Изменения в законодательстве Украины, апрель 2018 г — 6 июня 2018 г.

manager manager

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1737/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

С целью исчисления НДС базой налогообложения импортируемого товара (в том числе предоставленного нерезидентом на условиях товарного кредита) является договорная (контрактная) стоимость данного товара, но не ниже таможенной стоимости указанных товаров, определенной в соответствии с ТКУ, с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате и включению в цену товаров.

При этом уплата резидентом — плательщиком НДС нерезиденту процентов за товары, предоставленные им на условиях товарного кредита, не меняет базу НДС. Уплаченный во время импорта данных товаров НДС, рассчитанный в соответствии с требованиями налогового и таможенного законодательства, включается в состав налогового кредита плательщика при условии выполнения требований п. 198.3 НКУ.

· ИНК ГФСУ от 30.01.2018 г. № 340/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

В соответствии с п. 187.1 НКУ датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедшее раньше:

• дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет налогоплательщика в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные — дата оприходования средств в кассе налогоплательщика, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика;

• дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленная в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг налогоплательщиком.

Согласно пп. 14.1.191 НКУ поставкой товаров является любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда.

В то же время пп. 14.1.202 НКУ определено, что продажа (реализация) товаров — любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров. Не считаются продажей товаров операции по предоставлению товаров в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, хранения (ответственного хранения), поручения, доверительного управления, оперативного лизинга (аренды), других гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу прав собственности на такие товары.

Таким образом, в целях обложения НДС при осуществлении операций по поставке товаров, оплата за которые не состоялась, и поставщик не определяет налоговые обязательства по кассовому методу, датой возникновения налоговых обязательств по НДС считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика или непосредственно покупателю, или организации, которая будет осуществлять доставку покупателю данного товара любым способом (перевозка, пересылка и т. п.).

Подтверждением даты, на которую приходится начало передачи (перемещения) товара, является дата, указанная в документах на перевозку (перемещение, пересылку) товара, которые в соответствии со ст. 307 Хозяйственного кодекса Украины оформляются в установленной форме с составлением комплекта перевозочных документов с учетом вида транспорта, которым осуществляется перевозка.

· Налоговые накладные, которые были заблокированы в 01.12.2017 и по которым на 01.12.2017 не представлены объяснения и копии документов на разблокирование, не попали под действие автоматической разблокировки согласно п. 57 1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

Теперь, после вступления в силу Постановления КМУ «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации НН/РК в ЕРНН» от 21.02.2018 г. № 117 (далее — Постановление № 117), данный вопрос урегулирован. Плательщики НДС смогут подать разблокировочный пакет документов к соответствующим налоговым накладным/расчетам корректировки в течение 365 к. дн. с даты возникновения налоговых обязательств, зафиксированных в указанных налоговых накладных/расчетах корректировки. Разблокировочная комиссия будет рассматривать их уже по новому порядку, определенному Постановлением № 117. В частности, перечень документов, необходимых для принятия комиссией решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, определены в п. 14 Постановления № 117.

ГУ ГФС в г. Киеве.

· ИНК ГФСУ от 16.04.2018 г. № 1608/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

На дату получения от арендаторов средств, являющихся оплатой стоимости услуг по аренде за последний месяц аренды, независимо от того, в рамках какого договора (предварительного или основного) осуществляется такая оплата, общество (арендодатель — плательщик НДС) обязано определить налоговые обязательства по НДС, составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Средства, полученные обществом от арендаторов в виде гарантийного (обеспечительного) платежа, независимо от того, в рамках какого договора (предварительного или основного) осуществляется такая оплата, не вызывают общества налоговых последствий по НДС. Налоговые обязательства обществом и налоговый кредит арендатором при получении/перечислении таких средств не определяются.

При этом на дату зачисления таких средств в счет оплаты стоимости услуг по аренде либо за резервирование арендной площади или в счет оплаты прочих услуг общество обязано определить налоговые обязательства по НДС (при условии, что такое зачисление является первым событием) и составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную.

Что касается суммы средств, полученных обществом как суммы неустойки (штрафов и/или пени) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арендатором договорных обязательств, то такие средства не являются оплатой стоимости поставленных (подлежащих поставке) товаров/услуг и не меняют базу НДС товаров/услуг. Такой же вывод содержится в Обобщающей налоговой консультации относительно включения в базу обложения НДС и состав расходов средств, полученных в качестве суммы штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг, утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 590.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 17.04.2018 г. № 1687/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

НКУ не устанавливается отдельный порядок расчета стоимостного критерия годового дохода налогоплательщика для целей ТЦО. В то же время для целей пп. 134.1.1 НКУ в годовой доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы. Следовательно, для целей ст. 39 НКУ расчет годового дохода осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пп. 134.1.1 НКУ.

При этом в строке 01 налоговой декларации по налогу на прибыль указывается доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, включая доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы.

Поскольку пп. 39.2.1.7 НКУ определено, что в объем годового дохода не включаются косвенные налоги, объем годового доходаналогоплательщика от любой деятельности для целей трансфертного ценообразования рассчитывается как суммарное значение таких показателей Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) Форма № 2:

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (стр. 2000);

прочие операционные доходы (стр. 2120);

доход от участия в капитале (стр. 2200);

прочие финансовые доходы (стр. 2220);

прочие доходы (стр. 2240).

Налоговики в ИНК отмечают, что доход от операционной и не операционной курсовой разницы учитывается для расчетагодового дохода (50 млн грн.) налогоплательщика от любой деятельности для целей ТЦО и не учитывается для расчета объема хозяйственных операций (5 млн грн.) налогоплательщика с каждым контрагентом для целей применения трансфертного ценообразования.

При этом сумма начисленных процентов в пользу связанного лица — нерезидента учитывается для исчисления объема хозяйственных операций (5 млн грн.) налогоплательщика.

· ИНК ГФСУ от 17.04.2018 г. № 1680/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Организационно-правовые формы нерезидентовне уплачивающие корпоративный налог, и соответствующие государства, в которых зарегистрированы такие нерезиденты как юридические лица, приведены в Перечне № 480.

НКУ не предусматривает необходимости подтверждения организационно-правовой формы нерезидента в случае ее соответствия Перечню № 480.

Если нерезидент, организационно-правовая форма которого включена в перечень, в отчетном году уплачивал корпоративный налог, хозяйственные операции налогоплательщика с ним при отсутствии критериев, определенных пп. «а» — «в» пп. 39.2.1.1 НКУ, признаются неконтролируемыми.

Статья 39 НКУ не определяет документ и орган, который должен выдавать документ для подтверждения уплаты корпоративного налога нерезидентом. В то же время ГФС рекомендует налогоплательщикам получать от контрагента документ, выдаваемый финансовым (налоговым) органом соответствующей страны, по форме, утвержденной согласно законодательству этой страны. Такой документ должен быть надлежащим образом легализован и переведен в соответствии с законодательством Украины.

Указанная рекомендация не ограничивает налогоплательщика в самостоятельном выборе способа и формы получения информации по уплате нерезидентом налога на прибыль (корпоративного налога) в отчетном году.

Такой документ (или соответствующая информация) должен быть предоставлен по запросу контролирующего органа в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 2 разд. III Порядка от 14.08.2015 г. № 706, и/или при проведении документальных проверок.

· ИНК ГУ ГФС в Полтавской области от13.04.2018 г. № 1564/6/99-99-15-02-02-15/ИНК.

Если коммунальное предприятие — плательщик налога на прибыль, передающее по решению органа местного самоуправления основные средства — объекты жилищного комплекса (многоквартирные дома), находящиеся на его балансе, в процессе списания их с баланса не включает сумму остаточной стоимости таких основных средств в состав расходов при определении фин. результата до налогообложения, то такой плательщик не увеличивает фин. результат до налогообложения на сумму остаточной стоимости этих средств, определенной в соответствии с правилами бухучета, но не уменьшает фин. результат до налогообложения на сумму остаточной стоимости таких объектов основных средств, установленной с учетом положений ст. 138 НКУ.

Также, учитывая то, что при передаче жилых домов с баланса коммунального предприятия, являющегося их балансодержателем и не выступающего собственником таких домов, в оперативное управление ОСМД в статусе неприбыльной организации для их содержания и эксплуатации (перехода права собственности на такие дома в ОСМД не происходит), разница для корректировки фин. результата до обложения налогом на прибыль, предусмотренная пп. 140.5.9 НКУ, у коммунального предприятия не возникает. К тому же плательщик налога на прибыль, у которого годовой бухгалтерский доход за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн грн., объект налогообложения может определять без корректировки фин. результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет).

В случае если коммунальное предприятие не является непосредственным владельцем имущества (многоквартирного дома) и такое имущество было предварительно передано ему на баланс исключительно на праве оперативного управления, то передача имущества (многоквартирных домов) с баланса коммунального предприятия на баланс ОСМД без перехода права собственности на такое имущество не подпадает под определение «поставка товаров» и соответственно при осуществлении такой операции объект обложения НДС не возникает.

Отчетность

· Минфин утвердил изменения к форме налоговой декларации по НДС и Порядку заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденных приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21.

Согласно этим изменениям будут изложены в новой редакции приложения 1, 5 и 9 к декларации по НДС, что предусматривает:

• дополнение приложения 9 (ДС9) к декларации по НДС новым полем 06 «Дата включення до Реєстру отримувачів бюджетної дотації»;

• изложение в новой редакции норм п. 18 разд. ІІІ Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21 (далее — Порядок № 21), в соответствии с которым в таблице 1 приложения 9 (ДС9) необходимо указывать объем налоговых обязательств по НДС по поставке товаров по результатам деятельности по операциям, определенным п. 16 1.3 Закона № 1877, рассчитанный по данным налоговых накладных за соответствующий отчетный (налоговый) период, зарегистрированных в ЕРНН. Поэтому согласно этим изменениям таблица 1 приложения 9 (ДС9) состоит из 2 таких строк:

— строка 1 — «Обсяг операцій з постачання товарів за результатами діяльності за операціями, визначеними пунктом 16 1.3 статті 16 1 Закону України «Про державну підтримку сільського господарства України» (без податку на додану вартість)»;

— строка 2 — «Сума податку на додану вартість, нарахована за операціями, визначеними пунктом 16 1.3 статті 16 1 Закону України «Про державну підтримку сільського господарства України», відповідно до обсягу постачання товарів, зазначеного в рядку 1″;

• дополнение приложения 1 (Д1) двумя новыми таблицами (1.1 и 1.2), в которых будут указываться:

— сведения из таблицы 1 приложения 1 (Д1) о корректировке налоговых обязательств в случае увеличения суммы компенсации за отчетный (налоговый) период на основании расчетов корректировки, составленных в отчетном (налоговом) периоде и не зарегистрированных в ЕРНН, на дату представления декларации по НДС (таблица 1.1);

— сведения о корректировке налоговых обязательств в случае увеличения суммы компенсации за прошлые отчетные (налоговые) периоды на основании расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 01.07.2015 и не зарегистрированным в ЕРНН на дату представления декларации по НДС (кроме расчетов корректировки, составленных в отчетном (налоговом) периоде, за который подается такая декларация, и не зарегистрированных в ЕРНН, которые указаны в таблице 1.1 приложения 1 (Д1)) (таблица 1.2);

• дополнение приложения 5 (Д5) двумя новыми таблицами, в которых будут указываться:

— сведения из таблицы 1 приложения 5 (Д5) о включенных суммах НДС, указанных в налоговых накладных, не зарегистрированных в ЕРНН на дату представления декларации по НДС, в сумму налоговых обязательств за отчетный (налоговый) период (таблица 1.1);

— сведения о суммах НДС, указанных в налоговых накладных, составленных с 01.07.2015 и включенных в сумму налоговых обязательств за прошлые отчетные (налоговые) периоды, но не зарегистрированных в ЕРНН на дату представления декларации по НДС (кроме налоговых накладных, составленных в отчетном (налоговом) периоде, за который подается такая декларация, и не зарегистрированных в ЕРНН, которые указаны в таблице 1.1 приложения 5 (Д5)) (таблица 1.2).

Сведения в таблицы 1.2 приложения 1 (Д1) и приложения 5 (Д5) вносятся единовременно в отчетном (налоговом) периоде, за который впервые представляется декларация, с учетом указанных изменений.

Такие изменения Минфин утвердил приказом от 23.03.2018 г. № 381, который вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования.

· ИНК ГФСУ от 16.04.2018 г. № 1607/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Уточняющий расчет подается с целью исправления ошибки, допущенной при определении налоговых обязательств и/или налогового кредита, в поданной ранее декларации по НДС.

При этом штраф на основании абз. 4 п. 50.1 НКУ применяется при установлении плательщиком факта занижения суммы, которую он должен уплатить в бюджет в качестве налога в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством. Размер штрафа определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствующих процентах к сумме заниженных налоговых обязательств по НДС, также определенных самостоятельно.

В соответствии с формой уточняющего расчета сумма штрафа, начисленная плательщиком самостоятельно в связи с исправлением ошибки (при положительном значении разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита, текущего отчетного (налогового) периода уточняющего расчета), отражается в графе 6 строки 18.1 и не отражается в графах 4 и 5 строки 18.1.

Таким образом, с помощью уточняющего расчета происходит исправление показателей, указанных в декларации по НДС, поскольку в ней отсутствуют строки, в которых следует вписывать сумму штрафа. Исправить сумму штрафа, указанную в уточняющем расчете, путем представления другого уточняющего расчета не является возможным.

Наличные расчеты

· В случае отсутствия в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения, такой документ не будет приниматься как расчетный (п. 3 разд. I Положения № 13). Это же касается такого обязательного реквизита как акцизный налог.

П. 1 ст. 17 Закона № 265 предусмотрено, что за нарушение требований Закона № 265 к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции, по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в следующих размерах:

в случае установления в течение календарного года в ходе проверки факта не распечатки соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:

• совершенное впервые — 1 гривна;

• за каждое следующее совершенное нарушение — 100 процентов стоимости, проданных с нарушениями, установленными данным подпунктом, товаров (услуг).

Также за нарушение требований Закона № 265 должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются контролирующими органами к административной ответственности (ст. 26 Закона № 265).

В соответствии со ст. 155 1 КУоАП, к лицам, осуществляющим расчетные операции с нарушением установленного законом порядка проведения расчетов, применяется штраф в размере от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц — от 5 до 10 НМДГ.

Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 5 до 10 НМДГ и на должностных лиц — от 10 до 20 НМДГ.

Разъяснение из раздела 109.20 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

· Если бытовые услуги будут предоставляться предприятием в городе, нормы Перечня № 1336 на них действовать не будут. Следовательно, при осуществлении расчетов за предоставленные услуги, предприятие обязано проводить расчетные операции на полную сумму покупки с использованием РРО.

Согласно п. 11 Перечня № 1336 для предприятия (юридического лица) предоставление бытовых услуг без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций возможно только на территории села. Расчеты за предоставленные услуги по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонту и сборке мебели, уборке квартир, уходу за детьми, больными и престарелыми, фотографированию, ремонту квартир, приготовлению пищи, стирке белья, химической чистке, ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий без применения РРО с использованием РК и КОРО может осуществляться только физическими лицами — предпринимателями, осуществляющими хоз. деятельность (кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения) и не использующих труд наемных лиц.

ИНК ГУ ГФС в Полтавской области от 18.04.2018 г. № 1689/ІПК/16-31-14-04-22.

Пенсионное и социальное обеспечение

· ПФУ будет определять недополученные им суммы средств от применения льготного размера ЕСВ в период до внесения изменений в Отчет по ЕСВ (приложение 4 к Порядку формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435). Для этого будут использоваться показатели отчета относительно начислении ЕСВ по льготным размерам.

Об этом идет речь в постановлении ПФУ от 21.02.2018 г. № 4-2, которым утвержден Порядок расчета недополученной Пенсионным фондом Украины суммы средств от применения льготного размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Пенсионным фондом Украины на основании данных, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем подачи Отчета плательщиками единого взноса, осуществляется расчет объемов недополученных средств как разница между средствами, уплаченными по льготному размеру ЕСВ, и средствами, которые были бы уплачены этими плательщиками при применении полного размера ЕСВ, за месяц и нарастающим итогом с начала года.

Контроль и ответственность

· Работник, не являющийся служебным лицом, но выполняющий функциональные обязанности по охране труда, не может быть привлечен к уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда.

К такому выводу пришла коллегия судей Второй судебной палаты Кассационного уголовного суда Верховного Суда при рассмотрении дела № 727/922/17 (производство № 51-601км17) по обвинению мастера ПТУ в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 271 УКУ (нарушение правил охраны труда служебным лицом, повлекшее тяжкие последствия).

Суд разъяснил, что субъектом этого преступления является служебное лицо предприятия, учреждения, организации, на которое на основании приказа администрации, должностной инструкции или в соответствии с занимаемой должностью возложены специальные обязанности по охране труда, или гражданин — субъект предпринимательской деятельности. В случае нарушения требований законодательства по охране труда, повлекшего уголовно-правовые последствия, служебные лица с учетом обстоятельств дела могут нести ответственность за преступления в сфере служебной деятельности, а рядовые работники — за преступления против жизни и здоровья человека.

Обвинение было выдвинуто работнику не как должностному лицу, а как мастеру, ответственному за проведение производственной практики. Поскольку такая формулировка обвинения не наделяет обвиняемого служебными полномочиями в контексте положений ч. 2 ст. 271 УКУ, при постановлении приговора суд, учитывая требования ст. 337 УПК, не мог выходить за рамки обвинения, устанавливать соответствующие обстоятельства в приговоре и признать обвиняемого служебным лицом — субъектом преступления. Возложенные на мастера обязанности по охране труда, исходя из задач учебного процесса, носили функциональный характер, сопровождали прохождение студентами производственной практики, однако не наделяли обвиняемого организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, которые присущи должностному лицу в соответствии с требованиями примечания ст. 364 УКУ.

Постановление по делу было вынесено 15 марта 2018 г.

Труд и заработная плата

· На своем официальном сайте ГУ Гоструда в Днепропетровской области дает ответ на обращение жителей области с просьбой проверить правильность начисления заработной платы, выяснить, из каких, составляющих формируется их заработная плата и сколько процентов идет на налоги. Также граждане пытаются выяснить, придерживается ли работодатель всех минимальных государственных гарантий в оплате труда и проводит ли предусмотренные законодательством доплаты. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что работодатели не предоставляют работникам необходимой информации относительно средств, которые выплачивают в виде заработной платы.

В статье 110 КЗоТ указывается, что при каждой выплате заработной платы владелец или уполномоченный им орган должен уведомить работника: об общей сумме начисленных средств с расшифровкой по видам выплат; о размерах и основаниях отчислений и удержаний из заработной платы, а также о сумме заработной платы, причитающейся к выплате.

В то же время в ст. 116 КЗоТ предусматривается, что о начисленных суммах, причитающихся работнику при увольнении, владелец или уполномоченный им орган должен письменно уведомить работника перед выплатой указанных сумм.

Специалисты напоминают работодателям, что обращение работников по вопросам заработной платы является основанием для проведения инспекционных посещений ГУ Гоструда в определенном законодательством порядке.

Как отмечает начальник отдела по вопросам соблюдения законодательства о труде, застрахованных лицах, занятости, трудоустройстве инвалидов и по вопросам детского труда в Днепродзержинском регионе ГУ Гоструда в Днепропетровской области, именно обязанностью руководителя, а не его правом является информирование работников о размере начисленной им заработной платы. Важно также то, что при каждой выплате зарплаты работнику должны без дополнительных заявлений предоставлять «зарплатный» расчетный лист.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy