Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, август 2017 г. — 16 августа 2017 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Инспекционные посещения и решения инспектора о посещении работодателя будут регистрироваться в Гоструда.

Уведомительная регистрация осуществляется путем внесения Гоструда или ее территориальным органом сведений об инспекторе труда и объекте посещения в Реестр инспекционных посещений и решений инспектора труда о посещении работодателя.

После внесения соответствующей информации в реестр посещению присваивается номер, состоящий из индекса области и номера записи по порядку.

При подаче инспектором сведений для внесения в реестр ему сообщают о всех зарегистрированных посещениях данного работодателя за предшествующий год.

Если же в реестр вносится запись об инспекционном посещении работодателя, которого за последние 6 месяцев уже посещал инспектор по труду, руководитель территориального органа Гоструда изучает вопрос о целесообразности проведения еще одной проверки.

Порядок уведомительной регистрации инспекционных посещений и решений инспектора труда о посещении работодателя утвержден приказом Гоструда от 22 июня 2017 года № 76.

· Факт исполнения водителем фактически трудовых обязанностей могут удостоверять и первичная документация, и прочие документы, подтверждающие его отношения с субъектом хозяйствования.

Апелляционный суд Черниговской области в решении от 11.07.2017 г. по делу № 750/12486/16-ц рассмотрел иск водителя международных перевозок к ФЛП, у которого он, по его мнению, работал все время.

Иск обоснован тем, что с 02.03.2014 г. по 21.02.2015 г. лицо работало у ФЛП водителем. В начале 2014 года ФЛП пригласил истца на работу в качестве водителя на регулярные международные перевозки грузов сроком на год с уплатой зарплаты и суточных. Водитель предоставил трудовую книжку, которая и осталась у ФЛП на период найма. ФЛП обещал истцу официальное трудоустройство и выплату официальной зарплаты. За период с 02.03.2014 г. по 21.02.2015 г. ответчик регулярно выдавал истцу командировочные суточные, а зарплату не выплачивал, мотивируя это удержанием из нее стоимости недостачи. 21.02.2015 г. ФЛП вернул истцу трудовую книжку, из которой истец узнал, что записи о трудоустройстве и об увольнении за указанный период отсутствуют.

Посему истец обратился в суд.

Апелляционный суд, пересматривая решение суда первой инстанции, обратил внимание на следующие факты:

1. ФЛП на имя водителя оформил доверенность, по которой тот осуществлял международные перевозки грузов, пересекая границы Украина - Финляндия через Российскую Федерацию транспортным средством, принадлежавшим перевозчику ФЛП.

2. По данным для выезда за рубеж водитель в период с 20.03.2014 г. по 12.02.2015 г. 30 раз на автомобиле пересекал границу Финляндии.

3. Водитель был привлечен к административной ответственности за осуществление без специального разрешения международной автомобильной перевозки тяжеловесных грузов как водитель транспортного средства марки «ДАФ», принадлежащего ФЛП.

4. По информации, имеющейся по состоянию на 23.05.2017 г. в Единой автоматизированной информационной системе органов ГФС, сведения о транспортных средствах ФЛП указаны в таможенных декларациях, оформленных в период с 02.03.2014 г. по 02.03.2015 г. Киевской, Киевской городской, Житомирской, Черниговской, Ровенской, Сумской таможнями ГФС.

Также апелляционным судом было учтено, что ФЛП не предоставил никаких доказательств, которые опровергали бы доводы истца и подтверждали бы существование между сторонами арендных отношений, не предоставил таможенных деклараций.

Посему апелляционный суд считает, что истцом доказано пребывания сторон в фактических трудовых отношениях с 02 марта 2014 года по 21 февраля 2015 года, но установление факта нахождения в трудовых отношениях не предусмотрено нормами ГПК Украины, а следовательно, иск в этой части не подлежит удовлетворению.

Таким образом, согласно ст. 116 КЗоТ с ответчика подлежит взысканию заработная плата, которая не может быть, в соответствии с ч. 1 ст. 95 КЗоТ, меньше минимально установленного размера оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.

· Для применения ставки НДС в размере 7% к операциям по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств такие лекарственные средства должны быть:

• разрешены для производства и применения в Украине;

• внесены в Государственный реестр лекарственных средств.

Вместе с тем необходимым условием для применения ставки НДС 7% является наличие таких изделий в перечне, который утверждается КМУ.

На сегодняшний день перечень медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины которых подлежат обложению НДС по ставке 7%, утвержден постановлением КМУ от 03.08.2014 г. № 410 (далее - Перечень).

Налоговики в ИНК от 28.07.2017 г. № 1389/ІПК/19-00-12-01/12/ подытожили: операции по поставке на таможенной территории Украины и импорту в Украину медицинских изделий, которые классифицируются по соответствующим кодам товарных позиций согласно УКТ ВЭД и включены в Перечень, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 7%. При этом применение ставки НДС при осуществлении данных операций напрямую зависит от того, включено медицинское изделие в Перечень или нет.

Операции налогоплательщиков по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины медицинских изделий, которые не включены в Перечень, облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%.

Также фискалы отметили, что введение в действие Технического регламента относительно медицинских изделий, утвержденного постановлением КМУ от 02.10.2013 г. № 753, не повлияло на порядок обложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины медицинских изделий, в частности, на применение ставок НДС.

· Правительство утвердило Порядок перехода плательщиков налога на прибыль предприятий для представления упрощенной налоговой декларации по такому налогу. Кроме того, утверждена форма данной упрощенной налоговой декларации в случае применения нулевой ставки указанного налога.

Напомним: с 1 января 2017 года до 31 декабря 2021 года нулевая ставка налога на прибыль применяется плательщиками, у которых, в частности, годовой доход не превышает 3 млн. грн., начисленная за каждый месяц отчетного периода зарплата работников превышает 2 минимальные зарплаты и которые соответствуют одному из следующих критериев:

• созданы после 1 января 2017 года;

• действующие, у которых в течение 3-х предыдущих лет ежегодный объем доходов не превышает 3 млн. грн. и среднеучетное количество работников составляло 5-20 лиц;

• зарегистрированы плательщиками единого налога до 1 января 2017 года и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции достигал 3 млн. грн. и среднеучетное количество работников составляло 5-50 лиц.

Данная норма прописана в п. 44 подраздела 4 р. ХХ НКУ.

С целью ее реализации Кабмин утвердил Порядок перехода плательщиков налога на прибыль предприятий для представления упрощенной налоговой декларации по такому налогу и форму такой упрощенной налоговой декларации. Эти документы были утверждены постановлением КМУ от 09.08.2017 г. № 592.

Предусматривается, что упрощенная прибыльная декларация будет подаваться в контролирующий орган в срок, установленный НКУ для годового отчетного (налогового) периода.

· Введение единого счета для уплаты налогов и сборов, ЕСВ - это исполнение антикоррупционного Закона № 1797.

Налогоплательщик по собственному желанию имеет право открыть единый счет в Казначействе и использовать его для уплаты налоговых обязательств по налогам и сборам, ЕСВ.

Плательщик будет иметь возможность уплатить такие налоговые обязательства, как: НДФЛ, налог на прибыль предприятий, рентная плата, экологический налог и прочие налоги и сборы, определенные нормами НКУ, а также ЕСВ.

Однако исключением являются НДС и акцизный налог по реализации горючего. Для этих двух налогов функционируют системы электронного администрирования.

Налогоплательщик будет открывать единый счет через электронный кабинет, что значительно улучшает условия уплаты налогов и сборов, ЕСВ.

Соответствующая новация будет:

• упрощать процедуру расчетов налогоплательщиков, значительную экономию финансовых затрат и затрат времени;

• уменьшать количество ошибочно или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщиком;

• обеспечивать избежание недоразумений с изменением бюджетных счетов, поскольку в электронном кабинете налогоплательщика будут размещены правильные реквизиты счетов.

Как будет работать единый казначейский счет, можно узнать из презентации Минфина.

· Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования с высокой степенью риска требований законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования, которые реализуются органами ПФУ, будут проводить с периодичностью не чаще чем раз в 2 года.

В частности, внесены изменения в п. 7 приложения к постановлению Кабинета Министров Украины «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами Пенсионного фонда Украины» от 29.07.2015 г. № 528.

Правительственный портал.

· За январь 2018 года предприятия должны подавать новую форму государственного статистического наблюдения № 1-цены (пром) (месячная) «Звіт про ціни виробників промислової продукції». Она утверждена приказом Государственной службы статистики Украины от 20.07.2017 г. № 182.

Обновленную форму Отчета о ценах производителей промышленной продукции должны подавать юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие промышленные виды деятельности, согласно перечню, определенному органами государственной статистики.

· Для приведения формы декларации по транспортному налогу в соответствие с действующим законодательством Минфин утвердил приказ от 27.06.2017 г. № 595. Так, с 1 января 2017 года изменены критерии для определения среднерыночной стоимости авто, предусмотренные пп. 267.2.1 НКУ.

Изъяты следующие критерии:

• тип двигателя;

• тип коробки переключения передач;

• пробег легкового автомобиля.

Вместо этого добавлен критерий «тип пального». Соответствующая колонка нашла отражение в обновленной форме декларации. Так, предусмотрены следующие типы горючего, применяемые в транспортном средстве:

1 - бензин;

2 - дизельное топливо;

3 - электричество;

4 - бензин/электричество;

5 - газ;

6 - дизельное топливо/электричество;

7 - бензин/газ;

8 - дизельное топливо/газ.

Кроме того, в декларации появилась новая колонка «Міжнародний ідентифікаційний номер транспортного засобу (VIN-код)».

В строках, предусмотренных для уточнения налоговых обязательств по транспортному налогу, исключены строки 9 и 11, в которых отражалась сумма занижения (недоплаты) или завышения (переплаты) по транспортному налогу.

Прочие изменения носят косметический характер и детализируют показатели, которые должны отражаться в графах декларации.

Документ вступает в силу со дня официального опубликования. Ориентировочно - с 15.08.2017 г.

· Приказы Госстата от 12.07.2017 г. № 165, от 17.07.2017 г. № 170, от 21.07.2017 г. № 193

Госстат обновил формы статотчетности, которые представляются юрлицами, обособленными подразделениями юрлиц, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность.

Утверждены формы статотчетов:

• № 2-ферм (годовая) «Отчет о расходах на производство продукции сельского хозяйства (работ, услуг)», который вводится в действие, начиная с отчета за 2017 год;

• № 21-заг (месячная) «Отчет о реализации продукции сельского хозяйства», который вводится в действие, начиная с отчета за январь 2018 года;

• № 21-заг (годовая) «Отчет о реализации продукции сельского хозяйства», который вводится в действие, начиная с отчета за 2018 год;

• № 29-сг (годовая) «Отчет о площадях и валовых сборах сельскохозяйственных культур, плодов, ягод и винограда», который вводится в действие, начиная с отчета по состоянию на 01 декабря 2017 года.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Денежные средства, уплачиваемые судовладельцу фрахтовщиком в качестве суммы штрафа за простой судна под грузовыми операциями сверх времени (демереджа), не включаются в базу обложения НДС. Ведь п. 188.1 НКУ четко установлено, что в договорную (контрактную) стоимость, являющуюся базой обложения НДС, «не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), три процента годовых и инфляционные, полученные налогоплательщиком вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств».

Данный вывод сделала ГФСУ в ИНК от 03.08.2017 г. № 1471/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

· В случае приостановления регистрации в ЕРНН расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств по НДС Уведомление относительно подачи документов о подтверждении реальности осуществления операций (форма J(F)1312601) подается налогоплательщиком-продавцом, указанным в расчете корректировки и налоговой накладной, которая корректируется.

Данное разъяснение опубликовано в подкатегории 101.17 системы «ЗІР».

· При наличии в контролирующем органе совокупности надлежащих и достаточных доказательств нереальности задекларированной хозяйственной операции по поставке-приобретению (получению) товаров/услуг (в частности, невозможности осуществления поставки идентифицированного товара в связи с отсутствием факта его приобретения и/или производства поставщиком) или перечислению средств как якобы аванса за товары/услуги (при отсутствии каких-либо объективных обстоятельств их реальной поставки в будущем), есть основания для фиксации в материалах контрольных мероприятий фактов нарушение норм:

• ч.ч. 1 и 2 ст. 9 (с учетом абзацев 5 и 11 ст. 1) Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее - Закон № 996) - при составлении первичного документа (расходной накладной, акта или иного документа, содержащего недостоверные сведения о действиях по передаче-приемке товара/услуги, платежного поручения, содержащего недостоверные данные касательно назначения платежа);

ч. 5 ст. 9 Закона № 996 и соответствующих П(С)БУ - при переносе информации с неправомерно составленного первичного документа в учетные регистры;

• пп.пп. «а»/«б» п. 185.1; пп.пп. «а»/«б» п. 187.1; первых абзацев п.п. 201.1, 201.7 и 201.10 НКУ - при составлении и регистрации «поставщиком» налоговой накладной в ЕРНН;

пп. «а» п. 198.1, абзацев 1-3 п. 198.2, абзацев 1-2 п. 198.3 и абз. 3 п. 198.6; абз. 2 (в случае регистрации налоговых накладных в ЕРНН после 1 июля 2017 года - также абз. 3) п. 201.10 НКУ - при начислении «покупателем» сумм НДС с их отнесением в налоговый кредит на основании неправомерно составленной и зарегистрированной «поставщиком» налоговой накладной в ЕРНН.

Данный вывод сделала ГФСУ в ИНК от 31.07.2017 г. № 1435/6/99-99-14-02-02-15-ІПК. В ней же контролеры отметили, что налоговым законодательством не предусмотрено право налогоплательщика на обращение в контролирующие органы с целью подтверждения «добросовестности» других налогоплательщиков. В то же время пп. 17.1.9 НКУ определено право налогоплательщика на неразглашение контролирующим органом сведений о данном плательщике без его письменного согласия.

· ИНК ГФСУ от 28.07.2017 г. № 1421/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Основанием для отнесения в налоговый кредит сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций по ввозу товаров на таможенную территорию Украины (в т.ч. в случае если товар (оборудование) передается поставщиком-нерезидентом покупателю-резиденту бесплатно в связи с его гарантийной заменой), является надлежащим образом оформленная таможенная декларация.

Если расходы на уплату таможенных платежей и НДС поставщик-нерезидент компенсирует покупателю (резиденту), обязанность касательно начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ у такого покупателя не возникает. Конечно, при условии, если такой ввезенный товар (оборудование) используется данным покупателем в пределах своей хозяйственной деятельности в облагаемых НДС операциях.

· ИНК ГФСУ от 28.07.2017 г. № 1415/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Освобождаются от обложения НДС операции по бесплатной передаче работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, которые приватизируются, и приравненным к ним лицам доли государственного имущества (акций) в соответствии с Законом Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» от 10.07.1996 г. № 290/96-ВР (далее - Закон № 290) - пп. 197.1.13 НКУ.

Перечень предприятий, которые подлежат приватизации в соответствии с Законом № 290 и операции по бесплатной передаче доли государственного имущества (акций) которых работникам и приравненным к ним лицам освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 197.1.13 НКУ, утвержден постановлением КМУ от 23.02.2011 г. № 127 (далее - Постановление № 127).

Как оказалось, определенное предприятие не включено в утвержденный Постановлением № 127 перечень. Хотя в перечне объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в 2015-2017 годах, утвержденном постановлением Кабмина «О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015-2017 годах» от 12.05.2015 г. № 271, оно есть.

Поэтому ГФС обратилась в Минфин с просьбой высказать собственную позицию касательно возможности применения плательщиком НДС соответствующего льготного режима обложения НДС. Минфин, в свою очередь, предоставил следующий ответ: применять режим освобождения от обложения НДС, определенный пп. 197.1.13 НКУ, имеют право исключительно те предприятия, которые есть в перечне, утвержденном Постановлением № 127, поскольку упомянутое постановление утверждено Кабинетом Министров Украины именно во исполнение указанного пункта НКУ (письмо Минфина от 19.07.2017 г. № 11310-09-10/19449).

Вместе с тем с целью урегулирования данного вопроса Минфин обратился в Кабмин с предложениями дать поручение Минагрополитики и Фонду государственного имущества Украины, как главным разработчикам Постановления № 127, относительно урегулирования данного вопроса.

· ИНК ГФСУ от 28.07.2017 г. № 1413/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае приобретения лизинговой компанией однородных бывших в употреблении товаров у физических лиц, не зарегистрированных как плательщики НДС, с целью их последующей передачи по договорам финансового лизинга, которые предусматривают обязательный переход права собственности на такие переданные в финансовый лизинг товары к лизингополучателю, лизинговые компании могут использовать для расчета базы налогообложения положения ч. 2 п. 189.3 НКУ.

По правилам ч. 2 п. 189.3 НКУ, лизинговые компании должны использовать в качестве цены продажи стоимость таких однородных бывших в употреблении товаров по договорам финансового лизинга, а в качестве цены их приобретения - их стоимость по договорам купли-продажи, предусматривающим переход права собственности на данные товары.

Однако если условия поставки товаров в рамках договоров финансового лизинга не соответствуют условиям, установленным п. 189.3 НКУ, указанный пункт применяться не может.

· Если предприятием осуществляется списание потерь, возникших при транспортировке продукции (например, зерна), такая продукция (зерно) не может быть использована в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

В свою очередь, если при приобретении продукции (зерна) суммы НДС были включены в состав налогового кредита, то предприятие в соответствии с п. 198.5 НКУ должно не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода, в котором осуществляется ее списание, составить и зарегистрировать в ЕРНН сводную налоговую накладную и осуществить начисление налоговых обязательств по НДС по ставке 20% исходя из стоимости приобретения данной продукции (зерна).

Такой вывод сделала ГФСУ в ИНК от 11.07.2017 г. № 1121/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Впрочем, в подкатегории 101.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ у контролеров есть несколько иное разъяснение, в котором они сообщают: в случае списания в пределах норм естественной убыли товаров, при приобретении которых суммы НДС были отнесены к налоговому кредиту и которые утратили товарный вид, налоговые обязательства плательщиком НДС не начисляются (при условии, если стоимость данных товаров включается в стоимость готовой продукции, подлежащей налогообложению). В других случаях - НДС начисляется по основной ставке.

Еще в марте 2017 года немалое количество норм естественной убыли были отменены (в т.ч. и постановление Государственного комитета СССР «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке» от 26.03.1986 г. № 40). Посему, скорее всего, теперь контролеры решили начислять компенсационные налоговые обязательства на все потерянные товары, в т.ч. потерянные в пределах норм естественной убыли. Да еще и на радостях позабыли, что их стоимость может включаться в стоимость готовой продукции, которая будет облагаться НДС.

· ИНК ГФСУ от 27.07.2017 г. № 1372/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Льгота, определенная п. 197.8 НКУ, применяется к операциям по поставке услуг по транзитной перевозке по всему маршруту перевозки грузов в целом, без разделения его на отрезки в пределах таможенной территории Украины и за пределами таможенной территории Украины.

Вместе с тем в целях применения п. 197.8 НКУ при предоставлении услуг, связанных с транзитной перевозкой грузов, одной из сторон договора, на основании которого предоставляются данные услуги, должен быть грузовладелец (получатель транзитных услуг).

Поэтому услуги, предоставляемые сторонними организациями и на основании отдельных договоров предприятию, предоставляющему услуги, связанные с транзитной перевозкой грузов, не освобождаются от обложения НДС на основании п. 197.8 НКУ.

· ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской области от 27.07.2017 г. № 1366/ІПК/04-36-12-01-16.

При осуществлении транспортно-экспедиторской деятельности на территории Украины базой обложения НДС у экспедитора является стоимость предоставленных транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждение экспедитора) и стоимость услуг по перевозке при условии, если перевозчик является плательщиком НДС. Если перевозчик не является плательщиком НДС, то стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику.

В случае получения денежных средств от заказчика или по дате оформления документов, подтверждающих факт осуществления перевозки для заказчика, в зависимости от того, какое из этих событий произошло ранее, у экспедитора возникает налоговое обязательство по НДС на сумму перевозки и на сумму предоставленных такому заказчику экспедиторских услуг (это правило действует и в случае, если экспедитор сам предоставляет услуги по перевозке, а также тогда, когда экспедитор привлекает перевозчика - плательщика НДС). Экспедитор на дату возникновения налоговых обязательств выписывает налоговую накладную заказчику перевозки, в которой отдельными строками отражает стоимость экспедиторских услуг и стоимость услуг по перевозке.

То есть это правило о возникновении налоговых обязательств и составлении налоговых накладных по таким операциям действует в случае, когда экспедитор сам предоставляет услуги по перевозке, а также тогда, когда экспедитор привлекает плательщика НДС.

Если перевозчик не является плательщиком НДС, то стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику, и, соответственно, экспедитор выписывает налоговую накладную только на стоимость вознаграждения.

При этом акты выполненных работ заказчику предоставляются экспедитором на фактически предоставленные транспортно-экспедиторские услуги, в т.ч. на услуги перевозки за счет привлечения перевозчика - неплательщика НДС.

Налог на прибыль

· Объект обложения налогом на прибыль определяется путем корректировки бухгалтерского финансового результата до налогообложения на разницы, предусмотренные НКУ, - пп. 134.1.1 НКУ. При этом разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, предусматривают:

• увеличение финрезультата до налогообложения на сумму амортизации основных средств или нематериальных активов, начисленной в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО (п. 138.1 НКУ);

• уменьшение финрезультата до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 НКУ (п. 138.2 НКУ).

Указанный порядок корректировки предусматривает учет при расчете налога на прибыль суммы амортизации основных средств или нематериальных активов, рассчитанной в соответствии с положениями НКУ.

Согласно пп. 138.3.1 НКУ, расчет амортизации основных средств или нематериальных активов в налоговом учете осуществляется в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 НКУ, пп.пп. 138.3.2- 138.3.4 НКУ. При таком расчете применяются методы начисления амортизации, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, кроме «производственного» метода.

Помимо того, Налоговым кодексом предусмотрены следующие особенности расчета амортизации необоротных активов:

• при расчете амортизации основных средств и нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 НКУ балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2015 года должна быть равна балансовой стоимости данных активов, определенной по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии со ст.ст. 144-146 и 148 НКУ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года (п. 11 подраздела 4 р. XX НКУ);

• для расчета амортизации в соответствии с положениями п. 138.3 НКУ определяется стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухучета (пп. 138.3.1 НКУ).

На этом свое внимание акцентировала ГФСУ в ИНК от 07.08.2017 г. № 1512/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Кроме того, контролеры отметили, что НКУ не предусмотрены особенности начисления амортизации государственного имущества.

· Письмо ГФСУ от 27.07.2017 г. № 19885/7/99-99-15-02-02-17.

ГФС предоставила региональным контролерам для использования в работе письмо Минфина от 14.07.2017 г. № 11210-09-10/18926 касательно вопроса включения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций пенсионных фондов.

В частности, Минфин отметил, что пенсионные фонды могли находиться в Реестре неприбыльщиков до 01.07.2017 г.

Это связано с тем, что в первую очередь требует согласования на законодательном уровне определение понятия «участник пенсионного фонда», приведенного в Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 09.07.2003 г. № 1057-IV (далее - Закон № 1057) и абз. 3 пп. 133.4.1 НКУ.

Кроме того, необходимо согласовать порядок передачи активов пенсионных фондов в случае их ликвидации. Так, Законом № 1057 определен специальный порядок осуществления операций с пенсионными активами и денежными средствами при ликвидации пенсионных фондов (который определен как требование к уставам пенсионных фондов), и данный порядок не согласуется с абз. 4 пп. 133.4.1 НКУ.

В то же время Минфин подчеркнул, что НКУ предусматривает освобождение от налогообложения суммы средств в виде взносов, поступающих к субъектам негосударственного пенсионного обеспечения, являющимся плательщиками налога на прибыль предприятий (пп. 141.6.2 НКУ).

· Основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины при выплате дохода нерезиденту в отчетном налоговом периоде является наличие на момент такой выплаты справки, которая подтверждает, что в соответствующем отчетном периоде нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины. При отсутствии на момент выплаты данной справки доходы нерезидента облагаются налогом согласно законодательству Украины.

Если налог удержан в соответствии с законодательством Украины, но нерезидент имеет право на налогообложение доходов по ставкам, установленным международным договором, и предоставил за соответствующий отчетный период справку после выплаты ему доходов, то может быть применена процедура возмещения (возврата) уплаченного налога путем возврата разницы между удержанной суммой налога и суммой, подлежащей уплате согласно условиям международного договора.

При наличии у налогоплательщика справки с информацией за предыдущий отчетный налоговый период (год) налогоплательщик может воспользоваться условиями международного договора при выплате дохода нерезиденту в отчетном (налоговом) периоде на основании данной справки, с последующим получением от такого нерезидента справки за соответствующий отчетный период по окончании отчетного (налогового) года.

Соответствующие разъяснения приводит ГФС в подкатегории 102.18 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ, отвечая на вопрос: может ли налогоплательщик применить положения международного договора при выплате дохода нерезиденту в отчетном (налоговом) периоде, если справка о подтверждении статуса налогового резидента страны, с которой заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, за такой отчетный период получена налогоплательщиком после выплаты дохода или по окончании отчетного года, в котором она выдана?

Налог на доходы физлиц

· Если юрлицом (работодателем) за счет собственных средств организуется питание (обеды) для физлиц (работников), цена продажи которого меньше его себестоимости, то разница, возникающая между себестоимостью организованного питания и ценой продажи, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщиков как дополнительное благо и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях.

Данный вывод делает ГФС в ИНК от 02.08.2017 г. № 1454/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Вместе с тем сумма такой разницы является базой начисления ЕСВ. Поскольку, по убеждению ГФС, данная разница не определена Перечнем видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос, утвержденным постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170, как выплата, освобождаемая от начисления ЕСВ.

Труд и заработная плата

· Письмо Минсоцполитики от 17.07.2017 г. № 1922/0/101-17/284.

Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, удостоверенной в установленном порядке. Этого требует ст. 11 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР.

Таким образом, выданный работнику надлежащим образом оформленный листок нетрудоспособности является основанием для продления или переноса ежегодного отпуска независимо от причин нетрудоспособности.

Соответственно, ежегодный отпуск работника не продлевается и не переносится, если он пришелся на период нетрудоспособности, который надлежащим образом не заверен (отсутствуют подписи, печати и т.д.).

Обязанность относительно проверки правильности заполнения листка нетрудоспособности возложена на комиссии по социальному страхованию, созданные работодателями.

Единый налог

· Основаниями для аннулирования регистрации плательщика единого налога по решению контролирующего органа являются (пп. 298.2.3 НКУ):

• превышение в течение календарного года установленного объема дохода плательщиками единого налога первой и второй групп;

• превышение в течение календарного года объема дохода, установленного пп. 3 п. 291.4 НКУ, плательщиками единого налога первой и второй групп, которые использовали право на применение других ставок, установленных для третьей группы;

• превышение в течение календарного года установленного объема дохода плательщиками единого налога третьей группы;

• применение плательщиком единого налога другого способа расчетов, нежели указанные в п. 291.6 НКУ;

• осуществление видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения;

• превышение численности физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком единого налога;

• осуществление видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога;

• наличие налогового долга на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов;

• осуществление плательщиками первой или второй группы деятельности, не предусмотренной в пп.пп. 1 или 2 п. 291.4 НКУ.

При выявлении контролирующим органом в ходе проведения проверки нарушений плательщиком единого налога вышеприведенных требований составляется акт проверки, в котором указываются данные нарушения. На основании акта проверки принимается решение контролирующего органа об аннулировании регистрации плательщика единого налога с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение.

Вместе с тем нормами НКУ не предусмотрен срок принятия контролирующим органом решения об аннулировании регистрации плательщика единого налога на основании акта проверки.

С таким разъяснением из раздела 107.09 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Фискалы напомнили, что доходом плательщика единого налога для юридического лица является какой-либо доход, включая доход представительств, филиалов, отделений данного юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 НКУ (пп. 2 п. 292.1 НКУ).

В свою очередь, страховое возмещение - это страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы по договорам имущественного страхования и страхования ответственности при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона Украины «О страховании»).

Каким образом связаны эти два определения - тернопольские фискалы не объяснили. Но вывод сделали однозначный: если юрлицо - плательщик единого налога 3-й группы получает страховое возмещение за поврежденные основные средства, то сумма такого возмещения включается в его доходы в налоговом периоде их получения.

Отчетность

· Электронный сервис «Управление электронных цифровых подписей» создан для руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют своим работникам право подписи налоговых документов, а также на временное исполнение обязанностей директора или бухгалтера путем предоставления Уведомления в электронном виде по коду формы J(F)1391102 (далее - Уведомление).

К тому же в Уведомлении может быть предоставлена информация относительно нового сертификата руководителя (до истечения срока действия предыдущего сертификата) или бухгалтера.

В Уведомлении необходимо заполнять все поля документа, а именно:

• дату и номер;

• наименование органа ГФС, в который подается Уведомление;

• наименование или фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

• код по ЕГРПОУ/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта.

В табличную часть Уведомления необходимо внести данные об ответственных лицах, которым предоставлено право подписи налоговых документов, а также при необходимости - данные о полученной печати предприятия.

К Уведомлению прилагаются новые сертификаты ответственных лиц, указанных в Уведомлении, и данное Уведомление сначала подписывается электронными цифровыми подписями (далее - ЭЦП) ответственных лиц, указанных в табличной части Уведомления.

Сформированное Уведомление обязательно подписывается ЭЦП руководителя, сертификат которого на момент получения Уведомления уже есть в системе представления документов в электронном виде как действующий сертификат руководителя налогоплательщика.

Наличные расчеты

· ИНК ГУ ГФС в Черкасской области от 02.08.2017 г. № 1453/ІПК/23-00-14-0714.

Специфика работы медицинского заведения требует наличия не только одной кассы. Поэтому медицинское заведение обратилось за консультацией в ГФС касательно ведения кассовых книг и использования РРО.

1. О присутствии в работе медицинского заведения признаков наличия двух касс: основной и обособленной

Каждое предприятие, а также подразделение, осуществляющее наличные расчеты, должны иметь кассу. Последняя может находиться в отдельном помещении или в бухгалтерии, где кассиру предприятия следует проводить операции по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, а также учет наличности для их оприходования в кассовой книге.

При этом касса на предприятии, как правило, - одна, а мест расчета, оборудованных РРО, может быть много, в случае же медицинского заведения РРО находится в регистратуре.

Таким образом, в работе предприятия имеется признак одной кассы, находящейся в бухгалтерии, где, соответственно, надлежащим образом должна вестись одна кассовая книга для учета операций с наличными в национальной валюте.

2. О возможности бухгалтера по кассовым операциям из-за различия в режиме работы оприходовать оставшуюся часть наличности из регистратуры в пределах установленного лимита и осуществлять записи в кассовой книге на следующий день

В случае, если на предприятии из-за различий в режиме работы бухгалтерии и регистратуры, где применяются РРО и КУРО, часть наличной выручки можно хранить в сейфе при условии его размещения на месте проведения расчетов. В свою очередь, сумма наличных средств на месте проведения расчетов (в ящике РРО и сейфе) должна соответствовать сумме средств, указанной в дневном отчете регистратора и своевременно и в полной сумме приходоваться в зарегистрированную КУРО.

Таким образом, во избежание возможного нарушения законодательства по вопросам ведения наличных операций и учитывая режим работы регистратуры, а также распорядок функционирования бухгалтерии предприятия следует:

• обусловить данную ситуацию во внутреннем приказе по предприятию;

• определить время рабочих смен структурных подразделений;

• указать, что в сейфе, размещенном на месте проведения расчетов, должна храниться только выручка от реализации с использованием РРО;

• определить порядок взаимодействия подразделения (регистратуры) с бухгалтерией предприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины и надлежащего обеспечения бухгалтерского учета кассовых операций и др.

3. Об оприходовании наличности за день в кассовой книге и совпадении с суммой оприходования наличности в книге учета расчетных операций при наличии двух касс с разным режимом работы

КУРО и кассовая книга - это разные книги учета, отражающие различные формы оприходования наличности, при этом ведение одной книги не исключает ведение другой.

Поэтому в случае осуществления наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличности является совокупность следующих действий: фиксация полной суммы фактических поступлений наличности в фискальных отчетных чеках РРО (данных РК) и отражение на их основании наличности в КУРО.

Предприятие, осуществляющее расчетные операции в наличной и/или безналичной форме при предоставлении медицинских услуг, должно своевременно и в полной мере оприходовать всю наличность, поступающую в кассы, и ежедневно, то есть каждый рабочий день по окончании смены, но не позднее 24 часов в этот же день, печатать на РРО фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в КУРО.

Бюджет

· Письмо Государственной казначейской службы от 21.07.2017 г. № 16-10/710-12195.

При ликвидации или реорганизации клиента (присоединении, слиянии, выделении, разделении, преобразовании), изменении наименования, подчиненности бюджетные счета для операций клиентов, в т.ч. бюджетные счета для зачисления собственных поступлений бюджетных учреждений, закрываются на основании предоставленных клиентами заявлений о закрытии счетов (п. 8.4 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758).

При наличии на счете, который закрывается, остатков средств орган Казначейства на основании платежного поручения клиента перечисляет данные остатки на другой счет клиента или счет, открытый правопреемником, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Земля

· ИНК ГФСУ от 07.08.2017 г. № 1525/С/99-99-13-03-01/ІПК.

Не являются объектом обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в частности, здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности (пп. «ж» пп. 266.2.2 НКУ).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции и/или разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях, в т.ч. собственно изготовленного сырья на давальческих условиях, и осуществляет операции по ее поставке (пп. 14.1.235 НКУ).

Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся в собственности физических лиц, НЕ подпадают под действие пп. «ж» пп. 266.2.2 НКУ.

Таможенное дело

· Письмо ГФСУ от 28.07.2017 г. № 19973/7/99-99-19-04-01-17.

В случае представления декларации инвойс, в которой совокупная стоимость партии товаров указана в валюте, отличной от евро или национальных валют стран - членов Европейского Союза, для расчета сумм, выраженных в евро, используется официальный курс национальной валюты Украины к иностранной валюте, установленный НБУ, который действует на день подачи в орган доходов и сборов таможенной декларации для таможенного оформления с применением к товарам происхождением из стран ЕС тарифной преференции по уплате ввозной пошлины, установленной Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

При этом, руководствуясь пунктом 3 ст. 31 Протокола 1 «Об определении концепции «происхождения товаров» и методов административного сотрудничества» к Соглашению, учитывается официальный курс национальной валюты Украины к евро по состоянию на первый рабочий день октября 2016 года.

Контроль и ответственность

· ГФСУ констатирует: на сегодняшний день в Уголовном процессуальном кодексе Украины (далее - УПК) отсутствуют прямые нормы касательно полномочий прокуроров и следователей самостоятельно или через судебные органы назначать проведение документальных внеплановых проверок или ревизий субъектов хозяйствования, а также обязанности и порядка рассмотрения следственными судьями соответствующих ходатайств.

Итак, контролеры в письме от 12.06.2017 г. № 958/2/99-99-23-01-10-1 отмечают: вопросы, которые должны регулироваться положениями проекта Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законы Украины (относительно назначения внеплановых ревизий, проверок)» (от 22.05.2017 г. № 6482), актуальны и объективно нуждаются в решении.

Вместе с тем обращаем внимание на свежее определение Херсонского городского суда от 26.07.2017 г. по делу № 766/16882/16-к, в котором следственный судья отказал в удовлетворении ходатайства старшего следователя о предоставлении разрешения на проведение внеплановой документальной проверки, аргументировав так: УПК содержит исчерпывающий перечень следственных и процессуальных действий, разрешение на проведение которых предоставляется следственным судьей в предусмотренном им порядке, и в данном перечне не закреплены полномочия следователя судьи предоставлять разрешение на проведение внеплановых документальных проверок субъектов хозяйственной деятельности.

Прочее

· Наличие специального разрешения на пользование недрами или разрешения на специальное водопользование определяет обязанность субъекта хозяйствования подавать в контролирующий орган по основному или неосновному месту учета:

• налоговую декларацию по рентной плате;

• приложение 1 и/или приложение 2 прим. 1 (в части рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых).

Это касается и случаев, когда в некоторых отчетных (налоговых) периодах объект налогообложения отсутствует.

С данным разъяснением из раздела 130.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

К сведению

· В праздничные и выходные дни августа 2017 года ЦОПы будут работать в следующем режиме:

• 19 августа 2017 года - рабочий день до 16 ч. 45 мин.;

• 25 августа 2017 года - рабочий день в режиме дежурства (при необходимости - с привлечением специалистов соответствующих структурных подразделений) до 13:00;

• 24, 26 и 27 августа 2017 года - выходные дни.

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в июле 2017 года, по сравнению с июнем 2017 года, составляет 100,2%.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· НБУ начинает публичное обсуждение законодательных изменений, необходимых для перехода к новой, более либеральной модели валютного регулирования. Еще 01.12.2016 г. Нацбанк презентовал концепцию новой модели валютного регулирования, а также дорожную карту по ее внедрению.

Как отмечает Нацбанк, новая модель валютного регулирования предусматривает:

• свободу проведения валютных операций по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено»;

• гривна будет сохранять функцию денег, оставаясь единственным законным средством для расчетов за товары и услуги, однако предложенная концепция валютного регулирования предусматривает специальное использование иностранной валюты для осуществления иностранных инвестиций и связанных с ними операций, предоставления банковских услуг и т.п.;

• рыночные инструменты должны превалировать над административными (антикризисными) - соблюдение валютного законодательства в целом возлагается на валютный контроль;

• при свободном движении капитала процедуры должны носить не разрешительный характер, как это происходит сейчас, а уведомительный - для целей статистики (расчета платежного баланса и т.д.). Например, предложено отменить индивидуальные лицензии для физических лиц, субъектам внешнеэкономической деятельности - отменить предельные сроки закрытия контрактов и возможность декларировать ожидаемые сроки без каких-либо наказаний в случае их несоблюдения, поскольку данная информация необходима лишь для сбора статистических данных;

• валютные ограничения должны внедряться только с целью преодоления или предотвращения кризиса и на краткий срок. Нацбанк может их внедрять при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и/или финансовой системы страны, давления на платежный баланс Украины, которое может грозить достижению целей денежно-кредитной политики. Наличие оснований для внедрения таких мер защиты должен подтверждать Совет по финансовой стабильности. А действовать валютные ограничения должны только в течение строго ограниченного срока - не более 6 месяцев;

• либерализация временных ограничений, введенных в 2014-2015 годах, которые действуют и сегодня, должна происходить постепенно и при наличии благоприятных макрофинансовых предпосылок, а также при условии введения эффективного налогового регулирования.

В частности, Нацбанком были предложены законодательные изменения для внедрения новой модели валютного регулирования в виде Закона Украины «О валюте». Замечания и предложения к документу принимаются до 30.08.2017 г. по электронному адресу.