Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, октябрь 2017 г. — 2 ноября 2017 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 03.10.2017 г. № 2105/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Плательщик НДС, который реорганизуется, в частности, путем выделения, при передаче части имущества по разделительному балансу новому юридическому лицу, в т.ч. без внесения им данного имущества в уставный капитал, не осуществляет:

• начисление налоговых обязательств на товары/услуги, необоротные активы, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита и которые не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика;

• уменьшение налогового кредита по операциям по их приобретению.

Это обусловлено тем, что обязанность начисления компенсирующих НДС-обязательств в соответствии с п. 198.5 и п. 199.1 НКУ не распространяется на операции по реорганизации (слиянию, присоединению, разделению, выделению и преобразованию) юридических лиц.

· ИНК ГФСУ от 10.08.2017 г. № 1568/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

При возврате товаров покупателями суммы предварительной оплаты товаров/услуг покупателю продавец должен составить:

• расчет корректировки к налоговой накладной, составленной исходя из фактической цены поставки и предоставленной такому покупателю;

• расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на сумму превышения цены приобретения товаров (услуг)/обычной цены самостоятельно изготовленных товаров, (услуг)/балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов над фактической ценой поставки. Данный расчет корректировки покупателю не предоставляется и хранится у продавца.

К тому же в обоих этих расчетах корректировки заполняется графа 8 «Коригуваннякількості».

· ИНК ГФСУ от 29.09.2017 г. № 2079/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

ГФСУ сделала весьма смелое замечание: «возможность составления плательщиком НДС расчета корректировки на уменьшение начисленных налоговых обязательств в случае возврата неплательщику части предварительной (авансовой) оплаты НКУ не предусмотрена».

По словам контролеров, такое умозаключение они сделали, благодаря положениям п. 192.2 НКУ. Согласно данному пункту, уменьшение суммы налоговых обязательств поставщика при изменении суммы компенсации стоимости товаров/услуг, предоставленных лицам, которые не были плательщиками НДС на дату такой поставки, разрешается только в случае возврата ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости.

Однако, такая позиция контролеров абсолютно безосновательна. Ведь в данной ситуации возможность уменьшения налоговых обязательств по НДС следует связывать с отсутствием поставок, а не с корректировкой на основании п. 192.2 НКУ.

К тому же ранее контролеры не были такими категоричными и разрешали корректировать налоговые обязательства (см., например, разъяснение ГУ ГФС в Тернопольской области).

· ИНК ГФСУ от 03.10.2017 г. № 2096/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае ошибочного составления налоговых накладных по операции по поставке товаров/услуг (составления двух или более налоговых накладных на одну операцию по поставке товаров/услуг) и регистрации их в ЕРНН налогоплательщик с целью исправления допущенной ошибки имеет право согласно п. 192.1 НКУ составить расчеты корректировки к таким ошибочным налоговым накладным.

Данные расчеты корректировки подлежат регистрации в ЕРНН покупателем (получателем) товаров/услуг с соблюдением определенных сроков регистрации.

При этом в налоговой декларации по НДС налогоплательщик должен отмечать данные, указанные в составленной на основании первичных документов налоговой накладной. Поэтому объемы поставки товаров/услуг и суммы НДС, указанные в ошибочных налоговых накладных и расчетах корректировки к ним, не подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

· Если предоставление услуг в сфере культуры, искусства, образования, науки, спорта, развлечений или других подобных услуг, включая услуги организаторов деятельности в указанных сферах и услуги, предоставляемые для организации платных выставок, конференций, учебных семинаров и других подобных мероприятий, осуществляется на таможенной территории Украины, то данные услуги подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 20%. В случае поставки этих услуг за пределами таможенной территории Украины - такие услуги не подпадают под объект налогообложения.

Поэтому здесь важно правильно определить место поставки данных услуг.

Следовательно, с целью определения места поставки указанных услуг, если фактически такие услуги предоставляются с помощью Интернета в режиме реального времени, ГФС предлагает правильно классифицировать саму услугу.

Для этого можно воспользоваться, в частности, Пояснениями к позициям Классификации видов экономической деятельности (КВЭД-2010), утвержденными приказом Государственного комитета статистики Украины от 23.12.2011 г. № 396, или обратиться в Государственную службу статистики Украины.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 101.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

· Если условиями договора предусмотрено, что гарантийные платежи (взносы) выполняют исключительно функцию средства обеспечения выполнения обязательств и согласно условиям договора, в оплату за товары/услуги не включаются, а возвращаются получателю таких товаров/услуг, то данная сумма гарантийных платежей (взносов) не увеличивает базу у поставщика товаров/услуг.

Налоговые обязательства поставщиком и налоговый кредит покупателем при получении/перечислении такого гарантийного платежа не определяются.

Об этом на своем официальном веб-сайте сообщило ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Заполнение строки «Індивідуальний податковий номер» получателя (покупателя) в налоговой накладной осуществляется в зависимости от статуса получателя (покупателя), в частности, юридическое лицо, физлицо-предприниматель, неплательщик НДС.

ИНН для физических лиц составляет 10-значный регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.

Реквизиты заглавной части налоговой накладной, содержащие цифровые значения, не должны иметь никаких других знаков и символов.

Для формирования налоговых накладных в электронном виде налогоплательщик самостоятельно выбирает любое программное обеспечение, которое формирует выходной файл в формате электронного документа отчетности субъектов хозяйствования.

Алгоритм контроля регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки не дает возможности регистрации налоговых накладных, у которых ИНН плательщика НДС не внесен в реестр плательщиков НДС, а наличие или отсутствие в налоговой накладной перед 10-значным ИНН нулей не влияет на ее регистрацию в ЕРНН.

При этом налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· ИНК ГФСУ от 04.10.2017 г. № 2129/Б/99-99-08-02-01-14/ІПК.

Соглашения о распределении продукции, договоры управления имуществом и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц должны быть на учете в ГФС.

Постановка на учет договора осуществляется путем дополнительной постановки на учет участника договора о совместной деятельности как налогоплательщика - ответственного за удержание и внесения налогов в бюджет во время исполнения договора.

Пунктом 3.5 р. III Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588, определено, что основанием для постановки на учет договора о совместной деятельности является принятие контролирующим органом решения о регистрации его плательщиком НДС. Для этого уполномоченное лицо подает в ГФС по своему основному месту учета одновременно с регистрационным заявлением плательщика НДС заявление по форме № 1-ОПП и копию договора (контракта) о совместной деятельности.

Налоговики в ИНК подытоживают: договоры о совместной деятельности между юридическими лицами и/или физическими лицами - предпринимателями учитываются в контролирующих органах при условии, если на такие договоры распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности по данным договорам, определенные положениями НКУ, и уполномоченное лицо по данным договорам зарегистрировано плательщиком НДС.

Обратите внимание: заявитель сообщает о намерении заключения договора о совместной деятельности с юридическим лицом, согласно которому стороны договора совместно будут осуществлять производство и реализацию фармацевтической продукции. Такая деятельность может осуществляться субъектами хозяйствования и требует соответствующих разрешений, лицензий, мест производства и хранения продукции и т.п.

· ИНК ГФСУ от 03.10.2017 г. № 2104/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Товары, указанные в группах 1-24 УКТ ВЭД, произведенные сельхозпроизводителем на давальческих условиях из сырья, выращенного им на собственных или арендованных земельных участках (при условии надлежащей регистрации договоров аренды таких земельных участков в соответствии с действующим законодательством), с целью применения ст. 16 прим 1 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV (далее - Закон № 1877) считаются сельскохозяйственной продукцией (товарами).

Объемы операций по поставке, например, собственно произведенных сахара, жома, мелассы, в т.ч. произведенных на давальческих условиях из собственного сырья, учитываются в расчете удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров и подлежат отражению в графе 3 таблицы 2 приложения 9 к декларации по НДС и в графе 4 р. 6 Заявления о внесении сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестр получателей бюджетной дотации (форма № 1-РОБД).

При этом учитывая то, что производство сахара, жома, мелассы, в т.ч. на давальческих условиях из собственного сырья, не относится к видам деятельности, осуществление которых дает право сельскохозяйственному производителю на получение бюджетной дотации в соответствии с п. 16 прим 1.3 Закона № 1877, то операции по поставке такой продукции не участвуют в расчете суммы бюджетной дотации.

Таким образом, во второй части порядкового номера налоговых накладных на операции по поставке сахара, жома, мелассы, в т.ч. произведенных на давальческих условиях из собственного сырья, код «2» не указывается. Соответствующие объемы операций не учитываются в суммах налоговых обязательств и налогового кредита, которые указываются в таблице 1 приложения 9 к декларации по НДС.

· Письмо ГФСУ от 19.09.2017 г. № 1365/99-99-15-03-01-18.

Департамент методологической и нормотворческой работы ГФС подготовил Дополнение к Заявке на доработку программного обеспечения относительно функционирования системы электронного администрирования НДС в части расчета регистрационной суммы для налоговых накладных/расчетов корректировки, с учетом изменений, внесенных в НКУ Законом № 909 и Законом № 1797 (в части формирования показателя СумПеревищ).

Начиная с момента реализации данного Дополнения к Заявке, но не ранее 01.07.2017, формирование показателя СуммПеревищ (СуммПеревищ2) будет осуществляться для каждого плательщика НДС суммированием положительной разницы между значениями показателей Суммпз и СуммЄРПН (Суммпз и СуммЄРПН2) за каждый отчетный период, начиная с июля 2015 года/III квартала 2015 року.

Суммпз, Суммпз2 - это сумма налоговых обязательств, указанных плательщиком в налоговых декларациях с учетом уточняющих расчетов к ним.

СуммЄРПН, СуммЄРПН2 - сумма НДС, которая содержится в составленных плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки на уменьшение суммы компенсации или увеличение суммы компенсации, зарегистрированных в ЕРНН.

К сведению: отчетный период месяц или квартал в соответствии с данными, указанными плательщиками в налоговых декларациях, при этом для вновь созданных плательщиков НДС, дата регистрации которых плательщиками НДС больше, чем первый день начала отчетного периода, первый отчетный период учитывает месяц (квартал), в котором они зарегистрированы, и отчетный период, следующий за отчетным периодом, в котором осуществлена регистрация плательщиком.

· Официальный веб-сайт ГУ ГФС в Харьковской области.

На сегодняшний день в Системе электронного администрирования НДС проводится операция - «регистрация превышения НО над суммой налога» - номер документа «override/период». Данная операция приводит к уменьшению суммы регистрационного лимита, на которую налогоплательщик вправе зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН. Поэтому у плательщиков НДС возникают вопросы касательно правомерности такого уменьшения.

На соответствующие жалобы плательщиков НДС ответило ГУ ГФС в Харьковской области.

Прежде всего харьковские налоговики отметили: суммы НДС, на которые плательщики вправе зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, определяются по формуле, указанной в ст. 200 прим 1.3 НКУ, которая содержит показатель SПеревищ.

SПеревищ- это общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях с учетом представленных уточняющих расчетов к ним, над суммой НДС, которая содержится в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в ЕРНН.

Показатели формулы, определенной п. 200 прим 1.3 НКУ, исчисляются с 01.07.2015. При исчислении показателей SНаклОтр и SНаклВид также используются расчеты корректировки, составленные начиная с 01.07.2015 и зарегистрированные в ЕРНН, к налоговым накладным, составленным до 01.07.2015, которые подлежали предоставлению покупателям - плательщикам НДС. Для исчисления показателей SНаклОтр, SНаклВид и SМитн используются документы (налоговые накладные, расчеты корректировки, таможенные декларации, листы корректировки и дополнительные декларации), составленные начиная с 1 июля 2015 года.

Таким образом, в Системе электронного администрирования НДС происходит корректировка суммы регистрационного лимита, на которую налогоплательщик вправе зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН в соответствии с п. 200 прим 1.3 НКУ.

Налог на прибыль

· Налоговики сообщили о возможности представления в электронной форме Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897, для плательщиков с базовым отчетным периодом - квартал.

Фискалы обратили внимание, что в соответствии с требованиями п. 46.2 НКУ плательщик налога на прибыль представляет вместе с Декларацией финансовую отчетность, которая является неотъемлемой частью Декларации.

Поскольку форма Декларации содержит обязательные для заполнения отметки касательно наличия предоставленных к Декларации приложений - форм финансовой отчетности (абз. 11 п. 48.3 НКУ), то Декларация подается после представления финансовой отчетности и получения квитанций относительно ее принятия.

Предельный срок представления Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за ІІІ квартал 2017 года - 09.11.2017.

· ГУ ГФС в Днепропетровской области в ИНК от 06.10.2017 г. № 2163/ІПК/04-36-12-32-20.

Объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, которая определяется путем корректировки бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разницы, предусмотренные НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). При этом налогоплательщики, у которых годовой бухгалтерский доход не превышает 20 млн.грн., могут обойтись и без корректировок.

Что касается операций по договору оферты и/или комиссионным и субкомиссионным, другим посредническим договорам, в т.ч. по полученным по указанным договорам денежным средствам, то по ним в Налоговом кодексе корректировки не предусмотрены даже для высокодоходных плательщиков.

Такое замечание сделало ГУ ГФС в Днепропетровской области в ИНК от 06.10.2017 г. № 2163/ІПК/04-36-12-32-20.

Вместе с тем в указанной ИНК контролеры не решаются отвечать на вопрос: можно ли в составе базы обложения налогом на прибыль отражать только разницы между полученными по договору и уплаченными по комиссионным договорам средствами (комиссионное вознаграждение)? Здесь налоговики отсылают к Минфину.

Кроме того, в упомянутой ИНК контролеры отметили: независимо от вида договора, заключенного между юридическим лицом и физлицом (кроме частных предпринимателей), при выплате средств таким физическим лицам на юридическое лицо возлагаются обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 168 НКУ.

· ИНК ГФС от 15.08.2017 г. № 1615/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Наставления Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Наставления ОЭСР) являются главным рекомендательно-методическим международным документом в сфере регулирования трансфертного ценообразования. При введении в Украине правил трансфертного ценообразования в НКУ был имплементирован рекомендованный Наставлениями ОЭСР принцип «вытянутой руки» (аrm'slengthрrinciple), который является всемирно признанным стандартом контроля за трансфертным ценообразованием.

Общая методология контроля за трансфертным ценообразованием, изложенная в ст. 39 НКУ, полностью соответствует методологии Наставлений ОЭСР, в частности, в части применения методов установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», проведения функционального анализа и анализа сопоставимости, подготовки документации, процедур предварительного согласования ценообразования и т.п.

В то же время Украина не является членом Организации экономического сотрудничества и развития, поэтому Наставления ОЭСР не могут рассматриваться как нормы прямого действия в Украине.

Вместе с тем, учитывая то что Наставления ОЭСР являются обобщением наилучших современных практик применения принципа «вытянутой руки» для оценки трансфертного ценообразования при осуществлении предприятиями контролируемых операций, они могут использоваться налогоплательщиками и контролирующими органами как рекомендательно-методологические материалы при практическом применении ст. 39 НКУ.

· Заключение соответствующих Протоколов направлено на избежание двойного налогообложения доходов физических и юридических лиц, возникающих на территориях стран.

Это будет достигаться как путем распределения права налогообложения отдельных видов доходов между Украиной и Великобританией и между Украиной и Турцией в зависимости от места их возникновения, так и путем зачисления в налоговые обязательства налогоплательщика одного государства сумм налогов, уплаченных на территории другого государства.

Непосредственно Протокол изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии предусматривает следующее:

• налогообложение дивидендов по ставке 5% - если фактическим владельцем дивидендов является компания (иная, нежели партнерство), владеющая непосредственно по меньшей мере 20% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и повышена ставка с 10% до 15% - в остальных случаях;

• увеличен размер ставки налогообложения процентов - с 0% до 5%;

• увеличен размер ставки налогообложения роялти - с 0% до 5%;

• новую редакцию статьи касательно обмена информацией, которой предусматривается значительное расширение возможностей Договаривающихся Сторон относительно обмена налоговой информацией.

Протокол с Турецкой Республикой предусматривает:

• расширение термина «резидент» в соответствии с положениями модельной Конвенции ОЭСР;

• новую редакцию статьи касательно обмена информацией, которой предусматривается значительное расширение возможностей Договаривающихся Государств относительно обмена налоговой информацией без оговорок касательно требований национального налогового интереса или банковской тайны;

• новую статью относительно помощи во взыскании налогов, согласно которой Договаривающиеся Государства будут предоставлять друг другу помощь во взыскании налоговых задолженностей.

· ГФС подчеркнула: в случае установления контролирующим органом фактов непредставления плательщиком Отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, в т.ч. за 2013-2015 отчетные годы, и применения до 01.01.2017 штрафа (штрафов) согласно п. 120.3 НКУ, по истечении 30 к.дн., следующих за последним днем предельного срока уплаты такого штрафа, контролирующий орган начиная с 01.01.2017 должен применять штрафные санкции, предусмотренные абз. 7 п. 120.3 НКУ.

Например: налоговое уведомление-решение о применении штрафных санкций за непредставление Отчета за 2015 год вынесено в июле 2016 года. Налогоплательщик в установленные сроки уплатил штраф, но Отчет не представил. Контролирующий орган актом проверки от 28.02.2017 зафиксировал длящееся правонарушение касательно непредставления Отчета за 2015 год после применения штрафной санкции согласно п. 120.3 НКУ.

В данном случае на налогоплательщика налагается штрафная санкция в соответствии с абзацами 6 и 7 п. 120.3 НКУ из расчета 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015, за каждый календарный день непредставления Отчета после 01.01.2017, то есть за период с 01.01.2017 по 28.02.2017.

Что касается несвоевременного представления Отчета, такое нарушение грозит налогоплательщику штрафом в соответствии с п. 120.4 НКУ.

Например: налоговое уведомление-решение о применении штрафных санкций за непредставление Отчета за 2015 год вынесено в сентябре 2016 года. Налогоплательщик в установленные предельные сроки уплатил штраф, но Отчет был представлен только 20.04.2017.

В этом случае штрафная санкция рассчитывается на основании п. 120.4 НКУ за несвоевременное представление налогоплательщиком Отчета в размере одного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015, за каждый календарный день несвоевременного представления, а именно - с 01.01.2017 по 20.04.2017, и составляет 133 980,00 грн (110 дней х 1 х 1218 грн).

Штраф за непредставление Отчета в соответствии с п. 120.3 НКУ в данном случае не применяется, ведь признаком административного нарушения является факт несвоевременного представления Отчета, а этим пунктом предусмотрена ответственность именно за непредставление Отчета.

· Уплата по каждому виду платежа и по каждому коду вида уплаты оформляется отдельным документом на перевод. При заполнении расчетных документов налогоплательщики в поле «Призначення платежу» указывают коды видов уплаты, в частности:

код 101 - для суммы денежного обязательства,

код 125 - для авансовых взносов, начисленных на сумму дивидендов и приравненных к ним платежей (Порядок № 666).

То есть уплата налога на прибыль и авансовых взносов, начисленных на сумму дивидендов и приравненных к ним платежей, осуществляется с разными кодами вида оплаты.

Таким образом, учет имеющейся переплаты по налогу на прибыль в оплату авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов не предусмотрен.

При этом львовские налоговики отметили: налогоплательщик может осуществить возврат сумм денежного обязательства на основании заявления о таком возврате в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы (п. 43.3 НКУ).

К сведению: Порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных средств утвержден приказом Минфина от 24.07.2015 г. № 666.

Внешнеэкономическая деятельность

· ИНК ГФСУ от 09.10.2017 г. № 2180/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Применение ответственности в ВЭД определено в р. VI Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959-ХII (далее - Закон № 959).

Упущенная выгода - это доход или прибыль, которую мог бы получить субъект ВЭД при осуществлении внешнеэкономической операции и которую он не получил вследствие действия обстоятельств, не зависящих от него, если размер его предполагаемого дохода или прибыли можно обосновать.

Одним из видов ответственности в ВЭД является имущественная ответственность, которая применяется в форме материального возмещения прямых, косвенных убытков, упущенной выгоды, материального возмещения морального вреда, а также имущественных санкций (ст. 33 Закона № 959).

Если нарушение субъектами ВЭД или иностранными субъектами хозяйственной деятельности этого или связанных с ним законов Украины повлекли за собой возникновение убытков, потери выгоды и/или морального вреда у других таких субъектов или государства, субъекты, нарушившие закон, несут материальную ответственность в полном объеме.

Налоговики в ИНК от 09.10.2017 г. № 2180/6/99-99-15-02-02-15/ІПК подытожили, что возмещение упущенной выгоды на основании внешнеэкономического договоране относится к штрафной санкции (неустойке).

К тому же они сообщили, что с целью определения разницы, на которую в соответствии с пп. 140.5.11 НКУувеличивается финансовый результат до налогообложения, суммы возмещения упущенной выгоды, уплаченные по внешнеэкономическому договору в пользу нерезидента, не учитываются.

Трудовое законодательство

· Для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников свыше 20 лиц устанавливается квота на трудоустройство дополнительных категорий граждан в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год. Этого требует ч. 2 ст. 14 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее - Закон о занятости).

Одной из таких категорий граждан являются, в частности, лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»осталось10 и менее лет.

Однако начиная с 11.10.2017 благодаря Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 лиц устанавливается квота в размере не менее одного такого лица предпенсионного возраста в среднеучетной численности штатных работников. Соответствующие дополнения внесены в ч. 2 ст. 14 Закона о занятости.

· В случае работы по трудовому договору (контракту) одновременно с осуществлением предпринимательской или иной деятельности основанием для назначения пособия будет копия листка нетрудоспособности, заверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) по основному месту работы. Для застрахованных лиц, которые одновременно осуществляют предпринимательскую и иную деятельность и не работают на условиях трудового договора (контракта), копию листка нетрудоспособности будет заверять учреждение здравоохранения, которое его выдает.

Это предусматривает обновленная ч. 1 ст. 31 Закона № 1105. Изменения внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII (действуют с 11.10.2017).

ЕСВ

· Максимальная величина базы начисления ЕСВ увеличена с 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц до 15 размеров минимальной заработной платы, установленной законом. Это произошло благодаря Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII, который вносит изменения и в Закон о ЕСВ.

· ЕСВ подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика. При наличии у плательщика ЕСВ одновременно с обязательствами по уплате ЕСВ обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей, предусмотренных законом, или обязательств перед другими кредиторами обязательства по уплате ЕСВ выполняются в первую очередь и имеют приоритет перед всеми другими обязательствами, кроме обязательств по выплате заработной платы (дохода). Это предусматривает ст. 9 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Однако действующим законодательством, регулирующим порядок начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, не предусмотрены рассрочка и отсрочка задолженности по уплате ЕСВ.

На это обращает внимание ГУ ГФС в Тернопольской области.

Пенсионное и социальное обеспечение

· Усовершенствован Порядок предоставления материального обеспечения некоторым категориям застрахованных лиц, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 24.01.2017 г. № 8; и утвержден Порядок предоставления материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования Украины застрахованным лицам в случае ликвидации (реорганизации) предприятия, учреждения, организации, прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя или осуществления независимой профессиональной деятельности.

По сообщению сайта Фонда соцстраха.

· В страховой стаж для определения права на назначение пенсии по возрасту будут включать периоды:

1) осуществления предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также с применением фиксированного налога:

• с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года включительно, которые подтверждаются справкой о регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;

• с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года включительно - при условии уплаты страховых взносов (ЕСВ) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты ЕСВ);

2) прохождения военной службы по 31 декабря 2017 года включительно;

3) пребывания в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 года включительно;

4) пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 6-летнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Таким образом, благодаря Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII, предпринимателям и декретницам добавлен дополнительный отрезок времени в стаж для назначения пенсий.

· Начиная с 01.01.2018 в страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно ст. 26 Закона о пенсионном страховании с учетом появления с 1 января 2018 года п. 31 р. XV Закона о пенсионном страховании благодаря пп. 27 п. 3 р. І Закона № 2148 включаются периоды осуществления предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также фиксированного налога:

• с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года (включительно) - подтверждаются справкой о регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;

• с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года (включительно) - при условии уплаты страховых взносов (единого взноса) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты единого взноса).

· Для застрахованных лиц, которые в течение 12-ти месяцев перед наступлением страхового случая, по данным Госреестра соцстрахования имеют страховой стаж менее 6-ти месяцев, предусматриваются ограничения на размер больничных и декретных, которые устанавливает ч. 4 ст. 19 Закона № 1105.

Благодаря Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII (действует с 11.10.2017) предусматриваются уточнения в части исчисления указанных страховых выплат:

1) пособие по временной нетрудоспособности - исходя из начисленной зарплаты (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не более чем размер пособия, исчисленного с минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая;

2) пособие по беременности и родам - исходя из начисленной зарплаты (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не более чем размер пособия, исчисленного с двукратного размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

Ранее предусматривалось, что данные минимальные ограничения исчисляются в расчете на месяц.

При этом сумма пособия по беременности и родам не может быть меньше размера пособия, исчисленного с минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

· К страховому стажу будут приравниваться периоды начиная с 1 января 2016 года, в течение которых лицо не подлежало страхованию по Закону № 1105, но им или работодателем за него уплачен ЕСВ согласно Закону о ЕСВ.

Соответствующую несправедливость касательно лиц, работающих по ГПД, и предпринимателей исправил Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII (действует с 11.10.2017). Ведь с 2016 года была введена единая для всех ставка ЕСВ в размере 22%, а уплаченные суммы ЕСВ распределялись на все виды общеобязательного государственного социального страхования.

· Страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, страхованию от несчастного случая на производстве и на случай безработицы также подлежат лица, работающие на основании гражданско-правового договора, на иных основаниях, предусмотренных законом, а также физлица-предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию в связи с временной утратой трудоспособности на других основаниях.

Соответствующие дополнения в законодательство внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII.

Матобеспечение и социальные услуги по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), гражданско-правового договора и на других основаниях, предусмотренных законом, назначаются и предоставляются по основному месту работы (деятельности).

Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам застрахованным лицам (в т.ч. осуществляющим предпринимательскую или иную деятельность и одновременно работающим на условиях трудового договора) предоставляются по основному месту работы (деятельности) и по совместительству (найму) в порядке, установленном КМУ.

В период проведения госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя или снятия с учета после прекращения деятельности лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, матобеспечение по страховым случаям застрахованным лицам назначается и выплачивается рабочим органом Фонда соцстраха по месту осуществления учета такой деятельности или регистрации места проживания данных лиц.

Акцизный налог

· Минфин обновил формы:

• Справки о целевом использовании легких и тяжелых дистиллятов, а также сжиженного газа и бутана, изобутана как сырья в производстве этилена;

• Справки об уплате суммы акцизного налога, рассчитанной по ставкам на готовую продукцию (для алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный);

• Журнал учета погашения налоговых векселей.

Соответствующие формы утверждены приказом от 21.08.2017 г. № 709, который должен заменить минфиновский приказ от 17.02.2012 г. № 196.

Напомним

1. Справка векселедателя о целевом использовании легких и тяжелых дистиллятов как сырья в производстве этилена, согласованная представителем налогового поста, установленного на предприятии, подается векселедержателю для погашения налогового векселя (пп.пп. 229.2.11 НКУ; 229.3.13 НКУ); копия справки о целевом использовании - контролирующему органу (пп. 229.3.13 НКУ).

2. Справка об уплате суммы акцизного налога, рассчитанной по ставкам на готовую продукцию (для алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный), является основанием для продажи марок акцизного налога отечественным производителям алкогольных напитков (п. 226.12 НКУ).

3. Журнал учета погашения налоговых векселей ведет векселедержатель (п. 8 Порядка выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, авалированных банком (налоговых расписок), которые выдаются до получения или ввоза на таможенную территорию Украины легких и тяжелых дистиллятов, а также сжиженного газа и бутана, изобутана для использования как сырья для производства этилена, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1215).

Контроль и ответственность

· ИНК ГФСУ от 03.10.2017 г. № 2111/6/99-99-14-03-03-15/ІПК.

Налоговики предоставили некоторые разъяснения относительно оснований проведения проверок.

Так, учитывая пп. 78.1.4 НКУ, контролеры вправе проводить проверки также и по другим вопросам, которые непосредственно не указаны в запросе, и, соответственно, требовать в ходе проведения таких проверок представления документов или их копий и информации, касающейся других налогов, по которым в письменном запросе отсутствует информация об установлении недостоверности данных в декларациях.

Налоговики объясняют это тем, что:

• во-первых, НКУ не содержит на это прямого запрета (как, например, в ходе проведения проверки на основании пп. 78.1.19 НКУ);

• во-вторых, объяснения и документальные подтверждения, предоставленные налогоплательщиком на запрос, могут также содержать информацию, которая будет свидетельствовать о недостоверности иных данных, указанных в других декларациях по данному налогу или по другим налогам.

Так же, по мнению специалистов ГФСУ, контролеры имеют право на основании пп. 78.1.1 НКУ проводить документальные внеплановые проверки касательно операций налогоплательщика и третьих лиц, не указанных в запросе, но относящихся к операции, указанной в запросе.

В то же время фискалы подчеркнули: согласно устоявшейся судебной практике, отсутствие или неполнота ссылок на конкретные пункты НКУ не должны рассматриваться как основание для признания приказа противоправным, если из содержания данного приказа представляется возможным идентифицировать предусмотренное законодательством фактическое основание для назначения соответствующей проверки.

· Письмо ГФСУ от 06.09.2017 г. № 23766/7/99-99-14-03-03-17.

С 20 сентября 2017 года вступили в силу изменения в Порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 1204.

Налоговые уведомления-решения могут составляться и направляться в электронной форме с соблюдением требований по ЭЦП (п. 42.4 НКУ). Однако следует обратить внимание, что фактическое выполнение данной нормы будет возможно после внесения изменений в соответствующее программное обеспечение и внедрения электронного кабинета плательщика.

Фискалы в письме обратили внимание, что начиная с даты вступления в силу Приказа № 658 налоговые уведомления-решения должны быть составлены и направлены (вручены) налогоплательщикам по формам с учетом изменений.

· ИНК ГФСУ от 03.10.2017 г. № 2112/6/99-99-14-03-03-15/ІПК относительно обязанности представления в ходе проведения документальных плановых (внеплановых) выездных проверок документов и информации в электронном виде, в т.ч. сканированных копий документов, созданных на бумажных носителях.

Налогоплательщики, осуществляющие ведение документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухучета, финотчетности, прочих документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, в электронном виде, должны в ходе проведения проверок предоставить должностным лицам контролирующего органа на их запрос такие документы в электронном виде.

Что касается вопроса представления крупными налогоплательщиками в ходе проведения документальных плановых (внеплановых) выездных проверок, которые проводятся в помещении плательщика, сканированных документов первичного бухгалтерского учета, составленных на бумажных носителях, то такие документы не считаются документами в электронном виде в соответствии с Законом Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV и Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV, а являются их копиями.

Частные предприниматели

· ФЛП на общей системе налогообложения вправе (по собственному желанию) включать в состав расходов, связанных с осуществлением их хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления с соответствующим ведением отдельного учета данных расходов (пп. 177.4.6 НКУ).

Расчет амортизации основных средств и нематериальных активов осуществляется с применением прямолинейного метода начисления амортизации, по которому годовая сумма амортизации определяется делением первоначальной стоимости объекта основных средств и нематериальных активов, которая амортизируется, на срок полезного использования объекта основных средств и нематериальных активов (пп . 177.4.7 НКУ).

Вместе с тем, как разъяснили специалисты ГФСУ, ФЛП на общей системе налогообложения насчитывает и отражает амортизационные отчисления в графе 8 Книги учета доходов и расходов ежемесячно.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 104.08 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· ФЛП - плательщик единого налога предоставил услуги откомандированному работнику. Расходы на оплату указанных услуг были включены работником в авансовый отчет и компенсированы работодателем.

Комментируя данную ситуацию, специалисты ГФСУ в подкатегории 103.25 системы «ЗІР» разъясняют: поскольку юридическое лицо только компенсирует расходы работника на командировку, то отражать в налоговом расчете по форме № 1ДФ уплату работником средств за предоставленные во время командировки ФЛП-единщиком услуги такое юридическое лицо НЕ обязано.

· Физлица-предприниматели, в т.ч. упрощенцы; лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность; члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях, обязаны уплачивать ЕСВ, начисленный за календарный квартал, до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ. Ранее для самозанятых лиц, кроме упрощенцев, применялся годовой период уплаты ЕСВ,

Кроме того, плательщики единого налога группы 1 теряют право на уплату ЕСВ в сумме не менее 0,5 минимального страхового взноса. Поэтому будут вынуждены уплачивать его в минимальном размере, как и все остальные упрощенцы.

Данную новацию предусматривают изменения в Закон о ЕСВ, которые привносит Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII.

Указанные изменения заработают с 01.01.2018.

К сведению

· Крупный налогоплательщик - юридическое лицо или постоянное представительство нерезидента на территории Украины, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последних 4 последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 1 млрд грн. или общая сумма платежей, уплаченных в госбюджет, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за такой же период превышает 20 млн грн. (пп. 14.1.24 НКУ).

Такие налогоплательщики подлежат включению в Реестр крупных налогоплательщиков (далее - Реестр). После включения налогоплательщика в Реестр и получения уведомления ГФСУ о данном включении налогоплательщик обязан стать на учет в контролирующем органе, осуществляющем сопровождение крупных налогоплательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр (п. 64.7 НКУ).

Так, Реестр крупных налогоплательщиков на 2018 год ГФСУ уже утвердила приказом от 26.09.2017 г. № 632. В данный Реестр вошло 2594 предприятия-налогоплательщика.

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в сентябре 2017 года, по сравнению с августом 2017 года, составляет 102,0%.