Изменения в законодательстве Украины, февраль 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Официальные письма и разъяснения

· Письмо ГФСУ от 16.02.2017 г. № 3238/6/99-95-42-03-15.

Поскольку давальческое сырье является собственностью заказчика и при его передаче для переработки исполнителю право собственности на это сырье к исполнителю не переходит, то по операции по передаче давальческого сырья исполнителю, а также при получении заказчиком готовой продукции налоговые обязательства по НДС не начисляются.

Исполнитель начисляет НДС на услуги по переработке давальческого сырья на общих основаниях по основной ставке. Соответственно, на дату возникновения таких налоговых обязательств по НДС исполнитель составляет налоговую накладную, где:

• в графе 4 указывается условное обозначение соответствующего названия единицы измерения/учета (украинский), указанное в КСОЕИУ. В случае если поставляемый товар/услуга имеют единицу учета, которая отсутствует в КСОЕИУ, в графе 4 прописывается условное обозначение единицы измерения такого товара/услуги, которое используется для учета и отражается в первичных документах;

• в графе 5 — код соответствующей единицы измерения/учета, указанный в КСОЕИУ. В случае если в графе 4 указано условное обозначение единицы измерения, которое отсутствует в КСОЕИУ, графа 5 не заполняется.

Отдельно следует заметить, что при осуществлении плательщиками НДС, начиная с 1 января 2017 года, операций по поставке товаров в налоговой накладной обязательно указывается код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных и импортных товаров — 10 знаков, для всех остальных товаров — не менее 4-х знаков). В свою очередь, код товара, согласно УКТ ВЭД, указывается на всех этапах поставки товаров от производителя или импортера до конечного потребителя и независимо от даты приобретения или изготовления данного товара (до 1 января 2017 года или после этой даты). До внесения соответствующих изменений в форму налоговой накладной и порядок ее заполнения при составлении налоговой накладной код товара, согласно УКТ ВЭД, следует указывать в графе 3 табличной части налоговой накладной.

Однако действующая форма налоговой накладной не содержит отдельное поле для отражения кода услуги согласно ГКПУ. Поэтому до внесения соответствующих изменений в форму налоговой накладной и порядок ее заполнения при составлении налоговой накладной код услуги временно не указывается. Причем отсутствие кода услуги согласно ГКПУ в налоговой накладной, дата составления которой приходится на период с 1 января 2017 года до даты вступления в силу соответствующих изменений в форму налоговой накладной, не признается ошибкой, допущенной при составлении такой налоговой накладной.

· Поскольку при списании кредиторской задолженности, возникшей при импорте товаров, расчеты с поставщиком-нерезидентом за которые не проведены, не меняется сумма компенсации стоимости товаров и не происходит возврат сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров, то оснований для корректировки налогового кредита, сформированного на основании полученной таможенной декларации, не возникает.

Такой вывод сделало ГУ ГФС в Закарпатской области в письме № 454.

Вместе с тем в этом же письме контролеры намекают на необходимость начисления компенсационных налоговых обязательствв соответствии с п. 198.5 НКУ. Хотя и оснований для его применения нет.

· Письмо ГФС от 06.02.2017 г. № 2115/6/99-99-15-02-02-15.

Корректировка финансового результата до налогообложения на разницы по курсовым разницам, которые возникают по задолженности в иностранной валюте, р. III НКУ не предусмотрена.

Поэтому данные операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата.

В то же время проценты, которые в 2015 году превышали сумму ограничения, определенного п. 140.2 НКУ, и увеличили финансовый результат до налогообложения, уменьшаются на 5% и в целях расчета ограничений, установленных п. 140.2 НКУ, прибавляются к сумме процентов, начисленных в пользу связанных лиц — нерезидентов в отчетных периодах 2016 года.

Для расчета ограничений, установленных п. 140.2 НКУ, не учтенные проценты по состоянию на 01.01.2017 г. (в т.ч. проценты, которые не учтены в 2015 году и уменьшены на 5%), уменьшаются на 5% и прибавляются к сумме процентов, начисленных в пользу связанных лиц — нерезидентов в отчетных периодах 2017 года.

Касательно остатка сумм процентов прошлых периодов в размере 5%, то налогоплательщик не имеет права в дальнейшем учитывать такой остаток в будущих отчетных периодах.

· Письмо ГФС от 08.02.2017 г. № 2485/6/99-99-15-02-02-15.

Плата нерезиденту за предоставленные резиденту транспортно-экспедиционные услуги, согласно договору транспортного экспедирования, не являются объектом налогообложения.

В то же время вознаграждение (компенсация), выплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна, или транспортного средства (их частей) для перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами, перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом, считается фрахтом (пп. 14.1.260 НКУ).

Фискалы в письме отметили, что если экспедитор осуществляет перевозки груза с использованием собственного транспортного средства, то услуги по перевозке рассматриваются как фрахт, и в случае осуществления выплаты вознаграждения за фрахтование экспедитору-нерезиденту применяются положения международных договоров для применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога на прибыль.

Если нерезидент с целью выполнения договора транспортного экспедирования привлекает к выполнению третьих лиц, в том числе нерезидентов, предоставляющих услуги по фрахту, то компенсация данных выплат резидентом нерезиденту-экспедитору нельзя считать суммой фрахта, уплачиваемого резидентом нерезиденту по договорам фрахтования.

Компенсация таких выплат является прочими доходами нерезидентом с источником их происхождения из Украины, которые облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным п. 141.4.2 НКУ.

В случае если возмещение расходов на фрахтование транспортного средства осуществляется не непосредственно фрахтователю-нерезиденту, а экспедитору, то данная выплата не подпадает под действие положений международных договоров для применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога на прибыль.

Касательно обложения НДС, то фискалы напомнили об Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНС Украины от 06.07.2012 г. № 610, которой определены особенности обложения НДС операций по поставке услуг в сфере транспортно-экспедиторской деятельности.

Положения данной ОНК необходимо применять с учетом действующих на сегодня норм НКУ, регулирующих порядок формирования налогового кредита при получении услуг от нерезидента.

· Объемы приобретения товаров/услуг, необоротных активов без НДС на таможенной территории Украины отражаются в строке 10.3 налоговой декларации по НДС.

В свою очередь, объемы приобретения товаров, услуг, необоротных активов, которые ввозятся на таможенную территорию Украины с применением освобождения от налогообложения, в декларации по НДС не отражаются, поскольку это не предусматривается формой такой декларации.

· Операция по безвозмездной передаче предприятием наружных сетей водопровода в собственность коммунального предприятия, согласно решению сессии городского совета, освобождается от обложения НДС в соответствии с пп. 197.1.16 НКУ.

В то же время предприятие, учитывая пп. «б» п. 198.5 НКУ, должно начислить налоговые обязательства, составить и зарегистрировать в ЕРНН сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам, которые начинают использоваться в освобожденных от налогообложения операциях, если при приобретении или изготовлении суммы НДС были включены в состав налогового кредита. Базой для начисления таких налоговых обязательств будет являться балансовая (остаточная) стоимость, сложившаяся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются данные операции (при отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены).

Об этом сообщила ГФС в Днепропетровской области.

· Письмо ГФС от 08.02.2017 г. № 2438/6/99-99-15-02-02-15.

Плательщики налога на прибыль предприятий, которые в 2016 году ежеквартально отчитывались по налогу на прибыль предприятий, должны были уплатить до 31 декабря 2016 года авансовый взнос по данному налогу в размере 2/9 налога на прибыль, начисленному в налоговой отчетности за три квартала 2016 года. Определенная сумма авансовых взносов является согласованной суммой денежных обязательств.

Поэтому налогоплательщики, которые самостоятельно выявили факт занижения суммы авансового взноса, начисленного в налоговой декларации по налогу на прибыль за три квартала 2016 года, и подают уточняющий расчет после предельного срока предоставления такой декларации, должны уплатить штрафные санкции, предусмотренные абз. «а» п. 50.1 НКУ. В то же время сумма доначисленного авансового взноса и штрафа должна быть перечислена в бюджет до подачи уточняющего расчета.

· Письмо ГФС от 10.02.2017 г. № 2579/6/99-99-15-02-02-15.

Отчет о контролируемых операциях за 2016 отчетный год должен подаваться согласно действующим требованиям пп. 39.4.2 НКУ до 1 октября 2017 года.

А информация касательно контролируемых операций, осуществленных налогоплательщиком в 2016 году, указывается в отчете с учетом и в соответствии с критериями, которые действовали в 2016 году при осуществлении хозяйственных операций. То есть для расчета стоимостного критерия и признания хозяйственных операций контролируемыми должны использоваться нормы пп. 39.2.1 НКУ в редакции, действовавшей на момент осуществления хозяйственных операций (то есть до 01.01.2017 г.).

· Письмо ГФС от 10.02.2017 г. № 3390/7/99-99-15-02-02-17.

ГФСУ в который раз призывает предприятия, которые согласно правилам бухучета, осуществляют корректировку финансовой отчетности на показатели инфляции, учитывать при исчислении объекта обложения налогом на прибыль уже откорректированный на индекс инфляции финрезультат до налогообложения.

Данным вопросом также занимается Минфин Украины. Поэтому после выхода его разъяснений мы подготовим отдельный комментарий касательно данной проблемы.

· Письмо Минфина Украины от 27.12.2016 г. № 31-11420-07-16/37214.

Расходы, понесенные предприятием при участии в тендерах, в частности, на оплату услуг электронной площадки, подготовку тендерной документации, могут быть отнесены в состав расходов на сбыт (если участник стал победителем торгов) или в состав прочих расходов операционной деятельности (если участник не стал победителем торгов).

· Письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339.

С 03.01.2017 г. был упрощен документооборот предприятий путем уменьшения требований к первичному документу и сокращения перечня его обязательных реквизитов. В частности, изменен термин «первичный документ», что позволит считать оплаченный (акцептированный) счет-фактуру (инвойс) основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по поставке товаров, работ (услуг) без обязательного составления акта приемки-передачи.

Отмечается, что оформленный надлежащим образом счет-фактура (инвойс) может являться основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции по поставке товаров, работ (услуг) без составления акта приемки-передачи только в случае его оплаты, что подтверждается соответствующими документами.

Документами, подтверждающими оплату, могут быть: платежное поручение, расчетный чек, кассовый чек, расчетная квитанция, выписка с карточного счета, квитанция к приходному кассовому ордеру и т.п.

Счет-фактура может быть составлен в бумажной или в электронной форме и должен иметь реквизиты, которые дают возможность идентифицировать хозяйственную операцию и ее участников, в частности: название предприятия, от имени которого составлен счет-фактура; название контрагента; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в оформлении счета-фактуры.

· Поскольку налоговым периодом по плате за землю является налоговый (отчетный) год, а налоговые обязательства уплачиваются ежемесячно, то для исправления ошибок, допущенных в налоговой декларации на текущий год, предприятие может подать одну уточняющую налоговую декларацию с уточнением показателей как за месяцы, срок уплаты налоговых обязательств по которым истек, так и за месяцы, срок уплаты по которым не наступил.

В случае если налогоплательщик самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, то он обязан, в случае отправления уточняющего расчета, уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% от данной суммы до предоставления такого уточняющего расчета.

Также при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, начисление пени начинается по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства (пп. 129.1.3 НКУ).

На суммы денежного обязательства, включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени, начисляется пеня в соответствии с абз. 2 п. 129.4 НКУ.

В случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со ст. 50 НКУ пеня, предусмотренная ст. 129 НКУ, не начисляется, если изменения в налоговой отчетности внесены в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного НКУ (п. 129.9 НКУ).

· С 2017 года ст. 120 НКУ дополнена новым п. 120.4, который устанавливает отдельную ответственность налогоплательщиков за:

• несвоевременное предоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях (далее — Отчет) и/или документации по трансфертному ценообразованию (далее — Документация)

или

• несвоевременное декларирование контролируемых операций в предоставленном отчете согласно требованиям, п. 39.4 НКУ.

До 01.01.2017 г. ответственность за несвоевременное предоставление Отчета и несвоевременное декларирование контролируемых операций определялась п. 120.3 НКУ.

В соответствии с п. 11 подраздела 10 р. XX НКУ, в случае установления после 01.01.2017 г. контролирующими органами факта несвоевременного предоставления налогоплательщиком отчета и/или документации либо фактов несвоевременного декларирования контролируемых операций в предоставленном Отчете, применяется штраф (штрафы) согласно п. 120.4 НКУ независимо от отчетного периода осуществления контролируемых операций.

Штрафные санкции, определенные п. 120.4 НКУ, рассчитываются за каждый календарный день, начиная с 01.01.2017 г.

Об этом напомнило ГУ ГФС в Днепропетровской области и в то же заметило: состав правонарушений, определенных п.п. 120.3 и 120.4 НКУ, не предусматривает одновременное применение указанных норм.

Штрафные санкции, предусмотренные п. 120.4 НКУ, применяются в случае, если налогоплательщиком до начала документальной проверки представлены:

• отчет о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию с нарушением сроков, определенных п. 39.4 НКУ;

• уточняющий отчет о контролируемых операциях, в котором дополнительно задекларированы контролируемые операции.

· Постановление Правления НБУ от 22.02.2017 г. № 13 (вступает в силу 23.02.2017 г.). НБУ смягчил валютные ограничения для операций, связанных с внешнеторговой деятельностью.

Во-первых, освобождены от обязательной продажи поступления в иностранной валюте от нерезидентов, если данные денежные средства поступают как денежное обеспечение (гарантийный взнос, залог, задаток, депозит, гарантия) участия в аукционах, торгах или тендерах, которые проводятся резидентами.

Во-вторых, предоставлена банкам возможность покупать для клиентов иностранную валюту, не учитывая общую сумму имеющегося на счетах резидента остатка валюты, который поступил как денежное обеспечение от нерезидента для участия в торгах, тендерах или аукционах.

В-третьих, разрешено банкам покупать иностранную валюту для клиентов, если сумма остатка на счете клиента не превышает 100 000 долл. США. До сих пор для покупки иностранной валюты клиент должен был иметь сумму остатка на счете менее 25 000 долл. США (в эквиваленте).

· Письмо ГФС от 02.02.2017 г. № 1925/6/99-99-13-02-01-15.

Если работник отработал часть месяца, а другую часть находился на больничном, и общая сумма начисленного дохода, то есть зарплата за отработанное время плюс больничный, не превышает размер минимальной заработной платы, ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы и ставки ЕСВ (ст. 8 Закона № 2464), то есть возникает необходимость доначисления до минимальной заработной платы.

Если у работника начало и окончание больничного приходится на разные месяцы, ЕСВ в месяце начала больничного начисляется за фактически отработанное время, поскольку общая сумма дохода еще неизвестна (сумма больничных будет определена после предоставления листка нетрудоспособности).

При условии, если после предоставления листка нетрудоспособности после распределения больничного (суммы пособия по временной нетрудоспособности относятся к тому месяцу, за который они начислены) общий доход за месяц меньше минимального размера, необходимость доначисления ЕСВ должна рассматриваться одновременно с начислением сумм пособия по временной потере трудоспособности.

Указанные доначисления отражаются в приложении 4 Отчета по ЕСВ за месяц, в котором проведено такое начисление, а именно — в таблице 6.

В реквизите 10 «Тип начислений» указывается код типа начислений «13» — сумма разницы между размером минимальной заработной платы (дохода) и фактически начисленной заработной платой (доходом) за отчетный месяц.

Код типа начисления «13» применяется для сумм разницы между размером минимальной заработной платы и фактически начисленной заработной платой (доходом), которые осуществлены в текущем отчетном месяце, в том числе — за предыдущие, если сумма заработной платы меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленной законом за месяц, за который начисляется заработная плата.

В реквизите «19» отдельной строкой указывается сумма разницы между размером минимальной заработной платы и фактически начисленной заработной платой (доходом), в случае переходных больничных указываем код категории застрахованного лица — «29», код типа начислений — «13».

В случае переходных больничных тип начислений «2» не применяется, поскольку начисление за фактически отработанное время, когда общая сумма дохода еще неизвестна (сумма больничных будет определена после предоставления листка нетрудоспособности), нельзя расценивать как несвоевременное начисление дополнительной базы единого взноса.

· Материальная помощь не является зарплатой за отработанное время, поэтому не учитывается в минимальную зарплату.

Ведь минимальная зарплата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда.

Данный вывод предоставляет Управление Гоструда в Кировоградской области.

· Письмо ГФС от 14.02.2017 г. № 2932/6/99-99-13-02-03-15.

Налоговики не наделены полномочиями касательно проверки трудовых отношений, а, следовательно, не вправе проверять вопросы обеспечения минимальной заработной платы в соответствии со ст. 3 прим. 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР.

В соответствии с п. 19 прим. 1 НКУ, контролирующие органы осуществляют, в частности, контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов, сборов, платежей, установленных НКУ, а также предоставляют индивидуальные налоговые консультации согласно нормам НКУ.

Руководствуясь п. 1 Положения о Минсоцполитики, утвержденного постановлением КМУ Украины от 17.06.2015 г. № 423, Министерство социальной политики Украины является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику, в частности, в сфере труда и социальной политики, трудовых отношений, социальной защиты.

Таким образом, вопрос трудовых отношений находится в правовом поле Министерства социальной политики Украины.

· За препятствование проведению проверки относительно соблюдения норм законодательства по вопросам охраны труда и трудового законодательства инспекторам Гоструда в Ивано-Франковской области работодатель был оштрафован на 320 000 грн.

Установлено, что в нарушение требований ст. 24 КЗоТ Украины трудовые отношения со всеми работниками не были надлежащим образом оформлены: по требованию инспекторов не представлены для проверки соответствующие договоры или приказы руководителя.

Согласно предоставленной ГФС информации, в 2016 году в обществе работало 37 лиц по гражданско-правовым договорам и 16 лиц — по трудовым договорам.

Инспекторами Управления был составлен акт о препятствовании контролирующему органу в проведении проверки.

Напомним: согласно ст. 265 КЗоТ, за недопущение к проведению проверки по вопросам оформления трудовых отношений юридические лица несут ответственность в виде штрафа в 100-кратном размере минимальной заработной платы — 320 тыс. грн. Также составлен протокол об административном правонарушении по ст. 188 прим 6 КУоАП.

· Письмо ГФС от 10.02.2017 г. № 2649/6/99-99-13-02-03-15.

Если работник предприятия находится часть календарного месяца в отпуске без сохранения заработной платы и его доход в виде заработной платы за отработанное время не превышает размера минимальной заработной платы, то сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата, и ставки ЕСВ.

Если работник находится в отпуске без сохранения заработной платы полный календарный месяц, ЕСВ не начисляется, поскольку отсутствует база начисления ЕСВ.

· ЕСВ исчисляется на основании бухгалтерских и прочих документов, согласно которым проводится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые, соответственно, начисляется ЕСВ (ч. 2 ст. 9 Закона № 2464). Ставка взноса составляет 22% базы начисления.

Если база начисления ЕСВ меньше минзарплаты, то ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы и ставки ЕСВ при условии пребывания в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца (ч. 5 ст. 8 Закона № 2464).

Указанная норма относительно начисления и уплаты ЕСВ не ниже установленного размера минимальной заработной платы в месяц не распространяется на заработную плату:

• инвалида, трудоустроенного по основному месту работы на предприятии, где применяется ставка 8,41 (5,5 или 5,3) процента;

• работников, которым предоставлены отпуска без сохранения заработной платы на период проведения атитеррористической операции в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не более 7 календарных дней после принятия решения о прекращении атитеррористической операции (п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об отпусках»);

• физических лиц из источников не по основному месту работы.

Для указанных работников сумма единого взноса рассчитывается из фактически начисленной заработной платы независимо от ее размера.

Если у работника в текущем месяце нет заработной платы (дохода), единый взнос не начисляется, поскольку отсутствует база начисления единого взноса.

Такой ответ касательно начисления ЕСВ с минимальной заработной платы, в случае если штатный работник по основному месту работы работает на сдельной системе оплаты труда и получает заработную плату за фактически выполненные работы, предоставили Закарпатские налоговики в письме от 17.02.2017 г. № 406.

· Запрещено не предоставлять ежегодные отпуска полной продолжительности в течение 2-х лет подряд, а также не предоставлять их в течение рабочего года лицам в возрасте до 18-ти лет и работникам, имеющим право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями или с особым характером труда (ст. 11 Закона Украины «Об оплате труда» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР , ст. 80 КЗоТ).

Однако, будет ли нарушением трудового законодательства со стороны работодателя, если работник отказывается уходить в отпуск по графику отпусков на предприятии?

Житомирский окружной административный суд в постановлении от 09.11.2016 г. по делу № 806/1561/16 изучил обстоятельства иска, по которому работодатель оспаривал постановление управления Гоструда о наложении штрафа.

В частности, с исследованного акта проверки следует, что во время проверки установлено только одно нарушение в отношении двух работников, а именно: нарушение требований ч. 5 ст. 80 КЗоТ в части не предоставления работникам ежегодных отпусков полной продолжительности в течение 2-х лет подряд.

Однако в материалах дела находятся надлежащим образом заверенные копии заявлений работников, в которых они указывают о нежелании идти в отпуск полной продолжительности и о невозможности выполнения графика отпусков. При этом отмечается, что в указанных заявлениях работники прописывают, что «при необходимости в отпуске обращусь с дополнительным заявлением».

Суд обращает внимание на то, что указанный в ст. 11 Закона об отпусках и в ст. 80 КЗоТ запрет касается работодателя, но никоим образом не обязывает работника использовать в принудительном порядке предоставленное законами право на отпуск. Следовательно, отпуск — это право, а не обязанность каждого, кто работает.

Судом бесспорно установлено, что во исполнение требований действующего законодательства работодатель включил в график ежегодных отпусков данных работников, тем самым предоставил им право на отпуск. Использование же данного права зависит только от воли работника, поскольку отсутствует правовой механизм принудительного отправления работников в отпуск.

Касательно этого Гоструда в письме от 25.01.2017 г. № 128/4.3/4.1-Д17-17 указывает на то, что не предоставление работнику ежегодного отпуска является нарушением законодательства о труде.

В таком случае речь пойдет о штрафных санкциях, определенных абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ как за нарушение прочих требований законодательства о труде, за что следует штраф в размере одной минимальной зарплаты. Данной нормой не предусмотрена ответственность за каждого работник.

· Письмо Минсоцполитики от 28.12.2016 г. № 1820/0/101-16/284.

Зарплата работникам за время отпуска выплачивается не позднее чем за 3 дня до его начала. В указанный срок должна выплачиваться зарплата за время всех видов отпусков, предусмотренных ст. 4 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР, в т.ч. и за время дополнительного отпуска в связи с обучением.

Однако в случае увольнения работника до окончания рабочего года, за который он уже получил отпуск полной продолжительности, для покрытия его задолженности собственник или уполномоченный им орган проводит отчисления с зарплаты за дни отпуска, которые были предоставлены в счет неотработанной части рабочего года.

Поскольку учебный отпуск, в отличие от ежегодного, предоставляется в течение учебного, а не рабочего года, независимо от отработанного в году времени, то нормы касательно отчисления отпускных за незаработанные дни отпуска не применяются.

Поэтому если работник во время оплаченного учебного отпуска написал заявление об увольнении до его окончания, нет правовых оснований для отчисления средств за часть неиспользованного отпуска.

· Письмо Минсоцполитики от 04.05.2016 г. № 108/19/71-16.

Норматив трудоустройства инвалидов устанавливается, если на предприятии за отчетный период средне учётная численность работников за год, которая исчисляется в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286, составляет 8 и более человек.

Напомним: форму отчетности № 10- ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» подают не позднее 1 марта.

В случае если предприятие подавало отчеты за предыдущие годы со средне учётной численностью штатных работников 8 и более лиц, в текущем году необходимо уведомить отделение Фонда социальной защиты инвалидов об уменьшении средне учётной численности за отчетный период.

В письме Минсоцполитики приведены примеры определения средне учётной численности штатных работников.

В частности, средне учётная численность штатных работников на предприятиях, которые работали неполный месяц (например, на созданных или ликвидированных предприятиях, которые носят сезонный характер производства), определяется путем деления суммы учетного количества штатных работников за все дни работы предприятия в отчетном месяце, включая выходные и праздничные и нерабочие дни за период работы, на число календарных дней в отчетном месяце.

Следует учитывать, что к созданным предприятиям не относятся предприятия, образованные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

Предприятия, которые временно прекратили работу по экономическим причинам, определяют средне учётное количество штатных работников в среднем за период на общих основаниях.

Средне учётное количество штатных работников за период с начала года (в т. ч. за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) исчисляется путем суммирования средне учётного количества штатных работников за все месяцы работы предприятия, истекшие за период с начала года, и отчетного месяца включительно, и деления полученной суммы на количество месяцев в этом периоде, то есть, соответственно, на 2, 3, 4 … 12.

Предприятие, которое работало неполный год (сезонный характер производства или создание после января, за исключением тех предприятий, которые вынужденно приостанавливали производство по инициативе администрации), средне учётное количество штатных работников за год определяет также путем суммирования указанного количества работников за все месяцы работы предприятия и деления полученной суммы на 12.

· Письмо Минсоцполитики от 13.02.2017 г. № 317/0/101-17/282.

Сумма индексации зарплаты включается в выплаты, которые должны учитываться в зарплату при обеспечении ее минимального размера.

Объясняется данный вывод тем, что определен исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера. Это — доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Все остальные составляющие заработной платы, не перечисленные в данном списке, должны учитываться в минимальной заработной плате.

Немного ранее аналогичную позицию высказало Гоструда Украины, о чем шла речь в новости «Доплата до минзарплаты: как быть с индексацией и оплатой за работу с дезинфицирующими средствами».

· Письмо Минсоцполитики от 31.01.2017 г. № 13/0/66-17/163.

Размер алиментов, определенный судом в твердой денежной сумме, индексируется в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.

В свою очередь, размер алиментов, определенный судом в твердой денежной сумме, вместе с суммой индексации не должен превышать 50% денежного дохода плательщика алиментов.

Напомним: обязанность индексировать алименты, определенные судом в твердой сумме, введена Законом от 17.05.2016 г. № 1358. В частности, предприятия, учреждения, организации, физические лица — предприниматели, которые осуществляют взыскание алиментов с должника, должны автоматически проводить индексацию таких денежных средств.

Индексация осуществляется за счет средств лица по месту его работы, получения пенсии, стипендии или прочих доходов.

· Начисление ЕСВ за лиц, которые находятся в отпуске по беременности и родам и получают пособие в связи с беременностью и родами, осуществляется за каждый месяц отдельно следующим образом:

• определяется среднедневной размер пособия по беременности и родам путем деления начисленной суммы такого пособия на количество дней, за которые оно начислено;

• определяется сумма пособия по беременности и родам, приходящегося на каждый месяц отдельно, путем умножения среднедневного размера такого пособия на количество календарных дней каждого месяца, за которые оно начислено;

• определяется сумма ЕСВ для работодателя путем умножения рассчитанной суммы пособия по беременности и родам за каждый месяц отдельно на ставку ЕСВ.

Если после распределения суммы пособия по беременности и родам данная сумма за полный месяц составляет меньше минимального размера заработной платы, ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется указанная сумма, и ставки ЕСВ.

В случае если листок нетрудоспособности начинается в течение месяца, где общая сумма начисленного дохода (сумма заработной платы за отработанное время и суммы пособия по временной нетрудоспособности) составляет меньше минимального размера, ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется указанный доход, и ставки ЕСВ.

В случае если листок нетрудоспособности заканчивается в течение месяца, где сумма пособия по временной нетрудоспособности не превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, и ставки ЕСВ.

Соответствующий механизм исчисления напоминает ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве.

· Письмо Минфина Украины от 10.02.2017 г. № 31-11120-09-10/3709. Предоставлен ответ на обращение ГФСУ касательно отсутствия в ГКПУ кодов для отдельных услуг, поставляемых плательщиками НДС.

Так, в письме Минфин призывает в 3-дневный срок провести анализ обращений плательщиков НДС по указанным вопросам, а также приготовить и отправить в Минэкономразвития Украины исчерпывающий перечень услуг, которые отсутствуют в ГКПУ, вместе с предложениями относительно необходимости внесения неотложных изменений в нормативно-правовые акты, а также касательно необходимости предоставления разъяснений о порядке определения кодов услуг согласно ГКПУ для плательщиков НДС.

Кроме этого, Минфин акцентирует внимание на том, что, при необходимости, стоит предоставить предложения относительно внесения изменений в форму налоговой накладной и Порядок заполнения налоговой накладной в части определения порядка заполнения налоговых накладных в случае, когда идентификатор отсутствует в ГКПУ.

ІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· ГФСУ разработала проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных». Причем планируется, что это постановление вступит в силу 1 апреля 2017 года.

Так, в упомянутом проекте были учтены недавние изменения в Налоговом кодексе, относительно:

• приостановления регистрации в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки в случае их соответствия совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления такой регистрации, предусмотренного п. 201.16 НКУ;

• регистрации в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки на сумму налога, равную значению показателя СумПеревищ, уменьшенного на сумму задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды начиная с 1 июля 2015 года (включая налоговые обязательства, которые были уплачены налогоплательщиком, и налоговые обязательства, которые не были уплачены налогоплательщиком) и увеличенного на значение показателя СумПопРах независимо от значения показателя ?Накл, определенного в соответствии с п. 200 прим 1.3 НКУ.

То есть данный проект предусматривает определение механизма внесения сведений, содержащихся в налоговой накладной или расчете корректировки в ЕРНН, и процесса регистрации, приостановления или отказа в регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН в согласно требованиям, определенным в ст. 201 НКУ.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy