Изменения в законодательстве Украины, июнь 2017 г. — 19 июня 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· С 9 июня 2017 года (дня официального опубликованиявступает в силу новая форма декларации по налогу на прибыль, утвержденная приказом Минфина «О внесении изменений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий» от 28.04.2017 г. № 467.

В утвержденной форме декларации учтены те же изменения, что и предусматривались соответствующим проектом.

Если руководствоваться нормами, определенными п. 46.6 НКУ, то обновленная форма декларации впервые должна подаваться за период, следующий за периодом ее обнародования. Поскольку новая форма декларации опубликована в «Офіційному віснику України» за 09.06.2017 г. № 45, то в соответствии с НКУ впервые ее следует подавать:

• если плательщик налога на прибыль отчитывается поквартально — по итогам трех кварталов 2017 года;

• если плательщик налога на прибыль отчитывается раз в год — по итогам 2018 года.

Впрочем, не исключаем, что налоговики будут настаивать на подаче отчетности по обновленной форме декларации уже за текущие отчетные периоды. То есть плательщикам с годовым отчетным периодом налоговики могут посоветовать подавать декларацию по новой форме уже за 2017 год, а тем, кто отчитывается поквартально, — уже за полугодие 2017 года. И это значительно облегчило судьбу налогоплательщиков, ведь нынешняя форма декларации не учитывает нововведений в Налоговый кодекс, которые заработали с 01.01.2017 г.

Напомним: по результатам I квартала 2017 года налоговики рекомендовали: данные, для которых не отведено место в действующей форме декларации, отразить в строках 01 и 02 Приложения РІ к такой декларации за I квартал 2017 года с предоставлением соответствующих объяснений в соответствии с п. 46.4 НКУ.

· В газете «Голос Украины» за 03.06.2017 г. № 100 опубликован Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах» от 23.03.2017 г. № 1983-VІІІ (далее — Закон № 1983).

Среди прочего Законом № 1983 предусматриваются:

1) дополнение Гражданского кодекса Украины новыми статьями касательно внедрения механизма счета условного хранения (эскроу) (который, в частности, предоставит возможность усовершенствования осуществления расчетов за приобретенные акции);

2) введение понятий:

 доминирующий контрольный пакет акций — пакет в размере 95 и более процентов простых акций акционерного общества;

 значительный контрольный пакет акций — пакет в размере 75 и более процентов простых акций публичного акционерного общества;

3) введение обязательной продажи простых акций акционерами по требованию лица (лиц, действующих совместно), которое является владельцем доминирующего контрольного пакета акций, а также обязательного приобретения лицом (лицами, действующими совместно), которое является владельцем доминирующего контрольного пакета акций акционерного общества, акций по требованию акционеров;

4) наделение Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку правом осуществлять контроль за выполнением участниками рынка требований, установленных Законом Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI,относительно:

 приобретения акций общества по результатам приобретения контрольного пакета акций и значительного контрольного пакета акций;

 обязательной продажи акций акционерами по требованию лица (лиц, действующих совместно) — владельца доминирующего контрольного пакета акций;

 обязательного приобретения акций лицом (лицами, действующими совместно) — владельцем доминирующего контрольного пакета акций по требованию акционеров и т.п.

Вместе с тем Законом № 1983 внесены ряд других изменений в разные законодательные акты Украины с целью комплексного урегулирования механизмов приобретения акций общества по результату приобретенного контрольного, значительного или доминирующего пакета акций.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 25.05.2017 г. № 368/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Поскольку ГКПУ согласован с Классификацией видов экономической деятельности ДК 009:2010 (далее — КВЭД-2010), то классы услуг в ГКПУ соответствуют видам деятельности в классах КВЭД-2010. То есть согласно ГКПУ продукция/услуга — это результат отдельного вида экономической деятельности, определенного в КВЭД-2010. Таким образом, код продукции согласно ГКПУ должен соответствовать коду КВЭД для соответствующего вида деятельности.

Впрочем, в налоговой накладной плательщик НДС должен указать код ГКПУ, независимо от того, внесен ли соответствующий код деятельности в ЕГРПОУ. Данный вывод сделала ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 25.05.2017 г. № 368/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Объясняют контролеры это так:

КВЭД — это статистический инструмент для упорядочения экономической информации. В то же время Классификация является механизмом общего языка, который используется во многих других, нестатистических сферах (социальном и налоговом регулировании, лицензировании, системе тарифов и т.п.), однако не всегда адаптирована к этому в полной мере. Итак, Классификация не всегда соответствует всем потребностям пользователей за пределами статистической системы, в связи с чем могут возникнуть противоречия относительно юридического использования кода КВЭД. Код вида деятельности не обязательно достаточный критерий для выполнения условий, предусмотренных нормативными актами. В применении нормативных актов или контрактов код вида деятельности — это предположение, а не доказательство (абз. 8 п. 1 КВЭД-2010).

· Регистрация плательщиком НДС действует до даты аннулирования такой регистрации, которая проводится путем исключения из реестра налогоплательщиков и происходит в случае, если лицо, зарегистрированное как налогоплательщик, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с законодательством при условии уплаты суммы налоговых обязательств по налогу в случаях, определенных НКУ (пп. «б» п. 184.1 НКУ).

Следовательно, на дату получения предоплаты лицо, которое реорганизуется, было плательщиком НДС и должно было определить налоговые обязательства по НДС.

Итак, если до проведенной реорганизации лицом, регистрация плательщиком НДС которого аннулирована, были начислены налоговые обязательства по НДС при получении предоплаты, то оснований для начисления налоговых обязательств в случае поставки товаров/услуг лицом, образовавшимся в результате реорганизации, нет.

С таким разъяснением из раздела 101.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 01.06.2017 г. № 430/6/99-99-12-02-01-15/ІПК

Действующее налоговое законодательство связывает возникновение права плательщика на налоговый кредит с датой осуществления «первого события», которым может выступать и факт перечисления аванса контрагенту за будущую поставку.

Плательщик НДС имеет право на включение суммы налога в расчет бюджетного возмещения при условии фактической уплаты НДС получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины.

Таким образом, в основу расчета суммы бюджетного возмещения заложен единый принцип: проведение денежных расчетов с поставщиками за приобретенные товары/услуги, а если поставщик — нерезидент, то с бюджетом (в части НДС).

Вместе с тем также необходимо учитывать последовательность выполнения (завершения) хозяйственных операций, перечисление средств поставщику и адекватное выполнение им соответствующих поставок по факту, поскольку на практике устанавливались случаи отсутствия (несвоевременности) поставок от контрагентов.

Это влияет на формирование сумм бюджетного возмещения как разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом в соответствующем отчетном (налоговом) периоде и требует дополнительного исследования достоверности и полноты осуществленных поставок в счет предварительной оплаты.

С целью определения и единой государственной позиции относительно получения бюджетного возмещения по оплаченным авансам поставщикам в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины ГФС направила в Минфин соответствующий запрос.

После получения ответа соответствующее разъяснение будет доведено до сведения налогоплательщиков.

· Ииндивидуальная налоговая консультация ГФС от 02.06.2017 г. № 453/ІПК/28-10-01-03-11.

Налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс) (п. 201.7 НКУ и п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307).

В свою очередь, налоговая накладная должна содержать общие данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг, указанных в первичных документах и в части, оплаченной контрагентом-покупателем.

Так, при получении предоплаты в графе 2 налоговой накладной «Номенклатура товарів/послуг продавця» указываются данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг, а именно — должен быть отражен перечень товаров согласно заключенному договору, который после фактической поставки товара необходимо откорректировать.

В графу 6 вносятся данные относительно количества (объема) поставки товаров/услуг.

При составлении налоговой накладной на полную поставку услуги или на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс) в полном объеме, в графе 6 налоговой накладной указывается «1».

В случае составления налоговой накладной на частичную поставку услуги или на сумму предварительной оплаты части стоимости услуги в графе 6 указывается соответствующая доля предоставленной (оплаченной) услуги в виде десятичной дроби. Например, при поставке части услуги, которая соответствует половине объема, указанного в договоре, или при условии получения суммы предоплаты в размере половины договорной стоимости услуги в графе 6 указывается число «0,5».

· Приложение 1 к налоговой накладной при поставке налогоплательщиком отдельных узлов сложного оборудования, имеющего единую цену, заполняется следующим образом:

• в графу 2 записываются наименования отдельных поставленных узлов сложного оборудования;

• в графе 3.1 — код таких товаров согласно УКТ ВЭД

• в графе 3.2 проставляется отметка «Х» для товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины;

• при предоставлении услуги в графе 3.3 указывается ее код согласно ГКПУ;

• в графе 9 — единица измерения «шт.»;

• в графе 10 — количество каждого наименования отдельных узлов сложного оборудования;

• в графах 11-12 отражаются аналогичные данные относительно не отгруженных частей отдельных узлов сложного оборудования. При окончательной поставке частей данного оборудования графы 11-12 не заполняются;

• в графах 4-8 указываются данные касательно полной поставки оборудования.

При получении предоплаты за товары/услуги, доля которых не имеет отдельной стоимости, Приложение 1 к налоговой накладной не заполняется, а выписывается только налоговая накладная на часть полученной предоплаты, которая и учитывается в налоговых обязательствах.

Например: при получении предоплаты за указанное оборудование налогоплательщиком заполняется налоговая накладная, в графе 6 которой указывается количество оборудования, пропорциональное сумме полученной предоплаты (дробное число). Такое количество рассчитывается как отношение суммы полученной предоплаты к общей стоимости оборудования.

В случае если после получения предоплаты за товары/услуги, доля которых не имеет отдельной стоимости, происходит частичная поставка таких товаров, налоговая накладная выписывается на разницу между полной стоимостью товаров/услуг и полученной предоплатой, а приложение 1 заполняется на основании перечня (номенклатуры) частично поставленных товаров/услуг.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· В связи с отменой специального режима обложения НДС начиная с 01.01.2017 г. все сельхозпроизводители, которые были зарегистрированы как субъекты специального режима налогообложения, переведены на общую систему обложения НДС.

Вместе с тем сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на бюджетную дотацию для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции после их внесения контролирующим органом в Реестр получателей бюджетной дотации.

Фискалы подчеркнули: субъект хозяйствования, который не уплачивает налоги и сборы в связи с получением налоговых льгот, ведет учет сумм таких льгот и составляет Отчет о суммах налоговых льгот (п. 2 Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденного постановлением Кабмина от 27.12.2010 г. № 1233).

Поскольку сельхозпроизводители, включенные в Реестр получателей бюджетной дотации, уплачивают НДС на общих основаниях, то подавать Отчет о суммах налоговых льгот по результатам получения бюджетной дотации им не нужно.

С данным разъяснением из раздела 101.26 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Налог на прибыль

· Если представительство нерезидента осуществляет хозяйственную деятельность в Украине (независимо от того, является ли такая деятельность тождественной основному виду деятельности нерезидента) и подпадает под определение «постоянное представительство», приведенное в пп. 14.1.193 НКУ, то оно должно регистрироваться плательщиком налога на прибыль и уплачивать налог на прибыль. Если же постоянное представительство начало свою хозяйственную деятельность до регистрации в контролирующем органе, то в соответствии с требованиями п. 133.3 НКУ оно считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения (пп. 141.4.7 НКУ).

Поскольку постоянные представительства с целью налогообложения приравниваются к налогоплательщикам и суммы их доходов облагаются налогом в общем порядке, то суммы средств, полученные от нерезидента на содержание данного представительства или предназначенные для перечисления им в пользу резидента за предоставленные услуги (выполненные работы) для нерезидента, учитываются при исчислении объекта налогообложения в общем порядке.

Постоянное представительство как плательщик налога на прибыль предоставляет в контролирующий орган, в котором состоит на учете:

• или декларацию по налогу на прибыль, если суммы доходов нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. Вместе с тем такое постоянное представительство приравнивается в целях налогообложения к налогоплательщику, который осуществляет свою деятельность независимо от данного нерезидента;

• или Расчет 1, если нерезидент осуществляет свою деятельность в Украине и за ее пределами и при этом не определяет прибыль от своей деятельности, которая осуществляется им через постоянное представительство в Украине, согласно р. II Порядка расчета налога на прибыль нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденного приказом Минфина Украины от 13.06.2016 г. № 544 (далее — Порядок № 544);

• или Расчет 2 в случае невозможности определить путем прямого подсчета прибыль, полученную нерезидентами с источником ее происхождения из Украины, в соответствии с р. III Порядка № 544.

Постоянное представительство, которое определяет прибыль как разницу между доходом и расходами путем применения к сумме полученного дохода коэффициента 0,7, составляет и предоставляет в контролирующие органы Расчет 2. Согласно п. 2 р. III Порядка № 544, в строке 01 Расчета 2 указывается сумма доходов постоянного представительства без учета доходов нерезидента.

Кроме того, постоянное представительство вместе с налоговой отчетностью по налогу на прибыль предоставляет соответствующую финансовую отчетность, предусмотренную п. 46.2 НКУ.

Данное разъяснение предоставила ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 31.05.2017 г. № 421/О/99-99-15-02-02-14/ІПК.

· Налоговыми (отчетными) периодами для налога на прибыль предприятий, кроме случаев, предусмотренных п. 137.5 НКУ, являются календарные:

• квартал;

• полугодие;

• три квартала;

• год.

Вместе с тем налоговая декларация рассчитывается нарастающим итогом. Налоговый (отчетный) период начинается с первого календарного дня налогового (отчетного) периода и заканчивается последним календарным днем налогового (отчетного) периода, кроме производителей сельхозпродукции, определенной ст. 209 НКУ, которые могут выбрать годовой налоговый (отчетный) период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года (пп. 137.4.1 НКУ).

Учитывая то что согласно пп. 4 п. 2 р. ХІХ НКУ с 01.01.2017 р. ст. 209 НКУ, которая регламентировала действие специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, утратила силу, остается открытым вопрос относительно порядка применения с 01.01.2017 г. производителями сельхозпродукции «особого» годового налогового (отчетного) периода. Как подчеркивает ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 31.05.2017 г. № 422/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ответ на данный вопрос будет предоставлен после согласования с Минфином Украины.

Трансфертное ценообразование

· Приказ Минфина от 28.04.2017 г. № 470 об утверждении изменений в Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и Порядок опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования. (вступает в силу со дня опубликования, ориентировочно — 16 июня 2017 года)

Документ, в частности, предусматривает новую редакцию раздела II «Первичный анализ информации об осуществленных контролируемых операциях» Порядка проведения мониторинга контролируемых операций.

Так, первичный анализ информации об осуществленных контролируемых операциях проводится контролирующим органом путем сопоставления показателей налоговой, финансовой отчетности налогоплательщика, данных таможенных деклараций, а также сравнения уровня цен и условий, применяемых налогоплательщиками в контролируемой операции, с уровнем цен и условий в неконтролируемой(ых) операции(ях) с целью установления соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу «вытянутой руки» и/или выявления фактов занижения налогоплательщиком налоговых обязательств.

Первичный анализ осуществляется независимо от факта предоставления налогоплательщиком Отчета о контролируемых операциях за соответствующий отчетный период.

В случае выявления при первичном анализе факта применения налогоплательщиком при осуществлении контролируемых операций условий, не соответствующих принципу «вытянутой руки», налогоплательщик вправе самостоятельно провести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств в соответствии с пп. 39.5.4.1 НКУ.

Результаты первичного анализа учитываются контролирующим органом при принятии решения о направлении налогоплательщику запроса о предоставлении документации согласно пп. 39.4.4 НКУ.

· Приложение к Отчету о ТЦО «Информация о связанных лицах» изложено в новой редакции. Также изложены в новой редакции п.п. 1-3 раздела I «Общие положения» Порядка составления Отчета о контролируемых операциях, что связано с изменением срока предоставления Отчета о контролируемых операциях и увеличением стоимостных критериев для признания операций контролируемыми.

Кроме того, информация в Порядке изложена более подробно, а также уточнены графы в приложении 1 к Порядку «Код основания отнесения хозяйственных операций к контролируемым».

Соответствующие изменения предусмотрены приказом Минфина от 28.04.2017 г. № 488. Документ готовится к опубликованию 16 июня 2017 года в «Офіційному віснику України».

НДФЛ

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 01.06.2017 г. № 442/А/99-99-13-02-03-14/ІПК.

Доход, полученный физлицом-резидентом от иностранных компаний — нерезидентов в виде подаренных акций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, пересчитывается в гривны по валютному курсу НБУ, действующему на момент получения, и включается таким лицом в общий годовой налогооблагаемый доход, который является базой для начисленияНДФЛ и военного сбора (п.п. 164.1 и 164.4, пп. 170.11.1 НКУ).

Следовательно, физлицо-резидент обязано подать налоговую декларацию и самостоятельно уплатить НДФЛ по ставке 18% и военный сбор — 1,5%.

· В случае возврата денежных средств из госбюджета в рамках компенсации среднего заработка работника, призванного на военную службу во время мобилизации, на особый период, работодатель осуществляет перерасчет на возврат налога и указывает результаты пересчета в налоговом расчете по форме № 1ДФ в периоде, в котором было проведен такой возврат, с отрицательным значением.

С таким разъяснением из раздела 103.25 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Приводится также пример данного пересчета.

Например. Наемному работнику, призванному на военную службу по призыву во время мобилизации, работодателем за I квартал 2015 года начислен среднемесячный доход в сумме 12 000 грн, из них отчислены налог на доходы физических лиц 1735,20 грн и военный сбор — 180 грн. Отражение в налоговом расчете формы № 1ДФ за I квартал 2015 года:

• в разделе I «Суми доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і суми утриманого з них податку»:

— графы 3а, 3 «Сума нарахованого/виплаченого доходу» — 12 000 грн;

— графы 4а, 4 «Сума утриманого податку» — 1735,20 грн;

— графа «Ознака доходу» — «101»;

• в разделе II «Оподаткування процентів, виграшів (призів) у лотерею та військовий збір» строка «Військовий збір»:

— графы 3а, 3 «Сума нарахованого/виплаченого доходу» — 12 000 грн;

— графы 4а, 4 «Сума утриманого податку» — 180 грн.

Органами социальной защиты в I квартале 2017 года осуществлен возврат денежных средств предприятию из государственного бюджета на выплаты компенсации в пределах среднего заработка работника за I квартал 2015 года.

Отражение в налоговом расчете формы № 1ДФ за I квартал 2017 года:

• в разделе I «Суми доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і суми утриманого з них податку»:

— графы 3а, 3 «Сума нарахованого/виплаченого доходу» — 24 000 грн;

— графы 4а, 4 «Сума утриманого податку» — 0 грн;

— графа «Ознака доходу» — «128».

Вместе с тем необходимо провести сторно по признаку «101» касательно сумм, отраженных в отчетности за I квартал 2015 года, и проставить их в отчетности за I квартал 2017 года со знаком «минус» относительно сумм начисленного и выплаченного дохода, то есть:

— графы 3а, 3 «Сума нарахованого/ виплаченого доходу» — «-12 000 грн»;

— графы 4а, 4 «Сума утриманого податку» — «-1735,20 грн»;

• в разделе II «Оподаткування процентів, виграшів (призів) у лотерею та військовий збір» строка «Військовий збір»:

— графы 3а, 3 «Сума нарахованого/виплаченого доходу» — 12 000 грн;

— графы 4а, 4 «Сума утриманого податку» — «-180 грн».

ЕСВ

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 01.06.2017 г. № 435/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Предприятие должно вести налоговую, бухгалтерскую, отчетность, отчетность по ЕСВ, финансовую отчетность и подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий за отчетный период даже при условии прекращения трудовых взаимоотношений с директором предприятия, отсутствия на предприятии штатных работников.

Налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и предоставления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика данная налоговая декларация подписывается этим руководителем (пп. 48.5.1 НКУ).

Заработная плата

· Письмо Минсоцполитики от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282.

В случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в колдоговорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней зарплаты, за отрезок времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения (п. 10 Порядка № 100).

Минсоцполитики в письме рассмотрело пример, согласно которому работник был переведен на нижеоплачиваемую должность с 01.12.2016 г., а с 26.12.2016 г. по 20.01.2017 г. работник находился в ежегодном отпуске.

Учитывая то что в расчетном периоде (декабрь 2015 года — ноябрь 2016 года) произошло повышение окладов согласно постановлению КМУ (в мае 2016 года), то при исчислении среднего заработка зарплату в мае 2016 года необходимо откорректировать на коэффициент повышения оклада работника. Зарплата за май — ноябрь 2016 года учитывается в начисленном работнику размере.

Поскольку в периоде, когда работник находился в ежегодном отпуске, произошло повышение должностных окладов (то есть с 01.01.2017 г.), необходимо откорректировать средний заработок, который за работником сохранялся с 01.01.2017 по 20.01.2017, и доначислить соответствующие ему денежные средства.

Ведь в случаях, когда повышение тарифных ставок и окладов произошло в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по данному заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней зарплаты со дня повышения тарифных ставок (окладов).

· Письмо Минсоцполитики от 10.04.2017 г. № 628/0/102-17/282.

Зарплата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные колдоговором или нормативным актом работодателя, согласованным с профсоюзом или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а при отсутствии таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через отрезок времени, не превышающий 16 календарных дней и не позднее 7-ми дней по окончании периода, за который осуществляется выплата.

В случае если день выплаты заработной платы совпадает с выходным, праздничным или нерабочим днем, заработная плата выплачивается накануне.

То есть законодательством четко определены обязательства собственника предприятия или уполномоченного им лица начислять и выплачивать заработную плату работникам не реже двух раз в месяц.

Акцизный налог

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в г. Киеве от 01.06.2017 г. № 447/ІПК/8/26-15-40-04-15

Налогоплательщик (Общество) обратился в контролирующие органы за консультацией по вопросу касательно необходимости уплаты акцизного налога за переоборудование грузового автомобиля.

Так, по условиям обращения, Общество приобрело грузовой автомобиль и осуществило его переоборудование (установление специального медицинского оборудования) для выполнения функций скорой медицинской помощи.

Согласно части «Пояснения к товарной позиции 8703» раздела ХVІІ Пояснений к УКТ ВЭД, основанные на основе Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров версии 2012 года, утвержденных приказом ГФС от 09.06.2015 г. № 401, специализированные транспортные средства — такие, как автомобили скорой помощи, отнесены к товарной позиции 8703.

Вместе с тем пп. 212.1.14 НКУ к плательщикам акцизного налога отнесены в том числе и владельцы ввозимого на таможенную территорию Украины грузового транспортного средства, которое переоборудуется в легковой автомобиль, с которого взимается акцизный налог. В частности — в случае осуществления переоборудования грузового транспортного средства, который соответствует товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, в легковой автомобиль, и прочие моторные транспортные средства, предназначенные преимущественно для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств, указанных в товарной позиции 8702 согласно УКТ ВЭД), включая грузопассажирские автомобили-фургоны, которые после переоборудования соответствуют товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД.

Таким образом, в случае обращения в органы внутренних дел для регистрации или перерегистрации переоборудованного грузового транспортного средства в легковой автомобиль Общество обязано предъявить документ о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения и согласно пп. 222.2.4 НКУ — квитанции или платежные поручения об уплате акцизного налога с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения.

Кроме того, контролеры напомнили: руководствуясь п. 216.11 НКУ, датой возникновения налоговых обязательств при осуществлении переоборудования грузового транспортного средства, соответствующего товарной позиции 8704 по УКТ ВЭД, в легковой автомобиль, который соответствует товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения. В данном случае акцизный налог уплачивается собственником такого транспортного средства не позднее даты подачи документов в орган внутренних дел Украины для регистрации или перерегистрации этого транспортного средства.

Акцизный налог касательно переоборудованного автомобиля исчисляется по ставкам, определенным в п. 215.3.5 прим. 1 НКУ, размер которых дифференцируется в зависимости от кода продукции согласно УКТ ВЭД, рабочего объема цилиндров двигателя и срока эксплуатации (новые транспортные средства, или те, которые использовались не более/свыше 5 лет).

Определенная сумма акцизного налога уплачивается по месту нахождения (жительства) лица, являющегося собственником переоборудованного транспортного средства, по коду бюджетной классификации 14020800 «Акцизный налог с произведенных в Украине транспортных средств — Транспортные средства (кроме мотоциклов и велосипедов)».

· В формы № 1-ОА «Звіт про обсяги придбання та реалізації алкогольних напоїв у оптовій мережі» и 1-ОТ «Звіт про обсяги придбання та реалізації тютюнових виробів у оптовій мережі», а также Порядки их заполнения (утверждены приказом Минфина от 11.02.2016 г. № 49) были внесены изменения. Последние изложены в приказе Минфина от 10.11.2016 г. № 943, который вступил в силу 08.05.2017 г. (официальное опубликование в «Офіційному віснику України» № 28 за 07.04.2017г.)

В связи с этим специалисты ГФСУ разъяснили: впервые предоставлять отчетность по обновленным формам субъекты хозяйствования должны за май 2017 года. Отчетность следует подать до 10 июня 2017 года (т.е. последний день предоставления данной отчетности является 9 июня 2017 года).

С таким разъяснением из раздела 115.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Предприятия-производители и импортеры алкогольных напитков и табачных изделий предоставляют предварительную заявку-расчет о потребности в марках акцизного налога по их видам в главные управления ГФС в областях (или г. Киева) по месту своей регистрации (в т.ч. если место учета производителя не совпадает с месторасположением производства).

Напомним! Согласно п. 5 Положения об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировании алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 № 1251, на каждую марку наносится, в частности, индекс региона Украины (согласно приложению), что соответствует местонахождению производителя продукции, обозначенный двумя цифрами (для маркировки отечественной продукции).

С таким разъяснением из раздела 116.10 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Наличные, безналичные расчеты, РРО

· По мнению ГФС, требования относительно ограничения наличных расчетов предприятий (предпринимателей) между собой, между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) в течение одного дня, определенные п. 1 постановления Правления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличными» от 06.06.2013 г. № 210 (далее — Постановление № 210), касаются расчетов на возврат в кассу неиспользованных наличных средств, выданных под отчет, которые были сняты с помощью электронной платежной карты.

Данный вывод объясняется тем, что ограничения не распространяются только на:

1) расчеты предприятий (предпринимателей) с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

3) использование средств, выданных на командировку.

Напомним! Предельная сумма расчетов наличными установлена для:

• предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10 000 (десяти тысяч) грн.;

• между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) в течение одного дня в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) грн. (абзацы 2 и 3 п. 1 Постановления № 210).

С таким разъяснением из раздела 109.13модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Полтавской области от 06.06.2017 г. № 474/ІПК/16-31-14-04-20.

На вопрос, обязательно ли применение РРО при реализации товара, который не является технически сложным бытовым, но его код указан в Перечне товаров, например, канцелярский степлер, пластиковая игрушка (пластиковая машинка для детей от 1-го года, где из подвижных частей есть только колеса; кукла пластиковая обычная; кукла пластиковая музыкальная), налоговики Полтавской области, к сожалению, предоставили общий ответ.

Так, субъекты хозяйствования при получении денежных средств от юридических и физических лиц в наличной и безналичной форме с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т.п. в случае продажи товаров (предоставления услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также продажи технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, определенных Перечнем № 231, с использованием платежного терминала, установленного на месте проведения расчетов (предоставления услуги), обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки с использованием РРО.

При реализации сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, оплата за которые проводится с карточного счета потребителя на карточный счет продавца, использование РРО является обязательным.

В случае осуществления расчетов между субъектами хозяйствования в безналичной форме, а именно при переводе средств с расчетного счета субъекта хозяйствования, который получает товары, работы (услуги), на расчетный счет поставщика товара, работ (услуг) согласно счету-фактуре, договору и т.п., РРО не применяется.

· В случае доставки товара по почте при условии предоплаты с применением платежных карт Visa, MasterCard, LiqPay и пр. субъект хозяйствования должен вложить в почтовое отправление расчетный документ установленных законодательством формы и содержания на полную сумму проведенной операции, подтверждающий факт купли-продажи товаров, с указанием в кассовом чеке «предоплата товаров» или в случае проведения расчетов по отсроченному платежу — проводятся через РРО с использованием режима предварительного программирования — «погашение кредита». При этом распечатывание чека на РРО осуществляется на основании выписки из финансового учреждения.

Об этом говорится в индивидуальной налоговой консультации от 30.05.2017 г. № 412/ІПК/20-40-14-10-17 и в разъясненииподкатегории 109.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Внимание! Согласно сведениям, размещенным на официальном интернет-представительстве НБУ, Liqpay как платежная система не зарегистрирован. Как следует с Публичного договора о предоставлении услуг в сети Интернет, размещенного на веб-странице Liqpay, последний является всего лишь информационно-технологическим интерфейсом «ПриватБанка», который позволяет пользователям распоряжаться своими денежными средствами в сети Интернет.

Экологический налог, рентная плата

· Специалисты ГФСУ предоставили разъяснения касательно порядка заполнения строк 1.1, 1,2, 4.1-4.4.3 и кода органа местного самоуправления по КОАТУУ в Налоговой декларации экологического налога (далее — Декларация).

В строке 1.1 Декларации указывается отчетный (налоговый) период, за который предоставляется Декларация: квартал — I, II, III, IV и год.

При уточнении показателей ранее поданной Декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период в строке 1.2 указывается налоговый период, который уточняется: квартал — I, II, III, IV и год.

В уточняющей Декларации и приложении (приложениях) к ней в строках 1.1 и 1.2 отчетный (налоговый) период и отчетный (налоговый) период, который уточняется, заполняются одинаковыми значениями, соответствующими отчетному (налоговому) периоду, который уточняется: квартал — I, II, III, IV и год.

В составе отчетной или отчетной новой Декларации плательщик может уточнить показатели Декларации за один отчетный (налоговый) период, который истек.

В строке «код органу місцевого самоврядування за КОАТУУ» поля 2 Декларации указывается код органа местного самоуправления по КОАТУУ по местонахождению контролирующего органа, в котором плательщик состоит на учете как плательщик экологического налога. По каждому коду органа местного самоуправления по КОАТУУ, указанному в данной строке, должна подаваться отдельная Декларация. Соответственно, указанный код органа местного самоуправления по КОАТУУ проставляется в строках 3.1 приложений, которые прилагаются к такой Декларации.

В строки 4.1-4.4.3 Декларации переносятся соответствующие показатели из приложений к данной Декларации.

Вместе с тем для каждого стационарного источника загрязнения, объекта по месту осуществления сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также каждого места или объекта для размещения отходов составляется отдельный расчет (приложение).

При необходимости предоставления в электронной форме копии Декларации по основному месту учета плательщик с помощью программного обеспечения осуществляет формирование копии Декларации, которая была направлена в контролирующий орган по неосновному месту учета, в которой рядом с полем «копія» проставляется отметка. При этом в такой Декларации указывается код органа местного самоуправления по КОАТУУ по местонахождению контролирующего органа, в который направляется указанная копия (основному месту учета).

С таким разъяснением из раздела 120.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Рентная плата уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы рентной платы, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году (абз. 2 п. 257.5 НКУ).

Следовательно, субъект хозяйствования, зарегистрированный плательщиком рентной платы за специальное использование лесных ресурсовдолжен подавать в контролирующий орган налоговую Декларацию по рентной плате до конца отчетного (налогового) года, в т.ч. когда в некоторых отчетных (налоговых) периодах отчетного (налогового) года отсутствует объект налогообложения (не осуществлялась заготовка древесины).

На этом акцентировало внимание ГУ ГФС в Тернопольской области.

· Письмо ГФС от 29.05.2017 г. № 13556/7/99-99-12-03-04-17.

Налоговики сообщили, о наличии редакционной ошибки в Законе Украины от 20.12.2016 г. № 1791-VIII в части ставок рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом. Речь идет о строке 5 таблицы ставок рентной платы для радиопользователей, где указана ставка в размере 26,21 грн за 1 МГц полосы радиочастот в месяц и имеется примечание в виде отметки.

В строке 5 таблицы ставок рентной платы ставка для плательщиков рентной платы указана в размере 26,211 грн за 1 МГц полосы радиочастот в месяц и без примечания.

До исправления редакционной ошибки плательщики рентной платы имеют право применять примечание 1 (понижающий коэффициент 0,75) к ставкам рентной платы для исчисления налоговых обязательств по рентной плате, руководствуясь нормой пп. 4.1.4 НКУ.

Вместе с тем следует учесть, что для расчета налоговых обязательств по радиосвязи в системе передачи данных с использованием шумоподобных сигналов (например, для ширины полосы радиочастот 60 МГц) понижающий коэффициент 0,75 применяется до 30 МГц, остальные 30 МГц облагаются по полной ставке.

СПД

· Остатки товарно-материальных ценностей, приобретенных, но не реализованных физическим лицом — предпринимателем при осуществлении хозяйственной деятельности, после отмены регистрации данного субъекта хозяйствования остаются в собственности налогоплательщика.

Вместе с тем стоимость таких остатков не включается в доходы, полученные физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, и общий годовой налогооблагаемый доход данного налогоплательщика.

С таким разъяснением из раздела 104.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Прочие вопросы

· Если налогоплательщик отправил в контролирующий орган несколько экземпляров одного налогового документа (в случае исправления, неполучения первой квитанции и т.п.), то оригиналом считается электронный документ, отправленный в контролирующий орган последним до истечения предельного срока, при условии, если он был сформирован правильно, принят в базу данных контролирующего органа и налогоплательщику поступила об этом вторая квитанция.

То есть согласно Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г., № 233 нет ограничений касательно отправки налогоплательщиком в течение одного дня нескольких отчетных документов в электронном виде по разным налоговым декларациям. Кроме того, налогоплательщик имеет право повторно отправлять налоговые декларации в случае исправления ошибок до истечения предельного срока подачи декларации, одновременно указав тип документа «отчетный новый».

ГУ ГФС в Тернопольской области.

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в мае 2017 года, по сравнению с апрелем 2017 года, составляет 101,3%.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Минфин обнародовал проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Законопроект предусматривает введение системы уплаты налогов и сборов, прописанных Налоговым кодексом Украины, через Электронный кабинет налогоплательщика на единый счет, который будет открыт для плательщика с его согласия (по его желанию) на центральном уровне Государственной казначейской службы Украины.

Для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам с использованием единого счета налогоплательщик будет пополнять средствами данный счет.

Единый счет не будет использоваться налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по НДС и акцизного налога по реализации горючего.

Информация касательно реквизитов единого счета будет отображаться в Электронном кабинете налогоплательщика.

Предусматривается, что функционирование единых счетов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения взаимодействия информационных систем Минфина и Казначейства, но не позднее 01 июля 2018 года.

· КМУ 7 июня принял проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты относительно контроля за обращением алкогольных напитков и табачных изделий».

Документ предусматривает введение автоматизированной системы контроля за обращением подакцизных товаров «Электронная акцизная марка», которая будет отслеживать движение подакцизных товаров, от их производителя или импортера до момента реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

В случае импорта или производства алкогольных напитков и табачных изделий (кроме произведенных для экспорта) плательщики акцизного налога обязаны обеспечить их маркировку марками акцизного налога установленного образца таким образом, чтобы марка акцизного налога разрывалась при откупоривании (раскрытии) товара. Информация о таких марках должна быть обязательно внесена в АСК «Электронная акцизная марка».

«Если говорить об алкоголе, у нас около 39%, по нашим оценкам, рынка находится в тени. Это, разумеется, огромные деньги. Мы предлагаем ввести достаточно серьезную систему, которая будет контролировать обращение как в оптовом, так и в розничном секторе», — заявил Министр финансов Александр Данилюк.

· Верховная Рада отправила на доработку законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (№ 4646). Документ был разработан с целью приведения отечественной бухгалтерской «конституции» в соответствие с Директивой 2013/34/ЄС.

Напомним, упомянутый законопроект предусматривает:

1) новую классификацию предприятий для целей бухучета и финотчетности;

2) обязательность применения МСФО для составления отчетности предприятий:

• представляющих общественный интерес;

• осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;

• осуществляющих хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабмином;

3) обязательное обнародование проверенной аудитором финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке, а также предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;

4) распространение Закона о бухучете на учет в бюджетной сфере.

Также на доработку направлен альтернативный законопроект № 4646-1.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy