Изменения в законодательстве Украины, май 2017 г. — 10 июня 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 341 Правительство утвердило новую редакцию Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных.

Этот документ приведен в соответствие с законодательными новациями, введенными Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21 декабря 2016 г. № 1797.

Последним, в частности, внесены ряд изменений в порядок администрирования НДС, введен механизм приостановления регистрации налоговых накладных в ЕРНН, существенно расширены функции «Электронного кабинета налогоплательщика», законодательно установлено определение понятия «Единый реестр налоговых накладных» и др.

Текст данного документа опубликован на Едином веб-портале органов исполнительной власти Украины.

В частности, новым Порядком ведения ЕРНН определен перечень проверок, которые будут осуществляться в автоматизированном режиме после поступления налоговой накладной и/или расчета корректировки в ГФС, а именно:

• соответствия налоговой накладной и/или расчета корректировки утвержденному формату (стандарту);

• действия электронной цифровой подписи, порядка ее наложения и наличия права подписания должностным лицом налогоплательщика таких налоговой накладной и/или расчета корректировки;

• регистрации лица, направившего на регистрацию налоговую накладную и/или расчет корректировки, налогоплательщиком на момент составления и регистрации таких налоговой накладной и/или расчета корректировки;

• соблюдения требований, установленных п. 192.1 и п. 201.10 НКУ;

• наличия ошибок при заполнении обязательных реквизитов в соответствии с п. 201.1 НКУ;

• наличия суммы НДС в соответствии с п.п. 200 прим 1.3 и 200 прим 1.9 НКУ (для налоговых накладных и/или расчетов корректировки, которые регистрируются после 1 июля 2015 года);

• наличия в ЕРНН сведений, содержащихся в налоговой накладной, которая корректируется;

• факта регистрации/приостановления регистрации/отказа в регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки с такими же реквизитами;

• соответствия налоговых накладных и/или расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточным для приостановления их регистрации в соответствии с п. 201.16 НКУ;

• соблюдения требований Законов Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV, «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.

По результатам таких проверок будет формироваться квитанция о принятии или непринятии, или приостановлении регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки. Так, п.п. 17-19 Порядка ведения ЕРНН урегулирован порядок формирования квитанции о приостановлении регистрации, регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки.

С 1 апреля 2017 года до 1 июля 2017 года процедуры, определенные п.п. 17-19 Порядка ведения ЕРНН, осуществляются без фактического приостановления регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки.

· КМУ принял изменения в Постановление № 593, которые открывают данные о конечных бенефициарных владельцах.

Отныне информация о контролерах юридических лиц бесплатно будет передаваться в Глобальный реестр. Министерство юстиции Украины, Государственное агентство по вопросам электронного управления, Transparency International Украина и консорциум OpenOwnership подпишут Меморандум о взаимопонимании 22 мая.

· Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций» (законопроект № 4541), который 23 мая 2017 года приняла Верховная Рада.

Регистрация иностранных инвестиций больше не нужна. Она заменена формальным информированием для ведения государственной статистики.

Документ также регулирует базовые аспекты оформления разрешения на применение труда иностранцев и вида на жительство; предоставляет право получать вид на жительство в Украине иностранным инвесторам, которые имеют существенное участие в украинских предприятиях, но не трудоустроены на предприятии.

Кроме того, предусмотрены изменения в Закон о занятости населения в части предоставления работодателям права на применение труда иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Иностранцы и лица без гражданства, которые являются учредителями и/или участниками, и/или бенефициарными собственниками (контролерами) юридического лица, зарегистрированного в Украине, и прибыли в Украину с целью контроля за деятельностью таких юридических лиц и получили вид на жительство, считаются такими, которые на законных основаниях находятся на территории Украины на период действия вида на жительство. Соответствующие изменения будут внесены в Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства».

Срок действия, срок оформления и продления срока действия вида на жительство определяются Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства».

Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.

· НБУ утвердил постановление «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 25.05.2017 г. № 41, предусматривающее:

• отмену временной нормы, согласно которой сокращался максимальный срок для расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров до 120. Теперь максимальный срок расчетов составит 180 дней, как это определено соответствующим законом;

• предоставление иностранным инвесторам возможности возвращать вложенные в Украину средства. До сих пор запрещалось покупать и перечислять иностранную валюту, чтобы вернуть за рубеж средства, полученные иностранными инвесторами от продажи корпоративных прав, определенных видов ценных бумаг, вследствие уменьшения уставных капиталов юридических лиц, выхода из хозяйственных обществ иностранных инвесторов. Национальный банк дал разрешение на данные операции. В то же время для предотвращения оттока капитала через теневые схемы регулятор будет следить, чтобы эти операции соответствовали определенному перечню условий;

• возможность для бизнеса досрочно погашать внешние кредиты и займы, если в качестве обеспечения расчетов по таким операциям (с использованием гарантий, резервных аккредитивов, через уполномоченные банки и/или иностранные банки) было предоставлено обязательство международных финансовых организаций.

Повышение максимального срока для расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров до 180 дней вступает в силу 26 мая 2017 года. Все остальные изменения, утвержденные постановлением, вступают в силу 12 июня 2017 года.

· В Конституционный Суд Украины поступило конституционное представление 49 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции (конституционности) отдельных положений Указа Президента Украины от 15 мая 2017 года № 133/2017 о санкциях в части введения в действие пунктов 271 — 276, 287, 422 — 425, 434 — 435 приложения 2 к решению СНБО.

Депутаты считают неконституционными санкции в отношении Лаборатории Касперского, Доктора Веб, Яндекса, ООО «АБИ Украина ЛТД», Mail.ru, ВКонтакте, 1С.

Согласно Регламенту КСУ конституционное представление передано на изучение в Секретариат.

Представление поступило в суд 24 мая 2017 года.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Письмо ГУ ГФС во Львовской области от 23.05.2017 г. № 301/ІПК/10/13-01-12-01-10.

Базой налогообложения НДС у экспедитора являются стоимость предоставленных транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждение экспедитора) и стоимость услуг по перевозке при условии, если перевозчик является плательщиком НДС. В случае если перевозчик не является плательщиком НДС, то стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику (см. Обобщающую налоговую консультацию относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденную приказом ГНС Украины от 06.07.2012 г. № 610).

В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 10 ст. 58 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ), при определении таможенной стоимости товаров к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары, добавляются расходы на транспортировку оцениваемых товаров в аэропорт, порт или другое место ввоза на таможенную территорию Украины и расходы на погрузку, выгрузку и обработку оцениваемых товаров, связанные с их транспортировкой в аэропорт, порт или другое место ввоза на таможенную территорию Украины, если данные расходы не включались в цену, которая была фактически уплачена или подлежит уплате.

Согласно ч. 3 п. 2, ч. 11 ст. 58 ТКУ, расходы на транспортировку товара после его ввоза не включаются в таможенную стоимость товаров при условии выделения их из цены, фактически уплаченной за оцениваемые товары, которые документально подтверждены и подлежат исчислению.

К тому же транспортная экспедиция является вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза (п. 4 ст. 306 Хозяйственного кодекса Украины).

Согласно п. 8 Методических рекомендаций по формированию себестоимости перевозок (работ, услуг) на транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 05.02.2001 г. № 65, в себестоимость перевозок включаются также расходы, связанные с реализацией перевозок (работ, услуг), в частности: оплата услуг транспортно-экспедиторских, страховых и посреднических организаций (включая комиссионное вознаграждение).

Исходя из вышеизложенного, плата экспедитору за предоставление им услуг по организации и обеспечению перевозок импортных грузов на условиях поставки, предусматривающих оплату транспортных расходов за счет покупателя товара, в т.ч. в случае предоставления услуги на всем пути следования груза от пункта его отправления до пункта его назначения, может рассматриваться в каждом отдельном случае, исходя из вида, транспортно-экспедиторской услуги, которая предоставляется экспедитором.

· Учитывая то что во время списания кредиторской задолженности, возникшей при импорте товаров, расчеты с поставщиком-нерезидентом по которым не проведены, не меняется сумма компенсации стоимости товаров и не происходит возврат сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров, нет оснований для корректировки налогового кредита.

С таким разъяснением из раздела 101.10 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 22.05.2017 г. № 293/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

У плательщика НДС, который реорганизуется, в частности, путем разделенияне возникает обязанности относительно определения и начисления налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 184.7, пп. «а» п. 198.5 и п. 199.1 НКУ по приобретенным и/или изготовленным товарам/услугам, необоротным активам, которые не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика, независимо от того, находится ли правопреемник в статусе плательщика НДС.

К тому же согласно п. 198.7 НКУ сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, который реорганизуется, в частности, путем разделения, подлежит переносу в состав налогового кредита правопреемника пропорционально полученной доли имущества согласно распределительному балансу в следующем периоде после подписания распределительного баланса в соответствии с законодательством. Такой перенос осуществляется в случае, если сумма отрицательного значения, подлежащая включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, который реорганизуется, подтверждена документальной проверкой контролирующего органа.

· Письмо ГФСУ от 20.01.2017 г. № 1117/6/99-99-15-03-02-15.

Операции по поставке услуг по охране здоровья заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку данных услуг, освобождаются от обложения НДС независимо от того, кому такие услуги предоставляются (юридическим или физическим лицам, резидентам или нерезидентам), за исключением услуг, перечисленных в пп. «а»-«в» пп. 197.1.5 НКУ, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 05.05.2017 г. № 87/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Заключения судебных органов кассационной инстанции относительно порядка определения базы обложения НДС операций по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, изложенные в соответствующих судебных решениях, вступивших в законную силу (см., например, постановления ВАСУ от 15.06.2016 г. № К/800/6099/16 и от 22.03.2016 г. № К/800/48575/15), свидетельствуют, что к данным операциям применяется нулевая ставка НДС, независимо от соотношения цены приобретения товаров и фактической цены их экспорта.

Учитывая положения п. 188.1 НКУ, а также заключения судебных органов кассационной инстанции, в общий объем операции по экспорту товаров, которая облагается НДС по ставке 0%, включается сумма разницы между ценой приобретения таких товаров и фактической ценой их экспорта.

· Письмо ГФСУ от 05.05.2017 г. № 11356/7/99-99-14-03-03-17.

С 01.01.2017 г. сроки давности распространяются также на период, который может быть охвачен проверкой. Период, который может быть охвачен проверкой, исчисляется с учетом даты начала проверки, указанной в приказе о проведении проверки.

В случае предоставления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации в течение 1095 дней со дня предоставления уточняющего расчета (абз. 2 п. 102.1 НКУ). Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет суммы денежных обязательств, налогоплательщик считается освобожденным от данного денежного обязательства (в т.ч. от начисленной пени), а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Вместе с тем контролеры напомнили о некоторых исключениях касательно соблюдения сроков давности, определенных п. 102.1 НКУ:

• имеют место обстоятельства, предусмотренные п. 102.2 НКУ, в т.ч. если плательщиком не предоставлена налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство;

• проверки касательно соблюдения законодательства по вопросам уплаты ЕСВ (ч. 16 ст. 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI);

• проверки, которые проводятся по судебным решениям суда (следственного судьи) о назначении проверки, вынесенные ими по уголовным делам (за период, указанный в решении).

При проведении проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС, а также определении по их результатам суммы денежных обязательств налогоплательщика в случаях, когда НКУ не предусмотрено предоставление декларации, применение сроков давности должно осуществляться с учетом срока исковой давности (1095 дней).

· Если арендатор самостоятельно не заключает договоры на потребление коммунальных услуг и энергоносителей с их непосредственными поставщиками, а осуществляет возмещение (компенсацию) арендодателю расходов на их оплату, то в договоре аренды определяется порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и энергоносителей и их оплаты (возмещения, компенсации).

В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендатором компенсации расходов, которые не включаются арендодателем в состав арендной платы, а подлежат отдельной оплате (возмещению, компенсации), в частности, за потребленные арендатором коммунальные услуги и энергоносители, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по таким договорам, не включаются арендодателем в базу налогообложения услуги по аренде движимого/недвижимого имущества, поскольку являются отдельными самостоятельными операциями по поставке соответствующих товаров (пп. 14.1.191 НКУ электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, отнесены к категории товаров) или услуг и рассматриваются как отдельный объект налогообложения.

Впрочем, ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 18.05.2017 г. № 272/6/99-99-15-03-02-15/ІПК заявила: возмещение (компенсация) расходов за потребление электроэнергии, природного газа, включая расходы на его транспортировку, обслуживание газовой сети и водоснабжение по своей сути является возмещением (компенсацией) отдельных элементов расходов, из которых состоит стоимость услуги по аренде имущества. Таким образом, возмещение (компенсация) данных расходов является оплатой части стоимости услуги по аренде имущества.

То есть налоговики предлагают для суммы компенсации коммунальных услуг указывать код услуги по ГКПУ — 68.20 «Услуги по аренде и эксплуатации собственной или взятой в лизинг недвижимости».

· Письмо ГФС от 24.04.2017 г. № 8543/6/99-99-15-03-02-15

Если согласно условиям договора использование программной продукции (обновленных версий ПО) ограниченофункциональным назначением данной программной продукции и ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого использования, а также не разрешена передача программной продукции (обновленных версий ПО) третьим лицам (использование «конечными потребителями»), то платеж, полученный поставщиком программной продукции (обновленных версий ПО) от АО как вознаграждение за предоставление права на использование этой программной продукции, не считается роялти, а является оплатой АО стоимости поставленной ему программной продукции (обновленных версий ПО), в том числе ее копий.

Данная операция по поставке программной продукции освобождается от обложения НДС в соответствии с п. 26 1 подраздела 2 р. XX НКУ.

Налог на прибыль

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Днепропетровской области от 18.05.17 № 262/ІПК/04-36-12-32-20.

До 01.01.2015 г. плательщик налога на прибыль, имевший в своем составе обособленные подразделения, расположенные на территории другой, нежели данный налогоплательщик, территориальной общины, мог принять решение относительно уплаты консолидированного налога и уплачивать налог по местонахождению таких обособленных подразделений, а также по своему местонахождению, определенный согласно нормам р. ІІІ НКУ и уменьшенный на сумму налога, уплаченного по местонахождению обособленных подразделений (п. 152.4 НКУ в редакции, действующей до 01.01.2015 г.).

По состоянию на данный момент р. ІІІ НКУ не содержит норм относительно консолидированной уплаты налога на прибыль.

В соответствии с нормами п. 152.4 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г., налогоплательщик, имевший в своем составе обособленные подразделения, нес ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет по местонахождению обособленных подразделений. Таким образом, фактическим владельцем всех активов филиалов, в частности, расчетов по налогу на прибыль филиалов, уплачивавших налог до 01.01.2015 г. как отдельные плательщики (как излишне уплаченных сумм, так и обязательств по уплате), согласно гражданскому законодательству является головное предприятие (юридическое лицо).

Поэтому уточнение показателей налоговых обязательств относительно уплаты консолидированного налога на прибыль по местонахождению филиала за отчетные (налоговые) периоды до 01.01.2015 г. осуществляется головным предприятием путем предоставления уточняющих деклараций (по форме, действующей на момент их предоставления) за соответствующий отчетный период со сводными показателями при переносе сальдо расчетов с бюджетом по налогу на прибыль такого филиала по месту регистрации головного предприятия и с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ.

· Письмо Комитета ВРУ по вопросам информатизации и связи от 13.02.2017 № 04-21/13-74(34081).

Программное обеспечение в бухучете и с целью дальнейшего налогообложения может признаваться как объект:

• основных средств (далее — ОС), в случае если программа необходима для выполнения компьютером его функциональных задач, то есть является системной программой, она может учитываться как объект ОС;

• нематериальных активов (далее — НА), в случае если приобретаются имущественные права на компьютерную программу, а она включается в состав НА;

• роялти (для собственного использования), в случае если лицензиату предоставлено право пользования компьютерной программой без возможности ее продажи (или отчуждения), условия использования программы не ограничены ее функциональным назначением, а воспроизведение программы — определенным количеством копий, плата за пользование данной программой считается роялти;

• роялти (для собственного использования и предоставления услуг), в случае если оплачивается обслуживание программы, но сама программа не приобретается, такая плата считается платой за услуги.

В случае предоставления облачных услуг, когда отечественное предприятие не осуществляет приобретение ПО, а, следовательно, такое ПО не может быть отнесено к НА, в учете и для целей налогообложения платежи за пользование этим ПОмогут признаваться только как роялти.

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Одесской области от 19.05.2017 г. № 279/ІПК/10/15-32-12-04-21.

При продаже основных средств юридическими лицами — плательщиками единого налога доход определяется как сумма средств, полученных от продажи данных основных средств.

Если основные средства проданы после их использования в течение 12-ти календарных месяцев со дня ввода в эксплуатацию, доход определяется как разница между суммой средств, полученной от продажи этих основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи (п. 292.2 НКУ).

Остаточная стоимость — разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленной амортизации (износа) (п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Вместе с тем стоимость земельных участков не является объектом для начисления амортизации в бухучете (п. 22 П(С)БУ 7), а следовательно — земельные участки не имеют остаточной стоимости.

Таким образом, юрлицо — плательщик единого налога группы 3 в случае продажи земельного участка (используемого больше года как отдельный объект собственности) включает в состав доходов все поступления средств, полученных от продажи такого земельного участка, в отчетном периоде (квартале) их получения.

НДФЛ

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 17.05.2017 г. № 232/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Если размер суточных расходов превышает установленные предельные размеры в пп. 170.9.1 НКУ, то сумма данного превышения является объектом обложения налогом на доходы физических лиц и определяется в порядке, установленном п. 164.5 НКУ.

То есть именно увеличение дохода, предоставленного в виде средств, излишне израсходованных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, дает возможность налоговому агенту уплатить налог на доходы физических лиц исключительно с данного дохода.

В свою очередь, объектом налогообложения военным сбором является вся сумма суточных расходов, превышающая установленные пп. 170.9.1 НКУ нормы, без применения коэффициента.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 13.05.2017 г. № 174/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Если работодатель в случае применения вахтового метода работы планирует предоставлять своим работникам бесплатно жилье, арендованное у третьих лиц, питание, при условии, если на такое питание не распространяются нормы пп. 165.1.9 НКУ, и услуги по перевозке, то в целях налогообложения стоимость данного жилья, питания и услуг включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика как дополнительное благо и облагается НДФЛ по ставке 18%.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 13.05.2017 г. № 175/5/99-99-13-02-03-16/ІПК.

Облагается ли НДФЛ сумма излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку, не возвращенная в установленный срок в связи с временной нетрудоспособностью такого плательщика?

В ходе проверки отчетов об использовании денежных средств для решения хозяйственных вопросов особое внимание уделяется соблюдению подотчетными лицами установленных сроков составления и предоставления в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременности возврата в кассу предприятий остатка неиспользованных денежных средств (одновременно с соответствующим отчетом), их погашению, наличию оригиналов подтверждающих документов и т.д. Кроме того, учитывается то, что предоставление отчетов об использовании денежных средств с нарушением установленных сроков может разрешаться только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или других обстоятельств, имеющих документальное подтверждение.

Положениями пп. «а» пп. 170.9.2 НКУ не предусмотрены перенос срока предоставления работником отчета об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет, и возврат суммы излишне израсходованных средств, полученных таким работником на командировку, в случае его временной нетрудоспособности.

Таким образом, сумма излишне израсходованных средств, не возвращенных работником в установленные законодательством срокивключается в его общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход и облагается налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

· В случае приобретения работником за собственные наличные средства товаров для нужд предприятия, использования собственных средств в командировке в определенные законодательством сроки подается Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (далее — Авансовый отчет).

В свою очередь, поскольку действующим законодательством определены сроки отчетности именно за полученные под отчет средства на командировку и во исполнение гражданско-правовых действий, а также установлена норма налогообложения излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные сроки, то в случае несвоевременного предоставления Авансового отчета при приобретении за собственные средства товаров для нужд предприятия (использовании собственных средств в командировке), финансовые санкции не применяются.

С таким разъяснением из раздела 109.15 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

РРО

· Индивидуальная налоговая консультация ГУ ГФС в Ивано-Франковской области от 22.05.2017 г. № 291/ІПК/8/09-19-1303.

В который раз налогоплательщики пытаются найти возможный способ реализации технически сложных бытовых товаров, не применяя при этом РРО. На этот раз — путем безналичного расчета через банковскую кассу.

На соответствующий запрос налоговики не оправдали ожиданий ФЛП-единщиков: при расчетах с покупателем в месте проведения расчетов за технически сложные бытовые товарыподлежащие гарантийному ремонту, продавцы обязаны применять РРО.

На самом деле запрос не лишен логики, ведь вполне возможна ситуация, когда покупатель, получая от продавца счет-фактуру, рассчитывается за товар в банке, и это освобождает продавца от применения РРО согласно предписаниям п. 2.5 Положения № 637, который признает такой вид расчетов безналичными.

В то же время от применения РРО субъект хозяйствования освобождается, если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам не осуществляются в наличной форме (оптовая торговля и т.п.) (п. 12 ст. 9 Закона о РРО). Уже после оплаты и выдачи банком соответствующих расчетных документов продавец выдает товар и необходимые гарантийные документы. Более того, ГФС ранее уже свое отношение по поводу этого вопроса сформулировала и изложила в подкатегории 109.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ, и дословно это звучит так:

«…при осуществлении расчетов в безналичной форме через учреждения банка регистратор расчетных операций не применяется».

Остается ждать, видимо, более взвешенную позицию с учетом всех норм.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 18.05.2017 г. № 245/6/99-99-14-05-01-14/ІПК

Сжиженный природный газ (метан), который классифицируется по коду 2711 21 00 00 согласно УКТ ВЭД, не относится к подакцизным товарам (продукции) и не является горючим.

Соответственно, при проведении расчетных операций через РРО субъект хозяйствования, осуществляющий реализацию указанного продукта через АГНКС, не обязан указывать код его подкатегории согласно УКТ ВЭД.

Напомним! Субъекты хозяйствования обязаны проводить расчетные операции через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования (для горючего — с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД), цен товаров (услуг) и учета их количества (п. 11 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР).

· ГФСУ в Письме от 13.05.2017 г. № 11897/7/99-99-12-02-03-17 предоставила налогоплательщикам методические рекомендации касательно заполнения налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка в случае уточнения налоговых обязательств.

Исчисление сумм налоговых обязательств за соответствующий отчетный (налоговый) период осуществляется по каждому типу объекта недвижимости.

На заметку! Объекты недвижимости идентифицируются по кодам типов объекта недвижимости, определенных согласно примечаниям к Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее — Декларация), и указываются в колонке 2 Декларации. Так, объекты жилой недвижимости идентифицируются по кодам 1-3, объекты нежилой недвижимости — 4-9, в зависимости от вида объекта.

Учетные показатели начисленных и уплаченных сумм по налогу на недвижимость в бюджеты отражаются в интегрированной карточке плательщика, которая открывается по коду бюджетной классификации:

• жилой недвижимости (коды типа объекта 1-3) на код бюджетной классификации 18010100;

• нежилой недвижимости (коды типа объекта 4-9) на код бюджетной классификации 18010400.

Декларирование налоговых обязательств по налогу на недвижимость за отчетный (налоговый) период формой Декларации предусмотрено за жилые и нежилые объекты недвижимости одновременно.

Программным обеспечением автоматически осуществляется определение сумм налоговых обязательств, подлежащих импорту в интегрированные карточки плательщика по соответствующим кодам бюджетной классификации, которые идентифицируются по кодам типов объекта недвижимости, указанных налогоплательщиком в колонке 2 Декларации, путем подытоживания сумм налоговых обязательств, указанных в колонке 7 Декларации, по соответствующим группам кодов типов объектов.

Вместе с тем при составлении налогоплательщиками уточняющей налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период действующей формой Декларации не предусмотрено разграничение сумм налоговых обязательств, подлежащих уточнению за объекты жилой и нежилой недвижимости, что делает невозможным автоматизацию программного обеспечения в части их разнесения в интегрированную карточку плательщика.

В связи с этим налоговики в приложениях к Письму № 11897 предоставили образцы заполнения уточняющих деклараций.

Трудовое законодательство

· Одно из оснований для расторжения договора по инициативе работодателя — неявка работника на работу в течение более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам (если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании) (п. 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ).

Вместе с тем ВССУ в постановлении от 17.06.2015 г. по делу № 6-12110св15 в свое время отметил: выход работника хотя бы на один день прерывает исчисление срока болезни для применения п. 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ.

Кроме того, как следует из обстоятельств дела, неправомерным является увольнение работника на основании п. 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ и в том случае, если работник отсутствовал на работе в течение более 4-х месяцев подряд, однако не все дни «закрыты» листом нетрудоспособности.

То есть если, скажем, работник фактически отсутствовал в течение более 4-х месяцев подряд, но хотя бы один день отсутствия не охвачен больничным листом, к данному работнику можно применить дисциплинарное взыскание за соответствующий день прогула, однако увольнение на основании п. 5 ч. 1 ст. 40 КЗоТ будет неправомерным.

· Сегодня пенсия в 60 лет назначается при наличии страхового стажа 15 лет. В общем возраст выхода на пенсию сейчас для мужчин составляет 60 лет, такой же пенсионный возраст для женщин (60 лет) будет установлен в 2021 году.

По условиям пенсионной реформы, с 60 лет пенсии будут назначаться при наличии 25 лет страхового стажа. Данная норма должна заработать с 1 января 2018 года. Далее, в течение десяти лет, ежегодно будет добавляться по одному году, тогда максимальный страховой стаж составит 35 лет.

Для того чтобы человек мог участвовать в системе пенсионного страхования, достаточно минимального стажа — 15 лет. Сегодня же полный стаж составляет для женщин 30 лет, для мужчин — 35. Но тот, кто уплачивает взносы в Пенсионный фонд 15 лет, и тот, кто платит в течение 35 лет, не могут быть в одинаковых условиях. Это несправедливо. Поэтому тот, кто будет иметь полный страховой стаж, будет выходить на пенсию в 60 лет; неполный (от 15 до 25) — будет получать пенсию с 63 лет и минимальный — это 15 лет стажа — будет иметь право на пенсию в 65 лет».

Для тех, кто официально не будет иметь минимальный стаж, предусмотрена социальная помощь от государства в возрасте 65 лет.

По данным Минсоцполитики.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Закон о бухучете был принят почти 20 лет назад, и сейчас его положения требуют существенной доработки, особенно в условиях все большего сотрудничества Украины со странами ЕС. С 2015 года ведется работа над приведением отечественной бухгалтерской «конституции» в соответствие с Директивой 2013/34/ЄС.

На прошлой неделе под руководством Председателя Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной состоялось итоговое совещание касательно законопроекта № 4646 «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Напомним, упомянутый законопроект предусматривает:

1) новую классификацию предприятий для целей бухучета и финотчетности;

2) обязательность применения МСФО для составления отчетности предприятий:

• представляющих общественный интерес;

• осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;

• осуществляющих хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ;

3) обязательное обнародование проверенной аудитором финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке, а также предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;

4) распространение Закона о бухучете на учет в бюджетной сфере.

Кроме того, на заседании рассматривался законопроект № 6016 «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности», который предусматривает принципиально новую систему общественного надзора за аудиторской деятельностью, а также гармонизацию нормы украинского законодательства об аудиторской деятельности с законодательством Европейского Союза.

Среди вопросов, требующих доработки при рассмотрении законопроекта ко второму чтению, следующие:

1. Уточнение механизма финансирования органа общественного надзора, Аудиторской палаты (переход на смешанную модель финансирования за счет фиксированного взноса и переменной составляющей).

2. Приведение в соответствие других законов относительно определения требований к субъектам аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности.

3. Отсрочка наложения взысканий и просмотр (уменьшение) их размеров в части ответственности аудиторов.

4. Уточнение механизма страхования профессиональной ответственности аудиторов и перечня неаудиторских услуг.

В понедельник Нина Южанина обратилась к Председателю ВР с просьбой рассмотреть на заседании Верховной Рады 25 мая законопроекты № 4646 и № 6016.

«Законопроект (№ 6016 — ред.) обрабатывается в Комитете больше года, его ожидает широкий круг экспертов. Данный законопроект является обязательным маяком по Соглашению об Ассоциации с ЕС. В среду, 24 мая, мы проведем заседание Комитета и представим на рассмотрение Парламенту», — добавила Южанина.

· Предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) без РРО планируют увеличить с 200 тыс. грн до полумиллиона. Соответствующий проект изменений подготовлен Минэкономразвития.

Так, Постановлением № 1336 прописано, что для форм и условий осуществления деятельности, определенных в пунктах 2, 3, 5, 6, 13, 14, 16, 17, 22, 23, 27 Перечня № 1336, обязанность применении РРО наступает при условии превышения 200 тыс. грн на один субъект хозяйственной деятельности. А для форм и условий проведения деятельности, определенных в п.п. 4 и 7 Перечня, обязательное применение РРО наступает с момента превышения объема в 75 тыс. грн на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг)). В последнем случае проект предусматривает увеличение предельного объема расчетов до 250 тыс. грн.

Напомним

Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержден постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Проектом изменений также уточнено применении РРО при превышении единщиками дохода 1 млн. грн. в год, независимо от выбранного вида деятельности.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy