Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, август 2017 г. — 1 сентября 2017 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Письмо ГФС от 14.08.2017 г. № 21674/7/99-99-14-01-02-17.

С 27.07.2017 г. вступило в силу постановление КМУ «Об утверждении перечня организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющихся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица» от 04.07.2017 г. № 480 (далее - Перечень).

Основные его тезисы следующие:

1. Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год. Поэтому хозяйственные операции с нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в Перечень, будут признаваться неконтролируемыми в случае уплаты нерезидентом налога на прибыль (корпоративного налога) в отчетном календарном году, в котором осуществлялись указанные хозяйственные операции.

2. Например, налогоплательщик осуществлял хозяйственные операции с нерезидентом из Канады с организационно-правовой формой Limited Partnership (LP). Контрагент-нерезидент предоставил налогоплательщику справку Налогового управления Канады, что он в отчетном году уплатил налог на прибыль в сумме 250 тыс. канадских долларов. В данном случае при условии, если нерезидент не является связанным лицом с налогоплательщиком и/или операции не осуществляются через комиссионеров-нерезидентов, учитывая то что Канада не входит в перечень государств (территорий), утвержденный КМУ в соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ, хозяйственные операции налогоплательщика с таким нерезидентом не признаются контролируемыми, несмотря на включение организационно-правовой формы нерезидента в Перечень.

3. Особенности применения Перечня в 2017 году. С учетом п. 41 подраздела 10 «Другие переходные положения» р. ХХ «Переходные положения» НКУ хозяйственные операции, определенные пп. «г» пп. 39.2.1.1 НКУ, признаются контролируемыми с даты вступления в силу Перечня.

Следовательно, в случае соответствия хозяйственных операций установленным критериям они могут признаваться контролируемыми с 27 июля 2017 года.

Вместе с тем условия, определенные пп. 39.2.1.7 НКУ (годовой доход налогоплательщика и объем хозяйственных операций с каждым контрагентом), рассчитываются для 2017 года по итогам всего отчетного (календарного) года.

Например, годовой доход налогоплательщика от какой-либо деятельности за 2017 год превышает 150 млн грн (за вычетом косвенных налогов).

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· При подаче декларации по НДС в ГФС плательщик НДС должен включить налоговые обязательства по заблокированным НН/РК и, соответственно, уплатить сумму налога.

Вместе с тем отсутствие зарегистрированного РК на уменьшение суммы НДС будет значить для продавца невозможность уменьшения НО по НДС.

В случае приостановления регистрации НН/РК контрагент-покупатель не имеет права на включение суммы НДС в налоговый кредит, в частности, и сумма лимита в системе электронного администрирования НДС не увеличивается. Поэтому только при возобновлении регистрации НН/РК у покупателя возникает право на налоговый кредит.

Данные выводы ГФС опубликованы на официальном веб-сайте ГУ ГФС в Донецкой области (см. вопросы 5 и 7).

Интересно, что в этой же публикации контролеры отметили: с 1 июля 2017 года зарегистрированная НН предоставляет 100%-ное право предпринимателю на налоговый кредит без проверок, как это было ранее.

Кроме того, налоговики вспомнили и о штрафах. Так, штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК в течение сроков, когда плательщик НДС имеет возможность восстановить их регистрацию в ЕРНН (365 к.дн. + 5 р.дн.), не применяются. Поскольку ПН/РК регистрируются в день, когда комиссия приняла положительное решение о регистрации, для расчета фактического срока, в течение которого была зарегистрирована НН/РК, берется период с даты их составления по дату их приостановления.

Если комиссия ГФСУ приняла решение об отказе в регистрации НН/РК, такой документ остается без регистрации в ЕРНН, а размер штрафа определяется в зависимости от даты, когда данную НН/РК надо было зарегистрировать.

Последнее замечание налоговиков можно объяснить так: в случае отказа в регистрации НН/РК плательщика будет ждать 50%-ный штраф, предусмотренный п. 120 прим. 1.2 НКУ. Но целесообразно ли здесь вообще говорить о применении штрафных санкций. Ведь НН/РК, в регистрации которых отказано, вообще нельзя рассматривать как те, которые должны быть зарегистрированы в ЕРНН. Поэтому бессмысленно к ним применять нормы относительно предельных стоков регистрации в ЕРНН, определенные п. 201.10 НКУ.

· ИНК ГФС от 14.08.2017 г. № 1597/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае если исполнители услуг (работ) по разработке программной продукции не приобретают права собственности на программную продукцию в процессе ее создания, а по завершении выполнения данных услуг (работ) право собственности на готовую программную продукцию (ее компоненты) приобретет заказчик, то такие операции не подпадают под действие положений, определенных п. 26 прим. 1 подраздела 2 р. XX НКУ, и облагаются НДС в общеустановленном порядке. При этом обложение НДС операций по поставке услуг осуществляется с учетом места поставки данных услуг.

В нашем случае местом поставки услуг будет место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или - при отсутствии этого места - место постоянного либо преимущественного его проживания (пп. «в» п. 186.3 НКУ). Поскольку в таком случае получатель услуг является резидентом Украины, то местом поставки будет таможенная территория Украины. Это значит, что соответствующие услуги будут объектом обложения НДС - п. 185.1 НКУ.

Налоговики обращают внимание: компонентами компьютерной программы являются части программного обеспечения, которые могут быть частями (модулями), на основе или с помощью которых создается определенная программа, и/или действовать как самостоятельные компьютерные программы.

Следовательно, учитывая положения законодательства об авторских правах, программный код программного обеспечения подпадает под определение компонента данного программного обеспечения.

· ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской области от 16.08.2017 г. № 1616/ІПК/04-36-12-01-16.

Если решением комиссии ГФСУ плательщику отказано в регистрации НН/РК в ЕРНН, данное решение им может быть обжаловано в административном порядке, определенном п. 56.23 НКУ, или в судебном порядке с учетом сроков давности, установленных ст. 102 НКУ в соответствии с п. 56.18 НКУ.

Вместе с тем корректировка налоговой и бухгалтерской отчетности не проводится, поскольку факт приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН не опровергает осуществления плательщиком хозяйственных операций и даты возникновения первого события, что подтверждается первичными документами, ведение которых предусмотрено законодательством.

Кроме того, в данной консультации налоговики предупреждают:

• если при одном из вышеуказанных событий у плательщика в системе электронного администрирования сумма, определенная в соответствии с п. 200 прим. 1.3 НКУ, меньше суммы НДС в НН/РК, которая была приостановлена, то плательщик обязан перечислить необходимую сумму средств со своего текущего счета на свой счет в СЭА НДС. То есть, учитывая то что течение срока регистрации прерывается на период приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН и возобновляется со дня прекращения процедуры приостановления их регистрации, плательщик должен обеспечить необходимую сумму лимита в СЭА на момент принятия какого-либо решения (комиссии ГФСУ, по результатам апелляционного или судебного разбирательства) об их регистрации для предупреждения нарушения сроков данной регистрации;

• выявление расхождений данных налоговой декларации и данных ЕРНН является основанием для проведения контролирующими органами документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях - покупателя товаров/услуг.

· ИНК ГФС от 15.08.2017 г. № 1613/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Под обязательную регистрацию в качестве плательщика НДС подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно р. V НКУ, в т.ч. с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12-ти календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС) (п. 181.1 НКУ).

Фискалы в консультации напомнили о п. 26 прим. 1 подраздела 2 р. XX НКУ, которым определено: для операций по поставке программной продукции временно, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, введен льготный режим обложения налогом на добавленную стоимость, согласно которому освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции.

К тому же они отметили, что к общему объему налогооблагаемых операций для целей регистрации лица как плательщика НДС относятся:

• операции, подлежащие обложению НДС по основной ставке НДС, ставке 7%, нулевой ставке НДС;

• операции, освобожденные от обложения НДС.

В свою очередь, объем операций, не являющихся объектом обложения НДС, при исчислении общего объема операций по поставке товаров/услуг не учитывается.

Если лицо осуществляет операции по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, подлежащих обложению НДС, общий объем которых в течение последних 12-ти календарных месяцев превышает 1 млн грн, то такое лицо согласно требованиям НКУ должно подать в контролирующий орган по своему местонахождению Заявление и, соответственно, зарегистрироваться как плательщик НДС в обязательном порядке.

То есть когда поставщик программной продукции превысит предел в 1 млн грн, ему придется зарегистрироваться плательщиком НДС в обязательном порядке.

Налоговики обратили внимание: при игнорировании указанного требования предусмотрена ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения налога (п. 183.10 НКУ).

Обязанность касательно начисления и уплаты налоговых обязательств по НДС у вновь зарегистрированных плательщиков НДС возникает со дня, следующего за предельным днем, установленным для подачи Заявления, то есть с 11 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг свыше 1 млн грн.

· ИНК ГФСУ от 14.08.2017 г. № 1594/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Учитывая то что действующая форма налоговой отчетности по НДС содержит номера и названия строк, отличные от формы отчетности, действовавшей в налоговом периоде, который подлежит уточнению (март 2015 года), соответствующие уточненные показатели нужно вписывать в наиболее подходящие по смыслу строки действующей формы уточняющего расчета.

В случае исправления значение строки 21 НДС-декларации, которое в будущих отчетных периодах не повлияло на значение строки 18 или строки 20.2, уточняющий расчет подается за один отчетный период, в котором вносятся соответствующие изменения. Данный уточняющий расчет может быть представлен способом, установленным в абз. 4 п. 50.1 НКУ. Значение графы 6 строки 21 уточняющего расчета (как увеличение, так и уменьшение) учитывается в строке 16.2 декларации за отчетный период, в котором представлен такой уточняющий расчет (п. 5 и п. 6 р. VI Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21).

В случае исправления значения строки 21 декларации по НДС, которое в будущих периодах повлияет на значение строки 18 или строки 20.2, уточняющий расчет подается за каждый отчетный период, в котором значение строки 21 декларации влияло на значение строки 18 или строки 20.2.

· В случае получения квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки к налоговой накладной налогоплательщику необходимо каждый раз заполнять Таблицу данных налогоплательщика.

С таким разъяснением из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Получение предоплаты за товары, поставка которых еще не произошла, не лишает плательщика НДС права указать в Таблице данных налогоплательщика, которая подается в случае блокировки налоговой накладной/расчета корректировки, информацию касательно товаров, в отношении которых она получена, а именно - вид экономической деятельности в соответствии с КВЭД ДК 009:2010, код товара согласно УКТ ВЭД, код услуги согласно ГКПУ.

Форма Таблицы приведена в Приложении к Критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденным Приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 г. № 567.

С таким разъяснением из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Заполнение графы 2 Таблицы данных налогоплательщика, которая подается в ГФС в случае приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, осуществляется независимо от того, в каком отчетном периоде приобретались товары/услуги и были ли указаны при их приобретении коды товаров согласно УКТ ВЭД/услуг в соответствии с ГКПУ.

В нем же контролеры отметили, что за определением кода товарной классификации согласно УКТ ВЭД следует обращаться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательские институты судебных экспертиз, а для определения кодов в соответствии с ГКПУ - в Минэкономразвития.

С таким разъяснением из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· ИНК ГФСУ от 18.08.2017 г. № 1677/5/99-99-12-02-01-16/ІПК.

Плательщик НДС намерен вернуть сумму НДС, которая была уплачена им в бюджет в 2008 году при поставке нежилых помещений физическому и юридическому лицам, на основании договоров купли-продажи, которые впоследствии по решению суда были признаны недействительными и расторгнуты, при условии, если покупателям (физическим и юридическим лицам) была возвращена вся сумма средств, включая НДС, которая была ими уплачена при приобретении нежилых помещений.

По словам налоговиков, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в данной ситуации, не считаются ошибочно и/или излишне уплаченными в понимании норм НКУ. Поэтому вернуть их не удастся.

К тому же нормами НКУ не предусмотрена корректировка налоговых обязательств по НДС по истечении срока исковой давности (1095 дней), в т.ч. и в случае возврата покупателю средств с одновременным получением товара.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 17.08.2017 г. № 1637/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Если налогоплательщик ликвидируется (в т.ч. до окончания первого налогового (отчетного) периода), последним налоговым (отчетным) периодом считается период, на который приходится дата ликвидации (пп. 137.4.3 НКУ).

Таким образом, предприятие, которое прекращается в процессе реорганизации путем присоединения, должно составить налоговую Декларацию по налогу на прибыль за отчетный период, на который приходится дата его присоединения.

Кроме того, данное предприятие должно самостоятельно осуществить расчеты с бюджетом.

Финансовый результат до налогообложения плательщика налога на прибыль - правопреемника не уменьшается на сумму отрицательного значения объекта налогообложения, которое учитывалось в налоговой декларации у налогоплательщика (налогоплательщиков), который (которые) прекращается (прекращаются) в процессе реорганизации путем присоединения, преобразования, слияния, на дату утверждения передаточного акта. Ведь нормы НКУ не содержат положений, предоставляющих право правопреемнику при определении объекта обложения налогом на прибыль осуществлять учет налоговых убытков плательщика, который прекращается.

Данный вывод сделала ГФСУ в ИНК от 17.08.2017 г. № 1637/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Налог на доходы физлиц

· ИНК ГФСУ от 17.08.2017 г. № 1635/ІПК/25-01-13-06-09.

Если налогоплательщик имеет собственные и/или арендованные помещения (здания) в разных регионах, в которых работают и получают заработную плату наемные работники, то налогоплательщик обязан стать на учет как плательщик отдельных видов налогов и перечислять НДФЛ с доходов в виде заработной платы в соответствующий бюджет по местонахождению (расположению) таких помещений (неосновное место учета) на счета, открытые в органах Государственной казначейской службы Украины.

Соответствующий вывод приведен в ИНК от 17.08.2017 г. № 1635/ІПК/25-01-13-06-09 в ответ на вопрос касательно уплаты НДФЛ с заработной платы наемных работников, работающих на арендованных объектах недвижимости - производственных помещениях (цехи), через которые осуществляется деятельность, территориально расположенных не по основному месту учета налогоплательщика, являющихся составной частью предприятия, но не имеющих статуса обособленного структурного подразделения и не уполномоченных уплачивать налоги.

· ИНК ГФСУ от 17.08.2017 г. № 1646/В/99-99-13-02-03-14/ІПК.

Сумма имущественного взноса (недвижимого имущества - квартиры) налогоплательщика - физического лица в уставный капитал юридического лица - резидента не является объектом обложения НДФЛ и военным сбором, независимо от сроков пребывания имущества в собственности данного плательщика.

Это - прямая норма НКУ, согласно которой в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход не включается сумма имущественного и неимущественного взноса налогоплательщика в уставный фонд юридического лица - эмитента корпоративных прав, в обмен на такие корпоративные права (пп. 163.1.1 НКУ).

· ИНК ГФСУ от 14.08.2017 г. № 1591/6/99-99-13-01-01-15/ІПК.

Поскольку Порядок № 4 не предусматривает исключения каких-либо доходов, в частности, тех, которые не подлежат обложению военным сбором, то в графах «Загальна сума нарахованого доходу» и «Загальна сума виплаченого доходу» строки «Військовий збір» необходимо указывать информацию обо всех доходах, начисленных (выплаченных) физическим лицам, в т.ч. физическим лицам - предпринимателям.

Напомним: п. 3.11 р. III Порядка № 4 установлено, что в строке «Військовий збір» общая сумма начисленного дохода, общая сумма выплаченного дохода, общая сумма начисленного военного сбора и общая сумма перечисленного в бюджет военного сбора отражаются в денежной форме, выраженной в национальной валюте (в гривнях с копейками). Сведения о физическом лице - налогоплательщике, которому начислены доходы, с которых удерживается военный сбор, не указываются.

· ИНК ГФСУ от 15.08.2017 г. № 1612/Д/99-99-13-02-03-14/ІПК.

Если по договору об уступке права требования к договору о совместной деятельности в строительстве к новому кредитору - физическому лицу переходят права первоначального кредитора - физического лица в обязательстве в объеме и на условиях, существовавших на момент перехода данных прав, то у первоначального кредитора не возникает объекта обложения НДФЛ и военным сбором.

Напомним: сделка касательно замены кредитора в обязательстве совершается в той же форме, что и сделка, на основании которой возникло обязательство, право требования по которому передается новому кредитору (ст. 513 ГКУ). При этом к новому кредитору переходят права первоначального кредитора в обязательстве в объеме и на условиях, существовавших до момента перехода данных прав, если иное не установлено договором или законом (ст. 514 ГКУ).

Единый налог

· Сумма кредиторской задолженности, по которой не истек срок исковой давности и которая в связи с ликвидацией юридического лица - плательщика единого налога 3-й группы уже не поступит кредиторам, включается в базу обложения единым налогом. Соответствующее разъяснение разместило ГУ ГФС в Тернопольской области.

Напомним!

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения сообщения о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, не удовлетворенные ввиду отсутствия имущества юридического лица, которое ликвидируется, считаются погашенными (ч. 5 ст. 112 ГКУ).

Наличные расчеты

· Нераспечатывание и несохранение фискальных отчетных чеков приводит к нарушению учета наличных средств в полной сумме их фактических поступлений, которая отражается в книге УРО на основании фискальных отчетных чеков РРО, то есть к неоприходованию наличности в следующих случаях:

• Z-отчет не распечатан или не сохранен и не внесена соответствующая запись в книгу УРО;

• Z-отчет распечатан или сохранен, но не внесена соответствующая запись в книгу УРО.

Согласно ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95, за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах налички к субъектам предпринимательской деятельности применяются финансовые санкции в 5-кратном размере неоприходованной суммы.

В то же время если субъектом хозяйствования осуществлена ежедневная запись о движении налички и суммах расчетов в книге УРО на основании копии Z-отчета, реквизиты и информация в котором отражены в полном объеме, то ответственность к данному субъекту хозяйствования не применяется.

С таким разъяснением из раздела 109.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

ЕСВ

· ИНК ГФСУ от 17.08.2017 г. № 1645/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Зарплата (доход) по основному месту работы, которая начисляется (выплачивается) застрахованному лицу по сдельной системе оплаты труда, является базой начисления ЕСВ. При этом если ее размер не превышает размер минимальной зарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки ЕСВ.

Это подчеркивает ГФС в ИНК от 17.08.2017 г. № 1645/6/99-99-13-02-03-15/ІПК в ответ на запрос касательно начисления ЕСВ на зарплату штатного работника по основному месту работы, работающего на сдельной системе оплаты труда.

Частные предприниматели

· ИНК ГФСУ от 16.08.2017 г. № 1632/А/99-99-13-01-02-14/ІПК.

Физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (далее - Книга), в которой по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах. Книга ведется на выбор налогоплательщика в бумажном или электронном виде.

В свою очередь, в Книге ежедневно отражается фактически полученная сумма дохода от осуществления деятельности с суммарным итогом за месяц, квартал, год. В частности, сумма дохода, полученного от осуществления деятельности, в т.ч. средства, поступившие на текущий счет, в кассу налогоплательщика и/или полученные наличными, сумма задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг) отражаются в графе 2 Книги.

В графе 5 записываются реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, связанные с осуществлением деятельности. Документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности: ТТН и/или налоговая накладная, платежное поручение, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие расчетные документы.

В графе 6 отражается сумма расходов, документально подтвержденных и непосредственно связанных с получением дохода по итогам дня, а в графе 7 - сумма расходов на оплату труда и начисления на оплату труда наемных лиц, понесенных в отчетном месяце.

В графе 8 отражается сумма фактически понесенных прочих расходов, непосредственно связанных с получением дохода, не указанных в графах 6 и 7.

Сумма чистого налогооблагаемого дохода, рассчитываемая как разница между суммой дохода за отчетный период (графа 4) и суммой понесенных расходов от осуществления деятельности (графы 6, 7, 8) указывается в графе 9.

Следовательно, сумма авансовых взносов взыскателей включается в доход частного исполнителя (физлица) и отражается в графе 2 Книги. При этом сумма средств, которая фактически использована для обеспечения исполнительного производства, может быть включена в расходы такого частного исполнителя (в пределах, не превышающих сумму авансовых взносов взыскателей), при условии их документального подтверждения, и отражена в графе 8 Книги.

Плата за землю

· ИНК ГФСУ от 15.08.2017 г. № 1601/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком плата за землю уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НКУ). С целью взимания платы за землю период фактического нахождения земельного участка в собственности прекращается датой внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.

Вместе с тем согласно абз. 2 п. 286.5 НКУ в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника - юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 01 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником - начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.

Поэтому, как следует из разъяснения контролеров, в гражданско-правовую сделку по купле-продаже земучастка следует включать положения касательно компенсации предыдущим владельцем новому владельцу земельного участка расходов на уплату платы за землю за период с начала месяца, в котором прекратилось право собственности на земельный участок, до даты приобретения новым владельцем прав на него.

Сельское хозяйство

· Специалисты ГФСУ предоставили разъяснения относительно того, можно ли при составлении Расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства (далее - Расчет) включать в состав дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной на арендованных землях, которые фактически используются плательщиком, но договоры аренды которых не зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке.

Как отмечают контролеры, единщики группы 4 при составлении Расчета могут учитывать доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной на арендованных землях, если такие земли используются в соответствии с договорами аренды, зарегистрированными согласно законодательству, действующему на момент их заключения, и в году, за который составляется данный Расчет, были включены в объект обложения единым налогом.

С таким разъяснением из раздела 108.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Внешнеэкономическая деятельность

· ИНК ГФСУ от 18.08.2017 г. № 1665/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Внешнеэкономическая торговля услугами отличается от торговли товарами тем, что последние могут быть физически перемещены через границу, а услуги внешнеэкономической деятельности можно сравнить с товаром, который по своей специфике не проходит таможенный контроль и на который не оформляется таможенная декларация.

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию Украины копий лицензий на программное обеспечение в бумажном виде, которые по своей сути являются технической документацией, ввозная пошлина и НДС не уплачиваются.

Рентная плата за специальное использование воды

· ГУ ГФС в Днепропетровской области обнародовало типичные ошибки, которые допустили плательщики рентной платы за специальное использование воды при заполнении отчетности за ІІ квартал 2017 года. В частности:

• встречается неправильное заполнение плательщиками строки 8 «Об'єкт оподаткування з початку року» приложения 5 к налоговой декларации по рентной плате;

• выявлены факты применения плательщиками несуществующих коэффициентов к ставкам рентной платы и/или неправильный порядок отражения применяемых коэффициентов к ставкам рентной платы в строках предоставленной отчетности;

• иногда плательщиками указываются иные, нежели предусмотренные ст. 255 НКУ, ставки рентной платы.

Труд и заработная плата

· Работодатель может представить уточняющее Уведомление о приеме работника на работу в ГФС в случае допущения ошибки или необходимости внесения изменений в него (тип - «початкове» или «скасовуюче»).

Если потенциальный работник изменил свое решение, в назначенный день не вышел на работу, можно предложить ему написать заявление о прекращении трудового договора по соглашению сторон и аннулировать приказ о приеме на работу.

Не следует забывать о том, что в первый день работы с работником мог произойти страховой случай по государственному соцстрахованию, поэтому отменять приказ о приеме на работу желательно при наличии соответствующего заявления работника.

В случае прекращения трудового договора и отмены приказа о приеме на работу можно подать «скасовуюче» Уведомление.

Если же трудовой договор действует, а человек просто не вышел на работу, «отменяющая» форма Уведомления не подается.

Стоит обратить внимание, что если работник не пришел на работу, то это уже является нарушением трудовой дисциплины, ведь на данный момент трудовой договор фактически заключен, и отношения оформлены. В данном случае трудовые отношения прекращаются согласно нормам КЗоТ.

Соответствующие пояснения специалиста Управления Гоструда в Черкасской области размещены на сайте данного Управления.

· Отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или которая выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, предоставляются ежегодные дополнительные отпуска за особый характер труда согласно Списку производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников на которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда, утвержденному постановлением КМУ от 17.11.1997 г. № 1290.

В соответствии с подразделом «Функционирование автомобильного транспорта» р. ХV «Транспортные услуги» данного Списка, позиция 13 следующая

«водитель автомобиля, в том числе специального (кроме пожарного), грузоподъемностью:

от 1,5 до 3 т - 4 к.д.;

3 т и более - 7 к.д.».

Следовательно, в случае отнесения автомобиля, на котором работает водитель, к одной из указанных категорий он может иметь право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда соответствующей продолжительности.

Прежде всего необходимо определить фактическую занятость работников в соответствующих условиях в течение рабочего дня, а результаты проведенной работы оформить наблюдательными листами. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в данных условиях. Для подтверждения права на такой отпуск и установления его продолжительности проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не требуется.

На это обращает внимание главный государственный инспектор Управления Гоструда в Кировоградской области в разъяснении на их сайте.

· В ходе одной из плановых проверок Управления Гоструда в Черниговской области выявлено невыполнение работодателем обязательства касательно своевременного и в полном объеме представления территориальному органу Государственной службы занятости информации о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, сокращением численности или штата работников за два месяца до высвобождения одновременно с предупреждением работников о возможном высвобождении по форме № 4-ПН «Отчет о запланированном высвобождении работников».

Выявленные факты являются нарушением ч. 4 ст. 50 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI, допущенным должностными лицами сельского совета.

По результатам проверки руководству сельсовета выдано предписание на устранение выявленного нарушения. Кроме того, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами были приняты на рассмотрение материалы дела для применения финансовой санкции и вынесено постановление о наложении относительно работодателя штрафа на общую сумму 12,8 тыс. грн. Уплата штрафа в полном объеме проведена в добровольном порядке.

По сообщению с сайта Управления Гоструда в Черниговской области

К сведению

· Приказ Минфина от 14.07.2017 г. № 637.

Минфин утвердил Порядок функционирования Электронного кабинета налогоплательщика. В частности, определены общие принципы функционирования информационно-телекоммуникационной системы «Электронный кабинет», процедуры идентификации пользователей, взаимодействия с налогоплательщиками и государственными органами через Электронный кабинет.

Предусматривается, что Электронный кабинет будет работать постоянно (24 часа на дату каждого календарного дня), кроме времени, необходимого для его технического обслуживания. К тому же Электронный кабинет будет функционировать по принципам, определенным п. 42 прим. 1.1 НКУ.

Порядок функционирования Электронного кабинета утвержден приказом Минфина от 14.07.2017 г. № 637. Данный документ вступает в силу со дня его официального опубликования.

· ГФС отозвала свое письмо от 08.02.2017 г. № 2440/6/99-99-15-02-02-15, которым устанавливалось, что задолженность признается безнадежной только в части сумм долга более 360 дней. То есть если задолженность есть только по телу кредита, а по начисленным процентам отсутствует, в целях налогообложения признается лишь задолженность по телу кредита. Этому поспособствовала позиция Минфина, сформулированная в ответе на обращение НАБУ.

Теперь же налоговики считают, что для целей применения положения пп. 14.1.11 НКУ к безнадежной задолженности банками относится задолженность по финансовому кредиту, по которому просрочка погашения долга (его части) составляет более 360 дней.

То есть если задолженность по основной сумме долга по кредитному договору просрочена более 360 дней, а по сумме начисленных доходов (процентов) банка по данному кредитному договору такая задолженность (просроченная свыше 360 дней) отсутствует, то безнадежным в целях налогообложения признается весь финансовый актив, включая как задолженность по основному долгу, так и задолженность по начисленным процентам.

Таким образом, банки наконец дождались закрытия одного из многих проблемных вопросов, с которыми сталкивается банковская система при трактовке норм Налогового кодекса ГФС.

Об этом на своем официальном веб-сайте Украины сообщила Независимая ассоциация банков Украины.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Минфин предлагает устранить схемы оптимизации налогообложения с привлечением субъектов хозяйствования, экспортирующих приобретенную у с/х предприятий продукцию, закупленную у населения. Чаще всего такие схемы применяются по операциям с продуктами растительного происхождения, такими, как орехи, грибы и ягоды.

Экспортеры указанных продуктов отмечают, что приобрели орехи или ягоды у физлиц, вырастивших их на собственных земельных участках, поэтому их доходы не подлежат налогообложению НДФЛ. Однако результаты проверок устанавливают факты закупки у физлиц таких продуктов в объемах, которые практически невозможно вырастить, собрать непосредственно на собственных земельных участках, или вообще физически невозможно вырастить на таких участках (лесные грибы, ягоды).

Для борьбы с налоговым мошенничеством предлагается дополнить ст. 170 НК пунктом 170.13, которым определяется порядок начисления и уплаты НДФЛ от продажи населением заготовительным организациям с/х продукции самостоятельное выращивание которой не подтверждено в порядке, установленном пп. 165.1.24 п. 165.1 статьи 165 НК, и доходов от продажи собранных в лесу растений, цветов, орехов, ягод, грибов.

Соответствующий проект Закона «О внесении изменений в статью 170 Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения доходов от продажи населением сельскохозяйственной продукции» обнародован Минфином для общественного обсуждения. Замечания и предложения к проекту можно подать до 7 сентября.

· КМУ во второй раз за последний год повысил минимальные оптово-отпускные и розничные цены на некоторые виды алкогольных напитков. Об этом намерении Правительства сообщил МЭРТ, обнародовав на своем сайте соответствующий законопроект.

Как всегда, подорожание объяснялось несоответствием уровня реальных расходов субъектов хозяйствования на производство и реализацию алкоголя.

Итак, согласно утвержденному Кабмином постановлению от 09.08.2017 г. № 634 прослеживается такая динамика подорожания алкоголя в процентах:

• водка и ликеро-водочные изделия - от 14% до 20%;

• виски, ром и джин - до 7%;

• коньяк - от 14% до 29%;

• вина - от 7% до 14%.

Больше всего возрастут оптово-отпускные цены на водку - 20% и розничная цена на 5-звездочный коньяк - 29%.

Постановление Кабмина от 09.08.2017 г. № 634 вступит в силу через 10 дней после опубликования. Сейчас документ не опубликован.