Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, август 2017 г. — 9 августа 2017 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Новые формы акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной и заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, утвержденные приказом Минфина от 24.04.2017 г. № 452 (далее - Приказ № 452), будут применяться с 01.08.2017 г.

Напомним: Приказ № 452 вступил в силу еще 06.06.2017 г. Однако ранее ГФС сообщала следующее: на период доработки программного обеспечения для формирования и представления акцизной накладной, расчета корректировки к ней, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего указанные документы будут приниматься на регистрацию в ЕРАН и СЭАРГ по старой форме.

· Начиная с 4 августа не являются объектом налогообложения следующие операции по РКО:

• открытие/закрытие счетов клиентов банков (физических и юридических лиц) в национальной и иностранной валютах;

• документарное оформление или подтверждение расчетов клиентов;

• проведение расчетов клиентов;

• операции, обеспечивающие выполнение расчетов или являющиеся их составной частью;

• операции по кассовому обслуживанию клиентов;

• операции со специальными платежными средствами;

• операции с векселями;

• операции с электронными деньгами.

По сообщению Нацбанка, обновленный перечень предоставит возможность банкам корректно относить отдельные операции к таким, которые относятся к услугам по РКО и не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Это также поможет банкам избежать ошибок и начислений штрафных санкций в ходе проведения проверок органами Государственной фискальной службы.

Об этом говорится в соответствующем постановлении Правления НБУ от 01.08.2017 г. № 73, вступившем в силу 4 августа 2017 года.

· Постановление Правления НБУ от 03.08.2017 г. № 74 (вступило в силу 04.08.2017 г.)

НБУ продолжает либерализацию валютного регулирования путем смягчения временных административных ограничений.

Во-первых, в Положение о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденное постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281, внесена очередная порция изменений. А именно - уточнен перечень документов, на основании которых резиденты (юрлица и ФЛП) имеют право купить, обменять иностранную валюту с целью проведения расчетов с нерезидентами за импорт продукции (услуг), осуществляемый без ввоза из-за границы данной продукции (услуг) на территорию Украина.

Так, из соответствующего перечня изъяты документы, подтверждающие необходимость использования резидентами соответствующей продукции для собственных нужд за пределами Украины, если этот резидент производит продукцию, выполняет работы, предоставляет услуги за пределами Украины. При этом приобщены документы, подтверждающие использование резидентом продукции (услуг) за пределами Украины на основании договоров (контрактов, соглашений).

Во-вторых, претерпело изменений постановление Правления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» от 13.12.2016 г. № 410: повышен размер разрешенного сальдо купли-продажи банками иностранных валют и банковских металлов в течение 1-го рабочего дня с 0,5% до 1,0% от размера регулятивного капитала банка (в эквиваленте).

· НБУ внес изменения в нормативно-правовые акты по вопросам безналичных расчетов в Украине и межбанковского перевода средств в Украине в национальной валюте. Они утверждены постановлением Правления НБУ от 27.07.2017 г. № 71.

В частности, корректировок претерпели:

Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22, в части принятия и выполнения банками инкассового поручения (распоряжения) на взыскание налогового долга, оформленного контролирующим органом на основании решения руководителя контролирующего органа (его заместителя или уполномоченного лица);

Инструкция о межбанковском переводе средств в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 16.08.2006 г. № 320, в части упорядочения нового способа заключения договоров НБУ с клиентами для осуществления межбанковского перевода средств через систему электронных платежей НБУ, а именно заключения с банками и их филиалами Единого договора банковского обслуживания и предоставления других услуг регулятором.

Изменения заработали с 03.08.2017 г.

· При осуществлении операций с использованием электронных платежных средств в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания разрешается формирование в электронной форме документа по операции с использованием электронного платежного средства при условии доставки его пользователю.

Документы по операциям с использованием электронных платежных средств имеют статус первичного документа и могут быть использованы при урегулировании спорных вопросов.

Однако расчетный документ для подтверждения расходов в связи с командировкой должен содержать обязательные реквизиты в соответствии с Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13.

В частности, фискальный кассовый чек по операциям приема и перевода наличных средств через программно-технические комплексы самообслуживания должен содержать реквизиты получателя:

• указываются реквизиты получателя перевода. Перед каждым реквизитом печатается его наименование, например, «налоговый номер», «код банка», при этом каждый реквизит печатается с отдельной строки;

• если получатель является юридическим лицом, печатаются наименование получателя, налоговый номер, номер расчетного счета в банке, наименование банка получателя, код банка;

• если получатель является физическим лицом и средства перечисляются на счет получателя в банке, печатаются фамилия, имя и отчество получателя, налоговый номер или серия и номер паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять какие-либо платежи по серии и номеру паспорта), номер текущего счета в банке, наименование банка получателя и код банка;

• если получатель является физическим лицом и средства перечисляются с использованием электронного платежного средства на текущий счет, печатаются реквизиты электронного платежного средства, предусмотренные правилами безопасности платежной системы.

· Утверждены новые формы для ведения учета субъектами госсектора:

• карточка аналитического учета наличных операций;

• карточка аналитического учета кассовых расходов;

• карточка аналитического учета фактических расходов;

• карточка аналитического учета открытых (выделенных) ассигнований;

• книга аналитического учета открытых ассигнований (перечисленных средств) субъектам государственного сектора низшего уровня;

• книга аналитического учета ассигнований и принятых обязательств;

• карточка аналитического учета капитальных расходов;

• карточка аналитического учета доходов от реализации продукции (работ, услуг);

• карточка аналитического учета финансовых доходов (процентов, роялти, дивидендов).

Соответствующие документы приведены в приказе Минфина от 29.06.2017 г. № 604. Последний содержит также порядок составления данных карточек и книг аналитического учета.

· Минфин утвердил форму Книги учета доходов и расходов для определения суммы общего годового облагаемого налогом дохода (далее - Книга) и Порядок ведения учета доходов и расходов для определения суммы общего годового облагаемого налогом дохода (приказ от 23.06.2017 г. № 591 вступает в силу со дня его официального опубликования).

Напомним, что вести Книгу должны физлица-налогоплательщики, которые:

• обязаны представлять налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах

или

• имеют право на такое представление с целью возврата излишне уплаченных налогов, в т.ч. при применении права на налоговую скидку.

По сравнению со своей предшественницей (утверждена приказом Миндоходов от 11.12.2013 г. № 794) обновленная форма Книги предусматривает ведение учета не только доходов, включаемых в общий годовой налогооблагаемый доход, но и тех, которые в налогооблагаемый доход не включаются. Кроме того, в частности:

• из Книги изъяты отдельные графы для учета иностранных доходов;

• отдельно выделены 5 граф для ведения учета расходов, связанных с правом на налоговую скидку, и по операциям с инвестиционными активами (среди прочего указаны реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы);

• в обновленной Книге будут указываться названия полученного дохода и понесенных расходов.

· Пенсионный фонд будет сообщать Гоструда и ГФС о признаках использования труда неоформленных работников и нарушений трудового законодательства.

Пенсионный фонд передаст Государственной службе по вопросам труда сведения о:

- застрахованных лицах, работающих по совместительству у 5 и более страхователей;

- застрахованных лицах, выполняющих работы по гражданско-правовому договору у страхователя более года;

- страхователях, у которых количество застрахованных работников по гражданско-правовым договорам больше количества штатных сотрудников;

- страхователях, в отчетном месяце увеличивших на 20 % и более количество застрахованных лиц с признаком «неполное рабочее время»;

- страхователях, начисляющих зарплату ниже минимальной;

- страхователях, у которых в отчетном месяце отражено начало трудовых отношений с сотрудниками, но которые не подали уведомления о приеме сотрудника на работу;

- страхователях, представивших сведения о застрахованных лицах, пребывающих в отпусках за свой счет продолжительностью более установленных законодательством сроков;

- страхователях, у которых в течение года не менялись количество застрахованных лиц и общая сумма начисленной зарплаты;

- страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности сотрудников на 10 % и более по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.

Фискальная служба получит от Пенсионного фонда информацию о страхователях, которые:

- начисляют зарплату ниже минимальной;

- в отчетном месяце нарушили требования об уплате ЕСВ;

- подали уведомление о приеме сотрудника на работу, но не отразили данные о начисленной ему зарплате за соответствующий месяц и дату окончания трудовых отношений.

Порядок обмена информацией о признаках использования труда неоформленных работников и нарушения законодательства о труде, утвержден постановлением Пенсионного фонда от 29 мая 2017 года № 11-1.

· Неуказание в налоговой декларации района места регистрации предприятия не влечет за собой утрату данным документом статуса налоговой отчетности.

Соответствующий вывод делает ВСУ в определении от 27.06.2017 г. № К/800/27699/16.

Дело заключалось в следующем: истец с помощью средств телекоммуникационной связи подал налоговую декларацию по НДС, которую контролирующий орган не принял. Последний считает, что она заполнена с нарушением требований п. 48.3 НКУ, ведь при заполнении обязательного реквизита - «місцезнаходження (місце проживання) платника податків» - не указан район места регистрации.

Однако суд подчеркивает, что принятие налоговой декларации органом ГФС является, по сути, формальным уровнем налогового контроля, в ходе которого работник контролирующего органа осуществляет визуальную проверку декларации и ее анализ по формальным признакам. В свою очередь, основанием для непризнания налоговой декларации налоговой отчетностью являются такие дефекты ее заполнения, которые влияют на порядок администрирования налога.

По результатам непосредственного исследования спорной налоговой декларации по НДС судами установлено ее соответствие приведенным формальным требованиям в части заполнения обязательных реквизитов, в частности, указано и местонахождение (налоговый адрес) налогоплательщика.

Указанный адрес соответствует сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических и физических лиц - предпринимателей, что подтверждается имеющимся в материалах дела надлежащим образом заверенным извлечением.

· Донецкий апелляционный административный суд в постановлении от 09.08.2016 г. по делу № 805/179/16-а отметил: отдельные дефекты оформления приказа о назначении налоговой проверки, в частности, отсутствие или неполнота ссылок на конкретные пункты действующего законодательства (в рассматриваемом деле в приказе был указан пп. 78.1.4 вместо пп. 78.1.1 НКУ), не должны рассматриваться как основание для признания спорного приказа противоправным, если из содержания данного приказа можно идентифицировать предусмотренное законодательством фактическое основание для назначения соответствующей проверки.

Напомним

Документальная внеплановая проверка осуществляется в случае, если

• получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового и другого не урегулированного НКУ законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения данным налогоплательщиком, соответственно, валютного, налогового и другого не урегулированного НКУ законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение 15-ти рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса (пп. 78.1.1 НКУ);

• выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не представит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указана выявленная недостоверность данных, и соответствующую декларацию в течение 15-ти рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса (пп. 78.1.4 НКУ).

ВАСУ постановлением от 05.07.2017 г. по делу № 805/179/16-а (К/800/23703/16) отменил соответствующее постановление суда апелляционной инстанции, отметив, что Донецкий апелляционный административный суд не установил фактическое обстоятельство, послужившее основанием для назначения проверки соответствующего спорного приказа. Так, пп.пп. 78.1.1 и 78.1.4 НКУ предусматривают абсолютно разные основания для проведения внеплановых проверок (хотя общим для обоих оснований является обстоятельство непредставления или предоставления не в полном объеме объяснений и документальных подтверждений на письменный запрос налогового органа).

Соответственно, отсутствие оснований для проведения проверки со ссылкой на пп. 78.1.4 НКУ еще не свидетельствует о наличии оснований для проведения проверки по пп. 78.1.1 НКУ. Для того чтобы спорный приказ был признан правомерным, суд обязан исследовать, действительно ли направлялись налоговиками предусмотренные пп. 78.1.1 НКУ запросы за определенный в спорном приказе период.

· Поскольку специальное водопользование в Украине является платным и осуществляется на основании специального разрешения, Министерство экологии приказом от 23.06.2017 г. № 234 утвердило его форму.

Выдача (переоформление, выдача дубликата, аннулирование) разрешения на специальное водопользование осуществляется бесплатно.

Для получения разрешения на спецводопользование юридическое или физическое лицо, ФЛП подают заявление о получении (переоформлении, получении дубликата, аннулировании) разрешения в бумажной или электронной форме (ст. 49 Водного кодекса Украины).

Вместе с заявлением подаются:

• обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотвода;

• описание и схема мест забора воды и сброса сточных вод;

• нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами (с расчетом на каждый выпуск (сброс) отдельно)

• утверждены индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды (для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотводу, жилищно-эксплуатационных предприятий и организаций);

• копия правоустанавливающих документов на водные объекты (для арендаторов водных объектов).

Выдача или предоставление отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование осуществляется в течение 30 к.дн. со дня поступления заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения.

· Приказ Госкомстата от 21.07.2017 г. № 195.

Госстат утвердил новые формы государственного статистического наблюдения:

• № 2-інвестиції (годовая) «Звіт про капітальні інвестиції, вибуття й амортизацію активів»

и

• № 2-інвестиції (квартальная) «Звіт про капітальні інвестиції».

Соответствующая отчетность представляется юрлицами - предприятиями, учреждениями, заведениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Впервые представлять отчетность с применением обновленных форм нужно будет:

• по форме № 2-інвестиції (годовая) - за 2017 год;

• по форме № 2-інвестиції (квартальная) - за I квартал 2018 года.

· 01.08.2017 г. вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой от 11.07.2016 г., ратифицированное Законом Украины от 14.03.2017 г. № 1917-VIII.

В связи с этим ГФС адресовала таможням письмо от 24.07.2017 г. № 19504/7/99-99-19-04-17, в котором предоставила разъяснения относительно, в частности:

• налогообложения ввозной пошлиной товаров происхождением из Канады;

• тарифных квот на товары происхождением из Канады;

• изъятия из режима свободной торговли товаров происхождением из Канады;

• налогообложения вывозной (экспортной) пошлиной товаров при экспорте из Украины в Канаду;

• подтверждения происхождения товаров;

• порядка проведения проверки достоверности деклараций о происхождении и срока их хранения;

• процедуры возобновления режима свободной торговли к товарам происхождением из Канады.

· Последние изменения в рентную отчетность, прописанные в приказе Минфина от 31.05.2017 г. № 545, предусматривают:

• новую редакцию формы Расчета по рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (приложение 1);

• изменения в форму Расчета по рентной плате за пользование недрами для добычи углеводородного сырья (приложение 2 и приложение 2-1);

• обновление Перечня кодов видов радиосвязи (приложение 15 к Налоговой декларации по рентной плате) в части сотовой радиосвязи.

Приказ вступил в силу 21.07.2017 г., а следовательно, в соответствии с п. 46.6 НКУ новые формы начнут применяться начиная с отчетности за IV квартал.

Напомним: формы Налоговой декларации по рентной плате утверждены приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 719.

· Аптеки смогут продавать остатки лекарств, включенных в программу реимбурсации «Доступные лекарства», по ценам, действующим до 26 июля 2017 года.

Продажа разрешена только до 15 августа 2017 года и только в отношении тех лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению государством.

Партии лекарств, закупленные после 26 июля, будут продаваться уже по новым ценам.

Всего в новом реестре лекарственных средств, утвержденном 26 июля, 199 препаратов, что на 42 больше, чем в предыдущем. Из данного перечня стоимость только 30 лекарственных средств государство компенсирует полностью, за остальные лекарства придется доплачивать.

Продажа лекарств по старым ценам предусмотрена приказом Минздрава от 28 июля 2017 года № 875.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

НДС

· ИНК ГФСУ от 24.07.2017 г. № 1323/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Заключение с третьей стороной договора уступки права требования за отгруженную угольную продукцию

Правовые основания уступки права требования изложены в ст.ст. 512-519 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ). Согласно ему, кредитор (цедент) в обязательстве может быть заменен другим лицом (цессионарием). С момента заключения договора уступки права требования для предприятия-цедента прекращаются правоотношения по договору поставки и право требовать от покупателя оплату (или другую компенсацию) по договору поставки.

Налоговые обязательства предприятие-цедент должно начислить на дату передачи права требования новому кредитору (третья сторона - цессионарий), то есть на дату подписания договора.

Погашение задолженности за поставленную продукцию зачетом встречных однородных требований

Если плательщиком НДС, применяющим кассовый метод налогового учета, проведен зачет встречных однородных требований по договорам поставки товаров/услуг, то данный зачет является получением других видов компенсаций стоимости поставленных товаров/услуг.

В свою очередь, такой плательщик НДС на дату проведения зачета встречных однородных требований определяет налоговые обязательства по поставленным товарам/услугам и, соответственно, налоговый кредит по полученным товарам/услугам (при условии соблюдения других норм НКУ относительно формирования налогового кредита).

При зачете встречных однородных требований между предприятием - поставщиком и покупателем по товарам, которые были отгружены после 01.01.2016 г. и подпадают под действие норм п. 44 подраздела 2 р. XX НКУ, данная операция является компенсацией стоимости этих товаров. Налоговые обязательства и налоговый кредит у предприятия-поставщика возникают на дату проведения такого зачета.

· Налоговый кредит возникает как у плательщика НДС при получении основных средств в качестве взноса в уставный фонд, так и у учредителя (плательщика НДС), если ему будут возвращены основные средства в случае выхода из состава учредителей.

С таким разъяснением из раздела 101.13 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· ИНК ГФСУ от 25.07.2017 г. № 1346/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Реквизит налоговой накладной «Номенклатура товарів/послуг продавця», который отнесен в состав обязательных, должен соответствовать формулировке в первичных документах и не должен содержать другие данные, в частности, относительно вида и номера гражданско-правового договора.

Вместе с тем согласно п. 201.10 НКУ налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в ЕРНН плательщиком НДС, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя данных товаров/услуг основанием для начисления налогового кредита.

Причем ошибки в реквизитах, определенных п. 201.1 НКУ (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемые товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной непринятия налоговых накладных в электронном виде.

· ИНК ГФСУ от 24.07.2017 г. № 1326/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

При составлении расчета корректировки к налоговой накладной, составленной в феврале 2017 года при осуществлении операций по результатам видов деятельности, определенных в п. 161.3 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV (далее - Закон № 1877), в данном расчете корректировки указываются:

• порядковый номер данного расчета корректировки, в котором после знака дроби указывается код «2»;

• дата и номер налоговой накладной, в которую вносятся изменения (без кода «2» после знака дроби во второй части номера налоговой накладной);

• в графе 14 - код вида деятельности в соответствии с пп.пп. 16 1.3.1-16 1.3.16 Закона № 1877, по результатам которой изготовлен товар, указанный в налоговой накладной, которая корректируется.

· Письмо ГКСУ от 12.07.2017 г. № 16-08/684-11578.

Отражение в учете операций по оприходованию приобретенных производственных запасов и прочих нефинансовых активов, отражение сумм НДС, если НДС включен в налоговый кредит, осуществляется в соответствии с п.п. 3.1 и 3.2 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 (далее - Типовая корреспонденция).

В частности, суммы НДС, если он включен в налоговый кредит, показывают корреспонденцией:

• дебет субсчетов 6311 (6321) «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»;

• кредит субсчетов 2113 (2123) «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги», 2116 (2126) «Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами», 6211 (6221) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Отражение в бухгалтерском учете операций по перечислению в Государственный бюджет Украины налогов и сборов в соответствии с законодательством осуществляется согласно п. 5.8 Типовой корреспонденции.

Соответственно, указанная информация приводится в финансовой отчетности в строке 1162 «Грошові кошти та їх еквіваленти розпорядників бюджетних коштів та державних цільових фондів у казначействі» и строке 1540 «Поточні зобов'язання за платежами до бюджету» Баланса (форма № 1-дс).

· Исправление ошибок в приложении 9 «Розрахунок податкових зобов'язань за операціями, визначеними в статті 16 прим. 1 Закону України «Про державну підтримку сільського господарства України», та питомої ваги вартості сільськогосподарських товарів» (ДС9) проводится путем представления уточняющего расчета, к которому прилагается приложение 9 с уточненными показателями.

Вместе с тем в уточняющем расчете в графе 4 отражаются соответствующие показатели декларации отчетного периода, который исправляется. В случае если в декларацию за данный отчетный период ранее вносились изменения, в графе 4 отражаются соответствующие показатели графы 5 последнего уточняющего расчета, который подавался к декларации отчетного (налогового) периода, который исправляется. В графе 5 уточняющего расчета отражаются соответствующие показатели с учетом исправления, в графе 6 - сумма ошибки (абсолютное значение).

Если товаропроизводитель после получения бюджетной дотации за соответствующий отчетный период (месяц) представил уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, что повлекло за собой уменьшение суммы налоговых обязательств за отчетный период, пропорционально которым осуществлена бюджетная дотация за такой отчетный период, на сумму излишне выплаченной бюджетной дотации уменьшается бюджетная дотация данного товаропроизводителя в следующих отчетных периодах.

В случае если товаропроизводитель после получения бюджетной дотации за соответствующий отчетный период (месяц) подал уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок, что привело к увеличению суммы налоговых обязательств за отчетный период, пропорционально которым осуществлена бюджетная дотация за такой отчетный период, сумма выплаченной бюджетной дотации не перечисляется.

С таким разъяснением из раздела 101.24 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

В нем же контролеры заявили, что каждый конкретный случай уточнения показателей налоговой отчетности по НДС требует детального изучения документов (материалов), касающихся корректирующих операций. Поэтому касательно этого они предлагают обратиться в контролирующие органы ГФС с подробным описанием ситуации для получения индивидуальной налоговой консультации.

· В случае возврата покупателем - неплательщиком НДС товара, который был реализован ему в предыдущий день за наличные и отражен поставщиком в налоговой накладной, составленной по ежедневным итогам операций, сумма налоговых обязательств поставщика подлежит соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к данной налоговой накладной. Правда, такая корректировка возможна только при условии предоставления покупателю полной денежной компенсации стоимости возвращенного товара. Данное требование предусмотрено п. 192.2 НКУ.

С таким разъяснением из раздела 101.15 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· ИНК ГФСУ от 24.07.2017 г. № 1324/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ плательщик НДС составляет сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам, которые предназначены для их использования/начинают использоваться, в частности, в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика НДС.

В такой сводной налоговой накладной указывают:

• в графе «Зведена податкова накладна» - отметку «X»;

• в графе «Отримувач (покупець)» - собственное наименование (Ф.И.О.) поставщика (плательщика НДС);

• в строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» - условный ИНН «600000000000»;

• в верхней левой части - соответствующий тип причины «13» - составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, прочих товаров/услуг не в хозяйственной деятельности;

• в графе 2 раздела Б табличной части - даты составления и порядковые номера налоговых накладных, составленных на такого налогоплательщика при поставке ему товаров/услуг, необоротных активов, по которым он определяет налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НКУ. При этом НКУ и Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, не предусмотрены особенности и исключения касательно заполнения графы 2 раздела Б табличной части налоговых накладных, которые составляются в связи с использованием в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью, продукции собственного производства, себестоимость которой имеет многокомпонентный состав.

· ИНК ГФСУ от 29.06.2017 г. № 888/6/99-99-12-03-01-15/ІПК.

Начиная со следующего дня после даты исключения лица из Реестра плательщиков НДС (далее - Реестр), указанной контролирующим органом в решении об аннулировании регистрации плательщика НДС, и до даты восстановления в Реестре, у такого лица отсутствуют обязанность по составлению налоговых накладных и право на формирование налогового кредита и получение бюджетного возмещения НДС. Кроме того, данное лицо налоговую отчетность по НДС за этот период не подает.

В свою очередь, в случае если у плательщика НДС на дату исключения его из Реестра учитывались товары/услуги, необоротные активы, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита, которые не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, данный плательщик НДС в последнем отчетном (налоговом) периоде не позднее даты исключения из Реестра обязан был определить налоговые обязательства по таким товарам/услугам, необоротным активам, исходя из их обычной цены, и задекларировать их в налоговой декларации по НДС, представленной в контролирующий орган за последний отчетный (налоговый) период.

В случае восстановления лица в Реестре (в т.ч. по решению судебного органа, вступившему в законную силу) данное лицо имеет право откорректировать суммы налоговых обязательств, которые были задекларированы в налоговой декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период, путем представления в контролирующий орган уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок.

· Согласно п. 201.8 НКУ, право на начисление НДС и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики НДС в порядке, предусмотренном ст. 183 НКУ.

Поэтому лицо, которое не подало своевременно заявление на регистрацию плательщиком НДС, но при этом подлежало обязательной регистрации, не имеет возможности самостоятельно уплатить в бюджет сумму налога, начисленную до момента его регистрации как плательщика НДС.

С таким разъяснением из раздела 101.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· При получении квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН плательщик НДС имеет право представить на рассмотрение комиссии ГФС, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН или отказе в такой регистрации, письменные объяснения и/или копии документов, указанные в пп. «в» пп. 201.16.1 НКУ, с Уведомлением относительно предоставления документов о подтверждении реальности осуществления операций по отказанным налоговым накладным/расчетам корректировки по установленной форме (J(F)1312601) (далее - Уведомление).

Все поля Уведомления обязательны к заполнению, а табличную часть Уведомления необходимо заполнять в соответствии с табличной частью налоговой накладной/расчета корректировки (с соответствующими знаками).

Данное сообщение опубликовано на официальном веб-сайте ГФС.

Также обращают внимание, что в случае приостановления расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств Уведомление предоставляется продавцом - плательщиком НДС, указанным в расчете корректировки и налоговой накладной, которая корректируется.

Налог на прибыль

· Доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины в виде процентов подлежат налогообложению в соответствии с положениями п. 141.4 НКУ, независимо от способа выплаты данного дохода, в т.ч. путем зачисления в счет увеличения уставного капитала или суммы кредита/займа.

При этом налог с доходов нерезидента в виде процентов уплачивается при зачете встречного однородного требования.

Данное разъяснение предоставили налоговики в ИНК от 25.07.2017 г. № 1343/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Труд и заработная плата

· Оплата труда работников осуществляется по почасовой, сдельной или другим системам оплаты труда. Оплата может проводиться по результатам индивидуальных и коллективных работ. На это указывает ст. 97 КЗоТ.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются собственником или уполномоченным им органом.

Соответствующие пояснения приводит Гоструда, отвечая на следующий вопрос: должна ли выплачиваться доплата за интенсивность труда рабочему, являющемуся сдельщиком?

Как видим, прямого ответа на данный вопрос Гоструда не предоставил, а только сослался на то, что работодатель самостоятельно формирует порядок установления доплат, в т.ч. и тем, кто работает на сдельной системе оплаты труда.

· По семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок, обусловленный соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, но не более чем 15 к.дн. в год (ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР).

Для получения данного отпуска работник в заявлении на имя работодателя о его предоставлении должен указать семейные или другие обстоятельства, которые стали причиной, чтобы взять этот отпуск. Перечень таких причин законодательством не установлен, поскольку их значимость зависит от конкретных обстоятельств, которые могут возникнуть в жизни того или иного работника. Следовательно, решение о том, предоставлять или не предоставлять работнику по той или иной причине данный отпуск, относится к компетенции работодателя.

Соответствующее разъяснение размещено на сайте Управления Гоструда в Хмельницкой области.

Единый налог

· ИНК от 25.07.2017 г. № 1354/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

Юрлицо - плательщик единого налога 3-й группы со ставкой 3% с уплатой НДС поинтересовался у налоговиков касательно нюансов ведения учета, а именно:

• рассчитывается ли доход для целей обложения единым налогом как разница между доходом без НДС и расходами на хозяйственную деятельность;

• должна ли предприятии вестись книга доходов;

• включается ли сумма НДС в состав дохода в понимании п. 292.11 НКУ.

Налоговики ответили следующее.

Учет расходов при определении дохода для целей обложения единым налогом НКУ не предусмотрен. Вместе с тем согласно ч. 1 п. 292.11 НКУ в состав дохода не включаются суммы НДС.

Указанная норма НКУ применяется при определении налогового обязательства по НДС в соответствии с требованиями р. V НКУ.

Юридические лица - плательщики ЕН ведут упрощенный бухгалтерский учет согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и/или другим нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета. Ведение юридическими лицами книги доходов НКУ не требуется.

Акцизный налог

· Специалисты ГФСУ разъясняют: действующим законодательством не предусмотрено освобождение плательщика от ответственности в случае непреднамеренного нарушения предельных сроков представления отчетов об объемах производства и/или обращения (в т.ч. импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий из-за несанкционированного вмешательства третьих лиц в работу компьютерных сетей (разъяснение из раздела 115.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Поэтому в случае просрочки представления алкогольно-табачной отчетности (речь идет об отчетах по формам, утвержденным приказом Минфина от 11.02.2016 г. № 49, которые подаются ежемесячно до 10 числа следующего месяца) в связи с кибератакой субъектам хозяйствования придется уплатить штраф в общем порядке.

· Корректировка налогоплательщиком налоговых обязательств по уплате акцизного налога предусмотрена ТОЛЬКО п. 217.5 НКУ - в случае полного или частичного возврата покупателем подакцизных товаров (продукции), произведенных (изготовленных) на таможенной территории Украины, для устранения продавцом недостатков товара (продукции) или его уничтожения (переработки) в связи с невозможностью устранения таких недостатков. На этом в очередной раз акцентируют внимание специалисты ГФСУ (ИНК от 26.07.2017 г. № 1364/6/99-99-15-03-03-15/ІПК).

Итак, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (продукции) по причинам, НЕ связанным с устранением недостатков или уничтожением товара (продукции), корректировка налоговых обязательств по уплате акцизного налога НЕ проводится.

Вместе с тем налоговики заметили: доплата акцизного налога на сумму разниц в ставках (в случае их изменения) при повторной реализации возвращенной качественной подакцизной продукции, из которой был уплачен акцизный налог при первой реализации (отгрузке), действующими нормами НКУ НЕ предусмотрена.

· За ошибку в декларации акцизного налога (далее - Декларация), которая НЕ привела к занижению/завышению суммы налоговых обязательств, финансовая ответственность не применяется.

В частности, не повлияет на общую сумму налогового обязательства, подлежащего уплате в бюджет (строка «Усього» графы 5 раздела I приложения 6 к Декларации), ошибочное распределение по видам подакцизной продукции между строками 1.1-1.4 раздела I приложения 6 по графе «Вартість» при условии, если при этом код КОАТУУ остается неизменным.

Вместе с тем в случае самостоятельного выявления ошибок, содержащихся в ранее представленной Декларации, налогоплательщик обязан отправить уточняющий расчет. Налогоплательщик имеет право не подавать данный расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе Декларации за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно (в т.ч. по результатам электронной проверки) выявлены.

З таким разъяснением из раздела 116.12 модуля БАЗА ПОДАТКОВИХ ЗНАНЬ можно ознакомится в системах ЛІГА:ЗАКОН.

Отчетность

· Налоговики ответили на вопрос: имеет ли право налогоплательщик направить в контролирующий орган Уведомление с сертификатами ответственных лиц, полученными в другом АЦСК (до истечения срока их действия), чем тот АЦСК, ключами которого был подписан договор о признании электронных документов, и какие ЭЦП в данном случае будут считаться действующими?

налогоплательщик до истечения срока действия усиленных сертификатов открытых ключей, которыми был подписан Договор о признании электронных документов (далее - Договор), имеет право путем предоставления Уведомления «О предоставлении информации по электронной цифровой подписи» (по коду J(F)1391102) (далее - Уведомление) подать в контролирующий орган новые усиленные сертификаты ЭЦП, полученные в другом АЦСК. В данном случае Договор считается пролонгированным до истечения срока действия новых усиленных сертификатов ключей.

При этом ранее импортированные сертификаты ЭЦП (в т.ч. если не истек срок их действия) закрываются, то есть налогоплательщик имеет право пользоваться одним сертификатом ЭЦП, полученным в любом АЦСК. В случае отклонения Уведомления органом ГФС отправляется квитанция с указанием причины отказа.

С таким разъяснением из раздела 135.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Бюджет

· Для проведения операций с применением банковских платежных карт распорядителям бюджетных средств открываются карточные счета в учреждениях банков на условиях договора. В договоре должны быть указаны доверенные лица распорядителя бюджетных средств, перечень которых прилагается к заявлению об открытии карточных счетов. Это предусматривает п. 13.8 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2014 г. № 938.

Доверенное лицо может использовать банковскую платежную карту как для получения наличных, так и для осуществления безналичных расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью распорядителя бюджетных средств, в т.ч. на представительские нужды и расходы.

Для проведения операций с применением банковских платежных карт на карточный счет платежным поручением зачисляются средства путем их перевода с соответствующих счетов распорядителя бюджетных средств.

Средства, которые зачисляются на карточный счет, являются подотчетными средствами доверенного лица распорядителя бюджетных средств. Оприходование полученных средств и включение их в авансовый отчет об их использовании проводятся доверенным лицом на основании выписки с карточного счета или, в случае получения наличных в банкомате, - чека банкомата.

Доверенное лицо распорядителя бюджетных средств обязано предоставить в бухгалтерию распорядителя бюджетных средств авансовый отчет об использовании средств с банковской платежной карты вместе с подтверждающими документами и остатком неиспользованных наличных в соответствии с законодательством.

После получения распорядителем бюджетных средств (получателем бюджетных средств) материальных ценностей или услуг, приобретенных/полученных за наличные, в органы Казначейства предоставляются документы, подтверждающие осуществленные расходы.

В случае непредоставления распорядителем бюджетных средств (получателем бюджетных средств) в орган Казначейства в течение 3-х рабочих дней по истечении срока, на который предоставляются наличные под отчет, документов, подтверждающих получение товаров, работ или услуг, органы Казначейства приостанавливают выдачу наличных на указанные цели.

Соответствующий порядок напоминает Государственная казначейская служба в письме от 11.07.2017 г. № 16-08/676-11433.

Однако указывается, что постановлением КМУ от 23.04.2014 г. № 117 определено, в каких случаях и на какой срок распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать в соответствии с надлежащим образом оформленным решением главного распорядителя бюджетных средств предварительную оплату.

Пенсионное и социальное обеспечение

· С 1 августа 2017 года начинает работу Фонд социального страхования Украины, который создан путем объединения Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности.

Об этом сообщили ряд областных исполнительных дирекций и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности.

В частности, Львовское областное отделение Фонда приводит адреса вновь созданных отделений Фонда социального страхования Украины, которые с 01.08.2017 г. принимают заявления-расчеты для финансирования материального обеспечения.

Аналогичную информацию также разместили Волынское и Сумское отделения Фонда.

· Сумма страховых выплат застрахованному лицу и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя исчисляется путем умножения суммы дневной выплаты, размер которой устанавливается в процентах среднедневной заработной платы (дохода, денежного обеспечения) в зависимости от страхового стажа, если его наличие предусмотрено законодательством, на количество календарных дней, подлежащих оплате.

Поэтому оплате подлежат все календарные дни, определенные листком нетрудоспособности, несмотря на то что на период временной нетрудоспособности работника приходятся дни, являющиеся для него нерабочими в связи с установлением неполного рабочего времени.

На данный момент обращает внимание ФСС по ВУТ в разъяснении на своем сайте.

Частные предприниматели

· С 1 января 2017 года физические лица - предприниматели на общей системе налогообложения имеют право (по своему желанию) включать в состав хозяйственных расходов амортизационные отчисления с соответствующим ведением отдельного учета данных расходов. При этом амортизации подлежат: расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов; расходы на самостоятельное изготовление основных средств (пп. 177.4.6 НКУ).

Не подлежат амортизации следующие основные средства двойного назначения: земельные участки; объекты жилой недвижимости; легковые и грузовые автомобили.

Налоговики привели ряд определений, связанных с автомобильным транспортом в соответствии с Законом Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III, в частности: что такое автомобиль, автомобильное транспортное средство, автомобиль грузовой и легковой, транспортное средство специализированного назначения, полуприцеп.

Также фискалы обратили внимание на то, что при государственной регистрации грузовых автомобилей в регистрационных документах делают отметку об их предназначении согласно документам производителя (грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп с бортовой платформой открытого или закрытого типа, самосвал, цистерна, седельный тягач, фургон, для аварийного ремонта, автокран, пожарный, автомобиль-мешалка, вышка разведывательная или буровая на автомобиле, для транспортировки мусора и других отходов, техническая помощь, автомобиль уборочный, автомобиль-мастерская, радиологическая мастерская, автомобиль для передвижных телевизионных и звуковых станций и т.п.).

Специалисты службы в ИНК от 25.07.2017 г. № 1351/Б/99-99-13-01-02-14/ІПК подытожили, что ФЛП-общесистемщик не имеет права включать в состав расходов, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления из стоимости грузовых автомобилей, в т.ч. седельных тягачей и полуприцепов, предназначенных для перевозки грузов.

Кроме того, не включаются в состав расходов предпринимателя расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения, определенных ст. 177 НКУ.

· ИНК ГУ ГФС в Луганской области от 25.07.2017 г. № 1348/ІПК/12-32-13-10-05.

С 1 января 2017 года отсутствует обязанность субъектов хозяйствования и/или самозанятых лиц, которые начисляют (выплачивают) доход от предпринимательской деятельности, удерживать налог на доходы с физических лиц - предпринимателей, местонахождением или местом жительства которых является территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения.

Это произошло благодаря действующему с 15.04.2017 г. Закону Украины от 23.03.2017 г. № 1989-VII. Его положения применяются к налоговым периодам, начиная с 01.01.2017 г.

Следовательно, если в период с 01.01.2017 г. до 15.04.2017 г. налоговым агентом был удержан налог с доходов от осуществления предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, местонахождением или местом жительства которого является территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, данное физическое лицо - предприниматель имеет право обратиться к налоговому агенту касательно пересчета сумм начисленного (удержанного) налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем вышеизложенное неприменимо к правоотношениям, возникшим в 2016 году, в связи с отсутствием до 01.01.2017 г. в НКУ норм относительно особенностей налогообложения доходов физических лиц - предпринимателей, местонахождением или местом жительства которых является временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения.

ІІІ. Перспективное законодательство и

проекты официальных разъяснений

· Минфин и ГФС активно работают над улучшением работы системы приостановления регистрации рисковых налоговых накладных. Сейчас Минфин и ГФС работают с привлечением максимальных дополнительных ресурсов, чтобы:

• ускорить процесс рассмотрения технологических карт, которые позволят честным плательщиками избежать приостановления регистрации накладных в дальнейшем;

• ускорить работу комиссий ГФС, которые рассматривают приостановленные накладные и выносят по ним решения;

• повысить способность электронного Кабинета налогоплательщика за счет ІТ-решений и привлечения дополнительного профессионального ресурса;

• разработать профессиональные решения для улучшения алгоритмов и критериев приостановления рисковых деклараций;

• улучшить донесение инструкций относительно корректного заполнения всей документации, необходимой для обновления регистрации налоговых накладных.

Отзывы и предложения касательно работы системы от представителей бизнеса и экспертов можно направлять по адресу.

Также в Facebook есть целевая группа, где происходит обсуждение работы системы.

Данное сообщение на своем официальном веб-сайте опубликовал Минфин.

· Для приведения формы кассового чека в соответствие с нормами действующего законодательства предлагается дополнить его обязательные реквизиты кодом товарной подкатегории УКТ ВЭД, который будет указываться в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Именно с этой целью ГФС обнародовала проект приказа Минфина «О внесении Изменений в Положение о форме и содержании расчетных документов», предложения касательно которого можно направлять в течение месяца в адрес фискалов.

· В последнее время ведется активный диалог между государством, общественными организациями и бизнесом касательно упрощения процедур трансграничной торговли товарами. Создание и использование механизма «единого окна» для международной торговли признается лучшей мировой практикой, которая способствует международной торговле и одновременно повышает институциональные возможности государственных органов.

Для введения такой практики в Украине был разработан законопроект № 7010 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно внедрения механизма «единого окна» и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины».

Итак, в Таможенный кодекс предлагаются следующие изменения:

• определить термин «механизм «единого окна» и урегулировать порядок его реализации;

• использовать при осуществлении таможенных процедур информацию из государственных реестров о контролируемых товарах;

• отнести к обязанностям ГФС определять коды согласно УКТ ВЭД товаров, касательно перемещения которых через таможенную границу Украины установлены запреты или ограничения, а также вести и обнародовать на своем сайте списки таких запретов или ограничений;

• применять термины «санитарные, фитосанитарные меры» при проведении государственных видов контроля;

• установить нормы касательно осуществления выпуска товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины (в т.ч. с целью транзита), только после проведения предусмотренных для каждого товара санитарных, фитосанитарных мер.

Предусматриваются изменения в ряд законодательных актов относительно:

• получения таможнями в электронной форме разрешительных документов от уполномоченных государственных органов, которые выдают такие документы, с использованием механизма «единого окна»;

• осуществления таможнями соответствующих таможенных формальностей на основании данной информации.

Также предложено согласовать названия видов контроля с названиями «санитарные, фитосанитарные меры» согласно европейскому законодательству.

Кроме того, будет обеспечено сокращение количества контролирующих органов на границе за счет:

1) возложения на должностных лиц таможен обязанностей касательно проверки разрешительных документов, которые сегодня проверяются должностными лицами Государственной экологической инспекции;

2) возложения на должностных лиц Государственной пограничной службы обязанностей касательно проверки уровня радиоактивного загрязнения транспортных средств и грузов, ввозимых на таможенную территорию Украины, которые на сегодняшний день осуществляются должностными лицами Государственной экологической инспекции;

3) отмены санитарно-эпидемиологического контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, который на сегодняшний день фактически сведен к получению «заключения» - разрешительного документа, который выдается на основании заявления с приобщенными документами и никоим образом не свидетельствует о проведении реальной проверки конкретного товара.

· Минфин разработал проект приказа Минфина «Об утверждении Порядка заполнения и выдачи таможней сертификата по перевозке (происхождению) товара EUR.1» (далее - Проект).

Этот Проект разработан в соответствии с нормами Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, а также соглашений о свободной торговле, заключенных Украиной со странами ЕАСТ (Швейцария, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) и Черногорией с целью реализации упрощенной процедуры определения преференциального происхождения товаров из Украины и выдачи сертификатов по перевозке формы EUR.1, приближения законодательства Украины к законодательству ЕС и поддержки экспорта украинских товаров на внешние рынки.

Проектом предусматривается:

• утвердить единый порядок выдачи сертификата по перевозке экспортируемых товаров в страны ЕС и ЕАСТ, Черногории, а также в те страны, с которыми заключены договоры, предусматривающие процедуру заполнения и выдачи таможней данного сертификата;

• определить декларацию поставщика (производителя) таким документом, который подтверждает преференциальное происхождение товаров из Украины;

• сократить время на принятие решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата с трех рабочих дней до одного.

· Проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно мер по детенизации налогообложения ввоза товаров в отдельных случаях (№ 6755).

Депутаты предлагают ввести возможность пересылки гражданам товаров через международные экспресс-грузы и международные почтовые отправления без уплаты таможенных платежей на сумму до 150 евро в течение месяца, а не в течение дня.

Вместе с тем в случае принятия законопроекта возможно введение упрощенной формы декларирования товаров, которые не являются объектом налогообложения и перемещаются в международных почтовых отправлениях и международных экспресс-грузах с целью идентификации получателей товаров и проверки соблюдения предельной суммы ввоза товаров в течение месяца без уплаты таможенных платежей.

Так, таможенный контроль и таможенное оформление товаров будут осуществляться при условии представления в орган доходов и сборов лицом, определенным ч. 1 ст. 236 ТКУ, документа, в котором идентифицирован получатель товаров по каждому отправлению (для физического лица - указаны регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта, и фамилия, имя, отчество, а для юридического лица или его обособленного подразделения - наименование и налоговый номер), а также определена фактурная стоимость каждого отправления.

Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу Украины в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, осуществляются при условии представления в орган доходов и сборов лицом, определенным ч. 1 ст. 236 ТКУ, или физическим лицом - получателем международного почтового отправления заверенной подписью получателя копии документа, удостоверяющего его личность.

· Кабмин намерен изложить в новой редакции Порядок информационного обмена между органами доходов и сборов, другими государственными органами и предприятиями по принципу «единого окна» с использованием электронных средств передачи информации, утвержденный постановлением КМУ от 25.05.2016 г. № 364 (далее - Порядок).

Среди основных нововведений - с 01.02.2018 г. осуществление государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического и радиологического контроля с применением положений Порядка является обязательным в случае электронного декларирования товаров.

Кроме того, из пояснительной записки к проекту постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 25 мая 2016 г. № 364» можно сделать вывод, что предлагаемые изменения предусматривают усовершенствование механизма взаимодействия органов доходов и сборов и государственных органов, уполномоченных на осуществление санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и прочих видов государственного контроля по принципу «единого окна», в частности:

• распространение действия Порядка на операции по перемещению, подлежащие государственным видам контроля, по таможенной территории Украины, во всех таможенных режимах;

• уменьшение количества сканируемых документов путем предоставления контролирующим органам необходимых сведений, имеющихся в предыдущей таможенной декларации;

• определение контролирующими органами в электронном сообщении предприятию исчерпывающего перечня оригиналов документов, которые должны быть предъявлены/переданы при проведении осмотра;

• уменьшение времени, в течение которого контролирующими органами может быть назначен досмотр товаров, с 24 до 12 часов;

• уменьшение предельного срока принятия решения контролирующими органами касательно товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Украины, с 24 до 4 часов.

IV. К сведению

· Объекты, отнесенные к прежней III категории сложности, построенные на основании зарегистрированной в установленном порядке декларации о начале выполнения строительных работ, принимаются в эксплуатацию путем выдачи сертификата. При этом в акте готовности объекта к эксплуатации результаты экспертизы проектной документации могут не указываться, кроме случаев корректировки проектной документации.

Минрегион также изложил в письме от 29.06.2017 г. № 7/15-6916 ряд важных тезисов:

• при проведении экспертизы сметной части проектной документации и утверждении проектной документации на строительство объекта в установленном порядке до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» от 17.01.2017 г. № 1817-VIII (далее - Закон № 1817), то есть до 10.06.2017 г., проведение экспертизы проекта строительства объекта прежней III категории сложности по другим направлениям дополнительно не является обязательным, а представление отчета по результатам экспертизы проекта строительства для получения разрешения на выполнение строительных работ не требуется, кроме случаев корректировки проекта после 10.06.2017 г.;

• при проведении экспертизы в части прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений и утверждении проектной документации на строительство объекта в установленном порядке до вступления в силу Закона № 1817, то есть до 10.06.2017 г., проведение экспертизы проекта строительства объекта бывшей III категории сложности по другим направлениям дополнительно не является обязательным, а предоставление отчета по результатам экспертизы проекта строительства для получения разрешения на выполнение строительных работ не требуется, кроме случаев корректировки проекта после 10.06.2017 г.;

• в случае если проведение экспертизы проектной документации не было обязательным в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», в редакции до 10.06.2017 г., и проектная документация на строительство объекта утверждена в установленном порядке до вступления в силу Закона № 1817, то есть до 10.06.2017 г., проведение экспертизы проекта строительства объекта прежней III категории сложности не является обязательным, а представление отчета по результатам экспертизы проекта строительства для получения разрешения на выполнение строительных работ не требуется, кроме случаев корректировки проекта после 10.06.2017 г.

· Письмо ГФСУ от 31.07.2017 г. № 20172/7/99-99-12-02-03-17.

На период с 14 апреля 2014 года до 31 декабря года, в котором будет завершена АТО, с 01.01.2017 г. исключены из объектов обложения налогом на недвижимость и единым налогом расположенные на временно оккупированной территории и/или на территории населенных пунктов на линии соприкосновения следующие объекты:

• объекты жилой и нежилой недвижимости (пп. 38.6 п. 38 подраздела 10 р. ХХ НКУ);

• земельные участки (пп. 38.8 п. 38 подраздела 10 р. ХХ НКУ).

Учитывая предписания соответствующих норм, в период с 14.04.2014 г. по 01.01.2017 г. не возникала обязанность плательщиков налога на недвижимость и единого налога касательно составления и представления налоговой отчетности.

При таких обстоятельствах к указанной категории плательщиков не возникают предусмотренные ст. 120 НКУ основания касательно применения санкций за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности. В то же время принятые органами ГФС в указанном периоде решения о применении данных санкций подлежат отмене на основании распоряжения уполномоченного лица соответствующего территориального органа по месту нахождения объекта налогообложения.

С целью согласования размера денежных обязательств налогоплательщиков субъекты хозяйствования, которые до 01.01.2017 г. относились к категории плательщиков налога на недвижимость и единого налога, уточняют согласованные в период с 14.04.2014 г. по 01.01.2017 г. налоговые обязательства, руководствуясь нормами ст. 50 НКУ. Санкции для денежных обязательств указанного периода не применяются, а начисленные - подлежат отмене на основании распоряжения уполномоченного лица соответствующего территориального органа по местонахождению объекта налогообложения.

· Перечень случаев, при которых предельные сроки для представления налоговой декларации, заявлений о пересмотре решений контролирующи