Недельный обзор за январь (№ 2, 2019)

Налог на прибыль

Письмо ГФС от 04.01.2019 г. № 357/7/99-99-15-02-01-17.

Минфин приказом от 19.10.2018 г. № 842 утвердил изменения в форму декларации по налогу на прибыль, вступившие в силу 14.12.2018.

Учитывая, что издание данного приказа обусловлено изменениями с 01.01.2018 в обложении налогом на прибыль предприятий, налоговики (за базовый отчетный (налоговый) период — 2018 год) рекомендуют подавать декларацию по обновленной форме.

На сайте ГФС обновленная версия декларации уже включена в Реестр форм электронных документов (файлы: J0100117 — для «квартальщиков», J0108104 — для «годовиков»).

 

Внешнеэкономическая деятельность

 НБУ утвердил и обнародовал все нормативно-правовые акты, являющиеся основой для новой либеральной системы валютного регулирования, предусмотренной Законом Украины «О валюте и валютных операциях».

Новая система состоит из 8 основных постановлений Правления НБУ, которые заменили предыдущую базу из 56 нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования.

В общем с 7 февраля вводятся в действие более 20 послаблений:

– вдвое увеличивается предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам – до 365 дней;

– отменяется валютный надзор за экспортно-импортными операциями до 150 тыс. грн;

– разрешается свободное использование счетов юридических лиц за границей (кроме операций по переводам средств из Украины на такие счета);

– отменяются индивидуальные лицензии на валютные операции – их заменит система e-лимитов (2 млн евро / год для юридических лиц, 50 тыс. евро / год для физических лиц);

– отменяются санкции в виде прекращения внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков расчетов;

– отменяется ограничение на досрочное погашение внешних обязательств;

– разрешается заключение валютных форвардов для хеджирования экспортно-импортных и долговых операций;

– разрешается осуществление операций по счетам юридических лиц — нерезидентов в банках Украины;

– отменяется процедура регистрации внешних заимствований;

– разрешается оnline-покупка иностранной валюты физическими лицами (в пределах лимита покупки наличной валюты – до 150 тыс. грн / день в эквиваленте);

– разрешается банкам продавать своим клиентам государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за иностранную валюту;

– разрешается заключение банками валютных свопов с резидентами и нерезидентами;

– разрешаются безлимитные инвестиции банков в ценные бумаги инвестиционного класса;

– увеличивается лимит на переводы иностранной валюты за границу без открытия счета для физических лиц – с 15 до 150 тыс. грн / год;

– увеличивается лимит на покупку банковских металлов физическими и юридическими лицами с 3,21 тройской унции в неделю (100 г) до эквивалента 150 тыс. грн / день (без ограничений для юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием банковских металлов);

– разрешается юридическим лицам ввоз-вывоз банковских металлов, если это предусмотрено их уставом;

– разрешается резидентам внесение платежей в иностранной валюте при страховании жизни;

– разрешается осуществлять инвестиции и кредитовать резидентов со счета ЛОРО в гривнях банка-нерезидента;

– банкам-нерезидентам разрешается покупать валюту на всю сумму остатка в гривнях на счету ЛОРО;

– разрешается покупать и накапливать иностранную валюту на счете для выплат по внешним заимствованиям;

– отменяется двойной контроль за операциями по экспорту продукции – валютный надзор будет осуществлять только тот банк, который получил информацию о соответствующей таможенной декларации;

– разрешается осуществление инвестиций в Украину не только в валютах первой, но и второй группы классификатора валют;

– унифицированы перемещения валютных ценностей через границу.

В рамках новой системы валютного регулирования НБУ также осуществляет переход от системы тотального валютного контроля за каждой операцией до валютного надзора, построенного по принципу «больше рисков – больше внимания, меньше рисков – меньше внимания».

Банки смогут ослабить надзор за большинством операций бизнеса без признаков сомнительных операций (несовпадение объемов операций с объемами обычной деловой активности, несоответствие сути операции содержанию деятельности клиента, использование в расчетах компаний-оболочек и т. д.). Также отменяется требование о составлении банками обязательного письменного заключения о результатах анализа клиентской операции.

Вместе с выведением из-под надзора мелких операций на суммы до 150 тыс. грн внедрение такого риск-ориентированного надзора уменьшит временные и административные расходы бизнеса, а также облегчит нагрузку на блок финансового мониторинга в банках.

Среди главных приоритетов НБУ – снятие ряда ограничений, которые создают больше всего дополнительных трудностей для осуществления внешнеэкономической деятельности и сдерживают новые иностранные инвестиции в Украину. В том числе и в первую очередь:

– постепенное снижение и отмена требований обязательной продажи валютной выручки;

– отмена требования о предварительном резервировании средств для покупки иностранной валюты (покупка на условиях Т+1);

– снижение и/или отмена лимита на репатриацию дивидендов;

– отмена предельных сроков расчетов по операциям резидентов по экспорту и импорту товаров, но не ранее принятия законопроекта о противодействии BEPS;

– отмена запрета на покупку иностранной валюты за кредитные средства;

– отмена дополнительного надзора за взаимозачетом валютных обязательств;

– повышение и отмена лимита на покупку физлицами наличной иностранной валюты в пределах 150 тыс. грн / день.

Другие послабления на валютном рынке коснутся проведения отдельных операций, прежде всего с ценными бумагами и деривативами, инвестиций за границу, а также расширения функционала финансовых учреждений. Это, в частности:

– постепенная отмена всех ограничений на проведение форвардных операций;

– отмена ограничений по репатриации средств от продажи облигаций и нелистинговых ценных бумаг;

– отмена требования о покупке валюты юридическими лицами только под обязательства;

– снятие всех ограничений по расчетам в валюте по купле-продаже облигаций внутреннего государственного займа;

– отмена всех ограничений на проведение валютных свопов;

– повышение и дальнейшая отмена лимита на инвестиции юридических лиц за границу (с 7 февраля – 2 млн евро / год), но не ранее принятия законопроекта о противодействии BEPS;

– повышение и дальнейшая отмена лимита на платежи физических лиц за границу (с 7 февраля – 50 тыс. евро / год), но не ранее принятия законопроекта о противодействии BEPS;

– отмена запрета на кредитование нерезидентов в гривне (не ранее принятия законопроекта о противодействии BEPS);

– открытие доступа небанковских финансовых учреждений на валютный межбанковский рынок (не ранее принятия законопроекта о «сплите»);

– разрешение на продажу валюты в режиме онлайн небанковскими финансовыми учреждениями (не ранее принятия законопроекта о «сплите»).

 

Правление НБУ Постановлением от 02.01.2019 г. № 2 утвердило Положение об осуществлении операций с валютными ценностями (далее — Положение).

Вновь утвержденное Положение устанавливает:

– порядок осуществления валютных операций по покупке, продаже, обмену безналичной иностранной валюты / банковских металлов без физической поставки и оформления и подачи субъектами валютных операций в банк заявлений о покупке или продаже иностранной валюты либо банковских металлов, их выполнения;

– порядок и особенности проведения операций по торговле банковскими металлами с физической поставкой и валютно-обменных операций;

– порядок проведения расчетов по валютным операциям;

– порядок проведения операций по переводу иностранной валюты;

– порядок проведения расчетов по валютным операциям с использованием наличной иностранной валюты.

В частности, п. п. 27 — 30, 32 Положения установлено, что все расчеты на территории Украины проводятся исключительно в гривнях, кроме расчетов по:

1) операциям, указанным в ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII (далее — Закон № 2473);

2) операциям, которые осуществляются международными финансовыми организациями или в их пользу, если Украина является членом такой международной финансовой организации;

3) операциям в случаях, предусмотренных международным договором Украины.

Расчеты по операциям, определенным пп. 1 — 3 п. 27 настоящего Положения, могут проводиться в иностранной валюте, в гривнях, а также в банковских металлах.

В расчетах между резидентами и нерезидентами по текущим торговым операциям и операциям, связанным с движением капитала (кроме операций по осуществлению иностранных инвестиций и возврату иностранному инвестору прибыли, доходов (включая дивиденды) и других средств, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций), используются как средство платежа иностранная валюта и гривня.

Расчеты по операциям по осуществлению иностранных инвестиций и возврату иностранным инвесторам прибыли, доходов (включая дивиденды) и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций, проводятся в гривнях и/или иностранной валюте 1 и/или 2 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов.

Нерезиденты могут проводить расчеты в иностранной валюте и/или гривнях по сделкам с другими нерезидентами с использованием собственных счетов, открытых в Украине, а также осуществлять переводы между собственными счетами.

Запрещается на территории Украины:

1) осуществлять расчеты по валютным операциям с использованием наличной иностранной валюты и банковских металлов в качестве платежного средства (за исключением случаев уплаты процентов по вкладам (депозитам) или кредитам (займам) в иностранной валюте или банковских металлах);

2) использовать в качестве залога наличную иностранную валюту и банковские металлы (за исключением операций по залогу имущественных прав на денежные средства в иностранной валюте и/или банковских металлах, находящихся на счетах в банках).

Положение вступает в силу с 07.02.2019.

 

Налог на доходы физических лиц

Наиболее обсуждаемой темой в части обложения НДФЛ с 01.01.2019 является фискальный подход налоговиков к налогообложению подарков, который они сформировали еще в 2018 году.

Чтобы исправить проблему, Законом № 2628-VIII с 01.01.2019 норма подпункта 165.1.39 НКУ изложена в новой редакции:

«…стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований) – в части, не превышающей 25 процентов одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме».

Как сообщило ГУ ГФС в Черкасской области, с 1 января 2019 года действует новый порядок налогообложения стоимости подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований). Теперь не будет облагаться налогом стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований) – в части, не превышающей 25 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года.

То есть с 2019 года не будут облагаться налогом подарки (а также призы победителям и призерам спортивных соревнований) стоимостью не более 1043,25 грн в месяц (4173 грн х 25 %), а с разницы между суммой подарка и его необлагаемой стоимостью (в 2019 году – 1043,25 грн в месяц) будет взиматься НДФЛ по ставке 18 % и военный сбор 1,5%. Указанная норма о неналогообложении части стоимости подарка не распространяется на подарки и призы в виде денежных выплат в любой сумме.

Однако, похоже, у ГФС снова «особая позиция» на этот счет, и внесенные с 2019 года изменения не решают полностью проблему налогообложения стоимости подарков.

Иначе как объяснить ответ налоговиков на вопрос: как облагается НДФЛ стоимость подарков, полученных ФЛ от ЮЛ (см. разъяснение из категории 103.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР» (zir.sfs.gov.ua)).

ГФС утверждает, что не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога стоимость подарков, предоставленных такому плательщику юридическим лицом, которая в расчете на месяц не превышает 25% одной минимальной заработной платы, установленной на 01 января отчетного налогового года.

Если стоимость подарков превышает указанный размер, то вся их стоимость облагается НДФЛ на общих основаниях, предусмотренных разд. IV Налогового кодекса Украины для налогообложения дополнительного блага.

При этом налоговики отсылают к п. 174.6 НКУ, согласно которому доходы в виде подарка, начисленные (выплаченные, предоставленные) плательщику налога юридическим лицом или физическим лицом – предпринимателем, облагаются на общих основаниях, предусмотренных разд. IV НКУ для налогообложения дополнительного блага.

Но в пп. 164.2.17 НКУ в налогооблагаемый доход включают доход, полученный плательщиком налога как дополнительное благо, но кроме случаев, предусмотренных ст. 165 НКУ.

 

Отчетность

Если предельный срок представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Например, последним днем представления декларации по акцизному налогу за декабрь 2018 года, и не только этой, будет 21 января 2019 года.

Однако срок уплаты налогов и сборов в таком случае не переносится. То есть налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока представления налоговой декларации. При этом плательщик не должен учитывать перенос сроков представления отчетности в связи с выходными или праздничными днями.

Соответствующая норма предусмотрена статьями 49, 57 НКУ.

По данным ГФС.

 

Наличные расчеты

Приказом ГФС от 04.01.2019 г. № 8 утвержден обновленный Госреестр РРО. Он насчитывает 171 моделей.

Также ГФС утвердила Перечень РРО, исключенных из Государственного реестра в 2016 — 2018 годах, эксплуатация которых сейчас не разрешается.

 

Пенсионное и социальное обеспечение

Предприятия, ФЛП, а также общественные организации лиц с инвалидностью, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, регистрируются в отделениях Фонда соцзащиты инвалидов по своему местонахождению и ежегодно подают указанным отделением отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — отчет), в соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине».

Порядок представления предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимателями, использующими наемный труд, отчетов и информации, необходимой для организации трудоустройства лиц с инвалидностью, утвержден постановлением Кабмина от 31.01.07 № 70 «О реализации ст. 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине».

Согласно вышеупомянутому Порядку работодатели ежегодно (до 1 марта) подают отчет (отправляют заказным письмом) отделением Фонда, в которых они зарегистрированы, по форме № 10-III (годовая).

Отчеты подаются только в бумажном виде непосредственно в территориальные отделения Фонда соцзащиты инвалидов или отправляются заказным письмом.

По сообщению Фонда социальной защиты инвалидов.

 

Труд и заработная плата

По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в декабре 2018 года, по сравнению с ноябрем 2018 года, составляет 100,8%.

 

Письмо Минсоцполитики от 09.11.2018 г. № 21841/0/2-18/28.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (территориальными) соглашениями (ст. 15 Закона об оплате труда).

Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (территориальным) соглашениями и коллективными договорами, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ).

Генеральным соглашением о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2016 – 2017 годы (далее – Генеральное соглашение) за работу в ночное время – с 22 до 6 часов – установлена доплата в размере 35 % часовой тарифной ставки (оклада и должностного оклада) за каждый час работы в это время.

Вместе с тем в Генеральном соглашении определены, в частности, минимальные социальные гарантии оплаты труда и минимальные размеры доплат и надбавок.

При наличии финансовых возможностей коллективным договором предприятия могут быть установлены более высокие размеры доплат, нежели определены Генеральным и соответствующими отраслевыми соглашениями.

То есть положения определенного отраслевого соглашения распространяются на те предприятия, уполномоченные лица которых как от стороны работодателей, так и наемных работников (профсоюзов) участвовали в подписании соглашения или впоследствии присоединились к нему.

Для предприятий, которые при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и стороны профсоюза, при заключении коллективного договора обязательными являются нормы, социальные гарантии, льготы, компенсации, установленные законодательными и нормативно-правовыми актами на государственном уровне.

 

Письмо Гоструда от 09.11.2018 г. № 8914/1/4.1-ДП-18

Что касается ответственности специалисты Гоструда отметили следующее:

– доплата в размере 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время является минимальной государственной гарантией в оплате труда. Непроведение оплаты в повышенном на 20% размере является нарушением минимальных государственных гарантий в оплате труда, за которое предусмотрена финансовая ответственность юридического лица (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ — 10 минимальных заработных плат за каждого работника, в отношении которого допущено нарушение) и административная ответственность должностных лиц работодателя (части первая (510 – 1700 грн) и вторая (1700 – 5100 грн) статьи 41 КоАП). Оплата за работу в вечернее время законодательством по труду не предусмотрена, соответственно она не относится к минимальным государственным гарантиям;

– на лиц, представляющих работодателя или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы и по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, соглашению, налагается штраф до ста необлагаемых минимумов доходов граждан. Кроме того, они несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности (ст. 18 Закона о коллективных договорах и соглашениях);

– нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы либо представителями трудовых коллективов влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (850 – 1700 грн) (ст. 41 2 КпАП).

 

Лицензирование

Все СХ, производящие, хранящие, осуществляющие оптовую и розничную торговлю горючим, с 01.07.2019 обязаны приобретать лицензию.

Это связано с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 г. № 2628-VIII.

Субъекты хозяйствования получают лицензии на право оптовой торговли горючим и хранения горючего на каждое место оптовой торговли горючим или каждое место хранения горючего соответственно, а при отсутствии мест оптовой торговли горючим — одну лицензию на право оптовой торговли горючим по местонахождению субъекта хозяйствования.

Срок действия такой лицензии — 5 лет. Годовая плата за лицензии на горючее будет составлять 780 грн.

Для получения лицензии на право оптовой или розничной торговли горючим либо на право хранения горючего вместе с заявлением дополнительно подаются заверенные заявителем копии:

– документов, подтверждающих право собственности, или право пользования земельным участком, или иное предусмотренное законодательством право землепользования на земельный участок, на котором расположен объект оптовой либо розничной торговли горючим или хранения горючего, действующих на дату подачи заявления и/или на дату введения такого объекта в эксплуатацию, целевое назначение которой соответствует заявленной деятельности;

– акта ввода в эксплуатацию объекта, или акта готовности объекта к эксплуатации, или сертификата о принятии в эксплуатацию завершенных строительством объектов, или других документов, подтверждающих принятие объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством, в отношении всех объектов в месте оптовой или розничной торговли горючим либо хранения горючего, необходимых для оптовой или розничной торговли горючим либо хранения горючего;

– разрешения на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Копии таких документов не представляются в случае их наличия в открытых государственных реестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров указаны в заявлении на выдачу лицензии на право оптовой или розничной торговли горючим либо на хранение горючего.

Ответственность за достоверность данных в документах, представленных вместе с заявлением, несет заявитель.

Если указанные документы выданы (оформлены) другому лицу, нежели заявитель, такой заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его право на использование соответствующего объекта.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую торговлю горючим, при отсутствии мест оптовой торговли горючим копии таких документов не подают.

 

Контроль и ответственность

В ГРС обобщили вопросы предпринимателей о проверках.

Может ли предприниматель не допустить на проверку контроллера?

Какими могут быть последствия этого?

Как проходят лицензионные проверки?

Вопрос проведения мероприятий государственного надзора (контроля) урегулирован Законом Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон).

Проверка — одна из форм осуществления государственного надзора (контроля). Согласно ст. 1 Закона мерами государственного надзора (контроля) являются плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и других формах, определенных законом.

Распорядительные документы относительно устранения нарушений требований законодательства могут быть обжалованы в соответствующий центральный орган исполнительной власти или суда в установленном законом порядке.

Несоблюдение требований Закона в части осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности может быть обжаловано в ГРС.

В ГРС можно обжаловать исключительно случаи нарушения должностными лицами органов государственного надзора (контроля) процедуры и сроков осуществления контроля.

Оценка содержания акта или распорядительного документа органа государственного надзора об устранении нарушений законодательства не может быть предметом обжалования в ГРС.

Обращаем внимание, что порядок обжалования распорядительных документов органов ГФС регулируется НКУ.

Задать вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine
всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy