Изменения в законодательстве Украины, сентябрь 2017 г. — 26 сентября 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов нерезидентов-инвесторов в ценные бумаги» (правительственный проект № 7052) принят Верховной Радой 7 сентября 2017 г.

Освобождаются от налогообложения для нерезидентов не только проценты или доход (дисконт) на государственные ценные бумаги, облигации местных займов или долговые ценные бумаги, выполнение обязательств по которым обеспечено государственными или местными гарантиями, но и другие доходы по государственным ценным бумагам, выплачиваемые центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

Таким образом, от налогов освобождаются доходы иностранного инвестора:

— на государственные ценные бумаги и облигации местных займов, выплачиваемые центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику, или их эмитентом;

— от операций с долговыми ценными бумагами, выполнение обязательств по которым обеспечено государственными или местными гарантиями, если такие доходы выплачиваются соответствующим гарантом.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· На дату возникновения налоговых обязательств поставщик — плательщик НДС обязан составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную (п. 201.1 НКУ).

При этом отсутствие факта регистрации налоговой накладной в ЕРНН не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период (п. 201.10 НКУ).

Таким образом, в случае блокировки регистрации налоговых накладных у поставщика — плательщика НДС могут возникать расхождения между данными ЕРНН и данными НДС-декларации.

Налоговики не предлагают выход из данной ситуации. Однако в разъяснении из раздела 101.27 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ ГФС отметила о наличии основания для проведения документальной внеплановой выездной проверки, а также об ответственности в случае выявления расхождений данных НДС-декларации по НДС и данных ЕРНН.

· ИНК ГФСУ от 05.09.2017 г. № 1824/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Исправление ошибки, допущенной в ИНН покупателя налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, осуществляется следующим образом:

1) продавец должен составить расчет корректировки к данной налоговой накладной с учетом следующих особенностей:

• в заглавной части указываются данные с заглавной части налоговой накладной с ошибкой (т.е. с ошибочным ИНН), а в табличной части указывается со знаком «-» объем операций по поставке товаров/услуг и другие показатели, которые были указаны в налоговой накладной;

• в поле «Дата складання» указывается «поточна» дата, то есть дата, на которую была обнаружена ошибка в ИНН покупателя;

2) такой расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН налогоплательщиком, чей «неправильный» ИНН был указан в графе «ІПН покупця» налоговой накладной, к которой составляется этот расчет корректировки;

3) продавец должен составить и зарегистрировать в ЕРНН вторую налоговую накладную с учетом следующих особенностей:

• реквизиты заглавной части указываются без ошибок, то есть в поле «ІПН покупця» прописывается правильный ИНН покупателя;

• в поле «Дата складання» указывается дата возникновения налоговых обязательств продавца, то есть дата составления налоговой накладной с «неправильным» ИНН;

• данной налоговой накладной присваивается новый порядковый номер, отличный от порядкового номера налоговой накладной с «неправильным» ИНН покупателя;

• в табличной части данной налоговой накладной указываются объем операций по поставке товаров/услуг и другие показатели, которые были указаны в налоговой накладной с «неправильным» ИНН.

Статьей 120 прим. 1 НКУ предусмотрена ответственность за нарушение сроков регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН. В свою очередь, ст. 120 прим. 1 НКУ не предусмотрены исключения относительно применения штрафных санкций в случае несвоевременной регистрации налоговой накладной, связанной с исправлением ошибок в ИНН покупателя.

Итак, если с даты возникновения налоговых обязательств, на которую составляется как налоговая накладная с ошибочным ИНН, так и новая налоговая накладная, до момента регистрации в ЕРНН последней истек предельный срок для такой регистрации, то к плательщику НДС будет применен штраф, предусмотренный ст. 120 прим. 1 НКУ.

Касательно этого есть также замечания ГФСУ в разъяснении из раздела 101.30 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· ГФСУ в письме от 13.02.2017 г. № 3576/7/99-99-07-02-03-17.

Излишне уплаченные налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость, которые подлежали уплате по результатам отчетных налоговых периодов и перечислены в бюджет в соответствии с п. 200 прим. 1.6 НКУ со счета плательщика налога в СЭА НДС, подлежат возврату исключительно на счет такого плательщика в СЭА НДС.

При отсутствии счета в СЭА НДС на момент обращения налогоплательщика с заявлением на возврат излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС или на момент фактического возврата средств указанный возврат таких излишне уплаченных обязательств осуществляется путем перечисления средств на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка.

НДС-обязательства, излишне уплаченные в бюджет в условиях, не связанных с исполнением п. 200 прим. 1.6 НКУ, подлежат возврату в соответствии с п. 43.4 НКУ.

· Если по результатам проверки, проведенной контролирующими органами в соответствии с п. 58.1 НКУ, установлен факт завышения налогоплательщиком отрицательного значения сумм НДС, в т.ч. отрицательного значения, которое было зачислено в уменьшение налогового долга по НДС, выносится налоговое уведомление-решение по форме «В4» (далее — НУР по форме «В4»).

Сумма отрицательного значения, согласованная в течение отчетного (налогового) периода по результатам контрольно-проверочной работы, отражается в декларации по НДС в строке 16.3 с обязательным отражением данной суммы в таблице «*Збільшено/зменшено залишок від’ємного значення за результатами перевірки контролюючого органу на підставі податкового повідомлення-рішення та/або уточнюючого розрахунку» (пп. 5 п. 4 р. V Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21).

При этом согласно п. 56.1 НКУ решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных п. 56.3 НКУ, приостанавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, на срок со дня представления такой жалобы в контролирующий орган до завершения процедуры административного обжалования.

В случае обращения налогоплательщика в суд с иском относительно признания противоправным и/или отмены решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу (п. 56.18 НКУ).

Исходя из вышеизложенного, в налоговой декларации по НДС сумма уменьшенного отрицательного значения по НДС, в т.ч. отрицательного значения, которое было зачислено в уменьшение налогового долга по НДС в соответствии с НУР по форме «В4», отражается в отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло согласование данного налогового уведомления-решения.

Вместе с тем согласованным в соответствии со ст. 56 НКУ считается налоговое уведомление-решение, по которому завершены все административные или судебные обжалования.

Данное сообщение опубликовало на своем официальном сайте ГУ ГФС в Донецкой области.

· После дня получения статуса согласованной суммы бюджетного возмещения Казначейство в течение 5-ти операционных дней должно перечислить такую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика НДС и/или бюджетные счета в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга данного налогоплательщика по прочим платежам, выплачиваемым в госбюджет (п. 200.13 НКУ).

Вместе с тем п. 55 подраздела 2 р. ХХ НКУ устанавливает: бюджетное возмещение НДС будет осуществляться в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете. То есть если у Казначейства не будет средств для возврата сумм бюджетного возмещения, то в установленный п. 200.13 НКУ 5-дневный срок суммы бюджетного возмещения плательщикам не будут перечислять.

В свою очередь, вовремя не возмещенные суммы НДС должны считаться задолженностью бюджета. На такую задолженность должна начисляться пеня в размере 120% учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день погашения (п. 200.23 НКУ).

Правда, контролеры нередко «забывают» о начислении пени. Поэтому плательщикам НДС часто приходилось отстаивать свое право на такую пеню в суде. И, как показывает практика, судебные разбирательства для плательщиков заканчиваются успешно.

Недавно появилось еще одно положительное решение, которым был удовлетворен иск плательщика НДС, в частности, касательно обязанности начисления пени органами ГФС — см. постановление ВАСУ от 05.07.2017 г. № К/800/28547/13.

· ИНК от 18.08.2017 г. № 1676/6/99-99-12-02-01-15/ІПК ГФСУ.

С 1 июля 2017 года в Налоговом кодексе заработала следующая норма:

«Налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года в Едином реестре налоговых накладных налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя данных товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, и не нуждается в каком-либо ином дополнительном подтверждении».

Появление этой нормы формирует у нас понимание того, что если налоговая накладная уже зарегистрирована в ЕРНН, то никаких причин не признавать отраженный по ней кредит быть не может. Однако вряд ли так будет на практике.

Так, в ИНК ГФСУ отметила: налоговая накладная, составленная налогоплательщиком без соблюдения требований п. 201.1 НКУ, а именно — не на дату возникновения налоговых обязательств, не дает права покупателю — плательщику НДС на формирование налогового кредита по такой налоговой накладной.

То есть, как и ранее, налоговики против формирования налогового кредита по налоговой накладной, которая зарегистрирована в ЕРНН, но составлена с ошибочной датой.

Также в указанной ИНК контролеры в очередной раз заметили: представление приложения 8 к декларации по НДС — заявления с жалобой на продавца не является основанием для формирования налогового кредита покупателем товаров/услуг.

· ИНК ГФСУ от 22.08.2017 г. № 1700/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту без получения налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, могут быть надлежащим образом оформленные документы, определенные п. 201.11 НКУ, в частности, транспортный билет и/или гостиничный счет.

При этом поскольку документы, подтверждающие расходы, понесенные подотчетным лицом во время командировки или выполнения отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет налогового агента налогоплательщика, подаются вместе с авансовым отчетом, то датой формирования налогового кредита на основании этих документов является дата представления авансового отчета.

· При зачислении предварительной оплаты, полученной по одному договору, в погашение задолженности за поставленные товары по другому договору поставщиком (продавцом) должен быть составлен расчет корректировки к налоговой накладной, которая была составлена при получении средств как предварительная оплата.

Данный расчет корректировки подлежит регистрации в ЕРНН получателем (покупателем) товаров, предварительная оплата за которые зачислена в счет погашения задолженности за товары, поставленные по другому договору.

После регистрации данного расчета корректировки в ЕРНН поставщик (продавец) товаров/услуг имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств. Вместе с тем получатель (покупатель) товаров/услуг вправе уменьшить налоговый кредит на дату получения расчета корректировки независимо от того, зарегистрирован расчет корректировки в ЕРНН или нет.

Корректировка налоговых обязательств отражается в строке 7 декларации по НДС.

Корректировка налогового кредита отражается в строке 14 декларации по НДС.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 101.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Приостановления регистрации

налоговых накладных/расчетов корректировки

· Письмо ГФСУ от 06.09.2017 г. № 2723/99-99-07-05-01-18.

Заполнение и представление на рассмотрение комиссии ГФС Таблицы данных налогоплательщика осуществляется следующим образом:

• Таблица представляется в ГФС исключительно в электронном виде. При этом Таблица, представленная с нарушением данного требования, не принимается к рассмотрению и учету в работе;

• представление Таблицы для плательщика НДС является возможностью предотвращения приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки по идентичным операциям. При правильном заполнении плательщиком Таблицы и приеме ее комиссией ГФС в дальнейшем регистрация налоговых накладных с указанными кодами УКТ ВЭД/ГКПУ не будет приостанавливаться;

• при представлении Таблицы в соответствии с видом экономической деятельности указание кодов товаров согласно УКТ ВЭД/услуг в соответствии с ГКПУ, поставляемых (изготавливаемых) плательщиком НДС, является обязательным, в отличие от указания кодов товаров/услуг, приобретаемых (получаемых) таким плательщиком для их изготовления;

• одновременное заполнение граф 3 и 4 в одной строке Таблицы не допускается;

• код товаров согласно УКТ ВЭД/код услуг в соответствии с ГКПУ — указываются цифры, идентичные цифрам УКТ ВЭД/ГКПУ, указанным в налоговой накладной, которая заблокирована;

• в Таблице указываются только те коды УКТ ВЭД/ГКПУ и те коды КВЭД, которые действительно соответствуют деятельности плательщика, по которому приостановлена налоговая накладная, и плательщиком получена квитанция о приостановлении ее регистрации в ЕРНН;

• получение предварительной оплаты за товары, поставка которых еще не произошла, не лишает налогоплательщика права указать в Таблице информацию о товарах, относительно которых она получена.

При получении квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН плательщик НДС имеет право представить на рассмотрение комиссии ГФС Украины, принимающей решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН или отказе в такой регистрации, письменные пояснения и/или копии документов, указанные в «в» пп. 201.16.1 НКУ.

· Постановление Ровенского окружного административного суда от 17.08.2017 г. по делу № 817/1147/17.

В Ровенский окружной административный суд обратился плательщик НДС с иском к ГФСУ, в котором попросил суд признать недействительными решения комиссии ГФСУ об отказе в регистрации налоговых накладных в ЕРНН и обязать провести регистрацию налоговых накладных. Данный иск был полностью удовлетворен.

Так, плательщик НДС (истец) указал на то, что по требованию фискального органа после приостановления регистрации налоговых накладных им были предоставлены все необходимые документы, исчерпывающий перечень которых приведен приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 г. № 567. Однако они не были учтены контролирующим органом. Зато фискальный орган как на основание для отказа в регистрации налоговых накладных указал на представление налогоплательщиком копий документов, составленных с нарушением законодательства и/или не являющихся достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки.

При рассмотрении дела суд обратил внимание на следующие моменты:

• контролирующим органом были грубо нарушены нормы пп. 201.16.1 НКУ, поскольку им не указан в Квитанциях № 2 конкретный четкий критерий оценки степени рисков, достаточный для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, на основании которых было осуществлено приостановление регистрации налоговой накладной/расчета корректировки. Так, в Квитанциях № 2 указана только общая ссылка на соответствие налоговых накладных блокировочным критериям. Вместе с тем пп. 201.16.1 НКУ требует от контролирующего органа указания конкретного вида критерия. Таким образом, в Квитанциях № 1 фискальным органом, в нарушение пп. 201.16.1 НКУ, не были указаны ни конкретный вид блокировочного критерия, ни конкретный перечень документов;

• Решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговых накладных не содержат конкретной информации о причинах и основаниях для принятия данного решения, а лишь содержат общую фразу о том, что причиной его принятия являются: предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки. Однако в решениях не указано, какие именно документы составлены с нарушением законодательства и каких именно документов не хватает для принятия решения о регистрации налоговых накладных;

• в судебном заседании представитель ГФСУ указала, что обжалуемые решения приняты в связи с предоставлением налогоплательщиком копий документов, не являющихся достаточными для принятия Комиссией ГФС решения о регистрации налоговых накладных. При этом не смогла объяснить суду, почему предоставленные истцом документы не являются достаточными для принятия решения о регистрации налоговых накладных.

Несмотря на это, налогоплательщиком были предоставлены в ГФС все необходимые документы, подтверждающие факт совершения хозяйственных операций по налоговым накладным, в регистрации которых было отказано. Поэтому при рассмотрении дела подтвердилось, что хозяйственные операции, по результатам которых выданы соответствующие налоговые накладные, носят реальный характер. Плательщик НДС (истец) на момент совершения данных хозяйственных операций имел достаточные технические, человеческие и материальные ресурсы. Все это было подтверждено документально.

Следовательно, суд сделал вывод, что обжалуемые решения Комиссии ГФС являются необоснованными, а также отметил: факт приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН не опровергает ни факта совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, ни факта наличия даты возникновения именно первого события (поставка товаров/услуг или получение средств), что подтверждается первичными документами, на основании которых составляется налоговая накладная/расчет корректировки.

Таким образом, суд сделал вывод, что, учитывая наличие предусмотренных законодательством документов, свидетельствующих о проведении хозяйственных операций между плательщиком НДС (истцом) и его контрагентом, и то, что такие документы были представлены в контролирующий орган, последний не имел правовых оснований для отказа истцу в регистрации соответствующих налоговых накладных.

Налога на прибыль

· Одним из обязательных условий для того, чтобы доходы нерезидентов в виде процентов по займам или финансовым кредитам, предоставленным резидентам, облагались по ставке в размере 5% у источника выплаты таких доходов и за счет данных доходов, является следующее: средства, предоставленные нерезидентом по займу или финансовому кредиту, должны быть привлечены им путем размещения иностранных долговых ценных бумаг на иностранной фондовой бирже, входящей в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины (пп. «а» пп. 141.1.11 НКУ).

Соответствующий перечень утвержден постановлением КМУ от 06.09.2017 г. № 675.

Как сообщается на Правительственном портале: законодательство разрешает в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года освободить от налогообложения, а с 1 января 2019 года установить ставку налога на прибыль на уровне 5% для нерезидентов, получающих доходы в виде процентов по займам или финансовым кредитам, предоставленным резидентам при выполнении ряда условий.

· ИНК ГФСУ от 04.09.2017 г. № 1790/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Согласно п. 42 подраздела 4 р. XX НКУ, суммы доходов или расходов, которые учтены при определении объекта обложения налогом на прибыль до 1 января 2015 года, а также учтены в составе доходов или расходов в соответствии с П(С)БУ или МСФО при определении финансового результата до налогообложения после 1 января 2015 годане подлежат повторному учету при определении данного объекта и формируют разницу, согласно которой финансовый результат до налогообложения:

• уменьшается на сумму таких доходов;

• увеличивается на сумму таких расходов.

Поскольку положение п. 42 подраздела 4 р. XX НКУ введено в действие 01.01.2017, объекты обложения налогом на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2015 и 2016 гг. не подлежат корректировке в соответствии с указанным пунктом.

Корректировке подлежат доходы/расходы, которые определены в соответствии с П(С)БУ или МСФО и учтены при определении финансового результата до налогообложения в отчетных налоговых периодах после 31.12.2016 при условии, если данные доходы/расходы были учтены в налоговом учете при определении объекта обложения налогом на прибыль до 01.01.2015.

· ИНК от 01.09.2017 г. № 1784/ІПК/28-10-01-03-11.

Отчет о контролируемых операциях, осуществленных налогоплательщиками в течение 2016 года, заполняется и подается по обновленной форме и в порядке, утвержденном приказом Минфина от 28.04.2017 г. № 468.

Вместе с тем Отчеты за 2016 год, представленные плательщиками до вступления в силу приказа № 468, считаются действительными.

· ИНК ГФСУ от 29.08.2017 г. № 1752/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины в виде процентов подлежат налогообложению в соответствии с положениями п. 141.4 НКУ, независимо от способа выплаты данного дохода, в т.ч. путем зачисления в счет увеличения уставного капитала или суммы кредита/займа.

При этом налог с доходов нерезидента в виде процентов уплачивается во время зачета встречного однородного требования.

· С целью трансфертного ценообразования налогоплательщик, осуществляющий контролируемые операции на основании форвардных или фьючерсных контрактов, должен уведомить ГФС о заключении таких контрактов (по условиям пп. 39.2.1.3 НКУ). Делать это следует в электронной форме в течение 10-ти рабочих дней со дня заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта.

Поэтому во исполнение данного требования Минфин утвердил форму Сообщения о заключении форвардного или фьючерсного контракта — приказ Минфина от 03.07.2017 г. № 621. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

· Письмо ГФСУ от 04.09.2017 г. № 23407/7/99-99-15-02-01-17.

15 августа 2017 года вступило в силу Постановление КМУ «Об утверждении Порядка перехода плательщиков налога на прибыль к предоставлению упрощенной налоговой декларации по такому налогу, и формы упрощенной налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, облагаемых по ставке 0 процентов согласно п. 44 подр. 4 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины» от 09.08.2017 г. № 592.

Следовательно, в письме ГФСУ решила разъяснить основные моменты применения нулевой ставки налога на прибыль с предоставлением упрощенной налоговой декларации.

В данном письме контролеры предупреждают: если в период применения нулевой ставки плательщик налога на прибыль в каком-либо отчетном периоде достиг показателей относительно получения ежегодного объема доходов и среднеучетного количества работников или размера ежемесячной заработной платы работников, из которых хотя бы один не соответствует определенным в п. 44 подраздела 4 р. ХХ НКУ критериям, то этот плательщик должен обложить прибыль, полученную в таком отчетном периоде, по ставке 18%.

Налогоплательщики, осуществляющие начисление и выплату дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляют и вносят в бюджет авансовый взнос по налогу согласно порядку уплаты налогового обязательства по налогу на прибыль при выплате дивидендов и уплачивают налог на прибыль по ставке 18% за отчетный налоговый период, в котором осуществлялись начисление и выплата дивидендов.

Кроме того, налоговики напомнили: упрощенная налоговая декларация по налогу на прибыль составляется плательщиками ежегодно по результатам каждого отчетного (налогового) периода, в котором применяется нулевая ставка данного налога, по форме, утвержденной Постановлением № 592. При отсутствии оснований для применения нулевой ставки плательщики представляют декларацию по налогу на прибыль предприятий по основной форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897.

Также в указанном письме ГФС напомнила о том, кто имеет право применять нулевую ставку налога на прибыль, а кому ее применение запрещено.

Налог на доходы физлиц

· ИНК ГФС от 31.08.2017 г. № 1770/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика налоговым агентом включаются как прочие доходы сумма среднего заработка, выплаченного на основании решения суда за время вынужденного прогула, и доход в виде возмещения неимущественного (морального) вреда.

В свою очередь, доход в виде средней заработной платы, начисленной на основании решения суда, за время вынужденного прогула за периоды 2009-2010 гг. (до вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI) и суммы компенсации морального вреда не являются базой начисления ЕСВ. При этом вопросы начисления страховых взносов, которые начислялись в 2009-2010 гг., относятся к компетенции Пенсионного фонда Украины.

Вместе с тем доход в виде средней заработной платы, начисленной на основании решения суда, за время вынужденного прогула за периоды 2011-2014 гг. является базой начисления ЕСВ, к которой применяется ставка 22%.

· Если физлицо продало недвижимое имущество, указанное в п. 172.1 НКУ, а в дальнейшем данный договор продажи аннулирован и то же самое недвижимое имущество продано повторно, т.е. осуществлена продажа одного объекта, то доход от такой продажи не подлежит налогообложению, если это имущество пребывает в собственности налогоплательщика более 3-х лет.

В случае если данное недвижимое имущество пребывает в собственности налогоплательщика менее 3-х лет, то доход от продажи подлежит налогообложению по ставке в размере 5% от стоимости такого объекта недвижимого имущества.

ГУ ГФС в Волынской области.

· ИНК ГФС от 28.08.2017 г. № 1736/Г/99-99-13-02-03-14/ІПК.

Доход в виде стоимости унаследованного имущества (в т.ч. в виде доли в уставном капитале общества), полученный налогоплательщиком (наследником), являющимся членом семьи наследодателя первой степени родства, облагается НДФЛ по нулевой ставке.

Напомним: согласно пп. «в» п. 174.1 НКУ, объектом наследства налогоплательщика являются, в частности, объект коммерческой собственности, а именно: ценные бумаги (кроме депозитного (сберегательного), ипотечного сертификата), корпоративное право, собственность на объект бизнеса как таковой, то есть собственность на целостный имущественный комплекс, интеллектуальная (промышленная) собственность или право на получение дохода от нее, имущественные и неимущественные права.

Кассовые операции

· ИНК от 05.09.2017 г. № 1803/С/99-99-14-05-01-14/ІПК.

Операции по выдаче наличных во исполнение договора возвратной финансовой помощи через кассу предприятия относятся к наличным расчетам.

Касательно возврата возвратной финансовой помощи, предоставленной физическому лицу, фискалы заметили: нормы положения № 637 на данные операции не распространяются.

В то же время специалисты службы подчеркнули: за более подробным разъяснением относительно определения расчетом операций по выдаче наличных средств во исполнение договора возвратной финпомощи лучше обратиться в НБУ.

· ИНК ГФС от 29.08.2017 г. № 1743/6/99-99-14-05-01-15/ІПК.

Если субъект хозяйствования принял у покупателя для расчета в интернет-магазине электронное платежное средство (банковскую платежную карту), то такой субъект хозяйствования может оформить расчетный документ (кассовый чек) и выдать его покупателю вместе с товаром, независимо от того, поступили перечисленные покупателем средства на его расчетный счет или нет.

Кроме того, в чеке может указываться форма оплаты: «Карта», «Интернет-заказ», «Предоплата», «Согласно заказу» и др.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 3 Закона Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 г. № 675-VIII, определено, что реализация товара дистанционным способом — заключение электронного договора на основании ознакомления покупателя с описанием товара, предоставленным продавцом в порядке, определенном данным Законом, путем обеспечения доступа к каталогам, проспектам, буклетам, фотоснимкам и т.п. с использованием информационно-телекоммуникационных систем, телевизионной, почтовой, радиосвязью или иным способом, что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или с образцами товара при заключении данного договора.

В случае если потребитель, используя сеть Интернет, заказал товар и расчет за него был проведен с применением банковской платежной карты, субъект хозяйствования обязан выдать расчетный документ установленной формы (чек с РРО) и надлежащим образом оформленный гарантийный талон.

В свою очередь, ГФС в консультации еще указывает, что вопросы зачисления средств на счет интернет-магазина и проведения данной операции через РРО Закон № 265 не регулирует.

ЕСВ

· ИНК ГФС от 28.08.2017 г. № 1737/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

В ГФС отметили: если доход в виде подарка не определен Перечнем видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденным постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170, как выплата, которая освобождается от начисления ЕСВ, то в соответствии с Законом о ЕСВ сумма такого подарка является базой начисления единого взноса.

· Если база начисления единого взноса не превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы,установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.

При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставка единого взноса применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.

Следовательно, минимальная зарплата не применяется для начисления ЕСВ в следующих случаях:

• к заработной плате из источника не по основному месту работы базой начисления единого взноса является полученный доход (прибыль) независимо от его размера;

• к заработной плате (доходу) работника-инвалида, который работает на предприятии, в учреждении или организации, где применяется ставка 8,41%;

• к заработной плате (доходу) работников всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности, обществ УТОГ и УТОС, где применяется ставка 5,3%;

• к заработной плате (доходу) предприятий и организаций, общественных организаций инвалидов, где применяется ставка 5,5% (для работающих инвалидов);

• к работникам, которым предоставлены отпуска без сохранения заработной платы на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не более 7 к.дн. после принятия решения о прекращении АТО;

• если работник принят не с первого рабочего дня и уволен не последним рабочим днем отчетного месяца;

• если работник полный месяц пребывает в отпуске без сохранения заработной платы — база начисления единого взноса отсутствует;

• для работника (по основному месту работы), у которого начало и окончание больничного приходятся на разные месяцы, — единый взнос в месяце начала больничного начисляется за фактически отработанное время, поскольку общая сумма дохода еще не известна (сумма больничных определяется после предоставления листка нетрудоспособности).

По сообщению ГФС в Хмельницкой области.

Социальное обеспечение

· Письмо ФСС по ВУТ от 11.05.2017 г. № 5-14/Н-225з-60.

Одна из основных задач Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности и его рабочих органов — осуществление проверок обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам (п. 6 ч. 1 ст. 9 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV).

Поэтому в случае необходимости комиссия по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (далее — Комиссия), вправе обратиться в рабочие органы отделений Фонда для проведения проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.

Кроме этого, Комиссия имеет право принимать участие в проверках организации медицинского обслуживания застрахованных лиц лечебно-профилактическим заведением, расположенным на предприятии, а также соблюдения больными назначенного режима лечения (пп. 3.1.4 Положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Правления Фонда от 23.06.2008 г. № 25).

Плата за землю

· Если плательщик представляет отчетную декларацию по плате за землю по вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам, при этом по коду органа местного самоуправления по местонахождению таких земельных участков по КОАТУУ плательщиком декларация НЕ представлялась, то в отчетной декларации заполняется графа «починаючи з», в которой указываются число и месяц приобретения права собственности (пользования) земельного участка.

В случае если налогоплательщик на текущий год представил отчетную декларацию, то при получении права собственности (пользования) на другой земельный участок в том же населенном пункте, изменении в течение года функционального использования земли, размера арендной платы, наступлении иных факторов, влияющих на размер налогового обязательства по плате за землю, или обнаружении ошибок, данный плательщик должен представить уточняющую декларацию по местонахождению земельного участка, в которой заполняет графу «з урахуванням уточнень з», то есть указывает число и месяц, когда произошли изменения, повлиявшие на размер налогового обязательства.

С таким разъяснением можно ознакомиться в разделе 112.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Первичные документы

· Письмо Минфина от 22.08.2017 г. № 35210-07/23-3364/2658.

Правоотношения касательно начисления и уплаты арендной платы регулируются договором об аренде с учетом норм Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины. Однако для подтверждения хозяйственной операции по предоставлению и получению услуг по аренде имущества в течение отчетного периода договора об аренде недостаточно, поэтому необходимо составление отдельного первичного документа.

Для осуществления арендных платежей, как правило, составляется акт предоставленных услуг, являющийся основанием для расчетов, порядок которых определяется договором об аренде, и подписывается должностными лицами арендодателя и арендатора. При этом если условиями договора об аренде установлен отдельный первичный документ, который является подтверждением для расчетов по предоставлению услуг (аренде имущества), то составляется первичный документ, определенный таким договором. В частности, оформленный надлежащим образом счет-фактура (инвойс) может быть основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции по предоставлению услуг (аренде имущества) без составления акта предоставленных услуг только в случае его оплаты, которая подтверждается соответствующими документами.

Напомним: это разъяснение Минфина не единственное. Ранее Минфин уже сообщал о возможности отражения в бухучете хозяйственной операции по поставке товаров, работ (услуг) на основании надлежащим образом оформленного счета-фактуры (инвойса) без составления акта приемки-передачи — см. письмо Минфина Украины от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339.

Труд и заработная плата

· Применение должностных инструкций определяется нормативно-правовыми документами, в первую очередь ст. 29 КЗоТ. Ведь работодатель обязан разъяснить работнику его права и обязанности и проинформировать под расписку об условиях труда.

В соответствии с п. 2 ст. 40 КЗоТ, отсутствие должностных инструкций может вызвать трудности для руководства предприятия в определенных ситуациях. Именно данные должностной инструкции могут являться аргументом в споре между работодателем и работником. В должностной инструкции прописано, что конкретно входит в круг обязанностей работника. Ведь должностная инструкция составляется для должности, а не для конкретного человека, который ее занимает.

Отсутствие должностных инструкций может быть квалифицировано как нарушение законодательства о труде.

На этом акцентирует внимание Управление Гоструда в Ровенской области.

· Управление Гоструда в Черкасской области ответило на вопрос частного предпринимателя относительно размера штрафа за непредставление в ГФС уведомления о приеме на работу.

Поскольку уведомление в органы ГФС о приеме работника на работу — одно из условий оформления на работу, то предусмотрена ответственность за непредставление уведомления в ГФС и ее территориальные органы такая, как за нарушение законодательства о труде.

Например: издан приказ о приеме работника на работу, работника уведомили о правах, обязанностях, условиях труда, он ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка, ему начисляется, выплачивается заработная плата, уплачиваются взносы, то есть работодатель не обеспечил лишь уведомление территориального органа ГФС о приеме работника на работу.

В такой ситуации вносится предписание. В случае неисполнения требований предписания руководитель несет административную ответственность: Судом, как правило, выносится решение о штрафе в размере 510-1700 грн., инспектором — 850-1360 грн.

В случае неисполнения требований предписания за непредставление уведомления в ГФС применяются санкции как за другие нарушения законодательства о труде (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Так, субъект предпринимательства может быть привлечен к ответственности в виде финансовых санкций (штрафа) в размере 1 минимальной зарплаты — 3200 грн. (с 1 января 2017 года).

· 1 января 2015 года из КЗоТУ исключена ст. 24-1, которой предусматривалась регистрация в службе занятости трудового договора, заключенного между предпринимателем и наемным работником. Вместе с тем появилось другое требование: в ч. 3 ст. 24 КЗоТУ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, определенном КМУ. Нумерацию заключенных трудовых договоров предприниматель ведет самостоятельно.

Следовательно, предприниматели при оформлении трудовых отношений с работником продолжают составлять трудовые договоры. Под каждый трудовой договор необходимо составлять распоряжение о приеме на работу и уведомлять Налоговую перед допуском работника к работе. Уведомить Налоговую нужно хотя бы на день раньше допуска работника к работе.

Ранее, изменив условия труда (например, переведя работника на другую должность), предприниматели должны были сообщать в центр занятости путем представления дополнительного соглашения к заключенному трудовому договору. Теперь все изменения предпринимателю достаточно отразить в своих внутренних документах (распоряжениях) и никого уведомлять об этом не нужно, кроме самого работника под подпись. Причем даже в случае изменений условий труда работников по трудовым договорам, зарегистрированным до 01.01.2015 в центре занятости, данный орган также уведомлять не надо.

Трудовые книжки работников, работающих у ФЛП, хранятся непосредственно у работников.

Официальный веб-сайт Управления Гоструда в Кировоградской области.

· Согласно ч. 3 ст. 20 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР, отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 3 ст. 18 Закона № 504, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляется приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа.

Женщина, пребывая в отпуске по уходу за ребенком, имеет право в любое время прервать его и приступить к работе.

Действующее законодательство не содержит также запрета для прерывания женщиной отпуска по уходу за ребенком для оформления неиспользованных дней ежегодного основного отпуска.

В случае если женщина пожелает снова уйти в отпуск по уходу за ребенком в пределах установленного периода, работодатель должен предоставить ей данный отпуск.

Эти действия целесообразно оформить надлежащим образом на основании соответствующего заявления женщины и приказа руководителя.

Официальный веб-сайт Управления Гоструда в Кировоградской области.

· С 27.09.2017 заработает Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций» от 23.05.2017 г. № 2058-VIII.

Среди его положений, в частности, и обновление перечня документов для получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства и продления его действия.

Для практической реализации таких норм Минсоцполитики разработан проект постановления КМУ, которым предлагается утвердить формы:

• заявления о получении работодателем разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства;

• заявления о продлении разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства;

• заявления о внесении изменений в разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства.

Контроль и ответственность

· Приказ Минфина от 14.07.2017 г. № 632.

Минфин утвердил Порядок применения административного ареста имущества плательщика налогов.

Указанный документ должен заменить своего одноименного предшественника — Порядок применения административного ареста имущества плательщика налогов, утвержденный приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 568.

Отметим: оба документа имеют одинаковую структуру, одинаковый набор приложений и по содержанию почти не отличаются. Следовательно, на практике процедура применения административного ареста имущества плательщиков останется неизменной.

· Налоговое уведомление-решение считается надлежащим образом врученным налогоплательщику (кроме физических лиц), если оно направлено в порядке, определенном ст. 42 НКУ.

Напомним: с налогоплательщиками, представляющими отчетность в электронной форме, переписка с контролирующими органами может осуществляться с помощью средств электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (п. 42.4 НКУ).

Дата направления (вручения) налогового уведомления-решения проставляться работником структурного подразделения или ответственным лицом, определенным руководителем (исполняющим его обязанности, его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа для исполнения таких функций, в случае направления документа с помощью средств электронной связи в электронной форме (начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу соответствующего программного обеспечения). При этом квитанция о доставке в текстовом формате, свидетельствующая о дате и времени доставки документа налогоплательщику, прикрепляется к экземпляру налогового уведомления-решения, который остался в контролирующем органе (в случае направления налогового уведомления-решения формы «Ф» — к корешку налогового уведомления-решения).

Если контролирующим органом не получена квитанция о доставке налогового уведомления-решения, направленного с помощью средств электронной связи, принимаются меры, предусмотренные п. 42.4 НКУ.

Соответствующие дополнения внесены приказом Минфина от 21.07.2017 г. № 658 в Порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам.

· Достоянием бухгалтерской общественности стали два любопытных документа авторства ГФСУ:

• Методические рекомендации по отработке субъектов хозяйствования, которые задекларировали показатели налоговой отчетности по нереальным хозяйственным операциям;

• Рекомендации по приведению информации по отдельным вопросам в актах документальных проверок выгодоприобретателей схемного налогового кредита.

Примечательно, что ГФСУ скромно довела их до своих областных управлений письмами, в то время как прежнее Министерство доходов и сборов утверждало подобные рекомендации приказами под грифом «ДСК».

Стоит отметить, что с 1 июля 2017 года рекомендации в части НДС утратили свою актуальность, поскольку теперь зарегистрированная налоговая накладная, прошедшая «круги ада» СМКОР, однозначно является основанием для налогового кредита, который не должны ставить под сомнение проверяющие. А вот при проверках старых отчетных периодов налоговики наверняка будут ориентироваться на данные рекомендации. И в части налога на прибыль — тоже есть к чему присмотреться внимательнее.

· ГФС обновила справочник типов объектов налогообложения по состоянию на 04.09.2017.

Напомним:

Налогоплательщики обязаны уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующий орган по основному месту учета.

Уведомление об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП представляется в течение 10-ти рабочих дней после их регистрации, создания или открытия в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика (п. 8.4 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588).

Тип объекта налогообложения указывается в колонке 3 табличной части формы № 20-ОПП)

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· В очередной раз предлагается разрешить несправедливую ситуацию, когда НДФЛ уплачивается в местный бюджет по местонахождению юридического лица, у которого работает соответствующее физическое лицо — налогоплательщик. При этом, как правило, в регионах Украины работники могут проживать в одном населенном пункте, а работать на предприятии, расположенном в другом населенном пункте. Вследствие этого возникает ситуация, при которой населенный пункт, где расположено соответствующее предприятие, получает НДФЛ всех его работников, а местный бюджет, за счет которого, собственно, предоставляются услуги физическому лицу, проживающему в соответствующем населенном пункте, не получает ничего.

Таким образом, внесенным в ВРУ законопроектом № 7051 предлагается внести ряд изменений в НКУ, которыми предусматривается зачисление уплачиваемого юридическим лицом — налоговым агентом НДФЛ по месту жительства (налоговому адресу) физического лица — налогоплательщика.

· На официальном веб-портале ВРУ зарегистрирован проект Закона о рынках капитала и регулируемых рынках (от 01.09.2017 г. № 7055).

Указанным законопроектом:

• предусматривается создание правового поля и урегулирование отношений, связанных как с биржевыми, так и с внебиржевыми деривативами;

• регулируются вопросы построения инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования рынка деривативов,;

• предусматривается введение существования института квалифицированных инвесторов, создание альтернативной фондовой торговой площадки и внедрение регулирования деятельности по предоставлению информационных услуг на фондовом рынке, а также предусматривается адаптация норм, регулирующих профессиональную деятельность торговца ценными бумагами, в соответствии с нормами указанного акта ЕС, трансформируя их в полноценные инвестиционные фирмы и расширяя перечень лицензионных видов деятельности, которые ими могут осуществляться;

• унифицируются подходы к регулированию деятельности бирж, осуществляющих торговлю ценными бумагами, деривативами, валютными ценностями, товарами и прочими активами путем внедрения института оператора рынка — лица, получающего лицензию на организацию торговли данными активами на соответствующем рынке.

Законопроект состоит из 12 разделов.

· В Минфине было принято решение о введении с 1 февраля 2018 года обязательности использования предприятиями и госорганами информационной системы «Единого окна». Ведомство уже подготовило соответствующий законопроект и вынесет его на рассмотрение Правительства.

Проект постановления предусматривает ряд изменений в функционирование информационного обмена по принципу «единого окна». В частности, теперь распространение действия «единого окна» будет на операции по перемещению товаров в абсолютно всех таможенных режимах (сейчас это только импорт и экспорт), а также на перемещение товаров по периодическим таможенным декларациям и предыдущим декларациям, которые содержат полный объем данных (сейчас — только на ограниченный круг таможенных деклараций при импорте и экспорте).

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy