Изменения в законодательстве Украины, июнь 2017 г. — 5 июля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· С 20 июня 2017 года вступил в силу приказ Минфина от 13.06.2017 г. № 567, которым утверждены Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, и исчерпывающий Перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН. Данный документ был опубликован в издании «Офіційний вісник України» за 20.06.2017 г. № 48/2017.

Приказом № 567 предусмотрена проверка всех налоговых накладных, предоставляемых на регистрацию в ЕРНН, в соответствии со следующими признаками:

• налоговая накладная, которая не подлежит предоставлению получателю (покупателю);

• объем поставки, указанный налогоплательщиком в налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, с учетом предоставленной на регистрацию в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки, составляет менее 500 тыс. грн. и руководитель — должностное лицо данного налогоплательщика является лицом, занимающим аналогичную должность менее чем у 3-х налогоплательщиков;

• общая сумма уплаченных в 2016 году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, которым предоставлена налоговая накладная/расчет корректировки на регистрацию в ЕРНН, составляет более 5 млн грн (признак используется с 01.04.2017 г. до 01.01.2018 г.);

• одновременно значения показателей D и P имеет следующую величину: D0,05, Р• налоговая накладная/расчет корректировки соответствует информации по форме согласно Приложению к Критериям при принятии решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН (кроме случаев, когда комиссией ГФС выявлена недостоверность данной информации).

В случае если по результатам проверки ГФС установлено, что налоговая накладная/расчет корректировки соответствует одному из перечисленных признаков — данная налоговая накладная/расчет корректировки не подлежит мониторингу. В противном случае ГФС будет осуществлять мониторинг налоговой накладной/расчета корректировки по следующим критериям:

1) объем поставки товара/услуги, указанный в налоговой накладной, которая предоставлена на регистрацию в ЕРНН, в 1,5 раза больше величины, которая равна остатку разницы объема поставок данного товара/услуг, указанного в налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных с 01.01.2017 г. в ЕРНН, и объема приобретения на таможенной территории Украины и/или ввоза на таможенную территорию Украины соответствующего товара, указанного с 01.01.2017 г. в полученных налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных в ЕРНН, и таможенных декларациях, и преобладание в таком остатке товаров с кодами УКТ ВЭД, которые определяются ГФС, более 75% общего такого остатка и отсутствие товара/услуги, указанной в налоговой накладной, которая подана на регистрацию в ЕРНН, в информации, предоставленной налогоплательщиком по установленной форме как товара/услуги, которая на постоянной основе поставляется (изготавливается);

2) отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право субъекта хозяйствования на производство, экспорт, импорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными пп.пп. 215.3.1 и 215.3.2 НКУ, относительно товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной, предоставленной на регистрацию в ЕРНН.

Если по результатам мониторинга установлено, что налоговая накладная/расчет корректировки соответствует требованиям первого пункта и сумма НДС, указанная в налоговых накладных, зарегистрированных плательщиком НДС в ЕРНН в отчетном (налоговом) периоде с учетом налоговой накладной/расчета корректировки, предоставленной на регистрацию в ЕРНН, которые соответствуют требованиям первого пункта, больше среднемесячной суммы уплаченных за последние 12 месяцев ЕСВ и налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, регистрация такой налоговой накладной/расчета корректировки приостанавливается в соответствии с п. 201.16 НКУ.

Если по результатам мониторинга оказалось, что налоговая накладная/расчет корректировки соответствует одному из условий, указанных в пп. 2, — регистрация такой налоговой накладной/расчета корректировки приостанавливается согласно требованиям п. 201.16 НКУ.

· С 20 июня 2017 года вступил в силу приказ Минфина Украины от 13.06.2017 г. № 566, которым урегулирован порядок работы комиссии ГФС, которая будет принимать решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН или отказе в такой регистрации. Данный документ опубликован в издании «Офіційний вісник України» № 48/2017 (20.06.2017 г.).

ІІ. Официальные письма и разъяснения

НДС

· ИНК ГФСУ от 07.06.2017 г. № 500/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Объектом налогообложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со ст. 186 НКУ находится на таможенной территории Украины (пп.пп. «а» и «б» п. 185.1 НКУ).

В частности, местом поставки услуг, перечисленных в п. 186.3 НКУ, а именно — консультационных, инжиниринговых, инженерных, юридических (в т.ч. адвокатских), бухгалтерских, аудиторских, актуарных и рекламных услуг, считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или — в случае отсутствия такого места — место постоянного или преимущественного его проживания.

Местом поставки услуг, кроме операций, указанных в п.п. 186.2 и 186.3 НКУ, является место регистрации поставщика (п. 186.4 НКУ).

Таким образом, порядок обложения НДС операций налогоплательщика по поставке услуг непосредственно зависит от места поставки данных услуг.

К примеру, услуги (процесс «Дью-дилидженс»), классифицированные согласно ГКПУ как «Услуги вспомогательные к финансовым услугам, кроме страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, другие, н.в.д.г.», не относятся к категории услуг, перечисленных в п.п. 186.2 и 186.3 НКУ, поэтому с целью обложения НДС местом поставки таких услуг является место регистрации их поставщика.

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 13.06.2017 г. № 604/ІПК/10/26-15-12-01-18.

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Порядок обложения НДС операций по поставке услуг в сфере транспортно-экспедиторской деятельности разъяснен в Обобщающей налоговой консультации относительно порядка обложения НДС транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденной приказом ГНС Украины от 06.07.2012 г. № 610.

В частности, при получении денежных средств от заказчика или по дате оформления документов, подтверждающих факт осуществления перевозки для заказчика, в зависимости от того, какое из этих событий произошло ранее, у экспедитора возникает налоговое обязательство по НДС на сумму перевозки и на сумму предоставленных такому заказчику экспедиторских услуг (данное правило действует и в случае, когда экспедитор сам предоставляет услуги по перевозке, и в случае, когда экспедитор привлекает перевозчика — плательщика НДС). Экспедитор на дату возникновения налоговых обязательств выписывает налоговую накладную заказчику перевозки, в которой отдельными строками отражает стоимость экспедиторских услуг и стоимость услуг по перевозке.

Вместе с тем в налоговой накладной указываются в отдельных строках такие обязательные реквизиты, как:

• описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем.

В графе 2 указываются полное наименование товара/услуги, а также наименование отдельных частей товара, которые поставлены. Количество наименований поставленных товаров/услуг в одной налоговой накладной не может превышать 9999 позиций.

Таким образом, реквизит «Номенклатура товарів/послуг продавця», который отнесен к обязательным (п. «є» п. 201.1 НКУ), должен соответствовать формулировке в первичных документах, которыми сопровождается поставка таких товаров/услуг, и не должен содержать других данных;

• код товара согласно УКТ ВЭД (графа 3.1), для услуг — код услуги в соответствии с ГКПУ (графа 3.3).

Итак, при выполнении определенных договором транспортно-экспедиционных услуг на дату возникновения налоговых обязательств в налоговой накладной отдельными строками отражается стоимость экспедиторских услуг и стоимость услуг по перевозке с указанием соответствующего кода услуги согласно ГКПУ.

· ИНК ГФСУ от 12.06.2017 г. № 579/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Объектом обложения НДС являются операции плательщиков НДС по поставке товаров и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НКУ (пп.пп. «а» и «б» п. 185.1 НКУ).

В свою очередь, уменьшение полезности актива (уменьшение балансовой стоимости актива) не подпадает под определение операции по поставке товаров/услуг, поэтому указанная операция не является объектом обложения НДС.

· ИНК Офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 14.06.2017 г. № 628/ІПК/28-10-01-03-11

Операция по вывозу за пределы таможенной территории Украины товара, который ввозился на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, в связи с его возвратом продавцу-нерезиденту, с возвратом нерезидентом оплаты за товар, облагается по нулевой ставке НДС, если такой вывоз осуществляется в таможенном режиме реэкспорта в соответствии с п. 5 р. І ст. 86 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ), и отражается в строке 2 в р. І «Налоговые обязательства» налоговой декларации по НДС.

Операция по вывозу за пределы таможенной территории Украины товара, который ввозился на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, в связи с его возвратом продавцу-нерезиденту, если такой вывоз осуществляется в таможенном режиме реэкспорта за исключением операций по вывозу, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 86 ТКУ, подлежит освобождению от обложения НДС.

Напомним. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 86 ТКУ, таможенный режим реэкспорта может быть применен к товарам, которые при ввозе на таможенную территорию Украины имели статус иностранных и были помещены в таможенный режим импорта и возвращаются нерезиденту — стороне внешнеэкономического договора, согласно которому эти товары помещались в данный режим, в связи с невыполнением (ненадлежащим выполнением) условий данного договора или другими обстоятельствами, препятствующими его выполнению, если данные товары:

• вывозятся в течение 6-ти месяцев с даты помещения их в таможенный режим импорта;

• находятся в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию Украины, кроме естественных изменений их качественных и/или количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), в результате которых были выявлены недостатки, повлекшие реэкспорт товаров.

Налоговый кредит, сформированный при ввозе товаров, которые в дальнейшем вывезены в таможенном режиме реэкспорта с применением освобождения от налогообложения, подлежит корректировке в налоговом периоде, на который приходится такой вывоз, путем начисления налоговых обязательств по правилам из п. 198.5 НКУ. В свою очередь, базой налогообложения по данной операции будет цена приобретения таких товаров.

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 13.06.2017 г. № 606/ІПК/10/26-15-12-01-18.

В случае если условиями договора аренды предусмотрено, что денежные средства в виде гарантийных платежей (взносов) зачисляются в оплату лизинговых (арендных) платежей, то данная сумма гарантийных платежей (взносов) увеличивает базу обложения НДС у арендодателя. В свою очередь, налоговые обязательства у арендодателя возникают на дату «первого события», определенную п. 187.1 НКУ.

Если же условиями договора аренды предусмотрено, что гарантийные платежи (взносы) выполняют исключительно функцию средства обеспечения выполнения обязательств и подлежат возврату арендатору в конце срока действия договора, то данная сумма гарантийных платежей (взносов) не увеличивает базу налогообложения у арендодателя. Налоговые обязательства арендодателя при получении/перечислении такого гарантийного платежа не определяются.

Возможно, сначала гарантийный платеж выполняет исключительно функцию средства обеспечения, а затем направляется на погашение обязательств арендатора. В таком случае налоговики советуют на дату заключения дополнительного соглашения к соответствующему договору начислить арендодателю (плательщику НДС) налоговые обязательства по НДС, составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную, на основании которой арендатор (плательщик НДС) сможет признать налоговый кредит.

Касательно возврата гарантийного платежа в случае, если он сначала выполнял исключительно функцию обеспечения выполнения обязательства, и налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС не начислялись, то его возврат в НДС-учете произойдет бесследно.

Если же сначала за счет гарантийного платежа хотели погасить определенные обязательства арендатора (например, арендную плату за последний или любой другой месяц), то гарантийный платеж считался предоплатой соответствующих услуг. Следовательно, на дату его получения (перечисления) арендодатель начислял налоговые обязательства, а арендатор признавал налоговый кредит по НДС.

Таким образом, в случае возврата данного гарантийного платежа начинают действовать нормы п. 192.1 НКУ, а именно: возврат поставщиком (арендодателем) суммы предварительной оплаты товаров/услуг является основанием для корректировки НДС путем составления расчета корректировки.

Из этого следует логичный вопрос: правомерно ли составлять расчет корректировки с соответствующей целью в налоговой накладной, с даты составления которой истекло более 1095 дней?

Что касается разъяснения данного вопроса, налоговики отсылают в Минфин.

Со своей стороны, добавим, что ст. 192 НКУ, которая определяет порядок составления и регистрации расчета корректировки, не ограничивает в сроках для осуществления соответствующих корректировок. Итак, мы считаем, что плательщики НДС вправе составлять и регистрировать в ЕРНН расчет корректировки к налоговой накладной, с даты составления которой истекло более 1095 дней. Аналогичный вывод сделали и судьи в постановлении ВАСУ от 18.02.2016 г. № К/800/11558/13.

· ИНК ГФС от 12.06.2017 г. № 583/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Налоговое законодательство, несмотря на нормы для отдельных (специфических) видов операций:

• устанавливает, что база обложения НДС операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг не может быть ниже обычных цен, соответствующих рыночным;

• определяет обязательные условия соответствия цены поставки (договорной цены) рыночной цене, одной из которых является владение сторонами достаточной информацией о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;

• предусматривает возможность доказывания несоответствия договорной цены уровню рыночных цен.

Таким образом, в целях НКУ обычной ценой для осуществления расчета базы обложения НДС операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг является цена, определенная заинтересованными сторонами в гражданско-правовом договоре, которая одновременно должна соответствовать рыночной цене (цене, сложившейся на рынке товаров/услуг).

Положения НКУ не содержат норм касательно определения формализованной процедуры доказывания факта, что договорные цены не соответствуют рыночным ценам.

В случае проведения проверок, в определенном законодательством порядке, исследованию подлежат показатели, связанные с формированием налогоплательщиками объектов налогообложения и со своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплатой всех предусмотренных НКУ налогов и сборов (в т.ч. НДС), а также полученные в установленном законодательством порядке документы и налоговая информация, в т.ч. по результатам проверок других налогоплательщиков.

Материалы, которые являются основаниями для выводов при проведении проверок, определены в ст. 83 НКУ, в частности, это налоговая информация, экспертные заключения и т.п.

· ИНК Офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 13.06.2017 г. № 612/ІПК/28-10-01-03-11.

Одним из обязательных реквизитов, который указывается в налоговой накладной, является описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем (пп. «е» п. 201.1 НКУ). При этом обязательный реквизит «Номенклатура товарів/послуг» должен соответствовать формулировке в первичных документах, которыми сопровождается поставка таких товаров/услуг.

К тому же согласно п. 201.10 НКУ налоговая накладная, содержащая ошибки в обязательных реквизитах (определенных п. 201.1 НКУ), которые мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание, период, стороны и сумму налоговых обязательств, не может являться основанием для признания налогового кредита.

Поэтому в налоговики обращают внимание: в соответствии с п. 201.16 НКУрегистрация налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть приостановлена в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, установленных в соответствии с п. 74.2 НКУ.

О приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки поставщик и покупатель (плательщик НДС) одновременно получат соответствующую квитанцию, в которой будет указан перечень документов/объяснений, которые плательщик НДС должен будет подать в контролирующие органы (пп. 201.16.1 НКУ). Такие документы/объяснения будут рассматриваться комиссией ГФСУ, которая и будет принимать решение о дальнейшей регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

При этом основаниями для принятия комиссией ГФС решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки являются:

• непредоставление плательщиком НДС письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчета корректировки, к которой/которому применена процедура приостановления регистрации согласно п. 201.16 НКУ;

• непредоставление налогоплательщиком копий документов в соответствии с пп. «в» пп. 201.16.1 НКУ;

• предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки.

Таким образом, обнаружив расхождение между номенклатурой товаров/услуг в налоговой накладной и номенклатурой в первичных документах, комиссия ГФС может отказать в регистрации в ЕРНН соответствующей налоговой накладной. И при таких обстоятельствах покупатель потеряет право на налоговый кредит.

· Письмо ГФСУ от 16.06.2017 г. № 15731/7/99-99-15-03-02-17.

ГФСУ проинформировала об отдельных особенностях составления и регистрации в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки. Налоговики, в частности, отметили:

• плательщик НДС имеет право зарегистрировать налоговую накладную и/или расчет корректировки в ЕРНН, в которой общая сумма НДС не превышает сумму, исчисленную в соответствии с п. 200 прим 1.3 НКУв течение 365 к.дн., следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующей налоговой накладной и/или расчете корректировки. Указанный 365-дневный срок применяется к налоговым накладным и/или расчетам корректировки, составленным после 01.01.2017 г.;

• ИНК ГФСУ от 12.06.2017 г. № 582/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Плательщик НДС, который составил налоговую накладную на сумму полученного авансареорганизован путем присоединения к другому налогоплательщику. В связи с невозможностью поставить продукцию правопреемник данного налогоплательщика возвращает покупателю сумму аванса.

При этом регистрация плательщика НДС, который реорганизуется путем присоединения к другому налогоплательщику, подлежит аннулированию. И у такого плательщика НДС не происходят начисление НДС и корректировка налогового кредита (пп. 196.1.7 и п. 184.7 НКУ).

Учитывая то что при реорганизации плательщика НДС путем присоединения к другому плательщику НДС (правопреемнику) происходит аннулирование регистрации его как плательщика НДС, то у правопреемника — плательщика НДС отсутствуют основания для составления расчета корректировки к налоговой накладной, составленной налогоплательщиком, который реорганизовался и регистрация плательщиком НДС которого аннулирована, в т.ч. в случае возврата правопреемником аванса, полученного налогоплательщиком, который реорганизовался.

· ИНК ГФСУ от 12.06.2017 г. № 580/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

При составлении налоговой накладной в случае поставки товара необходимо заполнять графу 3.1 раздела Б табличной части налоговой накладной, в которой указывать код соответствующего товара согласно УКТ ВЭД. В свою очередь, для правильного заполнения налоговой накладной, составленной по операциям по поставке услуг, в данной налоговой накладной в графе 3.3необходимо указывать согласно ГКПУ именно код услуги, а не код продукции.

Таким образом, налоговая накладная, составленная по операциям по поставке услуг, в которой согласно ГКПУ указан код продукции (товара), а не код услуги, считается составленной с нарушением норм НКУ и не может быть зарегистрирована в ЕРНН.

К примеру, код 02.20 установлен ГКПУ для продукции «Древесина необработанная», а не для кода услуги по лесозаготовке. Поэтому в случае попытки зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную с кодом услуги 02.20 плательщик получает отказ с указанием причины «Код услуги не соответствует Государственному классификатору продукции и услуг».

Вместе с тем в этой консультации за определением кода услуги согласно ГКПУ налоговики предлагают обратиться в Научно-исследовательский институт метрологии измерительных и управляющих систем (адрес: ул. Кривоноса, 6, г. Львов, 79008).

· ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской области от 14.06.2017 г. № 629/ІПК/04-36-12-01-16.

Номенклатура товара неразрывно связана с указанием кода УКТ ВЭД, а наименование услуги — с кодом данной услуги в соответствии с ГКПУ.

Вместе с тем возможность объединения в однородные группы товаров с разными наименованиями, которые подпадают под определение идентичных или однородных, находится в компетенции предприятия и должна быть определена соответствующим приказом о его учетной политике. В свою очередь, следует учитывать, что такую однородность можно создавать, если изменение названия товара не приведет к изменению кода УКТ ВЭД.

Напомним. В соответствии с пп. 14.1.80 НКУидентичные товары (работы, услуги) — товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При этом под идентичными подразумеваются товары, имеющие одинаковые признаки с оцениваемыми товарами, в том числе такие, как:

• физические характеристики;

• качество и репутация на рынке;

страна производства (происхождения);

• производитель.

Согласно пп. 14.1.131 НКУоднородные (подобные) товары (работы, услуги) — товары (работы, услуги), которые не являются идентичными, но имеют похожие характеристики и состоят из схожих компонентов, в результате чего выполняют одинаковые функции по сравнению с товарами, которые оцениваются, и считаются коммерчески взаимозаменяемыми. Для определения товаров однородными (подобными) учитываются такие признаки, как:

• качество и деловая репутация на рынке;

• наличие торговой марки;

• страна производства (происхождения);

• производитель;

• год производства;

• новый или бэушный;

• срок годности.

К тому же реквизит налоговой накладной «Номенклатура товарів/послуг продавця» должен соответствовать формулировке в первичных документах, которыми сопровождается поставка таких товаров, но не должен содержать других данных.

То есть однородные и идентичные товары можно сгруппировать в графе 2 налоговой накладной, если и в бухгалтерских первичных документах эти товары также будут соответственно сгруппированы.

В этой же консультации налоговики отметили: вопрос касательно правомерности отражения в учете товаров украинского происхождения, которые имеют признаки однородных и идентичных, имеют одинаковый код УКТ ВЭД и ДСТУ, но наименование которых отличается, по одному наименованию и однородной группе, по своему содержанию не относится к компетенции ГФС.

· ИНК ГФСУ от 12.06.2017 г. № 584/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Операция плательщика НДС по поставкам товаров/услуг за наличные средства конечному потребителю (не зарегистрированному как плательщик НДС), расчеты по которым проводятся через кассу/РРО или через банковское учреждение либо платежное устройство (непосредственно на текущий счет поставщика), в частности, реализация товаров в сетях магазинов розничной торговли такому конечному потребителю, не может расцениваться как поставка товаров, которая носит непрерывный или ритмичный характер.

Следовательно, по данным операциям плательщик НДС — поставщик товаров обязан составить налоговую накладную по ежедневным итогам операций, как это предусмотрено нормами п. 201.1 НКУ.

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 13.06.2017 г. № 605/ІПК/10/26-15-12-01-18

До 01.01.2017 г. уплата налоговых обязательств, задекларированных плательщиком в налоговой декларации по НДС, осуществлялась на счет в системе электронного администрирования НДС, и на данную сумму происходило увеличение регистрационной суммы в системе электронного администрирования НДС. Уплата налоговых обязательств, определенных в уточняющем расчете, осуществлялась с текущего счета в соответствующий бюджет, что не влекло за собой увеличение регистрационной суммы в системе электронного администрирования НДС.

Дополнительно стоит отметить, что регистрационная сумма исчисляется автоматически и централизованно на уровне ГФС Украины для каждого налогоплательщика каждый раз, как происходит изменение значения какого-либо из показателей формулы.

В то же время с 01.01.2017 г. внесены изменения в п. 200 прим 1.6 НКУ. Следовательно, начиная с 01.01.2017 г. плательщики НДС в случае предоставления уточняющих расчетов к налоговой отчетности по НДС должны уплатить самостоятельно определенные денежные обязательства по НДС по уточняющим расчетам на электронный счет. На сумму данного пополнения электронного счета по НДС происходит увеличение регистрационной суммы в системе электронного администрирования НДС.

Таким образом, увеличение регистрационной суммы на сумму уплаченных налоговых обязательств по уточняющим расчетам с текущего счета в соответствующий бюджет в 2016 году Налоговым кодексом (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.) не предусмотрено.

· Уменьшение суммы налоговых обязательств плательщика НДС — поставщика при изменении суммы компенсации стоимости товаров/услуг, предоставленных лицам, которые не были плательщиками НДС на дату такой поставки, разрешается только в случае возврата ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости, в т.ч. во время просмотра цен, связанных с гарантийной заменой товаров или низкокачественных товаров в соответствии с законом или договором (п. 192.2 НКУ).

Руководствуясь п. 9 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1246, расчеты корректировки к налоговым накладным, составленным, в частности, к налоговым накладным, которые не выдаются получателю (покупателю) — плательщику НДС (при наличии законодательных оснований для составления таких расчетов корректировки), подлежат регистрации поставщиком (продавцом).

Таким образом, поставщик — плательщик НДС имеет право составить расчет корректировки в случае возврата покупателем — неплательщиком НДС неоплаченного товара. И только после регистрации данного расчета корректировки в ЕРНН поставщик может уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС.

С таким разъяснением из раздела 101.14 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Налог на прибыль

· Показатель строки 19 «Податок на прибуток, нарахований за результатами останнього (звітного) податкового періоду» декларации по налогу на прибыль (далее — Декларация) может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Уменьшение отрицательного значения строки 19 Декларации, которая уточняется, приводит к отражению в строке 26 уточняющей Декларации налогового обязательства отчетного периода, который уточняется, со знаком «+», то есть налоговое обязательство отчетного периода, который уточняется, увеличивается.

Учитывая алгоритм исчисления строки 26 Декларации, уменьшение суммы отрицательного значения показателя строки 19 Декларации, которая уточняется, свидетельствует о занижении налогоплательщиком налогового обязательства по налогу на прибыль по результатам данного отчетного периода.

Таким образом, в случае уменьшения отрицательного значения показателя в строке 19 Декларации, которая уточняется, налогоплательщик должен начислить штрафные санкции и пеню с учетом пп. 129.1.3 НКУ.

Напомним: согласно п. 50.1 НКУ, налогоплательщик при самостоятельном обнаружении ошибки за прошлые периоды должен:

а) либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% от данной суммы до предоставления такого уточняющего расчета;

б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по данному налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по данному налогу.

С таким разъяснением из раздела 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· ИНК ГФСУ от 15.06.2017 г. № 644/ІПК/28-10-01-03-11.

Дивиденды рассчитываются исходя из прибыли, определенной по правилам бухгалтерского учета.

Вместе с тем налоговое законодательство не определяет запретов для выплаты дивидендов за 2016 год при наличии непокрытого убытка за прошлые годы.

Налоговики напомнили: согласно пп. 57.1 прим 1.1 НКУ, в случае принятия решения касательно выплаты дивидендов плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных прав, на которые начисляются дивиденды, проводит указанные выплаты собственнику данных корпоративных прав независимо от того, есть ли налогооблагаемая прибыль, рассчитанная по правилам, определенным ст. 137 НКУ

· ИНК ГФСУ от 07.06.2017 г. № 533/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

В случае если налогоплательщик подтверждает расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у неприбыльных организаций по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», или сумма таких расходов совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 25 размеров минимальной заработной платы, то налоговые разницы для корректировки финансового результата до налогообложения в соответствии с пп. 140.5.4 НКУ не возникают.

Если же сумма расходов не подтверждается по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», и превышает 25 размеров минимальной заработной платы, то финансовый результат увеличивается на сумму 30% стоимости данных товаров (работ, услуг).

В свою очередь, стоимость товаров (работ, услуг) не уменьшается на сумму 25 размеров минимальной заработной платы.

· В случае перехода на общую систему налогообложения в середине года плательщик единого налога подает декларацию по налогу на прибыль предприятий за налоговый (отчетный) год, который начинается с даты перехода на общую систему налогообложения и заканчивается 31 декабря такого года.

В строках 01 и 02 декларации учитываются показатели дохода от какой-либо деятельности и финансового результата до налогообложения, определенные в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за период пребывания данного плательщика на общей системе налогообложения.

Также налогоплательщик вместе с декларацией подает финансовую отчетность, в т.ч. за период пребывания на упрощенной системе налогообложения.

Если сумма доходов за налоговый (отчетный) год, который начинается с даты перехода на общую систему налогообложения и заканчивается 31 декабря такого года, не превышает 20 млн грн, то налогоплательщику не обязательно корректировать финрезультат до налогообложения на все разницы. О данном решении необходимо уведомить налоговиков, сделав соответствующую отметку в декларации по налогу на прибыль (абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ).

Напомним: форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897.

С таким разъяснением из раздела 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФС от 10.05.2017 г. № 7601/5/99-99-14-05-01-16. Расходы на проезд командированного работника.

Расчетную квитанцию необходимо выдавать в междугородном автотранспорте вместе с теми билетами, форма которых не соответствует требованиям действующего законодательства. То есть в билете должны быть напечатаны: стоимость проезда по расчетам пассажирских перевозчиков, информация о перевозчике, страховщике и страховая сумма (п. 2 приказа Министерства транспорта и связи Украины «Об утверждении Типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа на маршрутах общего пользования» от 25.05.2006 г. № 503).

Только таким образом можно подтвердить расходы на проезд командированного работника.

Но ФЛП-единщики, занимающиеся автоперевозками, освобождены от обязанности применения РРО в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона № 265. Поэтому они обязаны выдавать по требованию письменный документ (билет) по форме, утвержденной Приказом № 503.

Валютное регулирование

· Определение Харьковского апелляционного административного суда от 30.05.2017 г. по делу № 820/5445/16

Правовые основания для поступления на валютные счета выручки по контрактам отсутствуют, если стороны договорились провести расчеты с применением векселей. В частности, данное условие обязательно должно предусматриваться в договоре (контракте).

Таким образом, расчет векселем является другим видом обязательства, не тождественным обязательству оплаты за товар по контракту. Именно поэтому правовые основания для применения ст.ст. 1 и 4 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР (далее — Закон № 185) в связи с непоступлением валютной выручки по контрактам исключены.

Напомним!

Выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 к.дн. с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации данной продукции, которая экспортируется, а в случае экспорта работ, транспортных услуг — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление транспортных услуг (ч. 1 ст. 1 Закона № 185)

· Постановление Правления НБУ от 15.06.2017 г. № 55 вступает в силу 26.06.2017 г.

НБУ продолжает работать над либерализацией валютного регулирования. Так, очередным постановлением Правления НБУ (от 15.06.2017 г. № 55) были внесены ряд изменений в некоторые нормативно-правовые акты НБУ, в связи с чем, в частности:

1) компании — субъекты ВЭД получили возможность:

• осуществлять операции по обмену (конвертации) инвалюты на условиях «форвард» без ограничения по группе Классификатора, срока и вида операции, которая хеджируется;

• проводить операции по купле-продаже инвалюты за гривни на условиях «форвард» для хеджирования риска изменения курса инвалюты по отношению к гривне по внешнеторговым операциям без ограничения по группе Классификатора и срока данной операции (ранее срок данных операций должен был составлять до 365 дней)

2) физические лица, не являющиеся предпринимателями, смогут:

• осуществлять операции по обмену безналичной иностранной валюты, имеющейся на их счете, без ограничения по группе Классификатора и количеству данных операций в течение дня (до сих пор они имели возможность проводить такие операции только раз в течение дня и лишь с иностранной валютой 1-й группы Классификатора);

• обменивать наличную иностранную валюту на безналичную без ограничения по группе Классификатора.

ЕСВ

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 14.06.2017 г. № 639/6/99-99-13-02-03-14/ІПК.

В 2014-2015 годах действовали ч.ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, которые предоставляли право работодателям получать компенсацию из бюджета в пределах среднего заработка, начисленного и выплаченного работникам, призванным на военную службу в особый период.

К тому же только с 06.12.2016 г. заработал Закон Украины от 12.11.2015 г. № 801-VIII, который сделал возможным получение компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка работникам, призванным на военную службу, которые трудились в фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных производственных кооперативах независимо от подчинения и формы собственности и у физлиц-предпринимателей. Однако реально воспользоваться данной возможностью, в частности, физлица-предприниматели, не смогли, ведь аналогичные изменения до конца 2015 года так и не внесли в Порядок № 105.

Однако благодаря Постановлению КМУ от 12.04.2017 г. № 254 выплачивается компенсация за 2014-2015 годы предприятиям (учреждениям, организациям), фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным производственным кооперативам независимо от подчинения и формы собственности и физлицам-предпринимателям в пределах среднего заработка работников, которые:

• призваны на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;

• приняты на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации;

• призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период, и подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту.

Конечно, ключевой остается проблема с возможным перечислением НДФЛ и ЕСВ, начисленного и уплаченного в 2014-2015 гг. с сумм среднего заработка, выплаченного призванным на военную службу.

В частности, в случае возврата средств из госбюджета в пределах компенсации среднего заработка работника, призванного на военную службу во время мобилизации, на особый период, работодатель осуществляет перерасчет на возврат налога и указывает результаты пересчета в налоговом расчете по форме № 1ДФ в периоде, в котором был осуществлен такой возврат, с отрицательным значением.

А вот касательно ЕСВ, то до 01.01.2016 г. не начислялся на выплаты и не удерживался ЕСВ с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Таким образом, поскольку ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 до 01.01.2016 г. не предусмотрено освобождение от начисления и удержания ЕСВ на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, то данный доход был базой начисления и удержания ЕСВ.

НДФЛ

· ИНК ГУ ГФС в Полтавской области от 14.06.2017 г. № 621/ІПК/10/16-31-13-02-20.

Налоговики продолжают отвечать на вопросы налогоплательщиков в части налогообложения дивидендов в 2017 году в связи с уменьшением для данного дохода ставки НДФЛ задним числом.

Имеет ли право предприятие в соответствии с пп. 169.4.3 НКУ осуществить перерасчет налога на доходы физических лиц, удержанного в I квартале 2017 года с дивидендов в размере 18%, на пониженную ставку 9%?

Вместе с тем налоговый агент вправе осуществить перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за какой-либо период и в любых случаях для определения правильности налогообложения и провести соответствующие корректировки. Результаты перерасчета, в частности, по начисленным доходам в виде дивидендов, отражаются в отчетности по форме № 1ДФ того периода, в котором был проведен перерасчет сумм налога. Уточняющий расчет в данном случае не подается.

Имеет ли право предприятие зачислить переплату, возникшую по налогу на доходы физических лиц, в счет уплаты налога с будущих выплачиваемых доходов (арендной платы за землю, оплаты труда и прочих налогов)?

Если налоговый агент удержал НДФЛ с доходов в виде дивидендов по 18%-ной ставке налога, то такой агент может осуществить перерасчет сумм начисленных налогоплательщику доходов и вернуть излишне удержанный налог. Возврат можно осуществить путем уменьшения суммы НДФЛ, которая будет начислена в следующих периодах.

Как облагать невыплаченные дивиденды после 15.04.2017 г., когда вступила в силу норма по ставке обложения НДФЛ дивидендов в размере 9%?

Доходы в виде дивидендов окончательно облагаются налоговым агентом при их начислении налогоплательщику.

Благодаря Закону № 1797 с 1 января 2017 года доходы в виде дивидендов, начисленных предприятием — плательщиком единого налога за период 2016 года, облагаются НДФЛ по ставке 9%.

· ГУ ГФС в Хмельницкой области в ИНК от 14.06.2017 г. № 624/ІПК/22-01-13-01-21.

Касательно отчетности по форме № 1ДФ, то в случае, если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, то налоговый расчет в виде отдельного извлечения за данное подразделение подает юридическое лицо в орган ГФС по своему местонахождению и направляет копию такого расчета в орган ГФС по местонахождению этого обособленного подразделения в установленном порядке. Этот расчет подается только в случае начисления сумм указанных доходов налогоплательщику налоговым агентом в течение отчетного периода.

Таким образом, если юридическим лицом не проведено начисление доходов работникам своих необособленных подразделений, то налоговые расчеты на работников данных подразделений в орган ГФС не подаются.

Акцизный налог

· Письмо ГФС от 19.06.2017 г. № 15789/7/99-99-15-03-03-17.

Плательщики акцизного налога впервые подают декларацию акцизного налога с учетом изменений, внесенных приказом Минфина от 24.04.2017 г. № 451, не позднее 20 августа 2017 года за отчетный период — июль 2017 года.

Соответствующая позиция озвучена налоговиками в подкатегории 116.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

ГФС подчеркивает, что в связи с отменой акцизного налога по розничной продаже горючего с 01.01.2017 г. субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию горючего, не заполняют раздел II приложения 6 к декларации акцизного налога «Розрахунок суми акцизного податку з реалізації суб’єктами господарювання роздрібної торгівлі підакцизних товарів»; а раздел II приложения 6 к данной декларации заполняется только в случае предоставления субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную продажу горючего, уточняющей декларации по соответствующим операциям, осуществленным до 1 января 2017 года и задекларированным в отчетности, предоставленной до 21 января 2017 года (то есть предоставленной за декабрь 2016 года).

· ИНК ГФСУ от 14.06.2017 г. № 635/6/99-95-42-03-15/ІПК

Если юридическое лицо предоставляет другим лицам услуги по хранению, погрузке-разгрузке горючего (кроме сжиженного природного газа, бензола, метанола), оно должно создать акцизный склад. При этом не имеет значения, кто является собственником данного горючего.

Отметим, что позиция фискалов была аргументирована ссылкой на пп.пп. 14.1.6 и 14.1.224 НКУ, согласно которым:

акцизный склад — это, в частности, помещения, расположенные на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, погрузки-разгрузки, хранения горючего (кроме сжиженного природного газа, бензола, метанола), за исключением помещений для погрузки-разгрузки, хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления горючего распорядителем акцизного склада$

распорядитель акцизного склада — это, в частности, субъект хозяйствования, осуществляющий производство, обработку (переработку), смешивание, погрузку-разгрузку, хранение горючего (кроме сжиженного природного газа, бензола, метанола), кроме субъектов хозяйствования, которые используют помещения, расположенные на таможенной территории Украины, для погрузки-разгрузки, хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления горючего.

РРО

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Днепропетровской области от 12.06.2017 г. № 566/ІПК/04-36-14-10-15

Продавцы, которые получают оплату за товар в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т.п.), и применяют РРО, должны регистрировать продажу одновременно с проведением расчетов. Если товар продан через Интернет, расчетный документ следует предоставлять при непосредственной передаче товара клиенту. Расчеты, которые осуществляются через учреждения банка, применения РРО не требуют.

Трудовое законодательство

· Главным признаком, который отличает трудовые отношения от подрядных, является то, что трудовое законодательство регулирует процесс трудовой деятельности, ее организации, а по ГПД процесс организации трудовой деятельности остается за его пределами, вместе с тем целью ГПД является получение определенного материального результата.

Часто случается так, что работы полностью соответствуют четко определенной должности (профессии), по которой функциональные обязанности заключаются в выполнении четко установленных действий и по которым не следует получение на финише материального результата. В данном случае по определенным профессиям достаточно противоречивым является заключение ГПД.

В то же время суды в некоторых случаях принимают сторону предприятия, и признают правомерность заключения ГПД, к примеру, с уборщиком и фельдшером.

В одном из судебных исков Гоструда обосновывает, что, заключая гражданско-правовой договор о предоставлении услуг, директор предприятия фактически нарушил требования ст. 24 КЗоТ, поскольку должность уборщика служебных помещений мукомольного цеха и должность фельдшера согласно Классификатору профессий и должностей ДК 003:2010 предусмотрены штатным расписанием предприятия, а потому допуск работников к работе по заключенным гражданско-правовым договорам о предоставлении вышеуказанных услуг, запрещается.

В процессе выполнения работ по гражданско-правовому договору подрядчик должен действовать собственными силами и на свой страх и риск. К тому же по таким договорам на подрядчика не могут распространяться правила внутреннего трудового распорядка заказчика, поскольку подрядчик не входит в состав трудового коллектива, а также на него не распространяются гарантии и льготы, предусмотренные трудовым законодательством. Никакие доказательства о том, что предприятием предпринимались достаточные меры касательно заполнения указанных вакансий, не предоставлены. Заключенные истцом договоры гражданско-правового характера имеют признаки трудового, поскольку работники выполняют функции по конкретной должности, а не индивидуально определенную работу, результаты которой могут оформляться актами приемки-передачи выполненных работ (предоставленных услуг), на основании которых осуществляется оплата. Работа, которую выполняют указанные работники, относится к основной деятельности предприятия. В случае если работы, которые выполняются по заключенному гражданско-правовому договору, соответствуют вакантной должности и выполняются регулярно, а исполнитель подчиняется внутреннему трудовому распорядку заказчика, то данный договор можно считать имеющим признаки трудового договора.

Однако определением Львовского апелляционного административного суда от 16.01.2017 г. по делу № 876/9669/16апелляционную жалобу Управления Гоструда в Ивано-Франковской области решено оставить без удовлетворения.

Суд установил, что с физлицами заключен ГПД о предоставлении услуг по уборке помещений мукомольного цеха, о предоставлении услуг по отбору проб зерна с автотранспорта и железнодорожных вагонов, о предоставлении услуг по оказанию первичной медицинской помощи и контролю за допуском водителей транспортных средств к работе.

Согласно имеющимся в материалах дела письменным объяснениям, уборка мукомольного цеха комбината осуществлялась в нерабочее время по штатной должности или в выходные и нерабочие дни по своему усмотрению.

Предоставление услуг медицинского характера носило нерегулярный характер, они предоставлялись в период, когда уведомляла администрация и при необходимости в любое время дня.

При этом в предоставленных объяснениях указанными лицами указано, что они не подлежали правилам внутреннего трудового распорядка.

Работы, которые были поручены по указанным договорам, приняты предприятием согласно актам приемки выполненных работ.

Поэтому суд считает, что исследованные гражданско-правовые договоры не являются такими, которые скрывают трудовые договоры, поскольку эти сделки были заключены для достижения результатов труда — получения определенных услуг, а не регулировали сам процесс труда, что свойственно трудовым договорам.

· ИНК ГФС от 15.06.2017 г. № 658/Н/99-99-13-02-01-14/ІПК.

Работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и которым предоставлен статус безработного, по направлению территориальных органов Государственной службы занятости, сроком не менее чем на 2 года, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен.

Порядок компенсации работодателям расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден постановлением КМУ от 15.04.2013 г. № 347.

· Письмо Минсоцполитики от 26.04.2017 г. № 1296/01/101-17

Работникам с ненормированным рабочим днем может быть установлен дополнительный ежегодный отпускпродолжительностью до 7 к.дн. согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором, соглашением.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими отраслевыми профсоюзами могут утверждать ориентировочные перечни работ, профессий и должностей работников с ненормированным рабочим днем (п. 6 Рекомендаций относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.1997 г. № 7, далее — Рекомендации).

Список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, определяется коллективным договором (п. 7 Рекомендаций).

Таким образом, руководствуясь Ориентировочным перечнем (если такой имеется), на предприятии, в учреждении, организации в качестве приложения к коллективному договору утверждается Список профессий, должностей работников с ненормированным рабочим днем с указанием конкретной продолжительности отпуска в пределах его 7-дневной продолжительности, в который могут быть внесены профессии, должности, не предусмотренные Ориентировочным перечнем.

В свою очередь, следует заметить: общая продолжительность ежегодного основного и дополнительного отпусков не может превышать 59 к.дн.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Проект Основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы зарегистрирован в Верховной Раде 15 июня 2017 года.

Согласно прогнозам КМУ, обменный курс гривны к доллару США в 2020 году возрастет в среднем на 3,2 грн. Так, в Основных направлениях бюджетной политики на 2018-2020 годы Правительство предусматривает следующий курс гривны:

— 2017 год — 27,8 грн. за долл.;

— 2018 год — 29,3 грн. за долл.;

— 2019 год — 30,5 грн. за долл.;

— 2020 год — 31 грн. за долл.

В частности, предлагается установить минимальную зарплату в размерах:

— с 1 января 2018 года — 3 723 грн.;

— с 1 января 2019 года — 4 173 грн.;

— с 1 января 2020 года — 4 425 грн.

· 22 июня Верховная Рада приняла за основу проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (относительно усовершенствования некоторых положений)» (№ 4646-д), предусматривающий привести нормы Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» в соответствие с законодательством Европейского Союза, в частности, с положениями Директивы ЕС № 2013/34/ЄС, и усовершенствовать порядок применения МСФО.

Так, предложены новые определения термина «предприятия, представляющие общественный интерес». Такими субъектами будут только предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам (т.е. не любые публичные акционерные общества), страховщики, негосударственные пенсионные фонды. Другие финансовые учреждения будут предприятиями, представляющими общественный интерес только при условии соответствия критериям, установленным для средних и крупных предприятий. Таким образом, другие финансовые учреждения, соответствующие критериям микро- и малых предприятий, не будут входить в состав предприятий, представляющих общественный интерес. Это значительно расширит рынок для отечественных аудиторских компаний.

С учетом положений Директивы ЕС № 2013/34/ЄС проект предусматривает освободить микро- и малые предприятия от предоставления отчета об управлении. Средние предприятия имеют право не отражать в отчете об управлении так называемую нефинансовую информацию.

Также уточняются требования относительно составления финансовой отчетности по международным стандартампредприятиями, представляющими общественный интерес, и предприятиями, занимающимися добычей полезных ископаемых общегосударственного значения.

Документ предлагает имплементировать требования Директивы ЕС № 2013/34/ЄС и международных стандартов финансовой отчетности в части консолидированной финансовой отчетности с уточнением, что она составляется по правилам национальных или международных стандартов ведения бухгалтерского учета. Требования консолидации отчетности не распространяются на малые группы предприятий.

· Верховная Рада приняла решение, что правительственный законопроект № 6016 «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» и альтернативный законопроект № 2534 «Об аудиторской деятельности» нуждаются в доработке.

Напомним: оба законопроекта должны привести в соответствие с международными стандартами правовые основы аудита финансовой отчетности, осуществление аудиторской деятельности в Украине и урегулирование отношений, возникающих при ее осуществлении.

· Для информирования общественности о нюансах пенсионных изменений запущен сайт, на котором размещены самые распространенные вопросы и ответы, возникающие в связи с предстоящими нововведениями в пенсионном законодательстве.

Также указывается, что с 1 января 2018 года предлагается установить следующие правила:

• Пенсия по возрасту в 60 лет

Пенсия по возрасту в 60 лет будет назначаться при наличии страхового стажа 25 лет. Каждые 12 месяцев требование к размеру страхового стажа будет увеличиваться на 1 год. И в 2028 году, чтобы получить пенсию по возрасту, необходимо будет иметь 35 лет страхового стажа.

Для стимулирования продолжения работы после достижения пенсионного возраста предлагается оставить действующую систему доплаты (бонуса) за более поздний выход на пенсию — 0,5% от начисленной пенсии за каждый дополнительный месяц страхового стажа (или 6% — за год). В случае же выхода на пенсию с отсрочкой более 5 лет данный бонус составит 0,75% от начисленной пенсии за каждый месяц страхового стажа по достижении 60-летнего возраста (или 9% — за год).

Если у 60-летнего лица не будет указанной продолжительности страхового стажа, оно имеет право выбрать — доработать необходимое количество лет или приобрести необходимую продолжительность страхового стажа для назначения пенсии в возрасте от 60 до 63 лет.

Данные правила будут действовать с учетом переходного периода повышения пенсионного возраста женщинам.

• Пенсия по возрасту в 63 года

В 63 года пенсия по возрасту — как для мужчин, так и для женщин, будет назначаться при наличии страхового стажа продолжительностью от 15 до 25 лет. Каждые 12 месяцев требование к количеству страхового стажа будет увеличиваться на 1 год до достижения в 2028 году 25-35 лет страхового стажа.

Если у 63-летнего лица не будет указанной продолжительности страхового стажа, оно имеет право выбрать — доработать необходимое количество лет или приобрести необходимую продолжительность страхового стажа для назначения пенсии в возрасте от 63 до 65 лет.

• Пенсия по возрасту в 65 лет

Начиная с 1 января 2019 года, лицам, у которых страховой стаж составит 15 лет, пенсия по возрасту будет назначаться в 65 лет.

Лица, у которых отсутствует страховой стаж (общий) продолжительностью 15 лет, будут иметь право на назначение государственной социальной помощи по достижении 65 лет по совокупному доходу семьи.

· Вместе с многочисленными изменениями в пенсионном законодательстве одновременно предложены изменения и в Законы об ЕСВ. Среди инициатив Правительства в законопроекте содержатся нормы, предусматривающие:

1. Увеличение максимальной величины базы начисления ЕСВ с 25 прожиточных минимумов до 15 минимальных зарплат (в 2017 году — 48 000 грн).

2. Плательщиками ЕСВ будут выступать члены фермерского хозяйства, если они не относятся к кругу лиц, подлежащих страхованию на других основаниях. Уплачивать они будут ЕСВ по тому же принципу, что и предприниматели-общесистемщики.

3. Ставка ЕСВ увеличивается на 15% для работодателей, применяющих труд лиц, занятых полный рабочий день на вредных работах, которые дают право на льготную пенсию. Ставка ЕСВ увеличивается на 7% для работодателей, применяющих труд лиц, занятых полный рабочий день на других вредных работах по Списку № 2 и результатам аттестации рабочих мест. Сумма дополнительно уплаченного ЕСВ пойдет на пенсионное страхование.

4. Предприниматели и члены фермерского хозяйства будут уплачивать ЕСВ поквартально.

5. Вводится добровольная уплата ЕСВ за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному соцстрахованию, продолжительностью не более 24 месяцев.

6. В персональной учетной карточке застрахованного лица появится графа с профессиональным названием работ.

7. Страхованию в связи с временной потерей трудоспособности подлежат лица, работающие на условиях ГПД, а также предприниматели — те, кто осуществляет независимую профдеятельность, и члены фермерских хозяйств.

8. Страховой стаж за периоды до 01.01.2016 г. считается в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании».

9. Матобеспечение и соцуслуги по соцстрахованию лицам, работающим по трудовым договорам и ГПД, будут предоставляться по основному месту работы. Если лицо совмещает основную работу с другой работой или предпринимательской деятельностью, то больничные и декретные будут предоставляться по основному месту работы и по совместительству в порядке, установленном КМУ.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy