Изменения в законодательстве Украины, сентябрь 2017 г. — 10 октября 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 14.09.2017 г. № 1960/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Операции по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта (за исключением операций по вывозу в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 86 ТКУ) подлежат освобождению от обложения НДС.

Если плательщик НДС по таким товарам воспользовался своим правом на налоговый кредит и в дальнейшем осуществляет их вывоз в таможенном режиме реэкспорта, то в налоговом периоде, на который приходится этот вывоз, плательщик должен провести начисление НДС согласно п. 198.5 НКУ.

При этом налоговые обязательства по НДС начисляются в размере сумм НДС, которые были включены плательщиком в состав налогового кредита и уплачены в бюджет по операции временного ввоза товара.

Следовательно, плательщик НДС по операции по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта на дату возникновения налоговых обязательств по НДС составляет и регистрирует в ЕРНН 2 налоговые накладные:

• одну — на дату фактического вывоза товаров за пределы Украины, зафиксированную в таможенной декларации. В верхней левой части в строке «Залишається у продавця (тип причини)» экспортер ставит пометку «Х» и указывает тип причины 07 — «Экспортные поставки». В графе «Отримувач (покупець)» указывается наименование нерезидента и через запятую — страна, в которой зарегистрирован получатель товара, а в строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» проставляется условный ИНН «300000000000»;

• вторую — не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода на общую сумму доли уплаченного (начисленного) налога при временном ввозе товаров. В графе «Зведена податкова накладна» делается пометка «Х», в графе «Отримувач (покупець)» плательщик НДС указывает собственное наименование (Ф.И.О.), в строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» проставляется условный ИНН «600000000000», а в верхней левой части указывается соответствующий тип причины 09 — «Составлена на поставку для операций, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость».

Обе налоговые накладные подлежат регистрации в ЕРНН.

· ИНК ГФСУ от 11.09.2017 г. № 1892/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Операции по поставке услуг, связанных с программной продукцией, облагаются НДС в следующем порядке:

• в случае если условиями гражданско-правового договора (далее — ГПД) не определен переход/отчуждение имущественных прав (права собственности) от исполнителя к заказчику на отдельные элементы программной продукции при осуществлении исполнителем операций по модификации (модернизации) программной продукции, вследствие которых происходят какие-либо изменения в программной продукции, то операции по данной поставке облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%. Если же условиями ГПД определен переход/отчуждение имущественных прав (права собственности) от исполнителя к заказчику на отдельные элементы программной продукции при осуществлении исполнителем операций по модификации (модернизации) программной продукции, вследствие которых происходят какие-либо изменения в программной продукции, то операции по данной поставке освобождаются от обложения НДС в соответствии с п. 26 прим. 1 подраздела 2 р. XX НКУ;

• в случае если вследствие поставки исполнителем заказчику услуг по сопровождению и/или технической поддержке программной продукции не происходит никаких изменений в программной продукции, то операции по поставке данных услуг облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%. Если же вследствие поставки исполнителем заказчику услуг по сопровождению и/или технической поддержке программной продукции происходят какие-либо изменения в программной продукции, то для целей обложения НДС поставка таких услуг рассматривается как операции по поставке отдельных компонентов (элементов) программной продукции, которые освобождаются от обложения НДС в соответствии с п. 26 прим. 1 подраздела 2 р. XX НКУ;

• операция исполнителя по поставке заказчику услуг по предоставлению права на получение заказчиком оптимизации и обновлений, что включает право на получение и загрузку инструментов и процедур для обновления программного обеспечения путем их получения через исполнителя сопровождения и/или технической поддержки программного обеспечения у разработчика программного обеспечения, облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%.

· ИНК ГУ ГФС в Кировоградской области от 12.09.2017 г. № 1917/ІПК/11-28-12-01-16.

В случае поставки непосредственно предприятием — перевозчиком услуг по международной перевозке пассажиров с оформлением единого международного перевозочного документа данные операции облагаются НДС по нулевой ставке. При этом пп. «а» пп. 195.1.3 НКУ не конкретизирует виды международных перевозок пассажиров (регулярные, нерегулярные, маятниковые) и не определяет, кем заказаны данные услуги.

Вместе с тем согласно п. 5.3 ст. 5 НКУ другие термины, которые применяются в НКУ и не определяются им, используются в значении, установленном другими законами.

В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV, перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от выбранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине. Такими документами могут быть:

• авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

• международная автомобильная накладная (CMR);

• накладная СМГС;

• коносамент (Bill of Lading);

• накладная ЦИМ;

• грузовая ведомость (Cargo Manifest);

• другие документы, определенные законами Украины.

В то же время для определения единого международного перевозочного документа при осуществлении международных перевозок пассажиров (регулярных, нерегулярных, маятниковых) ГФС предлагает обращаться в Министерство инфраструктуры Украины.

· ИНК ГФСУ от 14.09.2017 г. № 1958/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Освобождение от обложения НДС, в соответствии с пп. 197.1.8 НКУ, может применяться к операциям по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования в случае, если услуги по перевозке осуществляются в пределах населенного пункта, и тарифы на такие перевозки установлены уполномоченным органом.

Все остальные операции по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на таможенной территории Украины, кроме перечисленных освобожденных от налогообложения операций, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20%.

Вместе с тем освобождение от обложения НДС операций по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом при соблюдении условий, перечисленных в пп. 197.1.8 НКУ, применяется в обязательном порядке без возможности отказа от его применения.

· ИНК от 12.09.2017 г. № 1905/5/99-99-15-03-02-16/ІПК.

Режим освобождения от обложения НДС, определенный пп. 197.1.25 НКУ, распространяется на операции по:

• поставке (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации (кроме изданий эротического характера) отечественного производства;

• подготовке (литературное, научное и техническое редактирование, корректура, дизайн и верстка), изготовлению (печать на бумаге или запись на электронном носителе) и распространению книг, в т.ч. электронного контента (кроме изданий эротического характера) отечественного производства, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий, и словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка отечественного производства.

В случае если копии национальных стандартов, которые поставляются (распространяются) национальным органом стандартизации, не соответствуют статусу и условиям, определенным пп. 197.1.25 НКУ (в т.ч. не подпадают под понятие изданий, указанных в упомянутом подпункте НКУ), то операции по поставке (распространению) таких копий национальных стандартов облагаются НДС в общеустановленном порядке по основной ставке.

· ИПК ГФСУ от 14.09.2017 г. № 1948/6/99-99-15-03-02-15/ИПК.

Освобождаются от обложения НДС операции по поставке государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги, обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и т.д. (пп. 197.1.18 НКУ).

Для применения этой НДС-льготы необходимо одновременное выполнение следующих требований:

• услуги должны предоставляться органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги;

• услуги, предоставляемые должны быть платными;

• обязательность получения физическими и юридическими лицами услуг должна быть установлена законодательством;

• средства за оказанные услуги в полном объеме должны поступать в бюджет.

В свою очередь, платные услуги научно-исследовательских учреждений судебных экспертиз Министерства юстиции Украины, в частности, такие, включенных в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 27.07.2011 г. № 804, предоставляются за счет средств, которые не пересчитываются в полном объеме в бюджет. Поэтому, соответственно, указанные услуги не освобождаются от обложения НДС, то есть подлежат налогообложению по ставке 20%. Действие пп. 197.1.18 НКУ на такие услуги не распространяется.

· ИНК ГУ ГФС в Одесской области от 12.09.2017 № 1913/ІПК/15-32-12-02-22.

Объектом обложения НДС являются операции плательщиков НДС по поставкам товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со ст. 186 НКУ находится на таможенной территории Украины (пп. «а» и пп. «б» п. 185.1 НКУ).

В случае если плательщиком НДС услуги по предоставлению персонала, в т.ч. если персонал работает по месту осуществления деятельности покупателя, предоставляются нерезиденту, то данная операция не является объектом обложения НДС, поскольку местом поставки таких услуг считается место поставки их за пределами таможенной территории Украины.

Вместе с тем услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом не включены в перечень услуг, определенных п. 186.2 и п. 186.3 НКУ, и место поставки этих услуг определяется в соответствии с п. 186.4 НКУ по месту регистрации поставщика данных услуг.

Следовательно, операции по поставке услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, поставляемых резидентом Украины — плательщиком НДС, являются объектом обложения НДС и облагаются налогом в общеустановленном порядке по ставке 20%.

· ИНК ГФСУ от 14.09.2017 г. № 1956/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

По операциям по поставке тепловой и электрической энергии, водоснабжению и водоотводу, денежные средства за которые потребители перечисляют непосредственно на счета предприятий, организаций, поставляющих данные товары/услуги, или перечисляют на счет ЖЭКа для накопления и последующего перечисления предприятиям, организациям, которые поставляют такие товары/услуги, у ЖЭКа отсутствует объект обложения НДС.

Вместе с тем в случае установления ЖЭКом от потребителей (физлиц) отдельной платы за товары/услуги по перечислению полученных от таких потребителей денежных средств предприятиям, организациям, которые поставляют данные товары/услуги, у ЖЭКа возникает объект обложения НДС исходя из стоимости поставленных товаров/услуг.

Также операции по поставке услуг, которые предоставляются непосредственно ЖЭКом, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

· ИПК ГФСУ от 13.09.2017 г. № 1935/6/99-99-15-03-02-15/ИПК.

Зарегистрировать налоговую накладную/расчет корректировки в ЕРНН можно на сумму НДС, исчисленную по формуле п. 200 экз. 1.3 НКУ (далее — регистрационная сумма). Одной из составляющих показателей указанной формулы является общая сумма пополнения с текущего счета плательщика НДС электронного счета — УПопРах.

Суммы излишне уплаченных денежных обязательств по НДС, возвращены на электронный счет, не изменяют значения УПопРах, а, следовательно, не изменяют и регистрационную сумму.

Если в дальнейшем плательщик принимает решение о возврате средств с электронного счета на текущий счет, то значение УПопРах уменьшается на сумму НДС, согласно поданному заявлению подлежит перечислению с электронного счета на текущий счет плательщика.

· ГФСУ в ИНК от 12.09.2017 г. № 1907/6/99-99-15-03-02-15/ІПК предоставила логическое разъяснение касательно определения кода УКТ ВЭД для набора (комплекта) товаров.

Напомним: ранее в разъяснении из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ, которое действовало до 01.03.2017, налоговики рекомендовали в графе 2 р. Б налоговой накладной составляющие комплекта (набора) указывать в отдельных строках.

Теперь, по мнению налоговиков, определение кода УКТ ВЭД набора (комплекта) товаров, содержащего несколько видов одной товарной позиции и один (или несколько) видов другой товарной позиции, следует осуществлять с учетом правила 3 Основных правил интерпретации УКТ ВЭД, определенных в Приложении к Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII.

Итак, операция по поставке набора (комплекта) товаров, содержащего несколько видов одной товарной позиции и один (или несколько) видов другой товарной позиции, в налоговой накладной отражается одной строкой.

При этом по вопросу правильности определения кода товарной классификации в соответствии с УКТ ВЭД для товаров, поставляемых в наборе (комплекте) при оформлении документов (в т.ч. налоговых накладных) ГФС предлагает обращаться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

Графы 6 и 7 налоговой накладной относительно количества и цены поставки единицы товара при поставке наборов (комплектов) заполняются в установленном порядке — цена единицы набора (комплекта) товаров и количество таких наборов (комплектов).

· ИНК ГФСУ от 11.09.2017 г. № 1893/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

ГФС об особенностях заполнения налоговой накладной в случае, если стоимость металлопластиковых конструкций включается или не включается в состав стоимости услуг по их монтажу

В случае если согласно условиям гражданско-правового договора (далее — ГПД), например, металлопластиковые конструкции включаются в состав стоимости услуг по их монтажу, то при составлении налоговой накладной плательщик НДС должен:

• в графе 2 налоговой накладной указать непосредственно описание услуг по монтажу металлопластиковых конструкций в соответствии с первичными документами, которыми сопровождается данная операция;

• в графе 3.3 налоговой накладной указать код услуги согласно ГКПУ, по которому классифицируются данные услуги.

В случае если по условиям ГПД металлопластиковые конструкции не включаются в состав стоимости услуг по монтажу, а определяются как отдельный объект поставки, то при составлении налоговой накладной плательщик НДС должен:

• в графе 2 налоговой накладной указать отдельно описание (номенклатуру) металлопластиковых конструкций и отдельно — услуг по монтажу таких конструкций в соответствии с первичными документами, которыми сопровождается данная операция;

• в графах 3.1 и 3.3 налоговой накладной указать код товара согласно УКТ ВЭД и код услуги — в соответствии с ГКПУ, по которому классифицируются данные услуги.

· Общие правила восстановления автоматического учета показателей в системе электронного администрирования НДС после отмены решения об аннулировании регистрации плательщика НДС отсутствуют.

Порядок восстановления, закрытого или открытия нового счета в системе электронного администрирования НДС может быть определен в самом решении суда.

При этом каждое решение касательно отмены решения об аннулировании регистрации плательщика НДС носит индивидуальный характер и рассматривается отдельно в зависимости от обстоятельств (был или не был закрыт электронный счет плательщика на момент восстановления регистрации плательщика в реестре плательщиков НДС, была ли повторная регистрация плательщиком НДС и открыт новый электронный счет после аннулирования регистрации и т.п.).

Поскольку при исполнении решений суда об отмене решения об аннулировании регистрации плательщика НДС применяется индивидуальный подход и отсутствуют общие правила восстановления показателей в системе электронного администрирования НДС, ГФС предлагает обращаться в контролирующие органы ГФС с подробным описанием ситуации для получения индивидуальной налоговой консультации согласно ст. 52 НКУ.

Налог на прибыль

· Принадлежность неприбыльной организации к определенной группе неприбыльных организаций по соответствующему коду признака не прибыльности определяется по результатам рассмотрения контролирующим органом учредительных документов такой организации в соответствии с требованиями, установленными п. 133.4 НКУ. Следовательно, подавать регистрационное заявление по форме № 1-РН в связи с изменением признака не прибыльности не нужно.

В случае приведения учредительных документов в соответствие с требованиями, установленными п. 133.4 НКУ, с целью включения в новый Реестр религиозные организации должны подать в контролирующий орган по основному месту учета регистрационное заявление по форме № 1-РН с пометкой «зміни» и заверенные копии документов согласно п. 6 Порядка № 440.

· Как утверждают налоговики, юридическое лицо, внесенное в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, может выбрать 3 группу упрощенной системы налогообложения при соблюдении требований, установленных гл. 1 р. XIV НКУ, при условии исключения его из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Виды деятельности, которые не дают возможности юридическим лицам выбрать упрощенную систему налогообложения, приведены в п. 291.5 НКУ. Кроме того, при переходе на упрощенную систему налогообложения юридическому лицу необходимо учитывать ограничение касательно совокупности долей учредителей в уставном капитале, установленное пп. 291.5.5 НКУ. Регистрация субъекта хозяйствования как плательщика единого налога осуществляется путем внесения соответствующих записей в реестр плательщиков единого налога (п. 299.1 НКУ).

· Для плательщиков единого налога установлен ряд требований, соблюдая которые можно применять упрощенную систему. Это и размер дохода, и количество наемных работников, и виды деятельности. Для каждой группы единщиков эти критерии отличаются, но требования, за нарушение которых единщик вынужден будет перейти на общую систему, одинаковы для всех. Среди них, в частности, осуществление деятельности, которая:

• не дает права находиться на упрощенной системе;

• не указана в реестре плательщиков единого налога.

Украинское законодательство предусматривает свободу предпринимательской деятельности. В ХКУ даже есть специальная ст. 43, которая дает возможность субъектам хозяйствования вести любой бизнес, не запрещенный законом.

Налог на доходы физлиц

· Возврат излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, рассчитываются контролирующим органом на основании поданного налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому облагаемым доходом налогоплательщика, осуществляется из соответствующего бюджета по налоговому адресу такого физического лица.

Соответствующая норма может появиться в ст. 64 Бюджетного кодекса Украины.

Произойдет это, если народными депутатами будет принят законопроект № 7116 о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины, который идет в тандеме с проектом Госбюджета на 2018 год (№ 7000).

· Предприятие в августе 2017 года провело перерасчет по дивидендам, выплаченным в I и II кварталах текущего года. Можно ли уменьшить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет, на сумму перерасчета и как отражаются в форме № 1ДФ оба результата?

Соответствующую ситуацию разъясняет ГУ ГФС во Львовской области.

Если в результате осуществленного перерасчета возникает переплата налога, то на ее сумму уменьшается сумма начисленного налогового обязательства налогоплательщика за соответствующий месяц, а при недостаточности этой суммы — уменьшается сумма перечисления налоговых обязательств следующих налоговых периодов до полного возврата суммы данной переплаты.

Результаты проведенного перерасчета сумм начисленных доходов и удержанного НДФЛ отражаются в форме № 1ДФ в том квартале, в котором проведен данный перерасчет.

Таким образом, если налоговым агентом произведен перерасчет НДФЛ в виде дивидендов по ставке 9% и возврату подлежат суммы за I и II кварталы, то в форме № 1ДФ данный результат отражается совокупно одной строкой по признаку «109» в том квартале, в котором этот перерасчет (возврат) проводится, в нашем случае — в III квартале.

При этом в случае возникновения результата перерасчета НДФЛ с отрицательным значением допускается заполнение показателя со знаком «минус».

· ИНК ГФС от 12.09.2017 г. № 1925/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Денежные средства, израсходованные наемным работником в служебных целях для заправки транспортного средства, путем осуществления расчетов платежной (топливной) карточкой, полученной от работодателя, не включаются в налогооблагаемый доход такого работника при условии соблюдения всех требований, установленных п. 170.9 НКУ.

Бухгалтерский учет

· Согласно п. 9, п. 14 П(С)БУ 9 «Запасы» и п. 5.7 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина Украины от 10.01.2007 г. № 2, недостачи в пределах естественной убыли, выявленные при оприходовании ТМЦ, включаются в первоначальную стоимость оприходованных запасов. В то же время недостачи запасов в пределах естественной убыли при хранении, а также недостачи и потери запасов сверх норм естественной убыли признаются расходами отчетного периода.

Кроме того, о нормах естественной убыли упоминает и Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879. Процитируем:

• «недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленная в процессе инвентаризации, списывается по распоряжению руководителя предприятия на расходы. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков вследствие пересортицы. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы;

• недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством, в случае если виновные лица не установлены, они зачисляются на за балансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству».

Начиная с 17 марта 2017 года (в связи со вступлением в силу постановления КМУ «О признании некоторых актов Украинской ССР утратившими силу и актов Союза ССР не применяемыми на территории Украины» от 23.11.2016 г. № 1066), на территории Украины не применяется ряд актов Союза ССР, в частности — приказ Министерства хлебопродуктов СССР «Об утверждении норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки, семян трав, кормов травяных, искусственно высушенных, и семян масличных культур при хранении на предприятиях системы Министерства хлебопродуктов СССР» от 28.01.1986 г. № 23.

Поэтому, например, у предприятий, у которых в процессе транспортировки и хранения зерна иногда возникают его естественные потери, появляются следующие вопросы:

• следует ли считать любые естественные потери зерна недостачей сверх нормы?

• можно ли для целей бухучета применять нормы естественной убыли зерна, утвержденные приказом руководителя предприятия?

С этими вопросами предприятие обратилось в Минфин. Но в ответ оно получило лишь замечание о том, что установление норм естественной убыли зерна при его транспортировке и хранении не относится к полномочиям Минфина — см. письмо Минфина от 07.09.2017 г. № 35230-07-10/24042.

· Ограничения касательно передачи в бухгалтерию заполненного Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (далее — Отчет) и остатка неиспользованных средств, которые были выданы подотчетному лицу, через другое материально ответственное лицо на основании договора поручения не предусмотрены.

Вместе с тем сроки представления Отчета остаются неизменными.

· Письмо Минфина от 16.06.2017 г. № 35210-07-10/16083.

Расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Это предусматривает П(С)БУ 16 «Расходы».

Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

Таким образом, суммы признанных претензий отражаются предприятием — получателем претензий в составе расходов того отчетного периода, в котором было принято решение удовлетворить требования заявителя претензий.

Налог на недвижимость

· В июне 2017 года суд первой инстанции отменил ИНК от 27.04.2017 г. № 20/ІПК/16-31-12-02-44, в которой контролеры сообщили об отсутствии права применить коэффициент 0,5 к ставке налога на недвижимость в случае, если данная ставка была утверждена решением местного совета в 2015 году, а в 2017 году в соответствующее решение были внесены изменения, не затронувшие вопросы ставок. Подробно об этом мы рассказывали в новости «О правомерности применения коэффициента 0,5 к ставке налога на недвижимость».

В продолжение информируем: на днях Харьковский апелляционный административный суд согласился с выводами суда первой инстанции об ошибочности утверждений, изложенных в вышеуказанной ИНК (постановление от 14.09.2017 г. по делу № 816/749/17).

Акцизный налог

· ИПК ГУ ДФС в Волынской области от 14.09.2017 г. № 1946/ИПК/03-20-13-09-07.

Налогоплательщик, который переоборудовал импортированное транспортное средство в подакцизный легковой автомобиль — фургон для временного проживания людей, обратился к контроллерам с запросом о размере ставки акцизного налога, он должен уплатить.

Специалисты ГУ ДФС в Волынской области разъяснили, что согласно Объяснениями УКТ ВЭД:

• термин «новые транспортные средства» означает транспортные средства, которые никогда не были зарегистрированы;

• термин «транспортные средства, которые использовались» означает транспортные средства, которые были зарегистрированы по меньшей мере один раз.

Итак, переоборудованный автомобиль не может соответствовать коду УКТ ВЭД 8703 32 11 00 — новые моторные транспортные средства, оборудованные для временного проживания людей.

Соответственно, легковые автомобили, переоборудованные в фургоны для временного проживания людей, следует классифицировать по:

• кодом УКТ ВЭД 8703 32 90 10 (использовавшиеся не более 5 лет);

• кодом УКТ ВЭД 8703 32 90 30 (использовавшиеся свыше 5 лет).

Согласно пп. 215.3.5 прим. 1 НКУ, ставка акциза для автомобилей, соответствующих кода УКТ ВЭД 8703 32 90 10, составляет 1,923 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя, а для автомобилей, соответствующих кода УКТ ВЭД 8703 32 90 30 — 2,441 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя.

Экологический налог

· ГУ ГФС в Хмельницкой области напомнило, какие типичные методологические ошибки заполнения Налоговой декларации экологического налога (далее — Декларация) были обнаружены ГФС по результатам предварительного анализа налоговой отчетности за ІІ квартал 2017 года:

• при заполнении приложений к Декларации плательщиками не учитывалось, что с 1 января 2017 года увеличены на 12% ставки экологического налога, действовавшие в 2016 году;

• в колонке 3 приложений 1-3 к Декларации фактический объем выбросов или объект налогообложения плательщиками указывается в «килограммах», а не в «тоннах», как предусмотрено приложениями;

• в случаях, когда коэффициент равен «1», в колонке 5 приложения 2, колонках 5 и 6 приложения 3 к Декларации плательщиками вместо «1» указывается «0»;

• в колонке 5 приложения 2, колонках 5 и 6 приложения 3 к Декларации плательщиками указывается коэффициент другой, чем предусмотрен НКУ, или вместо коэффициента указывается ставка налога;

• в приложениях 1-3 к Декларации плательщиками указывается не непосредственный код загрязняющего вещества (отходов), а общий — код группы загрязняющего вещества (отходов) или код совсем не указывается;

• в приложениях 1-3 к Декларации плательщиками указывается код одного загрязняющего вещества (отходов), а ставка — другого;

• плательщиками заполняется вместо одного приложения к Декларации другое приложение.

Труд и заработная плата

· Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им орган письменно за две недели. Данное право работника установлено в ст. 38 КЗоТ.

В случае если заявление работника об увольнении с работы по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжать работу (переезд на новое место жительства; перевод мужа или жены на работу в другую местность; поступление в учебное заведение; невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским заключением; беременность; уход за ребенком до достижения им 14-летнего возраста или ребенком-инвалидом; уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением или инвалидом I группы; выход на пенсию; прием на работу по конкурсу, а также по другим уважительным причинам), собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работник.

ГУ Гоструда в Хмельницкой области утверждает: отказ работодателя уволить работника с работы по собственному желанию противоречит законодательству. С целью привлечения руководителя предприятия, учреждения, организации к ответственности работник имеет право обратиться в Главное управление (Управление) Гоструда по месту нахождения работодателя или в Гоструда с обращением.

А о другом варианте, как действовать работнику, когда поданное им заявление об увольнении игнорируют, речь шла в обзоре к судебному решению.

Пенсионное и социальное обеспечение

· Письмо Минсоцполитики от 18.05.2017 г. № 254/0/86-17/273

Если в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая, по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6 месяцев, средняя заработная плата для расчета пособия по беременности и родам определяется исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не меньше размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая.

Алгоритм учета данного ограничения при расчете декретных прописывался Минсоцполитики в письме от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16.

Сейчас же в письме Минсоцполитики утверждает, что аналогичный алгоритм расчета должен применяться в случае ограничения суммы пособия в месяцах, которые содержат 31 к. дн., для исчисления пособия по беременности и родам в расчете на месяц двумя размерами минимальной заработной платы и для расчета пособия по временной нетрудоспособности — в случае если работник находился на больничном весь месяц по разным страховым случаям.

· Письмо Минсоцполитики от 25.08.2016 г. № 437/13/116-16.

По желанию женщины по окончании отпуска по беременности и родам ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста с выплатой за эти периоды пособия согласно законодательству. Данный отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, которые фактически ухаживают за ребенком, или лицом, усыновившим или взявшим под опеку ребенка, одним из приемных родителей либо родителей-воспитателей.

Для оформления отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста мать ребенка или лицо, фактически ухаживающее за ребенком, должны предоставить работодателю заявление о предоставлении такого отпуска, копию свидетельства о рождении ребенка (для подтверждения возраста ребенка). Лицо, фактически ухаживающее за ребенком, кроме указанных документов, должно предоставить справку с места работы (службы, учебы) матери ребенка о том, что последняя приступила к работе до окончания данного отпуска, а также справку органа труда и социальной защиты населения по месту жительства матери о прекращении ей выплаты пособия по уходу за ребенком (с указанием даты), если такое пособие было назначено.

Предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста оформляется приказом (распоряжением) собственника.

Вместе с тем действующее законодательство не содержит термина «другие родственники, фактически ухаживающие за ребенком».

В случае работницы, изъявившей желание оформить отпуск по уходу за ребенком своей племянницы, целесообразно, кроме вышеуказанных документов, подтвердить тот факт, что она осуществляет фактический уход за ребенком.

В случае предоставления работником соответствующих документов для оформления отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, оснований для отказа в предоставлении данного отпуска нет.

· Письмо Минсоцполитики от 25.08.2016 г. № 437/13/116-16.

Лицам, которые проходят диагностическое обследование в заведениях здравоохранения независимо от формы собственности, при отсутствии признаков временной нетрудоспособности выдается справка в произвольной форме, заверенная подписью заведующего отделением и печатью лечебно-профилактического заведения.

Минздрав ранее в письме от 26.05.2007 г. № 3.51-4/4272-Д/3-6759 сообщал, что указанная справка является документом, который удостоверяет временную нетрудоспособность граждан и приравнивается к листку нетрудоспособности.

Поэтому если речь идет об оплачиваемой временной нетрудоспособности, тогда она указывается в табеле учета использования рабочего времени условным обозначением «ТН».

Частные предприниматели

· Письмо ГФС от 25.07.2017 г. № 16192/6/99-99-13-01-02-15.

Физическое лицо — предприниматель на общей системе налогообложения начиная с 01.01.2017 имеет право (по собственному желанию) включать в состав расходов, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления со стоимости приобретенных после 01.01.2017 основных средств и нематериальных активов или самостоятельно изготовленных основных средств при наличии подтверждающих на осуществление данных расходов документов (кроме основных средств двойного назначения, определенных пп. 177.4.6 НКУ). Учет стоимости, которая амортизируется, ведется по каждому объекту.

Учитывая то что на сегодняшний день законодательно не установлена форма ведения такого учета, физическое лицо — предприниматель имеет право (по собственному желанию) вести данный учет с использованием Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

В графе 8 Книги учета доходов и расходов отражается сумма фактически понесенных прочих расходов, непосредственно связанных с получением дохода, которые не указаны в графах 6 и 7, в частности, расходы на оплату услуг, связи, арендных и коммунальных платежей и т.п. При этом и графе 1 Книги отражается период учета (день, месяц, квартал, год).

Руководствуясь нормами п. 29 Стандарта «Основные фонды», начисление амортизации осуществляется ежемесячно. Поэтому физическое лицо — предприниматель имеет право (по собственному желанию) ежемесячно начислять амортизацию основных фондов и нематериальных активов, непосредственно используемых плательщиком в хозяйственной деятельности с целью получения дохода. Месячная сумма амортизации при применении прямолинейного метода определяется делением годовой суммы амортизации на 12.

Фискалы отметили, что начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

· ИПК ДФСУ от 14.09.2017 г. № 1966/К/99-99-13-01-02-14/ИПК.

Вести бухгалтерский учет и, как следствие — определять учетную политику физлицу-предпринимателю не обязательно.

Ведь бухучет является обязательным видом учета, который ведется предприятиями.

В то же время в соответствии с требованиями НКУ физлица-предприниматели на общей системе налогообложения в целях исчисления налогооблагаемого дохода обязаны вести Книгу учета доходов и расходов.

· Если проверкой физического лица — предпринимателя, пребывающего на общей системе налогообложения, устанавливается нарушение относительно ненадлежащего ведения Книги учета доходов и расходов, то данный субъект хозяйствования привлекается к административной ответственности, а также к нему применяются финансовые санкции.

Физические лица — предприниматели применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далее — Закон о РРО) (абз. 3 п. 177.10 НКУ).

Согласно ст. 20 Закона о РРО, к субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров, которые не учтены по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме того, ст. 164 прим. 1 КУоАП определено, что неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета, влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторно совершенные действия лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере от 5 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан.

ГУ ГФС в Тернопольской области.

Контроль и ответственность

· Государственная регуляторная служба (далее — ГРС) имеет право проводить плановые и внеплановые проверки на предмет соблюдения органами лицензирования, разрешительными органами и другими органами государственного надзора (контроля) законодательства, соответственно, в сфере лицензирования, разрешительной системы, государственного надзора (контроля).

Сейчас ГРС формирует план проверок на IV квартал, поэтому заинтересована в сотрудничестве с региональными представительствами институтов гражданского общества. Именно они, как никто, знают о случаях давления местных властей на бизнес и противоправных действиях должностных лиц.

ГРС просит предоставить краткую информацию о таких случаях до 20 сентября. Желательно, чтобы эти сообщения содержали информацию об органе власти, должностных лицах и сути нарушений.

В Службе также ожидают письменных сигналов от предпринимателей, региональных объединений бизнеса о нарушениях и недостатках в исполнении должностными лицами их полномочий в части проверок бизнеса по мере их обнаружения.

Официальный веб-сайт ГРС.

Банковская деятельность

· Письмо НБУ от 12.09.2017 г. № 25-0007/63037.

Банк должен осуществить все необходимые мероприятия по установлению идентификационных данных компании по управлению активами, а также установить всех имеющихся конечных бенефициарных собственников (контролеров) компании по управлению активами.

Это прямое требование законодательства Украины в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

При этом конечным бенефициарным владельцем (контроллером) может быть признано физическое лицо, осуществляющее контроль за соответствующим компанией по управлению активами. Таким образом, в этом случае идентификация инвесторов, привлекаемых к участию фонда на общих условиях с целью получения выгоды от деятельности фонда, не осуществляется.

Что касается самого коллективного (паевого) инвестиционного фонда, банк должен выяснить на основании представленных официальных документов или заверенных в установленном порядке их копий правовые и организационные основы его создания и деятельности.

Относительно инвестиционных компаний, которые имеют статус юридических лиц, банк должен осуществить меры, установленные указанным выше законодательством Украины, по осуществлению идентификации юридических лиц.

Банк должен осуществить идентификацию как инвестиционной компании, так и в случае, когда функции управления такой инвестиционной компанией осуществляются компанией по управлению активами, такая компания тоже должна быть идентифицирована в соответствии с требованиями законодательства, в т.ч. должны быть установлены конечные бенефициарные владельцы (контроллеры) соответствующих юридических лиц.

В случае осуществления управления инвестиционной компанией профессиональным менеджером/инвестиционным управляющим, то есть лицом, имеющим полномочия действовать от ее имени, в частности осуществлять на основании соответствующего договора непосредственно управления инвестиционными активами от имени и в интересах такой компании, банком может быть определено конечным бенефициарным владельцем (контроллером ) этой компании именно такое лицо при условии осуществления им решающего влияния на управление инвестиционной деятельностью. При этом должны быть приняты меры по осуществлению идентификации таких лиц в соответствии с требованиями законодательства Украины в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

НБУ к тому же напомнил, что банкам целесообразно также руководствоваться рекомендациями, которые были предоставлены письмом НБУ от 10.02.2017 г. № 25-0008/10883, относительно общих подходов при установке конечных бенефициарных собственников (контролеров) юридических лиц. В частности, учитывать, что конечным бенефициарным владельцем (контроллером) не может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала или право голоса в юридическом лице, но является агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или является только посредником относительно такого права.

ІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· На официальном веб-сайте Верховной Рады Украины был обнародован текст законопроекта «О внесении изменений в подраздел 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

Этим законопроектом предлагается вернуться к тестовому режиму остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (далее — НН / РК) в ЕРНН, то есть применение процедур, определенных п. 201.16 НКУ, предлагается применять без фактического приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

К тому же этим законопроектом предлагается приостановить действие нормы о безусловности налогового кредита в связи с введением процедур остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, то есть:

• будет приостановлено действие абз. 3 п. 201.10 НКУ, согласно которому НН/РК, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года в ЕРНН, является для покупателя товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту, и не требует какого-либо другого документального подтверждения;

• НН, содержит ошибки в реквизитах, определенных п. 201.1 НКУ (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД и / или кода услуг в соответствии с ДКПП), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, входящими в комплект), период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для отнесения покупателем сумм НДС в налоговый кредит.

Также предлагается определить порядок разблокировки заблокированных ПН и установить особенности применения процедур, определенных п. 201.16 НКУ о приостановлении регистрации НН/РК в ЕРНН в тестовом режиме.

Тестовый режим остановки регистрации НН в ЕРНН предлагается применять к принятию законопроекта, разработанного Правительством, по результатам проведенного анализа результатов применения, и при условии устранения недостатков введения процедур остановки регистрации НН/РК в ЕРНН.

· КМУ внесло 15 сентября в Парламент законопроект о Государственном бюджете Украины на 2018 год (№ 7000).

Предлагается на 2018 год следующее:

1) минимальная заработная плата:

• в месячном размере: с 1 января — 3 723 грн.;

• в почасовом размере: с 1 января — 22,41 грн.;

2) прожиточный минимум:

• на одно лицо в расчете на месяц: с 1 января 2018 года — 1 700 грн., с 1 июля — 1 777 грн., с 1 декабря — 1 853 грн.;

а для основных социальных и демографических групп населения:

• детей в возрасте до 6 лет: с 1 января — 1 492 грн., с 1 июля — 1 559 грн., с 1 декабря — 1 626 грн.;

• детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января — 1 860 грн., с 1 июля — 1 944 грн., с 1 декабря — 2 027 грн.;

• трудоспособных лиц: с 1 января — 1 762 грн., с 1 июля — 1 841 грн., с 1 декабря — 1 921 грн.;

• лиц, утративших трудоспособность: с 1 января — 1 373 грн, с 1 июля — 1 435 грн, с 1 декабря — 1 497 грн.

Обратите внимание

В соответствии со ст. 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР, минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Поэтому ориентировочно минимальный должностной оклад с 2018 года должен быть не ниже 1 762 грн.

· На сайте Верховной Рады Украины зарегистрирован законопроект № 7128 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью защиты имущественных прав лиц, которые приобрели квартиры и нежилые помещения в объектах незавершенного строительства. Его целью является предотвращение злоупотреблений в сфере строительства, а именно — двойной продажи квартир и нежилых помещений в незавершенных строительством объектах и отчуждения квартир, строительство которых не предусмотрено проектной документацией.

Проектом Закона предлагается внести изменения в Законы Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью» и «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», которыми предусматривается:

• обязать заказчика строительства, который намерен осуществлять отчуждение прав на квартиры и нежилые помещения в объектах незавершенного строительства, зарегистрировать за собой имущественные права на каждый объект, отчуждение которого он желает осуществить;

• обязать лицо, получившее соответствующие имущественные права на основании гражданско-правовых договоров, подать заявление о государственной регистрации его имущественного права;

• открыть доступ к зарегистрированным заявлениям о государственной регистрации имущественных прав на объекты строительства.

· Минсоцполитики представило на своем сайте краткий обзор доработанного законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» (№ 6614). Данный законопроект предлагает изменения в 30 законодательных актов. Он должен вступить в силу с 1 октября 2017 года — частично, а с 1 января 2018 года — в полном объеме.

Основные параметрические изменения, которые больше всего влияют на пенсионные расходы:

1. На переходный период 2017-2019 гг. будут применяться следующие правила назначения пенсии по возрасту:

в 2017 году:

• с применением средней зарплаты за 2014-2016 гг. — в размере 3 764,4 грн. и величины оценки одного года стажа — 1,35%;

в 2018 году:

• с применением средней зарплаты за 2016 и 2017 гг. (ориентировочно — 5 227 грн.) и стоимости одного года стажа — 1%;

начиная с 2019 года:

• с применением средней зарплаты за последние 3 года и стоимости одного года стажа — 1%.

2. Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается:

• на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан при стаже 30/35 лет (для пенсий, назначенных до 01.10.2011, — при наличии стажа, соответственно, 20/25 лет);

• с 1 января 2018 года — на уровне 40% от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума, при стаже 30/35 лет, по достижении 65 лет

• при отсутствии полного стажа — выплачивается пропорционально меньший размер пенсии;

• для шахтеров — в размере 80% зарплаты для исчисления пенсии, но не менее 3-х размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

3. Сохранено право для назначения пенсии по возрасту в 60 лет для лиц, имеющих полный страховой стаж

С 1 января 2018 года пенсия по возрасту будет назначаться:

• при наличии стажа на 01.01.2018 — 25 лет — в 60 лет. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;

• при наличии стажа на 01.01.2018 от 15 до 25 лет — в 63 года. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев до достижения диапазона от 25 лет до 35 лет в 2028 году;

• при наличии стажа на 01.01.2019 — 15 лет, но менее 16 лет, которые предоставляли бы право выхода на пенсию в 63 года, — назначать пенсию в 65 лет. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев. То есть с 2028 года пенсии в 65 лет будут назначаться лицам, имеющим 15-25 лет стажа.

4. Для определения права на пенсию по возрасту в страховой стаж будут засчитываться:

• ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:

— с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года включительно, которые подтверждаются справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

— с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года включительно — при условии уплаты страховых взносов независимо от уплаченного размера;

• прохождение военной службы до 31 декабря 2017 года включительно;

• пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 года включительно;

• пребывание в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 6-летнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов женщин, пребывающих в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;

• обучение в высших учебных заведениях по дневной форме обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 включительно.

5. Временная государственная социальная помощь с 01.01.2018 по 31.12.2020 будет назначаться неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим права на пенсионную выплату, — на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума — для лиц, утративших трудоспособность.

6. Лицам, которые не будут иметь 15 лет стажа, назначать государственную социальную помощь при достижении ими 65 лет.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy