Изменения в законодательстве Украины, апрель 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Изменения в Постановление КМУ от 04.03.2015 г. № 105.

Для того чтобы решить проблему выплаты компенсации за 2014-2015 годы предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным производственным кооперативам и физическим лицам — предпринимателям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу на особый период, КМУ были приняты изменения в Постановление от 04.03.2015 г. № 105.

Согласно принятому решению работодатели, которые не получили в 2015 году в полном объеме указанную компенсацию из государственного бюджета, смогут получить ее за счет средств госбюджета на 2017 год (по бюджетной программе 2501350 «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, за 2014-2015 годы»).

Данная компенсация будет выплачиваться предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным производственным кооперативам независимо от подчинения и формы собственности и физическим лицам — предпринимателям в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту.

Напомним: ограниченное финансовое обеспечение, предусмотренное в Государственном бюджете Украины на 2015 год, по бюджетной программе 2501350 «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период» не предоставило возможность в полном объеме реализовать гарантии государства относительно компенсации расходов работодателей за 2014-2015 годы в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу в особый период.

Для получения компенсации из бюджета среднего заработка будем подавать в орган социальной защиты населения отчеты о фактических расходах на выплату компенсации из бюджета среднего заработка работникам, согласованные районным (городским) военным комиссариатом или воинской частью, которые осуществляли призыв работников на военную службу, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы, для предоставления структурному подразделению социальной защиты населения копий указанных отчетов (с учетом отчетов, предоставленных в 2015 году), а также сводного отчета о фактических расходах на выплату компенсации из бюджета среднего заработка работникам.

В Государственном бюджете на 2017 год по бюджетной программе 2501350 «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период за 2014-2015 годы» предусмотрено 233,1 млн грн.

· Постановлением КМУ от 05.04.2017 г. № 241.

Сумма суточных расходов для государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, установлена в размере 60 грн. (ранее данная сумма составляла 30 грн.), а также увеличена предельная сумма расходов на наем жилого помещения за сутки в пределах Украины с 250 грн. до 600 грн.

Реализация постановления будет осуществляться в пределах расходов, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений.

· Правление НБУ приняло решение от 13.04.2017 г. № 232-рш о снижении учетной ставки до 13% годовых с 14 апреля 2017 года.

Дальнейшее смягчение монетарной политики зависит от снижения рисков для ценовой стабильности на прогнозном горизонте.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 31.03.2017 г. 6964/10/26-15-14-05-04-22.

Согласно последним разъяснениям Минфина, оформленный надлежащим образом счет-фактура (инвойс) может быть основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции по поставке товаров, работ (услуг) без составления акта приемки-передачи только в случае его оплаты, что подтверждается соответствующими документами (см. Письмо Минфина Украины от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339).

Сейчас ГУ ГФС в г. Киеве в Письме от 31.03.2017 г. 6964/10/26-15-14-05-04-22 отметило: счет-фактура (инвойс) входит в перечень документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров согласно ч. 2 ст. 53 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ). Однако инвойс фактически является документом, согласно которому проводится оплата за товар. В свою очередь, счета-фактуры не фиксируют хозяйственную операцию, распоряжение или разрешение на ее проведение, а носят лишь информационный характер.

В связи с принятием изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV инвойс можно считать первичным документом. Но если учесть тот факт, что речь идет об импорте товара (сам процесс растаможки), то, имея только инвойс, часть информации будет недоступна.

Например, у нас будет отсутствовать дата поступления товара, ведь дата инвойса в основном раньше срока грузовой таможенной декларации (далее — ГТД), вследствие чего неизвестно, какой именно курс валют НБУ применять, что сделает невозможным определение фактической стоимости товара, а также размер таможенных платежей и НДС. Учитывая это, для оприходования товара недостаточно только одного инвойса.

Вместе с тем в Письме Минфина Украины от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073 прописано: таможенная декларация является первичным документом. Кроме того, ГТД засчитывается в первичные документы, на которых основывается бухгалтерский учет внешнеэкономических операций.

Итак, для оприходования импортированного товара следует применять информацию, приведенную в ГТД.

· Письмо ГФСУ от 02.03.2017 г. № 4338/6/99-99-15-03-02-15.

Основанием для применения требований ч. 2 п. 189.9 НКУ относительно неначисления налоговых обязательств при ликвидации основных средств является причина ликвидации данных основных средств, а именно — уничтожение или разрушение основных средств вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или когда такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в том числе в случае хищения основных средств, при условии подтверждения таких обстоятельств в соответствии с законодательством.

· Перерасчет доли использования необоротных активов, приобретенных до 01.07.2015 г., в облагаемых и необлагаемых операциях осуществляется плательщиками в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 643 (в течение 1, 2, 3 лет).

Налоговики в письме от 01.03.2017 г. № 4278/6/99-99-15-03-02-15 напомнили: данный перерасчет осуществляется в таблице 3 приложения 7 (Д7) к налоговой декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период года, включая случаи, когда в первом/втором году отсутствовали освобожденные от налогообложения операции.

Об особенностях проведения перерасчета доли использования товаров/услуг в налогооблагаемых операциях по результатам 2016 года можно прочитать в письме ГФС от 12.01.2017 г. № 599/7/99-99-15-03-02-17.

· Если средства на электронный счет в СЭА НДС несвоевременно перечислены не по вине плательщика, в связи с чем была несвоевременно зарегистрирована налоговая накладная/расчет корректировки к налоговой накладной в ЕРНН, к такому плательщику не применяется ответственность, предусмотренная ст. 120 прим. 1 НКУ.

Об этом напомнили налоговики в разъяснении из раздела 101.30 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ системы ЛИГА:ЗАКОН.

В свою очередь, за нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды по вине банка или органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, нарушитель уплачивает пеню за каждый день просрочки, а также несет иную ответственность, установленную НКУ.

Согласно п. 129.7 НКУ, не считается нарушением срока перечисления налогов, сборов, платежей по вине банка нарушение, совершенное вследствие регулирования Национальным банком Украины экономических нормативов такого банка, которое влечет за собой недостачу свободного остатка средств на таком корреспондентском счете.

Если в будущем банк или его правопреемники восстанавливают платежеспособность, отсчет срока зачисления налогов, сборов и прочих платежей начинается с момента такого восстановления.

· Минфин Украины продолжает совершенствовать работу электронного реестра автоматического возмещения НДС.

Специалисты Минфина дополнили реестр информацией по двум важным графам (1а, 1б, 2). В частности, речь идет о графе «Залишок суми податку, що підлягає бюджетному відшкодуванню», которая разделена на 2 колонки:

а) Сумма бюджетного возмещения с учетом изменений (уточняющих расчетов на уменьшение, КПР (контрольно-проверочные работы), обжалований, возмещений на счет в банке, с учетом сумм налогового долга, при его наличии);

б) Признак наличия информации от правоохранительных органов (наличие — 1, отсутствие — 0).

Вторая графа содержит «Інформацію про стан повернення бюджетного відшкодування» (с учетом особенностей, установленных п. 55 подраздела 2 р. ХХ НКУ).

При разработке нового реестра дополнительные графы, которые не содержались в старом реестре, были включены для того, чтобы обеспечить возможность комплексного анализа и мониторинга данных.

Минфин также планирует протестировать и внедрить сохранение поискового запроса плательщика в формате MS Excel, что является важным для более удобного и полного анализа информации.

Сейчас продолжаются работы по выявлению технических ошибок и их устранению. Для обсуждения работы реестра и обратной связи с пользователями существует форум, где каждый может высказать пожелания и задать вопрос касательно функционирования реестра.

Данное сообщение опубликовал Минфин.

· Если контролирующий орган при проверке устанавливает факт завышения налогоплательщиком отрицательного значения сумм НДС, которое осталось не погашенным по состоянию на 1 июля 2015 года в налоговой отчетности по НДС, что повлекло за собой завышение суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, к такому налогоплательщику, кроме штрафов, предусмотренных ст. 123 НКУ, применяется штраф в размере 10% суммы завышения отрицательного значения.

К отрицательному значению относится отрицательное значение сумм налога на добавленную стоимость, которое осталось не погашенным по состоянию на 1 июля 2015 года, что учитывается в налоговой отчетности по НДС и включает:

• отрицательное значение, которое зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода;

• непогашенное отрицательное значение предыдущих отчетных (налоговых) периодов на конец текущего отчетного (налогового) периода.

Штрафные санкции, предусмотренные ст. 123 НКУ, применяются в случаях, если по результатам проверки уменьшен остаток отрицательного значения НДС и вследствие этого уменьшена сумма бюджетного возмещения или доначислена сумма налогового обязательства по НДС. Штраф составит 25% суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения, а в случае повторного нарушения в течение 1095 дней — 50%.

В то же время в таких случаях Порядком № 1204 предусмотрено направление налоговых уведомлений-решений по другим формам, в частности, по формам: «Р», «В1» или «В3».

· Предметом документальной внеплановой проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» является установление соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки».

Исследование вопроса своевременности предоставления отчета о контролируемых операциях или включения в него всех контролируемых операций не является проверкой контролируемых операций в понимании пп. 39.5.2 НКУ, поскольку предметом такого исследования не является соблюдение налогоплательщиком принципа «вытянутой руки».

Цель данного исследования — установление факта полноты и своевременности декларирования контролируемых операций.

Именно поэтому, по мнению ГФС в Днепропетровской области, вопрос о своевременности предоставления отчета о контролируемых операциях, включение в него всех контролируемых операций может исследоваться в ходе плановых и внеплановых проверок.

· Если поставка тепловой энергии осуществляется на основании договора купли-продажи, тогда данная поставка является поставкой товара.

В связи с тем что в УКТ ВЭД отсутствует такой товар, как тепловая энергия, в перечне условных кодов товаров, которые обнародованы на официальном веб-сайте ГФСУ Украины, для этого товара предусмотрен условный код — «00401». Поэтому в налоговой накладной, составленной при поставке тепловой энергии, нужно указывать код товара «00401».

При этом поскольку в соответствии с положениями НКУ операции по поставке тепловой энергии определены как «поставка товаров», то отражение в налоговых накладных кода услуги 3530 «Поставка пара и кондиционированного воздуха» согласно ГКПУ не соответствует нормам действующего налогового законодательства.

Данное разъяснение опубликовано ГФС в Днепропетровской области

· Письмо ГФСУ от 03.03.2017 г. № 4482/6/99-99-15-03-02-15.

При осуществлении операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703000000, 270400 согласно УКТ ВЭД плательщик НДС применяет в соответствии с п. 45 подраздела 2 р. XX НКУ временный режим освобождения от облагаемых НДС операций и имеет возможность отказаться от него или приостановить его применение на один или несколько отчетных (налоговых) периодов путем представления в контролирующий орган соответствующего заявления.

При этом следует отметить: в случае если приобретенные плательщиком НДС товары/услуги, по которым суммы налога были включены в состав налогового кредита, предназначаются для использования или начинают использоваться в освобожденных от обложения НДС операциях в соответствии с п. 45 подраздела 2 р. XX НКУ, то у такого налогоплательщика возникает обязанность касательно начисления налоговых обязательств по НДС согласно правилам, определенным п. 198.5 НКУ, если приобретение таких товаров/услуг осуществлялось с НДС в период применения им такого льготного режима обложения НДС.

· В верхней левой части налоговой накладной, которая составляется по ежедневным итогам операций, делается соответствующая отметка «X» и указывается тип причины «11», в строке «Отримувач (покупець)» указывается «Неплатник», а в строке «Індивідуальний податковий номер покупця» отражается условный ИНН «100000000000» (п. 8 и п. 12 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307, далее — Порядок №1307).

В графе «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» налоговой накладной налогоплательщик группируют товары/услуги по группам, соответствующим определенному коду товара согласно УКТ ВЭД/коду услуги согласно ГКПУ. При этом графы 4, 5, 6 и 7 не заполняются.

Например, при реализации готовых пищевых блюд и алкогольных напитков, полученных в процессе производства, населению (неплательщикам НДС), плательщик НДС должен сгруппировать в налоговой накладной в графе «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» товары/услуги по группам, соответствующим определенному коду товара согласно УКТ ВЭД/коду услуги согласно ГКПУ (56.10).

При этом, кроме случаев поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, плательщик вправе указывать код товара согласно УКТ ВЭД или код услуги согласно ГКПУ не полностью, но не менее четырех первых цифр соответствующего кода.

Кроме того, неправильное определение реквизита «код товару згідно з УКТ ЗЕД» сводной налоговой накладной, составленной на неплательщика НДС, может быть причиной непринятия такой налоговой накладной в электронном виде.

Данное разъяснение предоставила ГФС в Днепропетровской области.

· В соответствии с общими положениями Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, данный документ согласован с Классификацией видов экономической деятельности (КВЭД) и Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД). Поэтому плательщик НДС должен указывать в налоговой накладной код услуги, который соответствует коду вида деятельности предприятия.

Например, предприятие, которое предоставляет услуги по строительству, ремонту и обследованию любых береговых и портовых сооружений, дамб, шлюзов и других гидротехнических сооружений и дна водоемов, — код деятельности по КВЭД 42.91 «Строительство водных сооружений», должен указывать в налоговой накладной код услуги 42.91 — «Сооружения объектов водного хозяйства и строительства этих сооружений».

Данное разъяснение опубликовало ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Письмо ГФСУ от 31.03.2017 г. № 6611/6/99-99-15-02-02-15.

· Прежде всего напомним: в редакции НКУ, действующей до 01.01.2017 г., финансовый результат налогового (отчетного) периодаувеличивается на сумму расходов по начислению роялти в полном объеме, если роялти начислены в пользу, в частности,нерезидентов, зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ (пп. 140.5.7 НКУ).

Согласно пп. 140.5.6 НКУ, в редакции, действующей с 01.01.2017 г., финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов по начислению роялти (кроме операций, которые признаются контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ) в пользу нерезидента (в т.ч. нерезидента, зарегистрированного в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ), превышающую сумму доходов от роялти, увеличенную на 4% чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по данным финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному.

Требования обеих норм не применяются, в частности, если операция не является контролируемой.

Поскольку стоимостные критерии контролируемых операций установлены в расчете на год, решение о неувеличении финансового результата в 2017 году согласно пп. 140.5.6 НКУ в редакции, действующей с 01.01.2017 г., и в 2016 году согласно пп. 140.5.7 НКУ в редакции, действующей до 01.01.2017 г., принимается налогоплательщиком, который не осуществлял контролируемые операции, только по итогам соответствующего налогового (отчетного) года.

Обоснование, что операция не является контролируемой и сумма роялти подтверждается налогоплательщиком в соответствии с процедурой, установленной ст. 39 НКУ, предоставляется вышеуказанным плательщиком на запрос контролирующего органа при проведении документальной проверки за отчетный период, по итогам которого налогоплательщиком принято решение о неувеличении финансового результата.

· Хозяйственной операцией для целей ТЦО являются все виды операций, соглашений или договоренностей, документально подтвержденных или не подтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика (пп. 39.2.1.1 НКУ).

Продажа (реализация) товаров — какие-либо операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на данные товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров (пп. 14.1.202 НКУ).

Бесплатно предоставленными товарами, работами, услугами являются товары, предоставляемые согласно договорам дарения, другим договорам, по которым не предусматривается денежная или иная компенсация стоимости таких товаров или их возврат, или без заключения таких договоров; работы (услуги), выполняемые (предоставляемые) без предъявления требования относительно компенсации их стоимости; товары, переданные юридическому или физическому лицу на ответственное хранение и использованные им (пп. 14.1.13 НКУ).

В связи с тем что операции по бесплатной передаче товаров в целях налогообложения считаются их продажей, соответствуют сути хозяйственной операции, определенной пп. 39.2.1.4 НКУ, они признаются контролируемыми, являются такими, которые влияют на объект обложения налогом на прибыль, и должны учитываться для исчисления объема хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом при составлении отчета о контролируемых операциях.

Данное разъяснение предоставили специалисты ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Письмо ГФСУ от 31.03.2017 г. № 6610/6/99-99-15-02-02-15

Выплата резидентом в пользу нерезидента дохода в виде компенсации стоимости услуг по проведению семинара,предоставленных таким нерезидентом, не подлежит обложению налогом на репатриацию в соответствии с положениями пп. 141.4.2 НКУ.

В пп. 141.4.2 НКУ приведен перечень доходов нерезидентов, которые облагаются налогом на репатриацию. В свою очередь, согласно пп. «й» пп. 141.4.1 НКУ не подлежат налогообложению доходы нерезидента с источником происхождения из Украины в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, переданных, выполненных, предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в т.ч. стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.

Именно к группе таких доходов отнесла и компенсацию за услуги по проведению нерезидентом семинара.

· Если безвозвратная помощь неприбыльным организациям превышает 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, плательщик налога на прибыль должен осуществить корректировку финансового результата до налогообложения, — об этом со ссылкой на пп. 140.5.9 НКУ напоминает ГУ ГФС в Запорожской области.

Условия, при которых организация считается неприбыльной, приведены в п. 133.4 НКУ.

· Письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 31.03.2017 г. № 7121/10/26-15-13-01-12.

Если ФЛП (независимо от системы налогообложения), местонахождением или местом жительства которого является временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, получает доход от осуществления им предпринимательской деятельности, то субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые насчитывают (выплачивают) данный доход, обязаны удержать НДФЛ и военный сбор.

· Письмо НБУ от 07.04.2017 г. № 40-0005/26287.

Ограничения относительно предельной суммы расчетов наличными между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) в течение одного дня в размере 50 000 грн., предусмотренное п. 1 постановления Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210, не распространяются на валютно-обменные операции, осуществляемые банками, финансовыми учреждениями.

В то же время ограничения по сумме касательно операций по продаже наличной иностранной валюты или банковских металлов одному лицу в один операционный (рабочий) день в пределах одного банка/финансового учреждения установлены пп. 3 п. 6 Постановления Правления НБУ от 13.12.2016 г. № 410 (далее — Постановление № 410). Так, начиная с 05.04.2017 г. указанные операции разрешается осуществлять в сумме, не превышающей в эквиваленте 150 000 грн.

· К ставкам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, установленным решениями органов местного самоуправления в 2016 году на 2017 год, применяется коэффициент 0,5.

К ставкам налога на недвижимость, установленным решениями органов местного самоуправления в 2017 году на 2017 год, несмотря на то, изменились они по сравнению с предыдущим решением или остались на том же уровне, но в рамках предельного размера, определенных НКУ, коэффициент 0,5 НЕ применяется.

Об этом сообщило ГУ ГФС в Винницкой области в письме от 14.03.2017 г. № 595/10/02-32-12-02.

В то же время напомним: в подкатегории 106.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ размещено разъяснение, согласно которому если органом местного самоуправления, в пределах предоставленных ему полномочий, в течение отчетного года внесены изменения в принятое решение по установленным ставкам и льготам по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, то юридические лица в течение 30-ти календарных дней СО ДНЯ ОБНАРОДОВАНИЯ ДАННОГО РЕШЕНИЯ предоставляют декларации с уточненными суммами налоговых обязательств по налогу.

· При определении налоговых обязательств по экологическому налогу за I квартал 2017 года необходимо применять новые (увеличенные) ставки в соответствии со ст.ст. 243, 245-248 НКУ.

Ривненские налоговики почеркнули: субъекты хозяйствования, которые являются плательщиками экологического налога, но с начала отчетного года не планируют осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, должны уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту нахождения источников загрязнения и составить заявление в произвольной форме об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога (согласно п. 250.9 НКУ).

Данное заявление предоставляется не позднее предельного срока предоставления налоговой декларации за I квартал отчетного года.

В противном случае налогоплательщик обязан предоставлять налоговые декларации экологического налога на общих основаниях.

Субъекты хозяйствования, в том числе вновь созданные, не имеющие объекты исчисления экологического налога, не должны подавать в соответствующие контролирующие органы заявление об отсутствии у них в отчетном году данных объектов.

· Как известно, дивиденды для целей обложения НДФЛ — это пассивные доходы (пп. 14.1.268 НКУ). Согласно действующим на сегодняшний день нормам НКУ, для налогообложения дивидендов предусмотрены 2 ставки НДФЛ (п. 167.5 НКУ):

• 5% — для дивидендов, которые выплачивает плательщик налога на прибыль;

• 18% — для дивидендов, которые выплачивают другие налогоплательщики, кроме плательщиков налога на прибыль (в частности, плательщики единого налога, нерезиденты).

В то же время еще 01.01.2017 гЗаконом № 1797 были внесены изменения в НКУ и дополнен Кодекс нормой пп. 167.5.4, согласно которой устанавливается половинная ставка НДФЛ (9%) для налогообложения дивидендов, начисленных и выплаченных:

• нерезидентами;

• институтами совместного инвестирования;

• субъектами хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль (юрлицами-единщиками).

Данная норма должна была заработать только со дня вступления в силу Закона о финансовой полиции (абз. 3 п. 1 р. ІІ «Заключительные положения» Закона № 1797).

Однако недавно депутаты ВРУ приняли другой Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уточнения некоторых положений и устранения противоречий, возникших при принятии Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 23.03.2017 г. № 1989-VIII. 12.04.2017 г., Президент его подписал.

Среди прочего этим Законом убрали привязку 9% ставки НДФЛ до принятия Закона о финансовой полиции. И, что важно, — в заключительных положениях Закона № 1989 указано, что его нормы применяются к налоговым периодам, начиная с 1 января 2017 года.

А это значит, что со дня опубликования Закона № 1989 заработает правило: дивиденды, начисленные и выплаченные единщиками, нерезидентами и ИСИ, после 01.01.2017 г. облагаются НДФЛ по ставке 9%.

И сейчас у вышеупомянутых субъектов хозяйствования, которые выплатили дивиденды и удержали НДФЛ по ставке 18%, возникает вопрос: как вернуть излишне уплаченный налог? Ответ на него читайте очень скоро в издании БУХГАЛТЕР&ЗАКОН.

· С 1 января 2017 года единщики первой группы должны уплачивать ЕСВ в сумме не менее 0,5 минимального страхового взноса.

Соответствующие периоды осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж засчитываются пропорционально уплаченному ЕСВ.

В 2017 году минимальный страховой взнос для физических лиц — предпринимателей составляет 704 грн. в месяц (3200 грн х 22%).

Итак, для физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения и отнесенных к первой группе плательщиков единого налога, обязательной является уплата ЕСВ в сумме не менее 352 грн ежемесячно.

В Пенсионном фонде подчеркнули: для зачисления периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж как полный месяц необходимо уплатить за месяц ЕСВ в сумме не менее минимального страхового взноса, то есть 704 грн.

В случае уплаты ЕСВ в сумме 352 грн. за месяц страховой стаж будет засчитан пропорционально, а именно 0,5 месяца, что в дальнейшем может повлиять на определение права на пенсию по возрасту и ее размер.

· Если работник в течение календарного месяца работал на одном предприятии как по основному месту работы, так и по совместительству, и получил общую сумму дохода меньше размера минимальной зарплаты, то сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ.

Когда же работник работал на разных предприятиях, при этом по основному месту работы получил сумму дохода меньше размера минимальной зарплаты, тогда сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ. Начисление ЕСВ на доход, полученный не по основному месту работы, осуществляется независимо от его размера.

Данное разъяснение размещено в подкатегории 301.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ на вопрос: каким образом начисляется ЕВ, если работник в течение календарного месяца работал как по основному месту работы, так и по совместительству, и получил общую сумму дохода меньше размера минимальной зарплаты?

· Гоструда ответила на вопрос: входит ли материальная помощь в минимальную заработную плату?

При исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам. Принимая это во внимание, если материальная помощь не относится к указанным выплатам, то она должна учитываться в размер минимальной зарплаты.

Такая позиция абсолютнно противоположна той, которая высказывалась уже раньше, в частности, Управлением Гоструда в Кировоградской области, согласно которой материальная помощь не является зарплатой за отработанное время, поэтому не учитывается в минимальную зарплату. Ведь минимальная зарплата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда.

Минсоцполитики в письме от 13.02.2017 г. № 294/0/101-17/282 отметило, что суммы материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и денежной помощи при предоставлении ежегодного отпуска, которые выплачиваются в размере средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с положениями Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100, не учитываются в заработную плату для обеспечения ее минимального уровня, поскольку выплачиваются работнику не за выполненную работу и не являются элементами заработной платы.

· Письмо Профсоюза работников образования и науки Украины от 07.04.2017 г. № 02-8/189.

В случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируется на коэффициент повышения тарифных ставок, должностных окладов. Это предусматривает п. 10 Порядка № 100.

Следовательно, учитывая это, Профсоюз работников образования и науки Украины в Письме от 07.04.2017 г. № 02-8/189 объясняет необходимость корректировки заработной платы в связи с повышением должностных окладов (ставок заработной платы) работникам при предоставлении им отпусков, направлении для повышения квалификации, подготовке, переподготовке с отрывом от производства, в служебные командировки, а также в других случаях сохранения средней заработной платы.

То есть коэффициент, на который необходимо прокорректировать выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, рассчитывается путем деления нового (повышенного) должностного оклада (ставки заработной платы), на оклад (ставку) до повышения.

· От предприятий теперь будет требоваться лишь обнародовать разработанные и утвержденные положения об обучении по вопросам охраны труда, а также сформированные планы-графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда. Ранее требовали ознакомить с ними работников, что, конечно, предусматривало проставление подписи работника.

Это произошло благодаря приказу Минсоцполитики от 30.01.2017 г. № 140, который внес изменения в Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Также исключены нормы, по которым:

• лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной безопасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум);

• работники, которые заняты на работах с повышенной пожарной опасностью, раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности;

• должностные лица до начала исполнения своих обязанностей и периодически (раз в 3 года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности;

• участие представителя специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда или его территориального управления в составе комиссии обязательно лишь во время первичной проверки знаний по вопросам охраны труда у работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности.

Изъяли необходимость ежегодно проходить специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда для должностных лиц и других работников, занятых на работах, указанных в Перечне работ с повышенной опасностью и Перечне работ, где есть потребность в профессиональном отборе.

Проверка знаний по вопросам охраны труда после проведения специального обучения осуществляется:

• комиссией предприятия (если обучение проводилось непосредственно на предприятии);

• комиссией соответствующего территориального органа Гоструда при участии соответствующих профсоюзов (если обучение проводилось в учебном центре);

• в порядке, определенном абзацами 2, 3 п. 5.3 гл. 5 Типового положения (если обучение проводилось в отраслевом учебном центре).

В случае невозможности создать комиссию по проверке знаний по вопросам охраны труда на предприятии, которое входит в объединение предприятий, проверка знаний осуществляется комиссией другого предприятия — участника объединения.

В состав комиссии входят представители соответствующих профсоюзов и могут привлекаться представители органов государственного управления охраной труда, а также штатные преподаватели отраслевого учебного центра, где проводилось обучение (по согласию).

· По сообщению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в марте 2017 года, в соответствии с февралем 2017 года, составляет 101,8%.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy