Изменения в законодательстве Украины, январь 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Официальные письма и разъяснения

· 1 января 2017 года стали обязательными такие реквизиты налоговой накладной, как код УКТ ВЭД для товаров и код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг.

До внесения соответствующих изменений в форму налоговой накладной и порядка ее заполнения код товара согласно УКТ ВЭД следует указывать в графе 3 табличной части налоговой накладной.

Поскольку действующая форма налоговой накладной не содержит отдельного поля для отображения кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг, до внесения соответствующих изменений в форму накладной код услуги временно не указывается.

Отсутствие кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг в налоговой накладной, дата составления которой приходится на период с 1 января 2017 года, до даты вступления в силу соответствующих изменений в форму налоговой накладной не считается ошибкой, допущенной при составлении такой налоговой накладной.

Фискалы в письме от 20.01.2017 г. №1312/7/99-99-15-03-02-17 отмечают, что с 1 января 2017 года при осуществлении налогоплательщиками операций по поставке товаров в налоговой накладной в обязательном порядке указывается код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных и импортных товаров — 10 знаков, для других товаров — не менее 4 знаков). При этом код указывается на всех этапах поставки товаров от производителя или импортера до конечного потребителя и независимо от даты приобретения или изготовления такого товара (до 1 января 2017 года или после этой даты).

Вышеупомянутые изменения касаются также расчетов корректировки в налоговых накладных, которые составляются с 1 января 2017 года, независимо от даты составления налоговых накладных (до 1 января 2017 года или после этой даты), к которым составляются такие расчеты корректировки.

В то же время, в случае составления налоговых накладных не по операциям поставки товаров/услуг, а с целью начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ и/или ст. 199 НКУ (по товарам/услугам, необоротным активам, во время приобретения или изготовления которых суммы налога были включены в состав налогового кредита, в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначаются для использования или начинают использоваться в необлагаемых операциях), не указывается код товара согласно УКТ ВЭД, а для услуг — код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг.

· До 01.01.2019 г. продлена льгота по освобождению от налогообложения НДС для операций по поставке, в том числе операций по импорту, отходам и лому черных и цветных металлов (п. 23 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Перечни таких отходов и лома черных и цветных металлов утверждаются Кабинетом Министров Украины. По состоянию на сегодня они еще не утверждены.

Фискалы в письме от 20.01.2017 г. № 1298/7/99-99-15-03-02-17 сообщили, что с 1 января и до даты вступления в силунормативно-правового акта КМУ, который будет определять перечни отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно (начиная с 01.01.2017 г.) освобождаются от налогообложения НДС, следует использовать перечни, утвержденные Постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 15.

Такая лояльность фискалов приятно удивляет, ведь ранее они неоднократно отмечали, что до утверждения КМУ новых перечней отходов и лома черных и цветных металлов или продления действия предыдущих пользоваться металлоломной льготой нельзя, а налогообложение операций по поставке таких отходов осуществляется по ставке 20 %.

· Исправление ошибки, допущенной в индивидуальном налоговом номере (далее — ИНН) покупателя налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, осуществляется следующим образом:

1) продавец должен составить расчет корректировки к такой налоговой накладной с учетом следующих особенностей:

• в заглавной части указываются данные из заглавной части налоговой накладной с ошибкой (то есть с ошибочных ИНН), а в табличной части — со знаком «-» объем операций по поставке товаров/услуг и другие показатели, которые были указаны в налоговой накладной;

• в поле «Дата складання» указывается «текущая» дата, то есть дата, на которую была выявлена ошибка в ИНН покупателя;

2) такой расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН налогоплательщиком, чей «неверный» ИНН был указан в графе «ІПН покупця» налоговой накладной, к которой составляется такой расчет корректировки;

3) продавец должен составить и зарегистрировать в ЕРНН вторую налоговую накладную с учетом следующих особенностей:

• реквизиты заглавной части указываются без ошибок, то есть в поле «ІПН покупця» указывается правильный ИНН покупателя;

• в поле «Дата складання» указывается дата возникновения налоговых обязательств продавца, то есть дата составления налоговой накладной с «неверным» ИНН;

• такой налоговой накладной присваивается новый порядковый номер, отличный от порядкового номера налоговой накладной с «неверным» ИНН покупателя;

• в табличной части такой налоговой накладной указываются объем операций по поставке товаров/услуг и другие показатели, которые были указаны в налоговой накладной с «неверным» ИНН.

Фискалы подчеркнули, что исправление ИНН покупателя возможно только в случае, когда с даты составления налоговой накладной с «неверным» ИНН покупателя не прошло 365 календарных дней. То есть вторая налоговая накладная (с правильных ИНН) может быть зарегистрирована не позднее чем через 365 календарных дней с даты ее составления, указанной в такой налоговой накладной.

В случае, когда с даты составления налоговой накладной, в которой указан «неверный» ИНН покупателя, прошло 365 календарных дней, возможна только регистрация расчета корректировки (при условии если с даты его составления также не прошло 365 календарных дней) с «неверным» ИНН, при этом вторая налоговая накладная (с правильным ИНН) не может быть зарегистрирована в ЕРНН, поскольку в такой накладной указывается дата составления налоговой накладной с «неверным» ИНН, то есть дата возникновения налоговых обязательств продавца.

Ошибка в условных ИНН исправляется аналогичным путем. При этом расчет корректировки, составленный плательщиком налога к налоговым накладным, которые не выдаются получателю (покупателю) товаров (услуг), а также составленных во время получения услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины, подлежит регистрации в ЕРНН таким плательщиком налога.

· С 1 января 2017 года предельная дата представления отчета о контролируемых операциях перенесена с 1 мая на 1 октября года, следующего за отчетным (п.п.39.4.2 НКУ).

Кроме того, расширен перечень обязательной к указанию в документации информации. Так, к уже существующему перечню информации нужно будет дополнительно подать:

• информацию о лицах, которым налогоплательщик предоставляет местные управленческие отчеты (название государства, на территории которого такие лица удерживают свои главные офисы);

• описание структуры управления налогоплательщика, схему его организационной структуры (ранее речь шла об описание структуры группы);

• описание деятельности и стратегии деловой активности, осуществляемой налогоплательщиком, в частности, экономические условия деятельности, анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), на которых проводит свою деятельность налогоплательщик, основные конкуренты;

• сведения об участии налогоплательщика в реструктуризации бизнеса или передачи нематериальных активов в отчетном или предыдущем году с объяснением аспектов этих операций, повлиявших или влияющих на деятельность налогоплательщика;

• копии соответствующих договоров (контрактов), которыми сопровождается контролируемая операция (раньше было достаточно описания такой операции).

Если сторона контролируемой операции осуществляет поставку (продажу) товаров, работ, услуг по контролируемым операциям нескольким лицам, и для целей установления соответствия условий принципа «вытянутой руки» осуществляется сравнение показателя рентабельности такого поставщика, то документация должна содержать описание алгоритма распределения расходов поставщика, понесенных для осуществления таких операций, которые учитываются при расчете показателя рентабельности.

Такое описание должно содержать информацию об экономическом обосновании выбора алгоритма распределения затрат, методику его применения, а также фактический расчет, осуществленный согласно выбранной методики.

По данным ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Работникам, которые направлены в служебную командировку, оплата труда за выполненную работу осуществляется согласно условиям, определенным трудовым или коллективным договором. Размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка (ст. 121 КЗоТ Украины).

Согласно п. 9 Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59, если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные и нерабочие дни, то компенсация за работу в эти дни выплачивается согласно действующему законодательству.

Оплата за работу в выходной день исчисляется по правилам ст. 107 КЗоТ Украины в двойном размере:

• сдельщикам — по двойным сдельным расценкам;

• работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, — в размере двойной часовой или дневной ставки;

• работникам, получающим месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный и нерабочий день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

Работа в ночное время с 10 часов вечера до 6 часов утра оплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада), за каждый час работы в ночное время.

Таким образом, оплата труда командированного работника, который выполнял порученную ему работу в выходной день, должна начисляться за фактически отработанное рабочее время, исходя из установленного ему размера основной заработной платы и ее составляющих (надбавки и доплаты), с начислением оплаты за работу в выходной день по правилам ст. 107 КЗоТ Украины, и оплаты за работу в ночное время в повышенном размере, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада), за каждый час работы в ночное время.

Негосударственные предприятия могут самостоятельно регулировать условия служебных командировок работников локальным актом — положением о командировках, и, в частности, предусматривать условия компенсации за работу работнику, специально командированному для работы в выходные дни на условиях, установленных ст. 72 КЗоТ Украины, по согласию сторон, предоставляя другой день отдыха, или в денежной форме в двойном размере.

· За нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, независимо от количества работников, которых касается нарушение, продолжительности нарушения и количества случаев нарушений применяется штраф в размере трех минимальных заработных плат (в 2017 году — 9600 грн.).

В случае выявления нарушений минимальных государственных гарантий в оплате труда размер штрафа зависит от количества работников, в отношении которых допущено нарушение. Если нарушение касалось двух работников, то размер штрафа будет составлять 20 минзарплат (2 х 10) (в 2017 году — 64 000 грн.).

Если работник отказывается получать зарплату (не появляется за ее получением при условии, что выплата осуществлялась все время работы наличными, работник об этом уведомлен в установленном порядке и не обращался с заявлением о выплате зарплаты через учреждение банка или почтовым переводом) по месту работы, работодатель должен ее депонировать в установленном законодательством порядке. В таком случае работодатель выполнит свою обязанность по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

Об этом сообщили специалисты Минсоцполитики в письме от 04.01.2017 г. № 54/4.1/4.1-ДП-17, напомнив, что новые размеры штрафов за нарушение трудового законодательства в соответствии со ст. 265 КЗоТ действуют с 01.01.2017 г.

· Если юрлицо — единщик III группы получило средства от осуществления операции в IV квартале 2016 года, то такие средства включаются в состав дохода плательщика единого налога, соответствующего налогового (отчетного) периода.

В случае перехода на общую систему налогообложения с 01.01.2017 года отчетный (налоговый) период начинается с первого числа месяца отчетного квартала, в котором плательщик переходит на общую систему, и заканчивается 31 декабря такого года.

Для исчисления объекта налогообложения налогом на прибыль налогоплательщик использует данные бухучета и финотчетности относительно доходов, расходов и финансового результата до налогообложения (п. 44.2 НКУ).

Фискалы в письме от 18.01.2017 г. № 1018/10/26-15-12-04-18 подытожили, что, начиная с 01.01.2017 года, хозяйственные операции плательщика налога отражаются в соответствии с правилами бухгалтерского учета при формировании финансового результата до налогообложения с последующей его корректировкой.

Одновременно посоветовали по вопросу отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов по операциям по предоставлению услуг, оплата по которым получена плательщиком на общей системе налогообложения, целесообразно обратиться в Минфин в качестве профильного ведомства.

Что касается НДС, то здесь налоговики отметили следующее. Критерий для обязательной регистрации плательщиком НДС определен п. 181.1 НКУ и составляет 1 000 000 грн.

Если у плательщика НДС первое событие (отгрузка товаров, оформление документа на поставку услуг или зачисление средств от покупателя) состоялось до регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС, а второе событие — после такой регистрации, то налоговое обязательство по НДС по такой операции не начисляется, при условии, что такой плательщик не избрал кассовый метод определения налогового обязательства.

Если же плательщик НДС применяет кассовый метод определения налоговых обязательств, то в случае поступления по факту оплаты поставленных товаров/услуг после его регистрации плательщиком НДС, он обязан задекларировать налоговые обязательства по НДС и погасить их в установленном законодательством порядке.

Также фискалы не забыли напомнить, что любое лицо, которое подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС и не подало в контролирующий орган Заявление о регистрации плательщиком НДС, несет ответственность за не начисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения налога (п. 183.10 НКУ).

· Письмо ГФС от 04.01.2017 г. № 44/6/99-99-15-02-02-15.

Финансовый результат до налогообложения не подлежит корректировке на сумму транспортных расходов за доставку давальческого сырья до места переработки и за доставку готовой продукции до места, обусловленного договором между резидентом и нерезидентом.

Такие операции отражаются в соответствии с правилами бухгалтерского учета при формировании финансового результата.

Напомним, определение объекта налогообложения налогом на прибыль предусмотрено пп. 134.1.1 НКУ, а корректирующие разницы — нормами раздела III «Налог на прибыль» НКУ.

· Письмо ГФС от 16.01.2017 г. № 557/К/99-99-13-02-03-14.

Если плательщик НДФЛ не возвращает суммы излишне израсходованных средств в течение отчетного месяца, на который приходится предельный срок возврата, то такая сумма, рассчитанная с учетом п. 164.5 НКУ, облагается НДФЛ в соответствии с п. 167.1 НКУ за счет любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц.

Налоговый агент должен обложить налогом такие излишне израсходованные и невозвратные средства в течение отчетного месяца, на который приходится предельный срок их возврата, в связи с завершением командировки или выполнения гражданско-правового действия.

Напомним, что вернуть средства необходимо до окончания третьего или пятого, а в отдельных случаях — десятого или двадцатого банковского дня, наступающего за днем, в котором плательщик налога завершает командировку или выполнение отдельного гражданско-правового действия по доверенности и за счет налогового агента плательщика налога, предоставившего средства под отчет.

Кроме того, налоговики отметили, что задолженность работников за невозвращение в установленный срок аванса, выданного в иностранной валюте на служебную командировку или хозяйственные нужды, и в других случаях несдачи иностранной валюты, полученной в подотчет, взыскивается в сумме, эквивалентной тройной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюте Украины по обменному курсу НБУ на день погашения задолженности (ст. 2 Закона от 06.06.1995 г. № 217/95-ВР).

Взысканные суммы направляются в первую очередь на возмещение убытков, нанесенных предприятию, учреждению или организации, а остальные — перечисляется в Государственный бюджет Украины (ст. 2 Закона от 06.06.1995 г. № 217/95-ВР).

· Письмо ГФС от 01.12.2016 г. № 26495/6/99-99-17-01-15.

Работника, который применяет налоговую социальную льготу (далее — НСЛ) более чем по одному месту работы, оштрафуют в размере 100 % суммы недоплаты за соответствующий период независимо от того, планирует такой работник возобновлять право на получение НСЛ или нет.

Отражение в налоговом расчете по ф. № 1ДФ штрафных санкций, которые применяются за нарушение налогоплательщиком норм применения НСЛ, действующим законодательством не предусмотрено.

Если работодатель в налоговом расчете по ф. № 1ДФ за отчетный период указал признак НСЛ, предоставленную налогоплательщику, который не имел права на ее применение, то необходимо провести соответствующую корректировку показателей данного налогового расчета при перерасчете в соответствии с пп. 169.4.3 НКУ.

Сумма удержанной недоплаты, перечисленная в бюджет, отражается в налоговом расчете за отчетный период, в котором это перечисление фактически состоялось.

· Налоговики не имеют права требовать от работодателя начислять заработную плату в размере не меньше минимального и удерживать с нее НДФЛ.

Однако осуществить проверку правильности начисления зарплаты и удержания из нее налогов — вполне.

Обратите внимание, если налоговики получат информацию об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, то в таком случае возможна фактическая проверка без предупреждения налогоплательщика (лица) (п. 80.1 и пп. 80.2.7 НКУ).

Учитывая то, что минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования, то контролирующие органы имеют право осуществлять контроль за ее начислением, удержанием из ее размера налога на доходы физических лиц.

· Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных первичными документами.

Для исчисления объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности относительно доходов, расходов и финансового результата до налогообложения (п. 44.2 НКУ).

Фискалы в разъяснении из раздела 102.21 модуль БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ напомнили, что согласно обновленным с 3 января 2017 года требованиям к Закону о бухучете, первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции.

Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы (ч. 1-2 ст. 9 Закона о бухучете).

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь такие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

· Первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность, созданные в форме электронного документа, должны храниться на электронных носителях информации в форме, дающей возможность проверить их целостность на этих носителях, и в течение срока, который не должен быть меньше срока, установленного для соответствующих документов на бумаге.

Электронный документ, который составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержащий все необходимые реквизиты, имеет такую же юридическую силу, как и документ, составленный в бумажном виде.

В то же время в случае составления и хранения первичных документов и регистров бухучета в электронной форме, предприятие обязано за свой счет изготовить их бумажные копии по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами (п. 6 ст. 9 Закона о бухучете).

Фискалы в письме от 04.01.2017 г. № 30/6/99-99-15-02-02-15 отмечают, что налогоплательщики, которые ведут электронный документооборот, обязаны при проведении проверок предоставить должностным лицам контролирующего органа по их требованию копии документов, относящихся к предмету проверки.

При этом копией документа на бумаге для электронного документа является визуальное представление электронного документа на бумаге, которое засвидетельствовано в порядке, установленном законодательством (ст. 7 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте»).

· Ограничения относительно предельной суммы расчетов не распространяются на расчеты с применением электронных платежных средств (платежных карточек).

Такой вывод налоговики сделали на основании определений «электронное платежное средство» и «платежная карта», приведенных в Законе «О платежных системах и переводе средств в Украине».

Напоминаем, что предельные суммы наличных расчетов в течение одного дня установлены постановлением НБУ от 6 июня 2013 года № 210 для предприятий (предпринимателей) в размере 10 000 гривен, для физических лиц, физических лиц и предприятий (предпринимателей) — 50 000 гривен.

· Юридические лица по состоянию на 1 января самостоятельно исчисляют земельный налог и не позднее 20 февраля текущего года подают в ГФС по местонахождению земельного участок декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем такую справку необходимо подавать при условии утверждения новой денежной оценки земли.

Ставки земельного налога определяются решениями органов местного самоуправления. При отсутствии такого решения плата за землю взимается с применением ставок, которые действовали до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю (п. 12.3 НКУ).

Решение местного совета обнародуется до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение ставок налогов и льгот. Копия принятого решения направляется в десятидневный срок со дня обнародования в контролирующий орган, в котором состоят на учете налогоплательщики. Предельным сроком предоставления копии решения относительно ставок земельного налога и предоставленных льгот по уплате земельного налога в соответствии со ст. 284 Кодекса является 25 декабря года, предшествующего отчетному.

Обратите внимание, что в этом году ситуация изменилась в связи с принятием Закона от 20.12.2016 г. № 1791. В частности, депутаты установили нижний предел в 0,3 % для ставок земельного налога, указанных в ст. 274 и ст. 277 НКУ. Поэтому местным органам власти по факту разрешили поднимать ставки земельного налога до минимального предела (но не больше максимальной) без учета правила «обнародования до 15 июля» (п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 1791).

Льготы относительно уплаты налога для юридических лиц также определены ст. 282 НКУ. Перечень земельных участков, которые не подлежат налогообложению земельным налогом, предоставлен в ст. 283 НКУ.

Налоговики в письме от 21.12.2016 г. № 40373/7/99-99-12-03-05-17 отметили, что решением местного совета устанавливаются ставки налога в разрезе категорий земельных участков и пользователей (собственников), но предельный размер ставок земельного налога предусмотрен Кодексом. При этом местным советам не предоставлено право устанавливать индивидуальные льготные ставки для отдельных юридических лиц или освобождать их от уплаты налогов.

· НБУ оставил учетную ставку на уровне 14%. Соответствующее решение № 49-рш «О размере учетной ставки» Правление НБУ приняло 26 января 2017 года.

Напомним, размер учетной ставки не менялся в течение трех месяцев. Последний раз ее снижение на 1п. п. до 14% было 28 октября 2016 года.

К сведению: учетная ставка (самая низкая среди процентных ставок НБУ) является базовым индикатором оценки стоимости денежных ресурсов.

· Ставки пенсионного сбора при первой регистрации транспортного средства зависят от прожиточного минимума, который с 1 января 2017 года составляет 1600 грн. (п. 8 ст. 4 Закона о сборе на обязательное государственное пенсионное страхование от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР).

Если стоимость транспортного средства:

— не превышает или равна 264 тыс. грн. — платится 3% (если объект налогообложения не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц);

— более чем 264 тыс. грн. или равна 464 тыс. грн. — 4% (если объект налогообложения превышает 165, но не превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц);

— более чем 464 тыс. грн. — 5% (если объект налогообложения превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц).

Пенсионный сбор при первой регистрации транспортного средства уплачивают субъекты хозяйствования и физлица, которые приобретают право собственности на легковые автомобили, подлежащие первой государственной регистрации в Украине территориальными органами Министерства внутренних дел Украины.

· По желанию работника после использования им за рабочий год, за который предоставляется отпуск, 24 календарных дней ежегодного отпуска, за остальные дни неиспользованного ежегодного отпуска за этот же рабочий год ему может быть выплачена денежная компенсация.

Например, если продолжительность ежегодного отпуска работника составляет 31 календарный день (24 к. д. — ежегодный основной отпуск и 7 к. д. — ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день), то при использовании работником за соответствующий рабочий год 24 календарных дней за 7 дней он может получить компенсацию.

Как разъяснило Минсоцполитики в письме от 07.12.2016 № 731/13/116-16, на основании соответствующего заявления работника в приказе о предоставлении 24 календарных дней ежегодного отпуска может быть также предусмотрена выплата денежной компенсации за оставшиеся дни этого отпуска, одновременно с оплатой предоставленных дней или сразу после их использования.

· Письмо Минсоцполитики от 01.12.2016 г. № 1624/13/84-16.

В случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, для которых такое право предусмотрено трудовым законодательством (ч. 1 ст. 24 Закона Украины «Об отпусках»).

Если работник имеет 30 календарных дней неиспользованного отпуска за период прогула, то работодатель обязан выплатить работнику компенсацию за дни неиспользованного отпуска в день увольнения.

Поскольку в течение 12 расчетных месяцев работник не имел заработка (прогул в течение года), то начисление должно осуществляться из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

Иного порядка расчета средней заработной платы нет.

· Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре. Законодательство о труде Украины не в полной мере регулирует вопросы работы по совмещению профессий (должностей) (ст. 105 КЗоТ).

Предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно принимают решение о возложении на работников выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ и установления доплат за совмещение профессий.

Совмещение профессий (должностей) не может устанавливаться работодателем, если для выполнения работы законодательством предусмотрены требования к уровню образования и состоянию здоровья работника.

Поручение выполнения работы на условиях совмещения оформляется приказом (распоряжением) работодателя, которым определяют совмещенную должность, условия выполнения работы и размер вознаграждения в виде доплаты до должностного оклада (тарифной ставки). Поручения выполнения работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) считается изменением действующего трудового договора, которое связано с установлением дополнительных прав и обязанностей работнику.

Неоформление приказом (распоряжением) работодателя выполнение работником работы на условиях совмещения профессий (должностей) не может рассматриваться, как отсутствие изменений в трудовых отношениях, если поведение сторон трудового договора фактически показала их волю к наступлению соответствующих правовых последствий, и что такие правовые последствия наступили.

Если работодатель поручил выполнять работнику работу на условиях совмещения профессий (должностей), а работник с ведома и/или распоряжения работодателя, которое документально не было оформлено, приступил и выполнял наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности), что подтверждается надлежащими доказательствами, такие отношения будут считаться трудовыми отношениями на условиях совмещения профессий (должностей).

Размер доплаты за выполнение работы по совмещению профессий (должностей) на предприятиях хозрасчетной сферы законодательством не ограничивается и устанавливается, как правило, в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и оклада совмещаемой должности работника.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy