Изменения в законодательстве Украины, май 2017 г. — 22 мая 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Приказ Минфина от 06.04.2017 г. № 415.

В Порядок возврата денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, добавлена норма, предусматривающая:

«В случае возврата излишне уплаченных налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, зачисленных в бюджет со счета налогоплательщика в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 2001.5 статьи 2001 Налогового кодекса Украины, данные средства подлежат возврату исключительно на счет плательщика в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а при его отсутствии на момент обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченных налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость или на момент фактического возврата средств — путем перечисления на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка».

Изменения внесены приказом Минфина от 06.04.2017 г. № 415.

Кроме того, указанный Порядок будет определять также процедуры возврата денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, в частности и пени.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· В случае если по договору поручения, заключенному между таможенным брокером и импортером, уплата НДС в бюджет при растаможивании товаров осуществляется через таможенного брокера, то такой импортер — владелец товаров имеет право отнести сумму НДС к налоговому кредиту на основании таможенной декларации, в которой он должен быть указан как получатель (владелец) товара, при условии перечисления им средств таможенному брокеру до момента растаможивания товара.

С таким разъяснением из раздела 101.13 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· При выявлении ошибок в обязательных реквизитах налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 НКУ, контролирующий орган по заявлению покупателя проводит документальную проверку и по ее результатам на основании акта проверки составляет налоговое уведомление-решение, согласно которому начисляет штраф в размере 170 грн. и обязывает исправить такие ошибки. Неисполнение налогового уведомления-решения контролирующего органа с предупреждением о необходимости исправления налогоплательщиком-продавцом указанных в абз. 1 п. 120 прим. 1.3 НКУ ошибок в течение 10-ти календарных дней, следующих за днем его получения, влечет наложение на такого налогоплательщика штрафа в размерах от 10% до 100% суммы НДС, указанной в этой налоговой накладной, в зависимости от количества дней просрочки неисправления ошибок.

С таким разъяснением из раздела 101.27 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Плательщики НДС, осуществляющие поставки товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств в соответствии с п. 187.7 НКУ, определяют только дату возникновения налоговых обязательств по дате зачисления таких средств на банковский счетналогоплательщика, но не применяют кассовый метод налогового учета согласно пп. 14.1.266 НКУ.

Следовательно, поле «Відмітка про застосування касового методу податкового обліку» в декларации по НДС заполняется только в случае применения кассового метода налогового учета и не заполняется налогоплательщиками, осуществляющими поставки товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств.

Таким образом, при одновременном применении плательщиком НДС двух способов учета налоговых обязательств, а именно — по кассовому методу и по событию, произошедшему ранее (приобретенные и/или изготовленные им товары/услуги предназначены для частичного использования в операциях, по которым дата возникновения налоговых обязательств определяется частично по кассовому методу, а частично — по методу события, произошедшего ранее), право на налоговый кредит, соответственно, будет возникать пропорционально такому предназначению и использованию данных товаров/услуг.

Такое разъяснение опубликовала ГФС в Днепропетровской области.

· Учитывая то что поставка товара, цена которого при приобретении была установлена, например, за весовую единицу(килограмм, тонну и т.п.), может осуществляться по цене за количественную единицу (штуку и т.д.) такого товара, то единица измерения, указанная в графе 4 налоговой накладной, составленной на операцию по поставке товара может отличаться от единицы измерения, указанной в налоговой накладной, полученной налогоплательщиком при приобретении данного товара.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГУ ГФС в Черниговской области от 20.04.2017 г. № 1464/10/25-01-12-01-09.

Налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс).

Данное требование предусмотрено п. 201.7 НКУ и п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307.

Вместе с тем налоговая накладная должна содержать идентичные показатели (номенклатуру товаров/услуг продавца, единицы измерения товара/услуги, количество, цену поставки единицы товара/услуги) тем, которые указаны в первичных документах и в части, оплаченной контрагентом-покупателем или фактически выполненной поставщиком услуг.

То есть в графе 2 налоговой накладной «Номенклатура товарів/послуг продавця» указываются данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг, а именно должен быть отражен перечень предоставляемых услуг.

В графу 6 «Кількість (об’єм, обсяг)» налоговой накладной вносятся данные относительно количества (объема) поставки товаров/услуг. При составлении налоговой накладной на полную поставку услуги или на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс) в полном объеме, в графе 6 налоговой накладной указывается «1». При составлении налоговой накладной на частичную поставку услуги или при получении суммы предоплаты в частичном размере договорной стоимости услуги в графе 6 указывается соответствующая доля предоставленной (оплаченной) услуги в виде десятичной дроби.

Поэтому составление налоговых накладных на полную поставку услуги при получении частичной предоплаты услуг не соответствует нормам НКУ и не позволяет идентифицировать операции. При составлении таких налоговых накладных поставщиком покупатель не имеет оснований для отнесения указанных в них сумм НДС к налоговому кредиту, поскольку данные налоговые накладные не соответствуют первичным документам согласно п. 44.1 НКУ.

То есть нарушением порядка заполнения налоговой накладной является несоответствие показателей, указанных в налоговой накладной, условиям их фактической поставки (номенклатуре, количеству товаров/услуг и т.п.), подтвержденным первичными документами.

· Письмо Минфина Украины от 10.04.2017 г. № 11210-09-10/9617.

Согласно пп. 140.5.11 НКУ, финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами в пользу лиц, не являющихся налогоплательщиками (кроме физических лиц), и в пользу налогоплательщиков, которые облагаются по ставке 0% согласно п. 44 подраздела 4 р. XX НКУ.

То есть исключением по данному положению НКУ могут быть только физические лица, являющиеся плательщиками НДФЛ. Вышеуказанное обосновывается введением в НКУ унифицированной ставки в размере 18% для обложения как налогом на прибыль, так и НДФЛ.

Следовательно, плательщики налога на прибыль предприятий, которые начисляют штрафы, пени, неустойки в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами в пользу физических лиц — предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, должны корректировать финансовый результат до налогообложения в соответствии с пп. 140.5.11 НКУ.

· Если расходы на улучшение объекта аренды проведены с согласия арендодателя и не компенсированы арендатору, то при возврате объекта аренды стоимость улучшения считается безвозмездно предоставленной услугой и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по основной ставке, исходя из цены приобретения товаров/услуг, использованных для такого улучшения.

В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендодателем арендатору компенсации расходов арендатора на улучшение объекта аренды, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по данным договорам, являются отдельной операцией по предоставлению услуги по улучшению основных фондов, рассматриваются как отдельный объект налогообложения и подлежат обложению НДС по основной ставке.

С таким разъяснением из раздела 101.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФС от 26.04.2017 г. № 9030/6/99-99-13-02-03-15.

Стоимость подарка, полученного налогоплательщиком — физическим лицом — нерезидентом от юридического лица — резидента,включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика-нерезидента и облагается НДФЛ на общих основаниях. Налоговый агент при начислении (выплате) в пользу физического лица — нерезидента дохода в виде подарка, в форме № 1ДФ обязан отразить регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (далее — РНУКН).

Заметим!

Документы, связанные с проведением операций, предусмотренных п. 70.12 НКУ, которые не имеют РНУКН, считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины (п. 70.13 НКУ).

· Информацию о ставках местных налогов и сборов можно получить в ГНИ по месту размещения объекта налогообложения и/или на веб-сайтах местных советов.

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, согласно ст. 266 НКУ устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения. Ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, которая уплачивается на соответствующей территории, также устанавливаются органами местного самоуправления (п. 284.1 НКУ).

Копия принятого местным советом до 25 декабря года, предшествующего отчетному, решения об установлении местных налогов или сборов направляется в 10-дневный срок со дня обнародования в контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов (пп. 12.3.3 НКУ).

Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период).

По данным ГФС.

· По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 936 Гражданского кодекса Украины, далее — ГКУ). При этом хранитель обязан принимать все меры, установленные договором, законом, другими актами гражданского законодательства, для обеспечения сохранности вещи (ст. 942 ГКУ).

Убытки, причиненные поклажедателю утратой (недостачей) или повреждением вещи, будут возмещаться хранителем:

• в случае утраты (недостачи) вещи — в размере ее стоимости;

• при повреждении вещи — в размере суммы, на которую понизилась ее стоимость (ст. 951 ГКУ).

В случае если хранитель товара предоставил владельцу товара письменный отказ о возврате такого товара или истек срок его хранения, определенный в договоре, и плательщик не возвращает товар без каких-либо объяснений, то считается, что произошла операция по поставке данного товара, и на дату этого письменного отказа или истечения срока хранения товара у владельца такого товара возникают налоговые обязательства по НДС.

С таким разъяснением из раздела 101.06 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Фактический расход топлива колеблется в широких пределах в зависимости от многих факторов с изменениями условий эксплуатации и пр. Эти колебания должны учитываться применением дополнительных норм расхода топлива и корректирующих коэффициентов, предусмотренных Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.1998 г. № 43 (далее — Нормы), во время расчетов предприятием нормативных расходов топлива.

Если фактический расход топлива существенно отличается от нормативного, это может являться поводом для проверки учета всех причастных факторов и, при необходимости — изменений в применении корректирующих коэффициентов и значений норм дополнительного потребления топлива, чтобы привести их перечень и значения в соответствие с реальными условиями эксплуатации (например, эксплуатация автомобиля преимущественно в условиях значительных и длительных пробок в городе и т.п.).

Установление предприятиями объективных нормативных расходов топлива в соответствии с методологией, предоставляемой Нормами, безусловно, является важным для обоснованного определения себестоимости перевозок и в целом себестоимости продукции, поставляемой потребителям автомобильным транспортом, себестоимости услуг по перевозке пассажиров, аргументированного определения базы налогообложения субъектов хозяйствования и др. Но самое важное то, что Нормы являются инструментом экономии расходов энергетических ресурсов в Украине.

Мининфраструктуры поддерживает требования ГФС относительно обязательности списания расходов топлива и смазочных материалов дорожным транспортом, а также осуществления контроля правильности и обоснованности данных расчетов субъектами хозяйствования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности или формы налогообложения по единой прозрачной системе, которая достигается благодаря применению Норм.

В ведомстве подчеркнули, что вопросы налогообложения относятся к компетенции ГФС.

Кроме того, Мининфраструктуры в Письме от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17 отметило, что применение предприятием нормативных расходов топлива, превышающих предельно допустимые значения, установленные Нормами, или бесконтрольное списание топлива и смазочных материалов по «фактическим расходам» неприемлемо в Украине, поскольку это создает условия для злоупотреблений.

Неиспользование данных норм повлечет за собой серьезные негативные последствия, в частности:

• повышение себестоимости транспортных услуг и в целом продукции, которая перевозится автомобильным транспортом;

• уклонение субъектов хозяйствования от уплаты налогов, нецелевое использование топлива,

• в целом чрезмерное, неэффективное потребление Украиной энергетических ресурсов и др.

· Письмо ГФС от 26.04.2017 г. № 9023/6/99-99-15-03-03-15.

Плательщиком акцизного налога с реализованной готовой продукции, произведенной из давальческого сырья, является ее производитель (пп. 212.1.1 НКУ).

Во время предоставления предприятием подакцизного сырья другому предприятию для производства нефтепродуктов на давальческих условиях предприятие-заказчик не является производителем готовой продукции, поэтому не имеет права на уменьшение налогового обязательства на сумму налога, уплаченного с подакцизного сырья, которое использовано для изготовления готовой продукции (нефтепродуктов).

Следовательно, предприятие-заказчик не может применять норму п. 217.6 НКУ относительно уменьшения суммы акцизного налога к уплате на сумму налога, рассчитанного для сырья.

· Письмо ГФС от 04.05.2017 г. № 11086/7/99-99-12-03-04-17.

Приложение 4 к Декларации по эконалогу за I квартал 2017 года подается по старой форме, а за II квартал и последующие периоды — по новой форме, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2016 г. № 1177.

Фискалы напомнили: ранее действующее приложение 4 дополнено строками 4.2.1.2.4, 4.2.2.2.4, 4.3.1.2.4, 4.3.2.2.4, которые называются «коригуючий коефіцієнт», поскольку налоговые обязательства по экологическому налогу в части экологического налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) относительно накопленных до 1 апреля 2009 года отходов исчисляются с применением корректирующего коэффициента.

· Лист нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в период ежегодного (основного и дополнительного) отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет не выдается (пп. «б» п. 3.15 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.2001 г. № 455).

То есть в данном случае нет оснований для назначения пособия по временной нетрудоспособности.

В то же время, по мнению Минсоцполитики (Письмо от 23.10.2014 г. № 1601/5/75-14), право на получение пособия по уходу за больным ребенком наступает только в случае прекращения лицом отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста независимо от того, вышло лицо работать на полный или неполный рабочий день.

При этом решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, которая создается (избирается) на предприятии, в учреждении, организации.

Соответствующее разъяснение размещено на сайте ФСС по ВПТ.

· Письмо Минсоцполитики от 20.04.2017 г. № 1225/0/101-17/282.

В случае если единоразовое вознаграждение (премия) по итогам работы за 2016 год было выплачено в январе 2017 года, то в течение 2017 года оно будет учитываться при исчислении средней заработной платы согласно Порядку № 100 путем прибавления к заработку каждого месяца расчетного периода 1/12 данного вознаграждения.

Ведь единоразовое вознаграждение по итогам работы за год включается в средний заработок путем прибавления к заработку каждого месяца расчетного периода 1/12 вознаграждения, начисленного в текущем году за предыдущий календарный год (п. 3 Порядка № 100).

· Письмо Минсоцполитики от 21.03.2017 г. № 791/0/101-17/282).

Исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера изложены в ч. 2 ст. 3 прим 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР. При этом выплаты, не перечисленные в упомянутой норме, должны учитываться в минимальную заработную плату.

Что касается сумм среднего заработка, которые сохраняются за работниками, то указанные выплаты не являются заработной платой работника, которую работодатель выплачивает ему за выполненную работу, а это выплаты, которые рассчитываются в соответствии с положениями Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100.

Таким образом, суммы среднего заработка не учитываются в заработную плату для обеспечения ее минимального уровня.

· Выплата страхователями-работодателями материального обеспечения застрахованным лицам за счет собственных средств с последующим возмещением (погашением данных расходов) ФСС по ВПТ действующим законодательством не предусмотрена.

Об этом напомнили специалисты Харьковского областного отделения Фонда и подчеркнули, что основанием для финансирования страхователей рабочими органами Фонда является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, которое содержит информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

Страхователь-работодатель открывает отдельный текущий счет для зачисления страховых средств в банках в порядке, установленном Национальным банком Украины. Средства Фонда, поступающие на указанный счет, учитываются на отдельном субсчете.

Страховые средства, зачисленные на отдельный текущий счет в банке, могут быть использованы страхователем исключительно на предоставление материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.

Согласно ч. 6 ст. 15 Закона № 1105, в случае нарушения порядка использования страховых средств работодатели возмещают Фонду в полном объеме неправомерно израсходованную сумму страховых средств и уплачивают штраф в размере 50% данной суммы.

Кроме того, к нарушителям применяется административная ответственность согласно ст. 165 прим. 5 КоАП, а именно — штраф в размере от 136 грн. до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн.

· Учет операций по купле-продаже путевок в детский оздоровительный комплекс осуществляется по правилам бухгалтерского учета и таким образом влияет на формирование финансового результата до налогообложения и объекта обложения налогом на прибыль.

В случае продажи путевок на оздоровление с соответствующим признаком относительно продажи путевок физическим лицам до 18-ти лет, инвалидам и детям-инвалидам (как непосредственно физическим лицам, так и через юридические лица), будет применяться режим освобождения от налогообложения НДС.

То есть определяющим критерием для освобождения от налогообложения НДС является реализация путевок, предназначенных для физических лиц до 18-ти лет, инвалидов и детей-инвалидов.

Учитывая вышеизложенное, в дальнейшем при реализации оздоровительных путевок с имеющимся соответствующим признаком относительно продажи физическим лицам до 18-ти лет, будет применяться режим освобождения от обложения НДС.

При этом по указанным операциям предприятиям необходимо учесть положения п. 198.5 НКУ.

ГФС в Днепропетровской области.

· Решение Ивано-Франковского окружного административного суда от 16.03.2017 г. по делу № 809/182/17.

Предприятия считают ошибочными выводы о том, что гражданско-правовая сделка, совершенная с физическим лицом, содержит признаки трудового договора.

В частности, в ходе такого спора судом установлено, что между истцом (частное предприятие) и лицом заключен договор о предоставлении услуг сроком с 01.05.2016 г. до момента его расторжения, но не позже чем до 31.12.2016 г.

Предметом договора о предоставлении услуг является взятие лицом на себя обязательства касательно предоставления услуг, оплата за которые будет начисляться в соответствии с количеством отработанных часов и фактически выполненных услуг исходя из потребностей истца, в частности, во исполнение условий по данному договору лицо обязуется выполнять работы по бухгалтерскому учету.

В судебном заседании лицо подтвердило, что по условиям гражданско-правовой сделки предоставляло услуги одного вида бухгалтерского учета, осуществляло организацию своей деятельности во время и способом, определенными им самостоятельно, внутренний трудовой распорядок на него не распространялся. Также свидетель отметила, что осуществляет предоставление таких услуг нескольким предприятиям, находится на пенсии, а потому не желает вступать в трудовые отношения с частным предприятием или другими лицами. В то же время подчеркнула, что содержание гражданско-правовой сделки соответствует действительным намерениям сторон.

Как следствие, суд делает вывод, что в правоотношениях между истцом и лицом (сторонами договора о предоставлении услуг) есть признаки, характерные именно гражданско-правовым отношениям между работодателем и наемным работником, установлен определенный объем выполнения работ и их конечный результат.

При таких обстоятельствах, по содержанию договор о предоставлении услуг является гражданско-правовым договором, а выводы ответчика о наличии в этом договоре признаков трудового договора и нарушении истцом требований пунктов 1, 3 ст. 24 КЗоТ являются ошибочными.

· Определение ВАСУ от 11.04.2017 г. № К/800/46400/14.

С позиций налогообложения не имеет значения, есть ли в хозяйственной операции дефект формы заключенной сделки (кроме случаев, когда в законе прямо указано, что сделка, которая не соответствует форме закона, является никчемной или сделка признана судом недействительной), а имеет значение совершенная плательщиком хозяйственная операция, которая и должна быть предметом анализа в налоговом споре.

В частности, законодательством предусмотрена возможность заключения договоров в упрощенном порядке через деловую переписку — путем обмена документами, в т.ч. электронными, в виде принятия заказа к выполнению. При этом договоры, заключенные указанными способами, считаются совершенными в письменной форме. В то же время расходы налогоплательщика должны быть фактически осуществлены и подтверждены надлежащим образом оформленными первичными документами, предусматривающими реальные хозяйственные операции, которые отражаются в налоговом учете и которые должны способствовать реальным изменениям имущественного положения налогоплательщика.

· Определение Днепропетровского окружного административного суда от 24.03.2017 г. по делу № 804/8330/16.

Ни Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным Постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509, ни ст. 34 Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 г. № 1404-VIII не предусмотрено приостановление действия и исполнения постановлений органов Гоструда о наложении штрафов в случае обжалования последних в судебном порядке.

Но в то же время согласно ч. 1 ст. 117 Кодекса административного судопроизводства Украины суд по ходатайству истца или по собственной инициативе может постановить определение о принятии мер обеспечения административного иска, если существует очевидная опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу, или защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без принятия таких мер, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидны признаки противоправности решения, действия или бездействия субъекта властных полномочий.

Обеспечение иска по административным делам допускается в двух формах:

1) приостановление действия решения субъекта властных полномочий или его отдельных оспариваемых положений;

2) запрет совершать определенные действия.

Если постановление органа Гоструда о наложении штрафа было обжаловано в судебном порядке и истец не намерен уплачивать в добровольном порядке наложенный на него соответствующим постановлением штраф, существует реальная возможность начала государственным исполнителем принудительного исполнения указанного постановления. Это свидетельствует о наличии очевидной опасности причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу.

Правомерность (неправомерность) принятия обжалуемого постановления органа будет установлена только судебным решением. В случае установления противоправности обжалуемого постановления и удовлетворения исковых требований о его отмене истцу придется приложить значительные усилия и расходы, чтобы восстановить свои права и вернуть собственное имущество (средства), на которое может быть обращено взыскание в случае принудительного исполнения данного постановления.

В такой ситуации суд признал возможным и целесообразным приостановить действие оспариваемого постановления до вступления в законную силу судебного решения по рассматриваемому делу.

· Заказчик может отказать участнику закупки и отклонить его тендерное предложение, если участник имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Документацию об отсутствии задолженности можно подать в произвольной форме, причем заказчик определяет способ ее предоставления только для победителя процедуры закупки. Справка об отсутствии задолженности выдается органами доходов и сборов в бумажном или электронном виде.

Для того чтобы улучшить сервисное обслуживание плательщиков, упростить их взаимодействие с контролирующими органами и ускорить процесс выдачи справки, был доработан сервис «Электронный кабинет плательщика» (https://cabinet.sfs.gov.ua). Используя электронную цифровую подпись (ЭЦП), пользователь может отправить заявление и получить справку в электронном виде, которая будет подписана ЭЦП должностных лиц соответствующего контролирующего органа.

Государственные заказчики, а также любые заинтересованные органы могут пересмотреть выданные плательщикам справки в открытой части Электронного кабинета плательщика, вход в которую осуществляется без идентификации пользователя. Поиск справки может осуществляться по параметрам «Индивидуальный налоговый номер», «Номер справки» или «Дата справки».

Минэкономразвития настоятельно рекомендует госзаказчикам использовать описанный сервис в ходе проверки задолженности у участников тендеров и определять это в тендерной документации.

Соответствующее сообщение размещено на сайте Минэкономразвития.

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в апреле 2017 года, по сравнению с мартом 2017 года, составляет 100,9%.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Минфин совместно с ГФС тестирует систему прекращения регистрации рисковых налоговых накладных, чтобы исключить махинации с НДС. Полноценный запуск системы состоится 1 июля 2017 года.

Напомним, с 1 апреля работает в тестовом режиме без фактического приостановления регистрации налоговых накладных.

Не проверяются налоговые накладные:

1) малого бизнеса, если месячный объем поставки не превышает 500 тыс. грн;

2) добросовестных плательщиков:

— за 2016 год сумма уплаченных налогов составляет более 5 млн. грн;

— налоговая нагрузка более 5% от объема поставок.

3) зарегистрированные на неплательщиков налога.

По расчетам, только 2-3% плательщиков будут проходить проверку на наличие критериев риска

Регистрация приостанавливается при наличии таких критериев риска:

— «пересорт» товаров — несоответствие объема или отсутствие приобретения товара при его реализации;

— отсутствие прав на осуществление определенных видов деятельности — разрешительные документы, лицензии на осуществление соответствующей деятельности;

— значительные объемы регистрации расчетов корректировки на неплательщиков налога.

Это предусмотрено Законом № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине».

· ГФСУ представила проект приказа Минфина Украины «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки».

Данный проект разработан в соответствии с требованиями п. 74.2 и п. 201.16.1 НКУ. Согласно ему, оценка степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН осуществляется ГФС путем проведения постоянного автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям. Но перед этим все налоговые накладные, которые подаются на регистрацию в ЕРНН, проверяются ГФС в соответствии со следующими признаками:

• налоговая накладная, которая подается на регистрацию в ЕРНН, регистрируется на покупателя — неплательщика НДС;

• объем поставки, указанный налогоплательщиком в налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, с учетом предоставленной на регистрацию в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки, составляет менее 500 тыс. грн, и руководитель — должностное лицо такого налогоплательщика является лицом, занимающим аналогичную должность менее чем у 4-х налогоплательщиков;

• общая сумма уплаченных в 2016 году на внебюджетные счета в Пенсионный фонд и фонды общеобязательного государственного социального страхования сумм ЕСВ и в сводный бюджет налогов и сборов налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, которым предоставлена налоговая накладная/расчет корректировки на регистрацию в ЕРНН, составляет свыше 5 млн грн (признак используется с 01.04.2017 г. до 01.01.2018 г.);

• одновременно значение показателей D и P имеет такую величину: D0,05, Р• ГФС принято решение относительно учета информации по форме согласно Приложению 1 к Критериям.

В случае если по результатам проверки ГФС установлено, что налоговая накладная/расчет корректировки соответствует одному из приведенных признаков — такая налоговая накладная/расчет корректировки не подлежит мониторингу. Мониторинг налоговой накладной/расчета корректировки осуществляется ГФС по следующим критериям:

1) объем поставки товара в налоговой накладной, которая предоставлена на регистрацию в ЕРНН, в 1,5 или более раз превышает остаток разницы объема поставок такого товара, указанного в налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г. в ЕРНН, и объема приобретения данного товара, указанного в полученных налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г. в ЕРНН,

и

сумма НДС, указанная в зарегистрированных с 01.01.2017 г. в ЕРНН налоговых накладных по приобретению товаров таким налогоплательщиком с кодами согласно УКТ ВЭД, которые определяются в соответствии с п. 7 Критериев, свыше 50% общей суммы НДС, указанной в налоговых накладных по приобретению товаров таким налогоплательщиком и зарегистрированных с 01.01.2017 г. в ЕРНН его контрагентами;

2) отсутствие разрешительных документов (сведений, предоставленных ГФС уполномоченными на то органами; лицензий, выданных органами лицензирования), которые удостоверяют право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида деятельности (разрешительные документы, лицензии на осуществление соответствующей деятельности, в соответствии с законодательством предусмотрены для производства или реализации этих товаров/услуг) относительно товаров/услуг, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной, представленной на регистрацию в ЕРНН;

3) отношение суммы НДС, указанной в расчетах корректировки, с учетом расчета корректировки для покупателей, которые не являются налогоплательщиками, зарегистрированных налогоплательщиком в ЕРНН в текущем месяце, предусматривающего уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, к сумме НДС, уплаченной в сводный бюджет в месяце, за который предоставлены такие расчеты корректировки, более 0,2.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy