Изменения в законодательстве Украины, октябрь 2017 г. — 20 октября 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (относительно усовершенствования некоторых положений)» (законопроект № 4646-д).

В свою очередь, документ предусматривает следующие изменения:

1) новую классификацию предприятий для целей бухучета и финотчетности;

2) обязательность применения МСФО для составления отчетности предприятий:

• представляющих общественный интерес;

• осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;

• осуществляющих хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ;

3) обязательное обнародование проверенной аудитором финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке, а также предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;

4) распространение Закона о бухучете на учет в бюджетной сфере;

5) незначительные недостатки, выявленные в первичных документах, не будут основанием для непризнания хозяйственной операции;

6) отмену отчета об управлении для микро- и малых предприятий. Для средних предприятий предусмотрено не отражение в отчете об управлении так называемой нефинансовой информации.

Документ вступит в силу 01.01.2018.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 21.09.2017 г. № 2017/ІПК/26-15-12-01-18.

Если стоимость товаров (услуг), приобретенных/изготовленных для проведения маркетинговых/рекламных мероприятий (в т.ч. для бесплатного распространения), включается в стоимость продажи готовой продукции (товаров/услуг), которая используется в налогооблагаемых операциях, связанных с получением доходов, то считается, что данные товары (услуги) предназначены для использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности соответствующего плательщика НДС. Поэтому налоговые обязательства по НДС согласно п. 185.1 и п. 198.5 НКУ при осуществлении операций по бесплатному распространению товаров (услуг) рекламного назначения не начисляются.

· ГФСУ в ИНК от 21.09.2017 г. № 2024/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

При осуществлении операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД плательщик НДС в соответствии с п. 45 подраздела 2 р. XX НКУ применяет временный режим освобождение от обложения НДС и имеет возможность отказаться от него или приостановить его применение на один или несколько отчетных (налоговых) периодов путем представления в контролирующий орган соответствующего заявления.

В период, на который плательщик НДС приостановил применение режима освобождения от обложения НДС (отказался от данного режима), этот налогоплательщик применяет кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита по НДС. При этом после окончания срока, на который было приостановлено применение режима освобождения от обложения НДС (на последний день отчетного периода применения кассового метода налогового учета), данный налогоплательщик должен начислить налоговые обязательства/сформировать налоговый кредит (по операциям, которые были осуществлены в период применения им кассового метода), которые были не начислены/не сформированы в связи с применением кассового метода.

Таким образом, на последний день отчетного периода применения кассового метода налогового учета налогоплательщик должен сформировать налоговый кредит по товарам/услугам, которые были получены и не уплачены в период применения кассового метода. В случае если такие товары/услуги предназначаются для использования/используются в необлагаемых операциях/нехозяйственной деятельности, налогоплательщик обязан по этим товарам/услугам начислить налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НКУ (кроме товаров/услуг, приобретенных до даты вступления в силу п. 45 подраздела 2 р. XX НКУ).

При этом налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ начисляются в отчетном (налоговом) периоде, в котором была зарегистрирована в ЕРНН соответствующая «входная» налоговая накладная, а для предприятий, применяющих кассовый метод, — в отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена оплата (предоставлены другие виды компенсации) товаров/услуг или утрачено право на применение кассового метода налогового учета.

Данные замечания сделала ГФСУ в ИНК от 21.09.2017 г. № 2024/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Интересно, что в самом Налоговом кодексе нет требования касательно применения кассового метода учета налоговых обязательств и налогового кредита в случае приостановления применения угольной НДС-льготы.

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 13.09.2017 г. № 1931/ІПК/26-15-12-01-18.

Операция плательщика НДС по распространению аудиокниг отечественного производства облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%. Ведь согласно пп. 197.1.25 НКУ освобождаются от обложения НДС операции по поставке (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации (кроме изданий эротического характера) отечественного производства, подготовке (литературное, научное и техническое редактирование, корректура, дизайн и верстка), изготовлению (печать на бумаге или запись на электронном носителе), распространению книг, в т.ч. электронного контента (кроме изданий эротического характера) отечественного производства, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий, словарей украинского-иностранного или иностранно-украинского языка отечественного производства на таможенной территории Украины.

При этом аудиокниги не подпадают под определение непосредственно книги.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» от 06.03.2003 г. № 601-IV (далее — Закон № 601) книжная продукция — это совокупность книжных изданий, выпущенных издателем (издателями) или предназначенных к выпуску. Книжное издание, в свою очередь, определено Законом № 601 как издание, особенностью материальной структуры которого является скрепление листов в корешке с обложкой или переплетом. Книжное издание может быть текстовым, изобразительным, нотным, картографическим.

Книга — это непериодическое издание размером не менее 49 страниц, не считая обложки, опубликованное в этой стране и доступное для публики (пп. «а» п. 11 Посмотренных рекомендаций о международной стандартизации статистики выпуска и распространения книг, газет и периодических изданий, принятых 1 ноября 1985 года под эгидой ЮНЕСКО на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Книга — это издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете объемом свыше 48 страниц (р. 2 Инструкции по учету документов, находящихся в библиотечных фондах, утвержденной приказом Министерства культуры и туризма Украины от 03.04.2007 г. № 22).

· ИНК ГФСУ от 27.09.2017 г. № 2055/6/99-99-12-02-01-15/ІПК.

Право на получение бюджетной сельхоздотации имеют сельхозпроизводители, основной деятельностью которых является поставка сельхозтоваров — п. 16 прим. 1.1 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV (далее — Закон № 1877). При этом к сельскохозяйственным товарам относятся, в частности, товары, указанные в группах 1-24 УКТ ВЭД (п. 2.15 Закона № 1877).

К тому же Постановлением № 83 утверждена таблица соответствия кодов видов экономической деятельности в соответствии с КВЭД, определенных в ст. 16 прим. 1 Закона № 1877, кодам товаров согласно УКТ ВЭД.

Например, в соответствии с указанной таблицей вида экономической деятельности согласно КВЭД 01.41 «Разведение крупного рогатого скота молочных пород» соответствуют товары согласно УКТ ВЭД 0102 «Крупный рогатый скот, живой» и 0401 «Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ».

Что касается критериев, по которым определяется соответствие осуществления деятельности, такой как выращивание и разведение рогатого скота молочных пород, следует обращаться в Минагрополитики.

· ГУ ГФС в Закарпатской области.

Внесены изменения в Перечень кодов товаров согласно УКТ ВЭД, применяемых для осуществления автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки Критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный приказом ГФС Украины от 30.06.2017 г. № 461. Указанными изменениями, внесенными приказом ГФС Украины от 28.09.2017 г. № 638, упомянутый Перечень кодов товаров согласно УКТ ВЭД дополнен следующими кодами:

• 0406 — Сыры всех видов и кисломолочный сыр;

• 0809 — Абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы и терн, свежие;

• 1601 — Колбасы и аналогичные изделия из мяса, мясных субпродуктов или кровь; готовые пищевые продукты, изготовленные на основе этих изделий;

• 2103 — Продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица;

• 6006 — Другие полотна трикотажные.

Об этом на своем официальном веб-сайте сообщило ГУ ГФС в Закарпатской области.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 03.10.2017 г. № 2116/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных прав, принимающий решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), должен начислить и внести в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль.

Вместе с тем согласно пп. 140.4.1 НКУ плательщик налога на прибыль, в пользу которого начислены дивиденды от других плательщиков данного налога, уменьшает финансовый результат до налогообложения на такую сумму доходов. То есть пп. 140.4.1 НКУ применяется с целью устранения двойного налогообложения операций по выплате дивидендов плательщикам налога на прибыль.

Поскольку нерезидент при выплате дивидендов не уплачивает налог на прибыль, рассчитанный по правилам, определенным ст. 137 НКУ, разницы на сумму начисленных доходов в виде дивидендов от нерезидентов не учитываются при уменьшении финансового результата до налогообложения в соответствии с пп. 140.4.1 НКУ.

· ИНК от 26.09.2017 г. № 2049/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

До 01.01.2016 плательщики налога на прибыль должны были уплачивать авансовый взнос по налогу на прибыль. Сумма начисленных авансовых взносов отражалась в строке 13.7 приложения ЗП к Декларации по налогу на прибыль в строке 13 и учитывалась в уменьшение начисленной суммы налога на прибыль.

Превышение суммы начисленных и уплаченных ежемесячных авансовых взносов над суммой начисленного налога на прибыль за год свидетельствовало о наличии переплаты, сформировавшейся за счет начисленных в таком году ежемесячных авансовых взносов.

Минфин приказом от 17.01.2013 г. № 19 дополнил классификацию доходов бюджета позицией «авансовые взносы по налогу на прибыль предприятий». В связи с этим для уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль были введены отдельные коды бюджетной классификации, и начисление таких авансовых взносов осуществлялось в отдельных карточках учета авансовых платежей.

В то же время приказом Минфина от 20.07.2015 г. № 651 утверждены изменения в бюджетную классификацию, которые предусматривали исключение кодов бюджетной классификации, установленные для учета поступлений авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий, и объединения счетов.

С целью обеспечения выполнения указанных изменений к описаниям алгоритмов контроля за налоговыми декларациями были внесены соответствующие дополнения, которые введены в ИС «Налоговый блок».

Следовательно, учет налога на прибыль и авансового взноса осуществлялся по одному коду бюджетной классификации, что автоматически объединило все переплаты в интегрированных карточках налогоплательщиков и учло их при оплате текущих обязательств по данному налогу и имеющемуся налоговому долгу в пределах переплат.

· ИНК ГФСУ от 15.09.2017 г. № 1976/6/99-99-15-02-02-15/ИНК.

При определении объекта обложения налогом на прибыль на основании положений п. 138.1, п. 138.2 НКУ плательщик этого налога должен:

• увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму начисленной амортизации производственных основных средств, входящих в состав арендованного целостного имущественного комплекса в соответствии с национальными П(С)БУ;

• уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации таких производственных основных средств согласно п. 138.3 НКУ.

Плательщик НДС, у которого возникает необходимость осуществления расходов, связанных с ремонтом арендованного целостного имущественного комплекса, который, в свою очередь, предназначается для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, имеет право отнести в состав налогового кредита суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с осуществлением операций по приобретению товаров / услуг для проведения такого ремонта, при условии наличия зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных, составленных поставщиком по таким операциям.

· ИНК ГУ ГФС в Черниговской области от 15.09.2017 г. № 1974/ІПК/10/25-01-12-02-06.

Предприятие, которое прекращается в процессе реорганизации путем присоединения, должно составить налоговую Декларацию по налогу на прибыль за отчетный период, на который приходится дата его присоединения.

Кроме того, это предприятие должно самостоятельно осуществить расчеты с бюджетом.

Финансовый результат до налогообложения налогоплательщика-правопреемника не уменьшается на сумму отрицательного значения объекта налогообложения, которое учитывалось в налоговой декларации у налогоплательщика (налогоплательщиков), который (которые) прекращается (прекращаются) в процессе реорганизации путем присоединения, преобразования, слияния, на дату утверждения передаточного акта, поскольку нормы НКУ не содержат положений, предоставляющих право правопреемнику при определении объекта обложения налогом на прибыль осуществлять учет налоговых убытков плательщика, который прекращается.

Впрочем, такая фискальная позиция контролеров уже не раз успешно оспаривалась в суде — см., например, постановление Днепропетровского окружного административного суда от 25.01.2017 г. по делу № 804/410/17. В этом деле суд сделал вывод о наличии у налогоплательщика права включить суммы накопленных по состоянию на 30.04.2015 налоговых убытков реорганизованного (присоединенного) плательщика в суммы отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет и, соответственно, уменьшить свой финрезультат до налогообложения на указанные суммы убытков согласно пп. 140.4.2 НКУ.

Контролируемые операции

· ГФС в письме от 18.08.2017 г. № 22283/7/99-99-12-03-07-17.

Контролирующий орган до 01 октября года, следующего за отчетным, формирует перечни налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под критерии контролируемых.

По результатам хоздеятельности, осуществленной налогоплательщиком в 2016 году, контролируемыми операциями могут признаваться хозяйственные операции при условии одновременного выполнения двух стоимостных условий:

• годовой доход налогоплательщика от какой-либо деятельности, определенный по правилам бухучета, превышает 50 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

• объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухучета, превышает 5 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Таким образом, для формирования перечней налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под критерии контролируемых и от которых, соответственно, ожидается представление Отчета о контролируемых операциях за 2016 год, ГФС в письме от 18.08.2017 г. № 22283/7/99-99-12-03-07-17 рекомендует установить одновременность выполнения указанных условий следующим образом.

Для предотвращения манипулирования налогоплательщиками показателями налоговой отчетности с целью выведения хозяйственных операций со статуса контролируемых необходимо обязательно сопоставлять показатели:

• налоговой декларации по налогу на прибыль, указанные в строке 01 «дохід від будь-якої діяльності (за вирахуванням непрямих податків), визначений за правилами бухгалтерського обліку)»;

• суммарные показатели отчета о финансовых результатах (отчет о совокупном доходе), указанные в строке 2000 «чистий дохід від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)», в строке 2120 «інші операційні доходи», в строке 2200 «дохід від участі в капіталі», в строке 2220 «інші фінансові доходи» и в строке 2240 «інші доходи»;

• объемы поставок согласно декларациям по НДС.

Следовательно, необходимо сформировать перечень плательщиков налога на прибыль, годовой доход которых за 2016 год превышает 50 млн грн.

Следующим шагом является установление круга нерезидентов, с которыми налогоплательщик осуществлял хозяйственные операции для целей трансфертного ценообразования, предусмотренные, в частности, пп. 39.2.1.4 НКУ, и определить объемы данных хозяйственных операций.

С этой целью целесообразно сопоставить показатели таможенных деклараций, налоговых деклараций по налогу на прибыль, налоговых деклараций по НДС и отчетов о финансовых результатах, в частности:

• из таможенных деклараций — касательно объемов экспортно-импортных операций с отдельными нерезидентами (при экспорте таможенные декларации могут быть оформлены в режимах АА, ДМ, ДТ, ДР, при импорте — АА, ДМ, ДЕ, ДТ, ДР).

• из налоговых деклараций по налогу на прибыль:

— касательно увеличения финансового результата налогового (отчетного) периода в размере 30% стоимости товаров, в т.ч. необоротных активов, работ и услуг, приобретенных у нерезидентов (в т.ч. нерезидентов — связанных лиц), зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 Кодекса (строка 3.1.7 Приложения РІ к строке 03 РІ Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий);

— касательно увеличения финансового результата до налогообложения на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и прочим долговым обязательствам, возникшим по операциям со связанными лицами — нерезидентами, над 50% суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляется начисление таких процентов (строка 3.1.1 приложения РІ к строке 03 РІ Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий);

• из единого реестра налоговых накладных — касательно операций по поставке услуг нерезидентами на таможенной территории Украины (налогоплательщиком выписаны налоговые накладные на получение услуг от нерезидентов);

• из отчета о финансовом результате — касательно финансовых расходов (строка 2250) и др.

После отбора контрагентов налогоплательщика возникает необходимость исследовать соответствие таких контрагентов критериям, установленным пп. 39.2.1.1 НКУ.

В то же время о связанности плательщика и его контрагента могут свидетельствовать: одинаковые или схожие названия компаний; использование на веб-сайтах плательщика и контрагента, а также на бланках документов одинаковых логотипов; подписание договоров и коммерческих документов лицами, которые имеют одинаковые фамилии, являются одновременно учредителями/участниками, руководителями или членами коллегиальных органов данных компаний и пр.

Также в упомянутом письме приводится список источников информации для определения связанности лиц.

Налог на доходы физлиц

· ИНК ГФС от 26.09.2017 г. № 2053/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Если юридическое лицо, принявшее решение касательно ликвидации, осуществляет выплату дохода в виде дивидендов физическим лицам (акционерам), то сумма таких дивидендов включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физических лиц и облагается с учетом норм п. 170.5 НКУ.

Заметим, что перечень доходов, которые включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика, определен п. 164.2 НКУ, в частности:

• пассивные доходы (кроме указанных в пп. 165.1.41 НКУ) (пп. 164.2.8 НКУ);

• другие доходы, кроме указанных ст. 165 НКУ (пп. 164.2.20 НКУ).

Вместе с тем если вследствие проведения ликвидации юридическим лицом осуществляется исключительно распределение между акционерами остатка денежных средств, а не выплата дивидендов, то сумма таких средств включается в налогооблагаемый доход налогоплательщиков как прочие доходы с соответствующим налогообложением.

· ИНК ГФС от 27.09.2017 г. № 2056/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

В налогооблагаемый доход налогоплательщика не включаются расходы работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 г. № 1645-III (далее — Закон № 1645) и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий, в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.1994 г. № 4004-ХII при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, которые компенсируются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования (пп. 165.1.19 НКУ).

Обязательные предварительные (при приеме на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь за собой распространение инфекционных болезней, проводятся за средства работодателей в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика-работника расходы работодателя на обязательный предварительный (при приеме на работу) профилактический осмотр данного плательщика в соответствии с Законом № 1645 в случае соблюдения требований пп. 165.1.19 НКУ.

Внешнеэкономическая деятельность

· ИНК от 12.09.2017 г. № 1929/6/99-95-42-03-15/ІПК.

Начиная с 26.05.2017, расчеты по экспортным операциям, кроме экспорта услуг, прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, и импортным операциям, предусмотренным ст. 1- 2 Закона № 185/94-ВР, осуществляются в срок, не превышающий 180 к.дн.

Если по состоянию на 26.05.2017 не истек 120-дневный срок расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, то данные расчеты осуществляются в срок, не превышающий 180 к.дн.

· Должник в обязательстве может быть заменен другим лицом (перевод долга) только с согласия кредитора, если иное не предусмотрено законом.

Последствиями перевода долга являются выбытие первичного должника из обязательства, вступление в обязательство нового должника и сохранение в полном объеме содержания обязательства в случае изменения его субъектного состава.

Что касается правомерности проведения внешнеэкономических операций, осуществляемых по договорам перевода долга, следует учитывать, что расчеты по экспортно-импортным операциям регулируются нормами ГКУ, а также специальным законодательством.

В частности, Закон № 185 регулирует не все экспортно-импортные операции, а исключительно экспорт на условиях отсрочки платежа и импорт на условиях отсрочки поставки.

Налоговики в разъяснении из раздела модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ сообщили: в случае заключения между двумя резидентами договора о переводе долга к новому должнику перейдет обязательство по оплате ранее импортированного товара, однако после проведения расчетов с нерезидентом у нового должника будут отсутствовать основания для завершения импортной операции.

Таким образом, заключение между двумя резидентами договора о переводе долга по внешнеэкономическому контракту противоречит требованиям валютного законодательства.

Плата за землю

· Если определенное физическое или юридическое лицо приобрело право собственности на здание или его часть, расположенные на арендованном земельном участке, то к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя. Данное правило касается и случаев, когда право на земельный участок не было зарегистрировано одновременно с правом на недвижимость, однако земельный участок ранее приобрел признаки объекта права собственности. Аналогичная правовая позиция уже была изложена Верховным Судом Украины в постановлении от 08.06.2016 г. по делу № 21-804а16). Таким образом, к новому собственнику объекта недвижимости переходит и установленная налоговым законом обязанность по уплате налога за земельный участок, на котором расположено приобретенное им имущество.

Однако в постановлении ВСУ от 12.09.2017 г. № 21-3078а16 сделан такой вывод: после отчуждения части объекта недвижимости и его регистрации в БТИ за другими лицами истец не должен уплачивать арендную плату за земельный участок коммунальной или государственной собственности, пользователем которого не является.

· Если представлена Декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) с неправильно указанным кодом органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ, тогда по указанному коду возникает объект налогообложения с начисленными налоговыми обязательствами, а по коду КОАТУУ, где фактически находится земельный участок, — факт непредставления или несвоевременного представления декларации.

В данном случае за непредставление или несвоевременное представление декларации к такому налогоплательщику применяются штрафные санкции в соответствии со ст. 120 НКУ.

При самостоятельном выявлении плательщиком в ранее представленной им декларации ошибки, в частности, неправильно указанного кода по КОАТУУ органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка, такой плательщик должен представить следующие декларации:

• по коду КОАТУУ, указанному неправильно, — уточняющую декларацию, в которой, во-первых, отразить отсутствие земельного участка, во-вторых, уточнить налоговое обязательство (должно быть уменьшено до «0») без применения штрафов, предусмотренных п. 50.1 НКУ;

• по правильному коду КОАТУУ — либо годовую декларацию, либо ежемесячные декларации по типу «Отчетная».

Соответствующие рекомендации налоговиков размещены в разделе 112.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ относительно вопроса: какая предусмотрена ответственность в случае, если плательщик в налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) неправильно указал код органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ и как плательщик может исправить данную ошибку?

· ИНК ГФС от 15.09.2017 г. № 1972/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

Предприятие занимается хоздеятельностью по передаче собственного или арендованного недвижимого имущества в аренду и эксплуатацию. В то же время оно предоставляет в аренду часть здания, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности. Остальная часть расположенного на этом земельном участке здания не используется (пребывает на консервации), то есть часть земельного участка не используется в хозяйственной деятельности.

Предприятие намерено перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, ссылаясь на требования пп. 4 п. 297.1 НКУ, адресовало налоговикам запрос с просьбой разъяснить использование права на освобождение плательщиков единого налога от уплаты земельного налога за земельный участок, в т.ч. в случае предоставления в аренду части здания, расположенного на данном земельном участке, и как в таких случаях заполняется колонка 8 «Площа земельної ділянки» налоговой декларации по плате за землю.

Налоговики отмечают, что для целей налогообложения, а именно — подтверждения оснований для освобождения от уплаты земельного налога в договоре найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) стороны должны определить размер земельного участка, передаваемого нанимателю.

Поэтому освобождение от уплаты земельного налога, предусмотренное пп. 4 п. 297.1 НКУ, распространяется на предприятие при условии использования им земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности, а, учитывая вид хозяйственной деятельности предприятия, — в случае предоставления в аренду принадлежащего ему недвижимого имущества (или его части) вместе с земельным участком, на котором оно расположено, по заключенным и зарегистрированным в установленном порядке гражданско-правовым договорам.

Что касается придомовой территории, то от налогообложения освобождается и площадь земельного участка, указанная в договоре аренды.

Вместе с тем за земельный участок (его часть), который не используется в хозяйственной деятельности, земельный налог уплачивается на общих основаниях.

При заполнении декларации по плате за землю в колонке 8 указывается только та площадь земельного участка, который не используется в хозяйственной деятельности и облагается налогом на общих основаниях.

При этом согласно п. 46.4 НКУ в дополнении к такой декларации указывается информация о части земельного участка, на который распространяется действие пп. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, с указанием оснований, а в строке 11 р. III данной декларации прописывается количество листов, на которых эта информация изложена.

Транспортный налог

· При передаче легкового автомобиля в финансовый лизинг (аренду) передается право пользования, а не право собственности, поэтому плательщиком транспортного налога относительно транспортных средств, зарегистрированных в Украине в соответствии с действующим законодательством, является арендодатель (юридическое или физическое лицо — владелец транспортного средства). При этом декларация представляется по месту регистрации объекта налогообложения в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект, а уплата транспортного налога осуществляется с месяца, в котором возникло право собственности на этот объект.

ГУ ГФС в Житомирской области.

Акцизный налог

· ГУ ГФС в Днепропетровской области напоминает: в случае введения в эксплуатацию новых пунктов, выведения из эксплуатации или изменения местонахождения пунктов по реализации горючего, выявления расхождений или ошибок в записях реестра плательщиков касательно таких пунктов налогоплательщик представляет регистрационное заявление для внесения соответствующих изменений (форма заявления утверждена приказом Минфина от 25.02.2016 г. № 218).

Соответствующее заявление представляется с отметкой «Зміни» не позднее чем за 3 рабочих дня до начала осуществления реализации горючего через пункты с измененными данными (п. 12 р. ІІ Порядка электронного администрирования реализации горючего, утвержденного постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 113).

· При реализации алкогольных напитков или табачных изделий в розничной торговле по договорам комиссии (поручения) комитент (доверитель) должен получить лицензию на право осуществления оптовой торговли алкогольными напитками или табачными изделиями, а комиссионер (поверенный) — лицензию на право оптовой и/или розничной торговли данной продукции.

Напомним: по договору комиссии, одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 1011 ГКУ).

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 115.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

· ИНК ГФС от 03.10.2017 г. № 2118/Г/99-99-12-01-01-14/ІПК.

Субъект хозяйствования без наличия лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками может осуществлять розничную торговлю исключительно столовыми винами.

Розничная торговля винами специального типа с объемной долей этилового спирта от 10.5 до 15.0% возможна только при условии приобретения лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками.

Вино специального типа — вино, которое согласно видовому названию по происхождению относится к традиционному типу и имеет особые вкусовые качества, приобретенные в результате специальной технологической обработки виноматериалов в соответствии со своим прототипом, название которого оно имеет.

Вино столовое — вино, изготовленное путем полного или неполного сбраживания сусла. В зависимости от содержания сахаров столовое вино делится на сухое, полусухое и полусладкое.

Национальный стандарт Украины «Вина. Общие технические условия» (далее — ДСТУ 4806) распространяется на вина, не содержащие диоксид углерода, которые производят из виноградных обработанных виноматериалов, разлитые в потребительскую тару и предназначенные для реализации в сфере торговли и общественного питания.

Согласно регламентированным ДСТУ 4806 физико-химическим показателям, объемная доля этилового спирта в винах столовых (сухих, полусухих) может составлять в диапазоне от 9.0 до 14%, а полусладких — от 9.0 до 13%.

Вместе с тем при осуществлении хозяйственной деятельности необходимо учитывать нормы ст. 15 прим. 3 Закона № 481.

Труд и заработная плата

· Управление Гоструда в Хмельницкой области.

Одним из оснований прекращения трудового договора является окончание срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения согласно п. 2 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.

Однако увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет (до 6-ти лет), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14-ти лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда возможно увольнение с обязательным трудоустройством (ч. 3 ст. 184 КЗоТ). Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более 3-х месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

Поэтому работодатель должен своевременно предупредить беременную женщину о прекращении трудового договора, и сделать это в письменной форме. Следует учитывать, что увольнение осуществляется с обязательным трудоустройством. Чтобы исполнить обязанность по трудоустройству, работодатель должен предоставить работнице в той же или в другой организации иную работу или предложить работу, от которой она отказалась по уважительным причинам.

Однако отношения с беременной сотрудницей со дня окончания срока трудового договора имеют свою специфику: на период трудоустройства за ней сохраняется средняя заработная плата, но не более 3-х месяцев со дня окончания срочного трудового договора. Существенным является то, что 3-месячный срок исчисляется не со дня увольнения, а со дня окончания срочного трудового договора.

Окончание срока трудового договора не дает оснований для автоматического увольнения. Работодатель должен предупредить беременную женщину, что после окончания срока трудового договора она к работе допущена не будет и при поиске подходящей для нее работы может находиться дома. А когда возможность для трудоустройства будет найдена, работница должна появиться по требованию работодателя.

· Постановление ВСУ от 21.09.2017 г. № 6-2597цс16.

При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год.

Выплата среднего заработка осуществляется за все время вынужденного прогула, поскольку законодательством не предусмотрены никакие основания для его уменьшения.

Указанная правовая позиция содержится в постановлении Верховного Суда Украины от 25.05.2016 г. № 6-511цс16.

Однако во время предварительного рассмотрения апелляционный суд уменьшил размер компенсации за время вынужденного прогула на сумму пособия по безработице ссылаясь на п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.1992 г. № 9, что является ошибочным. Изложенные в Постановлении разъяснения были предоставлены с учетом требований законодательства, в частности, ч. 3 ст. 117 КЗоТ, которая исключена на основании Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 20.12.2005 г. № 3248-IV.

· В понятие «перевод» в ст. 32 КЗоТ относят перевод работника на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, а также на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию либо другую местность, хотя бы вместе с предприятием, учреждением, организацией, который допускается только с согласия работника (за исключением случая временного перевода, оговоренного в ст. 33 КЗоТ).

При этом переводом на другую работу считается поручение работнику работы, не соответствующей специальности, квалификации или должности, определенной трудовым договором.

В ч. 2 ст. 32 КЗоТ также прямо указано, что не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором. Конечно, при этом работодатель не имеет права перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Таким образом, перевод отличается от перемещения тем, что в случае перевода работнику поручается либо другая работа, либо та же, но на другом предприятии, либо работа на этом же предприятии, но в другой местности. В то же время при перемещении работник продолжает выполнять ту же работу на том же предприятии и в той же местности, однако на другом рабочем месте, средстве труда или в другом отделе.

Перемещение не может быть безмотивным, не обусловленным интересами производства. Поэтому для осуществления указанного перемещения издается приказ, в котором указываются причины данного перемещения.

Что касается согласия работника на перевод, то действующее законодательство не содержит порядка и формы его получения. Мы считаем, данное согласие можно получить путем подачи работником соответствующего заявления или указания работником о предоставлении согласия в соответствующем приказе о переводе.

Согласно положениям Инструкции № 58, запись в трудовую книжку о переводе на другую постоянную работу вносится собственником или уполномоченным им органом после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, и должен точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). С каждой записью, которая заносится в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения), в частности, о переводе, работник должен быть ознакомлен под подпись в личной карточке (типовая форма П-2, утвержденная совместным приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства обороны Украины от 25.12.2009 г. № 495/656), в которой должна повторяться соответствующая запись из трудовой книжки (вкладыша).

В случае отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, трудовой договор с ним прекращается по п. 6 ст. 36 КЗоТ с выплатой выходного пособия в размере не меньше среднего месячного заработка.

· Письмо Минсоцполитики от 18.09.2017 г. № 2413/0/101-17

С 27.09.2017 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций» от 23.05.2017 г. № 2058-VIII, который дополнил статьей 42 прим. 1 Закон Украины «О занятости населения» (далее — Закон).

Согласно ч. 3 ст. 42 прим. 1 Закона, работодатель может получить разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства при условии выплаты заработной платы в размере не менее:

1) 5-ти минимальных заработных плат — иностранным наемным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и учебных заведениях;

2) 10-ти минимальных заработных плат — для всех остальных категорий наемных работников.

В письме Минсоцполитики указано: требования касательно размера зарплаты согласно ч. 3 ст. 42 прим. 1 Закона распространяются на работодателей, которые получают разрешение на применение труда иностранца впервые или после расторжения предыдущего трудового договора (контракта) и заключения нового трудового договора (контракта) в соответствии с полученным разрешением, а также в случае продления действия разрешения на применение труда иностранного работника.

Кроме того, указывается, что для продления действия разрешения представляются также и документы, в которых произошли изменения (п. 3 ч. 3 ст. 42 прим. 2 Закона). Поэтому представление копии трудового договора (контракта) с указанием соответствующей оплаты труда иностранного работника является обязательным.

· ИНК ГФС от 27.09.2017 г. № 2052/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

В случае если выплата материальной помощи на оздоровление предусмотрена положениями об оплате труда наемных работников (колдоговором, отраслевым соглашением и т.п.), принятыми согласно нормам трудового законодательства, то данная материальная помощь в целях налогообложения приравнивается к зарплате и включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика в месяце, в котором осуществлено ее фактическое начисление.

В то же время суммы материальной помощи на оздоровление являются базой начисления ЕСВ в месяце, в котором работодатель начисляет сумму отпускных.

· Кировоградское областное отделение Фонда соцстраха Украины.

Порядок заполнения листка нетрудоспособности (далее — ЛН) определяет Инструкция о порядке заполнения листка нетрудоспособности, утвержденная приказом Минздрава, Минтруда, ФСС по ВУТ, ФСС от НС от 03.11.2004 г. № 532/274/136-ос/1406 (далее — Инструкция 532).

Паспортная часть листка нетрудоспособности (фамилия, имя, отчество, возраст) заполняется по данным документов застрахованного лица (паспорта или другого документа, удостоверяющего личность нетрудоспособного), а место работы — со слов нетрудоспособного.

Именно при внесении в листок нетрудоспособности информации о месте работы чаще всего и происходят ошибки. Ведь на бланке листка нетрудоспособности в графе «місце роботи» предусмотрено указывать название предприятия, учреждения, организации. Но с учетом требований п. 3.1 Инструкции 532 должно быть указано не только название, но и местонахождение предприятия, учреждения, организации.

Поэтому во избежание исправлений в листке нетрудоспособности или его возврата предприятием на дооформление в лечебное заведение застрахованное лицо должно знать не только правильное полное название своего предприятия, учреждения, организации, но и его/ее местонахождение (адрес), чтобы при заполнении листка нетрудоспособности предоставить медицинскому работнику достоверную информацию.

· Сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна превышать размер максимальной величины базы начисления ЕСВ, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд, и не может быть меньше размера минимальной зарплаты, установленной на время наступления страхового случая. Этого требует ч. 2 ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105 (далее — Закон № 1105).

Вновь созданный вследствие реорганизации Фонд соцстраха в письме от 01.09.2017 г. № 5.1-27-241 указывает: нормами Закона № 1105 определено, что в соответствии с нормами Порядка № 1266 проводится только исчисление средней зарплаты для предоставления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и не предусмотрена реализация норм ч. 2 ст. 26 Закона № 1105. Также нормой ст. 26 Закона № 1105 не определен специальный механизм исчисления суммы доплаты до размера минимальной зарплаты, если начисленная сумма пособия в расчете на месяц меньше размера минимальной зарплаты.

Пособие исчисляется суммарно и предоставляется застрахованному лицу в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрены разделение страхового случая на отдельные периоды продолжительностью в календарный месяц и другой механизм расчета, нежели определенный Порядком № 1266.

Поэтому реализация рекомендаций Минсоцполитики приводит к необоснованным расходам средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности при осуществлении доплат до размера минимальной зарплаты.

Таким образом, исполнительная дирекция Фонда соцстраха считает, что сумма пособия по беременности и родам должна рассчитываться по следующему алгоритму:

1. Рассчитывается среднедневная заработная плата исходя из фактических выплат.

2. Сравнивается фактическая среднедневная заработная плата со среднедневной заработной платой, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленного в месяце наступления страхового случая (минимальная заработная плата, деленная на 30,44 — среднемесячное количество календарных дней).

3. В случае превышения среднедневной заработной платы, рассчитанной с минимальной заработной платы, над фактической среднедневной заработной платой дальнейший расчет страховой выплаты (пособия по беременности и родам) осуществлять из среднедневной, исчисленной из минимальной заработной платы.

Вместе с тем сообщают: по данному вопросу исполнительной дирекцией Фонда соцстраха были предоставлены Минсоцполитики предложения о законодательных изменениях для урегулирования неоднозначной трактовки нормы ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, которые были учтены в законопроекте № 6614.

Пенсионное и социальное обеспечение

· Верховная Рада на заседании 3 октября 2017 года приняла во втором чтении и в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно повышения пенсий» (проект № 6614). В проекте Закона предусмотрено изменение солидарной системы пенсионного страхования, дифференциация размеров пенсий в зависимости от приобретенного страхового стажа и полученного заработка, единые подходы к исчислению пенсий и др.

Так, с 1 января 2018 года пенсия по возрасту будет назначаться:

— при наличии 25 лет страхового стажа на 1 января 2018 года — в 60 лет. Величина необходимого стажа будет ежегодно увеличиваться на год до достижения 35 лет в 2028 году;

— при наличии от 15 до 25 лет страхового стажа на 1 января 2018 года — в 63 года. Величина стажа будет увеличиваться до достижения диапазона от 25 лет до 35 лет в 2028 году;

— при наличии 15 лет страхового стажа на 1 января 2019 года, но меньше 16 лет, которые давали бы право выхода на пенсию в 63 года, — в 65 лет. Диапазон необходимого стажа будет ежегодно увеличиваться на год. То есть с 2028 года пенсии в 65 лет будут назначаться лицам, имеющим 15 — 25 лет стажа.

Для определения права на пенсию по возрасту в страховой стаж будут засчитываться периоды:

— предпринимательства на упрощенной системе налогообложения;

— прохождения военной службы по 31 декабря 2017 года включительно;

— отпуска по беременности и родам с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 года;

— отпуска по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

— обучения в вузах на дневной форме на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 года.

В рамках реформы коэффициент страхового стажа снижен с 1,35 % до 1 %. Коэффициент страхового стажа применяется в формуле расчета пенсии и определяется как множитель продолжительности лет стажа работы лица на величину оценки одного года страхового стажа.

Также с 1 октября 2017 года для назначения и перерасчета пенсий будет применяться прожиточный минимум, предусмотренный госбюджетом на 1 декабря 2017 года, увеличенный на 79 грн. (правка озвучена председателем профильного Комитета Людмилой Денисовой под стенограмму). То есть с 1 октября размер минимальной пенсии составит 1452 грн.

С 1 января 2018 года для лиц, достигших 65-летнего возраста, минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере 40 % минимальной заработной платы, установленной на соответствующий год, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Работающим пенсионерам с 1 октября 2017 года пенсии будут выплачиваться без учета получаемой заработной платы (дохода).

Кроме того, проект Закона предусматривает автоматическую индексацию пенсий. Перерасчет пенсий будет осуществляться путем увеличения показателя средней заработной платы, с которого исчислена пенсия, на коэффициент, соответствующий 50 % показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 % показателя роста средней зарплаты в предыдущем году.

С 1 января 2019 года предусмотрено введение накопительной системы пенсионного страхования. Застрахованные лица, которым на 1 января 2019 года осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста, имеют право принять решение не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

Частные предприниматели

· Согласно пп. 8 п. 6 Порядка, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов от 16.09.2013 г. № 481, в графе 8 «Інші витрати, пов’язані з отриманням доходу» Книги физическое лицо — предприниматель отражает сумму фактически понесенных прочих расходов, непосредственно связанных с получением дохода. Перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения, определен п. 177.4 НКУ. В частности, в перечень входят суммы налогов, сборов, связанных с проведением хозяйственной деятельности данного физического лица — предпринимателя, суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Таким образом, физлицо — предприниматель на общей системе налогообложения отражает суммы уплаченного за себя единого взноса в графе 8 Книги.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 104.08 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Во исполнение требований Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 г. № 1797 рабочая группа в составе представителей Минфина, бизнеса, экспертов и народных депутатов наработала текст законопроекта относительно введения налога на выведенный капитал.

Главная цель — внедрить налогообложение прибыли предприятий, распределенной в форме дивидендов или приравненных к ним платежей, и отказаться от налога с доходов нерезидентов.

Кроме того, законопроект предусматривает:

• изменение методологических подходов налогообложения процентов за пользование кредитом, получаемых у нерезидентов — связанных лиц;

• применение переходных положений для банков, которые будут иметь право оставаться плательщиками налога на прибыль до 2020 года включительно;

• освобождение от обложения налогом на выведенный капитал дивидендов, выплачиваемых за период 2013-2017 гг., в пределах объема налогооблагаемой прибыли, с которой ранее был уплачен налог на прибыль предприятий.

Данное сообщение было опубликовано на официальном веб-сайте Минфина.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy