Изменения в законодательстве Украины, январь 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· С 1 января 2017 года увеличились штрафы для работодателей, которые не оформляют должным образом наемных работников. За нарушение трудового законодательства на юридических и физических лиц-предпринимателей, которые используют наемный труд, будут накладываться такие штрафы:

• 320 000 грн. — за недопуск государственного инспектора труда к проверке, когда она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса;

• 96 000 грн. (за каждого работника, относительно которого совершено нарушение) — за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов; нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц; выплаты не в полном объеме;

• 32 000 грн. — за каждого работника при несоблюдении минимальных государственных гарантий в оплате труда (за работу в выходной или праздничный день, сверхурочную работу и пр.) и льгот, которые установлены государством и предусматриваются законами Украины » О воинской обязанности и военной службе», » Об альтернативной (невоенной) службе», » О мобилизационной подготовке и мобилизации»;

• 9 600 грн. (нет привязки к каждому работнику) — за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату не в полном объеме;

• 3 200 грн. — за нарушение других требований трудового законодательства, кроме указанных выше. К этому виду штрафа относится и штраф за непредставление или несвоевременное представление уведомления о принятии работника на работу.

Напомним, что изменения, в частности, относительно оплаты труда с 01.01.2017 года, штрафов за их нарушения работодателями, порядка уплаты ЕСВ работодателями и предпринимателями предусматривает Закон № 1774.

· Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 г. № 1797-VIII дополнен перечень обязательных реквизитов налоговой накладной, указанных в п. 201.1 НКУ.

Так, согласно пп. «і» п. 201.1 НКУ с 01.01.2017 г. плательщики НДС обязательно указывают в налоговой накладной код товара согласно УКТ ВЭД, для услуг — код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг.

Плательщики налогов, кроме случаев поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, имеют право указывать код товара согласно УКТ ВЭД или код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг не полностью, но не меньше чем четыре первых цифры соответствующего кода. То есть для товаров, не являющихся подакцизными и импортными, и услуг, можно ограничиться первыми четырьмя знаками кода.

Относительно применения данной нормы при реализации отечественных товаров, приобретенных до 01.01.2017 года, то отметим следующее: нормы пп. «і» п. 201.1 НКУ, касаются любых товаров, которые будут реализованы начиная с указанной даты, и никак не зависят от периода приобретения или страны происхождения товаров.

Также обращаем внимание, что новым п. 35-1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ установлено, что до 31 декабря 2017 года не применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 120-1.3 НКУ, за ошибки, допущенные в налоговой накладной при указании кода товара согласно УКТ ВЭД и/или кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг.

· Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII внесено изменение в пп. 139.2.2 НКУ: с 1 января 2017 г. при списании безнадежной задолженности (в том числе за счет резерва сомнительных долгов) разрешено делать налоговую корректировку в «минус». Она корреспондирует с предшествующей ей корректировкой в «плюс» на сумму расходов по формированию такого резерва.

То есть теперь правила формирования и использования резерва сомнительных долгов подобны любым другим резервам (кроме «отпускного»): в периоде формирования резерва делается корректировка в «плюс», при использовании — в «минус». То есть влияние расходов на объект налогообложения фактически откладывается до момента использования резерва, что вполне логично.

Правда, есть в изменениях и ложка дегтя: в пп.139.2.1 НКУ теперь сказано, что корректировка в «плюс» делается на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх резерва сомнительных долгов. И здесь уже неважно, соответствует ли она определению безнадежной, установленному пп. 14.1.11 НКУ (которое, кстати, тоже изменилось). Если сверх резерва — значит нужна корректировка в «плюс».

Впрочем, эти изменения заработают уже начиная с отчетных периодов 2017 года, а за 2016 г. корректируем по-старому.

· C 1 января 2017 г. установлены новые размеры стоимостных критериев контролируемых операций (пп. 39.2.1.7 НКУ):

— годовой доход от всех видов деятельности — более 150 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов);

— объем операций с одним контрагентом, соответствующих установленным в пп. 39.2.1.1 — 39.2.1.3 и пп. 39.2.1.5 НКУ критериям, — 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов).

Поэтому многие из тех, кто по старым критериям подпадал под контроль ТЦО, смогут вздохнуть спокойно.

Однако за 2016 год отчет о контролируемых операциях все равно нужно будет представлять по старым критериям, то есть в том случае, если годовой доход превысил 50 млн. грн. (без НДС), а годовой объем операций с одним «подозрительным» контрагентом — 5 млн. грн. (без НДС).

· Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII предусматривает новый порядок предоставления налоговых консультаций. Обобщающие налоговые консультации будет издавать Минфин, а порядок предоставления индивидуальных налоговых консультаций органами ГФС, определенный статьями 52, 53 НКУ, изменится. Но это будет только с 1 апреля 2017 г.

А пока налогоплательщикам следует учитывать то, что индивидуальные налоговые консультации, полученные ими до 31 марта 2017 года включительно, можно будет применять лишь до конца текущего года. С 1 января 2018 года они перестанут защищать плательщиков от финансовой ответственности (п. 39 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

· Все крупные налогоплательщики, включенные в Реестр КНП на 2017 год, в соответствии с требованиями НКУ, будут обслуживаться в контролирующем органе, осуществляющем сопровождение крупных плательщиков налогов, а именно в Офисе крупных налогоплательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован реестр.

Соответствующий Реестр крупных налогоплательщиков на 2017 год утвержден приказом ГФСУ от 26.12.2016 г. № 1036.

Фискалы напомнили, что с 01 января 2017 года согласно изменений, внесенных в НКУ от 21.12.2016 года № 1797-VIII, крупный налогоплательщик — это юр. лицо или постоянное представительство нерезидента на территории Украины, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательные налоговые (отчетные) кварталы превышает 1 млрд грн или общая сумма платежей, уплаченных в Госбюджет, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за такой же период превышает 20 млн грн.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Письмо ГФС от 29.12.2016 г. № 28476/6/99-99-15-02-02-15.

Плательщик налога на прибыль может не увеличивать финансовый результат до налогообложения в соответствии с пп. 1 пп. 140.5.7 НКУ на сумму начисленных роялти в полном объеме в пользу нерезидента, который не зарегистрирован в государстве (на территории), указанном в пп. 39.2.1.2 НКУ, независимо от наличия у такого плательщика справки о резидентстве такого нерезидента.

Вместе с тем в случае выплаты роялти в пользу такого нерезидента с применением правил международного договора является обязательным подтверждение его статуса в соответствии с требованиями п. 103.2 и 103.4 НКУ справкой о его резидентстве.

· Если в заграничном паспорте сотрудника, который едет в командировку в 2017 году, не будет отметок Госпогранслужбы Украины, но будут другие документальные доказательства нахождения лица в командировке за границей, то сумма иностранных суточных не будет считаться дополнительным благом.

К таким доказательствам, в частности, относятся: отметки пограничных служб о пересечении границы, проездные документы, счета на проживание и/или любые другие документы, подтверждающие фактическое пребывание лица в командировке.

То есть даже при отсутствии отметки украинских пограничников отметки пограничной службы иностранного государства должно быть достаточно.

Напомним, что соответствующие изменения о признании расходов, понесенных в командировке из-за отсутствия посадочного талона и отметок должностных лиц Госпогранслужбы в паспорте или другом документе о пересечении границы для страны с визовым режимом, внесены в пп. 170.9.1 НКУ.

· В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается стоимость подарков, а также призов победителям и призерам спортивных соревнований, если их стоимость не превышает 25 % одной минзарплаты (в расчете на месяц), за исключением денежных выплат в любой сумме.

В 2015 году эта сумма составляла 609,0 грн., в 2016 году — 689,0 грн., а в 2017 году составляет 800,0 грн.

Стоимость подарков, которая не превышает 25 % минзарплаты, отражается в налоговом расчете по ф. 1ДФ под признаком дохода «160».

Если стоимость детских новогодних подарков и билетов, которая предоставляется налогоплательщику, превышала в 2015 году — 609,0 грн, в 2016 году — 689,0 грн., в 2017 году превышает 800,0 грн., то сумма такого превышения облагается НДФЛ по ставке 18 % и отражается в налоговом расчете по ф. 1ДФ под признаком дохода «126», как дополнительное благо.

· В налогооблагаемый доход не включается сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, что предоставляется резидентами — юридическими или физлицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, определенного согласно абз.1 пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 НКУ, установленного на 1 января такого года.

В 2017 году размер такой помощи составляет 2240 грн. (в 2016 году составлял 1930 грн., в 2015 году — 1710 грн.).

Тернопольские налоговики напомнили, что положения пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 НКУ не распространяются на профсоюзные выплаты своим членам, условия освобождения которых от налогообложения предусмотрены пп. 165.1.47 п. 165.1 ст. 165 НКУ

· Страхователи обязаны подавать Отчет по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (Форма № Ф4-ФСС по ВУТ) не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца.

За 2016 год Отчет необходимо подать до 20 января 2017 года (включительно).

Напомним, что за непредставление или несвоевременное представление установленной отчетности в соответствии со ст. 165 прим. 5 КоАП предусмотрен штраф от 136 до 255 грн. За повторное нарушение штраф составит от 170 до 340 грн.

Об этом сообщает Левобережная дирекция КМО ФСС по ВУТ на своей странице в Facebook.

· Поскольку с 1 января 2017 года изменился размер соцстандартов, а также вступил в силу Закон от 06.12.2016 г. № 1774-VIII, специалисты Минсоцполитики предоставили разъяснение относительно применения норм трудового законодательства в части оплаты труда.

В ведомстве напомнили, что в этом году прожиточный минимум для трудоспособных лиц составляет 1600 грн., а минимальная заработная плата в месячном размере — 3200 грн. и 19,34 грн. — в почасовом.

При исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

В случае, когда работнику установлены доплаты за работу во вредных условиях труда, указанные доплаты должны выплачиваться сверх размера минимальной заработной платы (3200 гривен).

Если же условиями оплаты труда предусмотрено повышение должностных окладов работников, например, за работу в учреждениях и организациях, расположенных на территории населенных пунктов, которым предоставлен статус горных, за работу в определенных типах учебных заведений, за работу во вредных и тяжелых условиях труда, то указанное повышение учитывается к минзарплате.

Если работник выполнил месячную норму труда, а начисленная ему заработная плата ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель обязан произвести доплату до ее уровня, которая выплачивается ежемесячно одновременно с зарплатой.

Если же работник не выполнил месячную норму труда, находился в отпуске, на больничном, работает неполное рабочее время и т. п, то оплата его труда производится пропорционально выполненной норме труда.

Время простоя не по вине работника оплачивается в соответствии с нормами ст. 113 КЗоТ не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) без проведения доплаты до уровня минимальной заработной платы.

При введении суммированного учета рабочего времени с учетным периодом месяц работа сверх нормальную продолжительность рабочего времени за учетный период оплачивается как сверхурочная и указанная выплата осуществляется сверх размера минимальной заработной платы.

Если работа при суммированном учете рабочего времени выполняется в пределах установленной работнику продолжительности рабочего времени, которая меньше нормальной продолжительности рабочего времени, согласно графику работы, ему начисляется заработная плата в размере не ниже минимальной заработной платы.

Для предприятий, на которых установлен суммированный учет рабочего времени, с целью уменьшения часов сверхурочной работы и нагрузки на фонд оплаты труда рекомендуется применять учетные периоды как полугодие, год.

· С 1 января 2017 года вступил в силу Закон № 1774-VIII, согласно которому ФЛП, которые не будут получать доходы в 2017 году, также обязаны платить ЕСВ, минимальный размер которого с 1 января составляет 704 грн.

Ранее ФЛП, которые не получали доходы в отчетном месяце, имели право не платить ЕСВ. В связи с этим ФЛП сейчас массово закрываются — сообщается, что ликвидировано уже 10 850.

Решить напряженную ситуацию предложено законопроектом № 5633 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно проекту, если ФЛП (находящееся на общей системе налогообложения, а также лицо, осуществляющее независимую профдеятельность) подало заявление о проведении госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности до 1 апреля 2017 года и таким плательщиком не получен доход (прибыль) в течение I квартала 2017 года, он имеет право самостоятельно определить базу начисления ЕСВ за указанный период, но не более максимальной величины базы начисления. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Благодаря таким изменениям указанные ФЛП освобождаются от уплаты ЕСВ в размере 704 грн.

· Законом Украины от 20.12.2016 г. № 1797-VIII расширен перечень расходов ФЛП, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, которые можно учитывать в уменьшение объекта обложения налогом на доходы.

В этот перечень, наряду с единым социальным взносом, вошли ранее незаслуженно забытые (пп. 177.4.3 НКУ):

— суммы налогов, сборов, связанные с ведением хозяйственной деятельности ФЛП (кроме НДС для ФЛП, зарегистрированного в качестве плательщика этого налога, и акцизного налога, НДФЛ с дохода от хозяйственной деятельности, налога на имущество);

— платежи, уплаченные за получение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, получение разрешений, других документов разрешительного характера, которые связаны с хозяйственной деятельностью ФЛП.

Вместе с тем, уточнено, что не включаются в состав расходов ФЛП (пп. 177.4.5 НКУ):

• расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности ФЛП;

• расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащие амортизации;

• расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения, определенных ст. 177 НКУ;

• документально не подтвержденные расходы.

И еще одна хорошая новость: предприниматели-общесистемники имеют право включать в состав расходов, связанных с осуществлением их хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления. При этом амортизации подлежат:

— расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;

— расходы на самостоятельное изготовление основных средств.

Однако амортизации не подлежат основные средства двойного назначения:

— земельные участки;

— объекты жилой недвижимости;

— легковые и грузовые автомобили.

Больше информации об изменениях в части налога на доходы физических лиц вы можете узнать из статьи».

· Ставка сбора за парковку транспортных средств в 2017 году определена в размере до 0,075% минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года.

Соответствующие изменения в ст.268-1 НКУ, которая регламентирует правила начисления, уплаты сбора за места для парковки транспортных средств, внесены Законом Украины от 20.12.2016 г. №1791-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году».

Напомним, что с 1 января 2017 года до принятия органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год, уже установленные таким органом местного самоуправления ставки сбора за места для парковки ТС применяются с коэффициентом 0,5.

Следовательно, предельный размер сбора в 2017 году составляет 240 грн. (0,075 * 3200 грн.) за 1 кв. м. участка, отведенного под парковку транспортных средств.

· С 1 января началась кампания декларирования гражданами доходов, полученных в течение 2016 года.

Также с 1 января 2017 года вводится новая форма декларации, утвержденная приказом Минфина от 15.09.2016 г. № 821 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 02 октября 2015 года № 859».

ГФСУ напоминает, что предельные сроки представления декларации для граждан и лиц, которые проводят независимую профессиональную деятельность, — до 01 мая года, следующего за отчетным. Последний день представления декларации за 2016 год — 03.05.2017 г.

Предпринимателям (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) необходимо подать отчетность в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (года). Последний деньпредставления декларации за 2016 год — 09.02.2017 г.

Обязанность представления декларации у налогоплательщиков возникает:

• при получении доходов не от налоговых агентов (то есть от других физлиц, которые не зарегистрированы как самозанятые лица). К таким доходам относятся, в частности, доходы от предоставления в аренду движимого или недвижимого имущества другим физическим лицам; наследование или получение в дар имущества не от членов семьи первой степени родства и т. п.;

• при получении от налоговых агентов доходов, которые не подлежали налогообложению при выплате, но не освобождены от налогообложения. К таким доходам относятся, в частности, операции с инвестиционными активами;

• при получении иностранных доходов;

• и в других случаях, предусмотренных законодательством, в частности, при получении в собственность имущества по решению суда.

Налоговая декларация не подается, если такой плательщик налога получал доходы исключительно:

• от налоговых агентов, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;

• от налоговых агентов независимо от вида и размера начисленного (выплаченного, предоставленного) дохода, кроме случаев, прямо предусмотренных разделом IV НКУ;

• от операций продажи (обмена) имущества, дарения, при нотариальном удостоверении договоров по которым был уплачен налог согласно раздела IV НКУ;

• в виде объектов наследства, которые облагаются налогом по нулевой ставке налога и/или с которых уплачен налог в соответствии с п. 174.3 ст. 174 НКУ.

· В целях недопущения несправедливой уплаты физлицами-предпринимателями ЕСВ в результате изменений законодательства предлагается обеспечить им переходный период для проведения необходимых регистрационных действий по прекращению хозяйственной деятельности в случае, если они ее фактически не осуществляют или не планируют осуществлять.

Напомним, 1 января 2017 года вступил в силу Закон № 1774-VIII, согласно которому ФЛП, которые не будут получать доходы в 2017 году, также обязаны платить ЕСВ, минимальный размер которого с 1 января составляет 704 грн. Ранее ФЛП, которые не получали доходы в отчетном месяце, имели право не платить ЕСВ. В связи с этим ФЛП сейчас массово закрываются — сообщается, что ликвидировано уже 10 850.

Решить напряженную ситуацию предложено законопроектом № 5633 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно проекту, если ФЛП (находящееся на общей системе налогообложения, а также лицо, осуществляющее независимую профдеятельность) подало заявление о проведении госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности до 1 апреля 2017 года и таким плательщиком не получен доход (прибыль) в течение I квартала 2017 года, он имеет право самостоятельно определить базу начисления ЕСВ за указанный период, но не более максимальной величины базы начисления. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Благодаря таким изменениям указанные ФЛП освобождаются от уплаты ЕСВ в размере 704 грн.

· Контролирующим органам запрещается в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов. Такую норму с 1 января 2017 года внес в ст. 49 НКУ предновогодний Закон Украины от 20.12.2016 г. № 1797-VIII.

Надеемся, что теперь одностороннее расторжение договора о признании электронных документов, так же как раньше пресловутый «стан 9», перестанет быть инструментом давления на плательщиков налогов.

Теперь единственным основанием для отказа в принятии налоговой декларации средствами электронной связи в электронной форме является недействительность электронной цифровой подписи такого налогоплательщика, в том числе в связи с окончанием срока действия сертификата открытого ключа, при условии, что такая налоговая декларация отвечает всем требованиям, предъявляемым к электронному документу, и предоставлена в формате, доступном для ее технической обработки.

· ГФСУ утвердила новые Справочники налоговых льгот по состоянию на 31.12.2016 г.:

• налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета (№81/1);

• прочих налоговых льгот (№ 81/2).

Напомним, налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. При этом они обязаны предоставлять ГФСУ информацию о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением таких льгот, в форме Отчета о сумме налоговых льгот.

· По данным Госстата, индекс инфляции в декабре 2016 года к предыдущему месяцу составил 100,9 %, а к декабрю прошлого года — 112,4 %.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy