Изменения в законодательстве Украины, май 2017 г. — 17 мая 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля годапредшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Это предусматривает пп. 12.3.4 НКУ, применение которого разъясняет на своем сайте Государственная регуляторная служба.

В случае если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных общин, созданный в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, в срок до 15 июля не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов на следующий год, данные налоги взимаются, исходя из норм НКУ, с применением их минимальных ставок и без применения соответствующих коэффициентов, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю (пп. 12.3.5 НКУ, п. 2 ч. 5 р. XIX «Заключительные положения» НКУ).

Учитывая нормы Бюджетного и Налогового кодексов Украины, органы местного самоуправления должны ежегодно (до 15 июля каждый год) пересматривать размеры ставок местных налогов и сборов, взимаемых в установленном НКУ порядке. Соответствующие ставки будут действовать только в течение года, на который приняты.

Таким образом, если органы местного самоуправления приняли решение об утверждении местных налогов и сборов до 15 июляна соответствующий бюджетный период, следующего за плановым периодом, то данные решения будут действовать только в течение следующего бюджетного периода.

При условии если органы местного самоуправления приняли решение об утверждении местных налогов и сборов на соответствующий бюджетный период после 15 июля, то такие решения будут действовать со следующего бюджетного периода,следующего за плановым периодом.

Пример 1. Если городским советом 24.02.2017 г. (то есть до 15.07.2017 г.) были приняты решения об установлении местных налогов и сборов, с указанием в данных решениях бюджетного периода (соответствующий бюджетный год, например, 2018 год).

Исходя из требований НКУ и учитывая, что такие решения были приняты городским советом до 15 июля 2017 года, ставки соответствующих местных налогов и сборов будут действовать с 1 января 2018 года до конца бюджетного периода, то есть до 31 декабря 2018 года.

Пример 2. Если решения об установлении местных налогов и сборов будут приняты городским советом 04.09.2017 г. (то есть после 15.07.2017 г.) с одновременным указанием бюджетного периода (например, 2018 год).

В данном случае ставки соответствующих местных налогов и сборов будут действовать только с 1 января до 31 декабря 2019 года.

В бюджетном периоде 2018 года ставки соответствующих местных налогов и сборов должны выплачиваться плательщиками следующих налогов и сборов, в порядке, установленном этим НКУ, по минимальным ставкам и без применения соответствующих коэффициентов, а плата за землю должна взиматься с применением ставок, действовавших до 31 декабря 2017 года.

В случае если городским советом решения об установлении местных налогов и сборов были приняты без указания бюджетного (налогового) периода или с указанием, что данные решения бессрочные, — это является нарушением требований Бюджетного и Налогового кодексов Украины.

Соответственно, принятые решения об установлении местных налогов и сборов без указания бюджетного (налогового) периода могут быть основанием для обжалования их в судебном порядке заинтересованными лицами.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Письмо ГФСУ от 24.04.2017 г. № 10174/7/99-99-15-03-01-17.

В связи с недавними нововведениями, введенным приказом Минфина Украины от 23.02.2017 г. № 276 «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины», ГФСУ подробно разъяснила порядок составления налоговой отчетности по НДС.

В письме ГФС информирует, в частности, о следующих особенностях составления налоговой отчетности по НДС:

• несмотря на то что декларация по обновленной форме подается начиная с 1 апреля 2017 года за отчетные (налоговые) периоды начиная с марта 2017 года/I квартала 2017 года, декларации с отметками «0121», «0122», «0123» или «0130» могли быть предоставлены в последний раз только за отчетный (налоговый) период декабрь 2016 года/IV квартал 2016 года;

• в таблице 1 Приложения 5 к декларации по НДС налоговые накладные, составленные с целью начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 и п. 199.1 НКУ, отныне отражаются в отдельной строке «600000000000 (рядки 4.1, 4.2 декларації)» и не включаются в строку «Усього за звітний період…» и, соответственно, суммы таких налоговых обязательств отражаются не как ранее — в строке 1 (1.1, 1.2) декларации, а в строках 4.1 и 4.2 декларации;

• нововведенная строка 18.2 уточняющего расчета заполняется только в том случае, если уточняющий расчет предусматривает уменьшение налоговых обязательств за отчетный (налоговый) период, который уточняется, то есть если графа 6 строки 18 имеет отрицательное значение и если у плательщика есть остаток налоговых обязательств, не уплаченный в бюджет за отчетный период, который уточняется, учитываемый Казначейством к исполнению в полном объеме (так называемая «картотека»). В строке 18.2 указывается сумма из графы 6 строки 18, на которую налогоплательщик желает уменьшить его «картотеку», но в пределах суммы остатка такой «картотеки» на момент подачи уточняющего расчета (справочное поле строки 18.2).

· Письмо ГУ ГФС в Черниговской области от 20.04.2017 г. № 1464/10/25-01-12-01-09.

Налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс). Данное требование предусмотрено п. 201.7 НКУ и п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307.

Вместе с тем налоговая накладная должна содержать идентичные показатели (номенклатуру товаров/услуг продавца, единицы измерения товара/услуги, количество, цену поставки единицы товара/услуги) тем, которые указаны в первичных документах и в части, оплаченной контрагентом-покупателем или фактически выполненной поставщиком услуг.

То есть в графе 2 налоговой накладной «Номенклатура товарів/послуг продавця» указываются данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг, а именно должен быть отражен перечень предоставляемых услуг.

В графу 6 «Кількість (об’єм, обсяг)» налоговой накладной вносятся данные относительно количества (объема) поставки товаров/услуг. При составлении налоговой накладной на полную поставку услуги или на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс) в полном объеме, в графе 6 налоговой накладной указывается «1». При составлении налоговой накладной на частичную поставку услуги или при получении суммы предоплаты в частичном размере договорной стоимости услуги в графе 6 указывается соответствующая доля предоставленной (оплаченной) услуги в виде десятичной дроби.

Поэтому составление налоговых накладных на полную поставку услуги при получении частичной предоплаты услуг не соответствует нормам НКУ и не позволяет идентифицировать операции. При составлении таких налоговых накладных поставщиком покупатель не имеет оснований для отнесения указанных в них сумм НДС к налоговому кредиту, поскольку данные налоговые накладные не соответствуют первичным документам согласно п. 44.1 НКУ.

То есть нарушением порядка заполнения налоговой накладной является несоответствие показателей, указанных в налоговой накладной, условиям их фактической поставки (номенклатуре, количеству товаров/услуг и т.п.), подтвержденным первичными документами.

· Поскольку Приложение 1 «Розрахунок коригування сум податку на додану вартість (Д1)» (далее — Приложение 1) является составляющей частью налоговой декларации по НДС, то исправление ошибок, возникших во время его заполнения, осуществляется путем предоставления уточняющего расчета вместе с Приложением 1 с отметкой «уточнюючий», в котором числовые показатели отражаются на сумму уточнения (увеличения или уменьшения) с соответствующим знаком и соответствуют данным из колонки 6 уточняющего расчета.

Вместе с тем, в случае если данная ошибка не повлияла на числовые показатели налоговой декларации по НДС, то исправление ошибок в Приложении 1 проводится способом корректировки.

С таким разъяснением из раздела 100.00 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· ГУ ГФС в Черниговской области в письме от 21.04.2017 г. № 1493/10/25-01-12-01-09.

В соответствии с п. 187.1 НКУ, датой возникновения налогового обязательства по НДС при экспорте товаров является дата оформления таможенной декларации, то есть дата завершения процедуры таможенного оформления экспортной операции, которая определяется по факту проставления должностным лицом таможенного органа на всех листах такой декларации оттиска личной номерной печати, а в случае электронного декларирования — по факту удостоверения электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа электронной таможенной декларации после преобразования ее в визуальную форму.

Факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины, которые были помещены в таможенный режим экспорта, подтверждается таможенной декларацией, а также сообщением о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины.

Таким образом, в случае если продукция, подлежащая экспорту на условиях FCA согласно Инкотермс 2010, прошла таможенную очистку, но не вывезена за пределы таможенной границы Украины, налоговые обязательства по НДС определяются на дату оформления таможенной декларации. При этом правила Инкотермс 2010 не регулируют налоговых отношений предприятия.

· Операции по ввозу на таможенную территорию Украины, вывозу за пределы таможенной территории Украины независимо от выбранного таможенного режима товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евроне являются объектом обложения НДС (пп. 196.1.16 НКУ).

Поэтому в налоговой декларации по НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, не отражаются, а операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины независимо от выбранного таможенного режима таких товаров, указываются в строке 5 с обязательным предоставлением Приложения 6 к декларации по НДС.

С таким разъяснением из раздела 101.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· При решении вопроса принятия налоговой декларации уполномоченное должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных п.п. 48.3 и 48.4 НКУ (п. 49.8 НКУ).

В частности, п. 48.3 НКУ предусмотрено, что налоговая декларация должна содержать такой обязательный реквизит, как наименование контролирующего органа, в который подается отчетность.

То есть при принятии налоговой декларации налоговый орган проверяет также и принадлежность предоставления такой декларации именно в данный орган.

Это подчеркивает ВАСУ в постановлении от 25.04.2017 г. по делу № 826/22415/15 (К/800/19377/16).

· Письмо ГФС от 26.04.2017 г. № 9030/6/99-99-13-02-03-15.

Стоимость подарка, полученного налогоплательщиком — физическим лицом — нерезидентом от юридического лица — резидента, включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика-нерезидента и облагается НДФЛ на общих основаниях. Налоговый агент при начислении (выплате) в пользу физического лица — нерезидента дохода в виде подарка, в форме № 1ДФ обязан отразить регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (далее — РНУКН).

Заметим!

Документы, связанные с проведением операций, предусмотренных п. 70.12 НКУ, которые не имеют РНУКН, считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины (п. 70.13 НКУ).

· Расчетные операции при проведении расчетов за наличные средства, в т.ч. по отсроченному платежу (путем уплаты суммы аванса в размере 30%), должны проводиться с применением регистратора расчетных операций в соответствии с требованиями ст. 3 Закона о РРО с использованием режима предварительного программирования. При этом на кассовом чеке следует указать форму оплаты «Погашення кредиту».

Окончательный расчет наличными по отсроченному платежу должен быть проведен через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества.

Напомним, что п. 2.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13, установлены обязательные реквизиты кассового чека на товары (услуги), одними из которых являются: • обозначение формы оплаты (наличными, карточкой, в кредит, чеками и т.п.) и суммы средств по этой форме оплаты;

• если количество приобретенного товара (объем полученной услуги) не равно единице измерения — количество, стоимость приобретенного товара (полученной услуги); • стоимость единицы измерения товара (услуги);

• название товара (услуги);

• общая стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах чека, перед которой печатается слово «СУМА» или «УСЬОГО»;

• порядковый номер кассового чека, дата (день, месяц, год) и время (час, минута) проведения расчетной операции.

ГФС в Днепропетровской области.

· В случае если предметом закупки являются приобретениеаренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество, то такую закупку заказчик осуществляет без проведения процедур закупок на основании абз. 7 ч. 3 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII(далее — Закон).

В свою очередь, договор о закупке — договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.

Следовательно, если расходы осуществляются заказчиком именно как возмещение (компенсация) расходов и не предусматривают заключение договора о закупке, нормы Закона, а также нормативно-правовых актов, разработанных во исполнение его, на осуществление данных расходов не распространяются.

На это обратило внимание Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 г. № 3302-06/10639-06.

· Письмо ФСС по ВПТ от 27.04.2017 г. № 2.4-38-740.

Если в течение 12-ти месяцев перед наступлением страхового случая застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6-ти месяцев, средняя зарплата для расчета пособия по беременности и родам определяется исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не меньше размера минимальной зарплаты, установленного законом в месяце наступления страхового случая.

Определяем среднюю зарплату из размера минимальной зарплаты и двукратного размера минимальной зарплаты путем деления данных показателей на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 5 Порядка № 1266).

Для случая, когда в течение 12-ти месяцев перед наступлением страхового случая застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6-ти месяцев, при превышении среднедневной зарплаты, рассчитанной с минимальной зарплаты, над фактической среднедневной зарплатой, дальнейший расчет страховой выплаты (пособия по беременности и родам) по основному месту работы нужно осуществлять из среднедневной, исчисленной из минимальной заработной платы.

Однако фактическая среднедневная зарплата, превышающая среднедневную зарплату, рассчитанную с минимальной зарплаты, не может быть больше размера среднедневной, рассчитанной с двукратного размера минимальной зарплаты.

· Налоговики информируют, что на сегодняшний день участились случаи установления в ходе проверок нарушения требований действующего законодательства в части оформления соответствующих кассовых документов при оприходовании или выдаче наличных средств в кассах (из касс) предприятий, а именно — отсутствие подписей уполномоченного лица, лица, получившего средства, зачисление наличных средств на расчетный счет без их оприходования в кассе предприятия и др.

Обязательность подписей и другие требования к порядку оформления кассовых операций и документов установлены п. 3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Кроме того, до сих пор фиксируются случаи несвоевременного (не в день поступления) оприходования наличных средств в кассовой книге — порядок и требования относительно оприходования и выдачи наличных средств.

За указанные нарушения в соответствии с действующим законодательством к субъектам хозяйствования применяется ответственность в виде значительных сумм штрафных (финансовых) санкций (в двух- и пятикратном размерах).

· Налогоплательщики, которые заключили с соответствующим контролирующим органом договор о признании электронных документов, могут подать уведомление по форме № 20-ОПП средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Согласно п. 8.4 р. VIII Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок), уведомление об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность по форме № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку), предоставляется в течение 10-ти рабочих дней после их регистрации, образования или открытия в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика.

В случае образования обособленного подразделения юридического лица с местонахождением за пределами Украины уведомление по форме № 20-ОПП предоставляется юридическим лицом в течение 10-ти рабочих дней после образования, регистрации такого подразделения в контролирующий орган по основному месту учета юридического лица.

Началом течения 10-дневного срока является дата приобретения права плательщиком касательно объекта налогообложения в соответствии с правоустанавливающими документами или документами, подтверждающими право пользования, распоряжения объектом налогообложения.

С таким разъяснением из раздела 119.11 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· В электронной форме с соблюдением условий относительно регистрации ЭЦП можно предоставлять:

• заявление по форме № 1-ОПП;

• уведомление по форме № 20-ОПП;

• заявление по форме № 17-ОПП с отметкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку».

В бумажном виде направляется на почтовый адрес налогоплательщика.

• справка о постановке на учет налогоплательщика, сведения о котором не подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований по форме № 34-ОПП;

• Свидетельство о регистрации инвестора и соглашения о разделе продукции как налогоплательщика по форме № 4-УРП.

Учитывая вышеизложенное, не предусмотрено возможность предоставления в электронном виде налогоплательщиками заявлений по формам № 1-ОПП (кроме формы № 1-ОПП с отметкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку»), № 5-ОПП, № 1-РПП, № 8-ОПП, справки по форме № 34-ОПП и Свидетельства № 4-УРП, формы которых утверждены приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Налоговики в разъяснении из раздела 119.13 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ напомнили, что в случае поступления от налогоплательщика документа в электронном виде контролирующий орган на электронный адрес налогоплательщика направляет первую и вторую квитанции.

Первая квитанция — квитанция о получении налогового документа в электронном виде — электронный документ, который формируется программным обеспечением органов ГНС и удостоверяет факт и время получения налогового документа в электронном виде.

Вторая квитанция — квитанция о приеме налогового документа в электронном виде — электронный документ, который формируется программным обеспечением органов ГНС и удостоверяет факт и время принятия (непринятия) налогового документа в электронном виде в базу данных органов ГНС.

· Перечень категорий работающих лиц, которым предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда, дополнен категорией работников, которым осталось менее 3-х лет до наступления пенсионного возраста, при достижении которого лицо имеет право на получение пенсионных выплат.

Соответствующие изменения в ст. 42 КЗоТ предусмотрены Законом «О внесении изменения в статью 42 Кодекса законов о труде Украины относительно защиты трудовых прав работников» от 06.04.2017 г. № 2005-VIII.

Документ действует с 30 апреля 2017 года.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· В прошлом году при поддержке Национального банка были подготовлены два законопроекта, которые должны обеспечить в Украине противодействие уменьшению налоговой базы и перемещению прибылей за рубеж (BEPS) с учетом международных инициатив ОЭСР.

Они предусматривают введение 5-ти ключевых и наиболее насущных из 15-ти рекомендаций противодействия BEPS:

• раскрытие физическими лицами — резидентами Украины своего участия в иностранных компаниях, которые они контролируют (КИК);

• ограничение расходов по финансовым операциям со связанными лицами;

• предотвращение злоупотреблений с применением договоров об устранении двойного налогообложения;

• предотвращение избежания признания статуса постоянного представительства;

• введение раскрытия информации о структуре международных групп компаний.

Для практической реализации данных рекомендаций Украине необходимо присоединиться к автоматическому обмену финансовой информацией на основе Конвенции относительно взаимной административной помощи по налоговым делам, ратифицированной Украиной.

Также для того, чтобы предоставить стимул бизнесу декларировать контроль за КИК, Национальный банк намерен в случае введения указанных принципов противодействия BEPS провести валютную амнистию. Она предусматривает, что физические лица, которые задекларируют доли в КИК, будут освобождены от применения штрафных санкций за нарушение режима иностранного инвестирования за рубеж и легализации долей в КИК.

Кроме того, НБУ поддерживает введение «разового декларирования». Этот внутренний регуляторный шаг будет способствовать как валютной либерализации, так и расширению налоговой базы в будущем.

· Внесен законопроект № 6414, цель которого отменить максимальную величину базы начисления ЕСВ, равную 25-ти размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом, на которую начисляется ЕСВ.

Объясняется, что данная норма способствует росту дефицита Пенсионного фонда Украины, поскольку определенное количество пенсионеров получает пенсию от суммы дохода, с которого не были уплачены страховые взносы.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy