Изменения в законодательстве Украины, апрель 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Постановление Правления НБУ «О внесении изменений в постановление Правления НБУ от 13 декабря 2016 года № 410» от 04.04.2017 г. № 30.

Изменения вступают в силу 05.04 2017 г.

НБУ смягчает требование к обязательной продаже поступлений в Украину в иностранной валюте. Отныне юридические лица должны будут продавать не 65%, а 50% своих валютных поступлений.

В то же время предельная сумма наличной инвалюты на продажу населению повышена до 150 тыс. грн, то есть до суммы, сверх которой финансовые операции с наличными подлежат обязательному финансовому мониторингу.

· В связи с установлением размера минимальной заработной платы на уровне 3200 грн. Законом Украины «О государственном бюджете на 2017 год» от 21.12.2016 г. № 1801-VIII значительно увеличены размеры штрафных санкций за нарушение законодательства о труде, предусмотренные ст. 265 КЗоТ. Об этом напомнили в Управлении Гоструда в Хмельницкой области.

Что касается работодателей, введены санкции за недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении в размере 9 600 грн.

Штраф в размере 320 000 грн. предусмотрен за недопущение к проверке по вопросам:

• допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта);

• оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;

• выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов.

За допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов размер штрафной санкции составит 96 000 грн. за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

За нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплаты их не в полном объеме размер штрафа составит 9 600 грн.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда влечет за собой штраф в размере 32 000 грн. за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В случае несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных Законами Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII, «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.1991 г. № 1975-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 г. № 3543-XII, штраф составит 32 000 грн. за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Нарушение иных требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами 2-7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ грозит работодателям штрафом в размере 3 200 грн.

· Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок списания объектов государственной собственности» от 29.03.2017 г. № 199.

Правительство усовершенствовало процедуру списания объектов государственной собственности. В частности, внесены изменения в соответствующий Порядок, которыми предусмотрено:

• повышение вдвое (до 20 тыс. грн.) предельной границы первоначальной (переоцененной) стоимости основных фондов, списание которых осуществляется по решению руководителя субъекта хозяйствования, который отражает влияние инфляционного фактора;

• урегулирование вопроса отражения в бухучете той части имущества (отдельных узлов, деталей, агрегатов или материалов), касательно которого при списании установлена возможность использования в будущем и которое соответствует определению основных средств;

• возможность передачи в сферу управления местных органов исполнительной власти какого-либо имущества, которое является морально устаревшим и физически изношенным, но пригодным для дальнейшего использования.

· Постановление КМУ от 29.03.2017 г. № 219.

Минюст обязан подавать ГФС информацию об объектах жилой и/или нежилой недвижимости, в том числе их долях, находящихся в собственности не только физических лиц, но и юридических лиц.

Соответствующие изменения внесены в Порядок предоставления органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и органами, осуществляющими регистрацию места жительства физических лиц, сведений, необходимых для расчета налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утвержденный Постановлением КМУ от 31.05.2012 г. № 476.

· Постановлением КМУ от 29.03.2017 г. № 192.

Порядок взыскания наличности, принадлежащей налогоплательщику, в счет погашения его налогового долга, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1244 приведен в соответствие с действующей редакцией ст. 95 НКУ.

Напомним: с 01.01.2017 р. пункт 95.5 НКУ был дополнен нормой, согласно которой, в случае если налоговый долг возник в результате неуплаты денежного обязательства и/или пени, определенных налогоплательщиком в налоговой декларации или уточняющем расчете, взыскание средств за счет наличности, принадлежащей такому налогоплательщику, и/или средств со счетов такого плательщика в банках осуществляется по решению руководителя контролирующего органа без обращения в суд.Правда, при условии, если этот налоговый долг превышает 5 млн. грн. и не уплачивается в течение 90 к. дн., следующих за последним днем предельного срока его уплаты, и отсутствуют обязательства государства касательно возврата данному налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств.

Обновленный Порядок № 1244 учитывает соответствующие изменения в НКУ и содержит формы Решения о взыскании наличных в счет погашения налогового долга налогоплательщика (которое принимается руководителем контролирующего органа без обращения в суд) и Акта об изъятии наличных в счет погашения налогового долга налогоплательщика.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Период с 1 апреля 2017 года по 1 июля 2017 года является переходным периодом, в течение которого процедура, определенная п. 201.16 НКУ относительно приостановления регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки, осуществляется без фактического приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН. Данная переходная норма предусмотрена в п. 57 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

З таким разъяснением из раздела 101.18 модуля БАЗА ПОДАТКОВИХ ЗНАНЬ можно ознакомиться в системах ЛІГА:ЗАКОН.

· 1 апреля по требованию п. 201.16 НКУ в тестовом режиме начинает работу система приостановления регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки, которая будет сопровождаться до 1 июля не фактической блокировкой, а лишь предупреждением в виде квитанции.

Как известно, указанная процедура осуществляется в случае соответствия данной налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, установленных согласно п. 74.2 НКУ.

Однако на сегодняшний день такие критерии не утверждены, а находятся в стадии проекта Минфина, с которым можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН

· В 2017 году определены следующие предельные сроки представления налоговых деклараций и уплаты налоговых обязательств:

• I квартал 2017 года — 10 мая и 19 мая 2017 года соответственно;

• II квартал 2017 года — 9 августа и 18 августа 2017 года соответственно;

• III квартал 2017 года — 9 ноября и 17 ноября 2017 года соответственно;

• IV квартал 2017 года — 9 февраля и в 19 февраля 2018 года соответственно.

Фискалы напомнили два основных правила, которые должны помнить налогоплательщики при представлении деклараций и уплате налоговых обязательств:

1) если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем (п. 49.20 НКУ);

2) налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10-ти к.дн., следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации, кроме случаев, установленных НКУ (п. 57.1 НКУ).

С таким разъяснением из раздела 135.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФСУ от 01.03.2017 г. № 4160/6/99-99-15-03-02-15.

При получении на текущий счет денежных средств, ошибочно перечисленных контрагентом (не как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке), налоговые обязательства плательщиком не начисляются, и, соответственно, налоговая накладная не составляется.

Заметим: ранее контролеры уже предоставляли разъяснения по данному вопросу в письме ГУ ГФС в г. Киеве от 21.02.2017 г. № 3805/10/26-15-12-01-18. В нем также изложено мнение контролеров, что ошибочно перечисленные средства не подлежат обложению НДС. Правда — при условии отсутствия договорных отношений по поставке товаров/услуг между субъектами хозяйствования.

· В случае возврата покупателем — неплательщиком НДС неоплаченного товара поставщик — плательщик НДС имеет право составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной при осуществлении операций по поставке данного товара, и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС после регистрации расчета корректировки в ЕРНН.

С таким разъяснением из раздела 101.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФСУ в письме от 01.03.2017 г. № 4160/6/99-99-15-03-02-15.

Расчет корректировки на уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг к налоговой накладной, составленной на филиал головного предприятия, которому на дату составления налоговой накладной было делегировано право составления налоговых накладных, в случае если на дату составления данного расчета корректировки филиал утратил такое право, регистрируется в ЕРНН головным предприятием (покупателем).

· Плательщики НДС, которые в соответствии со ст. 200 НКУ имеют право на бюджетное возмещение НДС, осуществляют расчет бюджетного возмещения и прилагают к декларации по НДС, в частности, Приложение 4 — «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування та/або суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість та/або врахування реєстраційної суми платника податку, що реорганізується, в обрахунку реєстраційної суми правонаступника (Д4)».

Представление Приложения 4 является обязательным в случае заполнения строки 20.2 декларации по НДС. Данное приложение заполняется с учетом того, что сумма бюджетного возмещения, определенная в декларации за отчетный (налоговый) период (строка 20.2 декларации) по НДС в соответствии со ст. 200 НКУ, отражается отдельно:

• в сумме (словами и цифрами), которая перечисляется на счет банка плательщика с указанием номера счета (строка 20.2.1 декларации);

• в сумме (словами и цифрами), которая учитывается в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга с других платежей, уплачиваемых в Государственный бюджет, с указанием кода бюджетной классификации и счета платежа (строка 20.2.2 декларации).

В сведениях касательно суммы средств на счете в системе электронного администрирования (далее — СЭА) НДС, которая превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет, отражаются:

• сумма средств на счете в СЭА НДС на момент подачи декларации;

• сумма согласованных налоговых обязательств текущего отчетного периода (строка 18.1 декларации);

• сумма налогового долга по налогу на момент подачи декларации;

• сумма средств на счете в СЭА НДС, которая может быть перечислена на текущий счет плательщика.

Общая сумма средств на счете в СЭА НДС, которая превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет, подлежит перечислению на счет в банке (с указанием номера счета) и/или в бюджет в счет погашения налогового долга по налогу, указывается словами и цифрами.

При этом сведения касательно суммы средств на счете в СЭА НДС, которая превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет, указываются только при наличии такой суммы средств и если принято решение относительно их перечисления на текущий счет, которое отражено в заявлении.

Данное разъяснение опубликовано ГУ ГФС в Тернопольской области.

· Если с импортируемых товаров были изготовлены другие виды продукции или такие товары были подвергнуты достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины, то изготовленные, обработанные/переработанные товары считаются товарами украинского происхождения, а потому при их поставке код УКТ ВЭД в налоговой накладной указывается на уровне любого из первых четырех знаков, и графа 3.2 налоговой накладной не заполняется.

С таким разъяснение из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· С 3 апреля 2017 года предприниматели могут в онлайн-режиме проверить электронный реестр возмещения НДС. Об этом на своем официальном веб-сайте сообщил Минфин Украины.

Как будет работать данный реестр? Всю входящую информацию в реестр формирует ГФС на основании заявок бизнеса и закрепляет это электронной цифровой подписью. ГФС вносит такую информацию в реестр. После этого на согласование суммы отводится не более 30-ти дней (в предусмотренных законом случаях — 60 дней) и происходит автоматическое возмещение на следующий день после истечения данного срока.

Возмещение осуществляется в хронологическом порядке (предприниматель, который первый подал, первым получает денежные средства при всех прочих равных условиях) и на ежедневной основе. Ранее НДС возмещали в последние 5 дней месяца. При таком подходе предприниматели не могли заблаговременно планировать. Теперь будут возвращать НДС в любой день месяца после согласования суммы, поэтому бизнес сможет лучше планировать свою деятельность и получит дополнительные оборотные средства, начиная с 10-х чисел каждого месяца.

· Обновлены справочники налоговых льгот по состоянию на 01.04.2017 г.

Документ актуализирован по состоянию на 01.04.2017 г.

ГФСУ обнародовала Справочник № 82/1 налоговых льгот, которые являются потерями доходов бюджета и Справочник № 82/2других налоговых льгот по состоянию на 01.04.2017 г.

Данные соответствующих Справочников используются налогоплательщиками при заполнении Отчета о суммах налоговых льгот по форме, утвержденной постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

· Письмо ГФС от 24.03.2017 г. № 5972/6/99-99-13-02-03-15.

Согласно правилам пп. 170.9.1 НКУ, не является доходом физлица сумма возмещенных ему расходов на командировку в пределах фактических расходов, в частности, на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений.

Вышеуказанные расходы освобождены от налогообложения только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость данных расходов, в частности, транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона, если его обязательность предусмотрена правилами перевозки на соответствующем виде транспорта, и расчетных документов об их приобретении по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания и пр.

Первое, на что обратили внимание налоговики, — положениями пп. 170.9.1 НКУ не предусмотрены ограничения касательно найма жилого помещения у ФЛП.

Поэтому при наличии счетов, полученных от ФЛП, и расчетных документов, подтверждающих предоставление услуг по проживанию, данные расходы не включаются в доход откомандированного лица.

Кроме того, специалисты ГФС подчеркнули, что посадочный документ, перевозочный документ, документ на возврат и документ на услуги, распечатанные на бумажном носителе, являются расчетными документами (транспортными билетами).

· Письмо ГФС от 03.04.2017 г. № 8139/7/99-99-01-02-02-17.

Перечень, предоставленный Письмом ГФСУ от 24.01.2016 г. № 1413/7/99-99-01-02-02-17, дополнен следующими странами: Маршалловы Острова, Монако и Пакистан.

Кроме того, Конвенция вступит в силу: для Малайзии — с 01.05.2017 г.; для Панамы — с 01.07.2017 г.

· Письмо главного управление ГФС — ГО по обслуживанию КП от 01.03.2016 г. № 4882/10/ 2810-06-11.

Ограничение на наличные расчеты между физлицом и предприятием (предпринимателем), по состоянию на сегодняшний день, установлено на сумму 50 тыс. грн. Платежи сверх установленных предельных сумм проводятся только через банки или небанковские финансовые учреждения.

В связи с этим возникает вопрос: действует ли ограничение на наличные расчеты, если средства вносятся в кассу предприятия?

Налоговики в письме отметили: в таком случае следует учитывать и то, что предприятия могут держать во внерабочее время в своих кассах наличность в пределах, не превышающих установленный лимит кассы (п. 2.8 Положения № 637). Наличность, которая превышает лимит кассы, обязательно сдается в банки для ее зачисления на банковские счета. Следовательно, ограничение предельной суммы наличного расчета 150 тыс. грн. не распространяется на расчеты, которые осуществляются налогоплательщиками путем внесения наличности в кассу банка для дальнейшего ее перечисления на счет получателя.

· Письмо ФСС по ВПТ в письме от 21.03.2017 г. № 2.4-38-479.

Пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в размере 100% средней заработной платы (дохода), исчисленной в порядке, установленном КМУ, и не зависит от страхового стажа. Сумма пособия по беременности и родам из расчета на месяц (ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV):

• не должна превышать размер максимальной величины базы начисления единого взноса, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд,

• не может быть меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

Исполнительная дирекция ФСС по ВПТ в письме отметила, что сумму пособия по беременности и родам необходимо рассчитывать следующим образом:

1. Рассчитывать среднедневную заработную плату, исходя из фактических выплат.

2. Сравнивать фактическую среднедневную заработную плату со среднедневной заработной платой, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленного в месяце наступления страхового случая (минимальная заработная плата / 30,44 — среднемесячное количество календарных дней).

3. В случае превышения среднедневной заработной платы, рассчитанной из минимальной заработной платы, над фактической среднедневной заработной платой дальнейший расчет страховой выплаты (пособия по беременности и родам) осуществлять из среднедневной, исчисленной с минимальной заработной платы.

· Сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в установленные сроки, не считается налоговым долгом.

Налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства, не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, и непогашенной пени, начисленной в порядке, определенном НКУ (пп. 14.1.175 НКУ).

Вместе с тем п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI предусмотрено: сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные Законом № 2464, исчисленная контролирующим органом в случаях, определенных Законом № 2464, является недоимкой.

С таким разъяснением из раздела 134.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Если налогоплательщик неправильно заполнил реквизиты платежных документов или ошибочно направил средства на несоответствующий код бюджетной классификации, средства не поступят на соответствующий счет бюджетной классификации, а следовательно, не будет погашена сумма денежного обязательства налогоплательщика.

В случае непогашения налогоплательщиком в установленные сроки самостоятельно определенного денежного обязательства такой налогоплательщик несет ответственность, установленную ст. 126 НКУ и ст. 163 прим. 2 КУоАП. Кроме того, на сумму налогового долга начисляется пеня.

С таким разъяснением из раздела 138.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 13.03.2017 г. № 3211-13/7868-03.

Увеличивать уставный (складочный) капитал хозяйственного общества за счет средств, полученных в кредит или под залог, запрещается.

В то же время, как отметили ТО ГФС в Днепропетровской области, законодательство Украины не запрещает увеличивать уставный (складочный) и дополнительный капитал, а также прочие фонды хозяйственного общества на сумму кредиторской задолженности такого хозяйственного общества перед одним из учредителей (участников, акционеров) данного хозяйственного общества по договору займа или другим видам договорных обязательств (кроме договоров кредитования или залога).

· Письмо Минфина от 22.03.2017 г. № 11020-09-27/7516,

Минфин продолжает настаивать на том, что по результатам 2016 года плательщики единого налога 4-й группы должны индексировать денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения на коэффициент 1,124.

Минфиннаписал Госгеокадастру письмо «Об индексации в 2017 году нормативной денежной оценки земли для плательщиков единого налога 4 группы» от 19.01.2017 г. № 31-11150-09-10/1342, в котором настаивал на индексации денежной оценки земли по результатам 2016 года упрощенцами с использованием официального индекса инфляции, рассчитанного Госстатом, — 112,4% (то есть — на 1,124). В результате фискальная нагрузка на единщиков 4-й группы возрастает почти на треть.

Причем крупные агрохолдинги, которые традиционно оптимизируют свой бизнес именно с использованием единщиков 4-й группы, насколько нам известно, массово переводят их на общую систему. А мелким фермерам это сделать гораздо труднее, поэтому им остается либо переходить на 3-ю группу, либо уплачивать больше налога на 4-й группе, теряя конкурентоспособность по сравнению с теми же агрохолдингами. Аргументация Минфина основывается на том, что подраздел 6 р. ХХ НКУ касается земельного налога, а в подразделе 8 р. ХХ НКУ для упрощенцев установлены только особенности индексации за 2015 год. К сожалению, если налоговики настаивают на индексации согласно письму Минфина, то остается либо согласиться с этим, либо же искать правды в суде.

· С 01.01.2017 г. пункт 77.1 НКУ дополнен нормой, согласно которой на официальном веб-сайте ГФСУ до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться документальные плановые проверки, должен обнародоваться план-график таких документальных плановых проверок.

По этой причине в Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина от 02.06.2015 г. № 524 были внесены изменения.

В частности, прописано, что годовой план-график составляется, начиная с 2018 года. Кроме того, предусмотрена возможность корректировки плана-графика проверок территориальными органами ГФС, с дальнейшим его обновлением на веб-сайте ГФСУ.

Также Порядком № 524 предусматривается, что проекты годовых планов-графиков составляются территориальными органами ГФС не позднее 1 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки. Годовые планы-графики не требуют согласования с органами государственного финансового контроля.

Соответствующие изменения внесены приказом Минфина от 27.02.2017 г. № 294, который готовится к опубликованию в «Офіційному віснику України» № 30 за 14.04.2017.

· Договор о признании электронных документов налогоплательщик направляет средствами телекоммуникационной связи в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

На Договор накладываются усиленные сертификаты открытых ключей должностных лиц, имеющих право подписи (руководителя, бухгалтера, печати (при наличии), осуществляется шифрование документа в электронном виде и направление его в орган ГФС по основному месту учета.

После поступления Договора в электронном виде проводится его расшифровка, осуществляются проверки ЭЦП, соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту), наличия в системе действующего договора при поступлении проекта нового договора и формируется первая квитанция о сохранении документа. После обработки Договора соответствующим органом ГФС плательщику направляется вторая квитанция, в которой указывается результат рассмотрения.

Договор вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до истечения срока действия усиленных сертификатов открытых ключей.

В случае прекращения Договора о признании электронных документов по основаниям, определенным законом, налогоплательщик вправе до принятия нового Договора представлять налоговую отчетность лично (или уполномочить на это другое лицо) или направить ее по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Представление плательщиками в контролирующие органы электронных документов средствами телекоммуникационной связи осуществляется на основании договоров о признании электронных документов в соответствии с требованиями НКУ с учетом Законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851, «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852 и Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНА Украины от 10.04.2008 г. № 233.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· С 1 апреля 2017 года вступил в силу п. 201.16 НКУ, предусматривающий приостановление регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки в случае соответствия такой налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, установленных согласно п. 74.2 НКУ.

В случае приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки соответствующий плательщик НДС должен представить в контролирующий орган письменные разъяснения и копии документов (по исчерпывающему перечню), достаточных для регистрации в ЕРНН такой налоговой накладной/расчета корректировки. Согласно пп. 201.16.3 НКУ, соответствующие письменные разъяснения и копии документов должны рассматриваться специальной комиссией ГФСУ.

Таким образом, касательно этого ГФС наконец подготовила Проект приказа Минфина Украины «Об утверждении Порядка работы Комиссии, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации». Текст данного документа опубликован на официальном веб-сайте ГФСУ.

Однако еще нескоро этот законодательный акт заработает. Ведь еще в течение месяца будут приниматься замечания и предложения к данному документу.

Предложения и замечания также можно направлять по адресу ГФС и ГРС.

· Дивиденды в целях обложения НДФЛ — это пассивные доходы (пп. 14.1.268 НКУ).

Согласно действующим на сегодняшний день нормам НКУ, для налогообложения дивидендов предусмотрены 2 ставки НДФЛ (п. 167.5 НКУ):

• 5% — для дивидендов, которые выплачивает плательщик налога на прибыль;

• 18% — для дивидендов, которые выплачивают другие налогоплательщики, кроме плательщиков налога на прибыль (в частности, плательщики единого налога, нерезиденты).

В то же время еще 01.01.2017 г. Законом № 1797 были внесены изменения в НКУ и дополнен Кодекс нормой пп. 167.5.4, согласно которой устанавливается половинная ставка НДФЛ (9%) для налогообложения дивидендов, начисленных и выплаченных:

• нерезидентами;

• институтами совместного инвестирования;

• субъектами хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль (юрлицами-единщиками).

Однако данная норма пока не действует, а заработает только со дня вступления в силу Закона о финансовой полиции (абз. 3 п. 1 р. ІІ «Заключительные положения» Закона № 1797). Этот закон пока еще не принят.

В то же время 23 марта 2017 года депутаты ВРУ приняли проект закона № 6210 от 17.03.2017 г., который 3 апреля 2017 года направлен на подпись Президенту.

Среди прочего данным проектом предусматривается убрать привязку 9% ставки НДФЛ до принятия Закона о финансовой полиции. А это значит, что в скором времени (если Президент подпишет закон, и его опубликованный текст будет содержать эту важнейшую правку) может возникнуть ситуация, что для дивидендов, которые выплачивают единщики, нерезиденты и ИСИ, ставка 9% будет применяться задним числом с 01.01.2017 г.

Будем ждать официальный текст закона и обязательно проинформируем вас обо всех резонансных нововведениях.

· Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 4871.

Указанным документом предлагается внести изменения в ТКУ, в частности дополнив его определением понятия «унифицированная таможенная квитанция». С соответствующей дефиниции будет четко следовать, что квитанция МД-1 применяется контролирующими органами при осуществлении операций, предусмотренных ст.ст. 234, 239-242, 247, 313, 374, 379-381, 541 ТКУ.

Напомним: на сегодняшний день остается действующим Порядок применения унифицированной таможенной квитанции МД-1, утвержденный приказом Государственной таможенной службы Украины от 04.01.2005 г. № 1.

· Поверхностный анализ проекта Трудового кодекса гласит, что в своей «социальности» не отличается от действующего сегодня советского КЗоТ. Местами он даже превосходит его, поскольку содержит спорные, с точки зрения полезности, социальные гарантии для более широких категорий работников.

Так, в Федерации не видят большого смысла распространения нынче действующих норм касательно защиты материнства на так называемые категории «работников с семейными обязанностями», к которым отнесены отец, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Будут ли более конкурентоспособными «работники с семейными обязанностями» с дополнительными социальными гарантиями? И если статус отца двух детей будет не в пользу его, то для кого разрабатывается такая «защита»?

К сожалению, не видно в проекте нового Кодекса и либерализации для работодателей. Хотя именно на необходимости создания инвестиционно привлекательного Трудового кодекса настаивала Федерация работодателей в ходе работы над проектом ко второму чтению, мотивируя свою позицию тем, что без легальных рабочих мест и желания инвесторов вкладывать средства в их создание все остальные попытки защитить человека будут непродуктивными.

В частности, в проекте Трудового кодекса предусмотрена необходимость работодателей доказывать свою невиновность и отсутствие фактов дискриминации по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и прочих убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места проживания, языковым или другим признакам, которые были, есть и могут быть действительными или предположительными.

Работнику или кандидату в работники лишь достаточно предоставить факты, которые, по его мнению, являются дискриминацией. А оправдываться — это уже задача для работодателя.

Также в Федерации раскритиковали норму, которой предусматривается, что, в случае если нормы законов или иных актов законодательства допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей работника и работодателя — решение принимается в пользу работника. Учитывая качество наших нормативно-правовых актов и их согласованность — трудно предположить, что работодателю-инвестору будет интересно работать в такой «заангажированной» нормативной среде.

Дополняет такой комплекс презумпции вины ст. 28, которая запрещает работодателю необоснованно отказывать в приеме на работу. И это при том, что упомянутая статья определяет право работодателя на свободный подбор работников. Еще даже не принятый закон уже допускает неоднозначную трактовку прав работодателей. Что же тогда ждать от подзаконных актов? Не увидят работодатели и права свободно, согласно закону, увольнять при необходимости работников. Статьи 113 и 114 сохраняют «советское» право профсоюзов запрещать работодателю увольнение.

Среди прочего Проект также расширяет перечень вопросов, которые в обязательном порядке регулируются коллективными договорами. Хотя сейчас спектр вопросов, который может регулироваться колдоговорами, фактически неограничен. В то же время с принятием нового кодекса наработанная практика применения трудового законодательства будет фактически утрачена, и длительное время будет существовать своего рода вакуум, пока будут вноситься изменения и ликвидироваться ошибки и несогласованности в законах, пока работодатели и работники будут привыкать к новым требованиям, пока будет нарабатываться новая юридическая практика урегулирования споров.

По информации Федерации работодателей Украины.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy