Изменения в законодательстве Украины, март 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· 24 марта 2017 г. опубликован Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения наследства» от 23.02.2017 г. № 1910-VIII.

Нововведениями предусмотрены:

• освобождение от обложения НДФЛ наследства, которое наследуют родные братья и сестры, его бабушка и дедушка со стороны матери и со стороны отца, внуки такого физического лица, то есть лица второй степени родства. До изменений освобождение применялось только к первой степени родства;

• освобождение наследников 1 и 2 степеней родства от обязанности определять оценочную стоимость объектов наследования в целях налогообложения;

• обязанность облагать подарки от юрлиц и ФЛП как дополнительное благо.

Закон вступил в силу с 25.03.2017 г. и применяется к доходам, полученным начиная с 01.01.2017 г. налогоплательщиком в виде наследства/подарка.

· Постановление КМУ «Об установлении оснований для принятия решения комиссией Государственной фискальной службы о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации» от 29.03.2017 г. № 190 (уже был опубликован в официальном издании КМУ «Урядовий кур’єр»).

Правительство утвердило основания для принятия решения комиссией ГФС о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН или об отказе в такой регистрации.

В частности, предполагается, что комиссия ГФС может отказать плательщику НДС в регистрации налоговой накладной только при следующих условиях:

• непредставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчете корректировки, к которым применена процедура приостановления регистрации согласно п. 201.16 НКУ;

• непредставление налогоплательщиком копий документов в соответствии с пп. «в» 201.16.1 НКУ;

• представление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или которые не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации такой налоговой накладной/расчета корректировки.

Напомним: с 1 апреля 2017 года вступает в силу п. 201.16 НКУ, предусматривающий приостановление регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки в случае соответствия данной налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, установленных согласно п. 74.2 НКУ. Такие критерии до сих пор остаются не определенными Минфином.

· Постановление КМУ «Некоторые вопросы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость» от 29.03.2017 г. № 189, которым утверждены соответствующие положения, вступает в силу с 1 апреля 2017 года.

Правительство утвердило распределение сумм бюджетного возмещения НДС между Временным реестром заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС, представленных до 01.02.2016 г., по которым по состоянию на 01.01.2017 г. суммы налога не возмещены из бюджета, и Реестром заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

Данным постановлением предусмотрено, что месячный объем бюджетного возмещения по Временному реестру не может превышать 2,8% суммы бюджетного возмещения за предыдущий календарный месяц по Реестру заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

· Постановление КМУ от 29.03.2017 г. № 191.

Для определения средневзвешенного значения показателя рентабельности для сопоставимого юридического лица используются данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженные согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам финансовой отчетности.

КМУ в постановлении привел формулу, по которой определяется средневзвешенное значение показателя рентабельности.

При отсутствии отдельных данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые необходимы для расчета показателя рентабельности отдельного налогового периода (года) для сопоставимого юридического лица, данные за такой период не используются при расчете средневзвешенного значения показателя рентабельности указанного лица.

· Правительство внесло изменения в Порядок проведения контролирующими органами встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232, в частности, касательно механизма проведения встречных сверок, оформления их результатов, порядка направления запросов и справок о результатах встречных сверок субъектам хозяйствования.

Изменения предусмотрены постановлением КМУ от 29,03,2017 г. № 193.

Принятым решением данный Порядок приведен в соответствие с Налоговым кодексом Украины, дополнен статьей относительно выполнения государственными налоговыми инспекциями только функции сервисного обслуживания.

· Постановление Правления НБУ от 23.03.2017 г. № 26 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины». Упомянутые изменения вступают в силу 10.04.2017 г., в целом Постановление № 26 — с 25.03.2017 г.

Во-первых, упрощены регистрационные процедуры в случае смены кредитора с резидента на нерезидента по договору/договору займа. А именно — расширен перечень участников такого договора, которые вправе обращаться в банки с целью инициирования соответствующих регистрационных процедур. Отныне регистрация или внесение изменений в договоры в таких случаях может происходить по обращению — как по обращению резидента-заемщика, так и по обращению нерезидента-кредитора и уполномоченного банка — первоначального кредитора. В частности, по:

— обращению нерезидентов-кредиторов — в случае замены нерезидента-кредитора на другого нерезидента;

— обращению уполномоченного банка — в случае замены кредитора (уполномоченного банка) на нерезидента — нового кредитора.

Во-вторых, предусмотрено введение новой автоматизированной системы регистрации договоров о получении резидентами кредитов/займов в иностранной валюте от нерезидентов. Новая система, в частности, предусматривает:

— осуществление Национальным банком регистрации договоров в «заявительном» режиме путем автоматического занесения в электронный реестр соответствующей записи на основании данных касательно договора, предоставленных уполномоченным банком;

— доступ уполномоченным банкам в электронный реестр и право самостоятельно информировать резидентов-заемщиков относительно проведенной регистрации;

— осуществление уполномоченными банками при проведении операций по договорам контроля за соблюдением требований законодательства, в частности, касательно максимальной процентной ставки;

— проведение предварительного анализа и проверки департаментом финансового мониторинга Национального банка договоров, содержащих признаки рисковой деятельности (при отсутствии угроз — департамент будет передавать договор для регистрации в общем автоматическом порядке);

— упрощение перечня оснований для аннулирования регистрации. Отныне Национальный банк не будет аннулировать регистрацию договора в случае неполучения статистической информации об операциях по ним в течение 90 дней.

В-третьих, отменено требование обязательного предоставления резидентами-заемщиками справки Национального банка об объеме фактически полученного кредита и погашения задолженности по ним. Такую справку резиденты-заемщики должны были подавать в уполномоченный банк в случае размещения ими привлеченных средств в иностранной валюте на счете за пределами Украины.

· Постановление КМУ от 29.03.2017 г. № 195. Изменения в Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра.

Неприбыльные организации, включенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр), которые были уведомлены о несоответствии требованиям п. 133.4 НКУ, а жилищно-строительные кооперативы — об отсутствии заверенных ими копий документов, подтверждающих дату принятия в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и факт строительства или приобретения такого дома жилищно-строительным (жилищным) кооперативом, для включения в новый Реестр обязаны до 01.07.2017 г. привести свои документы в соответствие с нормами действующего законодательства и в этот же срок представить копии этих документов в контролирующий орган.

В ином случае такие учреждения и организации исключаются контролирующим органом из Реестра.

Кроме того, Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, дополнен нормой о том, что религиозные организации до 01.01.2018 г. не могут быть исключены из Реестра из-за несоответствия учредительных документов требованиям пп. 133.4.1 НКУ (напомним: указанная норма предусмотрена Законом от 06.10.2016 г. № 1667-VIII).

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Письмо ГФС от 03.03.2017 г. № 709/4/99-99-15-03-02-15.

За нарушение сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН или отсутствие регистрации налоговой накладной в ЕРНН штрафные санкции, определенные п. 120 прим. 1 НКУ, не применяются только к налоговым накладным, которые не предоставляются получателю (покупателю) и составлены на поставки товаров/услуг для операций, которые:

• освобождены от налогообложения;

• облагаются по нулевой ставке.

Кроме того, штрафные санкции не применяются к налогоплательщикам за нарушение предельного срока регистрации/отсутствие регистрации в ЕРНН налоговых накладных:

• которые не предоставляются получателю (покупателю), составленных на операции по поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения (их перечень приведен в ст. 197 НКУ);

• которые не предоставляются получателю (покупателю), составленных на операции по поставке товаров/услуг, облагаемых по нулевой ставке (ст. 195, подразд. 2 разд. XX НКУ).

За нарушение сроков регистрации/отсутствие регистрации в ЕРНН сводных налоговых накладных, правила составления которых приведены в пп. 198.5 НКУ, к такому налогоплательщику применяются штрафные санкции, определенные в соответствии со ст. 120 прим. 1 НКУ.

· При составлении налоговой накладной по операциям по поставке товаров налогоплательщик самостоятельно определяет соответствие таких товаров определенному коду товарной классификации согласно УКТ ВЭД.

При необходимости налогоплательщик по вопросу определения соответствия товаров определенному коду товарной классификации согласно УКТ ВЭД может обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз.

В случае отсутствия кода товара в УКТ ВЭД при составлении налоговой накладной необходимо использовать Справочник условных кодов товаров, которые отсутствуют в УКТ ВЭД, размещенный на официальном веб-сайте ГФСУ.

С таким разъяснением из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФСУ от 02.03.2017 г. № 4341/6/99-99-15-03-02-15.

Если продавцом — плательщиком НДС на дату получения предварительной (авансовой) оплаты по договору № 1 были определены налоговые обязательства по НДС и в дальнейшем по договоренности сторон действие договора прекращается, а предварительная (авансовая) оплата зачисляется в счет оплаты товаров/услуг по договору № 2, то продавец — плательщик НДС имеет право составить расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на дату получения такой предварительной (авансовой) оплаты, и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС.

В то же время если по договору № 2 товары/услуги уже были поставлены и на дату такой поставки («первого события») поставщиком была составлена и зарегистрирована в ЕРНН соответствующая налоговая накладная, то по факту зачисления предоплаты по договору № 1 в счет оплаты стоимости товаров/услуг по договору № 2 налоговая накладная поставщиком не составляется.

Если же на дату подписания документа о зачислении предварительной оплаты по договору № 1 в счет оплаты стоимости товаров/услуг по договору № 2 такие товары/услуги по договору № 2 поставлены не были, то на дату подписания данного документа продавец — плательщик НДС должен определить налоговые обязательства по НДС и составить налоговую накладную на сумму предварительной оплаты по договору № 2 («первое событие») и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленный НКУ срок. Эта налоговая накладная является для покупателя товаров/услуг основанием для отнесения суммы налога, указанной в ней, в налоговый кредит.

· Предоставление налоговой отчетности по форме, которая учитывает изменения, внесенные приказом Минфина Украины «Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины» от 23.02.2016 г. № 276 (далее — Приказ № 276), впервые осуществляется за отчетный период:

• март 2017 года (предельный срок предоставления — 20.04.2017 г.) — для плательщиков НДС, которые отчитываются помесячно;

• I квартал 2017 года (предельный срок подачи 10.05.2017 г. — в мае 2017 года) — для плательщиков НДС, которые отчитываются поквартально (плательщиков единого налога).

В свою очередь, уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, с изменениями, внесенными Приказом № 276, предоставляется начиная с 1 апреля 2017 года.

Об этом сообщили налоговики в разъяснении из раздела 101.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Однако теоретически плательщикам НДС следовало бы пользоваться обновленной формой уточняющего расчета еще с 01.03.2017 г. Именно с этой даты вступили в силу изменения в форму уточняющего расчета. А, как определяют п. 50.1 НКУ и п. 1 р. ІV Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21, уточняющий расчет к декларации по НДС подают по форме, действующей на дату его предоставления. Таким образом, мнение налоговиков противоречит нормам НКУ и Порядка № 21.

· Справочник условных кодов товаров, которые плательщики НДС должны указывать в налоговой накладной, если для товара нет кода в УКТ ВЭД, дополнили новым условным кодом 00502 — «программная продукция».

Со Справочником условных кодов товаров можно ознакомиться в модуле СПРАВОЧНИКИ систем ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФСУ е от 03.03.2017 г. № 4488/6/99-99-15-02-02-15.

Начиная с 01.01.2017 г. плательщик налога на прибыль уменьшает финансовый результат до налогообложения на сумму списанной дебиторской задолженности (в т.ч. за счет созданного резерва сомнительных долгов) (пп. 139.2.2 НКУ).

В свою очередь, уменьшение финансового результата осуществляется только на сумму дебиторской задолженности, которая соответствует признакам из пп. 14.1.11 НКУ, действующим на дату ее списания, независимо от периода создания резерва сомнительных долгов по данной задолженности.

· Предоставление финансовой отчетности вместе с отчетной новой декларацией является обязательным. В случае исправления ошибок в уточняющей декларации налогоплательщик может не подавать финансовой отчетности повторно при условии, если показатели финансовой отчетности, которая была предоставлена с декларацией за отчетные (налоговые) периоды, которые уточняются, не подлежат исправлению.

С таким разъяснением из раздела 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо ГФС от 02.03.2017 г. № 4346/6/99-99-15-02-02-15

Поскольку малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА) не относятся к основным средствам, то разницы, которые определяются согласно ст. 138 НКУ, по данным активам у плательщика не возникают.

Отображение разниц, которые возникают при начислении амортизации необоротных активов и предусматривают корректировку финансового результата до налогообложения на основании п.п. 138.1, 138.2 НКУ, осуществляется в строках 1.1.1 и 1.2.1 АМ приложения РІ «Різниці» к строке 03 РІ Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897 (далее — приложение РІ к Декларации):

• в строке 1.1.1 приложения РІ к Декларации отражается сумма начисленной амортизации необоротных активов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;

• в строке 1.2.1 АМ приложения РІ к Декларации отражается сумма рассчитанной амортизации необоротных активов в соответствии с п. 138.3 НКУ.

Таким образом, в строках 1.1.1 и 1.2.1 АМ указываются разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов без учета амортизации малоценных необоротных материальных активов.

· Письма ГФС от 03.03.2017 г. № 4486/6/99-99-15-02-02-15 и от 02.03.2017 г. № 4347/6/99-99-15-02-02-15.

Финрезультат до налогообложения не нужно увеличивать на суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленных:

• органами ГФС в связи с нарушением налогоплательщиком требований НКУ и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков;

• в пользу физлиц (в т. ч. ФЛП) в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами.

Такие выводы сделали фискалы в письмах, ссылаясь на отсутствие в НКУ соответствующих корректирующих разниц касательно вышеуказанных штрафных санкций.

Вместе с тем следует напомнить: с 1 января 2017 года заработали новые корректировочные разницы, которые увеличат финрезультат в случае, если признанные штрафы (пеня, неустойка) начислены в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами в пользу (пп. 140.5.11 НКУ):

• лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (кроме физических лиц),

• плательщиков налога на прибыль, облагаемых по нулевой ставке согласно п. 44 подраздела 4 р. XX НКУ.

Специалисты службы также обратили внимание, что у НКУ есть собственное определение штрафной санкции (финансовой санкции, штрафа), которой в налоговых отношениях считается плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (пп. 14.1.265 НКУ).

· Письмо ГФС от 09.03.2017 г. № 4772/6/99-99-15-02-02-18.

Юридическое лицо, выплачивающее роялти физическому лицу — предпринимателю — плательщику единого налога группы 3, увеличивает финансовый результат налогового (отчетного) периода на сумму расходов по начислению роялти в полном объеме.

Напомним: в соответствии с п. 5 пп. 140.5.7 НКУ, финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов по начислению роялти в полном объеме, если роялти начислено в пользу лица, которое уплачивает налог в составе прочих налогов, кроме физических лиц, которые облагаются налогом в порядке, установленном р. IV НКУ.

· Операция по внесению в уставный фонд другого юридического лица основных средств и нематериальных активов или возврату взноса учредителю в виде основных средств рассматривается как выбытие основного средства и нематактивов, поэтому в налоговом учете проводятся корректировки финансового результата до налогообложения, предусмотренные для ликвидации или продажи основных средств или нематактивов. Данные корректировки финрезультата урегулированы п.п. 138.1, 138.2 и пп. 138.3.1 НКУ, согласно которым предусмотрены:

• увеличение финрезультата до налогообложения на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематактивов, определенной в соответствии с П(С)БУ или МСФО;

• уменьшение финрезультата до налогообложения на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематактивов, определенной с учетом положений НКУ.

Такое разъяснение опубликовала ГУ ГФС в Запорожской области.

· Письмо ГФСУ от 16.03.2017 г. № 5264/6/99-99-15-02-02-15.

Неприбыльные учреждения и организации, определенные п. 133.4 НКУ, имеют право не представлять в контролирующие органы отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации и финансовой отчетности в случае отсутствия объектов налогообложения или показателей, подлежащих декларированию в соответствии с требованиями НКУ, в т.ч. в финансовой отчетности, поскольку она представляется как приложение к налоговой декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и является ее неотъемлемой частью.

· Письмо ГФСУ от 07.03.2017 г. № 4673/6/99-99-15-02-02-18.

Учреждение или организация, которые получили статус неприбыльной организации, вправе осуществлять деятельность, предусмотренную законом, согласно которому она создана, и получать доходы в рамках такой деятельности, при условии, если эти доходы будут использоваться исключительно для финансирования расходов на содержание данной неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами. Какие-либо операции неприбыльной организации подлежат оформлению первичными документами в соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

В свою очередь, если такое лицо осуществляет операции по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, подлежащих обложению НДС согласно р. V НКУ, общий объем которых в течение последних 12-ти календарных месяцев превышает 1 млн грн, то данное лицо, руководствуясь требованиями п.п. 183.1 и 183.2 НКУ, должно предоставить в контролирующий орган по своему местонахождению заявление плательщика НДС по форме № 1-ПДВ и, соответственно, зарегистрироваться как плательщик НДС в обязательном порядке.

К тому же лицо имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС по своему добровольному решению путем подачи в контролирующий орган соответствующего заявления не позднее чем за 20 к. дн. до начала налогового периода, с которого данное лицо будет считаться плательщиком НДС.

· Письмо ГФСУ от 16.03.2017 г. № 5263/6/99-99-15-02-02-15.

Деятельность хозяйственных объединений, целью которых является коммерческая хозяйственная деятельность, не соответствует сущности понятия некоммерческой деятельности неприбыльных учреждений.

Так, в случае создания хозяйственного объединения в виде корпорации, консорциума, концерна, целью которого является коммерческая хозяйственная деятельность, не могут быть соблюдены требования, установленные пп. 133.4.1 НКУ неприбыльным организациям. А значит — этим объединениям не место в Реестре неприбыльных учреждений и организаций.

· Письмо ГФС от 14.03.2017 г. № 5091/6/99-99-12-03-03-15.

Безвозмездное распространение (дарение) не подпадает под определение реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, приведенное в пп. 14.1.212 НКУ.

Таким образом, у субъекта хозяйствования, который не осуществляет реализацию алкогольных напитков, при дарении таких напитков отсутствует объект обложения акцизным налогом по розничной торговле.

· Письмо ГФС от 21.11.2016 г. № 20011/5/99-99-10-01-16.

На практике бывают случаи, когда предоставленные налогоплательщиками для подтверждения формирования данных налоговой отчетности первичные документы, хотя и соответствуют внешним формальным признакам, но не отражают реальное движение активов между участниками хозяйственной операции, то есть являются недостоверными.

При разрешении споров о правомерности формирования налогоплательщиками своих данных налогового учета, в частности, если предметом спора являются достоверность первичных документов и подтверждение других обстоятельств реальности отраженных в налоговом учете хозяйственных операций, необходимо исходить из следующих моментов:

1. Вывод о реальности хозяйственной операции должен быть результатом надлежащего анализа собранных по делу доказательств.

2. Необязательно, чтобы экономический эффект от операции наблюдался сразу же после ее совершения. Не исключено, что такой эффект наступит в будущем. Также не исключено, что вследствие объективных причин экономический эффект может не наступить вообще. В частности, операция может оказаться убыточной, и это один из вариантов нормального хода событий во время осуществления хозяйственной деятельности.

Однако с определенного НКУ понятия деловой цели следует, что обязательно должно быть намерение налогоплательщика получить соответствующий экономический эффект, то есть хозяйственная операция, по крайней мере, теоретически (при условии достижения поставленных задач), должна предусматривать возможность прироста или сохранения активов или их стоимости.

Если же та или иная операция не обусловлена разумными экономическими причинами (лишена деловой цели), то данные операции не являются совершенными в пределах хозяйственной деятельности, а значит — их последствия, не обусловленные деловой целью, не подлежат отражению в налоговом учете.

3. Само по себе наличие или отсутствие отдельных документов не может быть основанием для выводов об отсутствии хозяйственной операции и отказа в формировании налогового кредита, если с других данных прослеживаются изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия в связи с его хозяйственной деятельностью.

Наличие формально оформленных (составленных) первичных документов и/или уплаты денежных средств не может являться основанием для формирования налогового кредита при отсутствии факта приобретения товара.

· Поскольку Законом о РРО не предусмотрен срок давности для применения штрафных санкций за нарушение требований касательно проведения расчетов в наличной и/или безналичной форме с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов, то применяются нормы НКУ.

Согласно п. 102.1 НКУ, контролирующий орган имеет право осуществить проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НКУ, не позднее истечения 1095 дня (2555 дня — в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 НКУ), следующего за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации.

Таким образом, срок давности для штрафа при расчетах в наличной или безналичной форме составляет 1095 дней.

Соответствующее разъяснение предоставили специалисты ГУ ГФС в Тернопольской области.

· Письмо ГФСУ от 22.03.2017 г. № 5683/6/99-99-13-02-03-15.

Если работодателем организуется для работников бесплатное питание по принципу «шведского стола», когда невозможно определить количество потребленных продуктов каждым отдельным лицом, то есть полученный доход в виде дополнительного блага не может быть персонифицирован, то стоимость такого питания не может рассматриваться как объект налогообложения и база начисления единого взноса.

Касательно определения базы обложения НДС, то операции предприятия по бесплатному питанию своих работников на условиях «шведского стола» для данного предприятия — плательщика НДС являются объектом обложения НДС, при осуществлении которых НДС начисляется в общеустановленном порядке.

· Движимыми вещами (имуществом) являются вещи (имущество), которые можно свободно перемещать в пространстве. Подробнее определение движимого имущества приведено в п. 3 Нацстандарта № 1 «Общие основы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного Постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1440. А именно: движимое имущество — это материальные объекты, которые могут быть перемещены без нанесения им вреда. К движимому имуществу относится имущество в материальной форме, которое не является недвижимостью.

Касательно отражения в форме № 1ДФ дохода от предоставления в аренду движимого имущества, существует некоторая неопределенность. Проблема заключается в том, что для недвижимого имущества справочником признаков дохода четко прописан признак «106».

Относительно движимого имущества специальный признак не предусмотрен. ГФС в Закарпатской области недавно сообщил, что сумма арендных платежей, которые выплачиваются налоговым агентом в пользу физических лиц на основании договоров аренды движимого имущества (транспортное средство, оборудование, другое имущество), отражается им в форме № 1ДФ с признаком дохода «127» (Прочие доходы). Это не новая позиция контролеров. Такую же точку зрения они высказывали и ранее, в частности, в письме ГФС от 01.09.2015 г. №18655/6/99-99-17-03-03-15.

· Расчет заработной платы при совместительстве осуществляется в соответствии с оплатой труда по должности за фактически отработанное время. В свою очередь, установленная зарплата за 1 час работы не должна быть меньше, чем 19,34 грн. Доплату до уровня минимальной заработной платы следует начислять отдельно по основному месту работы и отдельно на работе по совместительству.

При совмещении профессий работник исполняет возложенные на него дополнительные обязанности без освобождения его от основной работы, и выполнение такой работы осуществляется в пределах рабочего времени по основной работе. А это значит, что доплату следует учитывать в составе заработной платы.

Управление Гоструда в Хмельницкой области.

· Письмо Минсоцполитики от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416.

В случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в колдоговорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, которые учитываются при исчислении средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения (п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100, далее — Порядок № 100).

Следовательно, повышение должностных окладов следует учитывать при исчислении сумм отпускных, оплаты времени командировки, сохранении среднего заработка за работниками, которые призваны (вступили) на военную службу, а также в других случаях, когда средний заработок исчисляют согласно Порядку № 100.

Важно!

Коэффициент, на который необходимо прокорректировать выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, рассчитывается путем деления оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения.

Минсоцполитики вместе с тем подчеркивает: корректировка средней зарплаты проводится в случае, если последнее повышение должностного оклада работника произошло в расчетном периоде.

При этом корректировка не производится в случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) отдельным работникам в связи с:

• присвоением высшего разряда;

• переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и др.

На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и всех остальных выплат проводится с учетом их финансовых возможностей. Порядком № 100 предусмотрена возможность уменьшения коэффициента корректировки, однако, по мнению Министерства, непроведение корректировки средней заработной платы вообще является нарушением законодательства о труде.

· Впервые отчитываться по плате за землю с применением новой редакции формы отчетности следует в мае за апрель 2017 года.

Об этом со ссылкой на п. 46.6 НКУ сообщает Житомирская ОГНИ.

Напомним: приказ Минфина «О внесении изменений в форму Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)» от 23.01.2017 г. № 9 был опубликован в «Офіційному віснику України» за 21.03.2017 г. № 23.

· Объектом налогообложения являются легковые автомобили, с года выпуска которых истекло не более 5 лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2017 году — 1 200 000 грн).

Подпунктом 267.6.2 НКУ определено: налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога и соответствующие платежные реквизиты направляются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года).

Методика определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, которой устанавливается механизм определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей для целей отнесения таких автомобилей к объектам обложения транспортным налогом, утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2016 г. № 66.

Согласно п. 13 Методики, Министерство экономического развития и торговли Украины рассчитывает среднерыночную стоимость легковых автомобилей и ежегодно до 1 февраля базового налогового (отчетного) периода предоставляет ГФС информацию касательно автомобилей, с года выпуска которых истекло не более 5 лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

На сайте Минэкономразвития путем ввода данных о типе, марке, модели, годе выпуска, пробеге автомобиля в км можно получить информацию о его среднерыночной стоимости.

Транспортный налог уплачивается физическими лицами в течение 60-ти дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Об этом сообщила ГУ ГФС в Закарпатской области.

· Предоставление копии декларации по рентной плате за специспользование воды (далее — Декларация), которая содержит приложение по рентной платы, в контролирующий орган по основному месту учета (месту налоговой регистрации), если такая декларация подается по неосновному месту учета — местонахождению водных объектов (месту осуществления использования воды) и головным предприятием за структурные подразделения, НКУ не предусмотрено.

Такой ответ приводит ГНИ в Оболонском районе ГУ ГФС в г. Киеве на вопрос: нужно ли подавать копию данной декларации по основному месту учета, если предприятие предоставляет декларацию по месту нахождения водного объекта?

· Постановление Николаевского окружного административного суда от 06.02.2017 г. по делу № 814/2156/16.

Напомним, что работник не может быть допущен к работе:

• без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и

• без уведомления ГФС и ее территориальных органов.

В то же время внимание уделяется и тому факту, что ответственность за совершенное правонарушение наступает, соответственно, как по абз.1 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, так и по ч. 2 ст. 41 КоАП. Но применить к работодателю можно только одну из этих санкций, поскольку, по мнению суда, дважды привлечь к ответственности за одно и то же правонарушение является нарушением прав работодателя, предусмотренным ст. 61 Конституции Украины и Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.

· Постановление Пленума ВАСУ от 13.03.2017 г. № 2.

Среди прочего судом были сделаны следующие выводы:

• противоречия в сведениях касательно условий оплаты товара в документах, приобщенных к грузовой таможенной декларации в подтверждение таможенной стоимости товаров, не могут являться основанием для истребования органом доходов и сборов дополнительных документов у декларанта;

• калькуляция себестоимости производителя является достаточным и надлежащим доказательством в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара;

• платежное поручение без указания в нем на счет-фактуру (инвойс), на основании которого осуществлен платеж (в случае если согласно условиям соответствующих внешнеэкономических договоров такой авансовый платеж должен осуществляться только после получения декларантом счета-фактуры, инвойса), не является доказательством, достаточным для доказательства таможенной стоимости определенной поставки товара;

• ситуация, когда сумма средств, указанная в платежном поручении по оплате за оцениваемый товар, не соответствует цене данного товара, указанной в других документах, приобщенных к грузовой таможенной декларации, не является основанием для утверждения о расхождении в документах, а потому — для сомнений в правильности определения таможенной стоимости;

• инвойс, заверенный подписью и скрепленный печатью, отличными от тех, которые стоят под соответствующим внешнеэкономическим договором, является допустимым средством доказывания таможенной стоимости, пока орган доходов и сборов не докажет, что данный инвойс получен с нарушением закона;

• отсутствие в инвойсе указания на реквизиты внешнеэкономического договора само по себе не может являться основанием для заключения о невозможности идентификации инвойса с поставкой товара, если такая идентификация может быть проведена на основании других документов, которые прилагаются в подтверждение таможенной стоимости товара;

• суд вправе принять такой способ защиты прав декларанта, как обязательство органа доходов и сборов осуществить таможенное оформление товаров по таможенной стоимости, заявленной декларантом;

• право требования касательно возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает только после отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров, из-за которой данная переплата произошла, и т. д.

· Продлен до 1 мая 2017 года срок подачи ежегодной декларации для лиц, которые в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700) предоставляют такую декларацию впервые.

Соответствующие дополнения в Заключительные положения Закона № 1700 вносит Закон Украины от 23.03.2017 г. № 1975-VIII.

Кроме того, он предусматривает: субъекты декларирования, которые не имели возможности до 1 апреля по месту военной службы подать декларацию за прошлый год в связи с выполнением задач в интересах обороны Украины во время действия особого периода, непосредственным участием в ведении военных (боевых) действий, в т.ч. на территории проведения АТО, направлением за рубеж для участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности в составе национальных контингентов или национального персонала, предоставляют данную декларацию за отчетный год в течение 90 к. дн. со дня прибытия к месту прохождения военной службы или дня окончания прохождения военной службы.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Минсоцполитики планирует создать в Украине электронный реестр трудовых договоров.

В Минсоцполитики планируется внедрить электронный реестр трудовых договоров в Украине. То есть работодатель обязан будет информацию о заключении трудового договора с каждым, кто работает по найму, вносить в специальный реестр.

Таким образом, трудовой договор гражданина можно будет накладывать на систему персонифицированного учета Пенсионного фонда для того, чтобы отслеживать информацию о выплате заработной платы или страховых взносов. После прекращения трудовых договоров они будут архивироваться.

Кроме того, Министр сообщил: электронный реестр должен стать важным инструментом для защиты трудовых прав и борьбы с теневой занятостью.

· С 1 апреля 2017 года индивидуальные налоговые консультации, предоставленные в письменной форме, будут подлежать регистрации в единой базе индивидуальных налоговых консультаций. Это предусмотрено Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII, который вносит изменения в НКУ. Порядок ведения и форму такой базы должен утвердить Минфин.

В связи с этим ГУ ГФС в г. Киеве (со ссылкой на письмо ГФС от 17.03.2017 г. № 6531/7/99-99-10-03-18) информирует: проект приказа сейчас находится на согласовании в Министерстве финансов Украины. Им предусмотрен, в частности, порядок регистрации консультаций и создания на веб-сайте ГФС соответствующего реестра с возможностью поиска консультаций по: номеру; дате; ключевым словам; органу, который выдал такую консультацию; номеру судебного решения — при наличии.

О том, как будет выглядеть процедура получения письменной ИНК плательщиком с 01.04.2017 г., можно узнать из инфографики.

· Известно, что с 1 января 2017 года размер пени, начисляемой налогоплательщиком вследствие самостоятельного исправления ошибок, составляет 100% учетной ставки.

Напомним: соответствующие изменения в ст. 129 НКУ предусмотрены Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797.

Именно в связи с этим Минфин подготовил проект приказа «Об утверждении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины», который вносит соответствующие изменения в декларацию:

• экологического налога;

• сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Замечания и предложения касательно проекта изменений принимаются ГФСУ и ГРСУ в течение 2-х недель со дня публикации.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy