Изменения в законодательстве Украины, март 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Письмо Минфина Украины от 28.02.2017 г. № 11410-06-5/5390.

Методологический совет по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины сделал вывод — основания для корректировки предприятиями финансовой отчетности за 2016 год согласно П(С)БУ 22 отсутствуют, а также одобрил соответствующие изменения в П(С)БУ 22.

Данный вывод основывается на анализе совокупности качественных и количественных характеристик состояния экономической среды в стране согласно МСФО 29, который учитывает тенденцию к снижению уровня инфляции в Украине (в 2015 году уровень инфляции составил 43,3%, тогда как в 2016 году — 12,4%).

Приказ Минфина Украины «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета» от 17.02.2017 г. № 241 уже представлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

· Письмо Минфина Украины от 10.02.2017 г. № 31-11410-01-2/3710.

Минфин подтвердил позицию налоговиков касательно учета при исчислении объекта обложения налогом на прибыль уже откорректированного на индекс инфляции финрезультата до налогообложения.

В этом же письме Минфин отмечает: согласно п. 4 П(С)БУ 22 «Влияние инфляции», показатели годовой финансовой отчетности предприятия при условии достижения значения кумулятивного прироста инфляции 90 и более процентов подлежат корректировке с применением коэффициента корректировки. Причем МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» определены дополнительные факторы, кроме уровня кумулятивного прироста инфляции, которыми характеризуются гиперинфляционные процессы в экономике страны. Поэтому определенные категории субъектов хозяйствования, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по МСФО, могут не перечислять показатели финансовой отчетности, если совокупность таких факторов отсутствует.

Указанное приведет к разногласиям в правилах составления финансовой отчетности, которые должны быть едиными и обязательными для всех субъектов хозяйствования согласно законодательству, в части пересчета показателей финансовой отчетности предприятиями, которые должны в соответствии с законодательством обнародовать финансовую отчетность, а показатели такой финансовой отчетности окажутся несопоставимы, в т.ч. для статистических и налоговых целей.

В связи с этим еще раньше Минфином был подготовлен проект приказа, которым среди прочего вносятся изменения в П(С)БУ 22в части увеличения значения кумулятивного прироста инфляции. По словам минфиновцев, данные изменения разрешат субъектам хозяйства не корректировать показатели годовой финансовой отчетности за 2016 год.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· С 1 марта вступили в силу новая форма налоговой накладной и декларации по НДС, утвержденные приказом Минфина от 23.02.2017 г. № 276.

В частности, Приказ № 276 предусматривает новые формы для:

1) налоговой накладной, изложив ее в новой редакции, которая прилагается;

2) налоговой декларации по НДС;

3) уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок;

4) расчета налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными налогоплательщиками, на таможенной территории Украины.

Документ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования (публикация в «Урядовому кур’єрі» за 28.02.2017 г. № 39). Таким образом, новые формы необходимо применять уже с 1 марта 2017 года.

Обращаем внимание, что для плательщиков НДС, которые отчитываются за месяц, новая декларация будет применяться именно с марта. А вот касательно новой налоговой накладной — вопрос: успели ли налоговики подготовить обновления в программное обеспечение для регистрации новой НН в ЕРНН.

· ГФС в который раз уведомляет: до внесения изменений в форму налоговой накладной и порядок ее заполнения отсутствие кода услуги по ГКПУ в налоговой накладной, дата составления которой приходится на период с 1 января 2017 года до даты вступления в силу соответствующих изменений в форму налоговой накладной, не определяется как ошибка. Причем отсутствие кода услуги по ГКПУ в налоговой накладной НЕ может быть единственным основанием для непризнания налогового кредита.

· Письмо ГФСУ от 22.02.2017 г. № 3698/6/99-99-12-03-07-15.

Для контролируемых операций по экспорту и/или импорту товаров, имеющих биржевую котировку, установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» осуществляется по методу сравнительной неконтролируемой цены.

Причем для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» используется диапазон цен на такие товары, сложившихся на товарной бирже (пп. 39.2.1.3 НКУ).

Напомним, Перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для каждой группы товаров определен постановлением КМУ «Об утверждении перечня товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»» от 08.09. 2016 № 616.

Следует отметить: нормы НКУ не содержат предостережений касательно количества товарных бирж, которые должны быть выбраны для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» согласно спецправилам, определенным пп. 39.2.1.3 НКУ, и не предусматривают приоритетности их применения.

Биржевые котировки определенной биржи должны использоваться с учетом критериев сопоставимости, определенных пп. 39.2.2.2 НКУ. В частности — экономических условий деятельности сторон операции, включая анализ соответствующих рынков товаров (географическое расположение рынков), которые существенно влияют на цены товаров, а также характеристики товара, которые являются предметом операции и представлены на бирже. Следовательно, для целей построения диапазона цен выбираются котировки на биржах, которые содержат наиболее полную и сопоставимую информацию для определенной группы товара.

· Письмо ГФСУ от 10.02.2017 г. № 3282/7/99-99-14-01-02-17.

Трансфертное ценообразование всегда было дорогим «удовольствием»: штраф за не предоставление Отчета о контролируемых операциях, за неотраженные в нем отдельные операции, за неподачу документации по ТЦО изначально предусматривались п. 120.3 НКУ. С 1 января 2017 года их просто привязали к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, действующему на 1 января отчетного года, вместо увеличенной вдвое минимальной заработной платы.

Однако если раньше можно было, разово уплатив штраф, далее не предоставлять Отчет или документацию по ТЦО, то в 2017 году такой номер уже не пройдет. С 1 января п. 120.3 НКУ был дополнен новой нормой, в соответствии с которой, если Отчет или документация о ТЦО так и не были предоставлены в течение 30-ти дней, следующих за последним днем уплаты штрафа, то применяется дополнительный штраф — 5 прожиточных минимумов за каждый день не предоставления Отчета или документации (абзацы 6, 7 п. 120.3 НКУ). Поскольку на уплату штрафных санкций на основании налогового уведомления-решения отводится 10 дней, то дополнительный штраф начинает начисляться с 41-го дня после получения уведомления-решения, если плательщик уплатил по нему основной штраф и так и не подал Отчет или документацию по ТЦО. Причем сумма данного штрафа не ограничена никакими предельными размерами: чем дольше просрочка — тем больше штраф.

Вместе с тем, чтобы стимулировать плательщиков, просрочивших подачу Отчета или документации по ТЦО, все-таки сделать это, не дожидаясь проверки и налогового уведомления, появился новый п. 120.4, который предусматривает более мягкие штрафы: один прожиточный минимум за каждый день просрочки подачи Отчета или несвоевременного декларирования в нем отдельных операций (но не более 300 прожиточных минимумов суммарно) и два прожиточных минимума за каждый день задержки документации по ТЦО (но не более 200 прожиточных минимумов). Но эти, более мягкие штрафы, применяются, если плательщик все-таки предоставил отчетность до начала документальной проверки. То есть новые штрафы, предусмотренные абзацами 6, 7 п. 120.3 НКУ и п. 120.4 НКУ, не применяются одновременно.

· Налоговая накладная составляется отдельно на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс). Поэтому составление двух или более налоговых накладных в случае получения предварительной оплаты товаров/услуг одной суммой или при одноразовой поставке товаров/услуг не соответствует нормам Налогового кодекса и не дает возможности идентифицировать операции.

При сдаче таких налоговых накладных поставщиком покупатель не имеет оснований для отнесения указанных в них сумм НДС к налоговому кредиту, поскольку данные налоговые накладные не соответствуют первичным документам.

· В случае уменьшения суммы компенсации стоимости товаров/услуг налоговые обязательства поставщика (продавца) подлежат корректировке на основании составленного и зарегистрированного в ЕРНН расчета корректировки. Получатель (покупатель), соответственно, уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован как плательщик НДС на дату проведения корректировки, а также увеличил налоговый кредит в связи с получением данных товаров/услуг.

При условии, если на дату возврата части товаров сумма оплаты за них засчитывается в счет оплаты другого товара, то есть эти денежные средства приобретают статус предоплаты за другой товар, то поставщик на указанную дату на сумму средств, которые засчитываются в счет оплаты другого товара, должен составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН.

· Письмо ГФСУ от 20.02.2017 г. № 4102/7/99-99-15-03-02-17.

Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданном им уточняющем расчете налоговых обязательств по НДС, то он обязан направить второй уточняющий расчет к декларации, но с учетом показателей, указанных в первом уточняющем расчете.

· Письмо от 13.02.2017 г. № 2753/6/99-99-15-02-02-15.

В случае если сумма дивидендов не превышает значение объекта налогообложения за соответствующий налоговый (отчетный) год, по результатам которого выплачиваются дивиденды и денежное обязательство по которому погашено, авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов предприятием не начисляется и не уплачивается.

· Письмо ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15.

Списание уничтоженных основных средств, ТМЦ осуществляется согласно правилам бухгалтерского учета. То есть предприятия, находящиеся на территории проведения АТОобязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Поэтому только после проведения надлежащим образом инвентаризации и документального подтверждения факта ликвидации соответствующих основных средств и ТМЦ в бухучете субъект хозяйствования имеет право отразить ликвидацию основных средств, ТМЦ на территории проведения АТО в налоговой отчетности на основании положений п.п. 138.1 и 138.2 НКУ.

· Письмо ГФСУ 20.02.2017 г. № 3452/6/99-99-15-02-02-15.

Если в 4 квартале 2016 года плательщик налога на прибыль получил оплату за товары (работы, услуги), которые были отгружены (предоставлены) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения, то такие операции отражались по правилам бухучета при формировании финансового результата. При таких обстоятельствах в налоговом учете вообще не будет доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Начиная с 01.01.2017 г., финрезультат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму дохода, полученного как оплата за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения (пп. 140.5.12 НКУ в редакции, действующей с 01.01.2017 г.). То есть если с 01.01.2017 г. плательщик налога на прибыль получает оплату за товары (работы, услуги), которые были отгружены (предоставлены) еще во время его пребывания на упрощенной системе налогообложения, то такой плательщик должен увеличить финрезультат до налогообложения на соответствующую сумму.

· Письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 21.02.2017 № 3805/10/26-15-12-01-18. Предприятия независимо от их форм собственности должны возвращать плательщикам в 5-дневный срок ошибочно зачисленные на их счета средства. В случае если владелец счета не вернул в указанный срок ошибочно полученные средства, то их возврат должен осуществляться в общем претензионно-исковом порядке (ст. 6 Указа Президента Украины «О мерах относительно нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.1995 г. № 227/95).

В то же время ошибочное списание/зачисление средств — это списание/зачисление средств, вследствие которого по вине банка или клиента осуществляется их списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя (Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением НБУ от 22.01.2004 г. № 22).

Учитывая вышеизложенное, ГУ ГФС в г. Киеве в письме сделало вывод: если договорные отношения по поставке товаров/услуг между субъектами хозяйствования отсутствуют, то полученные ненадлежащим получателем денежные средства, возвращенные в установленные сроки, не подлежат обложению НДС.

· Письмо НБУ от 21.11.2016 г. № 40-0004/95287.

Распределительный счет (отдельный аналитический счет балансового счета 2603 «Распределительные счета субъектов хозяйствования», на которые уполномоченный банк обязан предварительно зачислять поступления в иностранной валюте, подлежащие обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины) носит технический характер и не имеет статуса текущего счета предприятия.

Соответственно, зачисление поступлений в пользу резидентов по внешнеэкономическим (экспортным) договорам на такой распределительный счет не может считаться зачислением выручки резидентов в понимании Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР и для целей осуществления уполномоченным банком валютного контроля согласно Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.1999 г. № 136.

Таким образом, экспортная операция резидента может быть снята банком с контроля после зачисления иностранной валюты и гривневого эквивалента, полученного в результате обязательной продажи иностранной валюты, на текущие счета этого резидента.

· Письмо ГФС от 23.11.2016 г. № 2436/2/99-99-14-05-02-10.

Если налогоплательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц контролирующего органа, то согласно пп. 94.2.3 НКУ к нему может быть применен арест имущества, который является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом.

В свою очередь, препятствование уполномоченным лицам контролирующих органов в проведении проверок является основанием для составления протокола об административном правонарушении, который предусмотрен ст. 188 прим 23 КУоАП и влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 136 до 255 грн., в случае повторного совершения правонарушения в течение года — от 170 до 340 грн.

· Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, которые соответствуют требованиям НКУ, в частности, внесенные органами ГФС в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации подают за базовый отчетный (налоговый) год в течение 60 к.дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года, то есть не позднее 1 марта 2017 года.

В случае несоблюдения неприбыльной организацией требований, определенных в пп. 133.4.3 НКУ, такая неприбыльная организация обязана подать в срок, определенный для месячного отчетного периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года (или с начала признания организации неприбыльной в установленном порядке, если такое признание произошло позже) по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, а также указать и уплатить сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль.

ГУ ГФС в Ивано-Франковской области.

· Не внесенные плательщиками в государственный бюджет суммы НДС из-за применения нулевой ставки рассчитываются путем определения суммы НДС по установленной основной ставке налога от объемов операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых по нулевой ставке, уменьшенных на объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются по нулевой ставке.

Учитывая это, не внесенные плательщиками в государственный бюджет суммы НДС из-за применения налоговых льгот рассчитываются путем определения объемов операций по поставке товаров (услуг), налогообложение которых произошло с учетом льготных режимов, уменьшенных на объем операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в данных льготных операциях, независимо от отчетного налогового периода их приобретения, в результате правильного применения алгоритма расчета суммы НДС, не уплаченной в государственный бюджет, отрицательное значение возникать не должно.

· Постановление Правления НБУ от 28.02.2017 г. № 15 (вступает в силу 22 марта 2017 г.).

Клиентам банков не нужно ждать разрешения НБУ на проведение операций по купле иностранной валюты/перечислению средств за пределы Украины в пользу нерезидентов. Уполномоченные банки будут информировать Национальный банк о таких операциях клиентов после их проведения.

В случае возникновения у НБУ сомнений касательно законности операций, в банк может быть направлено требование, которым НБУ, в частности, может приостановить осуществление отдельных валютных операций клиентов. Возобновить проведение этих операций банк сможет только после получения отдельного уведомления от НБУ.

Кроме того, если клиент, валютные операции которого вызвали сомнения у НБУ, перешел на обслуживание в другое банковское учреждения, уполномоченный банк обязан уведомить об этом НБУ.

Банк, в котором клиент открывает текущие счета, имеет право обратиться в предыдущие обслуживающие банки за информацией, которая получена от НБУ и касается сомнительных операций клиентов.

· Фактическая проверка может проводиться при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 80.2 НКУ):

• в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, и возникает необходимость проверки таких фактов;

• при наличии и/или получении в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, касательно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и прочих документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и оборота подакцизных товаров;

• письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;

• не предоставления субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, предоставления их с нулевыми показателями;

• при наличии и/или получении в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего;

• в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 НКУ;

• при наличии и/или получении в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Если к вам без предупреждения пришли с фактической проверкой налоговики, помните, что проводится она на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом. Копия такого решения вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически осуществляют расчетные операции, под расписку до начала проведения данной проверки.

Разъяснение из раздела 136.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· Если база начисления ЕСВ не превышает размер минимальной зарплаты, тогда сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ.

В случае если работник принят на основное место работы в первый рабочий день месяца, который не совпадает с первым числом календарного месяца, то с учетом того, что данный работник отработал полностью все рабочие дни в таком месяце, предприятие насчитывает ЕСВ исходя из законодательно установленного размера минимальной зарплаты на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки ЕСВ.

Об этом напоминает ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве.

· Письмо Минсоцполитики от 13.02.2017 г. № 294/0/101-17/282.

Если работником выполнена месячная норма труда, ему должны начислить зарплату не ниже размера минимальной зарплаты.

Касательно сумм материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и денежной помощи при предоставлении ежегодного отпуска, которые выплачиваются в размере средней заработной платы, то они не учитываются в зарплату для обеспечения ее минимального уровня, поскольку выплачиваются работнику не за выполненную работу и не являются элементами зарплаты.

· Письмо Минсоцполитики от 21.11.2016 г. № 5907/0/10-16/06. Нормы законодательства о труде распространяются в т. ч. на трудовые отношения, возникающие между работником и физическим лицом — предпринимателем.

Для недопущения нарушения законодательства о труде, во избежание случайных ошибок в работе с персоналом и, как следствие — возможного возникновения трудовых споров, предпринимателю необходимо вести кадровую документацию в случае применения наемного труда.

Это подчеркивает Минсоцполитики в письмеобращая внимание на то, что законодательство о труде прямо не обязывает предпринимателя вести кадровую документацию.

Так, до начала работы по заключенному трудовому договору работник должен ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

К тому же работникам, которые работают у ФЛП, гарантировано право на отпуска, учет которых должен вести предприниматель.

Специалисты министерства напомнили: к первичной учетной документации для определения количественного состава работников, в частности, относятся: приказ (распоряжение) о приеме на работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора; личная карточка; приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (п. 1.6 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286).

Вышеперечисленную первичную учетную документацию должен вести, в частности, и предприниматель, поскольку положения Инструкции распространяются и на эту категорию работодателей.

Составление штатного расписания необходимо в работе с персоналом. На основании штатного расписания принимаются решения, в частности, о приеме, переводе работников на другую работу, установлении должностного оклада, тарифной ставки (оклада) конкретному работнику.

Наличие штатного расписания является гарантией обеспечения прав работников на труд, защиту от незаконного увольнения и оплату труда.

· Письмо ФСС по ВПТ от 22.02.2017 г. № 2.4-17-328.

Сумма пособия по беременности и родам из расчета на месяц не должна превышать размер максимальной величины базы начисления ЕСВ, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд соцстраха, и не может быть меньше размера минимальной зарплаты, установленной на время наступления страхового случая.

Поэтому сумма пособия по беременности и родам должна рассчитываться следующим образом:

1. Рассчитывается среднедневная зарплата исходя из фактических выплат.

2. Сравнивается фактическая среднедневная зарплата со среднедневной зарплатой, исчисленной из размера минимальной зарплаты, установленного в месяце наступления страхового случая (минимальная зарплата разделена на 30,44 — среднемесячное количество календарных дней).

3. В случае превышения среднедневной зарплаты, рассчитанной с минимальной зарплаты, над фактической среднедневной зарплатой, дальнейший расчет страховой выплаты (пособия по беременности и родам) осуществлять со среднедневной, исчисленной из минимальной зарплаты.

· Письмо ГФС от 15.02.2017 г. № 3128/6/99-99-13-02-03-15.

В случае если база начисления ЕСВ не превышает размер минимальной зарплаты, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ.

При начислении зарплаты (доходов) физлицам из источников не по основному месту работы ставка ЕСВ применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.

Поэтому если работник предприятия, находясь в трудовых отношениях с работодателем, получает доход в виде зарплаты и выполняет работу (предоставляет услуги) согласно гражданско-правовому договору, получая вознаграждение, то в базу начисления ЕСВ за отчетный месяц включаются как зарплата (доход), так и сумма вознаграждения. В свою очередь, если база начисления ЕСВ будет меньше размера минимальной зарплаты, то ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ в размере 22%.

Когда же работник получает доход в виде вознаграждения по договору гражданско-правового характера, который не превышает размер минимальной зарплаты, ЕСВ начисляется исходя из произведения ставки ЕСВ (22%) и фактически начисленного вознаграждения по договору гражданско-правового характера независимо от ее размера, но с учетом максимальной величины базы начисления.

· Письмо Министерства социальной политики Украины от 17.09.2015 г. № 529/18/99-15.

Для расчета пособия по временной нетрудоспособности для застрахованных лиц, которые работают вахтовым методом,применяется общий порядок исчисления средней заработной платы, поскольку Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 не предусматривает особого исчисления в данном случае.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с п. 3 Порядка № 1266, предоставляется за все календарные дни временной нетрудоспособности застрахованного лица.

Соответствующее разъяснение размещено на сайте ФСС по ВПТ как ответ на ситуацию:

«Рабочий работает вахтовым методом 15 суток в месяц (с 1-го до 15-го числа, с соблюдением месячной нормы часов). Во время работы за 15 суток отрабатывает месячную норму часов и получает заработную плату в полном объеме. На выходных (16-30 числа) он заболел и подал листок нетрудоспособности. Если заработная плата работнику выплачена, выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности?».

· Письмо Минсоцполитики от 21.12.2016 г. № 1732/0/101-16/28. Работникам, которые направляются в командировку, выплачиваются, в частности, суточные за время нахождения в командировке.

Предельные нормы суточных расходов в пределах Украины для предприятий хозрасчетной сферы, суммы которых не попадают в налогооблагаемый доход, установлены пп. 170.9.1 НКУ и составляют в 2017 году:

• для командировки на территории Украины — не более 320 грн.. в день (0,1 размера минимальной заработной платы);

• для командировки за рубеж — не более 80 евро за каждый календарный день такой командировки по официальному обменному курсу гривны к евро, установленному НБУ, из расчета за каждый такой день.

Вместе с тем в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности, установление гарантий и компенсаций (в т.ч. в случае направления работников в служебные командировки).

Размер суточных для предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, определенный приложением 1 к Постановлению КМУ от 02.02.2011 г. № 98, и для командировок в пределах Украины составляет 30 грн.

Учитывая то что гарантии и компенсации работникам в случае служебных командировок являются минимальными государственными гарантиями, то, по мнению Минсоцполитики размер суточных не может быть ниже установленного указанным постановлением КМУ.

· Письмо Минсоцполитики от 13.02.2017 г. № 322/0/101-17/282.

Суммы среднего заработка, которые сохраняются за работниками за время отпусков, исполнения государственных или общественных обязанностей, повышения квалификации, служебной командировки, а также суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованные отпуска, не являются зарплатой работника, которую работодатель выплачивает ему за проделанную работу.

Поэтому суммы среднего заработка не должны учитываться в зарплату для обеспечения ее минимального уровня.

В то же время если работнику время служебной командировки оплачивается по показателю дневного заработка согласно ст. 121 КЗоТ или выплачивается зарплата в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона Украины «О государственной службе» 10.12.2015 г. № 889-VIII, то начисленная зарплата работника за месяц с учетом заработка за дни командировки не может быть ниже размера минимальной зарплаты.

· Поскольку по операции купли-продажи недвижимого/движимого имущества между физическими лицами нотариус/юридическое лицо — посредник выполняет функции налогового агента только в части предоставления информации контролирующим органам и не обязан начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц в бюджет с дохода налогоплательщика, полученного от продажи соответствующего объекта, то в налоговом расчете по ф. 1ДФ заполняются следующие графы:

• графа 1 — порядковый номер каждой строки, которая заполняется;

• графа 2 — налоговый номер или серия и номер паспорта;

• графа 3а — сумма дохода налогоплательщика, полученного от продажи недвижимого/движимого имущества;

• графа 4а — сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

• графа 4 — сумма фактически перечисленного налога;

• графа 5 — код признака дохода.

Согласно Справочнику признаков доходов физических лиц, приведенному в приложении к Порядку № 4, суммы доходов от операций по продаже (обмену) объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями ст. 172 НКУ отражаются под признаком дохода «104», суммы доходов от операций по продаже (обмену) объектов движимого имущества согласно положениям, ст. 173 — под признаком дохода «105».

Кроме этого, нотариусам необходимо отражать в налоговом расчете по ф. 1ДФ военный сбор касательно удостоверенных ими договоров по продаже (обмену) объектов недвижимого имущества между физическими лицами, а также выданных свидетельств о праве на наследство и/или удостоверение договоров дарения. При этом в строке «Військовий збір» р. 2 налогового расчета по ф. 1ДФ проставляются общие суммы выплаченного дохода и фактически удержанного (перечисленного) военного сбора.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· До 31 декабря 2016 года действовала норма, согласно которой налогоплательщикам, так называемым «до 20-миллионникам», штрафные (финансовые) санкции, начисленные на сумму налогового обязательства, в случае самостоятельной их уплаты без обжалования налогового уведомления-решения в установленные сроки, отменялись в течение 10-ти дней со дня уплаты такого налогового обязательства (п. 35 подраздела 10 р. XX НКУ).

Указанная норма не распространялась на повторное в течение года определение контролирующим органом суммы налогового обязательства по одному и тому же налогу или сбору. Вместе с тем в случае отмены штрафной санкции соответствующее уплаченное налоговое обязательство не подлежит дальнейшему обжалованию.

Депутаты предложили продлить действие п. 35 подраздела 10 р. XX НКУ до 31 декабря 2020 года (законопроект № 6103).

· ГФС получила поручение от Минфина — начиная с марта 2017 года обнародовать на официальном веб-сайте ГФСУ ряд данных о налогоплательщиках, а именно:

• сумму переплат по налогам в целом и в разрезе основных налогов, в т.ч. обязательно по налогу на прибыль (с начала года, на начало каждого отчетного периода);

• количество проведенных плановых/внеплановых проверок, из них проверки юрлиц и физлиц (в т.ч. на общей/упрощенной системе), количество «нулевых» проверок (с начала года нарастающим итогом на конец каждого месяца);

• сумму доначислений по актам проверок в разрезе категорий (с начала года на начало каждого отчетного периода);

• данные о налоговом долге: общая сумма, безнадежная задолженность, сумма и количество рассрочек до года и более;

• апелляционную практику: количество и результат апелляций по критериям отказано/частично удовлетворено/удовлетворено полностью (с начала года, на начало и конец месяца).

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy