Изменения в законодательстве Украины, сентябрь 2017 г. — 15 сентября 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Президент Петр Порошенко подписал Указ № 254/2017которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 10.07.2017 г. «О состоянии исполнения решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 29 декабря 2016 года «Об угрозах кибербезопасности государства и неотложных мерах по их нейтрализации», введенного в действие Указом Президента Украины от 13 февраля 2017 года № 32».

Согласно Указу, Правительство в 3-месячный срок должно урегулировать вопрос касательно запрета государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям государственной формы собственности закупать услуги (заключать договоры) по доступу к сети Интернет у операторов (провайдеров) телекоммуникаций, у которых отсутствуют документы о подтверждении соответствия системы защиты информации установленным требованиям в области защиты информации.

Также Кабинет Министров должен ввести в установленном порядке в рамках развития государственно-частного партнерства механизм привлечения физических и юридических лиц на условиях аутсорсинга к выполнению задач киберзащиты государственных электронных информационных ресурсов.

Руководствуясь Указом, Правительство при участии СБУ должно подготовить и представить на рассмотрение Парламента законопроект относительно разграничения уголовной ответственности за преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи, совершенные относительно государственных и других информационных ресурсов, касательно объектов критической информационной инфраструктуры и других объектов, а также соответствующего разграничения подследственности.

Согласно Указу, СБУ, Администрация Госспецсвязи совместно с Национальной полицией Украины должны безотлагательно активизировать сотрудничество с зарубежными партнерами касательно противодействия кибератакам на критическую информационную инфраструктуру, проведения расследований таких кибератак, установления причин и условий, способствовавших их совершению, а также отсносительно привлечения международной технической помощи для обеспечения киберзащиты государственных электронных информационных ресурсов, объектов критической информационной инфраструктуры.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· После получения решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки плательщику НДС отводится 10 к.дн. для представления соответствующей жалобы. В свою очередь, если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем данного срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем. Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных п. 102.6 НКУ.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия по вопросам рассмотрения жалоб принимает одно из следующих решений:

• удовлетворяет жалобу и упраздняет решение комиссии ГФС;

• оставляет жалобу без удовлетворения и решение комиссии ГФС без изменений.

Если мотивированное решение касательно жалобы не направляется налогоплательщику в течение 10 к.дн. со дня получения жалобы ГФС, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.

Удовлетворение жалобы является основанием для регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки, указанных в жалобе, с учетом требований п. 200 прим. 1.3 НКУ.

Данное сообщение опубликовано на официальном веб-сайте ГУ ГФС в Донецкой области.

· ИНК ГФСУ от 23.08.2017 г. № 1730/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Для применения положений п. 198.5 НКУ компенсационные налоговые обязательства определяются по товарам/услугам, необоротным активам:

• приобретенным для использования в необлагаемых операциях — на дату их приобретения;

• приобретенным для использования в налогооблагаемых операциях, которые начинают использоваться в необлагаемых операциях, — на дату начала их фактического использования, определенную в первичных документах, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

При этом Налоговым кодексом не установлена зависимость начисления налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ в случае использования приобретенных товаров/услуг в необлагаемых операциях или в нехозяйственной деятельности от факта формирования налогового кредита по операциям по приобретению таких товаров/услуг на основании зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных (кроме товаров/услуг, приобретенных или изготовленных до 1 июля 2015 года).

Итак, по товарам/услугам, необоротным активам, приобретенным после 1 июля 2015 года, предназначенным для использования в необлагаемых операциях или в нехозяйственной деятельности налогоплательщика, налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ начисляются в отчетном (налоговом) периоде, в котором поставщиком данных товаров или услуг, необоротных активов зарегистрирована в ЕРНН соответствующая налоговая накладная, то есть в том отчетном периоде, в котором у покупателя данных товаров/услуг возникли основания для включения сумм НДС, уплаченных (начисленных) при их приобретении, в состав налогового кредита.

· Если при перевозке продукции какая-то ее часть теряется или портится, предприятием осуществляется списание потерьвозникших при транспортировке. То есть часть продукции списывается как потери, а не используется в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности предприятия.

Следовательно, если во время приобретения такой продукции в состав налогового кредита были включены суммы НДС, то предприятию следует провести начисление налоговых обязательств по НДС по основной ставке (исходя из стоимости приобретения данной продукции). Для этого не позднее последнего дня отчетного периода, в котором происходит списание испорченной продукции, нужно составить и зарегистрировать в ЕРНН сводную налоговую накладную.

Данное сообщение было опубликовано на официальном веб-сайте ГУ ГФС в Винницкой области.

· ГФСУ в ИНК от 23.08.2017 г. № 1728/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.1996 г. № 28, разделены понятия электроэнергии (активной) и платы за перетоки реактивной электроэнергии, определяя последнюю платой за услуги, а не за поставленный товар.

Поэтому с целью обложения НДС операция по поставке электроэнергии (активной) является операцией по поставке товара, а плата за перетоки реактивной электроэнергии является платой за услуги.

При этом плательщик НДС, осуществляющий операции по поставке электрической энергии, определяет налоговые обязательства по НДС по данным операциям по кассовому методу с учетом полученной платы за перетоки реактивной энергии как составляющей физических процессов передачи, распределения и потребления активной электрической энергии.

Если поставщик электроэнергии получает от покупателя плату за перетоки реактивной электроэнергии, то, учитывая то что плата за перетоки реактивной электроэнергии определяется в гривнах и не имеет отдельной единицы учета, при заполнении налоговой накладной по данной операции в графе 4 указывается «послуга», а графа 5 не заполняется.

В этой же консультации контролеры в очередной раз напомнили, что для определения кода услуг согласно ГКПУ налогоплательщик может обратиться в ГП «Научно-исследовательский институт метрологии измерительных и управляющих систем», которое является разработчиком ГКПУ, по адресу: 79008, г. Львов, ул. Кривоноса, 6.

При необходимости определения кода товара согласно УКТ ВЭД налогоплательщик может обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

· С 4 августа 2017 года вступил в силу Перечень операций по расчетно-кассовому обслуживанию, не являющихся объектом налогообложения, утвержденный Постановлением Правления НБУ от 01.08.2017 г. № 73.

То есть начиная с 4 августа текущего года в соответствии с пп. 196.1.5 НКУ не являются объектом обложения НДС следующие операции по расчетно-кассовому обслуживанию:

• открытие/закрытие счетов клиентов банков (физических и юридических лиц) в национальной и иностранной валютах;

• документальное оформление или подтверждение расчетов клиентов;

• проведение расчетов клиентов;

• операции, которые обеспечивают выполнение расчетов или являются их составной частью;

• операции по кассовому обслуживанию клиентов;

• операции со специальными платежными средствами;

• операции с векселями;

• операции с электронными деньгами.

· Суммы НДС, отраженные в надлежащим образом составленных и зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных/расчетах корректировки, которые не были включены в состав налогового кредита в налоговом периоде их составления и с даты, составления которых не истекло 365 дней, могут быть включены в состав налогового кредита в следующих отчетных (налоговых) периодах до истечения 365 к.дн. с даты их составления путем отражения сумм НДС в р. ІІ «Податковий кредит» декларации по НДС.

Суммы НДС, отраженные в налоговых накладных/расчетах корректировки, которые зарегистрированы в ЕРНН и которые не были включены в состав налогового кредита в течение 365 к.дн. с даты составления, плательщик может включить в налоговый кредит путем представления уточняющего расчета за тот отчетный период, в котором данная налоговая накладная была составлена (если она была вовремя зарегистрирована в ЕРНН), или за отчетный период, в котором такая налоговая накладная была зарегистрирована в ЕРНН (если регистрация произошла с нарушением срока). Но это возможно, если с даты составления налоговой накладной не истекло 1095 дней.

Указанная норма предусмотрена п. 198.6 и п. 50.1 НКУ.

Об этом на своем официальном веб-сайте сообщило ГУ ГФС в Запорожской области.

· Если на дату представления Декларации по НДС сумма средств на электронном счете плательщика НДС превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с представленной отчетностью, налогоплательщик вправе подать в контролирующий орган в составе налоговой декларации заявление, согласно которому данные средства подлежат перечислению:

• на текущий счет плательщика НДС в сумме остатка средств, превышающей сумму налогового долга по НДС и сумму согласованных налоговых обязательств по НДС,

или

• в бюджет в счет уплаты налогового долга по налогу, возникшему начиная с 1 июля 2015 года.

В свою очередь, перечисление средств на текущий счет плательщика может осуществляться при отсутствии превышения суммы НДС, указанной в выданных налоговых накладных, составленных в отчетном периоде и зарегистрированных в ЕРНН, над суммой налоговых обязательств по НДС по операциям по поставке товаров/услуг, задекларированных в налоговой отчетности по НДС в данном отчетном периоде.

Для перечисления в бюджет/на текущий счет излишне зачисленных средств налогоплательщик должен заполнить к декларации по НДС приложение 4 «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування та/або суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість платника податку, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету».

Для соответствующего перечисления средств ГФС направляет Казначейству реестр, в котором указываются наименование налогоплательщика, налоговый номер и индивидуальный налоговый номер, сумма налога, подлежащего перечислению в бюджет или на текущий счет налогоплательщика, и реквизиты данного счета (в случае представления налогоплательщиком заявления о возврате средств на его текущий счет).

Казначейство на основании указанного реестра в течение 5 р.дн. по окончании предельного срока, установленного НКУ для самостоятельной уплаты налогоплательщиком сумм налоговых обязательств, осуществляет соответствующее перечисление.

Об этом на своем официальном веб-сайте напомнило ГУ ГФС в Тернопольской области.

· ИНК ГФСУ от 23.08.2017 г. № 1712/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Отсутствие кода товара согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной в ЕРНН до 16.03.2017 г. (по 15.03.2017 г. включительно), по операции по поставке товаров, коды товара в соответствии с УКТ ВЭД которых отсутствуют в Таможенном тарифе Украины, не определяется как ошибка, допущенная при составлении данной налоговой накладной, и не может быть единственным основанием для непризнания налогового кредита по этой налоговой накладной.

Вместе с тем налоговые накладные (в которых не указан код товара согласно УКТ ВЭД в связи с его отсутствием в Таможенном тарифе Украины), составленные и зарегистрированные в ЕРНН до 16.03.2017 г. (по 15.03.2017 г. включительно), не требуют корректировки после 16.03.2017 г. в части внесения в них условного кода товара, если отсутствуют другие причины для корректировки (изменение количества товара/услуги, пересмотр цен, исправление других ошибок).

· ИНК ГФСУ от 23.08.2017 г. № 1729/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Для налогоплательщика, применяющего кассовый метод определения налоговых обязательств по НДС, с целью составления сводной налоговой накладной, ритмическим характером поставки считается получение налогоплательщиком оплаты за товары/услуги два и больше раз в месяц.

Таким образом, плательщик НДС, применяющий кассовый метод налогового учета по НДС в соответствии с п. 44 подраздела 2 р. XX НКУ, может составлять не позднее последнего дня месяца, в котором были получены средства от отдельного покупателя налогоплательщика два или больше раз, сводные налоговые накладные на каждого такого покупателя с учетом всей суммы полученных от него средств, в течение такого месяца, даже если в этом месяце не осуществлялась поставка товаров/услуг, определенных п. 44 подраздела 2 р. XX НКУ.

· ИНК ГФСУ от 23.08.2017 г. № 1727/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Льготный режим обложения НДС, определенный п. 32 подраздела 2 р. XX НКУ, распространяется на операции по ввозу на таможенную территорию Украины и/или поставке на таможенной территории Украины продукции оборонного назначения (в т.ч. произведенной на таможенной территории Украины), определенной такой согласно п. 9 ст. 1 Закона Украины «О государственном оборонном заказе» от 03.03.1999 г. № 464-XIV (далее — Закон № 464), и/или комплектующих изделий, используемых для производства указанной продукции, при условии, если такая продукция и/или комплектующие изделия:

• классифицируются по УКТ ВЭД и соответствуют группам, товарным позициям и подкатегориям УКТ ВЭД, определенным в п. 32 подраздела 2 р. XX НКУ;

• поставляются исключительно для целей АТО.

В случае если продукция оборонного назначения (в т.ч. произведенная на таможенной территории Украины), определенная такой согласно п. 9 ст. 1 Закона № 464, и/или комплектующие изделия, используемые для производства указанной продукции, соответствуют другим группам, товарным позициям и подкатегориям УКТ ВЭД, чем те, которые определены в п. 32 подраздела 2 р. XX НКУ, то операции по ввозу на таможенную территорию Украины и/или поставке на таможенной территории Украины данной продукции и/или комплектующих изделий подлежат обложению НДС на общих основаниях.

В то же время торгово-промышленные палаты должны, в частности, удостоверять и выдавать сертификаты о происхождении товаров, сертификаты определения продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями и прочие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической дальности. При этом методические и экспертные документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их полномочий, являются обязательными для применения на всей территории Украины (п. 1 и п. 2 ст. 11 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 г. № 671/97-ВР).

· ИНК ГФСУ от 18.08.2017 г. № 1673/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

С целью определения плательщиком НДС, применяющим кассовый метод налогового учета, даты возникновения налоговых обязательств зачисление встречных однородных требований, оформленное актом проведения данного зачисления, считается другим видом компенсации стоимости поставленных (или подлежащих поставке) товаров (услуг). В свою очередь, датой возникновения налоговых обязательств в этом случае является дата составления такого акта, отраженная в соответствующих первичных (бухгалтерских) документах.

· ИНК ГФСУ от 23.08.2017 г. № 1709/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Предприятие планирует передать оборудование в срочное безвозмездное пользование без перехода права собственности на основании договора ссуды.

С целью обложения НДС данная операция не является объектом налогообложения в понимании п. 185.1 НКУ, поскольку эта операция не соответствует определению операций по поставке товаров/услуг, предоставленному пп. 14.1.185 и пп. 14.1.191 НКУ.

Что касается обложения налогом на прибыль, то НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на разницы, возникающие по операциям по передаче активов в безвозмездное срочное пользование (ссуду). Данные операции при формировании финансового результата до налогообложения отражаются согласно правилам бухгалтерского учета.

Но стоит обратить внимание, что в соответствии с пп. 140.5.9 и пп. 140.5.10 НКУ финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается, в частности:

• на сумму средств или стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, бесплатно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, являющейся объединением страховщиков, если участие страховщика в этом объединении является условием осуществления деятельности такого страховщика согласно закону), в размере, превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года;

• на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи (бесплатно предоставленных товаров, работ, услуг) лицам, не являющимся налогоплательщиками (кроме физлиц), и налогоплательщикам, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с п. 44 подраздела 4 р. XX НКУ, кроме безвозвратной финансовой помощи (бесплатно предоставленных товаров, работ, услуг), перечисленной неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг, для которых применяется положение пп. 140.5.9 НКУ.

Налог на прибыль

· ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской области от 22.08.2017 г. № 1707/ІПК/04-36-12-32-20.

Дебиторская задолженность по перечисленному авансу, по которой истек срок исковой давности, будет относиться к безнадежной на основании пп. «а» пп. 14.1.11 НКУ, если соответствующие меры по ее взысканию не привели к положительным последствиям. Мерами по взысканию задолженности могут быть, в частности: предоставление претензий должнику, обращение в суд, подача заявления на банкротство должника.

Налог на прибыль

В случае списания дебиторской задолженности, которая соответствует/не соответствует признакам, установленным пп. 14.1.11 НКУ, по которой не создан резерв сомнительных долгов, финансовый результат до налогообложения согласно пп. 139.2.1 НКУ подлежит увеличению на сумму списанной задолженности.

Вместе с тем уменьшение финансового результата, согласно пп. 139.2.2 НКУ, осуществляется только на сумму дебиторской задолженности, которая соответствует признакам пп. 14.1.11 НКУ, действующим на дату ее списания, независимо от того, создан ли резерв сомнительных долгов по данной задолженности.

К тому же стоит отметить, что при списании безнадежной дебиторской задолженности предприятие признает расходы на общую сумму такой задолженности по данным бухгалтерского учета, то есть с учетом налога на добавленную стоимость, в случае если по договору НДС является составляющей суммы аванса за товар.

НДС

Что касается налоговых последствий в части НДС, то следует отметить, что по факту признания дебиторской задолженности безнадежной данная задолженность подлежит списанию с учетом НДС, по стоимости оплаченного товара/услуги (НДС).

То есть в соответствии с п. 198.3 НКУ при таких условиях налогоплательщик теряет право на налоговый кредит по этим товарам/услугам.

Учитывая вышеизложенное, ООО необходимо откорректировать сумму налогового кредита, сформированного при предварительной оплате непоставленных товаров/услуг.

· Письмо ГФС Украины от 14.08.2017 г. № 21674/7/99-99-1401-02-17.

27 июля 2017 года вступило в силу Постановление КМУ «Об утверждении перечня организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющихся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица» от 04.07.2017 г. № 480.

Перечень принят во исполнение пп. «г» пп. 39.2.1.1 НКУ, согласно которому хозоперации налогоплательщика, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль налогоплательщика, осуществляемые с нерезидентами — неплательщиками налога на прибыль (корпоративного налога) и/или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица, являются контролируемыми операциями.

Хозяйственные операции с нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в Перечень № 480, будут признаваться неконтролируемыми в случае уплаты нерезидентом налога на прибыль (корпоративного налога) в отчетном календарном году, в котором осуществлялись указанные хозяйственные операции.

С учетом п. 41 подраздела 10 р. ХХ НКУ хозяйственные операции, определенные пп. «г» пп. 39.2.1.1 НКУ, признаются контролируемыми с даты вступления в силу Перечня № 480. Следовательно, при соответствии хозяйственных операций критериям, определенным пп. «г» пп. 39.2.1.1 и пп. 39.2.1.7 НКУ, они могут признаваться контролируемыми с 27 июля 2017 года.

Вместе с тем условия, определенные пп. 39.2.1.7 НКУ (годовой доход налогоплательщика и объем хозяйственных операций с каждым контрагентом), рассчитываются для 2017 года по итогам всего отчетного (календарного) года.

· Налогоплательщик, который самостоятельно (в т.ч. по результатам электронной проверки) выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан за исключением случаев, установленных п. 50.2 НКУ:

• направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% от такой суммы до представления данного уточняющего расчета,

или

• отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по данному налогу.

Декларация по налогу на прибыль может представляться налогоплательщиком как отчетная (отчетная новая), так и уточняющая (соответствующие отметки делаются в поле 1 заглавной части декларации). При этом если доходная декларация подается как уточняющая, то в поле 3 ее заглавной части указывается отчетный (налоговый) период, за который проводится уточнение.

Если исправление ошибок осуществляется в отчетной (отчетной новой) декларации за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлены ошибки, то в Приложении ВП к декларации по налогу на прибыль налогоплательщик отражает правильные показатели за налоговый период, который уточняется, и, сравнивая их с соответствующими строками декларации, которые уточняются, определяет сумму увеличения (уменьшения) налогового обязательства по налогу на прибыль. При этом в составе отчетной (отчетной новой) декларации могут быть уточнены показатели за один отчетный период и представлено одно Приложение ВП.

В заглавной части Приложения ВП указывается отчетный период, который уточняется, и проставляется отметка «Звітна» или «Звітна нова». Приложения к строкам Приложения ВП, на которые есть ссылки в Приложении ВП, не заполняются и не подаются.

В свою очередь, налогоплательщик должен подать дополнение к такой декларации, составленное в произвольной форме, с пояснением проведенных исправлений (п. 46.4 НКУ).

· ИНК от 23.08.2017 г. № 1732/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Если средства, полученные неприбыльной организацией как проценты от размещения свободных средств на банковском депозите, будут использованы для осуществления своей уставной деятельности без распределения данных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других, связанных с ними лиц, то такое использование не является нарушением требований пп. 133.4.2 НКУ.

Налог на доходы физлиц

· ГФС в ИНК от 23.08.2017 г. № 1718/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Основная сумма возвратной финпомощи, предоставленной налогоплательщиком (физлицом) другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемой налогоплательщиком (физлицом) в соответствии с пп. 165.1.31 НКУ, освобождены от обложения НДФЛ и военным сбором.

Однако, как отмечает ГФС в ИНК, если по договору беспроцентного займа (возвратной финпомощи) юрлицо (работодатель) предоставляет средства работнику, но при этом перечисление средств осуществляется на счет другого физлица — налоговики предпочитают признавать данную выплату «прочими доходами» в понимании НКУ (пп. 164.2.20 НКУ), подлежащими обложению НДФЛ и военным сбором на общих основаниях.

Поэтому, выплачивая возвратную финпомощь физлицу, очень важно, чтобы фактическим получателем средств было именно лицо, с которым заключен договор возвратной финпомощи. Иначе освобождение от налогообложения с пп. 165.1.31 НКУ не работает.

· ГФС в ИНК от 23.08.2017 г. № 1719/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

В 2013 — 2016 гг. согласно действующим в указанный период редакциям НКУ ставка НДФЛ для обложения дивидендов составила 5%. С 01.01.2017 дивиденды облагаются НДФЛ по ставке 9%.

При этом доходы в виде дивидендов окончательно облагаются налоговым агентом во время их начисления налогоплательщику (пп. 170.5.4 НКУ).

ГФС подчеркнула: доход в виде дивидендов, начисленный с 1 января 2017 года за периоды 2013 — 2016 гг., облагается НДФЛ по ставке 9% и военным сбором — по ставке 1,5%.

Данный вывод специалистов ГФС абсолютно правильный, ведь дата начисления дивидендов — 2017 год, а значит, согласно пп. 170.5.4 НКУ действуют правила налогообложения 2017 года.

· ИНК от 19.08.2017 г. № 1678/10/ІПК/15-32-13-01-09.

Сумма скидки включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика исключительно в случае, если данная скидка носит индивидуальный (персональный) характер.

Судя по запросу налогоплательщика, была разработана Программа «Е-ваучер», которая помогает малым и средним производителям плодоовощной продукции преодолеть финансовый барьер при покупке качественных товаров и предлагает участникам такого проекта приобретение необходимых в хозяйстве материалов и товаров со скидкой. При этом чтобы получить скидку, нужно оформить заявку на получение «Е-ваучера», который поступает на мобильный телефон в виде СМС-сообщения со специальным кодом, по которому в установленных магазинах можно приобрести выбранный товар по более низкой цене, а именно — со скидкой.

Под предоставлением «Е-ваучера» физическим лицам — предпринимателям подразумевается уменьшение суммы оплаты за товар или услугу в размере и порядке, которые установлены правилами «Программы Е-ваучер». В то же время код товара, а также сумма «Е-ваучера» устанавливаются для каждого участника индивидуально по данной Программе. Участник Программы получает право на покупку товара или услуги с момента получения СМС, имеющего срок действия. Сумму «Е-ваучера» нельзя перевести в наличку или преобразовать в любой другой вид, кроме такого, который обусловлен правилами данной Программы. Участник «Программы Е-ваучер» не может передавать ваучер другому лицу, в т.ч. — другому участнику Программы.

Подытоживая сказанное, по своей правовой сути скидка, предоставленная по правилам «Программы Е-ваучер», является индивидуальной (персонифицированной).

Вместе с тем в целях налогообложения для физических лиц — предпринимателей — участников Программы «Е-ваучер» приобретение товаров или услуг со скидками рассматривается как часть бесплатно полученных товаров (услуг). При этом следует учитывать положение п. 4 ст. 632 ГКУ, согласно которому, если цена в договоре не установлена и не может быть определена исходя из его условий, она определяется исходя из обычных цен, сложившихся на аналогичные товары, работы или услуги на момент заключения договора.

В свою очередь, в соответствии с п. 177.8 НКУ при начислении (выплате) физическому лицу — предпринимателю дохода от осуществления им предпринимательской деятельности, субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) данный доход, не удерживают налог на доходы у источника выплаты, если физическим лицом — предпринимателем, который получает такой доход, предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом как субъекта предпринимательской деятельности.

· Волынские налоговики на своем официальном сайте подчеркнули, что объектом обложения НДФЛ и военным сбором является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (пп. 163.1.1 НКУ). Перечень облагаемых доходов приведен в ст. 164 НКУ, перечень доходов, освобожденных от налогообложения, — в ст. 165 НКУ. Кроме того, налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог с суммы данного дохода за его счет.

Если физлицо получает доходы не от налогового агента (а от другого физлица), оно обязано включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и представить налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах по результатам отчетного налогового года, а также уплатить налог с таких доходов (пп. 168.2.1 НКУ).

НКУ не содержит отдельного понятия «бэушных товаров». Однако содержит понятие «товары» — это материальные и нематериальные активы, в т.ч. земельные участки, земельные доли (паи), а также ценные бумаги и деривативы, используемые в каких-либо операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению (пп. 14.1.244 НКУ).

Вместе с тем продажа (реализация) товаров — это любые операции, осуществляемые, в частности, согласно договорам купли-продажи и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на данные товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления.

Учитывая вышеизложенное, специалисты ГФС в Волынской области разъяснили:

• относительно ломбардных операций — в случае невозврата денежных средств в виде финансового кредита в срок, установленный договором, сумма данного кредита включается в налогооблагаемый доход налогоплательщика и облагается налогом на общих основаниях. Ломбард в таком случае выступает налоговым агентом;

• относительно продажи движимого имущества в Интернете — такие доходы облагаются НДФЛ и военным сбором. Если покупателем имущества выступает субъект хозяйствования — он обязан удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Если же товар приобретет физлицо — продавец обязан задекларировать данный доход;

• относительно сдачи вторсырья, бытовых отходов — сумма дохода, полученная налогоплательщиком за сданные (проданные) им вторичное сырье, бытовые отходы, освобождена от налогообложения (пп. 165.1.25 НКУ);

• относительно продажи собственной сельхозпродукции — доходы, полученные от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, выращенной, собранной непосредственно физическим лицом на земельных участках, предоставленных ему в размерах, установленных ЗКУ для ведения садоводства и/или для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки) и/или для индивидуального дачного строительства, не облагаются НДФЛ и военным сбором.

Акцизный налог

· ИНК от 23.08.2017 г. № 1734/6/99-99-15-03-03-15/ІПК.

Для горючего, при производстве которого в качестве сырья использованы другие облагаемые подакцизные товары, суммаакцизного налога к уплате уменьшается на сумму налога, рассчитанного для данного сырья (п. 217.6 НКУ).

Производитель нефтепродуктов, который в качестве сырья использует другие облагаемые подакцизные товары, импортируемые другим юридическим лицом, может руководствоваться положением п. 217.6 НКУ только в случае, если приобретенное им подакцизное сырье учитывается в СЭАРГ.

· ИНК от 23.08.2017 г. № 1717/6/99-99-15-03-03-15/ІПК.

Если субъект хозяйствования реализует товары (продукцию), в т.ч. и подакцизную, через собственный магазин беспошлинной торговли, то по данным операциям обязанность касательно регистрации плательщиком акцизного налога не возникает.

Напомним: не подлежат обложению акцизным налогом операции по экспорту подакцизных товаров (продукции) налогоплательщиком за пределы таможенной территории Украины (пп. 213.2.1 НКУ).

Также освобождаются от налогообложения операции по ввозу подакцизных товаров (продукции) из-за пределов таможенной территории Украины на таможенную территорию Украины, если при этом согласно закону не взимается налог на добавленную стоимость в связи с размещением товаров (продукции) в таможенном режиме беспошлинной торговли (пп. 213.3.3 НКУ).

Поскольку у субъекта хозяйствования не возникает обязанность регистрации плательщиком акцизного налога по операциям по реализации товаров через магазины беспошлинной торговли, то составлять и подавать декларацию акцизного налога по указанным операциям ему не нужно.

Налоговики в ИНК от 23.08.2017 г. № 1717/6/99-99-15-03-03-15/ІПК напомнили о п. 226.10 НКУ, согласно которому не подлежат маркировке:

• алкогольные напитки и табачные изделия, которые ввозятся в Украину и размещаются в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли;

• алкогольные напитки и табачные изделия, поставляемые для реализации магазинам беспошлинной торговли непосредственно отечественными производителями такой продукции по прямым договорам, заключенным между отечественными производителями алкогольных напитков и табачных изделий и владельцами магазинов беспошлинной торговли. При этом перемещение алкогольных напитков и табачных изделий, направляемых производителями в магазины беспошлинной торговли, осуществляется под таможенным контролем с применением мер гарантирования доставки.

Кроме того, товары, помещенные в таможенный режим беспошлинной торговли, в течение всего срока пребывания в данном режиме находятся под таможенным контролем, то есть касательно этих товаров осуществляется совокупность мер в целях обеспечения соблюдения норм Таможенного кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела (ст. 142 ТКУ).

· 30 августа опубликовано Постановление КМУ от 09.08.2017 г. № 634 (далее — Постановление № 634), согласно которому ожидается следующее повышение минимальных оптово-отпускных цен на алкоголь:

• водка и ликеро-водочные изделия — от 14% до 20%;

• виски, ром и джин — до 7%;

• коньяк — от 14% до 29%;

• вина — от 7% до 14%.

Больше всего возрастут оптово-отпускные цены на водку — 20% и розничная цена на 5-звездочный коньяк — 29%.

Постановление № 634 вступает в силу через 10 дней после опубликования.

Обратите внимание: на сегодняшний день отсутствует единый подход на государственном уровне в части вступления в силу нормативно-правовых актов КМУ. Во избежание недоразумений с контролирующими органами советуем ориентироваться на ту дату вступления в силу Постановления № 634, которая будет обнародована на сайте ВРУ.

Банковская деятельность

· Постановление Правления НБУ от 22.08.2017 г. № 81.

НБУ внес очередные изменения в Постановление № 410, направленные на ослабление антикризисных ограничений на валютном рынке. В частности:

1) физлица смогут получать наличные в инвалюте или банковские металлы — с текущих и депозитных счетов через кассы и банкоматы без ограничений по сумме;

2) снят запрет на выпуск сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя и упразднено требование погашать их только путем перечисления средств на счет владельца сертификата или предъявителя;

3) для депозитных сертификатов в инвалюте упразднено требование к минимальному сроку размещения;

4) перечень исключений по запрету на досрочное погашение кредитов и займов перед иностранными кредиторами дополнен случаями, когда в состав акционеров нерезидента-кредитора, которому осуществляется досрочное погашение, входит иностранное государство или иностранный банк (это иностранное государство должно относиться к странам, имеющим официальную рейтинговую оценку не ниже категории А, подтвержденную в бюллетене одной из ведущих мировых рейтинговых компаний (Fitch Ratings, Standard&Poor’s, Moody’s));

5) для банков упрощен расчет ежедневного лимита покупки валюты в собственную позицию в разрезе операций на условиях тод, спот и форвард.

· Национальный банк решил позволить банкам выдачу кредитов в национальной валюте (в т.ч. по открытым кредитным линиям и путем пролонгации ранее предоставленных кредитов), если в обеспечение выполнения обязательств по ним предоставлены имущественные права на средства в иностранной валюте, размещенные на счетах в банках.

Данный шаг по валютной либерализации предусмотрен постановлением Правления Национального банка «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Украины от 13 декабря 2016 года № 410» от 29.08.2017 г. № 82.Оно вступает в силу 30 августа 2017 года.

· С целью применения положения пп. 14.1.11 НКУ к безнадежной задолженности банками относится задолженность по финансовому кредиту, по которому просрочка погашения долга (его части) составляет более 360 дней.

То есть если задолженность по основной сумме долга по кредитному договору просрочена более чем на 360 дней, а по сумме начисленных доходов банка по данному кредитному договору такая задолженность (просроченная свыше 360 дней) отсутствует, то безнадежным для целей налогообложения признается весь финансовый актив, включающий как задолженность по основному долгу, так и задолженность по начисленным доходам.

Это разъяснение предоставил Минфин в письме от 14.07.2017 г. № 11210-11-10/18862.

· Письмо НБУ от 21.08.2017 г. № 25-0008/58284.

Банк, руководствуясь нормами п. 72 р. V Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 26.06.2015 г. № 417 (далее — Положение № 417), самостоятельно с учетом риск-ориентированных подходов определяет перечень необходимой информации, в т.ч. информации, которая является публичной (открытой), и/или дополнительных документов, в т.ч. официальных документов, которые должны использоваться для проведения оценки (уточнения оценки) финансового состояния клиента, при условии, если объем информации по таким документам является достаточным, по мнению банка, для проведения соответствующей эффективной оценки (уточнения оценки) финансового состояния клиента, а также надлежащего анализа соответствия финансовых операций клиента его финансовому состоянию (оценке финансового состояния).

Суть применения риск-ориентированного подхода заключается в том, что банки в случае выявления финансовых операций, которые не соответствуют финансовому состоянию (оценке финансового состояния) и/или содержанию деятельности клиента, экономическая целесообразность (смысл) по которым отсутствует, или могут иным образом подталкивать банк на осуществление (привлечение к осуществлению) рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, и/или действий, предусмотренных Уголовным кодексом Украины, с учетом специфики деятельности, типов клиентов, предоставленных услуг, сумм финансовых операций, принимают меры, предусмотренные п.п. 1-3 п. 72 р. V Положения № 417.

В то же время, используя принцип риск-ориентированного подхода к клиентам с низким уровнем риска, которые не осуществляют финансовые операции в больших объемах и в отношении которых в банке не возникает подозрений, в т.ч. тем, которые имеют счета исключительно для получения заработной платы, пенсионных и прочих социальных выплат, и финансовые операции которых не являются рисковыми, банку не нужно принимать меры, предусмотренные п.п. 1-3 и абз. 6 п. 72 р. V Положения № 417.

При этом банк, используя риск-ориентированный подход как механизм предотвращения легализации уголовных доходов/финансирования терроризма, а также предупреждения совершения рисковой деятельности, самостоятельно определяет соответствующие показатели и перечень клиентов, касательно которых не нужно осуществлять указанные дополнительные меры.

Частные предприниматели

· Физическое лицо — предприниматель, которое на начало года было плательщиком единого налога и перешло на общую систему налогообложения с 01 апреля (01 июля или 01 октября), не может вернуться в текущем году на упрощенную систему налогообложения, поскольку данное лицо уже воспользовалось своим правом на применение упрощенной системы налогообложения в текущем году.

Вместе с тем такое физическое лицо может перейти на упрощенную систему налогообложения с 01 января следующего года при условии соответствия требованиям ст. 291 НКУ.

Для перехода на упрощенную систему необходимо не позднее чем за 15 к.дн. до начала следующего календарного квартала подать соответствующее заявление. В нашем случае для общесистемщиков, которые намерены снова перейти на упрощенную систему налогообложения, последний день подачи заявления — 15 декабря 2017 года.

По данным ГУ ГФС в Волынской области.

Лицензирование

· Письмо ГРСУ от 20.07.2017 г. № 5955/0/20-17.

Если лицензиат прекращается в результате слияния, присоединения или преобразования и его правопреемник намерен осуществлять вид хозяйственной деятельности, на проведение которого у лицензиата была лицензия, такой правопреемник имеет право для обеспечения завершения организационных мероприятий, связанных с получением новой лицензии на его осуществление, проводить в срок, не превышающий 3-х месяцев, данный вид хозяйственной деятельности на основании ранее выданной лицензии.

По истечении данного срока правопреемник обязан получить новую лицензию, а ранее выданная лицензия подлежит аннулированию (ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII, далее — Закон № 222).

Однако для акционерных обществ предусмотрено специальное правило: изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа или в связи с преобразованием в другое хозяйственное общество НЕ является основанием для переоформления лицензии (ч. 7 ст. 15 Закона № 222).

Об этом сообщила ГРСУ и одновременно напомнила: лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования обо всех изменениях данных, которые были указаны в его документах, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, в срок, установленный лицензионными условиями, но не позднее 1-го месяца со дня наступления этих изменений (ч. 2 ст. 15 Закона № 222).

Контроль и ответственность

· Управление погашения долга ГУ ГФС в Днепропетровской области предоставило ответы на следующие вопросы.

Вопрос 1. Каков механизм взыскания налогового долга за счет дебиторской задолженности налогоплательщика?

Механизм взыскания с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы ГФС, в счет погашения налогового долга данного налогоплательщика определен п. 87.5 и п. 95.22 НКУ.

Контролирующий орган заключает с налогоплательщиком договор о переводе права требования такой дебиторской задолженности. Эта дебиторская задолженность продолжает оставаться активом налогоплательщика, имеющего налоговый долг, о чем указывается в договоре между налогоплательщиком и контролирующим органом, и должна быть соответствующим образом раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.

Налоговый долг продолжает учитываться за налогоплательщиком, у которого он возник, до поступления средств в бюджет за счет взыскания данной дебиторской задолженности.

Вопрос 2. При каких обстоятельствах применяется административный арест имущества налогоплательщика?

Арест имущества может быть применен, если выясняется одно из следующих обстоятельств:

• налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге;

• физлицо, имеющее налоговый долг, выезжает за рубеж;

• налогоплательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц контролирующего органа;

• отсутствуют разрешения (лицензии) на осуществление хозяйственной деятельности, а также при отсутствии РРО, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, кроме случаев, определенных законодательством;

• отсутствует регистрация лица в качестве налогоплательщика в контролирующем органе, если такая регистрация является обязательной в соответствии с НКУ, или когда налогоплательщик, получивший налоговое уведомление либо имеющий налоговый долг, совершает действия по переводу имущества за пределы Украины, его сокрытие или передачу другим лицам;

• налогоплательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге;

• налогоплательщик не допускает налогового управляющего к составлению акта описи имущества, которое передается в налоговый залог;

• налогоплательщик (его должностные лица или лица, которые осуществляют наличные расчеты и/или осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию) отказывается от проведения в соответствии с требованиями НКУ инвентаризации основных средств, ТМЦ, денежных средств (снятие остатков ТМЦ, наличности).

Вопрос 3. Каков механизм взыскания налогового долга физического лица?

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленные законодательством сроки, орган ГФС направляет (вручает) ему налоговое требование в соответствии с требованиями ст. 59 НКУ.

С целью обеспечения исполнения налогоплательщиком своих обязанностей касательно уплаты налогов и сборов имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг, передается в налоговый залог.

Согласно требованиям, ст. 87 НКУ, органы ГФС обращаются в суд с иском о взыскании суммы налогового долга за счет активов физического лица — должника.

Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется государственной исполнительной службой согласно закону об исполнительном производстве.

По решению суда, вступившему в законную силу, выдается исполнительный лист, который направляется государственному исполнителю для исполнения.

Информация опубликована на официальном веб-сайте ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· Минфин Приказом от 30.06.2017 г. № 610 утвердил Порядок направления контролирующими органами налоговых требований налогоплательщикам.

Документ разработан на основании Порядка направления органами доходов и сборов налоговых требований плательщикам налогов, утвержденного приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 576: сохранены структура, основные положения и т.п.

Однако в отличие от своего предшественника действующий Порядок учитывает изменения в НКУ, заработавшие с 01.01.2017 г. (внесенные Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII).

К сведению

· Для постановки на учет по неосновному месту учета налогоплательщик обязан в течение 10-ти рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта либо подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению либо связаны с налогообложением, подать в контролирующий орган заявление о постановке на учет по неосновному месту учета по форме № 17-ОПП. Указанное заявление можно подать как в контролирующий орган по неосновному месту учета, так и в контролирующий орган по основному месту учета.

Кроме того, постановка на учет по неосновному месту учета также осуществляется на основании:

• уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением, или через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП, представленного плательщиком, если в таком уведомлении налогоплательщик определил контролирующий орган, в котором намерен стать на учет по неосновному месту учета по месту расположения соответствующего объекта налогообложения;

• заявления по форме № 5-ОПП, представленного нотариусом, если в данном заявлении плательщик указал намерение стать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению рабочего места.

В случае если налогоплательщик определил контролирующий орган, в котором желает стать на учет по неосновному месту учета, в уведомлении по форме № 20-ОПП или заявлении по форме № 5-ОПП налогоплательщик освобождается от обязанности представления в контролирующий орган заявления по форме № 17-ОПП.

О соответствующем порядке постановки на учет по неосновному месту учета напомнило ГУ ГФС в Закарпатской области.

Труд и заработная плата

· Если кандидат для призыва на военные сборы является военнообязанным и утвержден, и внесен в список военнообязанных, призванных для прохождения учебных сборов, то на первом этапе документального оформления предоставляется Приказ об освобождении сотрудника от работы на время прохождения учебных военных сборов на основании повестки районного (городского) военного комиссариата.

Подтверждением отсутствия военнообязанного и участия его в сборах является военный билет, в котором указывается продолжительность сборов и который заверяется печатью воинской части, в частности, который он должен подать в кадровую службу предприятия.

В кадровых документах, а именно в Табеле учета рабочего времени, данное отсутствие сотрудника на работе отмечается как ІН (код 22), то есть другое неотработанное время, предусмотренное законодательством (военные сборы).

Соответствующее разъяснение предоставили специалисты ГУ Гоструда во Львовской области и в то же время отметили: форма Табеля учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5), утвержденная приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489, носит рекомендательный характер и состоит из минимального количества показателей, необходимых для заполнения форм государственных статистических наблюдений. В случае необходимости можно применять и другую форму табеля, но при этом обязательно наличие первичного учета показателей касательно использования рабочего времени, явок и неявок работников, определенных формами государственных статистических наблюдений по труду.

· Гострудом разъяснен алгоритм действий работодателя при высвобождении работников в случае принятия решения о сокращении численности или штата работников (п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТУ).

1. Обращение в профсоюз относительно проведения консультаций по вопросам сокращения численности или штата работников

Это нужно сделать не позднее чем за 3 месяца до запланированного увольнения.

2. Определение преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности работников

При определении работников, подлежащих увольнению, необходимо учитывать преимущественное право на оставление на работе, которое предоставляется работникам с более высокой квалификацией и производительностью труда, определенное ст. 42 КЗоТУ. Также следует принимать во внимание льготные категории граждан, увольнение которых по инициативе работодателя запрещено.

3. Предупреждение работников о возможном сокращении численности или штата работников и предложение другой работы

В соответствии с требованиями ст. 49 прим.2 КЗоТУ, об увольнении в связи с сокращением численности или штата на предприятии, в учреждении, организации работники предупреждаются не позднее чем за 2 месяца.

Одновременно с предупреждением об увольнении работодатель предлагает работнику другую работу на том же предприятии — конечно, если таковая имеется. В первую очередь, предлагается работа по соответствующей специальности, а если такой работы нет, — другая работа, которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья.

4. Уведомление Государственной службы занятости Украины о запланированном массовом высвобождении

Предприятиями, учреждениями и организациями заполняется форма № 4-ПН «Інформація про заплановане масове вивільнення працівників у зв’язку із змінами в організації виробництва і праці», утвержденная приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 г. № 317.

Соответствующая информация предоставляется не позднее чем за 2 месяца до высвобождения работников в территориальный орган Государственной службы занятости Украины в городах Киеве и Севастополе, районе, городе, районе в городе (далее — территориальный орган) по месту регистрации в качестве плательщика ЕСВ.

5. Обращение в первичную профсоюзную организацию (к профсоюзному представителю) относительно сокращения численности или штата работников

Для профсоюза важно соблюдение 15-дневного срока рассмотрения представления работодателя, как это предусмотрено ч. 1 ст. 39 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.1999 г. № 1045-XIV.

О принятом решении профсоюзный орган сообщает собственнику или уполномоченному им органу в письменной форме в 3-дневный срок после его принятия. В случае пропуска данного срока считается, что профсоюзный орган дал согласие на расторжение трудового договора (ч. 5 ст. 43 КЗоТУ).

6. Увольнение работника, выдача ему трудовой книжки и проведение расчета

Увольнение работников должно происходить не ранее истечения 2-месячного предупредительного срока (сокращение срока предупреждения возможно при наличии согласия работника).

В день увольнения работнику выдаются надлежащим образом оформленная трудовая книжка и копия приказа об увольнении (ст. 47 КЗоТУ).

В соответствии со ст. 44 КЗоТУ, в случае прекращения трудового договора согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТУ работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка.

В случае увольнения работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, учреждения, организации (в т.ч. денежной компенсации за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска — согласно ст. 38 КЗоТУ и выходного пособия — согласно ст. 44 КЗоТУ), осуществляется в день увольнения в соответствии со ст. 116 КЗоТУ.

· Женщине, которая работает и имеет двух или больше детей в возрасте до 15-ти лет, или ребенка-инвалида, или которая усыновила ребенка, матери инвалида с детства подгруппы А I группы, одинокой матери предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 к.дн. без учета праздничных и нерабочих дней (ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР).

При наличии нескольких оснований для предоставления данного отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 к.дн.

Что касается предоставления социального дополнительного отпуска одинокой матери, то право на такой отпуск имеют следующие одинокие матери:

• женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери;

• вдова;

• женщина, которая воспитывает ребенка без отца (в т.ч. разведенная женщина, воспитывающая ребенка без отца, несмотря на факт получения алиментов).

При этом работодателю необходимо предоставить документы, подтверждающие статус одинокой матери, воспитывающей ребенка без отца. Достоверность документа об отсутствии участия отца в воспитании ребенка определяет работодатель.

· У работника отсутствует право на материальное обеспечение в связи с временной нетрудоспособностью, которая подтверждается не листком нетрудоспособности, а другим документом (в т.ч. и справкой от врача).

Также и у предприятия отсутствует обязанность оплачивать работнику дни временной нетрудоспособности, которая подтверждается справкой.

В свою очередь, наличие листка нетрудоспособности является обязательным условием лишь в части возникновения у застрахованного лица права на материальное обеспечение вследствие наступления страхового случая, и не может считаться единственным документом, подтверждающим уважительность причин (связанных с неудовлетворительным состоянием здоровья) отсутствия на работе работника.

То есть если справка была выдана должностными лицами заведения здравоохранения в пределах их компетенции и с соблюдением требований действующего законодательства, а указанная в справке информация является достоверной и свидетельствует о том, что работник в течение указанного в справке периода действительно находился на лечении в заведениях здравоохранения или о том, что его состояние здоровья не позволяло ему выполнять свою трудовую функцию, то в данном случае отсутствие работника на работе должно считаться таким, которое произошло по уважительным причинам.

В описанной ситуации (когда отсутствует больничный, но есть справка от врача) для достоверного учета рабочего времени работника можно использовать условное обозначение «НН» (неоплачиваемая временная нетрудоспособность в случаях, предусмотренных законодательством (в связи с бытовой травмой и др.), подтвержденная справками лечебных заведений).

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Этой осенью могут быть приняты необходимые решения, которые одновременно изменят ситуацию во многих сферах нашей жизни.

Речь идет о 5-ти ключевых пакетах законопроектов, касающихся приоритетных реформ. А именно — образования, медицины, пенсионной системы, новых стандартов в финансовой сфере, управлении государственной собственностью, внедрения электронных услуг и изменений в административном управлении.

Пенсионная реформа (четыре законопроекта — № 6614, № 6615, № 6616, № 6617)

Ко второму чтению готовится законопроект, который даст возможность пересчитать пенсии более 5,6 млн граждан и провести индексацию пенсий для порядка 4 млн граждан.

Предложенные Правительством решения не предусматривают повышение пенсионного возраста, зато отменяют 15-процентное налогообложение пенсий работающим пенсионерам.

Образовательная реформа (законопроект № 3491-д)

Принятие образовательной реформы обеспечит внедрение новых принципов обучения и управления школами, предоставит школам большую автономию в распоряжении финансовыми ресурсами и формировании учебного процесса.

Медицинская реформа (законопроекты № 6327, № 6604)

Реформа здравоохранения обеспечит создание в стране современной модели финансирования здравоохранения, в которой деньги ходят за пациентом. Это позволит пациенту выбирать врача и больницу — независимо от места регистрации. Отдельный пункт изменений — введение государственного гарантированного и бесплатного для пациента пакета качественных медицинских услуг и лекарств.

Электронные доверительные услуги (законопроект № 4685)

Законопроект предусматривает введение электронных инструментов, облегчающих ведение бизнеса и обеспечивающих дополнительные возможности для граждан и предприятий на основе использования новейших технологий.

Документом предлагается создать механизмы онлайн-общения бизнеса с органами власти и ввести онлайн-доступ к административным услугам для граждан. Как ожидают в Правительстве, инициатива обеспечит широкие возможности украинского бизнеса в едином цифровом пространстве ЕС.

Международные стандарты финотчетности (законопроект № 4646-д)

Законопроект направлен на усиление позиций Украины в рейтингах легкости ведения бизнеса, обеспечения притока прямых инвестиций и установления прозрачности финансовой отчетности компаний. Речь идет об обязательном применении международных стандартов учета для крупных предприятий и одновременном уменьшении отчетности для малого бизнеса, об открытости добывающих компаний и доступе граждан к финансовым отчетам предприятий.

· Минсоцполитики разработало проект изменений в КЗоТ и Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР о предоставлении дополнительных гарантий, связанных с совмещением семейных и трудовых обязанностей.

Законопроектом предлагается:

• разрешить брать отпуск до достижения ребенком 3-летнего возраста не только матерям, но и отцам;

• предоставлять родителям двух и больше малолетних детей ежегодный отпуск в удобное для них время, дополнительный отпуск до 10 к. дн., а также отпуск до 14 к. дн. без сохранения зарплаты на время карантина;

• не привлекать отцов малолетних детей или детей с ограниченными возможностями к сверхурочной работе или командировкам без их согласия;

• вводить по просьбе отца, имеющего детей до 14-ти лет, неполное рабочее время.

Удивляет только то, что вроде как осенью ожидается принятие Трудового кодекса, в проекте которого определена такая категория, как «работники с семейными обязанностями» с аналогичными гарантиями. Но при этом разработаны еще несколько законопроектов (изменения относительно предоставления отпусков, о работе в ночное время, теперь — и касательно предоставления родителям таких же прав, как и женщинам, имеющим детей).

Таким образом, создается впечатление, что не существует стратегического направления реформирования трудового законодательства, но при этом законотворческая деятельность приобретает хаотический характер.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy