Изменения в законодательстве Украины, март 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· С 14 марта 2017 года вступят в силу изменения, в частности, в П(С)БУ 22 «Влияние инфляции», относительно инфляционных корректировок показателей годовой финансовой отчетности.

Так, на указанную дату готовится к публикации в «Офіційному віснику України» Приказ Минфина Украины «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета» от 17.02.2017 г. № 241.

Указанные изменения разрешат субъектам хозяйствования не осуществлять инфляционные корректировки показателей финансовой отчетности за 2016 год.

· Постановление КМУ от 01.03.2017 г. № 120.

Базовый норматив отчисления доли прибыли, которая направляется на выплату дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году

— хозобществ, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства,

— а также хозобществ, 50% и более процентов акций (долей) которых принадлежат хозяйственным обществам, доля государства в которых составляет 100%, в т. ч. дочерних предприятий,

установлен в размере 50%.

Для ПАО «Укргидроэнерго» и «Государственный сберегательный банк Украины» базовый норматив утвержден в размере 30%.

К тому же предусмотрено: в случае невыплаты предприятиями дивидендов в 01.07.2017 г. к их руководителям будут предприняты меры для расторжения контракта.

Напомним: базовый норматив отчисления доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2015 году хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, составлял 75%.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· ГФСУ отказывается признавать неправомерность начисления до 01.01.2017 г. условных налоговых обязательств по НДС согласно п. 198.5 НКУ в случае выбытия (ликвидации, похищения, разрушения и т.п.) основных средств по не зависящим от плательщика обстоятельствам.

Так, на замечание Общественного совета при ГФС в письме от 27.12.2016 г. № 11 контролеры предоставили следующий ответ: при ликвидации основных производственных или непроизводственных средств налоговые обязательства по НДС начисляются только раз в общем порядке, исходя из того, что операция является операцией по поставке товаров, или на основании п. 198.5 НКУ, если ликвидация основных производственных или непроизводственных средств осуществляется в случаях, определенных пп. 14.1.191 и абз. 2 п. 189.9 НКУ (см. письмо ГФСУ от 10.02.2017 г. № 2713/6/99-99-15-03-02-15).

Однако в последнем случае выбывшие (похищенные, уничтоженные, разрушенные) основные средства не используются налогоплательщиком в каких-либо операциях вообще. Поэтому применять нормы пп. «г» п. 198.5 НКУ здесь нецелесообразно(на этом сакцентировал внимание Общественный совет при ГФС).

Кроме того, несмотря на судебные решения в пользу плательщиков НДС (например, постановление Днепропетровского окружного административного суда от 08.07.2015 г. по делу № 804/6742/15 налоговики заявляют, что признать неправомерными их консультации касательно данного вопроса могут только судебные органы по результатам обжалования таких индивидуальных налоговых консультаций непосредственно плательщиками, которым данные консультации предоставлены.

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на недавние изменения, в соответствии с которыми условные налоговые обязательства по пп. «г» п. 198.5 НКУ не начисляются в случаях, предусмотренных п. 189.9 НКУ, контролеры все равно будут настаивать на их начислении до 01.01.2017 г. К тому же свою позицию они готовы отстаивать в суде. Поэтому посмотрим, на чьей стороне правда.

А на данный момент стоит предостеречь контролеров, что вышеупомянутое судебное решение в пользу плательщика — не единственный случай, когда начисление технических налоговых обязательств согласно пп. «г» п. 198.5 НКУ в случае выбытия основных средств без согласия плательщика НДС признается противоправным. См., например, постановление Окружного административного суда г. Киева от 06.09.2016 г. № 826/2483/16.

· Письмо ГФСУ от 06.02.2016 г. № 2105/6/99-99-15-03-02-15.

Если предприятие списывает потери, которые возникли во время хранения и транспортировки произведенной сельхозпродукции, сверх норм естественной убыли, данная продукция не может быть использована в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

Вместе с тем если во время приобретения (изготовления) товаров (сырья) для производства такой продукции суммы НДС были включены в состав налогового кредита, то предприятие должно не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода, в котором проводится ее списание, осуществить начисление налоговых обязательств по НДС (согласно п. 198.5 НКУ) по основной ставке исходя из стоимости приобретения таких товаров (сырья).

В случае списания потерь, возникших при хранении и транспортировке произведенной сельскохозяйственной продукции, в пределах норм естественной убыли, и если во время приобретения (изготовления) товаров (сырья) для производства такой продукции суммы НДС были включены в состав налогового кредита, налоговые обязательства по НДС предприятием не начисляются, а налоговый кредит не корректируется при условии, если стоимость данных товаров включается в стоимость другой готовой продукции. При несоблюдении данного условия по таким товарам определяются налоговые обязательства по НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ.

· Письмо ГФС от 08.02.2016 г. № 2377/6/99-99-15-03-02-15.

Перерасчет доли использования необоротных активовприобретенных до 01.07.2015 г., в облагаемых и необлагаемых операциях осуществляется плательщиками НДС в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона от 16.07.2015 г. № 643-VІІІ (в течение 1, 2, 3 лет).

Данный перерасчет осуществляется в таблице 3 приложения 7 (Д7) к налоговой декларации по НДС, включая также случаи, когда во втором/третьем году отсутствовали освобожденные от налогообложения операции.

Фискалы в письме от 08.02.2016 г. № 2377/6/99-99-15-03-02-15 напомнили, что особенности проведения перерасчета доли использования товаров/услуг в налогооблагаемых операциях по результатам 2016 года разъяснены в письме ГФС от 12.01.2017 № 599/7/99-99-15-03-02-17.

· Письмо ГФС от 06.02.2017 г. № 2102/6/99-99-15-03-02-15.

Отнесение предприятием расходов на содержание материнской компании к административным расходам, в частности, на содержание аппарата управления, зависит от урегулирования отношений контроля и подчинения между контролирующим и дочерним предприятием, путем заключения договора и т.п.

Таким образом, если в уставе плательщика отсутствует положение об отчислении средств на содержание материнской компании, регулярные платежи на содержание в данном случае следует квалифицировать как управленческие услуги, которые являются объектом обложения НДС в соответствии с пп. «б» п. 185.1 НКУ.

· Если плательщиком НДС при импорте товаров, основных фондов уплаченные суммы НДС, указанные в таможенной декларации, ошибочно не были включены в состав налогового кредита, то такой плательщик имеет возможность суммы уплаченного НДС включить в налоговый кредит путем предоставления уточняющего расчета (с учетом сроков давности).

С таким разъяснением из раздела 101.14 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА: ЗАКОН.

· Письмо ГФС от 06.02.2017 г. № 2101/6/99-99-15-03-02-15

Если плательщиком-арендатором понесены расходы на улучшение объекта аренды и такие расходы не компенсированы арендодателем, то при возврате объекта аренды это улучшение считается бесплатно предоставленной услугой, которая подлежит обложению НДС по основной ставке, исходя из цены приобретения товаров/услуг, использованных для такого улучшения.

В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендодателем арендатору компенсации расходов арендатора на улучшение объекта аренды, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по таким договорам, являются отдельной операцией по предоставлению услуги по улучшению основных фондов, рассматриваются как отдельный объект налогообложения и подлежат обложению НДС по основной ставке, исходя из цены, указанной в соответствующих договорах.

· В случае если условия договора купли-продажи не выполнены (после осуществления предоплаты фактическая поставка товаров/услуг не проведена), а стороны договариваются о прекращении встречных однородных требований, данная операция для целей обложения НДС приравнивается к расторжению договоров на поставку таких товаров/услуг.

В свою очередь, эти налогоплательщики обязаны составить друг на друга соответствующие расчеты корректировки к налоговым накладным, которые были составлены по факту получения аванса за товары/услуги, которые не были поставлены. Данные расчеты корректировки подлежат обязательной регистрации в ЕРНН.

При этом уменьшение налоговых обязательств отражается в строке 7 раздела I декларации по НДС продавца, а уменьшение налогового кредита покупателя — в строке 12 р. ІІ декларации покупателя.

При заполнении строк 7 и 12 декларации обязательным является предоставление приложения 1 «Розрахунок коригування сум ПДВ (Д1)» к декларации, заполняемой в разрезе контрагентов. Корректировка налоговых обязательств продавец — плательщик НДС отражает в таблице 1 Приложения 1, а покупатель — плательщик НДС — в таблице 2 Приложения 1 корректировки налогового кредита.

С таким разъяснением из раздела 101.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА: ЗАКОН.

· Налоговая накладная составляется отдельно на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс). Поэтому составление двух или более налоговых накладных в случае получения предварительной оплаты товаров/услуг одной суммой или при одноразовой поставке товаров/услуг не соответствует нормам Налогового кодекса и не дает возможности идентифицировать операции.

При сдаче таких налоговых накладных поставщиком покупатель не имеет оснований для отнесения указанных в них сумм НДС к налоговому кредиту, поскольку данные налоговые накладные не соответствуют первичным документам.

С таким разъяснением из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА: ЗАКОН.

· ГФС должна определять условные коды для товаров, которые отсутствуют в УКТ ВЭД. Их обнародование для использования налогоплательщиками при составлении налоговых накладных будет обеспечиваться ГФС на собственном официальном веб-сайте.

Касательно этого появилась новая норма в абз. 5 пп. 2 п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.2015 г. № 1307 (согласно приказу Минфина Украины от 23.02.2017 г. № 276).

· Письмо ГФСУ от 10.02.2017 г. № 3282/7/99-99-14-01-02-17.

Трансфертное ценообразование всегда было дорогим «удовольствием»: штраф за не предоставление Отчета о контролируемых операциях, за неотраженные в нем отдельные операции, за неподачу документации по ТЦО изначально предусматривались п. 120.3 НКУ. С 1 января 2017 года их просто привязали к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, действующему на 1 января отчетного года, вместо увеличенной вдвое минимальной заработной платы.

Однако если раньше можно было, разово уплатив штраф, далее не предоставлять Отчет или документацию по ТЦО, то в 2017 году такой номер уже не пройдет. С 1 января п. 120.3 НКУ был дополнен новой нормой, в соответствии с которой, если Отчет или документация о ТЦО так и не были предоставлены в течение 30-ти дней, следующих за последним днем уплаты штрафа, то применяется дополнительный штраф — 5 прожиточных минимумов за каждый день не предоставления Отчета или документации (абзацы 6, 7 п. 120.3 НКУ). Поскольку на уплату штрафных санкций на основании налогового уведомления-решения отводится 10 дней, то дополнительный штраф начинает начисляться с 41-го дня после получения уведомления-решения, если плательщик уплатил по нему основной штраф и так и не подал Отчет или документацию по ТЦО. Причем сумма данного штрафа не ограничена никакими предельными размерами: чем дольше просрочка — тем больше штраф.

Вместе с тем, чтобы стимулировать плательщиков, просрочивших подачу Отчета или документации по ТЦО, все-таки сделать это, не дожидаясь проверки и налогового уведомления, появился новый п. 120.4, который предусматривает более мягкие штрафы: один прожиточный минимум за каждый день просрочки подачи Отчета или несвоевременного декларирования в нем отдельных операций (но не более 300 прожиточных минимумов суммарно) и два прожиточных минимума за каждый день задержки документации по ТЦО (но не более 200 прожиточных минимумов). Но эти, более мягкие штрафы, применяются, если плательщик все-таки предоставил отчетность до начала документальной проверки. То есть новые штрафы, предусмотренные абзацами 6, 7 п. 120.3 НКУ и п. 120.4 НКУ, не применяются одновременно.

Данные разъяснения предоставила ГФСУ в письме от 10.02.2017 г. № 3282/7/99-99-14-01-02-17, разосланном в адрес областных управлений ГФС и офиса крупных налогоплательщиков.

· Письмо ГФСУ от 23.02.2017 г. № 3843/6/99-99-13-02-03-15.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых происходит в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер, не считаются командировками, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, трудовым договором (контрактом) между работником и собственником (или уполномоченным им лицом/руководителем). Об этом говорится в п. 2 р. I Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденной приказом Минфина от 13.03.1998 г. № 59. Однако данная Инструкция регулирует командировки работников органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично финансируются за счет бюджетных средств. В то же время другие предприятия и организации могут использовать ее как вспомогательный (справочный) документ.

При этом любые командировочные расходы не включаются в налогооблагаемый доход налогоплательщика при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с хозяйственной деятельностью работодателя/стороны, которая отправляет в командировку (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ).

Соответствующие нормы процитировала ГФС в письме от 23.02.2017 г. № 3843/6/99-99-13-02-03-15, однако по вопросу правомерности оформления юридическим лицом поездок своих работников-водителей в виде служебных командировок с целью выполнения ими служебных поручений по доставке груза советует обращаться в Минсоцполитики.

· Письмо ГФСУ от 20.02.2017 г. № 3452/6/99-99-15-02-02-15.

Если в 4 квартале 2016 года плательщик налога на прибыль получил оплату за товары (работы, услуги), которые были отгружены (предоставлены) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения, то такие операции отражались по правилам бухучета при формировании финансового результата. При таких обстоятельствах в налоговом учете вообще не будет доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Начиная с 01.01.2017 г., финрезультат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму дохода, полученного как оплата за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения (пп. 140.5.12 НКУ в редакции, действующей с 01.01.2017 г.). То есть если с 01.01.2017 г. плательщик налога на прибыль получает оплату за товары (работы, услуги), которые были отгружены (предоставлены) еще во время его пребывания на упрощенной системе налогообложения, то такой плательщик должен увеличить финрезультат до налогообложения на соответствующую сумму.

· Письмо ГФСУ от 13.02.2017 г. № 2753/6/99-99-15-02-02-15.

В случае если сумма дивидендов не превышает значение объекта налогообложения за соответствующий налоговый (отчетный) год, по результатам которого выплачиваются дивиденды и денежное обязательство по которому погашено, авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов предприятием не начисляется и не уплачивается.

· Письмо ГФСУ от 24.02.2017 г. № 2985/5/99-99-13-02-03-16.

В случае если стоимость подарка, который предоставляется налогоплательщику, не превышает 25% минимальной зарплаты (из расчета на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2017 году — 800 грн.), то она не является объектом обложения НДФЛ.

Если же стоимость подарка превышает указанный размер, то сумма такого превышения облагается НДФЛ как дополнительное благо с учетом п. 164.5 НКУ, то есть коэффициент применяется исключительно к сумме превышения.

· Письмо ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15.

Списание уничтоженных основных средств, ТМЦ осуществляется согласно правилам бухгалтерского учета. То есть предприятия, находящиеся на территории проведения АТО, обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Поэтому только после проведения надлежащим образом инвентаризации и документального подтверждения факта ликвидации соответствующих основных средств и ТМЦ в бухучете субъект хозяйствования имеет право отразить ликвидацию основных средств, ТМЦ на территории проведения АТО в налоговой отчетности на основании положений п.п. 138.1 и 138.2 НКУ.

· Письмо Минсоцполитики от 06.02.2017 г. № 272/0/101-17/282.

Среднюю зарплату для оплаты времени отпусков исчисляют исходя из выплат за последних 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

В случае если начисление средней зарплаты проводится до закрытия ведомостей на зарплату, после проведения начисления всех выплат работнику могут осуществить перерасчет средней зарплаты с учетом до начисленных сумм.

Если же указанное касается работников-сдельщиков, то расчеты могут проводиться с учетом последнего абзаца п. 2 Порядка № 100, который предусматривает: если отсутствуют оперативные данные для расчета заработка за последний месяц расчетного периода для работников со сдельной оплатой труда, этот месяц может заменяться другим месяцем, непосредственно предшествующим расчетному периоду.

· Письмо Минсоцполитики от 17.02.2017 г. № 391/0/101-17/282.

Исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера, изложен в ст. 3 прим 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР. В частности, это — доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Все остальные составляющие заработной платы должны учитываться в минимальную зарплату.

То есть в выплаты, которые должны учитываться в зарплате при обеспечении ее минимального размера, включаются:

• повышение должностных окладов работников, например, за работу в учреждениях и организациях, расположенных на территории населенных пунктов, которым предоставлен статус горных, за работу в определенных типах заведений, подразделениях и должностях, работа в которых дает право на повышение должностных окладов на 15% в связи с вредными и тяжелыми условиями труда;

• доплаты за работу в вечернее время; совмещение профессий (должностей), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, интенсивность труда; руководство бригадой, наставничество; экономию материалов и ресурсов (в частности, водителям за экономию горючего), допуск к государственной/коммерческой тайне, за научную степень;

• надбавки за классность водителям легковых автомобилей, выполнение особой работы на срок ее выполнения, высокие достижения в труде, знание/использование в работе иностранных языков, выслугу лет и непрерывное время работы, почетные и спортивные звания, за особые условия работы библиотечным работникам, ранг государственного служащего, престижность педагогической работы;

• повышенная оплата за работу в праздничные и нерабочие дни;

• все виды премий, кроме премий к праздничным и юбилейным датам;

• сумма индексации.

К тому же если работник был принят на работу не с первого рабочего дня месяца, трудится на условиях неполного рабочего времени (например, совместитель), в течение месяца находился в отпуске или на больничном, зарплата начисляется пропорционально выполненной норме труда и может быть меньше размера минимальной зарплаты.

· Письмо Минсоцполитики от 21.11.2016 г. № 415/0/15-16/18.

Обязательными для предприятия положения Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине будут, если и работодатель, и работники этого предприятия представлены субъектами сторон данного соглашения через соответствующее членство и на основании учредительных документов (уставов, положений и т.д.).

Перечень субъектов стороны работодателей и профсоюзной стороны Генерального соглашения и их членских организаций приведен в приложениях 1 и 2 к такому соглашению. Субъектом стороны органов исполнительной власти является КМУ.

Однако предприятию, для которого положения Генерального соглашения не обязательны, Законами Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.1993 г. № 3356-XII, «О социальном диалоге в Украине» от 23.12.2010 г. № 2862-VI не запрещено их применение.

Работодатель и работники могут в пределах полномочий принять согласованное решение руководствоваться его нормами и положениями.

· Если у физического лица — предпринимателя на момент проведения процедуры прекращения предпринимательской деятельности числится дебиторская задолженность и она не погашается, то у физического лица — предпринимателя не возникает доход.

Однако если по окончании процедуры прекращения предпринимательской деятельности физическому лицу погашается сумма дебиторской задолженности юридическим лицом — должником, то вся сумма такой задолженности подлежит налогообложению по общим правилам, установленным р. IV НКУ для налогоплательщиков — физических лиц.

Субъекты хозяйствования, которые в соответствии с нормами НКУ относятся к налоговым агентам, при выплате доходов физическому лицу должны начислить и удержать НДФЛ.

По уведомлению ГНИ в Шевченковском районе ГУ ГФС в г. Киеве.

· Юридическое лицо — плательщик единого налога определяет курсовые разницы от пересчета операций, выраженных в иностранной валюте, задолженности и иностранной валюты на дату баланса, а также на дату совершения хозяйственной операции в соответствии с требованиями П(С)БУ.

В налоговой декларации юридического лица — плательщика единого налога указывается только объем дохода, отражение расходов не предусматривается.

Днепропетровские налоговики отметили, что положительное значение курсовых разниц от пересчета иностранной валюты включается в состав доходов такого налогоплательщика. Отрицательное значение курсовых разниц от пересчета иностранной валюты не уменьшает базу обложения единым налогом.

Напомним: в соответствии с п. 10 П(С)БУ 25, юр. лица-единщики с целью составления финансовой отчетности признают доходы и расходы по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет операций с иностранной валютой ведется согласно требованиям П(С)БУ 21.

· Согласно уведомлению Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен (индекс инфляции) в феврале 2017 года, по сравнению с январем 2017 года, составляет 101%.

· НБУ упростил процедуру предоставления документов для регистрации изменений в договоры на привлечение резидентами кредитов в иностранной валюте от нерезидентов. С 04 марта 2017 года банкам не нужно предоставлять в НБУ скан-копии документов при регистрации изменений в кредитные договоры при наличии индикаторов рисковых финансовых операций, если изменения касаются только следующих случаев:

• снижения размера процентной ставки, комиссий, неустойки, прочих платежей;

• перехода резидента-заемщика на обслуживание в другой уполномоченный банк;

• изменения юридического адреса заемщика;

• пролонгации срока кредита, займа.

Соответствующие изменения утверждены постановлением Правления НБУ «О внесении изменений в Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участников» от 02.03.2017 г. № 18.

· Органы местного самоуправления в пределах, определенных законодательством, должны привести свои решения об установлении местных налогов и сборов на 2017 год в соответствие с НКУ с учетом требований Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20.12.2016 г. № 1791 (далее — Закон № 1791).

В свою очередь, Законом № 1791 изменены предельные размеры местных налогов и сборов, в частности:

• ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

• сбора за места для парковки транспортных средств;

• ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения);

• ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;

• арендной платы за земельный участок (государственной и коммунальной собственности);

• ставки единого налога для плательщиков первой и четвертой групп.

В 2017 году с принятыми решениями органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов, принятых во исполнение Закона № 1791, не применяются требования:

• пп. 4.1.9 и п. 4.5 НКУ (касательно запрета на внесение изменений позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки; установления или расширения имеющихся налоговых льгот данные льготы применяются со следующего бюджетного года);

• пп. 12.3.4, пп. 12.4.3 и п. 12.5 НКУ (относительно нормы о том, что решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период; до начала следующего бюджетного периода принятие решения об установлении местных налогов и сборов, изменении размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взимания или предоставления налоговых льгот, которое влечет за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщиков и вступает в силу с начала бюджетного периода);

• Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

В то же время решение об установлении местных налогов и сборов на 2018 год должны быть приняты органами местного самоуправления до 15 июля 2017 года в рамках выполнения требований ст.ст. 4 и 12 НКУ и будут иметь признаки регуляторных актов и требовать реализации процедур, предусмотренных Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

· Правительство признало некоторые акты Украинской ССР, утратившими силу и акты Союза ССР такими, которые не применяются на территории Украины. Полный их перечень содержится в постановление КМУ от 23.11.2016 г. № 1066.

Среди них, в частности:

• постановление Госснаба СССР от 24.10.1978 г. № 56 «Нормы естественной убыли сырья и материалов»;

• постановление Госснаба СССР от 10.01.1977 г. № 2 «О нормах естественной убыли отдельных видов продукции»;

• • постановление Госснаба СССР от 31.01.1985 г. № 12 «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов сельскохозяйственной продукции при хранении и транспортировке»;

• приказ Минздрава СССР от 06.02.1985 г. № 138 «Об утверждении предельных норм естественной убыли медикаментов на аптечных складах»;

• приказ Министерства хлебопродуктов СССР от 28.01.1986 г. № 23 «Об утверждении норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки, семян трав, кормов травяных, искусственно высушенных, и семян масличных культур при хранении на предприятиях системы Министерства хлебопродуктов СССР»;

• постановление Государственного комитета СССР по материально-техническому снабжению от 26.03.1986 г. № 40 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке»;

• постановление Госснаба СССР от 18.12.1987 г. № 152 «Нормы естественной убыли зерна при перевозке в вагонах-зерновозах».

· Разрешения на специальное водопользование будут выдаваться территориальными органами Госводагентства. Соответствующие изменения внесены в ст. 49 Водного кодекса Украины (далее — ВКУ) Законом Украины от 07.02.2017 г. № 1830-VIII.

Кроме того, непосредственно в ст. 49 ВКУ приведен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены физлицом, юрлицом, ФЛП для получения разрешения на спецводопользование.

Так, кроме заявления, должны быть предоставлены:

• обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотвода;

• опись и схема мест забора воды и сброса сточных вод;

• нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами (с расчетом на каждый выпуск (сброс) отдельно);

• утвержденные индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды (для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотводу, жилищно-эксплуатационных предприятий и организаций);

• копия правоустанавливающих документов на водные объекты (для арендаторов водных объектов).

К тому же закреплены основания для отказа в выдаче разрешений, основания для их переоформления и выдачи дубликатов.

Закон № 1830 вступает в силу через 3 месяца со дня его опубликования.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Для субъектов хозяйствования, которые применяют нулевую ставку налога на прибыль согласно п. 44 подраздела 4 р. ХХ НКУ, введут Упрощенную налоговую декларацию. Об этом свидетельствует опубликованный на официальном веб-сайте ГФСУ Проект постановления Кабинета Министров Украины «Вопросы перехода плательщиков налога на прибыль предприятий, которая облагается налогом по нулевой ставке в соответствии с пунктом 44 подраздела 4 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, для предоставления упрощенной налоговой декларации».

Согласно Проекту, плательщики налога на прибыль будут составлять по результатам каждого отчетного (налогового) периода, в котором они применяют нулевую ставку данного налога в соответствии с п. 44 подраздела 4 р. ХХ НКУ, Упрощенную налоговую декларацию по форме, утвержденной соответствующим постановлением, и предоставлять ее контролирующему органу в сроки, установленные НКУ для годового отчетного (налогового) периода.

Если же по результатам отчетного (налогового) периода отсутствуют основания для применения нулевой ставки, плательщики налога на прибыль будут предоставлять контролирующему органу обычную декларацию по налогу на прибыль предприятий.

· Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков будет приведен в соответствие с нормами действующего законодательства.

Соответствующий проект изменений обнародовали фискалы.

Документ, в частности, предусматривает:

1. Годовой план-график составляется, начиная с 2018 года.

2. План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном веб-сайте ГФС до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

3. Обновление годового плана-графика осуществляется в случае его корректировки территориальными органами ГФС.

4. При формировании годового плана-графика на следующий год учитываются показатели по результатам деятельности налогоплательщика за 9 месяцев текущего года. Если налоговым (отчетным) периодом для налога на прибыль налогоплательщика является календарный год, при планировании учитываются показатели за предыдущий год.

Напомним: Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков утвержден приказом Минфина от 02.06 2015 г. № 524.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy