Изменения в законодательстве Украины, май 2018 г — 6 июня 2018 г.

manager manager

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1737/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

С целью исчисления НДС базой налогообложения импортируемого товара (в том числе предоставленного нерезидентом на условиях товарного кредита) является договорная (контрактная) стоимость данного товара, но не ниже таможенной стоимостиуказанных товаров, определенной в соответствии с ТКУ, с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате и включению в цену товаров.

При этом уплата резидентом — плательщиком НДС нерезиденту процентов за товары, предоставленные им на условиях товарного кредитане меняет базу НДС. Уплаченный во время импорта данных товаров НДС, рассчитанный в соответствии с требованиями налогового и таможенного законодательства, включается в состав налогового кредита плательщика при условии выполнения требований п. 198.3 НКУ.

· ИНК ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1816/6/99-95-42-03-15/ІПК.

Если плательщик не может подтвердить производственного характера телефонных переговоров или телефонные переговоры проводились работниками в личных целях, данный налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства НДСсогласно п. 198.5 НКУ .

При этом при получении от работника налогоплательщика компенсации стоимости услуг связи дополнительного объекта налогообложения НДС не возникает.

· Минфин Приказом № 381 обновил формы приложений 1, 5 и 9 к декларации по НДС и порядок их заполнения.

Данный Приказ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования (см. п. 5 Приказа № 381).

Приказ № 381 опубликован в журнале «Офіційний вісник України» от 04.05.2018 г. № 35. Поэтому он вступает в силу с 01.06.2018.

Согласно предписаниям п. 46.6 НКУ обновленные формы налоговой отчетности должны применяться для представления отчетности за период, следующий за периодом их официального опубликования. Поэтому, учитывая то что Приказ № 381 появился на страницах официального издания в мае, заполнять обновленные приложения плательщики НДС должны будут при подаче отчетности по НДС за июнь 2018 года (ІІІ квартал 2018 года).

· ИНК ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1812/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Если субъекты, находящиеся в подчинении плательщика НДС, подпадают под статус филиала и/или структурного подразделения, то при условии соблюдения требований, установленных Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307 (далее — Порядок № 1307), и Порядком заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21 (далее — Порядок № 21), такой налогоплательщик может делегировать филиалу или структурному подразделению право на составление налоговых накладных.

В частности, налогоплательщик должен каждому филиалу и/или каждому структурному подразделению присвоить отдельный цифровой номер, о чем необходимо уведомить контролирующий орган по месту его регистрации как плательщика НДС и, соответственно, подать в контролирующий орган Уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права составления налоговых накладных и расчетов корректировки, в котором заполнить в том числе и графу «Код ЄДРПОУ філії (структурного підрозділу)».

Если субъекты, находящиеся в подчинении плательщика налога, не подпадают под статус филиала и/или структурного подразделения и/или не соблюдены требования, установленные Порядком № 1307 и Порядком № 21, то у такого плательщика налога отсутствует возможность делегирования филиалу или структурному подразделению права на составление налоговых накладных.

· ИНК ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1765/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Плательщик НДС предоставляет резидентам Украины услуги по пользованию пространством коворкинга. Перечень стандартных услуг, которые будут предоставляться пользователям коворкинга после заключения соответствующего оплатного договора, включает в себя предоставление пользователям коворкинга готовых обедов, печенья и сладостей, приобретаемых компанией, обеспечение возможности самостоятельного использования пользователями посуды, электрических чайников и аппаратов для приготовления кофе, товаров хозяйственного назначения (салфетки, мыло, пакеты для мусора и т. д.). То есть по сути указанные услуги следует рассматривать как услуги по аренде.

Относительно НДС-учета. Входной НДС по товарам, которые приобретаются с целью предоставления описанных услуг и используются при предоставлении данных услуг, включается в состав налогового кредита. При этом, поскольку эти товары используются при осуществлении налогооблагаемых операций, дополнительное начисление налоговых обязательств, установленных п. 198.5 НКУ, не осуществляется.

Относительно обложения налогом на прибыль. Положения НКУ не предусматривают корректировку финрезультата до налогообложения на стоимость товаров, приобретенных с целью обеспечения комфортных условий пользования резидентами Украины пространством коворкинга. Такие операции отражаются согласно правилам бухгалтерского учета при формировании финансового результата.

· ИНК ГФСУ от 25.04.2018 г. № 1855/6/99-99-12-02-01-15/ІПК

Ошибка в дате составления налоговой накладной не может быть исправлена путем представления расчета корректировки к такой налоговой накладной.

Налоговая накладная, составленная плательщиком НДС по операции по поставке товаров/услуг с указанием другой даты, чем дата возникновения «первого события» по такой операции, может быть определена плательщиком как излишне составленная.

Налогоплательщик на дату выявления факта указания неправильной даты в зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной вправе составить «отрицательный» расчет корректировки к налоговой накладной, которая определена им как излишне составленная, и зарегистрировать его в ЕРНН.

Составление и регистрация в ЕРНН расчета корректировки к налоговой накладной, определенной как излишне составленная, не лишает налогоплательщика обязанности составить налоговую накладную по операции по поставке товаров/услуг с указанием в такой налоговой накладной даты составления, соответствующей дате наступления «первого события» по такой операции.

Такая налоговая накладная подлежит обязательной регистрации в ЕРНН налогоплательщиком с соблюдением определенных НКУ сроков регистрации.

Ответственность плательщиков за нарушение предельных сроков регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН установлена ст. 120 прим. 1 НКУ.

При этом ст. 120 прим. 1 НКУ не определены исключения относительно применения штрафных санкций за нарушение срока регистрации налоговых накладных в ЕРНН, в том числе тех, которые после их регистрации признаются как излишне составленные.

· Налогоплательщик имеет право подать в ГФС таблицу данных налогоплательщика (далее — Таблица) без факта приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН.

В Таблице указываются:

• виды экономической деятельности в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД ГК 009:2010);

• коды товаров в соответствии с УКТ ВЭД, которые поставляются (изготавливаются) и/или приобретаются (получаются) налогоплательщиком;

• коды услуг согласно ГКПУ (ГК 016-2010), поставляемых (изготавливаются) и/или приобретаемых налогоплательщиком.

То есть Таблица — это информация о специфике деятельности налогоплательщика, а потому налогоплательщик имеет право подать в ГФС таблицу без остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Налог на прибыль

· Письмо ГФС от 02.05.2018 г. № 12908/7/99-99-15-02-01-17

В случае осуществления в 2018 году хозяйственных операций с нерезидентами, зарегистрированными в Грузии, Республике Эстония, Латвийской Республике, Республике Мальта или в Венгрии, при отсутствии других критериев, определенных в подпунктах «а», «б», «г», «ґ» пп. 39.2.1.1 НКУ, они будут признаваться контролируемыми при одновременном выполнении следующих условий:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за 2018 налоговый (отчетный) год;

объем хозяйственных операций налогоплательщика с таким контрагентом (определенный по правилам бухгалтерского учета), осуществленных в период с 01.01.2018 по 06.03.2018, превышает 10 млн грн. (за вычетом косвенных налогов).

Пример 1. Предприятие в 2018 году осуществляло хозяйственные операции с несвязанным лицом — нерезидентом из Латвийской Республики. Годовой доход предприятия в 2018 году составляет 180 млн грн.

Общий объем хозяйственных операций налогоплательщика, осуществленных в течение 2018 отчетного года с этим нерезидентом, составляет 37 млн грн., из них осуществленных в период с 01.01.2018 по 06.03.2018 — 12,5 млн грн.

Хозяйственные операции, осуществленные в период с 01.01.2018 по 06.03.2018, признаются контролируемыми и подлежат отражению в отчете о контролируемых операциях за 2018 год.

Пример 2. Предприятие в 2018 году осуществляло хозяйственные операции с несвязанным лицом — нерезидентом из Грузии. Годовой доход налогоплательщика в 2018 году превышает 150 млн грн.

Общий объем хозяйственных операций налогоплательщика, осуществленных в течение 2018 отчетного года с нерезидентом из Грузии, составляет 18 млн грн, из них осуществленных в период с 01.01.2018 по 06.03.2018 — 7 млн грн.

Хозяйственные операции, осуществленные в период с 01.01.2018 по 06.03.2018, не признаются контролируемыми.

Соответствующие выводы содержит письмо ГФС Оно связано с тем, что из Перечня государств (территорий), соответствующих критериям, установленным пп. 39.2.1.2 НКУ, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045, исключены следующие государства: Грузия, Республика Эстония, Латвийская Республика, Республика Мальта и Венгрия. А в период с 01.01.2018 по 06.03.2018 эти государства находились в перечне «низконалоговых юрисдикций» для целей трансфертного ценообразования.

Также ГФС указывает: если с учетом стоимостных критериев, определенных в пп. 39.2.1.7 НКУ, хозяйственные операции по приобретению товаров (работ, услуг) у нерезидентов, зарегистрированных в Грузии, Республике Эстония, Латвийской Республике, Республике Мальта или в Венгрии, осуществленные в период с 01.01.2018 по 06.03.2018, не признаются контролируемыми, налогоплательщики должны увеличить финансовый результат по итогам I квартала 2018 года на сумму 30 % стоимости таких товаров (работ, услуг).

В случае неприменения налогоплательщиком разницы в соответствии с пп. 140.5.4 НКУ обоснования «рыночности» цен таких операций согласно методологии трансфертного ценообразования налогоплательщик должен предоставить по требованию контролирующего органа во время документальной проверки и/или в случаях, предусмотренных п. 73.3 НКУ.

· Если налогоплательщиком в строке 25 уточняемой Декларации отражена сумма налога с доходов нерезидентов, но за отчетный период выплата дохода нерезидентам и уплата налога не осуществлялись, то в отчетной (отчетной новой) Декларации в строке 25 приложения ВП проставляется нулевая сумма налогов, удерживаемых при выплате доходов (прибылей) нерезидентам, начисленных по результатам последнего (отчетного) налогового периода. При сравнении показателя строки 25 приложения ВП с соответствующим показателем строки уточняемой Декларации определяется сумма уменьшения налогового обязательства с доходов (прибылей) нерезидентам в части «Виправлення помилок з податку на прибуток, який утримується при виплаті доходів (прибутків) нерезидентів» (строка 30 Декларации).

В случае исправления ошибок в уточняющей Декларации в строке 25 такой уточняющей Декларации проставляется нулевая сумма налогов, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей) нерезидентам, начисленных по результатам последнего (отчетного) налогового периода. На основании сравнения показателя строк 25 такой Декларации и Декларации, которая уточняется, определяется сумма уменьшения налогового обязательства с доходов (прибыли) нерезидентам в части «Исправление ошибок по налогу на прибыль, содержится при выплате доходов (прибылей) нерезидентов» (строка 30 Декларации).

НКУ не предусмотрено привлечение к ответственности налогоплательщика в случае выявления контролирующим органом факта завышения налоговых обязательств.

В то же время НКУ предусматривает применение штрафа к налогоплательщикам в случае установления контролирующим органом нарушений правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты (ст. 127 НКУ).

Разъяснение из раздела 102.25 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

· Письмо ГФС от 31.01.2018 г. № 2834/7/99-99-15-02-01-17.

Основные изменения в обложении налогом на прибыль предприятий в 2018 году.

С 01.01.2018 вступили в силу изменения в НКУ, внесенные Законом Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII (далее — Закон № 2245).

С целью реализации положений п. 7 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2245 ГФС разработала проект приказа Минфина «Об утверждении Изменений к форме налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий». О его новациях шла речь в новости «Проект изменений в формы декларации по налогу на прибыль».

Данный проект направлен на согласование заинтересованным центральным органам исполнительной власти, после чего будет направлен Министерству юстиции Украины для проведения правовой экспертизы.

При этом предельный срок подачи декларации по налогу на прибыль предприятий за I квартал 2018 года — 10 мая 2018 года.

В связи с этим декларацию по налогу на прибыль предприятий за I квартал 2018 года необходимо подавать по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897 (в редакции приказа Минфина от 28.04.2017 г. № 467).

Одновременно п. 46.4 НКУ установлено: если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная контролирующим органом, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам НКУ по такому налогу, он имеет право указать такой факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.

При необходимости налогоплательщик может представить вместе с налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые будут считаться ее неотъемлемой частью, с расшифровкой сумм и показателей, учтенных для определения объекта налогообложения и налога на прибыль в соответствии с положениями НКУ, вступившими в силу в 2018 году.

Об этом шла речь в сообщении Офиса крупных плательщиков налогов со ссылкой на письмо ГФС от 02.05.2018 г. № 12911/7/99-99-15-02-01-17 «О представлении налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за I квартал 2018 года».

· НКУ не устанавливается отдельный порядок расчета стоимостного критерия годового дохода налогоплательщика для целей ТЦО. В то же время для целей пп. 134.1.1 НКУ в годовой доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы. Следовательно, для целей ст. 39 НКУ расчет годового дохода осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пп. 134.1.1 НКУ.

При этом в строке 01 налоговой декларации по налогу на прибыль указывается доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, включая доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы.

Поскольку пп. 39.2.1.7 НКУ определено, что в объем годового дохода не включаются косвенные налоги, объем годового дохода налогоплательщика от любой деятельности для целей трансфертного ценообразования рассчитывается как суммарное значение таких показателей Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) Форма № 2:

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (стр. 2000);

прочие операционные доходы (стр. 2120);

доход от участия в капитале (стр. 2200);

прочие финансовые доходы (стр. 2220);

прочие доходы (стр. 2240).

Налоговики в ИНК от 17.04.2018 г. № 1687/6/99-99-15-02-02-15/ІПК отмечают, что доход от операционной и неоперационной курсовой разницы учитывается для расчета годового дохода (50 млн грн) налогоплательщика от любой деятельности для целей ТЦО и не учитывается для расчета объема хозяйственных операций (5 млн грн) налогоплательщика с каждым контрагентом для целей применения трансфертного ценообразования.

При этом сумма начисленных процентов в пользу связанного лица — нерезидента учитывается для исчисления объема хозяйственных операций (5 млн грн) налогоплательщика.

Налог на доходы физлиц

· ГФС рассмотрела вопрос, имеет ли право на налоговую скидку за обучение ребенка один из родителей, если договор с учебным заведением заключен одним из родителей, а в документах об уплате указаны данные другого.

Налоговики отметили, что с целью использования права на компенсацию стоимости обучения члена семьи первой степени родства один из родителей может включить в налоговую скидку на обучение только суммы средств, уплата которых фактически подтверждена соответствующим расчетным документом (квитанции, кассовые ордера, чеки и т. п.), в котором указано, что платеж за обучение осуществлен непосредственно лицом, обращающимся за налоговым кредитом.

При этом в договоре об обучении должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, которое будет непосредственно учиться (ребенка).

Разъяснение из раздела 103.06.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

Труд и заработная плата

· Размер заработной платы за первую половину месяца определяется колдоговором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичного профсоюза или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не менее оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника. Этого требует ст. 115 КЗоТ.

Какой размер штрафа ожидать работодателю, если эта норма не выполнена?

К сожалению, Минсоцполитики и Гоструда расходятся в своих позициях.

Минсоцполитики в письме от 16.03.2018 г. № 118/0/22-18 отсылает к абзацу 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, согласно которому предусмотрен штраф в трехкратном размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, как за выплату зарплаты в неполном объеме.

Однако Гоструда в письме от 03.04.2018 г. № 2547/4/4.1-ДП-18 заключает, что нарушение требований ч. 3 ст. 115 КЗоТ касательно размера зарплаты за первую половину месяца не менее оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника является минимальной государственной гарантией.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда в соответствии с абзацем 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ влечет за собой штраф на работодателей в десятикратном размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

· Письмо Гоструда от 24.01.2018 г. № 503/4/4.3-дп-18.

Порядок расчета индекса потребительских цен (далее — ИПЦ) для начисления индексации зарплаты определен Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 13.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок индексации). В данном Порядке индексации приведены примеры расчета ИПЦ, поэтому если при его расчете руководствоваться Порядком индексации, конечный результат будет одинаковым.

Постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 утвержден Порядок расчета средней заработной платы (далее — Порядок). Если при расчете средней заработной платы руководствоваться данным Порядком, конечный результат будет одинаковым.

Речь идет о случаях, когда при расчете бухгалтером и инспектором труда суммы индексации или среднего заработка различаются. Гоструда отмечает, что такое невозможно, если придерживаться соответствующих норм.

Однако, к примеру, Порядок № 100 не содержит нормы, которая указывает сколько знаков после запятой оставлять в коэффициенте корректировки среднего заработка. А о количестве знаков после запятой для вычисленного прироста ИПЦ можно узнать только из примеров к Порядку № 1078.

В то же время Гоструда напоминает: если при проведении инспекционного посещения будет установлено нарушение Порядка индексации, то у инспектора труда будут основания для применения к юридическому или физическому лицу — предпринимателю, использующих наемный труд, штрафа, предусмотренного абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 10-кратном размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Согласно п. 29 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295, меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременно и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

За невыполнение предписания инспектора труда в соответствии с требованиями ст. 188 6 КУоАП предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 НМДГ (850 — 1700 грн).

Если работодатель не согласен с решением инспектора труда, то в соответствии с требованиями п. 30 Порядка № 295 предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения до руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано в руководителя или заместителя руководителя Гоструда.

Внешнеэкономическая деятельность

· НБУ упростил порядок выдачи электронных лицензий на осуществление физлицами валютных операций.

Так, для получения таких лицензий добавлена возможность подачи для подтверждения источников происхождения средств документов, касающихся результатов предпринимательской деятельности или продажи движимого и/или недвижимого имущества (налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, декларации плательщика единого налога физического лица — предпринимателя, договора о продаже движимого и/или недвижимого имущества). Напомним, физическое лицо может получить е-лицензию независимо от того, является оно предпринимателем или нет, если целью получения лицензии являются операции, не связанные с его предпринимательской деятельностью.

Также нормируется возможность получения электронной лицензии за счет средств, являющихся общей совместной собственностью супругов. Для этого один из супругов может в подтверждение происхождения средств учитывать доходы второго из супругов, если эти доходы относятся к их общей совместной собственности.

Вместе с тем банкам разрешено осуществлять операции по размещению за границей валютных ценностей без индивидуальной лицензии на любых собственных счетах.

НБУ установил исключение из общего порядка контроля за соблюдением максимальной процентной ставки по внешним кредитам/займам в иностранной валюте. Исключение касается средств, привлекаемых резидентами-заемщиками от нерезидентов для кредитных проектов, реализуемых с участием (в форме обеспечения, страхования, поручительства) иностранного государства, по аналогии с исключением, которое уже применяется для кредитных проектов с участием экспортно-кредитных агентств.

Кроме того, Национальный банк уточнил перечень документов, необходимых для получения индивидуальной лицензии на размещение юридическими лицами или физлицами-предпринимателями средств на счетах за пределами Украины. Перечень дополнен документами, содержащими информацию о счетах, открытых резидентом в уполномоченных банках, и о его структуре собственности и конечных бенефициарных собственниках.

Постановление Правления НБУ от 26.04.2018 № 45 действует с 28 апреля 2018 года.

Акцизный налог

· Субъект хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами, у которого имеется один или несколько пунктов продажи на территории одного или нескольких населенных пунктов, входящих в состав объединенной территориальной общины (далее — ОТО) (один код КОАТУУ) и обслуживающихся в одном контролирующем органе, составляет и подает декларацию акцизного налога (далее — Декларация) и заполняет одно приложение 6 к Декларации в соответствии с этим КОАТУУ.

Розничный торговец подакцизными товарами, у которого имеется несколько пунктов продажи на территории нескольких населенных пунктов, входящих в состав ОТО (разные коды КОАТУУ) и обслуживающихся в разных контролирующих органах, составляет и подает Декларацию в каждый контролирующий орган и заполняет приложение 6 к Декларации отдельно по каждому КОАТУУ.

Субъект хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами, у которого имеется несколько пунктов продажи на территории нескольких населенных пунктов, входящих в состав ОТО (разные коды КОАТУУ) и обслуживающихся в одном контролирующем органе, составляет и представляет одну Декларацию с таким количеством приложений 6, которое соответствует количеству кодов КОАТУУ.

Разъяснение из раздела 116.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

Отчетность

· В случае ошибочного представления налоговой отчетности (представлена отчетность, которую вообще не нужно представлять, или представлена не в тот контролирующий орган) налогоплательщику необходимо:

• до истечения предельного срока представления такой налоговой отчетности подать налоговую отчетность с признаком «Звітна нова» и уменьшить налоговое обязательство;

• после предельного срока представления такой налоговой отчетности и возникновения налоговых обязательств подать налоговую отчетность с признаком «Уточнююча» и уменьшить налоговое обязательство.

Разъяснение из раздела 135.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Контроль и ответственность

· Предприятиям все чаще приходится отстаивать в судах неправомерность применения налоговиками штрафов за несвоевременную уплату НДФЛ.

В одном из недавних дел предприятие обосновало свои исковые требования тем, что НДФЛ был перечислен в день выплаты заработной платы, а поэтому имеет место лишь несвоевременное перечисление сумм налога, ответственность за что предусмотрена ст. 126 НКУ. Санкция же, установленная ст. 127 НКУ, применяется при неначислении, неудержании и/или неуплате налогов плательщиком, в том числе налоговым агентом, однако истцом таких нарушений допущено не было.

в ВС Постановлении от 27.03.2018 г. по делу № П/811/618/17 стал на сторону истца.

Напомним: в соответствии с п. 127.1 НКУ неначисление и неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влечет за собой наложение штрафа в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Указанной нормой устанавливается мера ответственности, возлагаемая на налогоплательщика, в том числе и на налогового агента, именно за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налогов, до либо во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика, при этом размер штрафных санкций за совершение данного нарушения определяется (вычисляется) в зависимости от количества допущенных нарушений в течение определенного периода времени. То есть состав нарушения предусматривает, что начисление, удержание или уплата налога не состоялись до или в момент выплаты дохода.

Когда же начисления произошло, однако согласованная сумма денежного обязательства не была уплачена налогоплательщиком вовремя (в течение сроков, предусмотренных НКУ), данный налогоплательщик привлекается к ответственности в соответствии со ст. 126 НКУ. При этом размер санкции напрямую зависит от длительности задержки указанной уплаты, а не от количества допущенных нарушений в течение определенного периода времени.

Учитывая, что НДФЛ истцом был удержан и перечислен в бюджет в полном объеме в день выплаты заработной платы, суд приходит к выводу о безосновательности применения к истцу за несвоевременную уплату НДФЛ штрафных санкций, предусмотренных ст. 127 НКУ.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy