату получения такой предварительной (авансовой) оплаты, и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС.

По этому поводу вопросов не возникает. Ведь такой вывод полностью соответствует нормам п. 192.1 НКУ. Впрочем, если с даты составления налоговой накладной, к которой составляется расчет корректировки, прошло 1095 дней, ситуация усложняется. Ведь вопрос о возможности регистрации в ЕРНН расчетов корректировки к таким налоговых накладных пока остается нерешенным. Уже неоднократно ГФСУ сообщала, что по этому было направлено соответствующее обращение в Минфин.

То есть пока продавец (плательщик НДС), который возвращает покупателю аванс трехлетней давности, не может составить расчет корректировки к соответствующей налоговой накладной и при этом уменьшить свои НДС-обязательства.

• ИПК ГФСУ от 10.11.2017 г.. № 2585/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Кредитор (плательщик НДС - лизингодатель) на дату фактической передачи объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование должника (плательщика НДС - лизингополучателю) обязан определить налоговые обязательства по НДС, составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН.

При этом, учитывая то, что после перевода долга первичным должником (лизингополучателем) на нового должника (плательщика НДС - лизингополучателя) оплата кредитору (лизингодателю) объект финансового лизинга будет осуществляться новым должником, а не первичным должником, законодательные основания для составления кредитором (лизингодателем) расчета корректировки к налоговой накладной, составленной по операции по передаче объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование, отсутствуют. Ведь не возникает одно из обстоятельств, указанных в п. 192.1 НКУ.

• ИПК ГФСУ от 06.11.2017 г.. № 2524/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Операции по ликвидации основных средств или непроизводственных средств приравнены к операциям по поставке товаров, являющихся объектом налогообложения НДС. Поэтому облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%. При этом база налогообложения НДС по этим операциям определяется в соответствии с п. 189.9 НКУ, а именно по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Вместе с тем уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, действием обстоятельств непреодолимой силы (в том числе в связи с пожаром), вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению, в целях налогообложения НДС НЕ БУДЕТ считаться поставкой товаров. Конечно, при условии, если плательщик НДС подаст в контролирующий орган соответствующий подтверждающий документ о возникновении таких обстоятельств, предоставленный ему компетентным органом. Этими документами могут быть, но не исключительно:

• акт, удостоверяющий факт пожара, составленный в соответствии с положениями Порядка учета пожаров и их последствий, утвержденного постановлением КМУ от 26.12.2003 года № 2030, который подписывается комиссией, в состав которой входит не менее трех человек, в т.ч. представитель территориального органа ДСНС Украины, представитель администрации (собственник) объекта, потерпевший;

• сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)

• данные (извлечение) из соответствующего реестра о прекращении права собственности на основные средства в случае их полного уничтожения в соответствии с порядком, определенным ст. 349 Гражданского кодекса Украины;

• заявление об уголовном правонарушении, зарегистрированная в едином реестре досудебных расследований, в случае хищения основных средств.

• ИПК ГФСУ от 10.11.2017 г.. № 2589/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Если продавцом - плательщиком НДС на дату получения предварительной (авансовой) оплаты по договору были определены налоговые обязательства по НДС и в дальнейшем по договоренности сторон предварительная (авансовая) оплата возвращается на текущий счет покупателя, то продавец - плательщик НДС имеет право составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на дату получения такой предварительной (авансовой) оплаты, и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС.

По этому поводу вопросов не возникает. Ведь такой вывод полностью соответствует нормам п. 192.1 НКУ. Впрочем, если с даты составления налоговой накладной, к которой составляется расчет корректировки, прошло 1095 дней, ситуация усложняется. Ведь вопрос о возможности регистрации в ЕРНН расчетов корректировки к таким налоговых накладных пока остается нерешенным. Уже неоднократно ГФСУ сообщала, что по этому было направлено соответствующее обращение в Минфин.

То есть пока продавец (плательщик НДС), который возвращает покупателю аванс трехлетней давности, не может составить расчет корректировки к соответствующей налоговой накладной и при этом уменьшить свои НДС-обязательства.

• ИПК ГФСУ от 10.11.2017 г.. № 2585/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Кредитор (плательщик НДС - лизингодатель) на дату фактической передачи объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование должника (плательщика НДС - лизингополучателю) обязан определить налоговые обязательства по НДС, составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН.

При этом, учитывая то, что после перевода долга первичным должником (лизингополучателем) на нового должника (плательщика НДС - лизингополучателя) оплата кредитору (лизингодателю) объект финансового лизинга будет осуществляться новым должником, а не первичным должником, законодательные основания для составления кредитором (лизингодателем) расчета корректировки к налоговой накладной, составленной по операции по передаче объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование, отсутствуют. Ведь не возникает одно из обстоятельств, указанных в п. 192.1 НКУ.

• ИПК ГФСУ от 06.11.2017 г.. № 2524/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Операции по ликвидации основных средств или непроизводственных средств приравнены к операциям по поставке товаров, являющихся объектом налогообложения НДС. Поэтому облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%. При этом база налогообложения НДС по этим операциям определяется в соответствии с п. 189.9 НКУ, а именно по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Вместе с тем уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, действием обстоятельств непреодолимой силы (в том числе в связи с пожаром), вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению, в целях налогообложения НДС НЕ БУДЕТ считаться поставкой товаров. Конечно, при условии, если плательщик НДС подаст в контролирующий орган соответствующий подтверждающий документ о возникновении таких обстоятельств, предоставленный ему компетентным органом. Этими документами могут быть, но не исключительно:

• акт, удостоверяющий факт пожара, составленный в соответствии с положениями Порядка учета пожаров и их последствий, утвержденного постановлением КМУ от 26.12.2003 года № 2030, который подписывается комиссией, в состав которой входит не менее трех человек, в т.ч. представитель территориального органа ДСНС Украины, представитель администрации (собственник) объекта, потерпевший;

• сертификат Торгово-промышленной палаты Украины, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)

• данные (извлечение) из соответствующего реестра о прекращении права собственности на основные средства в случае их полного уничтожения в соответствии с порядком, определенным ст. 349 Гражданского кодекса Украины;

• заявление об уголовном правонарушении, зарегистрированная в едином реестре досудебных расследований, в случае хищения основных средств.

• ИПК ГФСУ от 06.11.2017 г.. № 2519/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Налоговая накладная составляется отдельно на каждую полную или частичную поставку товаров / услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс). Поэтому составление двух или более налоговых накладных при получении предварительной оплаты товаров / услуг одной суммой или в случае единовременной поставки товаров / услуг не соответствует нормам НКУ и не дает возможности идентифицировать операции.

При составлении таких налоговых накладных поставщиком покупатель не имеет оснований для отнесения указанных в них сумм НДС в налоговый кредит, поскольку данные налоговые накладные не соответствуют первичным документам.

• ИПК ГФСУ от 08.11.2017 г.. № 2558/6 / 99-95-42-03-15 / ИПК.

Если плательщик НДС приобретает (изготовляет) товары (услуги) и основные фонды, предназначенные для их использования в операциях, по которым применяется кассовый метод налогового учета, то суммы НДС включаются в налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной при условии их оплаты.

При этом если оплата за товары / услуги на основании одной налоговой накладной осуществляется в различных отчетных налоговых периодах, то суммы НДС относятся к налоговому кредиту тех отчетных периодов, в которых происходит списание средств с банковского счета (выдачи из кассы) налогоплательщика или предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров / услуг.

Вместе с тем согласно п. 198.6 НКУ плательщик НДС имеет право отнести данную сумму НДС в налоговый кредит в каждом следующем отчетном периоде, но не позднее чем через 365 к.дн. с даты составления налоговой накладной / расчета корректировки, в т.ч. для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод. В случае приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки к такой налоговой накладной в ЕРНН согласно п. 201.16 НКУ в течение указанного срока прерывается на период приостановления их регистрации и возобновляется со дня прекращения процедуры приостановления их регистрации в соответствии с пп. 201.16.4 НКУ.

• ИПК ГФСУ от 26.10.2017 г.. № 2391/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Реквизит налоговой накладной «Номенклатура товаров / услуг продавца», который отнесен в состав обязательных, должен соответствовать формулировке в первичных документах и ??не должен содержать другие данные.

Например, предприятие согласно договору выполняет комплекс работ по изготовлению, поставке и установке комплектов мебели, оборудования и инвентаря для заказчика.

Неотъемлемой частью договора является спецификация (приложение 1 к указанному договору). В спецификации определяются название, количество, цена поставки мебели, оборудования, инвентаря и указывается стоимость услуг по их транспортировке, то есть товары, поставляемые и оказываемые услуги, выраженные количественно, единица измерения, их можно сосчитать.

Следовательно, при поставке мебели и проведении работ по их установке, в налоговой накладной должны отражаться показатели по объемам поставки мебели и услуги по ее установки. При этом в графе 2 налоговой накладной необходимо указать номенклатуру товаров и услуг по проведенных работ согласно спецификации к договору согласно первичным документам, которыми сопровождается эта операция, а в графах 3.1 и 3.3 налоговой накладной указать коды товаров в соответствии с ТН ВЭД и коды услуг согласно ДКПП.

• ИПК ГФСУ от 10.11.2017 г.. № 2580/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК.

Операции по поставке товаров / услуг в рамках проекта международной технической помощи (далее - МТП) и в пределах утвержденного плана закупки товаров, работ и услуг, поставляемых исполнителям проектов МТП и оплачиваемых за счет МТП, освобождаются от обложения НДС (п. 197.11 НКУ) .

Итак, поставщик - плательщик НДС при поставке этих товаров / услуг исполнителю проекта МТП составляет в установленном порядке налоговую накладную по отгрузке товаров / услуг с пометкой «без НДС», которая подлежит обязательной регистрации в ЕРНН.

Таким образом, получатель товаров / услуг, оплата за которые осуществляется за счет средств МТП, получает такие товары / услуги без НДС.

Налог на прибыль

• ИПК ГУ ДФС в Одесской области от 08.11.2017 г.. № 2559 / ИПК / 15-32-12-01-14.

На сегодняшний день объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль, которая определяется путем корректировки бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). Предприятия, у которых годовой бухгалтерский доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн.грн, имеют право определять налог на прибыль и без корректировок с р. ИИИ НКУ (кроме ущерба предыдущих периодов) .

В свою очередь, высокодоходные предприятия (арендаторы) по окончании договора оперативной аренды на основании положений абз. 4 п. 138.1 и абз. 3 п. 138.2 НКУ должны:

• увеличить финрезультат на сумму недоамортизированной части расходов на ремонт / улучшение арендованных основных средств, определенной в соответствии с национальными П (С) БУ;

• уменьшить финрезультат на сумму недоамортизированной части расходов на ремонт / улучшение арендованных основных средств, определенной с учетом положений ст. 138 НКУ.

НДС Если арендатором - плательщиком НДС понесенные расходы на улучшение объекта аренды и данные расходы не компенсируемые арендодателем, то при возврате объекта аренды такое улучшение считается безвозмездно предоставленной услугой, которая подлежит обложению НДС по основной ставке, исходя из цены приобретения товаров / услуг, использованных для этого улучшения.

Если же между арендодателем и арендатором заключен отдельные договоры о предоставлении арендодателем арендатору компенсации расходов арендатора на улучшение объекта аренды, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по данным договорам, является отдельной операцией по оказанию услуги по улучшению основных фондов. Поэтому такая операция рассматривается как отдельный объект налогообложения и подлежит обложению НДС по основной ставке, исходя из цены, указанной в соответствующих договорах.

• ИПК ГФСУ от 06.11.2017 г.. № 2518/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК

Если постоянное представительство путем прямого подсчета не может определить сумму прибыли, полученной с источником его происхождения из Украины, в частности, через несения нерезидентами расходов, связанных с деятельностью представительств как в Украине, так и за ее пределами (объекты интеллектуальной собственности, созданы и обслуживаются за пределами Украины), то такое представительство имеет право определять налогооблагаемую прибыль как разницу между доходом и расходами, определенными путем применения к сумме полученного дохода коэффициента 0,7.

В свою очередь, представительство подает в контролирующий орган, в котором состоит на учете, Расчет налога на прибыль постоянного представительства нерезидента, определенного путем применения к сумме полученного дохода коэффициента 0,7, утвержденный приказом Минфина от 13.06.2016 г.. № 544. Одновременно с расчетом постоянное представительство подает соответствующую финансовую отчетность, предусмотренную п. 46.2 НКУ.

При выплате постоянным представительством нерезидента дохода (прибыли) в пользу такого нерезидента налог, определенный в соответствии с пп. 141.4.2 НКУ, не взимается в случае, если этот доход (прибыль), который выплачивает представительство нерезиденту, облагался налогом на прибыль при определении дохода (прибыли) с источником происхождения из Украины от осуществления нерезидентом хозяйственной деятельности через свое постоянное представительство в Украине согласно пп. 141.4.7 НКУ (в том числе при определении налогооблагаемой прибыли путем применения коэффициента 0,7).

Налог на доходы физических лиц

• ГФСУ в ИПК от 09.11.2017 г.. № 2565/6 / 99-99-13-02-03-15 / ИПК.

Не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход сумма возмещенных работодателем расходов, понесенных налогоплательщиком - физическим лицом во время командировки за границу (пользование услугами такси или арендованным транспортом), при условии выполнения требований, установленных п. 170.9 НКУ, то есть предоставление необходимых первичных подтверждающих документов.

Данная ИПК стала реакцией на постановление Харьковского окружного административного суда от 11.07.2017 г.. По делу № 820/1750/17. К тому же определению Харьковского апелляционного административного суда от 11.10.2017 г.. По этому же делу коллегия судей согласилась с выводами суда первой инстанции.

Дело заключалось в том, что предприятие просило суд признать противоправным и отменить ИПК Офиса крупных налогоплательщиков ГФСУ от 31.03.2017 г.. № 18470/10 / 28-10-01-03-11.

Истец ссылался на то, что выводы контролирующего органа, изложенные в этой ИПК, противоречат требованиям пп. 170.9.1 НКУ. Ведь НКУ не содержит ограничений относительно вида транспорта, расходы на оплату которого командированным работникам могут быть отнесены в состав расходов плательщика налога, и при этом маршруты-квитанции и счета-фактуры (инвойсы) является подтверждающими документами, удостоверяющими стоимость затрат работника на услуги такси, с учетом наличия в указанных документах всех необходимых идентифицирующих реквизитов в понимании требований действующего законодательства.

Как установлено судом, материалы дела свидетельствуют, что истцом, в обоснование расходов на проезд командированным работником предприятия, предоставленная в суд копия маршрут-квитанции компании Uber (мобильное приложение, которое используется для заказа услуг такси работниками предприятия, находящиеся в командировке за границей), копия счета-фактуры (инвойса) с нотариально заверенной копией.

Из содержания вышеуказанного счета-фактуры следует, что этот счет, выданный компанией Uber на транспортное обслуживание, содержит все необходимые сведения для идентификации предоставленных / полученных услуг, а именно: дату предоставления услуг такси; время в пути; пункт отправления и пункт прибытия, общее расстояние между ними; графическое изображение маршрута передвижения на такси; лицо, получившее услуги такси; личность водителя; общую стоимость услуг такси; платежную карточку, с которой были списаны средства на оплату услуг такси.

Кроме того, с официального сайта компании в личном кабинете пользователь услуг такси получает счет-фактуру (инвойс) на оплату услуг, в котором указывается следующая информация: дата составления и номер счета-фактуры (инвойса) лицо, получившее услуги такси; название и местонахождение юридического лица, от имени которого составлен документ; описание услуги такси; общая стоимость услуг такси, в т.ч. размер налогов.

Следовательно, суд считает, что приобщена истцом к материалам дела первичная документация оформлена в соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, а маршрут-квитанция и счет-фактура (инвойс) являются документами, подтверждающими стоимость затрат работника на услуги такси, что, в свою очередь, указывает на правомерность включения указанных услуг в состав расходов предприятия и используется исключительно в хозяйственной дея ости.

Суд в очередной раз отклоняет ссылки ГФСУ нормы Инструкции № 59, что является обязательным только для бюджетных учреждений. При этом процитировал нормы утвержденного на предприятии Положение о командировках работников. Так, настоящим Положением предусмотрено, что возмещение расходов на арендованный транспорт, а также такси, которые были оплачены через Интернет или с помощью мобильных приложений, может быть осуществлено на основании распечатанного электронного подтверждения оплаты и выписки с карточного счета работника, удостоверенного печатью уполномоченного банка.

Таким образом, оправдывается использование услуг такси к месту командировки и обратно командированным работником в случае, когда необходимость пользования таким транспортом объективно оправдана.

Акцизный налог

• Поскольку лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками (табачными изделиями) получает субъект хозяйствования на каждое отдельное место торговли, то использовать при временной (выездной) торговли лицензию с другого места торговли не допускается.

Согласно п. 25 Временного порядка выдачи лицензий на право импорта, экспорта спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.05.1996 г.. № 493 (далее - Временный порядок), место торговли указывается на лицевой стороне лицензии.

Полученная на право розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями лицензия должна размещаться на видном месте торговли и быть доступной для осмотра (п. 27 Временного порядка).

Финансовая отчетность

• Письмо Минфина от 12.06.2017 г.. № 35210-07-10 / 15486.

В случае если предприятие по результатам деятельности за год потеряло признаки субъекта малого предпринимательства, которому разрешено составлять Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, и соответствует признакам субъекта малого предпринимательства, которому разрешено составлять Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, то таким предприятием состоит или Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, или Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства за отчетный период, в котором это произошло, а со следующего периода - Упрощенный фи Ансова отчет субъекта малого предпринимательства.

Согласно П (С) БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», событие после отчетной даты - это событие, которое происходит между датой баланса и датой утверждения руководством финансовой отчетности, подготовленной к обнародованию, которая повлияла или может повлиять на финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств предприятия. События после отчетной даты отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с п 15-19 П (С) БУ 6.

Бухгалтерский учет

• В связи с изменениями в МСБУ 16 «Основные средства» и 41 «Сельское хозяйство» Минфин подготовил «пакет» изменений в национальные бухпостулаты.

Согласно МСФО, плодоносящие растения, связанные с с / х деятельностью, дают плоды в течение более одного периода, учитываются как основные средства в соответствии с требованиями МСБУ 16, а продукция, которую дают эти плодоносящие растения, - МСБУ 41 «Сельское хозяйство» как с / х продукция растениеводства.

Учитывая «международные» коррективы, Минфин подготовил изменения в:

• Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.1999 г.. № 291;

• П (С) БУ 7 «Основные средства»;

• П (С) БУ 30 «Биологические активы».

Изменениями предусмотрено, что:

1) на счете 10 «Основные средства» также будут учитываться плодоносящие растения, связанные с с / х деятельностью (в составе счета 108 «Многолетние насаждения»). Соответственно, данные активы уже не будут учитываться на счете 16 «Долгосрочные биологические активы»;

2) именно в подгруппе «Многолетние насаждения» (группа «основные средства») учитываются плодоносящие растения;

3) плодоносящие растения - долгосрочные биологические активы, используемые в процессе производства с / х продукции и систематически дают с / х продукцию и / или дополнительные биологические активы;

4) на плодоносящие растения, связанные с с / х деятельностью, не распространяется П (С) БУ 30;

5) сады и виноградники являются примерами плодоносящих растений, связанные с с / х деятельностью, на которые не распространяется П (С) БУ 30.

Банковская деятельность

• Постановление Правления НБУ от 14.11.2017 г.. № 112 (действует с 15.11.2017).

Правление НБУ внесло изменения в свое постановление от 13.12.2016 г.. № 410, смягчив некоторые временные меры по деятельности банков и финансовых учреждений.

В частности, как отмечается в информационном сообщении, размещенном на официальном сайте НБУ:

• резиденты-заемщики, которые находятся в процессе ликвидации, смогут осуществлять досрочное погашение внешних заимствований от нерезидента-кредитора (по кредитному договору / договору займа в соответствии с порядком (очередности) удовлетворение требований кредиторов, определенном законодательством Украины);

• Украинские компании смогут платить иностранным инвесторам дивиденды, начисленные не только за 2014-2016 гг., Как было до сих пор, а за период до 2013 года включительно. Ежемесячный лимит на данные сделки составит не более 2 млн. Долларов США на одно юридическое лицо (эмитента, депозитарную учреждение или иностранного инвестора). При этом репатриация дивидендов, начисленных за 2014-2016 гг., Будет происходить, как и ранее, в рамках ежемесячного лимита на уровне 5 млн. Долларов США на одно юридическое лицо.

Единый налог

• ИПК ГФСУ от 09.11.2017 г.. № 2564/6 / 99-99-12-02-03-15 / ИПК.

Налоговики отметили, что земельный участок, является вкладом в совместную деятельность, выступает объектом общей совместной собственности, а не предоставленной плательщику единого налога 4-й группы для единоличного пользования. Соответственно, она не может быть включена в объект налогообложения для плательщика единого налога 4-й группы.

Доходы, которые формируются в результате осуществления хозяйственной деятельности по договору о совместной деятельности, является объектом права собственности. Его участники единоличное право только на часть налогооблагаемой прибыли от осуществления совместной деятельности. При этом законодательство не предусматривает право любого из участников признавать полученный от совместной деятельности доход единоличным.

Также, учитывая то, что плательщиками земельного налога являются собственники земельного участка, обязанность по уплате земельного налога возлагается на такого владельца. В свою очередь, расходы на уплату земельного налога считаются общими затратами и возмещаются согласно договору о совместной деятельности.

Наличные расчеты

• ИПК ГФСУ от 09.11.2017 г.. № 2569/6 / 99-99-14-05-01-15 / ИПК.

Если субъект хозяйствования при проведении наличных расчетов использует регистраторы расчетных операций, в соответствии с требованиями Закона № 265 передают в фискальные органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, то дублировать эту информацию регистраторов расчетных операций представлением отчета по форме № ЗВР-1 такому субъекту не нужно.

Субъекты хозяйствования, которые используют такие регистраторы расчетных операций, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и регистраторы расчетных операций, применяемые для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, должны подавать в органы государственной фискальной службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и / или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержи ться в фискальной памяти указанных регистраторов расчетных операций.

• Вопрос о регистрации новых книг учета расчетных операций на период изъятия правоохранительными органами кассовых документов должно приниматься контролирующим органом по основному месту учета налогоплательщика индивидуально по каждому субъекту хозяйствования, учитывая обстоятельства дела.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 109.15 модуля база налоговых знаний.

Контроль и ответственность

• Камеральная проверка по другим вопросам проводится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ.

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается должностными лицами органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение 3-х рабочих дней налогоплательщику в порядке, определенном в . 42 НКУ (п. 86.2 НКУ).

Согласно п. 50.1 НКУ, в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно (в т.ч. по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных настоящей статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующей на момент подачи уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно (в т.ч. по результатам электронной проверки) обнаружены.

Согласно п. 50.2 НКУ, налогоплательщик в ходе проведения документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговых деклараций за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом.

То есть, налогоплательщик вправе подать уточняющую декларацию (расчет) при проведении контролирующим органом камеральной проверки.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 135.02 модуля база налоговых знаний.

Труд и заработная плата

• Правительство приняло постановление «Об утверждении форм заявлений для получения работодателем разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, продление действия разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, внесение изменений в разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства».

Указанная постановление, разработанное Минсоцполитики, будет обеспечивать упрощение механизма оформления работодателями соответствующих документов для решения вопросов привлечения труда иностранных специалистов в Украине, а также обеспечит реализацию Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций» от 23.05. 2017 № 2058-VII.

По сообщению сайта Минсоцполитики.

• ИПК ГФСУ от 04.11.2017 г.. № 2516 / Д / 99-99-08-02-01-14 / ИПК.

Владельцы предприятий (учреждений, организаций и т.п.) подают в контролирующие органы уведомление о поступлении работника на работу, в котором, в частности, указывается регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта работника. Это предусматривает постановление КМУ «О порядке сообщения Государственной фискальной службе и ее территориальным органам о приеме работника на работу» от 17.06.2015 г. № 413 (далее - Постановление № 413).

В связи с введением Государственной миграционной службой Украины по январь 2016 паспорта гражданина Украины с бесконтактным электронным носителем (в форме карты) при заполнении плательщиком сообщение о приеме на работу для физлица, по своим религиозным убеждениям отказывается от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально сообщила об этом соответствующий контролирующий орган и имеет отметку в паспорте, в реквизите «Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта пр ков »может быть указана информация о номере паспорта гражданина, который состоит из 9 цифр.

При этом учет физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, ведется в отдельном реестре Государственного реестра по фамилии, имени, отчеству и серии и номеру паспорта без использования регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.

• Постановление ВСУ от 01.11.2017 по делу № 6-1568цс17.

Норма ст. 32 КЗоТ предусматривает, что перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации или в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, учреждением, организацией, допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 33 КЗоТ, и в других случаях, предусмотренных законом.

Однако считается перевод на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (ч. 2 ст. 32 КЗоТ). Собственник или уполномоченный им орган не вправе перемещать на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Следовательно, с учетом указанных норм собственник не имеет права выходить за пределы трудового договора, и его право на перемещение работников ограничивается условиями трудового договора: в рамках этих условий перемещения возможно, вне его - противоправно.

Таким образом, при перемещении действует принцип неизменности существенных условий договора, остаются неизменными все существенные условия трудового договора (специальность, квалификация, наименование должности).

Соответствующую правовую позицию сформировал ВСУ в постановлении от 01.11.2017 по делу № 6-1568цс17.

• Проверяя работодателей, инспекторы труда начали обращать внимание как на значительные нарушения законодательства о труде, так и на менее весомые. Это говорит о том, что, чем дальше, тем тщательнее проверять соблюдение работодателями требований кадрового делопроизводства и расчетов с работниками.

Как доказательство этому - постановление ВАСУ от 31.10.2017 по делу № К / 800/10207/17.

Коллегия судей ВАСУ соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, Управлением Гоструда правомерно принято постановление о применении к предприятию штрафных санкций, поскольку по результатам проверки установлен ряд нарушений законодательства по вопросам труда, имели место со стороны предприятия.

По результатам проверки были установлены следующие нарушения законодательства по вопросам труда:

1. Все записи в трудовых книжках работников о приеме на работу, переводе систематически вносятся в разделе трудовой книжки «Сведения о работе» на русском языке. А это является нарушением требований п. 2.1 Инструкции № 58.

2. В нарушение требований п. 2.14 Инструкции № 58, по результатам аттестации рабочих мест всем работникам, имеющим право на льготную пенсию по Списку № 1 и № 2, не были внесены соответствующие записи в трудовые книжки.

3. Во многих случаях приказы об увольнении работников выдаются позднее дня увольнения. Это нарушение является длительным, что влечет за собой нарушение требований ч. 1 ст. 47 КЗоТ.

4. На предприятии систематически при ведении кадровых дел применяются личные карточки для всех работников устаревшего образца, не соответствуют типовой форме, утвержденной совместным приказом Госкомстата, Минобороны от 25.12.2009 г.. № 495/656. А это является нарушением требований п. 2.5 Инструкции № 58.

5. В нарушение требований ч. 2 ст. 47 КЗоТ, при увольнении лица с 09.08.2016 копия приказа ему была вручена 10.08.2016.

6. В некоторых приказах о предоставлении отпуска отсутствует дата составления приказа, не является несоблюдением установленной типовой формы П-3, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.2008 г.. № 489.

7. Ссылка на вид отпуска - «рабочая» - в приказе о предоставлении отпуска является безосновательным и указывает на нарушение требований ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об отпусках».

8. Документы первичного учета, ведущихся в структурных подразделениях предприятия, не всегда соответствуют типовым формам, утвержденным и введенным в действие с 01.01.2009 приказом Госкомстата от 05.12.2008 г.. № 489.

9. Имеют место случаи, когда продолжительность отпуска без сохранения зарплаты по семейным обстоятельствам составляет более 15 к.дн. в год, что является нарушением требований ч. 2 ст. 84 КЗоТ и ст. 26 Закона Украины «Об отпусках».

10. Фактически оплата труда за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производится в размере среднего заработка такой замещаемые должности. В приказах по предприятию о временном исполнении обязанностей отсутствующего работника без освобождения от основной работы служащими не указано размер доплаты. Вышеизложенное является нарушением требований ст. 105 КЗоТ.

11. Имеют место случаи, когда зарплата работникам за весь период ежегодного отпуска выплачивается позже чем за 3 дня до начала отпуска, что является нарушением требований ч. 4 ст. 115 КЗоТ, ч. 1 ст. 21 Закона Украины «Об отпусках».

12. Имеет место проведения окончательного расчета с уволенными работниками не в день увольнения, а позже. Указанное является нарушением требований ч. 1 ст. 116 КЗоТ.

ІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

• Проект Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2018 году (реестр. № 7000, в законопроекте предусмотрены социальные гарантии на 2018 год (в грн):

- прожиточный минимум: с 1 января - 1762 грн., С 1 июля - 1841 грн., С 1 декабря - 1921 грн .;

- минимальная заработная плата в течение года - 3723 грн.

• Для защиты участников уголовного судопроизводства от необоснованного изъятия документов и компьютерной техники законопроектом № 7275 предлагается в статьях 160, 164, 165 УПК предусмотреть обязанность стороны обвинения обосновывать необходимость изъятия оригиналов документов или их копий, а в ст. 168 УПК - запрет изъятия электронных информационных систем и обязанность стороны обвинения делать копии необходимой информации без изъятия техники, на которой она хранится, с привлечением специалиста.

Изготовленные должным образом копии такой информации приравниваются к оригиналу с целью обеспечения их доказательной силы, что также позволит в значительной степени защитить интересы субъектов хозяйствования, которые страдают от фактического блокирования своей деятельности вследствие необоснованного изъятия компьютерной техники и серверного оборудования в рамках уголовного производства .

• Депутаты намерены реформировать аудиторской деятельности.

Предлагается определить правовые основы аудита финансовой отчетности, аудиторской деятельности в Украине и урегулировать отношения, возникающие при ее осуществлении.

Также планируется привести нормы национального законодательства в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Европейского Союза, в частности с положениями Директивы 2006/43 / EC Регламент 537/2014.

В частности:

- уточняется механизм финансирования органа общественного надзора, Аудиторской палаты (переход на смешанную модель финансирования за счет фиксированного взноса (3 минимальные зарплаты на финансирование ОГН и 0,3 минимальной зарплаты - АПУ) и переменной составляющей (не более 2% от суммы вознаграждения по договору обязательного аудита соответствующего субъекта) - определяются требования к субъектам аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности, в том числе обязательный аудит государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном к АПИТАЛ которых более 50% акций принадлежат государству, политических партий - отсрочено наложения взысканий и уменьшенные размеры в части ответственности аудиторов (с 200 минимальных заработных плат до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан), а также отсрочено штрафы за необнародование финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением; - уточняется механизм страхования профессиональной ответственности аудиторов, а именно: вместо обязательного страхования вводится страхование гражданско-правовой ответственности, как того требует Директив а 2006/43 / ЕС - уточняется перечень неаудиторских услуг (определены четкие ограничения относительно одновременного предоставления услуг по обязательному аудиту и неаудиторских услуг) - реализованы требования европейского законодательства в части аттестации аудиторов (уточнен механизм зачисления теоретических знаний приказом Министерства образования Украины, требования к аттестации установлено в зависимости от уровня профессиональной подготовки соискателя и т.д.). Законопроект № 6016-д «О аудит финансовой отчетности и аудиторской деятельности» принят за основу, 16 ноября.