Изменения в законодательстве Украины, апрель 2017 г. — 3 мая 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

Постановление Правления НБУ от 13.04.2017 г. № 33.

НБУ разрешил репатриацию дивидендов, начисленных не только за 2014-2015 гг., как это было до сих пор, но и за 2016 год, и упростил механизм для осуществления таких выплат. Одно лицо (эмитент, депозитарное учреждение или иностранный инвестор) сможет в течение одного месяца репатриировать дивиденды за эти годы в общей сумме до 5 млн долл. США.

Соответствующие изменения утверждены Постановлением Правления НБУ от 13.04.2017 г. № 33, которое действует с 14 апреля 2017 года.

Также увеличен с 1 до 5 млн долл. США максимальный размер предоплаты по импортным контрактам, что не требует использования аккредитивной формы расчетов (с подтверждением первоклассного банка). Как показывает опыт, увеличение этого лимита с 0,5 до 1 млн долл. США в сентябре прошлого года не окажет значительного влияния на объем данных платежей.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Предоставление НДС-отчетности по новой форме впервые осуществляется:

• за отчетный период март 2017 года — до 20 апреля 2017 года;

• за I квартал 2017 года — до 10 мая 2017 года.

Уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, с изменениями, внесенными Приказом от 23.02.2017 г. № 276, подается начиная с 01 апреля 2017 года.

Об этом напомнили специалисты ГУ ГФС в Кировоградской области со ссылкой на разъяснение из раздела 101.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· Письмо Минфина от 01.12.2016 г. № 31-11170-16-29/34246.

Выплата страховой компанией страховых платежей не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.3 НКУ).

Вместе с тем услуги по ремонту автомобиля являются объектом обложения НДС, а потому лицо, выполняющее ремонт автомобиля на дату, которая произошла ранее (получение страхового платежа в счет оплаты стоимости ремонта автомобиля или фактического предоставления услуг по ремонту автомобиля), определяет исходя из договорной стоимости ремонта, и обязано составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную по данной операции.

Владелец автомобиля во время приобретения услуг по ремонту автомобиля, оплата за который осуществляется страховой компанией, включает в состав налогового кредита суммы НДС по такой операции и в том же отчетном периоде определяет налоговые обязательства по НДС на основании п. 198.5 НКУ, а также составляет сводную налоговую накладную, поскольку платеж за ремонт автомобиля был уплачен не им, а страховой компанией.

Добавим: заключение независимой оценки стоимости восстановительного ремонта колесного транспортного средства не является основанием для возникновения налоговых обязательств, связанных с предоставлением услуг относительно проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Указанные обязательства возникают лишь в результате фактического предоставления услуги по проведению такого ремонта при условии, если исполнитель данной услуги является плательщиком НДС. Таким образом, в случае непроведения фактического ремонта транспортного средства или проведения его лицом, которое не является плательщиком НДС, налоговые обязательства не возникают. Об этом говорится в определении ВАСУ от 02.11.2016 г. № К/800/4762/16.

· Если налогоплательщик приобретает (изготовляет) товары (услуги) и основные фонды, предназначенные для их использования в операциях, по которым применяется кассовый метод налогового учета, то суммы НДС включаются в налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной при условии их оплаты.

Когда же оплата за товары/услуги на основании одной налоговой накладной осуществляется в разных отчетных налоговых периодах, то суммы НДС относятся к налоговому кредиту тех отчетных периодов, в которых происходит списание средств с банковского счета (выдачи из кассы) налогоплательщика или предоставление других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров/услуг.

Вместе с тем согласно п. 198.6 НКУ налогоплательщик имеет право отнести данную сумму НДС к налоговому кредиту в каком-либо следующем отчетном периоде, но не позднее чем через 365 к.дн. с даты составления налоговой накладной/расчета корректировки к налоговой накладной.

С таким разъяснением из раздела 101.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Операция по передаче комитенту результатов услуг (например, брокерских, транспортных), приобретенных комиссионером по поручению комитента у третьих лиц, считается операцией по поставке услуг и является объектом обложения НДС, если их место поставки находится на таможенной территории Украины.

Вместе с тем специалисты ГФСУ подчеркнули: не имеет значения , является ли поставщик услуг (которые были приобретены комиссионером и передаются комитенту) плательщиком НДС.

· После аннулирования регистрации лица как плательщика НДС остаток денежных средств на электронном счете после расчетов с бюджетом по результатам последнего отчетного (налогового) периода перечисляется в бюджет, а данный счет закрывается.

Ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства могут быть возвращены налогоплательщику по его заявлению в соответствии со ст. 43 НКУ.

При отсутствии на момент обращения налогоплательщика с заявлением на возврат излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС или на момент фактического возврата денежных средств счета плательщика в системе электронного администрирования НДС эти средства подлежат возврату путем перечисления на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка.

С таким разъяснением из раздела 101.08 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Для применения кассового метода определения налоговых обязательств по НДС нормами НКУ не предусмотренопредоставление в контролирующие органы каких-либо заявлений или сообщений о начале применения кассового метода по выбору плательщика (п. 187.1 НКУ).

В свою очередь, в налоговой декларации по НДС, начиная с отчетного периода, с которого налогоплательщик начал применять кассовый метод, плательщик в соответствующем поле в конце декларации проставляет соответствующую отметку.

Вместе с тем согласно п. 1.3 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 27.06.2013 г. №, элементом системы организации бухгалтерского учета на предприятии является учетная политика, которая может учитывать организационно-правовую форму предприятия, отраслевые особенности экономической деятельности, объемы производства и др.

Распорядительный документ об учетной политике предприятия определяет, в частности, количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, события и статьи финансовой отчетности (п. 2.1 Методрекомендаций).

Итак, о применении кассового метода плательщик указывает в распорядительном документе об учетной политике.

Если налогоплательщик желает отказаться от применения кассового метода налогового учета, то такой отказ осуществляется путем внесения соответствующих изменений в учетную политику предприятия.

С таким разъяснением из раздела 101.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Если в налоговой накладной был неправильно указан индивидуальный налоговый номер (далее — ИНН) покупателя, продавец должен составить расчет корректировки к этой налоговой накладной.

Соответствующий расчет корректировки в течение 365 к.дн. с даты его составления подлежит регистрации в ЕРНН налогоплательщиком, чей «неправильный» ИНН был указан в графе «ІПН покупця».

Вместе с тем при несвоевременной регистрации таким плательщиком расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных к нему применяется ответственность, предусмотренная ст. 120 прим 1 НКУ.

С таким разъяснением из раздела 101.30 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФСУ от 31.03.2017 г. № 6611/6/99-99-15-02-02-15.

В редакции НКУ, действующей до 01.01.2017 г., финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов по начислению роялти в полном объеме, если роялти начислены в пользу, в частности, нерезидентов,зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ (пп. 140.5.7 НКУ).

Согласно пп. 140.5.6 НКУ, в редакции, действующей с 01.01.2017 г., финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов по начислению роялти (кроме операций, которые признаются контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ) в пользу нерезидента (в т.ч. нерезидента, зарегистрированного в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ), превышающую сумму доходов от роялти, увеличенную на 4% чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по данным финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному.

Требования обеих норм не применяются, в частности, если операция не является контролируемой.

Поскольку стоимостные критерии контролируемых операций установлены в расчете на год, решение о неувеличении финансового результата в 2017 году согласно пп. 140.5.6 НКУ в редакции, действующей с 01.01.2017 г., и в 2016 году согласно пп. 140.5.7 НКУ в редакции, действующей до 01.01.2017 г., принимается налогоплательщиком, который не осуществлял контролируемые операции, только по итогам соответствующего налогового (отчетного) года.

Обоснование, что операция не является контролируемой и сумма роялти подтверждается налогоплательщиком в соответствии с процедурой, установленной ст. 39 НКУ, предоставляется вышеуказанным плательщиком на запрос контролирующего органа при проведении документальной проверки за отчетный период, по итогам которого налогоплательщиком принято решение о неувеличении финансового результата.

· Письмо ГФСУ от 22.03.2017 г. № 3946/Г/99-99-15-02-02-14.

Если плательщику предоставлено право на использование программного обеспечения и условия использования не ограничены функциональным назначением такой программы, а ее воспроизведение не ограничено количеством копий, необходимых для такого использования, то платеж за его использование подпадает под определение роялти (пп. 14.1.225 НКУ).

В случае если плательщику предоставлено право на использование программного обеспечения и условия использования ограничены функциональным назначением данной программы, а ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого использования («конечным потребителем»), то платеж за его использование не подпадает под определение роялти.

В свою очередь, определение «роялти», приведенное в пп. 14.1.225 НКУ, не предусматривает таких признаков роялти, как способ распространения права на использование объектов права интеллектуальной собственности (лично автором или через посредников) и территории распространения такого права (в пределах страны или за рубежом).

· Письмо ГФСУ от 28.03.2017 г. № 6312/6/99-99-15-02-02-15.

· Доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом на репатриацию в порядке и по ставкам, определенным ст. 141 НКУ. Перечень данных доходов определен в пп. 141.4.1 НКУ.

Так, под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, которые подлежат налогообложению, подразумеваются, в частности, лизинговая/арендная плата, которая вносится резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидента — лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды (абз. «ґ» пп. 141.4.1 НКУ).

Резидент — юридическое лицо — плательщик единого налога, осуществляющий в пользу нерезидента выплату арендных платежейобязан удерживать налог с таких доходов и за их счет в размере 15%, если иное не предусмотрено положениями международного договора Украины со страной — резиденцией лица, в пользу которого осуществляется выплата, и подать в контролирующий орган по своему местонахождению декларацию по налогу на прибыль с заполненным Приложением ПН.

В декларации заполняются все обязательные реквизиты (ст. 48 НКУ). При этом налогоплательщик в декларации, кроме строки 23 ПН, где указывается сумма уплаченного налога при выплате доходов нерезидентам в отчетном периоде, определенного на основании Расчета (отчета) налоговых обязательств нерезидентов, которые получили доходы с источником их происхождения из Украины, другие показатели не заполняет.

Кроме того, если лицом-резидентом, который находится на упрощенной системе налогообложения группы 3 с уплатой единого налога по ставке в размере 5%, осуществляются операции по приобретению у нерезидента услуг, местом поставки которых определена таможенная территория Украины, в частности, услуг по аренде части дискового пространства на сервере в сети Интернет, то у такого лица как получателя указанных услуг возникает обязанность относительно начисления и уплаты НДС в бюджет и предоставления налоговой отчетности по НДС, а именно — Расчета налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик НДС, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными как налогоплательщики, на таможенной территории Украины, средствами электронной связи в электронной форме.

· Письмо ГФС от 05.04.2017 г. № 7080/6/99-99-13-02-03-15.

Стоимость экскурсий (посещений музеев), которые организуются для членов профсоюза и членов их семей и оплачиваются за счет средств такого профсоюза, включается в их общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как дополнительное благо и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях, при условии персонификации каждого участника мероприятий.

Вместе с тем если у профсоюза отсутствует объективная возможность осуществления персонификации указанных лиц, то стоимость таких экскурсий не является объектом обложения НДФЛ и военным сбором.

· Письмо ГФСУ от 07.04.2017 г. № 7308/6/99-99-15-02-02-15.

В зависимости от назначения использования арендованного имущества в налоговом учете расходы могут быть отнесены к общепроизводственным, административным и расходам на сбыт.

Начиная с 01.01.2015 г., в соответствии с положениями пп. 134.1.1 НКУ, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия согласно НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями р. III «Налог на прибыль предприятий» НКУ.

Разделом III «Налог на прибыль предприятий» НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на разницы по приобретению горюче-смазочных материаловкоторыми заправляются собственные автомобили работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

· Конвенция будет способствовать избежанию двойного налогообложения доходов физических и юридических лиц, которые получают на территориях обеих стран, предотвращению уклонения от уплаты налогов, обмену налоговой информацией между налоговыми органами Украины и Мальты и взаимному уменьшению налоговых препятствий для иностранных инвестиций и торговли.

Это будет обеспечиваться путем распределения права налогообложения отдельных видов доходов между Украиной и Мальтой в зависимости от места их возникновения. К тому же будут учтены в налоговых обязательствах налогоплательщика одного государства суммы налогов, уплаченных на территории другого государства. Конвенция также гарантирует, что предприниматели одного государства будут облагаться налогом в другом государстве на тех же условиях, что и предприниматели этого другого государства.

Напомним, что Конвенция и Протокол к ней были подписаны Правительством Украины и Правительством Республики Мальта еще в сентябре 2013 года и предусматривают следующие ставки налогообложения дивидендов, процентов и роялти:

• дивиденды — общая ставка 15%; 5% — для дивидендов, которые получает компания, владеющая непосредственно, по крайней мере, 20% капитала компании, которая такие дивиденды уплачивает;

• проценты и роялти — ставка 10%.

По сообщению Минфина.

· Письмо ГФСУ от 10.04.2017 г. № 7384/6/99-99-15-02-02-15.

Если налогоплательщик применяет при осуществлении контролируемой операции условия, не соответствующие принципу «вытянутой руки», то он имеет право самостоятельно провести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, если это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, рассчитав свои налоговые обязательства в соответствии с:

• максимальным значением диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности),

и/или

• минимальным значением диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).

Данная норма предусмотрена обновленным пп. 39.5.4.1 НКУ, изменения в который были внесены Законом от 21.12.2016 г. № 1797-VIIІ.

Поскольку указанные новации вступили в силу с 01.01.2017 г., то самостоятельная корректировка цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств в соответствии с пп. 39.5.4.1 НКУ в редакции Закона № 1797 применяется к контролируемым операциям, осуществленным начиная с 01 января 2017 года.

· Хозяйственной операцией для целей ТЦО являются все виды операций, соглашений или договоренностей, документально подтвержденных или не подтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика (пп. 39.2.1.1 НКУ).

Продажа (реализация) товаров — какие-либо операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на данные товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров (пп. 14.1.202 НКУ).

Бесплатно предоставленными товарами, работами, услугами являются товары, предоставляемые согласно договорам дарения, другим договорам, по которым не предусматривается денежная или иная компенсация стоимости таких товаров или их возврат, или без заключения таких договоров; работы (услуги), выполняемые (предоставляемые) без предъявления требования относительно компенсации их стоимости; товары, переданные юридическому или физическому лицу на ответственное хранение и использованные им (пп. 14.1.13 НКУ).

В связи с тем, что операции по бесплатной передаче товаров в целях налогообложения считаются их продажей, соответствуют сути хозяйственной операции, определенной пп. 39.2.1.4 НКУ, они признаются контролируемыми, являются такими, которые влияют на объект обложения налогом на прибыль, и должны учитываться для исчисления объема хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом при составлении отчета о контролируемых операциях.

Данное разъяснение предоставили специалисты ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Письмо ГФС от 10.04.2017 г. № 7383/6/99-99-15-02-02-15.

Сумма использованных неприбыльной организацией бесплатных поступлений или поступлений в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований отражается в строке 2.6 и равна сумме строк 2.6.1, 2.6.2 ГД и 2.6.3.

При этом в строку 2.6.2 ГД переносится суммарное значение графы 8 р. 3 приложения ГД Отчета.

Напомним, форма Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации утверждена Приказом Министерства финансов Украины от 17.06.2016 г. № 553.

При необходимости на основании п. 46.4 НКУ налогоплательщик может подать дополнение к Отчету с пояснением заполнения показателей, которое может быть составлено в произвольной форме и будет использовано контролирующим органом при анализе показателей данного Отчета.

С таким разъяснением из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо Минсоцполитики от 20.03.2017 г. № 766/0/101-17/28.

С 1 января 2017 года минимальная зарплата установлена в месячном размере 3 200 грн., в почасовом размере — 19,34 грн.

На предприятиях для работников, которые трудятся с месячными окладами, должны соблюдать как минимальную государственную гарантию — минимальную заработную плату, а для работников с почасовой оплатой (часовыми тарифными ставками) — минимальную заработную плату в почасовом размере.

Следовательно, в случае если работники, которым установлены часовые тарифные ставки, выполнили месячную норму труда и размер начисленной зарплаты ниже месячной минимальной зарплаты, то доплата до размера минимальной месячной зарплаты им не проводится, поскольку гарантией в оплате труда для таких работников является минимальная заработная плата в почасовом размере.

· Письмо Минфина от 01.12.2016 г. № 31-11170-16-29/34246.

Если работник приобретет за свои наличные средства товары для нужд предприятия или же использует свои средства в командировке, то в бухгалтерию предприятия предоставляется в определенные законодательством сроки Отчет об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет (далее — авансовый отчет), форма и Порядок составления которого утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2015 г. № 841.

В случае если руководитель предприятия подтвердил целесообразность и обоснованность осуществленных работником расходов и утвердил указанный авансовый отчет, то в бухучете данная операция отражается по кредиту субсчета 372 «Расчеты с подотчетными лицами» счета 37 «Расчеты с разными дебиторами».

· Если работник в течение календарного месяца работал на одном предприятии как по основному месту работы, так и по совместительству, и получил общую сумму дохода меньше размера минимальной зарплаты, то сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ.

Когда же работник работал на разных предприятиях, при этом по основному месту работы получил сумму дохода меньше размера минимальной зарплаты, тогда сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ. Начисление ЕСВ на доход, полученный не по основному месту работы, осуществляется независимо от его размера.

Данное разъяснение размещено в подкатегории 301.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ на вопрос: каким образом начисляется ЕВ, если работник в течение календарного месяца работал как по основному месту работы, так и по совместительству, и получил общую сумму дохода меньше размера минимальной зарплаты?

· Письмо ГФСУ от 28.03.2017 г. № 6319/6/99-99-15-02-02-15.

Если в результате прекращения трудовых отношений между страхователем (предприятием — плательщиком налога на прибыль) и застрахованным лицом (работником) договор добровольного медицинского страхования перестал соответствовать требованиям, предусмотренным пп. 14.1.52 прим 1 НКУ, к договорам добровольного медицинского страхования применяется корректировка, предусмотренная ст. 123 прим 1 НКУ.

В соответствии со ст. 123 прим 1 НКУ, договор долгосрочного страхования жизни, договор медицинского страхования или договор страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, договор страхования дополнительной пенсии, в котором страхователем является работодатель, может предусматривать:

• изменение страхователя (работодателя) на нового страхователя, которым может являться либо новый работодатель, либо застрахованное лицо, в случае увольнения застрахованного лица;

• изменение страховщика на нового страховщика.

При этом данное изменение страхователя (страховщика) должно подтверждаться трехсторонним соглашением между страхователем (страховщиком), новым страхователем (страховщиком) и застрахованным лицом.

Итак, если вследствие изменения одного страховщика на другого трехстороннее соглашение не заключалось, то это приведет к нарушению требований, установленных НКУ к договорам добровольного медицинского страхования.

Таким образом, налогоплательщик-страхователь, который признал в бухучете расходы, обязан увеличить финансовый результат до налогообложения отчетного периода на сумму таких предварительно уплаченных платежей, взносов, премий с начислением пени в размере 120% учетной ставки НБУ, действовавшей на конец отчетного периода, в котором произошло расторжение договора или договор перестал соответствовать требованиям, предусмотренным НКУ. Базой для начисления пени является сумма предварительно уплаченных платежей. Такая пеня должна быть уплачена в бюджет.

Сумма уплаченных платежей по договорам добровольного медицинского страхования отражается в строке 4.1.8 Приложения РІ к строке 03 РІ декларации по налогу на прибыль.

· Плательщики налога на прибыль подают контролирующим органам в порядке, предусмотренном НКУ для предоставления налоговой декларации, квартальную финансовую отчетность (кроме предприятий, которые в соответствии с ХКУ относятся к субъектам малого предпринимательства, в т.ч. к субъектам микропредпринимательства) и годовую финансовую отчетность. Это предусмотрено п. 2 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением Кабмина от 28.02.2000 г. № 419.

Вместе с тем п. 46.2 НКУ предусмотрено: плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации с учетом требований ст. 137 НКУ. При этом финансовая отчетность является приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль, а также ее неотъемлемой частью.

Поскольку п. 5.2 НКУ предусматривает, что НКУ имеет приоритет над другими актами в случае, если применяемые в них понятия, термины, правила и положения противоречат нормам НКУ, Минфин в письме от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779 разъясняет: субъекты хозяйствования, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с ХКУ, но для которых согласно положениям НКУ установлен налоговый (отчетный) период — квартал, при подаче налоговой декларации по налогу на прибыль предоставляют промежуточную (квартальную) финансовую отчетность.

· На сегодняшний день основными актами, устанавливающими порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также оформления их результатов, являются:

• Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;

• постановление КМУ «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» от 28.02.2000 г. № 419;

• приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств» от 02.09.2014 г. № 879.

Об этом сообщило Минагрополитики в Письме от 30.03.2017 г. № 37-27-16/8597 и заметило, что указанные Методические рекомендации носят информационно-разъяснительный и персонифицированный характер и не являются нормативно-правовым документом, который устанавливает соответствующие правила поведения субъектов хозяйствования.

· Исключены нормы, согласно которым подлежали возврату уплаченные за период проведения АТО суммы налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и суммы платы за землю, которые были уплачены за недвижимость и земучастки, соответственно, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения.

Кроме того, уточняется, что спецправила подтверждения хозопераций, предусмотренных на случай невозможности предъявления первичных документов в связи с АТО, применяются к налогоплательщикам/налоговым агентам, которые по состоянию на 1 апреля 2017 года (а не на 1 декабря 2016 года, как предусматривалось изначально) изменили свое местонахождение (место жительства) с временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения на другую территорию Украины и уплачивали налоги в бюджет в период проведения АТО согласно НКУ.

Вместе с тем отменены отдельные особенности в сфере налогообложения, предусмотренные для субъектов хозяйствования, которые находятся или имеют объекты налогообложения на территории населенных пунктов на линии соприкосновения.

Эти и другие изменения предусмотрены Законом Украины от 23.03.2017 г. № 1989-VIII, который опубликован в «Голосе Украины» № 69 за 14.04.2017 г. и вступает в силу 15.04.2017 г.

· НКУ не устанавливает ограничений касательно предоставления представительством нерезидента безвозвратной благотворительной помощи благотворительным организациям на территории Украины.

При этом представительство субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не осуществляет самостоятельно хозяйственную деятельность, во всех случаях оно действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве о регистрации, и выполняет свои функции согласно законодательству Украины (п. 12 Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине от 18.01.1996 г. № 301).

Хозяйственная деятельность нерезидента в Украине полностью или частично осуществляется через постоянное представительство, в частности: место управления; филиал; офис; фабрику; мастерскую; установку или сооружение для разведки природных ресурсов; шахту, нефтяную/газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, используемое для доставки товаров, сервер (абз. 1 пп. 14.1.193 НКУ).

· Наличие или отсутствие утвержденных лимитов на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения у плательщика экологического налога не влияет на исчисление сумм экологического налога, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения.

Размер экологического налога при исчислении сумм налога в случае превышения налогоплательщиком утвержденных лимитов на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения или при их отсутствии не увеличивается.

Напомним! Согласно п. 249.3 НКУ, суммы экологического налога, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, исчисляются налогоплательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога. То есть — на основании фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в течение отчетного квартала.

С таким разъяснением из раздела 120.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. О начисленных суммах, причитающихся работнику при увольнении, собственник или уполномоченный им орган должен письменно уведомить работника перед выплатой указанных сумм.

В случае несоблюдения требований ст. 116 КЗоТ есть основания для применения к юридическим и физическим лицам — предпринимателям, которые используют наемный труд, финансовых санкций, предусмотренных абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, в размере минимальной заработной платы (3200 грн.).

При проведении расчета в другие сроки, нежели предусмотренные ст. 116 КЗоТ, нужно выполнить требования ст. 117 КЗоТ, а именно — выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета.

Также за нарушение требований ст. 116 КЗоТ предусмотрена административная ответственность, которая определена ч. 1 ст. 41 КУоАП. О том, можно ли работодателя привлечь к административной ответственности после того, как уже взыскан штраф по ст. 265 КЗоТ, читайте очень скоро в статье «Фактический допуск к работе не может подменяться стажировкой».

· В частности, на предприятии с тремя наемными работниками заключены договоры о предоставлении услуг по охране имущества, которые имеют все признаки трудовых отношений.

Согласно договору, Исполнителю поручили осуществлять охрану имущества Заказчика (под имуществом подразумевают многолетние насаждения и материальные ценности), определили конкретное время начала и окончания ежедневной работы: с 8.00 утра до 8.00 утра следующего дня. Также на этих работников велись табели учета рабочего времени и ведомости начисления заработной платы.

Данное нарушение предусматривает штраф в 30-кратном размере минимальной заработной платы за каждого работника, относительно которого совершено нарушение. Трое неоформленных работников могут обойтись работодателю в 288 тыс. грн.

· Использование печати в хозяйственной деятельности — исключительно право, а не обязанность субъекта хозяйствования.

Именно эта норма дополняет текст ст. 58 прим 1 ХКУ.

Оттиск печати не может быть обязательным реквизитом какого-либо документа, который подается в государственный орган. Копия документа считается заверенной, если на данной копии проставлена подпись уполномоченного лица такого субъекта хозяйствования или личная подпись ФЛП.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе требовать нотариального заверения верности копии документа в случае, если данное требование не установлено законом. Это требование влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 НМДГ (850-1700 грн.).

Закон Украины от 23.03.2017 г. № 1982-VIII.

Документ опубликован в «Голосе Украины» № 71 за 19.04.2017 г. и вступает в силу через три месяца после опубликования, то есть 19.07.2017 г.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения завершает подготовку проекта Трудового кодекса Украины (№ 1658, доработанный) ко второму чтению.

Так, поддержали поправки, уточняющие положения относительно запрета дискриминации в сфере трудовых отношений, которая обеспечивает участие в принятии нормативных актов работодателя всех профсоюзных организаций, действующих на предприятии, и касательно предоставления оплачиваемого отпуска в случае получения работником второго высшего образования.

Кроме того, на пересмотр были предоставлены предложения по отнесению вопроса учебных отпусков к коллективно-трудовому регулированию. Однако они не нашли поддержки членов Комитета, и их отклонили.

В итоге — Комитет принял решение одобрить текст сравнительной таблицы к нему с учетом проголосованных поправок народных депутатов Украины и рекомендовал Парламенту принять законопроект во втором чтении и в целом.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy