Изменения в законодательстве Украины, март 2017 г. — 26 апреля 2017 г.

manager manager

І. Обзор законодательства и нормативных актов

· Верховная Рада приняла Законы «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах» (проект № 2302-д) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно корпоративных договоров» (проект № 4470).

В частности, указанными документами:

• усовершенствован механизм приобретения акций частного акционерного общества вследствие приобретенного контрольного пакета акций;

• введен механизм приобретения акций публичного акционерного общества вследствие приобретенного контрольного и значительного контрольного пакета акций;

• введен механизм обязательной продажи акций акционерами по требованию акционера-владельца 95% акций общества;

• введен механизм обязательного приобретения владельцем, который владеет пакетом в размере более 95% простых акций общества, по требованию акционеров общества принадлежащих им акций;

• действующее законодательство дополнено новыми статьями, которыми регламентированы вопросы заключения участниками хозяйственных обществ договоров с целью совместной реализации их прав;

• установлено, что решение о заключении договора между акционерами и/или корпоративного договора, стороной которого является государство, владеющее акциями (долей) от 25% их уставного капитала, будет приниматься соответствующим субъектом управления государственной собственности (в случае если таким субъектом управления государственной собственности является хозяйственная структура, решение принимается наблюдательным советом такой хозяйственной структуры или ее высшим органом управления);

• установлено, что решение о заключении договора между акционерами и/или корпоративного договора, стороной которого является хозяйственное общество, доля государства в котором составляет 100% и которое владеет от 25% их уставного капитала, будет приниматься наблюдательным советом такой хозяйственной структуры или высшим органом управления хозяйственного общества, доля государства в котором составляет 100%.

ІІ. Официальные письма и разъяснения

· Письмо ГФСУ от 22.02.2017 г. № 3653/6/99-99-15-03-02-15.

Налоговая накладная, которая содержит ошибки в коде товара согласно УКТ ВЭД, не дает возможности идентифицировать осуществленную операцию, а потому не может являться основанием для отнесения сумм НДС, указанных в ней, к налоговому кредиту. Причем данная ошибка может быть исправлена путем составления поставщиком товаров/услуг расчета корректировки к этой налоговой накладной. Данный расчет корректировки подлежит обязательной регистрации в ЕРНН.

Кроме того, п. 201.10 НКУ предусматривает: в случае допущения продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, установленных п. 201.1 НКУ, покупатель/продавец таких товаров/услуг имеет право приобщить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на этого продавца/покупателя. Данное право сохраняется за ним в течение 365 к.дн., следующих за предельным сроком предоставления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором представлена налоговая накладная или допущены ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной.

К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением данных товаров/услуг, или копии первичных документов, подтверждающих факт получения этих товаров/услуг.

В течение 90 к.дн. со дня поступления такого заявления с жалобой с учетом требований, установленных пп. 78.1.9 НКУ, контролирующий орган обязан осуществить документальную проверку указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по данной операции.

В свою очередь, Налоговым кодексом не предусмотрена возможность формирования налогового кредита на основании такого заявления с жалобой.

· Письмо ГФС от 10.02.2017 г. № 2734/6/99-99-15-03-02-15.

Расходы исполнителя на командировки специалистов, задействованных при предоставлении услуг, осуществленные им в рамках соответствующего договора, являются расходами по обеспечению выполнения составляющих частей общего объема услуги, а потому являются составной частью стоимости услуги, операция по поставке которой является объектом обложения НДС в соответствии с п. 185.1 НКУ.

При получении исполнителем оплаты части стоимости услуг в размере понесенных им расходов на командировку специалистов для предоставления соответствующих услуг такой исполнитель услуг, согласно п. 201.1 НКУ, должен составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН. Данная зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная для заказчика услуг является основанием для включения сумм НДС, указанных в ней, в налоговый кредит (п. 201.10 НКУ).

· Письмо ГФС от 28.02.2017 г. № 4066/6/99-99-15-02-02-15.

Объектом обложения налогом на прибыль является бухгалтерский финрезультат предприятия, откорректированный на налоговые разницы с р. ІІІ НКУ. В свою очередь, Налоговым кодексом НЕ предусмотрена корректировка финрезультата до налогообложения на разницы от операций по внесению финансовых инвестиций в уставный капитал общества.

Касательно обложения НДС, то операция по внесению денежных средств в уставный (складочный) капитал общества в обмен на корпоративные права (доли в уставном фонде) не подпадает под объект обложения НДС.

· Налоговая накладная составляется поставщиком (арендодателем) на сумму арендной платы, которая включает возмещение (компенсацию) расходов, связанных с содержанием и обслуживанием арендованного имущества.

В данной налоговой накладной в отдельных строках указываются обязательные реквизиты, в частности:

• описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем;

• цена поставки без учета НДС;

• ставка налога и соответствующая сумма НДС в цифровом значении;

• общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом НДС;

• код услуги согласно ГКПУ.

В случае если на дату составления документа, удостоверяющего факт поставки услуг (например, последний календарный день месяца) фактическая стоимость арендной платы отличается от расчетной, которая была уплачена ранее, к такой налоговой накладной должен быть составлен и зарегистрирован в ЕРНН в установленный НКУ срок соответствующий расчет корректировки.

С таким разъяснением из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

Учитывая данное разъяснение, понятно, что возмещение стоимости коммунальных услуг будет иметь такой же код по ГКПУ, как и, собственно, услуга аренды — 68.20. Ведь возмещение коммунальных услуг является составляющей частью арендной услуги.

· Письмо ГФС от 22.02.2017 г. № 3675/6/99-99-15-03-02-15.

Заявление, в котором указывается перечень товарных позиций товаров согласно УКТ ВЭД и период, на который плательщик отказывается или приостанавливает использование льготы, предоставленное в январе 2017 года налогоплательщиком — поставщиком угля и/или продуктов в контролирующий орган, не может быть основанием для отказа в январе 2017 года от использования таким налогоплательщиком режима освобождения от обложения НДС, определенного п. 45 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

Отказ от использования льготы, указанной в упомянутом пункте НКУ, или приостановление ее использования применяется с первого числа отчетного (налогового) периода, указанного в заявлении.

Итак, начиная с 01.01.2017 г., заявление об отказе от использования режима освобождения от обложения НДС, определенного п. 45 подраздела 2 р. ХХ НКУ, может быть предоставлено налогоплательщиком в контролирующий орган исключительно до наступления отчетного периода, в котором налогоплательщик не предусматривает использование данной льготы.

Таким образом, налогоплательщик-поставщик при осуществлении в январе 2017 года операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД, обязан применять к этим операциям режим освобождения от обложения НДС, определенный п. 45 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

· Налогоплательщик может включить на основании бухгалтерской справки в налоговый кредит суммы налога, уплаченные (начисленные) в стоимости необоротных активов, приобретенных до 01.07.2015 г., которые не были включены в состав налогового кредита до 01.07.2015 г. во время приобретения или изготовления таких необоротных активов (п. 36 подраздела 2 р. XX НКУ), при наличии налоговой накладной, составленной по операции по поставке данных необоротных активов, зарегистрированной в ЕРНН. При этом базой для начисления налогового кредита является остаточная стоимость, сложившаяся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого такие необоротные активы начали использоваться в облагаемых операциях (при отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены).

В р. II «Податковий кредит» (строки 10 и 11) декларации по НДС включаются объемы приобретения (изготовления, строительства, сооружения, создания) с НДС (строки 10.1 и 10.2) или без НДС (строка 10.3) товаров/услуг, необоротных активов на таможенной территории Украины, ввезенных на таможенную территорию Украины товаров, необоротных активов (строки 11.1 и 11.2), полученных на таможенной территории Украины от нерезидента услуг (строка 11.4).

Таким образом, в налоговой декларации по НДС данные бухгалтерской справки по вышеуказанным операциям отражаются, соответственно, в строках 10.1, 10.2 и 11.1, 11.2. При заполнении строк 10.1 и/или 10.2 предоставляется приложение 5 к налоговой декларации по НДС.

В таблице 2 «Операції з придбання з податком на додану вартість, які підлягають оподаткуванню за основною ставкою та ставкою 7%» р. II приложения 5 указываются данные такой бухгалтерской справки:

• в графе 2 «Постачальник (індивідуальний податковий номер)» указывается ИНН налогоплательщика;

• в графе 3 «Податкова накладна, інший документ/період складання» — дата составления бухгалтерской справки;

• в графе 5 — объем поставки (без НДС);

• в графах 6 и 7 — сумма НДС (в соответствии со ставкой налога — 20% или 7%).

Данное разъяснение ГФСУ предоставила в письме от 14.02.2017 г. № 2962/6/99-99-15-03-02-15.

· В декабре 2014 года плательщиком была составлена налоговая накладная на неплательщика НДС на сумму НДС менее 10 тыс.грн., полученную как гарантийный платеж по операции оперативной аренды торговых площадей. Указанная налоговая накладная, в соответствии с п. 11 подраздела 2 р. XX НКУ, не подлежала регистрации в ЕРНН. Согласно условиям договора, сумма гарантийного платежа может быть либо зачислена за месяц аренды, либо возвращена арендатору. На сумму гарантийного платежа покупатель не воспользовался услугами месяца аренды. В связи с этим в текущем 2017 году плательщиком осуществлен возврат неплательщику НДС вышеуказанного гарантийного платежа.

При таких обстоятельствах поставщик — плательщик НДС (арендодатель) вправе составить расчет корректировки и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС.

Для регистрации в 2017 году в ЕРНН расчета корректировки к налоговой накладной, составленной в декабре 2014 года на неплательщика НДС, плательщик НДС обязан зарегистрировать данную налоговую накладную в ЕРНН с учетом сроков давности, установленных ст. 102 НКУ. В свою очередь, составление такого расчета корректировки возможно только при наличии подтверждающих платежных документов касательно осуществления возврата покупателю денежных средств по гарантийному платежу.

Расчет корректировки, составленный в 2017 году к налоговой накладной декабря 2014 года, выписанной на неплательщика НДС, регистрируется в ЕРНН поставщиком.

Зарегистрированный в ЕРНН расчет корректировки, составленный в 2017 году к налоговой накладной декабря 2014 года, выданной на неплательщика НДС, является основанием для продавца на уменьшение налоговых обязательств в периоде составления данного расчета корректировки при регистрации в ЕРНН без нарушения сроков, и — в периоде регистрации в ЕРНН в случае нарушения сроков данной регистрации. Вместе с тем такое уменьшение возможно только в случае определения плательщиком в периоде получения гарантийного платежа — декабрь 2014 года, налоговых обязательств по НДС по этой операции.

Следовательно, операция по возврату гарантийного платежа покупателю, по которой составлен и зарегистрирован в ЕРНН расчет корректировки, подлежит отражению в строке 7 декларации по НДС с соответствующим отражением указанной операции в приложении 1 «Розрахунок коригування сум податку на додану вартість (Д1)» того отчетного периода, в котором составлен такой расчет корректировки во время его регистрации в ЕРНН без нарушения сроков этой регистрации, и в налоговой отчетности по НДС того отчетного периода, когда данный расчет корректировки зарегистрирован в ЕРНН, в случае его регистрации с нарушением установленных сроков.

В свою очередь, отметим: если после осуществления операции по поставке товаров/услуг покупатель данных товаров или услуг теряет статус плательщика НДС, это лицо теряет право на корректировку налогового кредита, сформированного в период его регистрации налогоплательщиком, а потому отсутствуют основания для составления расчета корректировки на такого покупателя. Посему если покупатель — неплательщик НДС, которому плательщиком возвращен гарантийный платеж в 2017 году, был плательщиком НДС в периоде перечисления плательщику гарантийного платежа — в декабре 2014 года, у плательщика основания касательно составления расчета корректировки по данной операции отсутствуют.

Это разъяснение опубликовала ГФС в Днепропетровской области.

· В случае если самостоятельное исправление суммы отрицательного значения объекта налогообложения за отчетные периоды до 01.01.2015 г. осуществляется в отчетной декларации по налогу на прибыль, то исправленная сумма отрицательного значения объекта налогообложения отображается в строке 04 таблицы 1 приложения ВП к такой декларации.

Если же исправление суммы отрицательного значения объекта налогообложения за отчетные периоды до 01.01.2015 г. проводится в уточняющей декларации, то исправленная сумма отрицательного значения объекта налогообложения отражается в строке 04 уточняющей декларации.

В свою очередь, другие показатели приложения ВП к отчетной декларации и уточняющей декларации не заполняются.

При необходимости налогоплательщик может предоставить вместе с этой декларацией дополнение к данной декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью декларации. Такое дополнение подается с разъяснением мотивов его предоставления. Налогоплательщик, который предоставляет отчетность в электронной форме, подает данное дополнение в электронной форме.

С таким разъяснением из раздела 102.23 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Юрлицо — плательщик единого налога группы 3, которое с начала года избрало ставку единого налога в размере 3%, что предусматривает уплату НДС, и которому в течение отчетного квартала была аннулирована регистрация плательщика НДС,применяет в таком отчетном квартале ставку единого налога в размере 3% и не позднее чем за 15 к.дн. до начала следующего календарного квартала обязано предоставить заявление о переходе на уплату единого налога по ставке в размере 5% или заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.

Если же юрлицу-единщику аннулирована регистрация плательщика НДС посреди последнего месяца квартала или в последние дни квартала, то оно будет находиться на упрощенной системе налогообложения и применять ставку единого налога в размере 3% в квартале, в котором аннулирована регистрация плательщика НДС, и в следующем квартале (в котором в определенные НКУ сроки должно быть предоставлено заявление касательно перехода на уплату единого налога по ставке в размере 5% или заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения).

С таким разъяснением из раздела 108.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо от 22.02.2017 г. № 3721/6/99-99-15-02-02-15.

Физическое лицо — резидент в случае выплаты в пользу нерезидента — юридического лица доходов с источником происхождения из Украины от операций по продаже корпоративных прав удерживает налог с таких доходов и за их счет в размере 15%, если иное не предусмотрено положениями международного договора Украины со страной-резиденцией лица, в пользу которого осуществляется выплата.

По итогам налогового (отчетного) года, в котором произведены выплаты в пользу нерезидента — юридического лица доходов с источником происхождения из Украины, физлицо должно подать в контролирующий орган по своему местонахождению Декларацию по налогу на прибыль и приложение ПН к ней.

Налоговики в письме от 22.02.2017 г. № 3721/6/99-99-15-02-02-15 обратили внимание, что данное физическое лицо в Декларации, кроме строки 23 ПН, где указывается сумма уплаченного налога при выплате доходов нерезидентам в отчетном периоде, определенного на основании Расчета (отчета) налоговых обязательств нерезидентов, которые получили доходы с источником их происхождения из Украины, другие показатели не заполняет. При заполнении декларации и приложения физическое лицо указывает регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом в соответствующий орган и имеют отметку в паспорте).

В свою очередь, поскольку физическое лицо — резидент, которое осуществляет в пользу нерезидента — юридического лица выплату доходов и удерживает налог с этих доходов, является налоговым агентом данного нерезидента, то это физическое лицо не должно становиться на учет в качестве самостоятельного плательщика налога на прибыль.

· ГУ ГФС в г. Киеве в письме от 17.03.2017 г. № 5586/10/26-15-13-01-12.

В случае если юридическое лицо компенсирует своему наемному работнику расходы на такси, понесенные им во время командировки как в пределах территории Украины, так и за рубежом, сумма указанной компенсации подлежит обложению НДФЛ как дополнительное благо.

Налоговая обращает внимание на то, что, поскольку лишь положения Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденной приказом Минфина Украины от 13.03.1998 г. № 59 (далее — Инструкция № 59), содержат понятие автомобильного транспорта общего пользования, то при решении вопроса относительно налогообложения суммы возмещенных расходов на такси, понесенных наемным работником во время командировки в пределах территории Украины, следует руководствоваться данной Инструкцией.

Командированному в пределах территории Украины работнику возмещаются расходы на проезд (в т.ч. перевозка багажа, бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно в размере стоимости проезда на воздушнмм, железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) с учетом всех расходов, связанных с приобретением проездных билетов и пользованием постельными принадлежностями в поездах, и страховых платежей на транспорте.

Расходы за пользование такси или аренду автотранспорта во время командировки за рубежом могут быть возмещены налогоплательщику только с разрешения руководителя предприятия (согласно подтверждающим документам).

Учитывая тот факт, что расходы на такси, которые были понесены наемным работником во время командировки как в пределах территории Украины, так и за рубежом, не подлежат обязательному возмещению, но по решению руководителя юридического лица эти расходы были возмещены работнику, то сумма данных расходов будет считаться дополнительным благом.

· При предоставлении налоговым агентом доходов в какой-либо неденежной форме базой налогообложения является стоимость данного дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены НКУ, умноженная на коэффициент.

То есть именно увеличение стоимости дохода, предоставленного в неденежной форме, дает возможность налоговому агенту уплатить НДФЛ исключительно с данного дохода.

Следовательно, если размер суточных расходов превышает установленные пп. 170.9.1 НКУ нормы, сумма такого превышения облагается НДФЛ и определяется в порядке, установленном п. 164.5 НКУ, то есть с применением коэффициента.

При условии, если налоговый агент принимает решение о проведении начисления и уплаты НДФЛ с начисленного (выплаченного) дохода за счет собственных денежных средств, то сумма средств в размере неудержанного налога является доходом в виде дополнительного блага и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях.

· ВАСУ в постановлении от 07.02.2017 г. по делу № 821/3851/15-а (К/800/14028/16).

Согласно пп. 78.1.1 НКУ, документальная внеплановая проверка осуществляется, в частности, в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения данным налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства.

Из приведенной нормы следует, что выявленные факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, могут быть основанием для осуществления проверки только в случае, когда сомнения не устранены предоставленными пояснениями и документальными подтверждениями.

Итак, у контролирующего органа есть право на оценку объяснений и их документальных подтверждений. Если эти объяснения не обоснованы или документально не подтверждены, проверка может быть назначена.

В то же время субъект хозяйствования имеет право не согласиться с решением о назначении проверки и оспорить его в суде.

В таком споре именно контролеры обязаны доказать обоснованность своего решения со ссылкой на недостатки объяснений субъекта хозяйствования и их документальное обоснование.

· ВАСУ в постановлении от 23.02.2017 г. № К/800/25008/16 .

Письменный запрос о предоставлении информации направляется налогоплательщику или иным субъектам информационных отношений в следующих случаях (п. 73.3 НКУ):

1. По результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке.

2. В случае выявления фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов.

3. Для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок и в других случаях, предусмотренных ст. 39 НКУ.

4. При выявлении недостоверности данных, которые содержатся в налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиком.

5. Когда касательно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной.

6. В случае проведения встречной сверки и в других случаях, определенных НКУ.

ВАСУ в постановлении сделал вывод, что в запросе о предоставлении информации контролеры конкретно не определили ни одного или несколько из 6-ти вышеприведенных оснований для направления такого запроса. Поэтому направление данного запроса является противоправным.

Доводы налогового органа о том, что запрос направлен истцу в связи с проведением встречной сверки его контрагента и возможные нарушения им требований законодательства, о чем указано в запросе, суд кассационной инстанции считает необоснованными, поскольку в указанном запросе истца не указаны никакие сведения, свидетельствующие о возможных нарушениях истцом или его контрагентами требований налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

· Во время предыдущего анализа налоговой отчетности по экологическому налогу за IV квартал 2016 года ГФС установлены отдельные методологические ошибки заполнения налоговой отчетности.

В частности, плательщики при заполнении приложений к декларации не учли, что с 1 января 2016 года Законом от 24.12.2015 г. № 909-VIII увеличены на 26,7 процента ставки экологического налога, действовавшие в 2015 году.

В колонке 3 приложений 1-3 к Декларации фактический объем выбросов или объект налогообложения плательщики ошибочно указывали в «килограммах», а не в «тоннах».

Также в случаях, когда коэффициент равен «1», в колонке 5 приложения 2, колонках 5 и 6 приложения 3 к Декларации плательщики вместо «1» неправильно указывали «0».

В числе ошибок есть и такие, когда в колонке 5 приложения 2, колонках 5 и 6 приложения 3 к Декларации плательщики указывали другой коэффициент, нежели предусмотрен Налоговым кодексом Украины, или вместо коэффициента указывали ставку налога.

Кроме этого, плательщики в приложениях 1-3 к Декларации указывали не непосредственный код загрязняющего вещества (отходов), а общий — код группы загрязняющего вещества (отходов); в остальных случаях указывали код одного загрязняющего вещества (отходов), а ставку — другого.

Напомним: форма Налоговой декларации экологического налога утверждена приказом Министерства финансов Украины от 17.08.2015 г. № 715.

· Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств по налогам и сборам в счет погашения долга по уплате ЕСВ невозможен. Объясняется это тем, что ЕСВ не входит в систему налогообложения и не относится к источнику наполнения доходной части государственного и местных бюджетов.

Напомним! В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона № 2464, ЕСВ уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных средств с его банковского счета, а плательщик, который не имеет банковского счета, уплачивает ЕСВ путем внесения наличных расчетов через банки или отделения связи.

С таким разъяснением из раздела 135.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ можно ознакомиться в системах ЛИГА:ЗАКОН.

· Письмо Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 04.01.2017 г. № 5.2-28-4.

Застрахованные лица, у которых в течение 12-ти месяцев перед наступлением страхового случая страховой стаж менее 6-ти месяцев, имеют право на пособие по временной нетрудоспособности исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая (ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).

Для подтверждения страхового стажа такому застрахованному лицу необходимо предоставить страхователю информацию из Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования о страховом стаже за прошедший период по форме ОК-5 или ОК-7. Такие справки предоставляет Пенсионный Фонд Украины.

В случае если застрахованное лицо не предоставило работодателю справку по форме ОК-5 или ОК-7, в результате чего не подтвердило 6-месячный страховой стаж в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности в данном случае предоставляется в расчете на месяц не выше размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая.

Если же застрахованное лицо предоставит справку после начисления ему пособия по временной нетрудоспособности и подтвердит наличие 6-месячного страхового стажа в 12-месячном периоде перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности подлежит перерасчету независимо от того, справка предоставлена до истечения 12-ти месяцев со дня восстановления трудоспособности или после их истечения, поскольку обращение за назначением пособия поступило вовремя в сроки (ч. 5 ст. 32 Закона № 1105).

· Граждане, которые в 2016 году получили наследство не от родственников первой степени родства и не уплатили налог до нотариального оформления объектов наследства, должны подать декларацию и уплатить налог.

При получении наследства членами семьи первой степени родства независимо от того, что было унаследовано, ставка налога составит 0%.

Другие граждане Украины должны уплатить 5-процентный налог за любое имущество, унаследованное (или подаренное) от резидентов Украины.

Если резидент Украины получил наследство от нерезидента, то ему придется уплатить ставку налога на доходы физических лиц в размере 18%. Такая же ставка применяется и в случае, если нерезидент получил наследство на территории Украины.

Также граждане обязаны уплатить военный сбор, который составляет 1,5 процента от стоимости наследуемого (подаренного) имущества (не уплачивают лица, которые получили доходы в виде денежных средств, имущества, имущественных или неимущественных прав, которые облагаются по нулевой ставке).

При уплате налога следует учесть несколько нюансов.

Во-первых, если наследником является нерезидент Украины, налог на доходы физических лиц и военный сбор должны быть уплачены до нотариального оформления объектов наследования, при этом декларация не подается, поскольку в противном случае нотариус не выдает свидетельство о праве наследования.

Во-вторых, в случае перехода к наследнику права на получение страховых выплат страховая компания является налоговым агентом, а потому людям, которые унаследовали данные выплаты, подавать декларацию не нужно.

В-третьих, если наследник-резидент самостоятельно, до нотариального оформления объектов наследования, уплатил налог (сбор), ему также не нужно подавать декларацию.

Кроме того, не должны подавать декларацию наследники в случае получения наследства от наследодателей, которые являются членами семьи первой степени родства.

Уплатить налоговые обязательства по результатам 2016 года необходимо до 1 августа текущего года.

Отдел организации работы Черновицкой ОГНИ.

· Письмо ГФС от 09.03.2017 г. № 4770/6/99-99-13-02-03-15.

Если выплата компенсации стоимости пользования жильем в общежитии, которая выплачивается работникам работодателем, не предусмотрена условиями трудового и коллективного договора, то в целях налогообложения сумма такой компенсации включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работников как дополнительное благо и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях.

Кроме того, поскольку указанная компенсация не определена Перечнем видов выплат, осуществляемых за счет денежных средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос, утвержден постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170 как выплата, которая освобождается от начисления ЕСВ, то в соответствии с Законом № 2464 сумма выплаченной компенсации является базой начисления ЕСВ на общих основаниях.

· С момента определения задолженности эмитента перед нерезидентом-инвестором в фиксированной сумме в иностранной валюте на дату возникновения такой задолженности (дату согласования намерения выхода нерезидента из состава участников общества) предприятие перечисляет курсовые разницы на каждую дату баланса. Кроме того, погашение задолженности эмитента перед иностранным инвестором при возврате его доли в уставном капитале повлечет возникновение курсовых разниц на дату данного погашения по правилам, определенным для монетарных статей баланса (по разнице в курсах гривни к евро на дату формирования уставного капитала и на дату возврата взноса).

Согласно НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», доходы — это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые способствуют росту собственного капитала (кроме увеличения капитала за счет взносов собственников) (п. 3 НП(С)БУ 1). Соответствующим образом предоставлено определение термина «расходы» — это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

То есть курсовые разницы, возникающие вследствие погашения обязательств эмитента в случае уменьшения уставного капитала, не могут быть признаны доходом или расходами. При этом суммы данных курсовых разниц отражаются в составе дополнительного капитала (п. 28 П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, определение курсовых разниц от пересчета задолженности эмитента перед иностранным инвестором на дату баланса и дату возврата доли в уставном капитале (и отражения таких курсовых разниц в составе дополнительного капитала) не повлияет на объект обложения налогом на прибыль, поскольку не формирует расходы или доходы предприятия.

Отдельно следует отметить: в понимании НКУ возврат доли в уставном капитале не является хозяйственной деятельностью, не считается доходом нерезидента и, таким образом, курсовые разницы, возникающие при погашении задолженности эмитента перед иностранным инвестором на дату возврата доли в уставном капитале не облагаются налогом с доходов нерезидента, поскольку не меняется фактический размер взноса в валюте инвестирования.

Данное разъяснение обнародовала ГФС в Днепропетровской области.

ІІІ. Перспективное законодательство и проекты официальных разъяснений

· Расходы на охрану труда возлагаются на работодателя и определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Их перечень регулируется в коллективном договоре.

Данный перечень достаточно большой, и зависит от вида деятельности предприятия и других условий. Предприятие самостоятельно разрабатывает систему и формы учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, учитывая особенности своей деятельности и технологии обработки учетных данных.

Учитывая указанное, Государственная служба Украины по вопросам труда обнародовала проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. № 994», которым предлагается установить следующее:

• формирование расходов на охрану труда для их отражения в хозяйственной деятельности осуществляется с учетом методологических основ формирования в бухгалтерском учете информации о расходах и ее раскрытии в финансовой отчетности, определенных по правилам бухучета, а также другими нормативно-правовыми актами касательно ведения бухгалтерского учета;

• фактические расходы на охрану труда подтверждаются документами, содержащими сведения об осуществлении хозяйственных операций, для последующего их отражения в учете, который ведется предприятием для формирования финансовой, налоговой и других видов отчетности;

• состав, объем и источники финансирования расходов на охрану труда в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением, работодатель определяет в коллективном договоре или соглашении.

· В связи с введением с 01.01.2017 г. изменений в части обложения налогом на прибыль был подготовлен проект приказа Минфина Украины «О внесении изменений в форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий». Данный проект обнародовала ГФСУ.

Внесение изменений в Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий планируют осуществить путем изложения ее в новой редакции. Посему вкратце расскажем, чем именно будет отличаться новая редакция декларации по налогу на прибыль от старой.

Декларация по налогу на прибыль. В форме самой декларации появятся следующие новые строки:

• строка 07.2 «страхові платежі, страхові внески, страхові премії за договорами перестрахування»;

• строка 09.1 «сума доходу, що залишився після формування призового (виграшного) фонду (позитивне значення (рядок 09.1.1 — рядок 09.1.2)):»;

• строка 09.1.1 «загальна сума доходів, отриманих від прийняття ставок у лотерею»

• строка 09.1.2 «сума сформованого призового (виграшного) фонду лотереї відповідно до умов її проведення»;

• строка 09.2 «сума безнадійної заборгованості, визначеної підпунктом «е» підпункту 14.1.11 пункту 14.1 статті 14 розділу І Податкового кодексу України».

При этом из формы декларации по налогу на прибыль убрали строки, связанные с расчетом авансовых взносов по налогу на прибыль (строка 26), и строки относительно исправления ошибок по авансовым взносам — строки 36, 37, 38 и 39.

Немного изменилась таблица для отметок о наличии приложений. В ней появилось новое поле «ФЗ», в котором плательщики должны проставлять отметку «+» при подаче вместе с декларацией финансовой отчетности. Так, согласно новому примечанию 12 в поле «ФЗ», финотчетность, которая составляется плательщиками налога на прибыль, является приложением к декларации по налогу на прибыль и его неотъемлемой частью.

Несущественные изменения произошли и в таблице «Відомості про одночасне подання до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств форм фінансової звітності». Теперь в форме декларации она идет сразу за таблицей «Наявність додатків» и называется «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності».

Приложение ЗП «Зменшення нарахованої суми податку». В данном приложении убрали 2 строки, а именно:

• строку 16.5 «Сума нарахованого за звітний період податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, відповідно до статті 266 Податкового кодексу України щодо об’єктів нежитлової нерухомості (пункт 137.6 статті 137 розділу III Податкового кодексу України)»;

• строку 16.6 «Сума нарахованого авансового внеску з податку на прибуток відповідно до пункту 38 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України».

Приложение ПН «Звіт про виплачені доходи нерезиденту-юрособі». В таблице 1 данного приложения появились следующие новые строки:

• строка 25 «Проценти за позикою або фінансовим кредитом, що були надані резидентам до 31 грудня 2016 року, якщо кошти, надані нерезидентом за позикою або фінансовим кредитом, були залучені шляхом розміщення іноземних боргових цінних паперів на іноземній фондовій біржі та відповідають умовам підпунктів «б» і «в» підпункту 141.4.11 пункту 141.4 статті 141 розділу ІІІ Податкового кодексу України (пункт 46 підрозділу 4 розділу ХХ Податкового кодексу України)»;

• строка 26 «Проценти за позикою або фінансовим кредитом, що були надані резидентам у період з 1 січня 2017 року до 31 грудня 2018 року, якщо такі доходи відповідають умовам підпункту 141.4.11 пункту 141.4 статті 141 розділу ІІІ Податкового кодексу України (пункт 47 підрозділу 4 розділу ХХ Податкового кодексу України)»;

• строка 27 «Доходи за операціями з розміщення державних деривативів та доходи, що виплачуються за державними деривативами, відповідно до умов правочинів з державним боргом за державними зовнішніми запозиченнями та гарантованим державою боргом відповідно до пункту 37 підрозділу 4 розділу ХХ Податкового кодексу України».

Приложение ТЦ «Самостійне коригування ціни контрольованої операції і сум податкових зобов’язань платника податку». В данном приложении изъята графа 8 «Код за Державним класифікатором продукції та послуг» и немного реформированы графы 15 и 16. Вместо них появилось четыре графы, по две из которых имеют общую шапку, а именно:

• «При продажу товарів (робіт, послуг)» — графа 14 «мінімальне значення діапазону цін/рентабельності» и графа 15 «сума коригування»;

• «При придбанні товарі (робіт, послуг)» — графа 16 «максимальне значення діапазону цін/рентабельності» и графа 17 «сума коригування».

Приложение ВП «Розрахунок податкових зобов’язань за період, у якому виявлено помилку(и)». Здесь изменения аналогичны изменениям в форме самой декларации по налогу на прибыль — добавлены новые строки 07.2, 09.1, 09.1.1, 09.1.2, 09.2 и исключены строки 26, 36, 37, 38, 39 относительно авансовых взносов.

Приложение РІ «Різниці». Не учитывая изменений в кодах разниц, Приложение РІ дополнили большим количеством новых разниц. Среди них, в частности, следующие:

• код разницы 1.1.3 — сумма остаточной стоимости отдельного объекта непроизводственных ОС или непроизводственных нематактивов, определенной в соответствии с НП(С)БУ или МСФО в случае ликвидации или продажи данного объекта (п. 138.1 НКУ);

• код разницы 1.1.4 — сумма расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных ОС или непроизводственных нематактивов, отнесенных к расходам в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п. 138.1 НКУ);

• код разницы 1.2.3 — сумма первоначальной стоимости приобретения или изготовления отдельного объекта непроизводственных ОС или непроизводственных нематактивов и расходов на их ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения, в том числе отнесенных к расходам в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, в случае продажи данного объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов, но не более суммы дохода (выручки), полученного от такой продажи (п. 138.2 НКУ);

• код разницы 2.2.3 — сумма списанной дебиторской задолженности (в том числе за счет созданного резерва сомнительных долгов), которая соответствует признакам, определенным пп. 14.1.11 НКУ (пп. 139.2.2 НКУ);

• код разницы 3.1.10 — сумма перечисленной безвозвратной финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) лицам, которые не являются налогоплательщиками (кроме физлиц), и налогоплательщикам, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с п. 44 подраздела 4 р. XX НКУ (пп. 140.5.10 НКУ);

• код разницы 3.1.11 — сумма расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами в пользу лиц, не являющихся налогоплательщиками (кроме физлиц), и в пользу налогоплательщиков, которые облагаются налогом по ставке 0% согласно п. 44 подраздела 4 р. XX НКУ (пп. 140.5.11 НКУ);

• код разницы 3.1.12 — сумма дохода, полученного как оплата за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения (пп. 140.5.12 НКУ);

• код разницы 4.1.16 и 4.2.15 — сумма расходов и доходов, которая учтена при определении объекта обложения налогом на прибыль до 1 января 2015 года, а также учтена в составе расходов в соответствии с П(С)БУ или МСФО при определении финрезультата до налогообложения после 1 января 2015 года (п. 42 подраздела 4 р. ХХ НКУ);

• код разницы 4.1.17 — сумма начисленной амортизации ОС 4 группы в течение налоговых (отчетных) периодов, в которых осуществлялось начисление амортизации с применением минимально допустимых сроков амортизации (п. 43 подраздела 4 р. ХХ НКУ);

• код разницы 4.2.16 — сумма рассчитанной амортизации ОС 4 группы согласно п. 138.3 НКУ за соответствующие налоговые (отчетные) периоды (п. 43 подраздела 4 р. ХХ НКУ).

Приложение АМ «Інформація щодо нарахованої амортизації». Приложение АМ дополнено новой строкой «А4.1», которая должна заполняться при расчете амортизации по прямолинейному методу по ОС 4 группы с использованием минимально допустимого срока амортизации в соответствии с п. 43 подраздела 4 р. ХХ НКУ.

Приложение ЦП — «Операції із цінними паперами». Данное приложение дополнено следующими новыми строками:

• строкой 4.1.3 РІ — «Загальний результат переоцінки цінних паперів (рядок 4.1.3.1 — рядок 4.1.3.2) (+,-)»;

• строкой 4.1.3.1 — «загальна сума дооцінок цінних паперів, відображена у складі фінансового результату до оподаткування»;

• строкой 4.1.3.2 — «загальна сума уцінок цінних паперів, відображена у складі фінансового результату до оподаткування»;

• строкой 04 — «Від’ємний загальний результат переоцінки цінних паперів, не врахований у попередніх податкових періодах»;

• строкой 4.1.4 РІ — «Фінансовий результат від продажу та інших способів відчуження цінних паперів (рядок 01 — рядок 02 — рядок 03 — рядок 04)(+,-)».

· Обнародован проект приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении формы Уведомления о заключении форвардного или фьючерсного контракта».

Проект приказа разработан с целью выполнения пп.пп. 39.2.1.3 и 39.3.3.3 НКУ.

Напомним: согласно принятым законодательным изменениям, сравнение цен проводится на основании информации о форвардных или фьючерсных ценах на ближайшую к дате заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта дату (при условии, если налогоплательщик уведомит центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политики, о заключении данного контракта средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи в течение 10-ти рабочих дней со дня заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта).

· С 1 января 2017 года подраздел 10 р. ХХ НКУ был дополнен пунктом 38, который устанавливает некоторые особенности взимания налогов и сборов на период проведения АТО.

Напомним, что среди прочего законодатель предусмотрел следующее:

• объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории, признанной таковой в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями» от 17.03.2015 г. № 254-VIII, или на территории населенных пунктов на линии соприкосновения (далее — Территория АТО), которые находятся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом обложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в период с 14 апреля 2014 года до 31 декабря года, в котором завершена антитеррористическая операция;

• плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земучастки, расположенные на территории АТО, не начисляется и не уплачивается в период с 14 апреля 2014 года до 31 декабря года, в котором завершена антитеррористическая операция.

В то же время было установлено, что начисленные и уплаченные за период проведения АТО суммы налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, а также суммы платы за землю считаются излишне уплаченными денежными обязательствами и подлежат возврату.

Однако сейчас зарегистрирован законопроект № 6210, которым народные депутаты предлагают изменить лояльные нормы. А именно — установить, что начисленные и уплаченные за период проведения АТО суммы налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на территории АТО, а также суммы платы за землю за земучастки, расположенные на территории АТО, не подлежат возврату на текущий счет налогоплательщика и не направляются на погашение денежного обязательства (налогового долга) по прочим налогам, сборам.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy