Новости законодательства

Изменения в законодательстве Украины, июль 2017 г. — 1 августа 2017 г.

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Постановление КМУ от 19.07.2017 г. № 536.

Изменения в Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость (Постановление КМУ от 16.10.2014 г. № 569).

Указанными изменениями предусмотрено:

• урегулировать вопрос переноса значения регистрационной суммы (УНакл) в случае реорганизации такого налогоплательщика;

• предоставить плательщику право регистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки на сумму показателя УПеревищ, уменьшенного на сумму налоговых обязательств и увеличенную на показатель УПопРах;

• урегулировать вопрос возврата из бюджета излишне зачисленных средств на электронный счет;

• предоставить возможность уплаты в бюджет налоговых обязательств по уточняющим расчетам к налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость через электронные счета.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Приостановление регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки

· ГФСУ в письме от 20.07.2017 г. № 19075/7/99-99-12-02-01-17 сообщила о том, что законодательно урегулирован вопрос касательно неприменения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых и акцизных накладных из-за несанкционированного вмешательства в работу компьютерных сетей налогоплательщиков.

Верховной Радой Украины 13 июля 2017 года принят Закон Украины № 2143 «О внесении изменений в подраздел 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины», который сейчас находится на подписи у Президента Украины. Надеемся, что он в ближайшее время его подпишет.

В соответствии с указанным Законом, штрафные санкции за нарушение предельных сроков регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, которые были составлены в период с 01 июня 2017 года по 30 июня 2017 года, не применяются к налогоплательщику при условии регистрации таких налоговых накладных не позднее 31 июля 2017 года.

Данные налоговые накладные/расчеты корректировок считаются своевременно зарегистрированными.

Также не применяются штрафные санкции к налогоплательщику за нарушение предельных сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки в Едином реестре акцизных накладных, которые были составлены в период с 01 июня 2017 года по 30 июня 2017 года, при условии регистрации таких акцизных накладных не позднее 31 июля 2017 года.

Данные акцизные накладные/расчеты корректировок к акцизным накладным считаются своевременно зарегистрированными.

· Если по результатам автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки установленным Критериям оценки степени рисков определено, что налоговая накладная/расчет корректировки соответствует условиям, определенным п. 6 Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и Исчерпывающим перечнем документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, утвержденными приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 567, тогда регистрация такой налоговой накладной/расчета корректировки приостанавливается соответственно.

Во избежание приостановления налоговых накладных/расчетов корректировки, предоставленных на регистрацию в ЕРНН и свидетельствующих о поставках (изготовлении) товаров/услуг плательщиком на постоянной основе, такой плательщик в соответствии с п. 3 указанных Критериев имеет право предоставить информацию по форме согласно приложению к этим Критериям, которая отражает специфику хозяйственной деятельности отдельно по каждому виду экономической деятельности (далее - Таблица данных налогоплательщика).

Мониторинг будет осуществляться ГФС с учетом предоставленной Таблицы данных налогоплательщика, если данная таблица будет учтена комиссией ГФСУ, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· В случае приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки налогоплательщик имеет право подать (в течение 365 к.дн., следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в такой налоговой накладной) пояснения и копии документов.

Пояснения можно предоставить в виде Уведомления касательно предоставления документов о подтверждении реальности осуществления операций по отказанным НН/РК по форме J(F)1312601. Уведомление (J(F)1312601) формируется по каждой отдельно налоговой накладной/расчету корректировки, регистрация которой приостановлена в Реестре.

К Уведомлению по каждой налоговой накладной (!) в обязательном порядке приобщаются в виде отдельных приложений по форме J(F)1360101 в формате PDF копии всех первичных документов, указанных в Исчерпывающем перечне документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН по конкретному критерию, и бухгалтерская справка с информацией о наличии помещений (собственных, арендованных); производственных мощностей (собственных, арендованных); земельных участков (собственных, арендованных); наемного персонала (собственного, по совместительству); дохода от осуществления деятельности за предыдущий период; остатки готовой продукции (наименование); остатки сырья (наименование).

Если плательщик не сумел присоединить к Уведомлению и отправить электронно все приложения по вышеприведенному перечню, он может в день отправления Уведомления и приложений предоставить в государственную налоговую инспекцию по месту учета копии таких первичных документов и бухгалтерскую справку.

В таком случае желательно подать бумажные копии документов и в электронной форме в формате PDF (на съемном флеш-носителе).

По сообщению ГУ ГФС в Черкасской области.

· ГФС разметила на своем сайте вторую часть актуальных вопросов регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки.

Если плательщик подает карту плательщика, то блокировка НН не происходит?

Налогоплательщик при получении квитанции о регистрации НН/РК в ЕРНН вправе подать в электронном виде с помощью средств электронной связи («Единое окно/электронный кабинет плательщика) Таблицу данных налогоплательщика.

Как доказать реальность операции? Чтобы не подавать все возможные и невозможные документы - «доказательства», как правильно сформировать пакет документов, достаточный для ГФС, чтобы разблокировать НН?

Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержден приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 567. Кроме того, для соответствующих Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, определен конкретный перечень документов.

В какой очередности рассматриваются заявления бизнеса на разблокировку? Условно говоря, кто первый подал, ту заявку и рассматривают, или отдается предпочтение крупным компаниям либо производителям, или компаниям, имеющим положительную налоговую историю или налоговую нагрузку?

Плательщик имеет право подать документы и пояснения в ГФС в течение 365 к.дн. с даты возникновения налогового обязательства, отраженного в налоговой накладной/расчете корректировки. Все предоставленные налогоплательщиком пакеты документов обрабатываются ежедневно в порядке получения документов.

Производители говорят о несоответствии кодов. На входе - сырье (один код), на выходе - готовая продукция (другой код). Как быть?

Налогоплательщик при получении квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН имеет право представить на рассмотрение комиссии ГФС, принимающей решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН или отказе в такой регистрации, информацию в виде Таблицы данных налогоплательщика.

Есть ли систематизированный перечень документов для получения положительного решения комиссии ГФС, которая рассматривает заявления на разблокировку НДС?

Налогоплательщик в случае приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН подает на рассмотрение комиссии ГФС Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, утвержденный приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 567.

Блокируются ли НН, выписанные на остатки, не использованные в прошлом году? Тот же вопрос касательно услуг (транспортных, строительных).

Во избежание приостановления налоговых накладных/расчетов корректировки, предоставленных на регистрацию в ЕРНН и свидетельствующих о поставках (изготовлении) товаров/услуг плательщиком на постоянной основе, такой плательщик имеет право предоставить информацию, которая отражает специфику хозяйственной деятельности отдельно по каждому виду экономической деятельности (Таблицу данных налогоплательщика).

Мониторинг будет осуществляться ГФС с учетом предоставленной Таблицы данных налогоплательщика, если данная таблица будет учтена комиссией ГФС, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН или отказе в такой регистрации.

· Алгоритм действий плательщиков в случае блокировки НН.

Для тех, чьи Таблицы будут учтены:

• последующие налоговые не будут блокироваться;

• по тем накладным, которые заблокированы и по которым предоставлена Таблица, пояснения и копии документов, скорее всего, будет принято положительное решение о регистрации НН/РК;

• по заблокированным накладным, по которым еще не отправлены документы и пояснения, необходимо подать пояснения и дать ссылки на поданные документы;

• по тем накладным, по которым до момента рассмотрения Таблицы, принято отрицательное решение (об отказе в регистрации НН/РК), - стоит подать жалобу согласно п. 56.23 НКУ и в соответствии с требованиями Постановления КМУ от 04.07.2017 г. № 485. Жалоба подается в ГФС Украины по адресу: г. Киев, Львовская пл., 8.

Для тех, чьи Таблицы не будут учтены:

• подавайте Таблицу повторно, если нет еще решения об отказе в регистрации НН/РК;

• отправляйте админ. жалобу по п. 56.23 НКУ и постановлению КМУ от 04.07.2017 г. № 485, если принято отрицательное решение.

По админобжалованию пишите в жалобе просьбу принять участие при ее рассмотрении, хотя вопрос участия плательщиков в рассмотрении жалобы до сих пор четко не определен.

Еще раз о расчете объема поставки товаров/услуг.

Для расчета объема 500 тыс. грн. налоговые накладные/расчеты корректировки учитываются по дате составления, а не по дате регистрации. Исходя из этого, возникает вопрос: как считается налоговая нагрузка, в знаменателе которой указывается объем поставки товаров/услуг за 12 месяцев - по дате составления НН/РК или по дате их регистрации?

И еще один вопрос, который пока не получил ответ: кто подает копии документов, пояснения и Таблицу в случае блокировки расчета корректировки - покупатель или поставщик? Если это покупатель, на которого возлагается обязанность регистрировать расчет корректировку, то какие именно документы? По логике, именно покупатель должен предоставлять документы, но в таком случае он не сможет подать Таблицу, хотя это еще один вопрос без ответа.

При заполнении Таблицы данных налогоплательщика, коды УКТ ВЭД/ГКПУ приобретенных товаров/услуг и поставляемых товаров/услуг должны быть в разных строках.

НДС

· Государственная фискальная служба в письме от 20.07.2017 г. № 19075/7/99-99-12-02-01-17 уведомила: налогоплательщики имеют право перенести предельный срок представлений деклараций из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Для переноса установленного налоговым законодательством срока представления декларации на более поздний срок налогоплательщик вправе представить соответствующий письменный запрос руководителю контролирующего органа.

Основанием для такого переноса являются обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), которые освобождают плательщиков от ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Документальным подтверждением действия обстоятельств непреодолимой силы является, в частности, подтверждение Торгово-промышленной палаты Украины о наступлении обстоятельств непреодолимой силы на территории Украины, которое выдается указанным органом на соответствующее обращение налогоплательщика.

Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные им региональные торгово-промышленные палаты выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение 7-ми дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости.

При наличии обстоятельств непреодолимой силы налогоплательщик может обратиться в орган государственной налоговой службы по письменному заявлению о продлении предельных сроков представления налоговых деклараций.

Если контролирующим органом до вступления в силу Закона к налогоплательщику применены штрафные санкции за нарушение правил уплаты налогов по результатам представления налоговой отчетности за май 2017 года, то такое налоговое уведомление-решение отменяется.

В течение срока продления предельных сроков представления налоговых деклараций штрафные санкции не применяются.

Налоговики также отметили, что в случае своевременного представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2017 года налоговые обязательства, которые возникли в июне 2017 года, но не были включены в налоговую декларацию за июнь 2017 года вследствие несанкционированного вмешательства в работу компьютерных сетей, и оформлены налоговыми накладными, зарегистрированными в ЕРНН до 31 июля 2017 года (включительно), включаются в уточняющий расчет за июнь 2017 года.

В случае непредставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2017 года вследствие несанкционированного вмешательства в работу компьютерных сетей налогоплательщика и переноса установленного налоговым законодательством срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2017 года на более поздний срок (обязательно наличие заключения Торгово-промышленной палаты Украины) налоговые обязательства, возникшие в июне 2017 года и оформленные налоговыми накладными, зарегистрированными в ЕРНН до 31 июля 2017 года (включительно), включаются в налоговую декларацию за июнь 2017 года независимо от даты ее представления в контролирующий орган.

В случае своевременного представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость/акцизного налога за июнь 2017 года налоговые/акцизные накладные с датой составления - июнь 2017 года, зарегистрированные в ЕРНН/ЕРАН после 20 июля 2017 года, но до 31 июля 2017 года (включительно), должны быть включены в налоговые обязательства уточняющего расчета за июнь 2017 года.

Учитывая то что согласно Закону налоговые накладные и/или расчеты корректировки к налоговым накладным, составленные в июне 2017 года и зарегистрированные в ЕРНН по 31 июля 2017 года включительно, считаются своевременно зарегистрированными, то суммы НДС по таким налоговым накладным и/или расчетам корректировки к налоговым накладным налогоплательщики имеют право включить в налоговый кредит в составе налоговой отчетности по НДС за июнь 2017 года или любой последующий отчетный период в пределах 365 к.дн. с даты составления соответствующей налоговой накладной.

Кроме того, определено, что штрафные санкции не применяются к согласованным суммам денежных обязательств с предельным сроком уплаты 30 июня 2017 года.

· ИНК ГФС от 05.07.2017 г. № 1006/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров датой отнесения сумм НДС к налоговому кредиту является дата уплаты налога по налоговым обязательствам согласно п. 187.8 НКУ (п. 198.2 НКУ).

Основанием для формирования налогового кредита является надлежащим образом оформленная таможенная декларация.

Начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, начали ли использоваться данные товары/услуги и основные фонды в налогооблагаемых операциях в пределах осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода (п. 198.3 НКУ).

Таким образом, если импортированный товар в дальнейшем вывозится за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, то нормы п. 198.5 НКУ не применяются, поскольку считается, что данные товары использованы в налогооблагаемых операциях.

· ИНК ГФС от 07.07.2017 г. № 1051/6/99-99-15.

Денежные средства, поступающие плательщику НДС на его банковский счет как возмещение ущерба за поврежденное или уничтоженное имущество (без учета штрафных санкций и пени), расцениваются как компенсация стоимости данного имущества и, соответственно, включаются в базу налогообложения НДС.

Ведь в состав убытков, подлежащих возмещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение, включаются:

• стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства;

• дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, которая понесла убытки вследствие нарушения обязательства второй стороной;

• неполученная прибыль (упущенная выгода), на которую сторона, понесшая убытки, имела право рассчитывать в случае надлежащего выполнения обязательства другой стороной;

• материальная компенсация морального вреда в случаях, предусмотренных законом.

Объектом налогообложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке товаров/услуг. Под поставкой товаров подразумевается любая передача права на распоряжение товарами как собственник, в т.ч. продажа, обмен или дарение данного товара, а также поставка товаров по решению суда.

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются какие-либо суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

· ИНК ГФС от 11.07.2017 г. № 1110/ІПК/15-32-12-02-09.

Поставщик - плательщик НДС на дату получения аванса определил налоговые обязательства по НДС по правилу первого события, исходя из суммы предоплаты покупателем, и составил налоговые накладные. Однако в дальнейшем условия договора не были выполнены, а именно - не осуществлена поставка товара в течение срока исковой давности.

Налоговики напомнили порядок определения налогового кредита в соответствии с п. 198.3 НКУ и правило перерасчета налоговых обязательств и налогового кредита в случае изменения суммы компенсации их стоимости согласно п. 192.1 НКУ.

Статьей 257 ГКУ установлено, что общая исковая давность устанавливается продолжительностью 3 года.

Если по истечении 1095 дней происходит погашение кредиторской задолженности (отчуждение недвижимого имущества) по решению суда, плательщик-поставщик не имеет оснований откорректировать налоговые обязательства.

Кроме того, в случае предварительной оплаты товаров/услуг, которые в пределах срока исковой давности не были поставлены, факт приобретения таких товаров/услуг, как это предусматривается в п. 198.3 НКУ, отсутствует и, соответственно, отсутствует право плательщика на налоговый кредит по данным товарам/услугам.

В этой же ИНК фискалы отметили, что операция по отчуждению недвижимого имущества (нежилых помещений) по решению суда является объектом налогообложения НДС, по которой должны быть определены налоговые обязательства. Дата возникновения налоговых обязательств определяется по правилу первого события, а база налогообложения - согласно требованиям п. 188.1 НКУ.

· ИНК ГФС от 05.07.2017 г. № 969/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Операция налогоплательщика по поставке книг отечественного производства (коды 4901 и 4903 УКТ ВЭД) с дополнительным компонентом (модулем), который предназначен для воспроизведения звуков и мелодий и является неотъемлемым (встроенным) элементом книги, облагается НДС в общеустановленном порядке по основной ставке.

По данной операции составляется одна налоговая накладная, поскольку осуществляется поставка непосредственно книги вместе с дополнительным неотъемлемым (встроенным) компонентом (модулем), а не отдельно составных ее частей.

Что касается вопроса определения наименования товаров (продукции) и соответствия их кода товарной классификации в соответствии с УКТ ВЭД с целью правильного оформления документов (в т.ч. налоговых накладных) при осуществлении налогоплательщиком операции по поставке данных товаров (продукции), предлагаем обратиться в ТПП или научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

Налоговики напомнили: суммы НДС, начисленные в связи с приобретением товаров/услуг, подлежащих включению в состав налогового кредита на основании налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, независимо от того, начали использоваться данные товары/услуги в налогооблагаемых операциях в пределах осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика или нет.

Кроме того, согласно п. 198.5 НКУ налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, и составить и зарегистрировать в ЕРНН сводную налоговую накладную по правилам, определенным налоговым законодательством, в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначены для их использования или начинают использоваться в необлагаемых операциях или в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика (кроме случаев, предусмотренных п. 189.9 НКУ).

· ИНК ГФСУ от 13.07.2017 г. № 1162/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае заявления суммы НДС к бюджетному возмещению налогоплательщик имеет право учитывать остаток отрицательного значения налога до полного его погашения, независимо от истечения сроков исковой давности в случае, когда суммы НДС, с которых сформирован данный остаток, уплачены поставщикам товаров/услуг.

Определенные главой 19 ГКУ и п. 102.5 НКУ сроки не касаются порядка возмещения НДС, который установлен ст. 200 НКУ, и показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.

· ИНК ГФС от 05.07.2017 г. № 971/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Суммы НДС, начисленные (уплаченные) налогоплательщиком в связи с обеспечением работников налогоплательщика бесплатными перевозками на работу и с работы, включаются в состав налогового кредита при условии наличия соответствующего документального подтверждения (налоговые накладные/расчеты корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированные в ЕРНН, другие документы, предусмотренные п. 201.11 НКУ).

Если стоимость указанных товаров включается в состав расходов и, соответственно, в стоимость товаров/услуг, операции по поставке которых являются объектом налогообложения и связаны с получением доходов, данные товары/услуги признаются такими, которые предназначены для использования/использованы в хозяйственной деятельности, и дополнительное начисление налоговых обязательств по правилам, установленным п. 198.5 НКУ, не осуществляется.

· Если предприятие самостоятельно не осуществляет погашение имеющегося налогового долга по НДС денежными средствами, а погашение проводится за счет отрицательного значения по НДС, то сумма, которая задекларирована в строке 20.1 декларации по НДС, уменьшает регистрационную сумму согласно требованиям действующего законодательства и считается возмещенной в счет погашения налогового долга.

В соответствии с пп. 4 п. 5 раздела V Порядка № 21, на момент подачи налоговой декларации по НДС в строку 20.1 сумму отрицательного значения зачисляют из строки 20 декларации по НДС, в которой отражены расчеты с бюджетом, в уменьшение суммы налогового долга, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в т.ч. и рассроченного или отсроченного в соответствии с НКУ).

ГУ ГФС в Тернопольской области.

· ИНК ГФСУ от 13.07.2017 г. № 1165/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Порядок составления расчета корректировки и его регистрации в ЕРНН аналогичен порядку, предусмотренному для налоговых накладных, кроме случаев, предусмотренных Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

При составлении расчета корректировки с целью исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг, в расчете корректировки указываются исправленные данные.

Согласно форме приложения 2 к налоговой накладной, в графе 1 раздела Б расчета корректировки «№ з/п рядка податкової накладної, що коригується» указывается порядковый номер строки налоговой накладной, которая корректируется.

Может возникнуть ситуация, когда поставщиком плательщика неправильно заполнена графа 1 раздела Б расчета корректировки, а именно: ошибочно указаны не порядковые номера строк налоговой накладной, которые корректируются, а номера по порядку строк данного расчета корректировки.

В случае допущения ошибки в графе 1 расчета корректировки налогоплательщику - поставщику с целью исправления ошибки целесообразно составить второй расчет корректировки к той же налоговой накладной, в котором указать правильные показатели. При этом расчет корректировки к налоговой накладной, к которой уже составлялся расчет корректировки, составляется с учетом показателей предыдущего расчета корректировки.

· ИНК ГФС от 11.07.2017 г. № 1117/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Если по ошибке зарегистрировали налоговую накладную в ЕРНН, составленную на другого налогоплательщика-покупателя, можно составить к данной налоговой накладной расчет корректировки, в котором отразить со знаком «-» объемы операции, указанные в ошибочно составленной и зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной. Вместе с тем данный расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН налогоплательщиком-покупателем.

Возможность изъятия из ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к ней, в т.ч. если они ошибочно составлены и зарегистрированы налогоплательщиком, действующим законодательством не предусмотрена.

· ГУ ГФС в Днепропетровской области в ИНК от 11.07.2017 г. № 1095/ІПК/10/04-36-12-01-16.

Признак импортируемого товара не относится к обязательным реквизитам налоговой накладной. Обязательным реквизитом является именно код товара согласно УКТ ВЭД, который указывается по полному набору цифр.

Также подчеркивается, что налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года в ЕРНН налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, и не требует какого-либо другого дополнительного подтверждения.

Поскольку графа 3.2 налоговой накладной «ознака імпортованого товару» не относится к обязательным реквизитам налоговой накладной, перечень которых установлен в п. 201.1 НКУ, то допущенные ошибки при ее заполнении (или незаполнении) не будут влиять на право отражения налогового кредита по НДС покупателя товаров (при условии правильного заполнения других реквизитов, в частности, кода УКТ ВЭД, и регистрации налоговой накладной в ЕРНН).

Все графы налоговой накладной, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.

При этом графа 7 «Ціна постачання одиниці товару/послуги без урахування податку на додану вартість» налоговой накладной заполняется в гривнях с копейками, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, стоимостные показатели налоговой накладной должны содержать не более двух знаков после запятой (кроме показателя графы 7, если для него другое не предусмотрено действующим законодательством).

Также в ИНК приведены комментарии к каждому из обязательных реквизитов налоговой накладной на предмет того, какие ошибки в них допускаются и являются несущественными.

· В случае если плательщик НДС своевременно не зарегистрировал НН и/или РК к данной НН, и этот факт был выявлен в ходе проверки, к нему применяется штраф на основании абз. 1 п. 120 прим. 1.2 НКУ.

Вместе с тем налогоплательщик должен зарегистрировать соответствующие НН и/или РК к НН в течение 10 к.дн., следующих за днем получения налогоплательщиком НУР со штрафом за их несвоевременную регистрацию. Если данную обязанность не исполнить - штраф будет налагаться еще повторно, на основании абз. 2 п. 120 прим. 1.2 НКУ.

Но как быть, если с даты составления несвоевременно зарегистрированных НН и/или РК истекло 365 к.дн. (при условии, если регистрация НН и/или РК не приостанавливалась, и, соответственно, плательщик НДС не имеет права зарегистрировать их в ЕРНН?

Специалисты ГФСУ придерживаются в этом вопросе лояльной позиции: в указанном случае штраф, предусмотренный абз. 2 п. 120 прим. 1.2 НКУ, к налогоплательщику не применяется..

С таким разъяснением из раздела 101.27 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Налог на прибыль

· Если плательщик по налогу на прибыль решает не применять корректировки финрезультата до налогообложения и, соответственно, указывал в Декларации информацию о наличии данного решения, при предоставлении уточняющей Декларации за такой отчетный (налоговый) год он должен подтвердить принятое решение, поставив отметку в поле «Наявність рішення», а в поле «Прийнято рішення про незастосування коригувань фінансового результату до оподаткування на усі різниці» - номер и дату распорядительного документа предприятия, на основании которого принято такое решение.

С таким разъяснением из раздела 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· ИНК ГУ ГФС в Харьковской области от 11.07.2017 г. № 1113/ІПК/20-40-12-01-11.

Увеличение собственного капитала за счет получения бюджетных средств, поступивших как капитальные трансферты на приобретение основных средств, от учредителя (горсовета) не признается доходом согласно П(С)БУ № 15.

Если получение плательщиком НДС средств, которые выделяются из бюджета в виде капитальных трансфертов по коду бюджетной классификации «3210», не предусматривает поставки товаров/услуг или компенсации потерь, связанных с повреждением основного капитала, то объект обложения НДС при получении данных средств не возникает.

Товары/услуги, основные фонды, приобретенные за счет бюджетных средств, поступивших налогоплательщику в виде субсидий и текущих трансфертов, считаются приобретенными непосредственно плательщиком (при условии, если данные средства включены в доходы налогоплательщика), и суммы НДС, уплаченные при их приобретении, могут быть отнесены к налоговому кредиту.

· ИНК ГФС от 14.07.2017 г. № 1186/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

Если основные средства проданы после их использования в течение 12-ти календарных месяцев со дня ввода в эксплуатацию, доход определяется как разница между суммой средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи. Остаточную балансовую стоимость определяют по П(С)БУ 7.

В годовой объем дохода юрлица-единщика, предоставляющий право пребывать на упрощенной системе, включают сумму дохода от операции по продаже ОС, которая была обложена единым налогом.

· В случае обнаружения ошибок в финансовой отчетности, которая является приложением ФЗ к Декларации по налогу на прибыль предприятий, налогоплательщик должен предоставить вместе с уточняющей декларацией исправленное приложение ФЗ к такой декларации. В свою очередь, налогоплательщик должен предоставить дополнение к такой декларации, составленное в произвольной форме, с пояснением проведенных исправлений в финансовой отчетности.

Соответствующее пояснение содержится в разделе 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ как ответ на вопрос: необходимо ли предоставлять в контролирующий орган исправленную финансовую отчетность и каким образом, если обнаруженные ошибки в финансовой отчетности не повлияли на показатели налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий?

Налог на недвижимость

· ИНК ГФСУ от 07.07.2017 г. № 1057/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

Предприятие, несмотря на списание объекта нежилой недвижимости в связи с моральным и физическим износом и непригодностью для дальнейшего использования, обязано уплачивать налог на недвижимость до момента ее исключения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Это связано с тем, что органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество ежеквартально в 15-дневный срок по окончании налогового (отчетного) квартала предоставляют контролирующим органам сведения, необходимые для расчета и взимания налога юридическими лицами, по месту расположения данного объекта недвижимого имущества (пп. 266.7.4 НКУ).

Плата за землю

· В соответствии с пп. 38.7 п. 38 подраздела 10 р. ХХ НКУ, не начисляется и не уплачивается в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение АТО, плата за землю за:

• земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и находящиеся в собственности или пользовании, в т.ч. на условиях аренды;

• земельные участки (кроме земель сельскохозяйственного назначения), расположенные на территории населенных пунктов на линии соприкосновения и находящиеся в собственности или пользовании, в т.ч. на условиях аренды, физических или юридических лиц.

В связи с введением соответствующей нормы плательщик налога на прибыль имеет право подать уточненные налоговые декларации за налоговые периоды 2014-2016 годов.

Вместе с тем, поскольку норма, закрепленная в пп. 38.7 п. 38 подраздела 10 р. ХХ НКУ, введена в действие с 01.01.2017 г., штрафные санкции и пеня к плательщику налога на прибыль, осуществляющему вышеуказанные уточнения, не применяются.

НДФЛ

· Приказ Минфина от 06.06.2017 г. № 556 (вступит в силу 31.12.2017 г.).

Форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкция по ее заполнению изложены в новой редакции.

Среди ключевых нововведений выделим следующие.

Во-первых, раздел II «Доходи, які включаються до загального річного оподатковуваного доходу» Декларации дополнен строкой 10.9.1, предназначенной для отражения суммы дополнительного блага в виде прощенного (аннулированного) долга по ипотечному кредиту.

Во-вторых, раздел I «Доходи від провадження господарської діяльності» Расчета налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц и военного сбора с доходов, полученных самозанятым лицом (приложение Ф2 к Декларации), дополнен отдельной графой для отражения амортизационных отчислений (в составе стоимости документально подтвержденных расходов, связанных с хоздеятельностью), а также включить в приложение Ф2 отдельный раздел - «Інформація щодо нарахованої амортизації».

В-третьих, раздел III «Податкові зобов'язання з податку на доходи фізичних осіб/військового збору» приложения Ф2, дополнен отдельными строками для занесения сумм НДФЛ и военного сбора, самостоятельно начисленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) года по результатам последнего базового (отчетного) периода, в т.ч. в случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя в течение отчетного (налогового) года.

Большинство из уточнений и дополнений обусловлены изменениями в НКУ, которые были внесены Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII и заработали 01.01.2017 г.

· ИНК ГФС от 11.07.2017 г. № 1128/6/99-99-13-01-01-15/ІПК.

Дивиденды, которые направлены на увеличение уставного капитала предприятия, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Вместе с тем доходы, определенные ст. 163 НКУ, являются объектом обложения военным сбором (пп. 1.2 п. 16 прим. 1 подраздела 10 р. XX НКУ).

В соответствии с пп. 1.7 п. 16 прим. 1 подраздела 10 р. XX НКУ, освобождены от обложения военным сбором доходы, которые согласно р. IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц, кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.52 НКУ

Таким образом, доход в виде дивидендов, определенных в пп. 165.1.18 НКУ, облагается военным сбором на общих основаниях.

РРО

· ИНК ГФСУ от 11.07.2017 г. № 1129/6/99-99-14-05-01-15/ІПК.

Если покупатель через Интернет заказал у предприятия товар и рассчитался электронным платежным средством, то предприятие обязано выдать ему расчетный документ установленной формы (фискальный кассовый чек, напечатанный РРО).

Электронная квитанция об оплате заказанного на интернет-сайте товара, предоставляемая банком, не может считаться расчетным документом в понимании Закона о РРО.

Кассовые операции

· В случае выдачи заработной платы по расходной ведомости в строке «Видати» кассового ордера, который оформляется на общую сумму проведенных кассовых операций (выдачи наличных по расходной ведомости), указывают фамилию, имя, отчество лица, ответственного за осуществление указанной хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяют в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

С таким разъяснением из раздела 109.15 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Физические лица предприниматели

· Минфин приказом от 17.03.2017 г. № 369 внес изменения в форму налоговой декларации плательщика единого налога - физического лица предпринимателя.

Указанные изменения вступили в силу 05.05.2017 г.

Учитывая то что базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога третьей группы является календарный квартал, а для плательщиков первой и второй групп - календарный год, то обновленная форма Декларации будет использоваться:

• плательщиками единого налога третьей группы для составления отчетности за 9 месяцев 2017 года, начиная с 01.10.2017 г.;

• плательщиками первой и второй групп для составления отчетности за 2017год - с 01.01.2018 г.

Для самостоятельного исправления ошибок, допущенных в налоговой отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, обновленная форма декларации будет использоваться с 01.10.2017 г.

Валютное законодательство

· Постановление Правления НБУ от 18.07.2017 г. № 65 (действует с 20.07.2017 г.)

Изменения в Положение о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденное постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281).

Выделим следующие из них:

1) уточнен перечень документов, необходимых для приобретения резидентами инвалюты с целью выполнения обязательств по операциям, связанным с обеспечением выполнения гарантом (поручителем) обязательств за должника-резидента перед нерезидентом по внешнеэкономическому договору (среди необходимых документов больше не значится внешнеэкономический договор). Вместе с тем, в частности, уточняется: гарант (поручитель) вправе покупать иностранную валюту при условии, если Положением № 281 предусмотрена возможность покупки инвалюты по своим операциям данного должника с целью выполнения основного обязательства по соответствующему договору перед кредитором;

2) изложен в новой редакции перечень документов, необходимых для приобретения и обмена резидентами и иностранными инвесторами инвалюты по операциям с облигациями внутреннего государственного займа Украины;

3) закреплено, что клиент имеет право не подавать выписку (справку) уполномоченного банка в пакете документов, являющихся основанием для покупки иностранной валюты, при условии, если расчеты по операции по осуществлению иностранных инвестиций в Украину/размещению инвестиционного вклада/начислению процентов по договору инвестиционного счета/продаже денежных средств, которые в дальнейшем не были использованы для осуществления денежных инвестиций в Украину, осуществлялись также через этот уполномоченный банк. Такой уполномоченный банк обязан самостоятельно убедиться в наличии соответствующих расчетов (информации) по операциям клиентов, которые осуществлялись через этот банк и т.п.

Юридические вопросы

· Постановлением Киевского апелляционного административного суда от 14.06.2017 г. по делу № 826/9502/16 признан незаконным и недействительным п. 1 постановления КМУ «Об ограничении поставок отдельных товаров (работ, услуг) с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или с другой территории Украины на временно оккупированную территорию» от 16.12.2015 г. № 1035 (далее - Постановление № 1035).

Напомним

Согласно п. 1 Постановления № 1035, запрещены на период временной оккупации поставки товаров (работ, услуг) под всеми таможенными режимами с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или с другой территории Украины на временно оккупированную территорию, за исключением:

• личных вещей граждан, определенных ч. 1 ст. 370 ТКУ (кроме товаров, определенных п. 24 ч. 1 ст. 370 ТКУ), перемещаемых в ручной клади и/или сопровождаемом багаже;

• социально значимых продуктов питания, перемещаемых гражданами, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 10 000 грн и суммарный вес которых не более 50 кг на одно лицо, согласно перечню в соответствии с приложением к Постановлению № 1035 (данное положение применяется в случае, когда лицо, которое ввозит товары на временно оккупированную территорию Украины, въезжает на указанную территорию не чаще чем раз в течение одних суток).

Указанное судебное решение вступило в законную силу. Вместе с тем ГФСУ сообщает, что обязательства в части его выполнения возлагается именно на КМУ (поскольку он является ответчиком по делу).

Соответствующая информация касательно решения Киевского апелляционного административного суда официально в ГФС не поступала. Учитывая это, по мнению ГФС, исполнение Постановления № 1035 должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

С целью получения разъяснений по вопросам исполнения постановления Киевского апелляционного административного суда от 14.06.2017 г. по делу № 826/9502/16 ГФС направлен соответствующий запрос Министерству финансов Украины, а также о сложившейся ситуации уведомляется Кабинет Министров Украины.

· Процесс полного отказа от применения в хозяйственной деятельности печатей вышел на финишную прямую.

Отсутствие оттиска печати на документе не уже не будет создавать никаких юридических последствий (ч. 3 ст. 58 прим. 1 ХКУ). Отменена возможность договоренности сторон об обязательности скрепления сделки печатью (исключен абз. 3 ч. 2 ст. 207 ГКУ).

Однако для чиновников, требующих проставить печать на документах, где ее необходимость прямо не установлена законодательством, предусмотрен админштраф в размере от 50 до 100 НМДГ (850-1700 грн).

Курс законодателя на абсолютную отмену печатей - очевиден, и это безусловно произойдет. Однако, пока все действующие нормы законодательства не приведены в соответствие с данными нововведениями, мы советуем избегать такого риска и ставить печати на тех документах, где их наличие пока что прямо предусматривается законодательством, если, безусловно, у субъекта хозяйствования такая печать есть.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

• По представлению КМУ в ВРУ зарегистрирован Проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно невыполнения требований законодательства по организации и обеспечению защиты информации» (№ 6711).

Необходимость принятия законопроекта обусловлена отсутствием в КУоАП ответственности должностных лиц за невыполнение требований законодательства касательно организации и обеспечения защиты государственных информационных ресурсов и/или информации, требование относительно защиты которой установлено законом, циркулирующих на объектах информационной деятельности и в информационно-телекоммуникационных системах. Вследствие этого существует угроза нарушения целостности и доступности государственных информационных ресурсов и/или конфиденциальности, целостности и доступности информации, требование относительно защиты которой установлено законом.

Таким образом, КУоАП могут вскоре дополнить ст. 188 прим. 49, которая за невыполнение перечисленных требований будет предусматривать штраф от 50 до 100 НМДГ. В случае повторного нарушения в течение года - от 100 до 150 НМДГ (1700-2550 грн). Ответственность будут нести должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно создания условий для детенизации расчетов в сфере торговли и услуг (№ 6757)

и

Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно мер по детенизации обращения торговли и услуг унификации учета доходов и расходов физическими лицами - предпринимателями (№ 6758).

Среди предлагаемых изменений:

• введение механизма компенсации стоимости покупки потребителям (покупателям), которые обнаружат нарушения установленного порядка проведения расчетов при приобретении товаров (услуг) стоимостью более 50 НМДГ (850 грн.) и направят соответствующее заявление (жалобу) в контролирующие органы;

• введение единой формы учета доходов и расходов в виде Книги учета доходов и расходов для всех физических лиц - предпринимателей с перечнем вполне простых и понятных обязательных реквизитов такой Книги учета;

• определение обязательства хранения первичных документов, подтверждающих расходы физических лиц - предпринимателей в течение сроков давности;

• введение упрощенного учета расходов по унифицированной форме только теми субъектами упрощенной системы налогообложения 2 и 3 групп, которые не освобождены от обязанности применения регистраторов расчетных операций.