Изменения в законодательстве Украины, апрель 2017 г. — 9 мая 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

План приоритетных действий Правительства на 2017 год утвержден Распоряжением КМУ от 03.04.2017 г. № 275-р.

КМУ, среди прочего в текущем году запланировал продолжать упрощение администрирования налогов. И что касается законотворчества, то тут Правительство запланировало разработку ряда законопроектов, в частности, относительно введения:

• единого счета для уплаты налогов и сборов (II квартал 2017 года);

• налога на выведенный капитал (II квартал 2017 года);

• предоставления единой отчетности по ЕСВ и НДФЛ (III квартал 2017 года);

• всеобщего декларирования доходов и расходов физических лиц и налогового контроля за соответствием доходов и расходов граждан с использованием косвенных методов (IV квартал 2017 года);

• создания нового органа, на который будет возлагаться обязанность обеспечения предотвращения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия уголовных преступлений, объектом которых являются финансовые интересы государства и/или местного самоуправления (в течение года).

Также во II квартале должны быть разработаны электронные сервисы для налогоплательщиков, в частности, обеспечение полноценного функционирования электронного сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика».

Кроме того, в течение года должна быть введена Единая база индивидуальных налоговых консультаций, предоставляемых ГФС в письменной форме, с обязательным их размещением на официальном веб-сайте ГФС. Напомним: указанная норма должна была заработать с 1 апреля 2017 года. Это предусмотрено Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII, который вносит изменения в НКУ. Порядок и форму ведения этой базы должен утвердить Минфин.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Расчет части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в государственный бюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями (далее — Расчет), является обязательным документом, на основании которого осуществляются начисление и уплата указанного платежа.

В строке 07 Расчета отражается часть чистой прибыли (дохода), которая отчисляется в государственный бюджет, нарастающим итогом с начала года.

Государственные унитарные предприятия и их объединения заполняют Приложение АВ к строке 20 АВ Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (далее — Приложение АВ), с учетом показателей, отраженных в Расчете, следующим образом:

• в строке 1.4 отражается часть чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в государственный бюджет. Данный показатель должен соответствовать значению показателя, отраженного в строке 07 Расчета. В свою очередь, значение строки 1.4 Приложения АВ учитывается в строке 1 Приложения АВ;

• в строке 4 отражается сумма части чистой прибыли (дохода), отчисленная в государственный бюджет за соответствующий отчетный период текущего года (квартал, полугодие, три квартала). Кроме того, учитывая то что часть чистой прибыли (дохода) за IV квартал предыдущего года уплачивается в отчетном году, то в строке 4 Приложения АВ отражается сумма превышения части чистой прибыли (дохода) за IV квартал предыдущего отчетного года над значением объекта налогообложения пропорционально количеству месяцев, за которые выплачивается часть чистой прибыли (дохода);

• в строке 5 Приложения АВ отражается сумма части чистой прибыли (дохода), с которой должен быть уплачен авансовый взнос в отчетном (налоговом) периоде, но не более, чем значение строки 4 Приложения АВ;

• в строке 6 Приложения АВ отражается сумма авансового взноса в связи с выплатой части чистой прибыли (дохода), которая должна быть уплачена в отчетном (налоговом) периоде, которая переносится в строку 20 Приложения АВ Декларации.

Налоговики в разъяснении из раздела 102.23 БАЗЫ НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ напомнили: сумма уплаченных дивидендных авансов по налогу на прибыль не подлежит возврату или зачислению в счет погашения денежных обязательств по прочим налогам и сборам (обязательным платежам) (п. 57.1 прим. 1.1 НКУ).

Если финансовый результат от хозяйственной деятельности предприятия в отдельном отчетном периоде текущего года имеет отрицательное значение (или нулевое) и, соответственно, в строке 07 Расчета отсутствует показатель части чистой прибыли (дохода), которая отчисляется в государственный бюджет, то Приложение АВ за такой отчетный период и строка 20 Приложения АВ Декларации заполняются с нулевыми значениями.

Вместе с такой Декларацией налогоплательщик должен предоставить дополнение к ней, составленное в произвольной форме, которое будет использовано контролирующим органом при анализе показателей данной Декларации. О данном факте плательщик указывает в специально отведенном месте в Декларации (п. 46.4 НКУ).

· Налоговые накладные, которые не предоставляются покупателю, должны быть составлены и зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных (п. 201.10 НКУ) и не освобождают продавца от начисления налоговых обязательств по данным операциям.

Если налоговая накладная, которая не предоставляется покупателю, содержит ошибки в обязательных реквизитах, это может являться причиной непринятия такой налоговой накладной в электронном виде.

В то же время штраф в размере 170 грн. за ошибки в обязательных реквизитах, допущенные в налоговой накладной (на основании п. 120 прим 1.3 НКУ), применяется только по результатам проверки продавца, которая осуществляется на основании заявления покупателя, то есть только по отношениям с контрагентами — плательщиками НДС.

Соответствующие разъяснения предоставило ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и прочих показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухучета, финотчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, — п. 44.1 НКУ.

При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных такими документами.

Национальными стандартами Украины (ДСТУ) по ценообразованию в строительстве, в частности, ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», утвержденными приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 05.07.2013 г. № 293, предусмотрены примерные формы первичных документов по учету в строительстве, которые должны использоваться с 01.01.2014 г. во время проведения взаиморасчетов за объемы выполненных строительных работ:

• форма № КБ-2 — форма акта приемки выполненных строительных работ;

• форма № КБ-3 — справка о стоимости выполненных строительных работ и расходы.

В то же время по форме № КБ-2 предусмотрено, что текущей ценой единицы измерения является «грн», единицей измерения выполнения работ (расходов) является «грн», формой № КБ-3 предусмотрено, что стоимость выполненных работ и расходов указывается в «тыс.грн».

Учитывая вышеизложенное, если в первичном документе, в частности, в формах № КБ-2 и № КБ-3, единица измерения товаров /услуг указана как «грн»/«тыс.грн», то в графе 4 «Одиниця виміру товару/послуги» налоговой накладной необходимо указывать «грн», в графе 6 «Кількість (об’єм, обсяг)» — проставляется значение «1» или соответствующая доля предоставленной (оплаченной) услуги в виде десятичной дроби, в графе 7 — указывать стоимость выполненных работ в гривнях с копейками.

Данное разъяснение размещено на официальном веб-сайте ГФС в Днепропетровской области.

· Письмо ГФСУ от 03.04.2017 г. № 4596/К/99-99-15-02-02-14.

Для отдельных плательщиков налога на прибыль п. 44 подраздела 4 р. XX НКУ предусмотрена возможность применения ставки ноль процентов на период до 31 декабря 2021 года.

Вместе с тем одно из ограничений относительно применения нулевой ставки по налогу на прибыль установлено для субъектов хозяйствования, осуществляющих производство, оптовую продажу, экспорт, импорт подакцизных товаров и внешнеэкономическую деятельность (кроме деятельности в сфере информатизации).

Перечень подакцизных товаров и ставки, по которым исчисляется акцизный налог при взимании налога с этих товаров, определены п. 215.3 НКУ.

Итак, если биотопливо относится к подакцизным товарам, то при осуществлении операций по производству и продаже такого биотоплива ставка налога на прибыль ноль процентов не применяется.

В то же время при осуществлении экспортных операций субъект хозяйствования не может применять нулевую ставку по налогу на прибыль независимо от того, является ли такое биотопливо подакцизным товаром.

· Письмо ГФС от 10.04.2017 г. № 7384/6/99-99-15-02-02-15.

Если налогоплательщик применяет при осуществлении контролируемой операции условия, не соответствующие принципу «вытянутой руки», то он имеет право самостоятельно провести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, если это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, рассчитав свои налоговые обязательства в соответствии с:

• максимальным значением диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности),

и/или

• минимальным значением диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).

Данная норма предусмотрена обновленным пп. 39.5.4.1 НКУ, изменения в который были внесены Законом от 21.12.2016 г. № 1797-VIIІ.

Поскольку указанные новации вступили в силу с 01.01.2017 г., то самостоятельная корректировка цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств в соответствии с пп. 39.5.4.1 НКУ в редакции Закона № 1797применяется к контролируемым операциям, осуществленным начиная с 01 января 2017 года.

· Если налогоплательщик приобретает (изготовляет) товары (услуги) и основные фонды, предназначенные для их использования в операциях, по которым применяется кассовый метод налогового учета, то суммы НДС включаются в налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной при условии их оплаты.

Когда же оплата за товары/услуги на основании одной налоговой накладной осуществляется в разных отчетных налоговых периодах, то суммы НДС относятся к налоговому кредиту тех отчетных периодов, в которых происходит списание средств с банковского счета (выдачи из кассы) налогоплательщика или предоставление других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров/услуг.

Вместе с тем согласно п. 198.6 НКУ налогоплательщик имеет право отнести данную сумму НДС к налоговому кредиту в каком-либо следующем отчетном периоде, но не позднее чем через 365 к.дн. с даты составления налоговой накладной/расчета корректировки к налоговой накладной.

С таким разъяснением из раздела 101.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФС от 05.04.2017 г. № 7102/6/99-99-15-02-02-15.

Плательщики единого налога, которые с 01 января текущего года или позже переходят на общую систему налогообложения, уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации за год как вновь созданные плательщики.

Данный период для них начинается с даты перехода на общую систему и заканчивается 31 декабря такого года, учитывая положения абз. «а» п. 137.5 НКУ.

В случае перехода плательщиком единого налога на общую систему налогообложения с 01.04.2016 г. при декларировании налога на прибыль за 2016 год финансовый результат до налогообложения определяется по правилам бухгалтерского учета в периоде пребывания такого плательщика на общей системе налогообложения.

Итак, налогоплательщик предоставляет налоговую декларацию по налогу на прибыль за отчетный 2016 год, который начинается 01.04.2016 г. и заканчивается 31.12.2016 г.

Этот налогоплательщик вместе с декларацией по налогу на прибыль предприятий должен предоставить финансовую отчетность за I квартал и 2016 год.

При заполнении декларации в строках 01 и 02 декларации по налогу на прибыль предприятий за 2016 год должны быть учтены показатели дохода от какой-либо деятельности и финансового результата до налогообложения, определенных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за период с 01.04.2016 г. по 31.12.2016 г.

Вместе с тем налогоплательщики «до20-миллионники» могут не применять корректирующих разниц в соответствии с абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ.

· Письмо ГФС от 07.04.2017 г. № 7308/6/99-99-15-02-02-15.

В зависимости от назначения использования арендованного имущества в налоговом учете расходы могут быть отнесены к общепроизводственным, административным и расходам на сбыт.

Начиная с 01.01.2015 г., в соответствии с положениями пп. 134.1.1 НКУ, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия согласно НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями р. III «Налог на прибыль предприятий» НКУ.

Разделом III «Налог на прибыль предприятий» НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на разницы по приобретению горюче-смазочных материалов, которыми заправляются собственные автомобили работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

· Операция по передаче комитенту результатов услуг (например, брокерских, транспортных), приобретенных комиссионером по поручению комитента у третьих лиц, считается операцией по поставке услуг и является объектом обложения НДС, если их место поставки находится на таможенной территории Украины.

Вместе с тем специалисты ГФСУ подчеркнули: НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, является ли поставщик услуг (которые были приобретены комиссионером и передаются комитенту) плательщиком НДС.

· Если в налоговой накладной был неправильно указан индивидуальный налоговый номер (далее — ИНН) покупателя, продавец должен составить расчет корректировки к этой налоговой накладной.

Соответствующий расчет корректировки в течение 365 к.дн. с даты его составления подлежит регистрации в ЕРНН налогоплательщиком, чей «неправильный» ИНН был указан в графе «ІПН покупця».

Вместе с тем при несвоевременной регистрации таким плательщиком расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных к нему применяется ответственность, предусмотренная ст. 120 прим 1 НКУ.

С таким разъяснением из раздела 101.30 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо Минфина от 01.12.2016 г. № 31-11170-16-29/34246.

Выплата страховой компанией страховых платежей не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.3 НКУ).

Вместе с тем услуги по ремонту автомобиля являются объектом обложения НДС, а потому лицо, выполняющее ремонт автомобиля на дату, которая произошла ранее (получение страхового платежа в счет оплаты стоимости ремонта автомобиля или фактического предоставления услуг по ремонту автомобиля), определяет налоговые обязательства по НДС, исходя из договорной стоимости ремонта, и обязано составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную по данной операции.

Владелец автомобиля во время приобретения услуг по ремонту автомобиля, оплата за который осуществляется страховой компанией, включает в состав налогового кредита суммы НДС по такой операции и в том же отчетном периоде определяет налоговые обязательства по НДС на основании п. 198.5 НКУ, а также составляет сводную налоговую накладную, поскольку платеж за ремонт автомобиля был уплачен не им, а страховой компанией.

Добавим: заключение независимой оценки стоимости восстановительного ремонта колесного транспортного средства не является основанием для возникновения налоговых обязательств, связанных с предоставлением услуг относительно проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Указанные обязательства возникают лишь в результате фактического предоставления услуги по проведению такого ремонта при условии, если исполнитель данной услуги является плательщиком НДС. Таким образом, в случае непроведения фактического ремонта транспортного средства или проведения его лицом, которое не является плательщиком НДС, налоговые обязательства не возникают. Об этом говорится в определении ВАСУ от 02.11.2016 г. № К/800/4762/16.

· Для применения кассового метода определения налоговых обязательств по НДС нормами НКУ не предусмотренопредоставление в контролирующие органы каких-либо заявлений или сообщений о начале применения кассового метода по выбору плательщика (п. 187.1 НКУ).

В свою очередь, в налоговой декларации по НДС, начиная с отчетного периода, с которого налогоплательщик начал применять кассовый метод, плательщик в соответствующем поле в конце декларации проставляет соответствующую отметку.

Вместе с тем согласно п. 1.3 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методрекомендации), элементом системы организации бухгалтерского учета на предприятии является учетная политика, которая может учитывать организационно-правовую форму предприятия, отраслевые особенности экономической деятельности, объемы производства и др.

Распорядительный документ об учетной политике предприятия определяет, в частности, количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, события и статьи финансовой отчетности (п. 2.1 Методрекомендаций).

Итак, о применении кассового метода плательщик указывает в распорядительном документе об учетной политике.

Если налогоплательщик желает отказаться от применения кассового метода налогового учета, то такой отказ осуществляется путем внесения соответствующих изменений в учетную политику предприятия.

С таким разъяснением из раздела 101.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо Минфина от 01.12.2016 г. № 31-11170-16-29/34246.

Если работник приобретет за свои наличные средства товары для нужд предприятия или же использует свои средства в командировке, то в бухгалтерию предприятия предоставляется в определенные законодательством сроки Отчет об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет (далее — авансовый отчет), форма и Порядок составления которого утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2015 г. № 841.

В случае если руководитель предприятия подтвердил целесообразность и обоснованность осуществленных работником расходов и утвердил указанный авансовый отчет, то в бухучете данная операция отражается по кредиту субсчета 372 «Расчеты с подотчетными лицами» счета 37 «Расчеты с разными дебиторами».

Об этом сообщает Минфин в письме от 01.12.2016 г. № 31-11170-16-29/34246.

· Письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 29.03.2017 г. № 2267/К/26-15-13-01-10.

Доход в виде компенсации от авиакомпании за задержку, отмену рейса или отказ в перевозке, а также в виде суммы денежного или имущественного возмещения каких-либо расходов или потерь налогоплательщика, начисленный (выплаченный) юридическим лицом физическому лицу, включается в состав его общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях.

Согласно пп. 164.2.14 НКУ, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включается, в частности, доход в виде возмещения материального или неимущественного (морального) вреда.

Кроме того, в соответствии с пп. «г» пп. 164.2.17 НКУ, в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода включается доход, полученный налогоплательщиком как дополнительное благо в виде суммы денежного или имущественного возмещения каких-либо расходов или потерь налогоплательщика, кроме тех, которые обязательно возмещаются согласно закону за счет бюджета или освобождаются от налогообложения в соответствии с разделом IV НКУ.

· Наличие или отсутствие утвержденных лимитов на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения у плательщика экологического налога не влияет на исчисление сумм экологического налога, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения.

Размер экологического налога при исчислении сумм налога в случае превышения налогоплательщиком утвержденных лимитов на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения или при их отсутствии не увеличивается.

Напомним! Согласно п. 249.3 НКУ, суммы экологического налога, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, исчисляются налогоплательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога. То есть — на основании фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в течение отчетного квартала.

С таким разъяснением из раздела 120.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФС от 10.04.2017 г. № 7383/6/99-99-15-02-02-15.

НКУ не устанавливает ограничений касательно предоставления представительством нерезидента безвозвратной благотворительной помощи благотворительным организациям на территории Украины.

При этом представительство субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не осуществляет самостоятельно хозяйственную деятельность, во всех случаях оно действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве о регистрации, и выполняет свои функции согласно законодательству Украины (п. 12 Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине от 18.01.1996 г. № 301).

Хозяйственная деятельность нерезидента в Украине полностью или частично осуществляется через постоянное представительство, в частности: место управления; филиал; офис; фабрику; мастерскую; установку или сооружение для разведки природных ресурсов; шахту, нефтяную/газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, используемое для доставки товаров, сервер (абз. 1 пп. 14.1.193 НКУ).

· Письмо ГФС от 11.04.2017 г. № 7470/6/99-99-08-02-01-15.

При установлении статуса клиента как налогоплательщика финансовое учреждение в случае открытия/закрытия счетов клиента направляет уведомление об открытии или закрытии всех счетов налогоплательщика — самозанятого лица в орган ГФС, в котором учитывается такой налогоплательщик согласно положениям ст. 69 НКУ.

Руководствуясь п. 69.2 НКУ, банки и другие финансовые учреждения обязаны направить уведомление об открытии или закрытии счета налогоплательщика — юридического лица, в т.ч. открытого через его обособленные подразделения, или самозанятого физического лица в контролирующий орган, в котором учитывается налогоплательщик, в день открытия/закрытия счета.

Контролирующий орган не позднее чем на следующий рабочий день со дня получения уведомления от финансового учреждения об открытии счета обязан направить уведомление о взятии счета на учет или отказе во взятии контролирующим органом счета на учет.

· На сегодняшний день основными актами, устанавливающими порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также оформления их результатов, являются:

• Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;

• постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности» от 28.02.2000 г. № 419;

• приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств» от 02.09.2014 г. № 879.

Об этом сообщило Минагрополитики в письме от 30.03.2017 г. № 37-27-16/8597 и заметило, что указанные Методические рекомендации носят информационно-разъяснительный и персонифицированный характер и не являются нормативно-правовым документом, который устанавливает соответствующие правила поведения субъектов хозяйствования.

· Письмо Минфина от 17.02.2017 г. № 31-08030-16-10/4511.

Плата за предоставление гостиничных услуг взимается в соответствии с единым расчетным часом — 12-ти часов текущих суток по местному времени. В случае проживания в гостинице меньше одних суток и в случае раннего заезда (до расчетного часа) или позднего выезда (после расчетного часа) отель самостоятельно определяет размер платы за предоставление гостиничных услуг.

Это предусматривается Правилами пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденными приказом Государственной туристической администрации Украины от 16.03.2004 г. № 19.

Поэтому госслужащим, а также другим лицам, направляемым в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, возмещение расходов на проживание в гостинице должно осуществляться в размере, указанном в подтверждающих документах, удостоверяющих стоимость услуг по проживанию (при этом указанные расходы не должны превышать предельных сумм расходов на наем жилого помещения, установленных Постановлением КМУ от 02.02.2011 г. № 98).

Вместе с тем вышеуказанным постановлением и Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденной приказом Минфина от 13.03.1998 г. № 59, определен исчерпывающий перечень расходов, которые возмещаются работнику при осуществлении им оплаты стоимости проживания в гостиницах (мотелях), других жилых помещениях за время пребывания в командировке.

Возмещение расходов за услуги банков в связи с оплатой за проживание в гостиницах (мотелях), других жилых помещениях упомянутым законодательством не предусмотрено.

· Определение ВАСУ от 15.03.2017 г. по делу № 823/359/15.

ВАСУ в который раз принял положительное для налогоплательщика решение, поскольку очередная проверка ГФС произошла с нарушениями. Речь идет о несоблюдении правил уведомления налогоплательщика о проведении документальной невыездной проверки.

Так, контролирующим органом направлены заказным письмом с уведомлением о вручении приказ и направление на осуществление проверки. Впрочем, почтовое отправление возвращено по основаниям истечения срока хранения. Несмотря на это, контролеры все же пришли с документальной внеплановой проверкой в заранее назначенный день.

Итак, ВАСУ считает данные действия контролирующего органа нарушением порядка проведения проверки, вследствие чего принятые решения ГФС после проверки были отменены, в т.ч. оформленный акт, который не может быть использован для формирования заключений и совершения каких-либо действий на его основании, поскольку налоговая информация собрана с нарушением норм действующего законодательства.

Напомним!

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа исключительно на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, и при условии вручения налогоплательщику (его представителю) в порядке, определенном ст. 42 НКУ, копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения данной проверки (п. 79.2 НКУ).

· ГФС обновила Государственный реестр РРО (приказ от 20.04.2017 г. № 275.

Обновленный Госреестр РРО включает 79 РРО, разрешенных к первичной регистрации, и 70 аппаратов, регистрация которых запрещена.

Кроме того, приведен перечень из 5 РРО, исключенных из Госреестра в 2016-2017 гг., эксплуатация которых не допускается.

Заметим: Государственный реестр РРО дополнен новым автоматом по продаже товаров (услуг) PSS ND-74 SELF-POS с версией внутреннего программного обеспечения MX 703.02 (позиция 77 Государственного реестра РРО).

· Письмо Минсоцполитики от 20.03.2017 г. № 766/0/101-17/28.

С 1 января 2017 года минимальная зарплата установлена в месячном размере 3 200 грн., в почасовом размере — 19,34 грн.

На предприятиях для работников, которые трудятся с месячными окладами, должны соблюдать как минимальную государственную гарантию — минимальную заработную плату, а для работников с почасовой оплатой (часовыми тарифными ставками) — минимальную заработную плату в почасовом размере.

Следовательно, в случае если работники, которым установлены часовые тарифные ставки, выполнили месячную норму труда и размер начисленной зарплаты ниже месячной минимальной зарплаты, то доплата до размера минимальной месячной зарплаты им не проводится, поскольку гарантией в оплате труда для таких работников является минимальная заработная плата в почасовом размере.

· Размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную норму труда не может быть ниже минимальной зарплаты. В случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной нормы труда минимальная зарплата выплачивается пропорционально выполненной норме.

Однако отдельным категориям работников, в частности, учителям, врачам и другим, статьей 51 КЗоТ предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени. Данная норма рабочего времени в неделю, которая составляет ставку заработной платы, предусмотрена для учителей, воспитателей, воспитателей-методистов, музыкальных руководителей, руководителей кружков и других педагогических работников в объеме 18, 24, 25, 30, 36 часов.

Поэтому доплата до уровня минимальной зарплаты 3200 грн устанавливается работникам, в том числе и педагогическим, за выполненную норму рабочего времени по соответствующей должности, если начисленная им зарплата с учетом доплат, надбавок, вознаграждений, премий (за исключением доплат и премий, указанных в ст. 3 прим 1 Закона Украины «Об оплате труда»), меньше этого размера.

За выполнение учителями, преподавателями, воспитателями, руководителями кружков и другими педагогическими работниками дополнительно работы сверх нормы рабочего времени, установленной по соответствующей должности, включая работу на условиях замещения временно отсутствующих других педагогических работников, за которую такие работники получают заработную плату за фактически затраченное рабочее время, доплата до минимальной зарплаты проводится как за выполненную норму рабочего времени, так и за рабочее время в объеме меньше нормы, пропорционально норме труда.

В случае выполнения работниками учебных заведений преподавательской работы в соответствии с п. 91 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом МОН от 15.04.1993 г. № 102, доплата до минимальной зарплаты должна проводиться пропорционально выполненной норме труда по каждой из должностей, поскольку при заключении трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени и невыполнении работником в полном объеме месячной нормы труда минимальная зарплата выплачивается пропорционально выполненной норме труда. На этом же основании должна осуществляться доплата до минимальной зарплаты тем работникам, оплата труда которых проводится с почасового расчета в соответствии с п. 73 указанной Инструкции № 102.

Соответствующее пояснение содержит письмо Профсоюза работников образования и науки Украины от 13.04.2017 г. № 02-8/200.

· Письмо Минсоцполитики от 21.02.2017 г. № 242/0/102-17/282.

В случае применения суммированного учета рабочего времени распорядок рабочего дня и графики сменности должны быть составлены таким образом, чтобы рабочее время, которое обязаны отработать работники за учетный период, установленный в колдоговоре, соответствовало установленной законодательством норме рабочих часов, приходящихся на данный период.

В конце каждого месяца проводится начисление работникам причитающейся им зарплаты в соответствии с действующими условиями оплаты труда: начисление окладов, доплат и надбавок, в т.ч. за работу в ночное время, работу в праздничные и нерабочие дни и т.п., а по окончании учетного периода (полугодия), при наличии сверхурочных часов, осуществляется оплата сверхурочной работы.

В свою очередь, если работник отработал все рабочие часы, установленные ему графиком выхода на работу (графиком смен), то ему должны начислить оклад, установленный ему в трудовом договоре (штатном расписании), провести при необходимости доплату до размера минимальной зарплаты и учесть, что доплата за ночную работу рассчитывается из установленного работнику оклада, но начисляется сверх размера минимальной зарплаты.

Если работник в течение месяца находился в отпуске без сохранения зарплаты, ежегодном отпуске, на больничном, не явился на работу по невыясненным причинам и т.д., то заработная плата ему начисляется пропорционально отработанному им времени согласно установленному графику выходов (смен).

В конце учетного периода работнику начисляют зарплату не ниже размера минимальной зарплаты и проводят оплату сверхурочных часов в двойном размере сверх размера минимальной зарплаты.

· Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, выплачивается Фондом соцстраха застрахованным лицам начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности (установления другой группы, подтверждения ранее установленной группы инвалидности) независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, определенных законодательством.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрены ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае смерти застрахованного лица, пособие должно предоставляться за весь период заболевания, включая последний день болезни, в который застрахованное лицо умерло.

Соответствующее разъяснение размещено на сайте Фонда соцстраха.

· Использование печати в хозяйственной деятельности — исключительно право, а не обязанность субъекта хозяйствования. Именно эта норма дополняет текст ст. 58 прим 1 ХКУ.

Оттиск печати не может быть обязательным реквизитом какого-либо документа, который подается в государственный орган. Копия документа считается заверенной, если на данной копии проставлена подпись уполномоченного лица такого субъекта хозяйствования или личная подпись ФЛП.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе требовать нотариального заверения верности копии документа в случае, если данное требование не установлено законом. Это требование влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 НМДГ (850-1700 грн).

Закон Украины от 23.03.2017 г. № 1982-VIII.

Документ опубликован в «Голосе Украины» № 71 за 19.04.2017 г. и вступает в силу через три месяца после опубликования, то есть 19.07.2017 г.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Зарегистрирован законопроект о финансовом лизинге (№ 6395), которым предусмотрено утверждение полностью нового закона на замену действующему.

Его целью является внедрение:

• четких требований к форме договора финансового лизинга и существенных условий договора финансового лизинга

• особого субъектного состава. Предлагается расширить понятие «лизингодатель» и установить, что право предоставлять услуги финансового лизинга имеют только те субъекты, которые получили в установленном законом порядке соответствующий статус;

• механизма привлечения лизинговых посредников, деятельность которых не относится к финансовым услугам, но может включать только консультирование, предоставление информационных и иных посреднических услуг в сфере финансового лизинга;

• уголовной ответственности за мошенничество с финансовыми ресурсами, направленное именно на услуги финансового лизинга. В то же время планируется предусмотреть, что растрата, отчуждение, сокрытие, подмена, повреждение, уничтожение имущества или другие незаконные действия с имуществом, переданным в финансовый лизинг, являются уголовным преступлением;

• порядка и условий перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя, условия приобретения лизингополучателем права собственности на предмет лизинга;

• ставки госпошлины за нотариальное удостоверение договоров финлизинга на уровне ставки удостоверения договоров залога и др.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy