Изменения в законодательстве Украины, май 2017 г. — 10 июня 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Указ Президента Украины от 15.05.2017 г. № 133/2017, которым вводится в действие решение СНБО от 28.04.2017 г. «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».

Персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции), под которые попали «1С», «Парус», ABBYY, «Яндекс», «Вконтакте», «Мейл.ру» вступили в силу 17 мая 2017 года.

В частности, первое, главное и самое важное утверждение, которое следует осознать всем пользователям «1С», — под санкции попал не программный продукт «1С», а юрлицо — производитель программы (ООО «1С», зарегистрированное в Москве), и только некоторые юрлица — франчайзеры, дилеры и дистрибьюторы продукта.

Об этом читайте в новости «Под санкции СНБО попали «1С», «Парус», ABBYY, «Яндекс», «Вконтакте», «Мейл.ру»».

Кроме того, компания ЛИГА:ЗАКОН подготовила детальный комментарий ««1С» под санкциями от СНБО: перспективы и угрозы для пользователей программы«.

· Под санкции попали, в частности:

1. Общество с ограниченной ответственностью «1С», ИНН 7709860400, г. Москва, ул. Покровская, д. 14/2, пом. 6.

Общество с ограниченной ответственностью (представительство в Украине) «1С Мультимедиа Украина», ЕГРПОУ 33144586, 04111, г. Киев, ул. Щербакова, д. 53.

Общество с ограниченной ответственностью (представительство в Украине) «1с-Телур Модуль», ЕГРПОУ 35854845, 79011, г. Львов, ул. И. Франко, д. 113, кв. 5.

Общество с ограниченной ответственностью (представительство в Украине) «1С-Рарус Софт Украина» ЕГРПОУ 38771945, 61045, г. Харьков, ул. О. Яроша, д. 9а

Среди ограничительных мер, в частности: запрет передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности, запрет осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц — резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок у других субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг происхождением из иностранного государства, к которому применены санкции.

ГП (дочернее предприятие) «Еврософтпром» (ЕГРПОУ 31813873, 03115, г. Киев, ул. Депутатская, д. 16/8).

Среди ограничительных мер, в частности, запрет передачи технологий, прав на объекты интеллектуальной собственности.

Общество с ограниченной ответственностью «Корпорация «Парус», ОКПО 93495023, г. Москва, ул. Ярославская, д. 14, корп. 4, оф. 330.

Общество с ограниченной ответственностью (представительство в Украине) «Парус-Украина», ЕГРПОУ 25201366, г. Киев, ул. Ленина, д. 42.

Среди ограничительных мер, в частности, запрет передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности, запрет осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц — резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок у других субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг происхождением из иностранного государства, к которому применены санкции.

2. Общество с ограниченной ответственностью «ABBYY» (ИНН 1188914410, г. Москва, Бизнес Центр «Отрадный», д. 2Б, 4 эт.).

Общество с ограниченной ответственностью «Аби Украина ЛТД» (г. Киев, ул. Дегтяревская, д. 31, ЕГРПОУ 31111574).

Среди ограничительных мер, в частности, запрет передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности, запрет осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц — резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок у других субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг происхождением из иностранного государства, к которому применены санкции.

3. Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс», 111033, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16 и ул. Самокатная, д. 1 стр. 21.

Среди ограничительных мер, в частности, запрет Интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети Интернет к ресурсам/сервисам.

4. ООО «Вконтакте» (ООО «Вконтакте»), г. Санкт-Петербург, ул. Херсонская, 12-14, литер А, пом. 1-Н, ИНН 7842349892, ОГРН 1079847035179.

ООО «В Контакте» г. Киев, ул. Красноармейская, 5, оф. 32, код ЕГРПОУ 38004331.

Среди ограничительных мер, в частности, запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети Интернет к ресурсам сервисов Mail.ru (www.mail.ru) и социально-ориентированным ресурсам «Вконтакте» (www.vk.com) и «Одноклассники» (www.ok.ru ).

5. ООО «Мейл.РУ Україна», г. Киев, ул. Большая Житомирская, д. 20, код ЕГРПОУ 36001370

Среди ограничительных мер, в частности, запрет Интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети Интернет к ресурсам сервисов Mail.ru (www.mail.ru) и социально-ориентированным ресурсам «Вконтакте» (www.vk.com) и «Одноклассники» (www.ok.ru ).

Стоит отметить, что в этот раз ограничительные меры существенно затрагивают интересы как бизнеса, так и госпредприятий и вопросов достаточно много. ЛИГА:ЗАКОН уже готовит соответствующие разъяснения ведущих экспертов и комментарии по этой теме — следите за нашими новостями и публикациями.

Указ Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» от 15.05.2017 г. № 133/2017.

· НКРСИ предупреждает всех поставщиков интернет-услуг, что за неисполнение Решения СНБО «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» от 28.04.2017 г. (далее — Решение) предусматривается административная ответственность.

Так, в соответствии со ст. 145 КУоАП установлено, что нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины, предусмотренную лицензиями, разрешениями, — влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности в размере от 100 до 200 НМДГ (1700-3400 грн). Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за нарушения, предусмотренные ч. 1 данной статьи, — влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности в размере от 200 до 300 НМДГ (3400-5100 грн).

Кроме этого, согласно ст. 148 прим 2 КУоАП нарушение порядка и условий предоставления услуг связи в сетях общего пользования — влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 НМДГ.

Следует отметить, что обязательство соблюдать требования законодательства предусмотрено также:

• п. 39 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2012 г. № 295;

• пп. 4.1.1 Лицензионных условий пользования радиочастотным ресурсом Украины, утвержденных решением НКРС от 19.08.2005 г. № 53;

• п. 4.1 Лицензионных условий осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг подвижной (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставлению в пользование каналов электросвязи, утвержденных решением НКРС от 26.01.2006 г. № 179.

Статьей 75 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о телекоммуникациях, привлекаются к гражданской, административной, уголовной ответственности в соответствии с законом.

Официальный веб-портал НКРСИ

· Приказом Минфина от 11.04.2017 г. № 427 Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учетепретерпело изменений.

Среди дополнений и уточнений его норм, в частности:

1. Расширение его действий и на другую отчетность, которая основывается на данных бухгалтерского учета.

2. Изъята норма, по которой первичные документы должны быть составлены в момент проведения каждой хозяйственной операции или, если это невозможно, непосредственно после ее завершения. Теперь только указывается, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы

3. Если правилами документооборота предприятия предусмотрена возможность отражения хозяйственной операции, касательно которой на момент окончания составления учетных регистров бухгалтерского учета за отчетный период от контрагента в сроки, установленные законодательством, не получен первичный документ, основанием для переноса информации о данной хозяйственной операции в учетные регистры бухгалтерского учета является должным образом оформленный внутренний первичный документ (акт), составленный должностным лицом, ответственным за прием-отпуск товарно-материальных ценностей, работ и услуг.

Хозяйственные операции, приведенные во внутреннем первичном документе (акте), оцениваются в порядке, определенном НП(С)БУ или МСФО.

4. В месяце поступления от контрагента первичного документа касательно хозяйственной операции, информация о которой в прошлых отчетных периодах была перенесена в учетные регистры бухгалтерского учета согласно внутреннему первичному документу (акту), в учетные регистры бухгалтерского учета за отчетный период переносится информация о такой хозяйственной операции, при этом ее объем указывается путем корректировки на сумму разницы между оценкой данной хозяйственной операции по внутреннему первичному документу (акту) и первичному документу, полученному от контрагента.

5. Уточняется, что ошибки в первичных документах, учетных регистрах и отчетах, созданных вручную, исправляются способом «красного сторно», дополнительных бухгалтерских проводок или корректурным способом.

6. Указано, что контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота на предприятии, в учреждении осуществляется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия, требования которых касательно порядка подачи к месту обработки необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб предприятия.

Изменения внесены приказом Минфина от 11.04.2017 г. № 427.

Напомним

С 03.01.2017 г. введен в действие Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг» от 03.11.2016 г. № 1724-VIII, который внес изменения и в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV. Изменения коснулись статуса первичных документов и отдельных его обязательных реквизитов.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 10.05.2017 г. № 96/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Бесплатная раздача товаров (подарков к праздникам и корпоративным соревнованиям) рабочим и предоставленных услуг (перевозка, водоснабжение, отопление и электроэнергия) другим лицам (профсоюз и сотрудники) рассматривается как операция по поставке товаров/услуг, которая является объектом обложения НДС и облагается налогом в общеустановленном порядке, исходя из базы обложения НДС, определенной п. 188.1 НКУ. По данной операции налогоплательщик обязан составить две налоговые накладные и зарегистрировать их в ЕРНН.

Кроме того, стоит отметить, что при начислении налогоплательщиком налоговых обязательств по НДС, исходя из базы обложения НДС, определенной п. 188.1 НКУ (как в случае включения бесплатно переданных/предоставленных товаров/услуг в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг, так и в случае признания бесплатно переданных/предоставленных товаров/услуг отдельной операцией по поставке товаров/услуг), дополнительное начисление налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ не осуществляется.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 17.05.2017 г. № 221/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В соответствии с п. 197.8 НКУ, освобождаются от обложения НДС операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также предоставление услуг, связанных с такой перевозкой (перемещением).

В свою очередь, согласно ст. 1 Закона Украины «О транзите грузов» от 20.10.1999 г. № 1172-ХІV (далее — Закон № 1172) транзит грузов — это перевозка транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины, а транзитные услуги (работы) — это непосредственно связанная с транзитом грузов предпринимательская деятельность участников транзита, осуществляемая в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, поручения, агентских соглашений и др.

Согласно ст. 7 Закона № 1172, транзитные услуги (работы) предназначаются для потребления и использования за пределами таможенной территории Украины и предоставляются (выполняются) на основании соответствующих двух- или многосторонних договоров (контрактов) между участниками транзита.

При этом участниками транзита являются грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, станции, экспедиторы, морские агенты, декларанты и т.д.), которые в установленном порядке предоставляют (выполняют) транзитные услуги (работы), — ст. 1 Закона № 1172.

Следовательно, в целях применения п. 197.8 НКУ при предоставлении услуг, связанных с транзитной перевозкой грузов, одной из сторон договора, на основании которого предоставляются данные услуги, должен быть грузовладелец (получатель транзитных услуг).

Услуги, предоставляемые сторонними организациями и на основании отдельных договоров предприятию, которое предоставляет услуги, связанные с транзитной перевозкой грузов, не освобождаются от обложения НДС на основании п. 197.8 НКУ.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Днепропетровской области от 16.05.2017 г. № 195/ІПК/04-36-12-01-16.

ГУ ГФС в Днепропетровской области разъяснило порядок заполнения налоговой накладной в ситуации, когда предприятие «А» заказало услуги промышленного характера у предприятия «Б», но, кроме оплаты предоставленных услуг, по условиям договора предприятие «А» также компенсирует предприятию «Б» стоимость электроэнергии, потребленной во время предоставления данной услуги.

В этой ситуации среди контролеров бытует мнение, что «расходы Исполнителя, связанные с возмещением стоимости потребленной электроэнергии Заказчиком, являются составной частью расходов, связанных с предоставлением услуг промышленного характера».

Таким образом, при предоставлении исполнителем услуг промышленного характера, составной частью которых является стоимость потребленной электроэнергии, задействованная в производственном процессе, в графе 3.3 налоговой накладной следует указывать соответствующий код услуги согласно ГКПУ. То есть сумму компенсации стоимости электроэнергии следует рассматривать как часть стоимости услуг и указывать для таких сумм одинаковый идентификатор по ГКПУ.

· При составлении налоговой накладной по операциям по поставке товаров и услуг плательщик НДС самостоятельно определяет соответствие данных товаров/услуг определенному коду товарной классификации в соответствии с УКТ ВЭД, коду услуг — согласно ГКПУ.

При отсутствии кода товара в УКТ ВЭД во время составления налоговой накладной необходимо использовать Справочник условных кодов товаров, которые отсутствуют в УКТ ВЭД, размещенный на официальном веб-сайте ГФС.

В случае необходимости определения соответствия товаров определенному коду товарной классификации в соответствии с УКТ ВЭД налогоплательщик может обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз. По вопросам определения кодов услуг согласно ГКПУ целесообразно обратиться в Министерство экономического развития и торговли Украины.

На этом неоднократно акцентировали внимание налоговики — см., например, индивидуальные налоговые консультации ГУ ГФС в Харьковской области от 12.05.2017 г. № 152/ІПК/20-40-12-01-11, Офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 12.05.2017 г. № 158/ІПК/28-10-01-03-11 и от 12.05.2017 г. № 157/ІПК/28-10-01-03-11.

· Бюджетное возмещение НДС может быть зачислено в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга данного налогоплательщика по прочим платежам, которые уплачиваются в государственный бюджет (пп. «б» п. 200.4 НКУ).

Налоговики считают, что таким образом нормами НКУ предусмотрено право на зачисление сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость только на оплату денежных обязательств или погашение налогового долга по платежам, которые полностью оплачиваются в государственный бюджет.

Так, согласно нормам БКУ общегосударственные платежи, такие как налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и т.д. (ст. 29 гл. 5 р. II, ст.ст. 63, 64, 66 и 69 гл. 11 р. III БКУ), распределяются в разных пропорциях в государственный и местный бюджеты.

Поэтому органы ГФС, руководствуясь нормами налогового и бюджетного законодательства, по заявлениям налогоплательщиков осуществляют зачисление сумм бюджетного возмещения НДС в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга только по платежам, которые уплачивают полностью в государственный бюджет (акцизный налог, рентная плата, НДС и пр.).

Данную позицию подтверждает Письмо ГФС от 21.03.2017 г. № 882/4/99-99-12-03-02-13, в котором ведомство также просит сообщить позицию Минфина относительно возможности зачисления сумм бюджетного возмещения НДС в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по платежам, поступления которых распределяются в пропорциях как в государственный, так и в местный бюджеты.

Минфин Письмом от 21.04.2017 г. № 35130-12-10/11072 указывает: зачисление сумм бюджетного возмещения НДС в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по платежам, поступления которых распределяются в пропорциях как в государственный, так и в местные бюджеты, положениями НКУ не предусмотрено.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 05.05.2017 г. № 77/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Суммы НДС, начисленные (уплаченные) налогоплательщиком в связи с приобретением продовольственных товаров (чай, кофе, сахар, конфеты, печенье, вода питьевая, сок, сливки), товаров хозяйственного назначения (средства для уборки помещения офиса, бытовая химия, салфетки, туалетная бумага, пакеты для мусора, одноразовая посуда, мыло), включаются в состав налогового кредита при наличии соответствующего документального подтверждения (налоговые накладные/расчеты корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированные в ЕРНН, таможенные декларации, другие документы, предусмотренные п. 201.11 НКУ).

В случае если стоимость указанных товаров включается в состав расходов и, соответственно, в стоимость товаров/услуг, операции по поставке которых являются объектом налогообложения и связаны с получением доходов, данные товары признаются такими, которые предназначены для использования/использованы в хозяйственной деятельности, и дополнительное начисление налоговых обязательств по правилам, установленным п. 198.5 НКУ, не осуществляется.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Одесской области от 12.05.2017 г. № 143/ІПК/15-32-12-02-09.

Согласно пп. «б» п. 195.1 НКУ, услуги, предусматривающие работы с движимым имуществом, предварительно ввезенным на таможенную территорию Украины для выполнения таких работ и вывезенным за пределы таможенной территории Украины плательщиком, выполнявшим данные работы, или получателем-нерезидентом, подлежат обложению НДС по нулевой ставке.

К работам с движимым имуществом относятся работы по переработке товаров, которые могут включать, собственно, переработку (обработку) товаров — монтаж, сборку, монтирование и наладку, в результате чего создаются другие товары, в т.ч. предоставление услуг по переработке давальческого сырья, а также модернизацию и ремонт товаров, который предусматривает проведение комплекса операций с частичным или полным возобновлением производственного ресурса объекта (либо его составных частей), определенного нормативно-технической документацией, в результате выполнения которого предусматривается улучшение состояния такого объекта.

Согласно п. 4 р. V Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина Украины от 28.01.2016 г. № 21, в строке 3 указываются объемы поставки товаров/услуг, облагаемых по ставке 0% в соответствии с требованиями пп.пп. 195.1.2, 195.1.3, п. 211.1 и п. 8 подраздела 2 р. XX НКУ.

Таким образом, операции по предоставлению нерезиденту услуг по переработке давальческого сырья налогоплательщик указывает в строке 3 налоговой декларации по НДС.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 12.05.2017 г. № 151/ІПК/10/04-36-12-01-16.

Если между предприятиями существуют договорные отношения относительно поставки товаров/услуг, предприятие — получатель средств (плательщик НДС) на дату зачисления средств на текущий счет должен начислить налоговые обязательстваи составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия касательно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленный НКУ срок.

В то же время на дату возврата средств налогоплательщик должен составить расчет корректировки к налоговой накладной и уменьшить налоговые обязательства по регистрации его в ЕРНН.

· Индивидуальная налоговая консультация офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 12.05.2017 г. № 144/ІПК/28-10-01-03-11.

Объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков, в т.ч. по поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НКУ (п. 185.1 НКУ).

В п. 186.4 НКУ определено: местом поставки услуг является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в п.п. 186.2 и 186.3 НКУ.

В свою очередь, поручительство является видом обеспечения выполнения обязательства, которое заключается в добровольном взятии поручителем на себя обязательств солидарного должника, если договором поручительства не установлена дополнительная ответственность поручителя (гл. 49 Гражданского кодекса Украины, далее — ГКУ).

Согласно ст. 553 ГКУ, по договору поручительства поручитель поручается перед кредитором должника за исполнение им своей обязанности. Поручитель отвечает перед кредитором за нарушение обязательства должником. Поручительством может обеспечиваться выполнение обязательства частично или в полном объеме.

Поэтому поручительство не может относиться к посредническим услугам, ведь посреднические услуги (обязательства) оформляются согласно договору поручения, договору комиссии (консигнации), агентскому договору и договору доверительного управления.

Поскольку поручительство не относится к посредническим услугам (место поставки которых определено как место, в котором получатель посреднических услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования, в соответствии с пп. «є» п. 186.3 НКУ), то место их предоставления определяется по правилам п. 186.4 НКУ, то есть по месту регистрации поставщика (поручителя).

Таким образом, если поручитель является резидентом Украины, то местом поставки услуг по договору поручительства будеттаможенная территория Украины, а следовательно — эта операция будет облагаться НДС.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Полтавской области от 28.04.2017 г. № 26/ІПК/16-31-12-01-34.

Согласно п. 187.1 НКУ, датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата «первого события», а именно:

• дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке,

или

• дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг налогоплательщиком.

В свою очередь, согласно п. 2 постановления Правления Национального банка Украины «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» от 13.12.2016 г. № 410, установлено требование касательно обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за границы в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками, физлиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без образования юридического лица, а также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины.

Данные поступления в иностранной валюте подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины, в т.ч. непосредственно НБУ в размере 65%. Уполномоченный банк обязан предварительно зачислять поступления в иностранной валюте, на которые в соответствии с п. 2 Постановления № 410 распространяется требование об обязательной продаже, на отдельный аналитический счет балансового счета 2603 «Распределительные счета субъектов хозяйствования» (далее — распределительный счет).

Уполномоченный банк обязан осуществить обязательную продажу поступлений в иностранной валюте в соответствии с требованиями п. 2 Постановления № 410 без поручения клиента и исключительно на следующий рабочий день после дня зачисления таких поступлений на распределительный счет. Все остальные поступления в иностранной валюте (35%) остаются в распоряжении резидентов и нерезидентов и используется ими согласно правилам валютного регулирования.

Таким образом, датой поступления выручки в иностранной валюте является дата поступления средств на текущий счет резидента.

Учитывая вышеизложенное, датой возникновения налоговых обязательств по НДС при получении предварительной (авансовой) оплаты в иностранной валюте за предоставленные нерезиденту услуги на таможенной территории Украины является дата поступления средств на текущий счетв национальной валюте, поступившей от обязательной продажи на межбанковском валютном рынке Украины, и в иностранной валюте, пересчитанной в гривне по официальному курсу Национального банка Украины на дату поступления ее на данный счет.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 03.05.2017 г. № 52/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В случае если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решениюналогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка этих основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (п. 189.9 НКУ).

В то же время норма п. 189.9 НКУ не распространяется на случаи, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, в иных случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в т.ч. при хищении основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается согласно законодательству или когда налогоплательщик подает в контролирующий орган соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств иным способом, вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению (абз. 2 п. 189.9 НКУ).

Таким образом, основанием для применения требований абз. 2 п. 189.9 НКУ относительно неначисления налоговых обязательств при ликвидации основных средств является причина их ликвидации, в частности, уничтожение или разрушение основных средств вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или когда данная ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в т.ч. при хищении основных средств, при условии подтверждения таких обстоятельств согласно законодательству.

Что касается документов, подтверждающих ликвидацию, уничтожение, разборку или преобразование основного средства в случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, то их перечень зависит от самой причины ликвидации.

Такими документами могут быть соответствующие справки Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, справки из соответствующих правоохранительных органов (их подразделений) о хищении основных средств, их уничтожении вследствие пожара и др.

Как видим, налоговики уже не настаивают на начислении технических налоговых обязательств по НДС в соответствии с пп. «г» п. 198.5 НКУ. Ведь с 01.01.2017 г. эти налоговые обязательства по НДС не начисляются в случаях, предусмотренных п. 189.9 НКУ.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 05.05.2017 г. № 89/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Налоговая накладная составляется в день возникновения налоговых обязательств по НДС плательщика НДС — поставщика товаров/услуг, определенных в соответствии с п. 187.1 НКУ (по правилу «первого события»).

Следовательно, при осуществлении плательщиком НДС — поставщиком (продавцом) товаров/услуг операции по поставке товаров/услуг налоговая накладная, составленная другой датой, чем дата «первого события» по данной операции, является ошибочно составленной налоговой накладной.

При этом ошибка в дате составления налоговой накладной не может быть исправлена путем предоставления расчета корректировки с указанием правильной даты составления такой налоговой накладной.

Итак, если налогоплательщиком при осуществлении операций по поставке товаров/услуг была составлена налоговая накладная другой датой, чем дата «первого события» по данной операции, то есть ошибочная налоговая накладная, то с целью исправления допущенной ошибки на дату ее выявления такой налогоплательщик может составить расчет корректировки к этой ошибочной налоговой накладной, в котором все числовые показатели указать со знаком «-». Данный расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН покупателем (получателем) товаров/услуг, на которого была составлена эта ошибочная налоговая накладная.

Одновременно с этим налогоплательщик составляет новую налоговую накладную по данной операции с указанием в такой налоговой накладной даты составления, соответствующей дате наступления «первого события» по этой операции.

Эта позиция контролеров не может не радовать. Ведь раньше зачастую случалось, когда ГФС советовала оставлять все как есть, — не отражать данную налоговую накладную в декларации по НДС и не аннулировать ее в ЕРНН (см., например, письмо ГФСУ от 18.09.2015 г. № 21988/10/28-10-06-11).

Налог на прибыль

· Письмо ГФС от 26.04.2017 г. № 9015/6/99-99-15-02-02-15

Одним из условий признания операции по выплате роялти контролируемой является возможность влияния данной операции на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика.

НКУ устанавливает ограничение или предостережение, в каком из периодов (отчетном или следующих) данное влияние происходит.

Выплаты в виде роялти учитываются в составе расходов согласно правилам бухгалтерского учета и, соответственно, влияют на финансовый результат до налогообложения, поскольку результат влияет (может влиять) на формирование объекта обложения налогом на прибыль.

Если хозяйственные операции по начислению (уплате) роялти признаются контролируемыми в соответствии с пп. 39.2.1 НКУданные операции должны быть отражены в Отчете о контролируемых операциях в отчетном периоде, в котором произошла хозяйственная операция по начислению (уплате) роялти, независимо от решения налогоплательщика относительно отражения или неотражения сумм таких роялти в составе расходов в декларации по налогу на прибыль.

· Письмо ГФСУ от 26.04.2017 г. № 9013/6/99-99-15-02-02-15.

Резидент при выплате прибыли в пользу нерезидента от осуществления операций по продаже ценных бумаг удерживает налог по ставке 15%, если иное не установлено правилами международного договора (пп. 141.4.2 НКУ). В свою очередь, прибыль нерезидента от осуществления операций по продаже ценных бумаг другому нерезиденту за пределами территории Украины не подлежит налогообложению в соответствии с пп. 141.4.2 НКУ.

Кроме того, если операция по продаже ценных бумаг нерезиденту будет подпадать под критерии, предусмотренные для контролируемых операций пп.пп. 39.2.1.1 и 39.2.1.7 НКУ, то она будет признаваться контролируемой.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 24.04.2017 г. № 2/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Доходы нерезидента с источником происхождения из Украины в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров не подлежат налогообложению согласно пп. «й» пп. 141.4.1 НКУ.

Однако если нерезидент с целью исполнения договора привлекает к его исполнению третьих лиц, предоставляющих услуги по перевозке (резидентов или нерезидентов), то компенсация данных выплат резидентом нерезиденту в соответствии с пп. «й» пп. 141.4.1 НКУ является прочими доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, которые облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным пп. 141.4.2 НКУ, — 15%.

В свою очередь, если возмещение расходов на перевозку осуществляется не непосредственно перевозчику-нерезиденту, а агенту, то данная выплата не подпадает под действие положений международных договоров для применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога на прибыль.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Харьковской области от 03.05.2017 г. № 36/ІПК/20-40-12-03-14.

При определении объекта налогообложения предприятие на основании положений абз. 2 п. 138.1 и абз. 2 п. 138.2 НКУ должно увеличить финрезультат до налогообложения на сумму начисленной амортизации стоимости улучшения (ремонта) арендованных основных средств в соответствии с П(С)БУ и уменьшить финрезультат до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации стоимости улучшения (ремонта) арендованных основных средств согласно п. 138.3 НКУ при условии использования в хозяйственной деятельности.

· Письмо ГУ ГФС в Херсонской области от 03.05.2017 г. № 37/ІПК/21-22-12-04-21.

Нормами НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на разницы, возникающие в результате пересчета обязательств по уплате налогов и сборов за прошлые периоды, то есть данный операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата.

Полученный доход от пересчета завышенных налоговых обязательств (в конкретном случае — по плате за землю) за предыдущие периоды следует отнести к категории прочих доходов с отражением в «Отчете о финансовых результатах» в строке 2240 «інші доходи» за период, в котором осуществлено уточнение этих обязательств, с последующим отражением в налоговой декларации по налогу на прибыль в строке 01 «дохід від будь-якої діяльності (за вирахуванням непрямих податків), визначений за правилами бухгалтерського обліку».

НДФЛ, ЕСВ

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Днепропетровской области от 04.05.2017 г. № 59/ІПК/04-36-13-01-08.

При регистрации внуком права собственности на наследственное имущество от деда в 2017 году данный объект наследства облагается по нулевой ставке налога на доходы физических лиц, а следовательно, не подлежит обложению НДФЛ и военным сбором (пп. 1.1 и п. 1.2 п. 161 подраздела 10 р. XX НКУ).

Данное условие выполняется благодаря Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения наследства» от 23.02.2017 г. № 1910-VIII, который вступил в силу 25.03.2017 г. и применяется к доходам, полученным налогоплательщиком в виде наследства/подарка, начиная с 01.01.2017 г.

Однако во всех остальных случаях получения доходов в виде объектов наследства/подарков объектом налогообложения является оценочная стоимость таких объектов наследия/подарков, определенная в соответствии с законом (п. 174.8 ст. 174 НКУ).

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 11.05.2017 г. № 125/6/99-99-13-01-01-15/ІПК.

Субъект хозяйствования при начислении (выплате) дохода ФЛПместонахождением или местом жительства которых являетсявременно оккупированная территория (независимо от системы налогообложения) обязан удержать налог на доходы у источника выплаты (п. 39 подраздела 10 р. XX «Переходные положения» НКУ).

Налоговый агент при начислении (выплате) доходов физическим лицам — предпринимателям, определенным в пп. 38.9 п. 38 подраздела 10 р. XX «Переходные положения» НКУ, должен отразить данный доход в Налоговом расчете по форме № 1ДФ под признаком дохода «157».

В свою очередь, действующее налоговое законодательство не предусматривает освобождение от уплаты штрафных санкций и пени в случае несвоевременной уплаты налогов согласно вышеуказанному пункту.

· Если начисления фонда оплаты труда осуществляются за предыдущий период, в частности, в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они отражаются в фонде оплаты труда того месяца, в котором были проведены начисления (пп. 1.6.2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5).

Таким образом, доплаты, надбавки и премии, которые начисляются налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма, включаются в состав заработной платы налогоплательщика и подлежат обложению НДФЛ в том месяце, в котором проведены начисления.

По данным ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве

· Работодатель, который в течение месяца уволил и принял наемного работника на работу, применяет максимальную величину базы начисления ЕСВ к общей сумме месячного дохода.

Как разъяснили специалисты ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве, ограничение величины базы начисления не зависит от количества проведенных по такому работнику начислений в отчетном месяце.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Запорожской области от 05.05.2017 г. № 64/ІПК/08-01-12-04-11.

Налогоплательщики обратили внимание налоговиков на ситуацию с отражением средней заработной платы мобилизованных работников, выплаченной в 2014 году.

Так, Постановлением КМУ от 12.04.2017р. № 254 были внесены изменения в Порядок № 105, которым предусматривается, что данный Порядок определяет механизм выплаты компенсации за 2014-2015 годы предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным производственным кооперативам независимо от подчинения и формы собственности и физическим лицам — предпринимателям в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения, а также работникам, которые были призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту (далее — работники), за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете по программе «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, за 2014-2015 годы».

Поскольку в 2014 году отсутствовал порядок компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, суммы выплаченной средней заработной платы работникам, которые находились в трудовых отношениях с налогоплательщиком и проходили военную службу по призыву во время мобилизации, учитывались в составе соответствующих расходов плательщиками при определении объекта обложения налогом на прибыль (в зависимости от того, где использовался труд таких физических лиц — в составе расходов, формирующих себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), административных расходов или расходов на сбыт).

В соответствии с пп. 134.1.1 НКУ, в редакции, действующей с 01.01.2017 г., объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, который определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ.

Таким образом, налоговые обязательства по налогу на прибыль определяются, исходя из бухгалтерского финансового результата, откорректированного на разницы, сформированные в соответствии с положениями НКУ.

Поэтому в случае получения компенсации выплат мобилизованных работников налогоплательщик при определении финансового результата до налогообложения учитывает сумму данной компенсации согласно правилам бухгалтерского учета.

Вместе с тем при формировании резерва сомнительных долгов возникают разницы в порядке, определенном п. 139.2 НКУ.

Трудовое законодательство

· Вступили в силу Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде будет осуществляться в форме проведения инспекционных визитов и невыездных инспектирований инспекторами по труду. Контроль коснется юридических и физических лиц, использующих наемный труд.

Продолжительность инспекционного визита, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства — двух рабочих дней.

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляется путем истребования, сбора и анализа информации, необходимой для подготовки заключений о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде, или путем проведения проверки объекта надзора с выездом по его местонахождению (далее — выездная проверка). Госнадзор будут осуществлять должностные лица Гоструда и его территориальных органов, что будет подтверждаться служебным удостоверением такого должностного лица.

· Порядок и условия предоставления ежегодных отпусков регулируются ст. 79 КЗоТ и ст. 10 Закона об отпусках. Согласно нормам данных статей, предоставление отпуска является обязанностью работодателя.

При этом запрещается непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение 2-х лет подряд.

Законодательством не предусмотрен срок давности, после которого теряется работником право на ежегодные отпуска, также оно не содержит запрет предоставлять ежегодные отпуска в случае их неиспользования.

Следовательно, если работник по определенным причинам не воспользовался своим правом на такой отпуск за предыдущие годы, то он имеет право их использовать.

Непредоставление работнику ежегодных отпусков является нарушением законодательства о труде, за что предусмотренафинансовая и административная ответственности.

Речь идет о финответственности согласно абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ — за нарушение других требований трудового законодательства в размере 3 200 грн. Данной нормой не предусмотрена ответственность за каждого работника.

По сообщению Управления Гоструда в Хмельницкой области.

Юридические консультации и разъяснения

· Нормами действующего законодательства ответственность за неуплату пени не предусмотренаОднако сумма непогашенной пени, начисленной в порядке, определенном НКУ, является налоговым долгом.

Напомним, что начисление пени начинается:

• при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки, — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства, определенного НКУ (в т.ч. за период административного и/или судебного обжалования);

• при начислении суммы налогового обязательства, определенного контролирующим органом в случаях, не связанных с проведением налоговых проверок, — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства (в т.ч. за период административного и/или судебного обжалования);

• при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, — по истечении 90 к.дн., следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства (п. 129.1 НКУ).

ГУ ГФС в Тернопольской области.

· Если на основании штатного расписания на предприятии предусмотрена только должность директора, указывать в декларации сведения и подпись бухгалтера не нужно. Соответствующий вывод сделали судьи ВАСУ в определении от 15.03.2017 г. № К/800/6039/16.

Учитывая это, контролирующий орган обязан принять налоговую декларацию в соответствии с п. 49.10 НКУ. Перечень оснований для отказа контролирующего органа от принятия налоговой декларации определен положениями ст.ст. 48, 49 НКУ и является исчерпывающим. А непринятие декларации по иным основаниям налоговым законодательством не предусмотрено.

· Постановление ВСУ от 12.04.2017 г. по делу № 3-1601гс16.

Особенности регулирования денежных обязательств установлены ст. 625 ГКУ, согласно которой должник не освобождается от ответственности за невозможность выполнения им денежного обязательства. Должник, просрочивший выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом.

Формулировка ст. 625 ГКУ, когда начисление процентов тесно связывается с применением индекса инфляции, ориентирует на компенсационный, а не штрафной характер соответствующих процентов.

Итак, по содержанию приведенной нормы закона начисление инфляционных потерь на сумму долга и 3% годовых входят в состав денежного обязательства и считаются особой мерой ответственности должника за просрочку денежного обязательства, поскольку они являются способом защиты имущественного права и интереса, заключающегося в возмещении материальных потерь кредитора от обесценивания денежных средств вследствие инфляционных процессов и получении компенсации (платы) от должника за пользование последним удерживаемыми денежными средствами, причитающимися к уплате кредитору.

Наличие в договоре предостережения об освобождении покупателя от ответственности за нарушение сроков оплаты товара в случае задержки бюджетного финансирования не освобождает его от ответственности, установленной ч. 2 ст. 625 ГКУ, поскольку норма ч. 1 ст. 625 ГКУ является императивной и не предусматривает никаких исключений независимо от причин просрочки выполнения денежного обязательства.

Данное предостережение является основанием для освобождения покупателя от ответственности, имеющей иную правовую природу, — неустойка (штраф, пеня), убытки и пр.

Анализ указанных норм права и условий договора в рассматриваемом деле дает основания для следующего вывода: нарушение ответчиком условий договора относительно своевременной оплаты товара является основанием для начисления определенных ст. 625 ГКУ платежей, ведь отсутствие бюджетных средств не освобождает ответчика от установленной законом обязанности возместить материальные потери кредитора от обесценивания денежных средств вследствие инфляционных процессов и не лишает кредитора права на компенсацию за пользование удерживаемыми должником денежными средствами.

Соответствующие выводы изложены в постановлении ВСУ от 12.04.2017 г. по делу № 3-1601гс16.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Премьер-министр Украины на заседании Правительства 17 мая представил основные положения проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения пенсий», который предлагает Правительство в рамках пенсионной системы, которая должна заработать после принятия украинским Парламентом с 1 октября 2017 года.

Первым шагом пенсионная реформа, предложенная Правительством, предусматривает осовременивание пенсий. Для этого Правительство вводит единые правила определения размеров пенсионных выплат.

Вводится новая формула начисления пенсий по единому подходу для «старых» и «новых» пенсионеров с использованием показателя средней заработной платы на уровне 3764,40 грн (ранее — в зависимости от года назначения пенсии — от 1197,91 грн до 3764,40 грн). То есть показатель, по которому рассчитываются пенсии, будет повышен почти в три раза. В результате повышения пенсий в случае осуществления осовременивания зарплаты до 3764,40 грн более 5 млн украинских пенсионеров с 1 октября 2017 года после принятия данного законопроекта Парламентом получат повышение пенсий от 200 грн и более 1 тыс. грн ежемесячно, из них около 4 млн украинских пенсионеров — получат от 300 грн, и более 1 тыс. грн повышения ежемесячно, подчеркнул Премьер-министр.

Премьер-министр акцентировал внимание на следующем: разрабатывая пенсионную реформу, Правительству удалось избежать повышения пенсионного возраста. «Пенсионный возраст остается на уровне 60 лет для людей, имеющих страховой стаж 25 лет», — отметил Глава Правительства.

В свою очередь, вводится гибкий коридор пенсионного возраста и возможности компенсации отсутствующего страхового стажа: граждане, которым не хватает стажа, чтобы удовлетворить требование относительно минимального стажа, смогут уплатить взносы за недостающие годы (не более 5 лет). «Пенсионная система — это не социальная помощь, это взносы человека, который работает для обеспечения своей старости. Фактически так работают все пенсионные системы мира», — подчеркнул Глава Правительства.

Правительство также предусмотрело отмену особых условий выхода на пенсию, кроме военнослужащих. В этом контексте предусмотрено заменить механизм возмещения пенсий по возрасту на льготных условиях на уплату работодателем повышенной ставки единого взноса в размере 15 и 7% за работников, занятых на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2, которые будут расширены, и введение с 1 января 2019 года через Накопительный пенсионный фонд накопительных профессиональных пенсионных программ для отдельных категорий лиц младше 35 лет.

Также с 1 января 2018 года отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других, «которым было выгоднее выйти на пенсию по причине низкой заработной платы».

Правительство предлагает отменить ограничение размера пенсий работающим пенсионерам (85% от размера пенсии, но не менее 150% прожиточного минимума для лиц, утративших нетрудоспособность).

К тому же в законопроекте предусмотрена автоматическая норма касательно ежегодной индексации (перерасчета) пенсий для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% возрастания среднемесячных зарплат за 3 года и на 50% индекса потребительских цен.

Кроме того, Правительство предлагает предусмотреть на 2017 год второе повышение социальных стандартов на 5% с 1 октября, а не с 1 декабря, как было запланировано Государственным бюджетом. Таким образом, данная реформа с 1 октября позволит повысить пенсии 9 млн украинских пенсионеров из 12 млн.

По сообщению Правительственного портала.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy