Изменения в законодательстве Украины, июнь 2017 г. — 26 июня 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· КМУ 14.06.2017 г. принял Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 годы (Бюджетную резолюцию), которую разработал Минфин совместно с Правительством, экспертами, профсоюзными организациями и работодателями, Ассоциацией городов Украины, а также международными партнерами.

Одним из направлений бюджетной политики на 2018-2018 годы является налоговая политика.

Среди ее позиций содержатся пункты с инициативами касательно введения единого казначейского счета, единой отчетности по НДФЛ и ЕСВ.

В то же время Правительство не поддерживает запуск системы всеобщего декларирования доходов в среднесрочной перспективе.

· 16.06.2017 гвступило в силу Постановление Правления НБУ от 30.05.2017 г. № 45, в п. 1 которого изложена норма касательно обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений в инвалюте.

Так, поступления в инвалюте из-за рубежа:

• в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками;

• в пользу физических лиц — предпринимателей;

• в пользу иностранных представительств (кроме официальных представительств);

• на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без образования юридического лица;

• на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий НБУ,

подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины, в т.ч. непосредственно Национальному банку Украины, в размере 50%.

Указанное требование действует до 13 декабря 2017 года (включительно).

· Постановление Правления НБУ от 08.06.2017 г. № 51.

НБУ внес изменения:

• в Инструкцию о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утвержденную постановлением Правления НБУ от 16.03.1999 г. № 122,

• в Постановление Правления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» от 13.12.2016 г. № 410.

Соответствующие изменения направлены на либерализацию условий инвестирования за рубеж.

В частности, юридическим лицам разрешено инвестировать за рубеж до 2 млн. долл. США в эквиваленте на основании одной валютной лицензии за один календарный год (раньше лимит общей суммы данных операций составлял 50 тыс. долл. США за один календарный месяц).

Кроме того, установлены разные требования для получения лицензий в зависимости от суммы инвестиции за рубеж:

• если размер инвестиции составляет менее 50 тыс. долл. США, то будут действовать упрощенные требования к перечню документов для получения лицензии. Помимо заявления, достаточно будет предоставить несколько других документов в зависимости от вида инвестиции и типа инвестора (договор об осуществлении инвестиции, документы о регистрации объекта инвестиции и т.д.);

• для инвестиций в сумме более 50 тыс. долл. США введен развернутый перечень документов. В частности, резидент должен дополнительно подтвердить экономическую сущность операции, наличие у него прозрачных источников средств для ее проведения, предоставить развернутую информацию о конечных бенефициарных владельцах субъектов инвестиционной операции, оригинал или копию отчета об оценке (акта оценки) рыночной стоимости объекта инвестиции и т.д.

· Временная норма касательно сокращенного максимального срока для расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров в 120 дней была отменена Постановлением Правления НБУ № 41 от 25.05.2017 г. (далее — Постановление № 41).

В связи с этим, начиная с даты вступления в силу Постановления № 41, а именно — с 26.05.2017 г., расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в ст. 1 и 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» осуществляются в срок, не превышающий 180 к. дней.

Кроме того, НБУ в письме от 08.06.2017 г. № 40-0005/40465 отметил, что с 26.05.2017 г. на случаи незавершения расчетов по экспортным, импортным операциям, по которым на указанную дату не установлено превышение 120-дневного срока расчетов, будут распространяться нормы Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» касательно 180-дневного срока расчетов.

Банки за предыдущий отчетный месяц (май) предоставляют налоговым органам информацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений в случае непоступления в законодательно установленные сроки (или сроки, определенные в заключениях) выручки, товаров в ситуациях, когда в течение отчетного месяца:

• установлено превышение 180-дневного срока расчетов;

• в период до вступления в силу Постановления № 41 установлено превышение 120-дневного срока расчетов.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

НДС

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 07.06.2017 г. № 525/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Операции по поставке жилья (объектов жилищного фонда), кроме их первой поставки, освобождаются от обложения НДС (пп. 197.1.14 НКУ).

В свою очередь, первая поставка жилья (объекта жилищного фонда) означает:

• первая передача готового вновь построенного жилья (объекта жилищного фонда) в собственность покупателя или поставка услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) по сооружению такого жилья за счет заказчика;

• первая продажа реконструированного или капитально отремонтированного жилья (объекта жилищного фонда) покупателю, который является лицом иным, нежели собственник данного объекта на момент вывода его из эксплуатации (использования) в связи с такой реконструкцией или капитальным ремонтом, или поставка услуг (включая стоимость приобретенных за счет исполнителя материалов) на данную реконструкцию или капитальный ремонт за счет заказчика.

К примеру, предприятие планирует заключить договор купли-продажи имущественных прав на недвижимое имущество (квартиры) в жилом доме, строительство которого не завершено, с застройщиком.

После принятия квартиры в эксплуатацию застройщик (продавец) обязуется передать предприятию-покупателю готовый объект инвестирования (недвижимость, квартиру) по соответствующему акту приемки-передачи.

Имущественные права предприятия-покупателя после принятия объекта инвестирования в эксплуатацию реализуются путем приобретения права собственности на объект инвестирования, оформления и регистрации налогоплательщиком-покупателем соответствующих правоустанавливающих документов на данный объект.

Следовательно, в таком случае операция по реализации имущественных прав на недвижимое имущество (квартиры) для продавца (застройщика) с целью обложения НДС является операцией по первой поставке жилья, которая облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%.

Таким образом, поскольку в соответствии с пп. 197.1.14 НКУ операции по поставке имущественных прав на недвижимое имущество (квартиры) для продавца (застройщика) с целью обложения НДС являются операцией по первой поставке жилья, которая облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%, то операции по дальнейшей поставке имущественных прав на такое недвижимое имущество (квартиры) освобождаются от обложения НДС согласно пп. 197.1.14 НКУ.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 24.05.2017 г. № 320/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Если согласно лицензионному договору условия использования программной продукции (компьютерной программы) не ограничены функциональным назначением данной продукции и ее воспроизведение не ограничено количеством копий, необходимых для такого использования, то получение платежа в качестве вознаграждения за предоставление указанного права на использование определяется как роялти и, соответственно, не является объектом обложения НДС.

В случае если в соответствии с лицензионным договором условия использования программной продукции (компьютерной программы) ограничены функциональным назначением данной программы и ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого использования (использование «конечным потребителем»), то получение платежа в качестве вознаграждения за предоставление права на использование данной программной продукции (компьютерной программы) не будет считаться роялти, а этот платеж является оплатой стоимости поставленной программной продукции (компьютерной программы), в т.ч. ее копий, операция по поставке которой освобождается от обложения НДС согласно п. 26 прим. 1 подраздела 2 р. XX НКУ.

Если в результате поставки услуг по технической поддержке программной продукции (в т.ч. программной продукции, предоставленной на правах использования согласно условиям лицензионного договора) происходят какие-либо изменения в программной продукции (в частности, обновление, усовершенствование, модернизация и исправление ошибок), то данные операции для целей обложения НДС рассматриваются как поставки отдельных элементов программной продукции и не подлежат обложению НДС на основании пп. 196.1.6 НКУ или п. 26 прим. 1 подраздела 2 р. XX НКУ (в зависимости от условий поставки программной продукции, определенных в гражданско-правовом договоре).

В случае если вследствие предоставления услуг технической поддержки программной продукции (в т.ч. программной продукции, предоставленной на правах использования согласно условиям лицензионного договора) не происходит никаких изменений в программной продукции (например, обучение персонала работе с программой, установка программы, настройка оргтехники и т.п.), то операции по поставке данных услуг облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 07.06.2017 г. № 539/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

С целью применения термина «поставка товаров» (пп. 14.1.191 НКУэлектрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, считаются товаром.

То есть при поставке электрической и тепловой энергии, газа, пара, воды, воздуха, охлажденного или кондиционированного, в налоговой накладной необходимо указывать код товара согласно УКТ ВЭД.

Вместе с тем ГФС определяет условные коды товаров, которые отсутствуют в УКТ ВЭД, и обеспечивает их обнародование на собственном официальном веб-портале для использования налогоплательщиками при составлении налоговых накладных.

В частности, согласно Справочнику условных кодов для воды, кроме воды, которая классифицируется в товарных позициях 2201, 2202 УКТ ВЭД, определен условный код — 00405.

В то же время контролеры информируют, что в случае возникновения потребности в определении кода товара согласно УКТ ВЭД налогоплательщик может обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 07.06.2017 г. № 526/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Операции налогоплательщиков по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины медицинских изделий для диагностики in vitro, которые классифицируются по соответствующим кодам товарных позиций согласно УКТ ВЭД и включены в перечень медицинских изделий, утвержденный Постановлением КМУ от 03.09.2014 г. № 410 (далее — Перечень № 410), подлежат обложению НДС по ставке 7% (пп. «в» п. 193.1 НКУ).

Операции налогоплательщиков по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины медицинских изделий для диагностики in vitro, не включенных в Перечень № 410облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 07.06.2017 г. № 523/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Объектом обложения НДС являются операции плательщиков НДС по поставкам товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со ст. 186 НКУ находится на таможенной территории Украины (пп.пп. «а» и «б» п. 185.1 НКУ).

Так, под поставкой услуг подразумеваются, в частности, операции по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и прочие нематериальные активы или предоставление иных имущественных прав в отношении таких объектов права интеллектуальной собственности (пп. 14.1.185 НКУ).

В свою очередь, местом поставки услуг по предоставлению имущественных прав интеллектуальной собственности, созданию по заказу и использованию объектов права интеллектуальной собственности, в том числе по лицензионным договорам, а также предоставлению (передаче) права на сокращение выбросов парниковых газов (углеродных единиц) считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или — при отсутствии такого места — место постоянного либо преимущественного его проживания (пп. «а» п. 186.3 НКУ).

Следовательно, в случае если резидент — плательщик НДС (поставщик услуг) предоставляет нерезиденту (получателю услуг) имущественные права интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности, то операция по предоставлению данных услуг не является объектом обложения НДС, поскольку местом их поставки считается место, в котором зарегистрирован нерезидент, то есть за пределами таможенной территории Украины.

· Индивидуальная налоговая консультация от 07.06.2017 г. № 504/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае если увеличивается сумма компенсации стоимости товара и при этом с даты получения плательщиком НДС — продавцом предоплаты от плательщика НДС — покупателя за такой товар истекло более 1095 дней, то плательщик НДС — продавец составляет налоговую накладную на сумму, рассчитанную исходя из превышения увеличенной цены над суммой полученной предоплаты за товар.

Данная налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 06.06.2017 г. № 493/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Если продавцом — плательщиком НДС на дату получения предварительных (авансовых) оплат по одному договору были определены налоговые обязательства по НДС и в дальнейшем по договоренности сторон данные предварительные (авансовые) оплаты зачисляют в счет оплаты товаров/услуг по другим договорам, то поставщик — плательщик НДС имеет право составить расчеты корректировки к налоговым накладным, составленным на дату получения таких предварительных (авансовых) оплат, и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС.

В таком случае расчеты корректировки составляют на дату подписания документов, на основании которых денежные средства, полученные по одному договору, будут зачтены в счет оплаты стоимости товаров/услуг по другим договорам.

Данные расчеты корректировки к налоговым накладным в соответствии с п. 192.1 НКУ подлежат регистрации в ЕРНН получателем (покупателем) товаров/услуг. Зарегистрированные в ЕРНН расчеты корректировки являются для поставщика основанием для уменьшения начисленных налоговых обязательств, а для получателя-покупателя — основанием для уменьшения налогового кредита.

Вместе с тем если по другим договорам товары/услуги уже были поставлены и на дату такой поставки («первого события») поставщиком была составлена и зарегистрирована в ЕРНН соответствующая налоговая накладная, то по факту зачисления предварительных оплат по одному договору в счет оплаты стоимости товаров/услуг по другим договорам налоговые накладные поставщик не составляет.

Если же на дату подписания документа о зачислении предварительной оплаты по одному договору в счет оплаты стоимости товаров/услуг по другим договорам такие товары/услуги поставлены не были, то на дату подписания таких документов продавец — плательщик НДС должен определить налоговые обязательства по НДС и составить налоговые накладные на суммы предыдущих оплат по договору («первое событие») и зарегистрировать их в ЕРНН в установленный НКУ срок. Данные налоговые накладные являются для покупателя товаров/услуг основанием для отнесения сумм налога, указанных в них, к налоговому кредиту.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 06.06.2017 г. № 492/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, начисляет НДС по основной ставке НДС на базу налогообложения, определенную согласно п. 190.2 НКУ (п. 208.2 НКУ).

Вместе с тем получатель услуг — плательщик НДС в порядке, определенном ст. 201 НКУ, составляет налоговую накладную с указанием суммы начисленного им налога, которая является основанием для отнесения сумм налога к налоговому кредиту в установленном порядке и подлежит обязательной регистрации в ЕРНН.

В случае возникновения оснований для корректировки налогового обязательства и налогового кредита, определенных ст. 192 НКУ, получатель услуг — плательщик НДС в налоговой накладной, составленной в связи с получением от нерезидента услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, составляет расчет корректировки, который остается у такого получателя услуг.

В строке 6 р. І «Податкові зобов’язання» и строке 13 р. II «Податковий кредит» налоговой декларации по НДС, предоставляемой за отчетный (налоговый) период, в котором составлен данный расчет корректировки, одновременно отражается итоговое значение (со знаком «+» или «-») объемов начислений услуг, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины. При этом в приложении 1 (Д1) отражению подлежат только объемы корректировки услуг, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины.

· Плательщик НДС, который составляет налоговую накладную на операции по поставке товаров/услуг, облагаемых по ставкам 0% и 7%графу 9 «код пільги» налоговой накладной не заполняет.

Ведь графа 9 заполняется при осуществлении операций по поставке товаров/услуг, освобожденных от обложения НДС. В свою очередь, в графе 9 в соответствии с пп. 7 п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, указывается код соответствующей льготы по НДС согласно Справочникам налоговых льгот (Справочник налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, или Справочник прочих налоговых льгот), утвержденным ГФС на дату составления налоговой накладной.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Действующим законодательством не предусмотрено ведение отдельных учета и нумерации налоговых накладных, во второй части порядкового номера которых проставлен код «2» (составлены плательщиками НДС, включенными в Реестр получателей бюджетной дотации), а поэтому нумерация таких налоговых накладных осуществляется в общем порядке.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· При заполнении строки 16.2 Декларации по НДС в графах отдельной таблицы «Збільшено/зменшено залишок від’ємного значення за результатами перевірки контролюючого органу на підставі податкового повідомлення-рішення та/або уточнюючого розрахунку» (далее — таблица) указываются дата приема и регистрационный номер уточняющих расчетов, определенные во второй квитанции.

В случае заполнения строки 16.3 декларации по НДС в графах отдельной таблицы указываются дата составления налогового уведомления-решения и присвоенный контролирующим органом номер налогового уведомления-решения.

С таким разъяснением из раздела 101.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· В случае получения нескольких авансовых платежей в течение одного дня от одного и того же покупателя за один и тот же товар в пределах одного и того же гражданско-правового договора, не будет считаться ошибкой, если поставщиком будет составлена одна налоговая накладная на общую сумму таких авансовых платежей.

Если в гражданско-правовом договоре с покупателем не предусмотрено составление сводных налоговых накладных и покупатель в один и тот же день оплачивает товар несколькими авансовыми платежами в рамках разных гражданско-правовых договоров, также не будет считаться ошибкой, если продавцом будет составлена одна налоговая накладная на общую сумму таких авансовых платежей.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 06.06.2017 г. № 478/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Товары, указанные в группах 1-24 УКТ ВЭД, произведенные сельхозпроизводителем на давальческих условиях из сырья, выращенного им на собственных или арендованных земельных участках (при условии надлежащей регистрации договоров аренды таких земельных участков в соответствии с действующим законодательством), с целью применения ст. 16 прим. 1 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV считаются сельхозпродукцией (товарами).

Следовательно, объемы поставок такой сельхозпродукции учитываются для определения удельного веса стоимости сельхозтоваров при заполнении заявления о внесении сельхозпроизводителя в Реестр получателей бюджетной дотации, налоговой отчетности по НДС.

· Для внесения сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестр получателей бюджетной дотации удельный вес стоимости сельхозтоваров должен составлять не менее 75% стоимости всех товаров, поставленных им в течение предыдущих 12-ти последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Для вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве субъекта хозяйствования, который осуществляет хозяйственную деятельность менее 12-ти календарных месяцев, удельный вес сельскохозяйственных товаров рассчитывается по результатам каждого отдельного отчетного периода.

С целью расчета удельного веса сельскохозяйственных товаров в состав основной деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя не включаются налогооблагаемые операции по поставке основных средств, находящихся в составе его основных средств не менее 12-ти последовательных отчетных периодов совокупно, если данные операции не были постоянными и не составляли отдельной предпринимательской деятельности.

Форма заявления о внесении сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестр получателей бюджетной дотации (форма № 1-РОБД) утверждена приказом Минфина от 23.02.2017 г. № 275. .

С таким разъяснением из раздела 101.21 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Налог на прибыль

· Налоговики утверждают:

Финансовый результат до налогообложения налогоплательщика правопреемника не уменьшается на сумму отрицательного значения объекта налогообложения, которое учитывалось у налогоплательщика, который прекращается в процессе реорганизации путем присоединения, преобразования, слияния, на дату утверждения передаточного акта. Ведь нормы НКУ в редакции, действующей с 01.01.2015 г., не предусматривают положений, предоставляющих право плательщикам при реорганизации осуществлять учет при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятием, которое присоединило другого убыточного налогоплательщика, его налоговых убытков.

Административный иск плательщика налога на прибыль был полностью удовлетворен, и данная консультация была признана недействительной и отменена.

В частности, Днепропетровский окружной административный суд в Постановлении от 25.01.2017 г. по делу № 804/410/17 сделал вывод о наличии у налогоплательщика права включить суммы накопленных по состоянию на 30.04.2015 г. налоговых убытков реорганизованного (присоединенного) плательщика к сумме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет и, соответственно, уменьшить свой финрезультат до налогообложения на указанные суммы убытков согласно пп. 140.4.2 НКУ.

Данный вывод основывался на нормах п. 1 ст. 104 Гражданского кодекса Украины, согласно которому имущество, права и обязанности реорганизованных юридических лиц переходят к правопреемникам.

Таким образом, образующееся при реорганизации предприятие как правопреемник принимает на себя все права и обязанности реорганизованных юридических лиц, в том числе финансовый результат (строка 1420 передаточного баланса).

Налоговики с таким решением суда не согласились и подали апелляционную жалобу. Впрочем, в удовлетворении данной жалобы было отказано — см. определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 08.06.2017 г. по делу № 804/410/17.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 06.06.2017 г. № 465/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Процентные расходы в пользу несвязанных лиц — резидентов не подлежат корректировке в соответствии с п. 140.2 НКУ даже при условии, если гарантом по данному кредиту будет являться связанное лицо — нерезидент.

Для налогоплательщика, у которого сумма долговых обязательств, определенных в п. 140.1 НКУ, которые возникли по операциям со связанными лицами — нерезидентами, превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 10 раз), финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и прочим долговым обязательствам, которые возникли по операциям со связанными лицами — нерезидентами, над 50% суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляется начисление таких процентов (п. 140.2 НКУ).

Проценты, превышающие сумму ограничения, определенного п. 140.2 НКУ, которые увеличили финансовый результат до налогообложения, уменьшают финансовый результат до налогообложения будущих отчетных налоговых периодов в сумме, уменьшенной ежегодно на 5% от суммы процентов, которые остались неучтенными в уменьшение финансового результата до налогообложения, с учетом ограничений, установленных п. 140.2 НКУ.

Неприбыльные организации

· Минфин изложил в новой редакции форму Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее — Отчет), утвержденного приказом от 17.06.2016 г. № 553.

В частности:

• изъято упоминание о квартальном отчетном периоде;

• уточнен перечень доходов и расходов неприбыльных организаций;

• среди сумм операций нецелевого использования активов наряду с гуманитарной помощью выделены стоимость активов (денежных средств или имущества), стоимость товаров (работ, услуг), использованных на цели иные, нежели финансирование расходов на содержание неприбыльной организации, реализацию цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами, и/или для осуществления неприбыльной (благотворительной) деятельности, предусмотренной законом для религиозных организаций;

• добавлена ячейка для проставления отметки о том, что вместе с Отчетом подается финансовая отчетность (как приложение);

• добавлено поле для расчета суммы штрафа (3%) в случае предоставления уточняющего Отчета и т.п.

Эти и другие изменения внесены приказом Минфина от 28.04.2017 г. № 469, который готовится к опубликованию в «Офіційному віснику України» № 48 за 20.06.2017 г.

· ГУ ГФС в Запорожской области, комментируя порядок внесения ОСМД в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, подчеркнуло: при решении вопроса соответствия учредительных документов организации требованиям п. 133.4 НКУнеобходимо исследовать учредительные документы в целом, а не отдельные пункты учредительных документов, и учесть принцип превалирования содержания над формой.

Напомним, что в Реестр неприбыльных учреждений и организаций вносятся юридические лица, учредительные документы которых:

• содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов данной организации, работников (кроме оплаты среди их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и прочих связанных с ними лиц (не считается распределением полученных доходов (прибылей) финансирование расходов, определенных пп. 133.4.2 НКУ);

• предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям в соответствии с видом или зачислением в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования) (указанные положения НЕ распространяются на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов).

НДФЛ

· В налогооблагаемый доход включается доход, полученный налогоплательщиком как дополнительное благо в виде суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого налогоплательщика (пп. 164.2.20 НКУ).

Следовательно, сумма возвращенной физлицу предприятием части уплаченной им стоимости товаров/услуг, приобретенных с помощью сервиса, и сумма скидки стоимости товаров/услуг включаются предприятием (налоговым агентом) в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физлица как дополнительное благо.

Кроме того, сумма вознаграждения, выплачиваемого предприятием физическому лицу по публичному обещанию, включается в его общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как прочие доходы.

Соответствующие выводы делает ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 02.06.2017 г. № 459/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

ЕСВ

· Суммы компенсации стоимости проезда и проживания в Украине, выплаченные члену наблюдательного совета — иностранцу, который не проживает в Украине, не являются базой начисления единого взноса.

Это подчеркивают налоговики в индивидуальной налоговой консультации от 07.06.2017 г. № 520/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и напоминают: база начисления ЕСВ — это сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в т.ч. в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР, и сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

Средняя зарплата

· При исчислении средней зарплаты для оплаты за время отпусков или компенсации за неиспользованные отпуска, в частности, учитываются выплаты за время, в течение которого работнику сохраняется средний заработок (за время предыдущего ежегодного отпуска, исполнения государственных и общественных обязанностей, служебной командировки и т.д.), и пособие в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 4 п. 3 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100).

Следовательно, при повышении окладов (тарифных ставок) в расчетном периоде или периоде, когда за работником сохраняется средняя зарплата, все выплаты, которые учитываются при исчислении средней зарплаты (в т.ч. суммы индексации, средней заработной платы, которая сохраняется за время отпусков, периода временной нетрудоспособности и т.д.), корректируются на коэффициент повышения окладов (тарифных ставок).

Данный вывод сделало Минсоцполитики в письме от 04.05.2017 г. № 1344/0/101-17/282.

Акцизный налог

· В случае полного или частичного возврата покупателем подакцизных товаров (продукции), произведенных (изготовленных) на таможенной территории Украины, продавцу для устранения недостатков товара (продукции) или его уничтожения (переработки) в связи с невозможностью устранения таких недостатков, налогоплательщик-продавец осуществляет корректировку налоговых обязательств по уплате акцизного налога в отчетном периоде, в котором произошел такой возврат (п. 217.5 НКУ).

Вместе с тем в случае возврата покупателем подакцизных товаров (продукции) по причинам, НЕ связанным с устранением недостатков или уничтожением товара (продукции), корректировка налоговых обязательств по уплате акцизного налога НЕ ПРОВОДИТСЯ. Об этом говорится в индивидуальной налоговой консультации от 09.06.2017 г. № 564/ІПК/28-10-01-03-11, предоставленной Офисом крупных налогоплательщиков ГФС.

Кроме того, контролеры подчеркнули: налоговые обязательства по уплате акцизного налога при реализации производителем возвращенной качественной подакцизной продукции, с которой был уплачен акцизный налог при первой ее реализации (отгрузке), не начисляются (конечно, при условии неизменности ставок акцизного налога).

РРО

· ГФС обновила Государственный реестр РРО (Приказ от 07.06.2017 г. № 406).

Обновленный Госреестр РРО включает 82 РРО, разрешенных к первичной регистрации, и 70 аппаратов, регистрация которых запрещена.

Кроме того, приведен перечень из 5 РРО, исключенных из Госреестра в 2016-2017 гг., эксплуатация которых не допускается.

Заметим: Государственный реестр РРО дополнен тремя новыми специализированными электронными контрольно-кассовыми аппаратами для реализации горючего.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС Одесской области от 07.06.2017 г. № 496/ІПК/15-32-14-06-07.

Расчеты по отсроченному платежу проводят через РРО на полную сумму полученных от покупателя денежных средств с распечатыванием соответствующих расчетных документов. Следовательно, к примеру, прием частичной оплаты стоимости товара по договору купли-продажи на условиях рассроченного платежа будет считаться нарушением требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95- ВР (далее — Закон о РРО).

Данный вывод аргументирован ст. 3 Закона о РРО, которая прямо указывает на обязательства проводить расчетные операции через зарегистрированные РРО на полную сумму покупки.

Расчетные операции в случае проведения расчетов по авансовой оплате за товар (услугу) проводят через РРО с указанием в кассовом чеке «передоплата товарів» или, в случае проведения расчетов по отсроченному платежу, проводят через РРО с использованием режима предварительного программирования «погашення кредиту». Окончательный расчет наличными по отсроченному платежу должен быть проведен через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования (для горючего с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД), цен товаров (услуг) и учета их количества.

При соблюдении вышеуказанных требований ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 17 Закона о РРО, не применяется.

Трудовое законодательство

· Инспекторам труда запрещается рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту исполнения решений суда, а также подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам денежных средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их последующей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам. Это предусматривает пп. 4 п. 13 Порядка осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденного Постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295).

Таким образом, проверка вопросов, которые были предметом рассмотрения суда, и проверка правильности осуществленных расчетов невозможны.

На это обращает внимание Гоструда в ситуации, когда лицо было уволено неправомерно, а касательно этого было несколько судебных заседаний по иску данного лица, есть решение суда в его пользу, которое не исполняется. Но Гоструда здесь помочь не в состоянии.

Однако, даже если Гоструда не имеет полномочий осуществить проверку по этому делу, ведь оно было предметом рассмотрения суда, есть возможность обращаться в другие органы, которые, в частности, вправе представлять интересы истца в разных инстанциях.

· До недавнего времени пенсии назначались по пятнадцати различным законам, таким образом были разные расчеты пенсионного обеспечения. Например, госслужащий с 20-ю годами стажа госслужбы получал пенсию в размере 90% от последнего заработка, а все остальные граждане — лишь 40% от зарплаты. То есть при одинаковом размере стажа и одинаковом уровне заработка пенсии для отдельных категорий отличались более чем в два раза.

В то же время законопроект относительно реформирования пенсионной системы вводит правила определения размера пенсий для всех граждан, несмотря на статус и место работы.

Размер пенсии каждого гражданина Украины будет рассчитываться по следующей формуле:

Размер пенсии = Сз ? Икз ? Кс,

где:

Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии.

При реализации мер по осовремениванию пенсий имеющимся пенсионерам, кому пенсия уже назначена, — будет использоваться показатель средней заработной платы, который применяется для назначения пенсии в 2017 году, — показатель за 3 года — 2014, 2015 и 2016 годы;

Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты относительно средней зарплаты, с которой уплачивались взносы, — данную информацию каждый может получить в любом отделении Пенсионного фонда);

Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности лет стажа работы лица на величину оценки одного года страхового стажа. На сегодняшний день величина оценки одного года страхового стажа равна 1,35, а с 1 января 2018 года составит 1, вместе с тем в результате изменения коэффициента никаких изменений размера пенсий в сторону уменьшения не произойдет.

Единые правила будут внедрены и касательно сроков выхода на пенсию. Законопроектом о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий с 1 января 2018 года отменяются особые условия выхода на пенсию для всех граждан, кроме военнослужащих, которым будет назначаться пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Изменения коснутся также механизма возмещения работодателем расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий, назначенных на льготных условиях (работники, занятые на работах во вредных условиях по Спискам № 1 и № 2). Так, с 1 октября 2017 года будет заменен механизм возмещения пенсий для таких категорий работников по возрасту на льготных условиях за счет уплаты работодателем повышенной ставки ЕСВ в размере 15 и 7 процентов.

Экологический налог

· ГФСУ предварительно проанализировала налоговую отчетность по экологическому налогу за I квартал 2017 года и сообщила о характерных ошибках, допущенных плательщиками:

1) плательщики не учли, что с 01.01.2017 г. ставки экологического налога увеличены на 12%;

2) в случае когда коэффициент равен «1», графа 5 приложения 2 и графы 5 и 6 приложения 3 к декларации экологического налога (далее — Декларация) плательщиками не заполняются или вместо «1» указывается «0»;

3) в графе 5 приложения 2 и графах 5 и 6 приложения 3 к Декларации плательщиками указывается коэффициент другой, нежели предусмотрен НКУ, или вместо коэффициента указывается ставка налога;

4) в приложениях 1-3 к Декларации плательщиками указывается не непосредственный код загрязняющего вещества (отходов), а общий — код группы загрязняющего вещества (отходов), или код не указывается;

5) в приложениях 1-3 к Декларации плательщиками указывается код одного загрязняющего вещества (отходов), а ставка — другого;

6) плательщиками заполняется вместо одного приложения к Декларации другое приложение.

Статистическая отчетность

· Приказ Госкомстата от 12.06.2017 г. № 133.

Внесены изменения в форму № 2-буд (квартальная) «Отчет о принятом в эксплуатацию завершенном строительством объекте»,утвержденную приказом Госкомстата от 05.08.2014 г. № 225.

Во-первых, уточнен круг респондентов: в колонке «Подають:» слова и знаки «юридичні особи, відокремлені підрозділи юридичних осіб-замовники, місцеві органи виконавчої влади або органи місцевого самоврядування щодо об’єктів, забудовниками яких є фізичні особи або фізичні особи-підприємці» заменены на «органи державного архітектурно-будівельного контролю».

Во-вторых, форма № 2-буд (квартальная) дополнена полем для занесения сведений о коде ЕГРПОУ заказчика объекта (для юридического лица, обособленного подразделения юридического лица).

Впервые подавать отчетность по обновленной форме нужно уже за IІ квартал 2017 года.

Юридические вопросы

· Определение ВАСУ от 22.05.2017 г. по делу № 813/5013/13-а (К/800/15224/15).

ВАСУ поддержал решение судов первой и апелляционной инстанций, которые сделали вывод, что акты об отсутствии должностных лиц налогоплательщика по юридическому адресу и разъяснения допрошенных в судебном заседании свидетелей — представителей контролирующего органа, которые осуществляли выход по юридическому адресу налогоплательщика с целью проведения документальной проверки, не являются доказательствами фактов отказа налогоплательщика от проведения документальной проверки и/или недопуска налоговиков к проведению проверки.

Таким образом, контролирующие органы, которые не обнаружили должностных лиц налогоплательщика по юридическому адресу и не смогли провести проверку, не имели права на применение административного ареста имущества налогоплательщика на основании пп. 94.2.3 НКУ (в связи с отказом от проведения проверки или от допуска должностных лиц контролирующего органа).

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Главная идея налога на выведенный капитал (далее — НВК) — облагаться налогом должны только те денежные средства, которые выводятся из бизнеса. Вместе с тем средства, которые реинвестируются в бизнес, и прибыль, которая остается в обороте предприятий, не облагаются.

В своей презентации Минфин определил, что объектами обложения НВК будут следующие операции:

• уплата дивидендов юридическим и физическим лицам;

• уплата процентов нерезиденту;

• выплаты в адрес нерезидентов в пределах договоров страхования и перестрахования;

• выплаты финансовой помощи и бесплатная передача имущества неплательщику НВК;

• взносы в уставный фонд неплательщиков НВК и объекты инвестиций, находящиеся за пределами Украины;

• уплата роялти в адрес нерезидентов;

• приобретение услуг у субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;

• хозяйственные операции, не соответствующие принципу «вытянутой руки»;

• расходы, понесенные в интересах физического лица.

Также в презентации определены четыре ставки НВК в зависимости от объекта налогообложения — 20%, 15%, 5% и 0%.

Подавать отчетность по НВК необходимо ежеквартально в случае, если осуществлена операция, являющаяся объектом обложения НВК. Также должна быть подана отчетность по ТЦО.

Кроме того, Минфин предлагает:

• увеличить порог для обязательной регистрации плательщиком НДС до 3 млн.грн;

• право остаться плательщиком налога на прибыль для банковского сектора до 2020 года включительно;

• сумма дивидендов, выплачиваемая за 2013-2017 гг., не облагается НВК в пределах объема налогооблагаемой прибыли, с которой ранее был уплачен налог на прибыль.

Напомним: в октябре 2016 года Национальный совет реформ поддержал введение налога на выведенный капитал с 1 января 2018 года.

· Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения была создана рабочая группа по доработке проекта Трудового кодекса Украины (законопроект № 1658) ко второму чтению.

В частности, отмечается, что законопроектом № 1658 вводится ненормированный рабочий день, который якобы дает право принуждать работников работать свыше 40 часов в неделю.

Однако в законопроекте № 1658 только приведено определение данного режима работы. В свою очередь, устанавливается жесткое ограничение его применения. В случае если работник с ненормированным рабочим днем привлекается работодателем к работе сверх нормы рабочего времени систематически (дважды в течение месяца), такая работа уже будет считаться сверхурочной и должна оплачиваться в двойном размере в порядке, установленном законопроектом № 1658.

Что касается увеличения продолжительности рабочего дня, то законопроектом № 1658 предусматривается, что нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Аналогичная норма установлена в ст. 50 действующего по состоянию на данный момент КЗоТ.

Учитывая вышеизложенное, законопроектом № 1658 не предусматривается увеличение нормальной продолжительности рабочей недели, а потому и рабочего дня.

Законопроектом № 1658 предоставляется право работодателям контролировать исполнение работниками трудовых обязанностей, в т.ч. с использованием технических средств, что якобы может стать основой для существенного ограничения свободы и инструментом постоянного психологического давления на работников.

Однако законопроектом № 1658 предусматривается право контролировать исполнение работниками трудовых обязанностей, в т.ч. с использованием технических средств исключительно в случаях, когда это обусловлено особенностями производства. В свою очередь, при осуществлении такого контроля не допускаются действия, которые унижают честь и достоинство или нарушают другие права работников. Работодатель будет нести ответственность за нарушение данных требований.

Нужно также отметить, что действующее законодательство о труде не содержит запрета фиксации рабочего процесса с использованием технических средств. В связи с этим в условиях развития инфраструктуры рынка труда и трудовой деятельности работодатели в качестве производственной необходимости уже достаточно давно применяют технические средства на практике. Вместе с тем, учитывая отсутствие законодательного урегулирования применения технических средств, работодатели не несут ответственности при их использовании на любом производстве.

Законопроектом № 1658 предоставляется право работодателю привлечь работника к ответственности, в частности, уволить за разглашение коммерческой тайны, что якобы позволит скрыть низкий уровень оплаты труда, опасные условия труда и т.п.

Однако согласно ст. 505 Гражданского кодекса Украины, коммерческая тайна — это информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые, как правило, имеют дело с видом информации, к которому она относится, в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер касательно сохранения ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим данную информацию.

Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и иного характера, за исключением тех, которые согласно закону не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Следовательно, работодатель не будет иметь права провозглашать коммерческой тайной те сведения, которые в соответствии с законом являются публичными и не представляют коммерческой тайны.

По сообщению сайта Минсоцполитики.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy