Изменения в законодательстве Украины, май 2017 г. — 15 июня 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Постановлением Правления НБУ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 30.05.2017 г. № 44 утверждены изменения.

Для того чтобы банки и их клиенты могли больше управлять собственной ликвидностью и для положительного влияния на регулирование валютной позиции банков отменены следующие ограничения:

• на покупку иностранной валюты при наличии у клиента собственных средств на счетах в сумме, превышающей 100 тыс. долл. США в эквиваленте (раньше при условии превышения указанной суммы клиент должен был выполнять обязательства за счет собственной иностранной валюты);

• для физических лиц — на перевод средств за пределы Украины для неторговых операций (раньше они были ограничены суммой, не превышающей 150 тыс. грн в месяц, за исключением некоторых случаев).

Кроме того, банкам разрешено осуществлять операции по обмену иностранной валюты без ограничений относительно группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов как на межбанковском, так и на международном валютном рынке. До сих пор операции по обмену осуществлялись исключительно в пределах одной группы Классификатора, за исключением операций, осуществляемых: на межбанковском и международных валютных рынках для выполнения обязательств по импортным договорам, а также на международных валютных рынках по покупке иностранной валюты 1-й группы Классификатора за иностранную валюту других групп.

В то же время требование об обязательной продаже поступлений в иностранной валюте из-за границы в пользу юридических лиц на уровне 50% осталось неизменной.

Отмена ограничения для физических лиц на перевод средств за пределы Украины для неторговых операций вступает в силу 12 июня 2017 года. Все остальные изменения, утвержденные этим документом, вступают в силу 31 мая 2017 года.

· Постановление КМУ от 24.05.2017 г. № 362.

Правительство унифицировало разработку критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых проверок, а также формы актов, составляемых по результатам проведения плановых и внеплановых проверок.

Предусматривается, что соответствующие методики разработки критериев оценки рисков и унифицированных форм актов по результатам проверок разрабатываются и утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Проведение проверок для субъектов хозяйствования, отнесенным к высокой степени риска, будут осуществлять не чаще чем раз в два года. Ранее возможность проводить проверку предоставлялась раз в год.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Письмо ГФС от 18.03.2017 № 5277/6/99-99-15-03-02-15.

Операция по поставке услуг по реконструкции жилья заказчику для подрядной организации является первой поставкой жилья в соответствии с пп. 197.1.14 НКУ. Такая операция является объектом обложения НДС и облагается налогом по ставке 20%.Дальнейшая передача заказчиком готового реконструированного жилья покупателям — физическим или юридическим лицам освобождается от обложения НДС согласно пп. 197.1.14 НКУ.

Вместе с тем в случае, если заказчик в процессе реконструкции по заключенным предварительным договорам с покупателями — физическими и юридическими лицами получает обеспечительные платежи, операции по перечислению данных платежей покупателями — физическими и юридическими лицами на счет заказчика не меняют базу налогообложения у заказчика.

К тому же если налогоплательщик осуществляет приобретение услуг по реконструкции жилья (объекта жилищного фонда), которые в дальнейшем используются в освобожденных от налогообложения операциях, то в этом случае налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства по НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ.

· При соблюдении плательщиком НДС необходимых определенных условий для применения льготы согласно пп. 197.1.16 НКУоперации по бесплатной передаче застройщиком водопроводных и канализационных сетей и сооружений с целью дальнейшей их передачи в коммунальную собственность города освобождаются от обложения НДС.

Напомним!

Для применения льготы, предусмотренной пп. 197.1.16 НКУ, необходимо соблюдение следующих условий:

• передача объектов любой формы собственности осуществляется в государственную собственность или коммунальную собственность территориальных общин сел, поселков, городов или в их совместную собственность, а также на баланс другого юридического лица, пребывающего в государственной или коммунальной собственности;

• передача осуществляется по решению Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятому в пределах их полномочий, решением органа государственной власти Украины;

• передача объектов осуществляется бесплатно;

• передачи должна происходить между двумя плательщиками НДС или между двумя юридическими лицами.

В свою очередь, по указанным операциям предприятию необходимо учесть положения п. 198.5 НКУ и начислять «компенсационные» налоговые обязательства по НДС.

Налог на прибыль

Как известно, объект обложения налогом на прибыль определяется путем корректировки бухгалтерского финрезультата до налогообложения на разницы, предусмотренные НКУ (пп. 134.1.1 НКУ).

Положениями НКУ не предусмотрена корректировка финрезультата до налогообложения на разницы по расходам на строительство сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, которые бесплатно передаются в коммунальную собственность по решению поселкового совета.

Следовательно, данные операции отражаются согласно правилам бухучета при определении финрезультата до налогообложения.

Впрочем, по операции по бесплатной передаче обществом сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения в коммунальную собственность органу местного самоуправления как неприбыльному учреждению возникает разница, на которую увеличивается финрезультат до налогообложения налогового (отчетного) периода, на сумму стоимости имущества в размере, превышающем 4% налогооблагаемой прибыли общества предыдущего отчетного года (пп. 140.5.9 НКУ).

Данное разъяснение предоставила ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 23.05.2017 г. № 306/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 10.05.2017 г. № 95/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Операция по возврату обществом учредителю части имущества, пропорциональной его доле в уставном капитале общества, подпадает под определение объекта обложения НДС и должна облагаться на общих основаниях по основной ставке.

Возврат обществом учредителю части стоимости имущества, которая пропорциональна его доле в уставном капитале общества, в виде денежных средств не является объектом обложения НДС.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 26.05.2017 г. № 380/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

При изменении цены на товар п. 192.1 НКУ требует корректировать суммы налоговых обязательств и налогового кредитапоставщика и покупателя путем составления и регистрации в ЕРНН расчета корректировки к соответствующей налоговой накладной. Впрочем, если налоговая накладная составлялась до 01.02.2015 г., сведения о ней могут быть не внесены в ЕРНН. В данном случае невозможно будет зарегистрировать в ЕРНН и расчет корректировки к такой налоговой накладной.

Поэтому согласно п. 6 Порядка ведения ЕРНН, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1246, расчет корректировки к налоговой накладной, которая составлена до 01.02.2015 г. и сведения которой не подлежали внесению в ЕРНН, подлежит регистрации после регистрации такой налоговой накладной. Для этого поставщик (продавец) товаров (услуг) должен в течение суток зарегистрировать налоговую накладную (независимо от даты ее составления с учетом сроков давности, установленных ст. 102 НКУ) и расчет корректировки к ней.

В случае если увеличивается сумма компенсации стоимости товара и при этом с даты получения плательщиком НДС — продавцом предварительной оплаты от налогоплательщика — покупателя за такой товар истекло более 1095 дней, то плательщик НДС — продавец составляет налоговую накладную на сумму превышения увеличенной цены над суммой полученной предварительной оплаты за товар. Такая налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН.

Таким образом, при увеличении стоимости товара, оплата за который осуществлялась более 1095 дней назад, поставщик — плательщик НДС должен составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную на сумму соответствующего увеличения. В свою очередь, расчет корректировки составлять не нужно.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 26.05.2017 г. № 377/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В налоговой накладной, составленной при поставке комплектов оборудования, отражаются показатели по объемам поставки таких комплектов. При этом в графе 2 «Номенклатура товарів/послуг продавця» раздела Б такой налоговой накладной необходимо указать номенклатуру товаров, входящих в соответствующий комплект оборудования, и в графе 3.1 «Код товару згідно з УКТ ЗЕД» — код УКТ ВЭД по тем товарным позициям, которые включены в состав данного комплекта.

Как видим, налоговики настаивают на отдельном указании в налоговой накладной каждой составляющей товарного комплекта (набора). Впрочем, не объясняют, как для таких номенклатурных позиций определять код согласно УКТ ВЭД. Вместе с тем за соответствующим разъяснением отсылают в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

Заметим: касательно этого в Приложении к Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII есть Правило 3, которое определяет правила кодирования товарных комплектов (наборов).

Кроме того, в упомянутой консультации контролеры напомнили об условном коде для программной продукции. В частности, согласно Справочнику условных кодов для программной продукции определен условный код — 00502. Данный условный код указывается как для программной продукции, разработанной за пределами таможенной территории Украины и ввезенной на таможенную территорию Украины, так и для программной продукции, разработанной на таможенной территории Украины и поставленной на такую территорию.

В то же время при поставке на таможенной территории Украины программной продукции, ввезенной на таможенную территорию Украины, в графе 3.2 налоговой накладной проставляется отметка «X». При этом графа 3.2 налоговой накладной заполняется на всех этапах поставки программной продукции, которая была ввезена на таможенную территорию Украины.

· Право на начисление НДС и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики НДС в порядке, предусмотренном ст. 183 НКУ (п. 201.8 НКУ).

С момента аннулирования регистрации лица как плательщика НДС данное лицо лишается права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, составление налоговых накладных (п. 184.5 НКУ).

Таким образом, в период с даты аннулирования регистрации плательщика НДС до даты вступления в силу судебного решения, которым отменено аннулирование регистрации плательщика НДС, такой плательщик лишается права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, составление налоговых накладных и получение бюджетного возмещения.

С таким разъяснением из раздела 101.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Приложение 1 к налоговой накладной при поставке налогоплательщиком отдельных узлов сложного оборудования, имеющего единую цену, заполняется следующим образом:

• в графу 2 записываются наименования отдельных поставленных узлов сложного оборудования;

• в графе 3.1 — код таких товаров согласно УКТ ВЭД;

• в графе 3.2 проставляется отметка «Х» для товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины;

• при предоставлении услуги в графе 3.3 указывается ее код согласно ГКПУ;

• в графе 9 — единица измерения «шт.»;

• в графе 10 — количество каждого наименования отдельных узлов сложного оборудования;

• в графах 11-12 отражаются аналогичные данные относительно не отгруженных частей отдельных узлов сложного оборудования. При окончательной поставке частей данного оборудования графы 11-12 не заполняются;

• в графах 4-8 указываются данные касательно полной поставки оборудования.

При получении предоплаты за товары/услуги, доля которых не имеет отдельной стоимости, Приложение 1 к налоговой накладной не заполняется, а выписывается только налоговая накладная на часть полученной предоплаты, которая и учитывается в налоговых обязательствах.

Например: при получении предоплаты за указанное оборудование налогоплательщиком заполняется налоговая накладная, в графе 6 которой указывается количество оборудования, пропорциональное сумме полученной предоплаты (дробное число). Такое количество рассчитывается как отношение суммы полученной предоплаты к общей стоимости оборудования.

В случае если после получения предоплаты за товары/услуги, доля которых не имеет отдельной стоимости, происходит частичная поставка таких товаров, налоговая накладная выписывается на разницу между полной стоимостью товаров/услуг и полученной предоплатой, а приложение 1 заполняется на основании перечня (номенклатуры) частично поставленных товаров/услуг.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 23.05.2017 г. № 308/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307 (далее — Порядок № 1307), предусмотрен следующий порядок заполнения налоговой накладной:

• в графе 4 налоговой накладной указывается условное обозначение соответствующего названия единицы измерения/учета (украинское), указанного в Классификаторе системы обозначений единиц измерения и учета, утвержденном приказом Госстандарта Украины от 09.01.1997 г. № 8 (далее — КСОЕИУ);

• в графе 6 — количество (объем) поставки товаров/услуг;

• в графе 7 — цена поставки единицы товара/услуги без учета НДС;

• в графе 10 — объем поставки (база налогообложения) без учета НДС (значение графы 10 рассчитывается путем умножения значения графы 6 на значение графы 7).

Вместе с тем п. 4 Порядка № 1307 установлено, что все графы налоговой накладной, которые имеют стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками (кроме показателя графы 7, если для него иное не предусмотрено действующим законодательством). В количественном показателе необходимым количеством знаков после запятой считается такое количество, которого достаточно для правильного расчета стоимостного показателя в графе 10 налоговой накладной.

Также обратите внимание: р. 20 «Оптова та роздрібна торгівля» КСОЕИУ, кроме единиц измерения товара «штуки», предусмотрены такие единицы измерения, как «сто штук», «тысяча штук», которые также применяются в международной торговле и могут использоваться при заполнении налоговой накладной.

Помимо этого, п.п. 8 и 12 Порядка № 1307 предусмотрены особенности заполнения налоговой накладной относительно операций по экспорту товаров, а именно:

• в графе «Отримувач (покупець)» налоговой накладной указываются наименование (Ф.И.О.) нерезидента и через запятую — страна, в которой зарегистрирован покупатель (нерезидент);

• в строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» проставляется условный ИНН «300000000000»;

• в верхней левой части такой налоговой накладной в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини» делается отметка «X» и указывается тип причины «07» — составлена на операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины.

Другие особенности касательно заполнения налоговой накладной при осуществлении экспортных операций Порядком № 1307 не предусматриваются.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 26.05.2017 г. № 386/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

С целью применения термина «поставка товаров» электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, считаются товаром (пп. 14.1.191 НКУ).

Поэтому при составлении налоговой накладной при поставке данных товаров необходимо заполнять графу 3.1 раздела Б табличной части налоговой накладной, в которой указывать код соответствующего товара согласно УКТ ВЭД.

Коды для газа и электрической энергии можно найти в УКТ ВЭД. А вот для тепловой энергии, воды (кроме воды, которая классифицируется в товарных позициях 2201, 2202 УКТ ВЭД), пара, воздуха охлажденного и кондиционированного налоговики обнародовали на своем веб-сайте условные коды для составления налоговых накладных.

Таким образом, налоговая накладная, составленная по операциям по поставке услуг, в которой согласно ГКПУ указан код продукции (товара), а не код услуги, считается составленной с нарушением норм НКУ и не может быть зарегистрирована в ЕРНН.

· К обязательным реквизитам налоговой накладной относятся код товара согласно УКТ ВЭД, для услуг — код услуги по ГКПУ (пп. «і» п. 201.1 НКУ).

Исключениями из указанного являются налоговые накладные/расчеты корректировки, которые составлены не по операциям по поставке товаров/услуг — составлены в соответствии с п. 198.5 НКУ и п. 199.1 НКУ и на сумму превышения цены приобретения товаров/услуг над фактической ценой их поставки/обычной ценой/балансовой (остаточной) стоимостью.

При составлении таких налоговых накладных в верхней левой их части в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини» делается пометка «X» и указывается тип причины, в частности:

• 04 — Составлена на поставку в пределах баланса для непроизводственного использования;

• 08 — Составлена на поставку для операций, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость;

• 09 — Составлена на поставку для операций, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость;

• 13 — Составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, прочих товаров/услуг не в хозяйственной деятельности;

• 15 — Составлена на сумму превышения базы налогообложения, определенной в соответствии со ст.ст. 188 и 189 НКУ, над фактической ценой поставки.

Таким образом, в налоговых накладных, которые составлены с типами причины 04, 08, 09, 13, 15, код товара согласно УКТ ВЭД и/или код услуги по ГКПУ не указываются.

С таким разъяснением из раздела 101.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Операции по поставке товаров (в т.ч. и бесплатного снабжения) за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, по которым цена приобретения/обычная цена/балансовая (остаточная) стоимость превышает фактическую цену (договорную стоимость), облагаются по нулевой ставке.

В верхней левой части налоговой накладной составленной на данные операции, в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причин» проставляется отметка «Х» и указывается тип причины «07» — Составлена на операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины.

В графе «Отримувач (покупець)» указываются наименование (Ф. И. О.) нерезидента и через запятую — страна, в которой зарегистрирован покупатель (нерезидент), а в графе «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» проставляется условный индивидуальный налоговый номер «300000000000».

Все остальные графы такой налоговой накладной заполняются в общем порядке.

Вместе с тем нет необходимости составлять вторую налоговую накладную на сумму превышения цены приобретения/обычной цены/балансовой (остаточной) стоимости экспортируемых товаров над фактической ценой их поставки.

С таким разъяснением из раздела 101.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Налог на прибыль

· Процедура расчета средневзвешенного значения показателя рентабельности для сопоставимого юридического лица при использовании нескольких налоговых периодов (лет) для целей трансфертного ценообразования определена Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка определения средневзвешенного значения показателя рентабельности для сопоставимого юридического лица для целей трансфертного ценообразования» от 29.03.2017 г. № 191.

В вышеуказанном документе приведенная формула расчета средневзвешенного значения показателя рентабельности для сопоставимого юридического лица определяется как отношение сумм соответствующих данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности за несколько налоговых периодов (лет).

Налоговики в Письме от 26.05.2017 г. № 13539/7/99-99-15-02-01-17 рассмотрели особенности расчета средневзвешенного значения показателя рентабельности в зависимости от:

1) валовой рентабельности;

2) валовой рентабельности себестоимости;

3) чистой рентабельности;

4) чистой рентабельности расходов;

5) рентабельности операционных расходов;

6) рентабельности активов;

7) рентабельности капитала;

8) другой рентабельности.

В случае если отдельные данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности, необходимые для расчета показателя рентабельности отдельного налогового периода (года) сопоставимого юридического лица, отсутствуют, то показатели бухгалтерского учета и финансовой отчетности данного периода (года) не используются при расчете средневзвешенного значения показателя рентабельности такого лица.

· Классификация групп основных средств и прочих необоротных активов, а также минимально допустимые сроки их амортизации определены в пп. 138.3.3 НКУ.

Так, машины и оборудование относятся к группе 4 основных средств, в которой в отдельную подгруппу с минимально допустимыми сроками полезного использования 2 года выделены следующие основные средства: электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, связанные с ними компьютерные программы (кроме программ, расходы на приобретение которых признаются роялти, и/или программ, которые признаются нематериальным активом), другие информационные системы, коммутаторы, маршрутизаторы, модули, модемы, источники бесперебойного питания и средства их подключения к телекоммуникационным сетям, телефоны (в т.ч. сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает 2500 грн.

Таким образом, РРО (электронные контрольно-кассовые регистраторы, компьютерно-кассовые системы, электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и т.д.) относятся к группе 4 основных средств, и относительно них применяются минимально допустимые сроки полезного использования — 2 года.

Об этом напомнили специалисты ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве.

НДФЛ

· В случае если предприятие возмещает работнику полную стоимость двухместного номера, то стоимость второго места в таком номере будет считаться дополнительным благом, а также будет включаться в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Налоговики, объясняя свою позицию, ссылаются на п. 5 р. ІІ Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденной приказом Минфина от 13.03.1998 г. № 59, согласно которому предприятие при наличии подтверждающих документов (в оригинале) возмещает в рамках предельных сумм расходов на наем жилого помещения расходы командированным работникам на наем жилого помещения из расчета стоимости одного места в гостинице (мотеле), другом жилом помещении за каждые сутки такого проживания с учетом включенных в счета на оплату стоимости проживания расходов на пользование телефоном (кроме расходов на служебные телефонные разговоры), холодильником, телевизором и других расходов.

Следовательно, в случае если командированный работник уплатил за проживание в двухместном номере отеля за двоих, то возмещение ему расходов с отнесением их в состав расходов предприятия осуществляется из расчета стоимости проживания только одного лица.

С таким разъяснением из раздела 103.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Работник, получивший денежные средства на командировку или под отчет, должен в установленный срок после окончания такой командировки или выполнения действий, для которые получены средства, подать отчет установленной формы. Расходы должны быть подтверждены надлежащим образом составленными расчетными документами. В случае отсутствия надлежащих документов или непредоставления отчета израсходованные суммы включаются в налогооблагаемый доход такого физического лица, а налоговый агент должен уплатить с данных сумм НДФЛ.

Что касается этого Харьковский апелляционный административный суд в постановлении от 11.05.2017 г. рассмотрел дело № 818/1740/16, по которому командированное лицо к авансовому отчету приобщило фискальный чек об уплате за проживание в гостинице. Расчет проведен с использованием платежной карты. Налоговики считают, что этот чек не соответствует требованиям к его заполнению и не является подтверждением уплаты средств в связи с отсутствием в нем указания на осуществление оплаты картой. С данной позицией суд согласиться не может. Из предоставленной копии чека следует, что в нем действительно указано на проведение безналичного расчета, но не указано об использовании карты. Вместе с тем чек содержит все необходимые реквизиты, позволяющие установить, кем произведена оплата и в каком размере, кто является получателем, дату осуществления операции. Кроме того, к отчету прилагается счет гостиницы, который также позволяет установить характер правоотношений. При таких обстоятельствах суд считает, что отдельный недостаток фискального чека не влечет за собой его недействительность, а заключение ответчика об отсутствии надлежащего документального подтверждения расходов в данной части является безосновательным.

· Возмещение расходов за рубежом при условии наличия подтверждающих документов осуществляется в национальной валюте Украины по официальному обменному курсу гривны к иностранным валютам, установленному НБУ на дату:

• получения аванса — в случае если фактические расходы работника в иностранной валюте соответствуют сумме полученного аванса;

• погашения задолженности предприятием — в случае если для окончательного расчета за командировку необходимо выплатить дополнительные средства работнику (если курс НБУ на дату погашения долга отличается от курса НБУ на день выдачи аванса);

• погашения задолженности работником — при наличии суммы неиспользованного аванса (если курс НБУ на дату погашения долга отличается от курса НБУ на день выдачи аванса).

С таким разъяснением из раздела 109.19 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включается основная сумма долга (кредита), аннулированного (прощенного) по самостоятельному решению кредитора, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности, если ее размер превышает в 2016 году 689 грн, что является объектом обложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором. В свою очередь, при соблюдении кредитором условий касательно уведомления должника о прощении (аннулировании) долга, определенных пп. «д» п. 164.2.17 НКУ, такой должник отражает сумму указанного дохода в годовой налоговой декларации и самостоятельно уплачивает НДФЛ и военный сбор.

Налогоплательщик при определении базы обложения налогом имеет право по кредиту, полученному на приобретение жилья (ипотечный кредит), уплатить суммы налогового обязательства, начисленные на сумму долга (кредита и/или процентов), прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности, в течение 3-х лет начиная с года, в котором задекларирована сумма данного налогового обязательства в порядке, установленном пп. «д» пп. 164.2.17 НКУ.

Таким образом, при расчете общего годового дохода по результатам 2016 года налогоплательщик не имеет права воспользоваться нормой касательно рассрочки налоговых обязательств в порядке, установленном пп. «д» пп. 164.2.17 НКУ.

ГФС во Львовской области.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 24.05.2017 г. № 324/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включается доход, полученный налогоплательщиком как дополнительное благо в виде стоимости использования жильядругих объектов материального или нематериального имущества, принадлежащих работодателю, предоставленных налогоплательщику в безвозмездное пользование, или компенсации стоимости данного использования, кроме случаев, когда такое предоставление обусловлено выполнением налогоплательщиком трудовой функции согласно трудовому договору (контракту) или предусмотрено нормами коллективного договора либо согласно закону в установленных ими пределах (п.п. «а» пп. 164.2.17 НКУ).

Данная норма не содержит ссылок на то, что доход в виде стоимости использования жилья, которое является собственностью юридического лица (работодателя) и предоставлено в пользование работнику в соответствии с условиями коллективного договора, не облагается НДФЛ. Указанное лишь говорит о том, что такие доходы не являются дополнительным благом.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора (контракта) (пп. 164.2.1 НКУ).

Поэтому если по договору займа юридическое лицо передает физическому лицу (работнику) в пользование жилье без определения денежной стоимости данного пользования, то в понимании НКУ отсутствует квалифицирующий признак дохода,понятие которого приведено в пп. 14.1.54 НКУ.

· Графа 4 «Сума перерахованого податку» налогового расчета по ф. 1ДФ должна быть равной графе 4а «Сума нарахованого податку». В свою очередь, налоговый агент имеет право на основании предоставленного заявления вернуть или учесть в счет уплаты будущих платежей только сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, которая была перечислена в бюджет сверх суммы налогового обязательства.

Напомним!

В графе 4а «Сума нарахованого податку» отражается сумма налога, начисленного и удержанного с дохода, начисленного налогоплательщику согласно законодательству.

В графе 4 «Сума перерахованого податку» отражается фактическая сумма перечисленного налога в бюджет.

Заработная плата, выплачиваемая в установленные сроки в следующем месяце, должна быть отражена в налоговом расчете за тот период, в который входит предыдущий месяц, за который заработная плата была начислена. Например, в налоговый расчет за I квартал входит заработная плата за январь, начисленная в январе и выплаченная в феврале, за февраль — начисленная в феврале и выплаченная в марте, за март — начисленная в марте и выплаченная в апреле.

С таким разъяснением из раздела 103.25 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

ЕСВ

· К лицам, подлежащим страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, относятся лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, в т.ч. в иностранных дипломатических и консульских учреждениях, других представительствах нерезидентов или у физических лиц, а также избранные на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других органах.

Поэтому права на материальное обеспечение за счет средств Фонда соцстраха лица, выполняющие работы, предоставляющие услуги по ГПД, не имеют, ведь они не подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности.

По разъяснению с сайта ФСС по ВПТ.

· Управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе объединения прав собственника относительно хозяйственного использования своего имущества и участия в управлении трудового коллектива. Собственник осуществляет свои права касательно управления предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия или другими учредительными документами.

Если работник, который одновременно является собственникомвыполнял определенную работу на условиях трудового договора, то ему должна быть выплачена зарплата (согласно трудовому договору (контракту)), размер которой не может быть меньше минимального, установленного законодательством.

Таким образом, если учредительными документами предусматривается, что на период временного прекращения деятельности предприятия функцию руководителя исполняет его учредитель, но при этом не получает за это вознаграждение (доход), то ЕСВ не начисляется.

По сообщению ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве.

Расчет средней заработной платы

· В случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за отрезок времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

При изменении тарифной ставки (должностного оклада) работнику в связи с присвоением высшего разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т.д. данная корректировка средней заработной платы не проводится.

Это предусматривает п. 10 Порядка № 100. С 01.01.2017 г. должностные оклады (ставки заработной платы) педагогических работников общеобразовательных учебных заведений повысились на 2 тарифных разряда.

Учитывая это, Минсоцполитики в письме от 10.04.2017 г. № 1099/0/101-17/282 делает вывод: исчисление средней заработной платы педагогическим работникам проводится путем корректировки выплат, учитываемых при исчислении средней зарплаты на коэффициент повышения оклада, который рассчитывается делением оклада, установленного работнику после повышения, на оклад, который был у работника до повышения.

Аналогичная позиция была изложена и в письме Профсоюза работников образования и науки Украины от 07.04.2017 г. № 02-8/189.

Трудовое законодательство

· Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным, в частности, п. 1 ст. 40 КЗоТ (кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации), может быть проведено только по предварительному согласию выборного органа (профсоюзного представителя) первичной профсоюзной организации, членом которой является работник.

Решение профсоюза о непредоставлении согласия на расторжение трудового договора должно быть обоснованным. В случае если в решении нет обоснования отказа в согласии на увольнение, работодатель имеет право уволить работника без согласия выборного органа профсоюза.

Рассматривая трудовой спор, суд должен выяснить, содержит ли решение профсоюзного органа об отказе в предоставлении согласия на расторжение трудового договора правовое обоснование данного отказа, и НЕ вправе давать оценку обоснованности самого решения.

И только при отсутствии в решении обоснования отказа в предоставлении согласия на расторжение трудового договора собственник или уполномоченный им орган имеет право уволить работника без согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

Об этом речь идет в определении Апелляционного суда Винницкой области от 18.05.2017 г. № 127/1618/17.

· Главный государственный инспектор отдела по вопросам экспертизы условий труда Управления Гоструда разъяснила вопрос: нужно ли заполнять табель учета рабочего времени два раза в месяц?

Так, ведение табельного учета использования рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях регулируется приказом Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489 (типовая форма № П-5). В табеле делаются отметки о фактически отработанном времени, отработанных за месяц часах, в т.ч. сверхурочных, вечерних, ночных часах работы и т.д., а также других отклонениях от нормальных условий работы.

В свою очередь, согласно ст. 115 КЗоТ зарплата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором, но не реже двух раз в месяц через отрезок времени, не превышающий 16 к.дн.

Соответственно, табель заполняется дважды в месяц: за первую половину месяца — для начисления авансовых платежей и за весь месяц — для расчета заработной платы за месяц. В конце месяца в табеле подсчитывается общее количество отработанных дней i дней неявок на работу. Табель подается в бухгалтерию заблаговременно для своевременного расчета заработной платы.

· Письмо Минсоцполитики от 24.04.2017 г. № 1264/0/101-17/282

При почасовой системе оплаты труда работа в сверхурочное время оплачивается в двойном размере часовой ставки (ст. 105 КЗоТ).

По сдельной системе оплаты труда за работу в сверхурочное время выплачивается доплата в размере 100% тарифной ставки работника соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе, — за все отработанные сверхурочные часы.

При суммированном учете рабочего времени оплачиваются как сверхурочные все часы, отработанные сверх установленного рабочего времени в учетном периоде.

В случае применения суммированного учета рабочего времени распорядок рабочего дня и графики сменности должны быть составлены таким образом, чтобы рабочее время, которое обязаны отработать работники за учетный период, установленный в коллективном договоре (например, год), соответствовало установленной законодательством норме рабочих часов, приходящейся на данный период (год).

Часовая ставка для оплаты сверхурочной работы при учетном периоде продолжительностью год исчисляется путем деления оклада (месячной тарифной ставки), установленного работнику на момент начисления указанной оплаты (в конце года — при учетном периоде год), на среднемесячное число часов за учетный период (год), которое должно рассчитываться с учетом нормы продолжительности рабочего времени за год.

· При разрешении споров о выплате премий необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами, которыми определены условия и размер данных выплат. Работники, на которых распространяются указанные нормативно-правовые акты, могут быть лишены таких выплат (или размер последних может быть уменьшен) только в случаях и на условиях, предусмотренных упомянутыми актами.

На предприятиях может утверждаться Положение о премировании.

Часть 3 ст. 97 КЗоТ только обязывает собственника устанавливать конкретные размеры премий с учетом требований коллективного договора, содержание которого должно соответствовать законодательству и соглашениям.

Законодательство не требует, чтобы собственник реализовал свои полномочия увеличивать, уменьшать размеры премий, выплачиваемых конкретным работникам, полномочия полностью или частично лишать конкретного работника премий обязательно по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Собственник имеет право самостоятельно решать эти вопросы, если иное не предусмотрено положением о премировании (коллективным договором).

Часть 4 ст. 97 КЗоТ, которая запрещает собственнику принимать одностороннее решение по вопросам оплаты труда, ухудшающее условия, установленные в соответствующем порядке, не касается случаев, когда собственник применяет установленные на предприятии в соответствии с законодательством условия оплаты труда. Принятие руководителем предприятия на основании положения о премировании и в пределах своей компетенции решения об уменьшении размера премий, лишении работников премий полностью или частично, нельзя квалифицировать как ухудшение условий оплаты труда, о котором работник должен быть заранее предупрежден.

Соответствующие выводы делает ВСУ в Постановлении от 15.05.2017 г. по делу № 6-2790цс16.

В рассматриваемом деле работник просил признать противоправным и упразднить приказ директора предприятия в части лишения его премии за ноябрь 2015 года, обязать вернуть надлежащую ему премию, а также возложить на директора предприятия обязанность возместить ущерб, причиненный его незаконными действиями. Истец считал приказ безосновательным, поскольку не совершал никаких нарушений, а ответчик не проводил служебного расследования в отношении него, не составлял соответствующий акт по результатам его проведения, объяснения от него и согласия профсоюза, членом которого он является, не получал.

РРО

· ГУ ГФС в Харьковской области в индивидуальной налоговой консультации от 26.05.2017 г. № 387/ІПК/20-40-14-10-17 ответила на вопрос: можно ли осуществлять продажу технически сложных бытовых товаров и доставлять их с помощью сторонней курьерской службы, не применяя при этом РРО.

При доставке таких товаров по почте или курьерской службой субъект хозяйствования обязан выдать расчетный документ установленной формы (чек с РРО) и соответствующим образом оформленный гарантийный талон в момент отправки товара покупателю. В частности — при условии, если предварительно оплата за товар осуществлялась с помощью сети Интернет с применением платежных карт Visa и MasterCard.

Если доставка товара осуществляется по почте при условии послеоплаты, то в момент получения товара на почтовом отделении покупатель вносит средства для перечисления на банковский счет продавца. Соответствующий документ, подтверждающий факт оплаты товара, в данном случае обязано выдавать почтовое отделение. Документом, свидетельствующим о получении того или иного товара, будет расходная накладная продавца, вложенная субъектом хозяйствования (продавцом) в посылку.

В случае доставки товара с помощью курьерской службы при условии предоплаты с применением вышеуказанных платежных карт, аналогично, как при доставке товара по почте: продавец при продаже товаров должен обеспечить доставку покупателю ранее распечатанного чека вместе с приобретенным товаром и соответствующим образом оформленным гарантийным талоном.

Если доставка товара осуществляется курьерской службой при условии послеоплаты, то курьер выдает расчетный документ (чек) покупателю в момент оплаты средств за приобретенный товар. В свою очередь, расчетный документ (чек) должен быть распечатан с использованием РРО, зарегистрированного на транспортное средство, которым осуществляется доставка.

Вопрос касательно соединения РРО с платежными системами, которые принимают денежные средства в безналичной форме круглосуточно с помощью сети Интернет по состоянию на данный момент законодательно не урегулирован. В связи с этим предлагаем вам проводить расчетные операции через РРО после зачисления средств на вашу карту в размере полученной оплаты.

Однако в случае, если отсутствует место проведения расчетов и оплата осуществляется на основании счетов в безналичной форме, а именно при переводе средств с расчетного счета субъекта хозяйствования, который получает товары, работы (услуги), на расчетный счет поставщика товара, работ (услуг) согласно счету-фактуре, РРО при предоставлении услуг с помощью сети Интернет не используется.

Акцизный налог, акцизная накладная

· Минфин утвердил Приказом от 24.04.2017 г. № 451 изменения в форму декларации акцизного налога и Порядок заполнения и представления декларации акцизного налога.

В частности, в акцизной декларации предусмотрены изменения:

• уточнены нормы графы «Код показателя приложения» раздела А «Налоговые обязательства по спирту этиловому и другим спиртовым дистиллятам, алкогольным напиткам, пиву и продуктам с содержанием спирта этилового 8,5 процента объемных единиц и больше»;

• включены операции относительно освобождения табачного сырья от уплаты акцизного налога в раздел Б «Налоговые обязательства по табачным изделиям, табаку и промышленным заменителям табака (в том числе табачному сырью, табачным отходам)»;

• учтены суммы льгот по операциям, применение которых приостановлено НКУ, к налогоплательщикам, местонахождением (местом жительства) и/или местом осуществления деятельности которых является территория населенных пунктов на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, в разделе В «Налоговые обязательства по реализации горючего»;

• учтены особенности отражения после 01.01.2017 г. операций по розничной торговле подакцизными товарами (в части отмены «розничного» акциза по реализации горючего) в разделе Д «Налоговые обязательства по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров».

Также внесены ряд изменений в Порядок заполнения и представления декларации акцизного налога.

Приказ Минфина от 24.04.2017 г. № 451 вступит в силу 6 июня.

Приказ Минфина «Об утверждении Изменений к форме акцизной накладной, форме расчета корректировки акцизной накладной, форме заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, Порядку заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего» от 24.04.2017 г. № 452 вступит в силу со дня его официального опубликования, ориентировочно — 06.06.2017 г.

· Форма акцизной накладной и расчет корректировки к ней дополнены типом причины «6 — виробництво пального в споживчій тарі ємністю до двох літрів (включно)».

В Порядке заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего (далее — Порядок) уточняется, что в случае отгрузки горючего для собственного потребления в акцизной накладной (расчете корректировки) должны быть заполнены все обязательные реквизиты.

Вместе с тем обязательные реквизиты акцизной накладной, идентифицирующие получателя горючего, определенные пп.пп. «г» и «ґ» п. 231.1 НКУ, не указываются в случае отгрузки производителем горючего в потребительской таре емкостью до двух литров (включительно).

Также предусмотрено дополнить Порядок нормой, согласно которой при составлении заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, которое отгружается на условиях, установленных ст. 229 НКУ, в верхней левой части соответствующего вида заявки (основная или корректирующая) вместо отметки «Х» проставляется тип причины «1».

При составлении заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего в пределах инвентаризационных остатков горючего по состоянию на 01 марта 2016 года лицом, которое в соответствии с возложенными на него задачами организует выполнение утвержденных Кабмином задач относительно формирования, обслуживания, размещения, отпуска, использования, пополнения и освежения (пополнения) запасов государственного материального резерва, соблюдения нормативных условий их количественного и качественного состояния и несет ответственность за их выполнение, проставляется тип причины «2».

Сама форма Заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего изложена в новой редакции.

· Налогоплательщик обязан составить акцизную накладную, в частности, на объемы горючего (абз. 2 п. 231.1 НКУ):

• утраченного как в пределах, так и сверх установленных норм потерь;

• испорченного, уничтоженного, в т.ч. вследствие аварии, пожара, наводнения, других форс-мажорных обстоятельств или по другой причине, связанной с естественным результатом, а также в результате испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки такого горючего.

В то же время ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 22.05.2017 г. № 285/6/99-99-15-03-03-15/ІПК заметила: поскольку иное не предусмотрено п. 216.3 НКУ, потери горючего при его хранении и транспортировке считаются сверхнормативными и являются объектом обложения акцизным налогом.

Правда, при использовании горючего субъектом хозяйствования только для собственных нужд, в т.ч. в случае потерь горючего при хранении, у такого субъекта хозяйствования не возникает обязанности относительно регистрации плательщиком акцизного налога.

Кроме того, налоговики сообщили, что постановление Государственного комитета СССР «Об утверждении естественных норм убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке» от 26.03.1986 г. № 40 отнесено к перечню нормативно-правовых актов СССР, которые не применяются на территории Украины.

Итак, фактически сейчас под вопросом механизм применения пп. «б» п. 216.3 НКУ, согласно которому налоговое обязательство касательно утраченного подакцизного товара (продукции) не возникает, если подакцизные товары (продукция) утрачены вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки такого товара (продукции) или по другой причине, связанной с естественным результатом. Ведь данное требование применяется при условии потери подакцизных товаров (продукции) в пределах нормативов потерь.

· Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ от 24.05.2017 г. № 339/6/99-99-15-03-03-15/ІПК

Субъект хозяйствования арендовал спецтехнику (КрАЗы, бульдозеры, экскаваторы по договорам аренды, субаренды, водители спецтехники — штатные работники арендодателя) и приобретает дизтопливо для заправки арендованной спецтехники с целью дальнейшего предоставления услуг заказчикам. Указанный субъект хозяйствования обратился за индивидуальной налоговой консультацией с вопросом, нужно ли ему при таких обстоятельствах регистрироваться плательщиком акцизного налога по реализации горючего.

Специалисты ГФСУ разъяснили: поскольку в случае аренды спецтехники предприятие использует горючее исключительно для собственных нужд, а именно для заправки арендованной им спецтехники, которой руководят командированные рабочие арендодателя, то данные операции не являются реализацией горючего в понимании абз. 2 пп. 14.1.212 НКУ. Итак, в этой ситуации предприятию не нужно регистрироваться плательщиком акцизного налога по реализации горючего и составлять акцизную накладную на объемы горючего, использованные только для собственных нужд.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· В «Офіційному віснику України» за 09.06.2017 г. № 45 готовится к опубликованию приказ Минфина «О внесении изменений в форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий» от 28.04.2017 г. № 467.

Поэтому уже в начале июня встречаем обновленную налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий.

Напомним: в связи с введением с 01.01.2017 г. изменений в части обложения налогом на прибыль был подготовлен проект приказа Минфина Украины «О внесении изменений в форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий».

· В Налоговый кодекс предлагается внести изменения, введя рассрочку (равными частями) уплаты НДС на срок, указанный в заявлении налогоплательщика, не превышающий 36 календарных месяцев, без начисления процентов и пени, при ввозе на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта оборудования и техники, по ряду кодов УКТ ВЭД.

Вместе с тем предусматривается, что данное оборудование или техника в обязательном порядке должны быть использованы налогоплательщиком для собственного производства (создание, модернизация, расширение и т.д.) на территории Украины.

В случае нецелевого использования таких товаров налогоплательщик должен будет уплатить налоговые обязательства по результатам налогового периода, на который приходится данное нарушение, в сумме, рассчитанной как положительная разница между суммой налога на добавленную стоимость, которая должна быть уплачена по указанным операциям в момент ввоза таких товаров, и фактически уплаченной суммой, а также уплатить пеню, начисленную на эту сумму налога, исходя из 120% учетной ставки НБУ, действовавшей на день уплаты налогового обязательства, за период со дня ввоза таких товаров до дня увеличения налогового обязательства.

Соответствующий проект Закона Украины «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно обеспечения развития отечественного производства путем рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость на импортное оборудование и технику» зарегистрирован в Верховной Раде под № 6514.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy