Изменения в законодательстве Украины, апрель 2018 г — 6 июня 2018 г.

manager manager

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· Жалобы на решения комиссий, принимающих решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или отказе в такой регистрации (далее — Жалоба), можно подать в электронном виде.

Создать и отправить Жалобу, а также заявление об отказе от поданной Жалобы (далее — Заявление) плательщик может через Электронный кабинет, вход в который осуществляется по адресу: cabinet.sfs.gov.ua, а также через официальный веб-портал ГФС.

Также для формирования Жалобы или Заявления в электронном виде налогоплательщик по своему усмотрению может выбрать любое программное обеспечение, формирующее исходной файл в соответствии с утвержденным форматом (стандартом).

Так, Жалоба направляется по форме J (F) 1313201. К Жалобе подаются документы о подтверждении реальности осуществления операций по отказанным НН/РК по форме J (F) 1360102. Каждый документ, прилагаемый к Жалобе, направляется отдельным приложением в формате PDF и должен иметь размер не более 2 мегабайтов.

В случае отзыва Жалобы до принятия решения комиссией ГФС по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщик вправе подать заявление по форме J (F) 1313301.

ГФС приводит и образец заполненной Жалобы.

· ИНК ГФСУ от 12.04.2018 г. № 1545/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 г. № 1797-VIII (далее — Закон № 1797) пп. «і» п. 201.1 НКУ изложен в новой редакции, в соответствии с которым с 1 января 2017 года при составлении налоговой накладной введено обязательное заполнение кода товара согласно УКТ ВЭД, для услуг — кода услуги согласно ГКПУ.

Указанные изменения касаются налоговых накладных, дата составления которых приходится на период с 1 января 2017 года, а также расчетов корректировки к налоговым накладным, которые составляются с 1 января 2017 года, независимо от даты составления налоговых накладных (до 1 января 2017 года или после этой даты), к которым составляются такие расчеты корректировки.

Итак, в расчете корректировки, составленном с 01.01.2017 к налоговой накладной, составленной до 01.01.2017, в обязательном порядке указывается код товара согласно УКТ ВЭД/код услуги согласно ГКПУ, действующий на время составления такого расчета корректировки.

При этом контролеры ссылались на письмо ГФСУ от 20.01.2017 г. № 1312/7/99-99-15-03-02-17 (далее — Письмо № 1312), в котором были предоставлены общие разъяснения относительно отражения, начиная с 01.01.2017, кодов товаров согласно УКТ ВЭД и кодов услуг согласно ГКПУ при составлении налоговых накладных.

Напомним, что некоторое время после вступления в силу Закона № 1797 форма налоговой накладной не содержала отдельного поля для отражения кода услуги согласно ГКПУ. Поэтому в Письме № 1312 налоговики отмечали, что до внесения соответствующих изменений в форму налоговой накладной и порядок ее заполнения при составлении налоговой накладной код услуги временно не указывается. К тому же отсутствие кода услуги согласно ГКПУ в налоговой накладной, дата составления которой приходится на период с 1 января 2017 года до даты вступления в силу соответствующих изменений к форме налоговой накладной, не определяется как ошибка, допущенная при составлении такой налоговой накладной.

Теперь же налоговики не выделяют такого временного отрезка. Скорее всего, будут проверять наличие кода ГКПУ во всех налоговых накладных/расчетах корректировки, составленных начиная с 01.01.2017.

· ИНК ГФСУ от 05.04.2018 г. № 1452/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Плательщиком НДС в связи с арестом средств на его текущем счете заключен договор поручения с другим лицом, в соответствии с которым он поручает такому лицу осуществлять от его имени и за его счет, в частности, расчеты с бюджетом.

При этом пополнение электронного счета плательщика НДС за счет других источников, например, с текущих счетов других лиц, независимо от наличия или отсутствия договора поручения, не предусмотрено.

Согласно п. 200 прим. 1.4 НКУ на электронный НДС-счет плательщика зачисляются средства:

• с текущего счета такого плательщика в суммах, необходимых для увеличения размера суммы, исчисляемой в соответствии с п. 200 прим. 1.3 НКУ;

• с текущего счета такого плательщика в суммах, недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по НДС;

• со счетов плательщиков, открытых в соответствующих органах казначейства для проведения расчетов по погашению задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставку горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотвода, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного водоснабжения и водоотвода, предоставляющим населению услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению, водоотводу, отоплению и поставке горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти либо местного самоуправления, за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам с последующим направлением средств в соответствии с Законом Украины о Государственном бюджете Украины;

• из бюджета в суммах излишне уплаченных денежных обязательств по НДС, возвращенных налогоплательщику в порядке, установленном п. 43.4 прим. 1 НКУ.

· В случае если после составления налоговой накладной происходит полный возврат суммы предоплаты (аванса)/поставленных товаров или возврата остатка суммы предоплаты (аванса)/поставленных товаров, поставщик (продавец) на дату такого возврата составляет расчет корректировки к налоговой накладной, составленной на дату получения средств/поставку товаров.

В табличной части такого расчета корректировки, в частности в разделе «Б» указываются:

• в графе 1 — номер строки налоговой накладной, которая корректируется;

• в графе 2 — причина корректировки «Повернення товару або авансових платежів»;

• в графе 7 «Коригування кількості (зміна кількості, об’єму, обсягу (-) (+))» со знаком «-» указывается количество (объем) товаров/услуг, указанное в графе 6 строки налоговой накладной, которая корректируется (с учетом фактов предыдущей корректировки такой строки);

• в графе 8 «Коригування кількості (ціна постачання товарів/послуг)» указывается окончательная цена, указанная в графе 7 строки налоговой накладной, которая корректируется (с учетом наличия фактов корректировки такой строки);

• графа 9 «Коригування вартості, зміна ціни (-) (+)» и графа 10 «Коригування вартості, кількість постачання товарів/послуг» остаются незаполненными;

• в графах 3, 4.1 — 4.3, 5, 6, 11 и 12 указываются неизменными показатели соответствующих граф строки налоговой накладной, которая корректируется;

• в графе 13 со знаком «-» указывается общий объем поставок (без НДС), указанный в графе 10 строки налоговой накладной, которая корректируется (с учетом фактов предыдущей корректировки такой строки).

В зависимости от того, как облагалась НДС операция, которая корректируется (по основной ставке, ставкам 7 %, 0 %, или освобождалась от обложения НДС), продавцом заполняется соответствующая графа раздела «А» расчета корректировки.

В указанном порядке заполняется расчет корректировки исключительно в случае, если товар или средства (остаток товара или средств) возвращаются в полном объеме, указанном в соответствующих строках налоговой накладной с учетом расчетов корректировки, которые корректировали такие строки налоговой накладной.

В случае, если товар или средства возвращаются частично (у продавца остается часть аванса в счет будущих поставок товаров/услуг или покупатель возвращает часть поставленного товара), то расчет корректировки составляется в порядке, предусмотренном при изменении цены или количества товаров/услуг (в зависимости от того, в результате изменения количества или цены происходит частичный возврат товаров/средств).

Разъяснение ГФС из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Налог на прибыль

· ИНК ГФСУ от 10.04.2018 г. № 1500/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045 признано утратившим силу распоряжение КМУ от 16.09.2015 г. № 977 и утвержден новый перечень государств (территорий), соответствующих критериям, установленным пп. 39.2.1.2 НКУ. Указанное постановление вступило в силу с 01.01.2018 и применяется к контролируемым операциям, осуществленным с 01 января 2018 года.

07.03.2018 вступило в силу постановление КМУ от 31.01.2018 г. № 108, согласно которому из перечня государств (территорий), соответствующих критериям, установленным пп. 39.2.1.2 НКУ, исключены государства Грузия, Республика Эстония, Латвийская Республика, Республика Мальта и Венгрия.

В случае осуществления в период с 01.01.2018 по 06.03.2018 хозяйственных операций с нерезидентами, зарегистрированными в Грузии, Эстонии, Латвии, Мальте или Венгрии, при отсутствии других критериев, определенных в пп. 39.2.1.7 НКУ, они будут признаваться контролируемыми в случае одновременного выполнения следующих условий:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за 2018 налоговый (отчетный) год; и

объем хозяйственных операций налогоплательщика с таким контрагентом (определенный по правилам бухгалтерского учета) превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов).

· ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 10.04.2018 г. № 1498/ІПК/26-15-12-03-11.

В случае выявления налогоплательщиком ошибки, содержащейся в Декларации по налогу на прибыль за ІІІ квартал 2017 года, что привело к занижению налогового обязательства, такой налогоплательщик должен либо отправить уточняющую декларацию и уплатить сумму недоплаты за этот период и штраф в размере 3 % от такой суммы недоплаты до представления такой уточняющей декларации, либо отразить сумму недоплаты в составе отчетной декларации, которая представляется за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

В случае выявления ошибки в составе отчетной декларации, которая представляется за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, плательщик налога заполняет приложение ВП к строкам 26 — 29, 31 — 33 декларации.

С учетом таблицы 2 «Результати виправлення помилок(ки)» приложения ВП декларации, показатели увеличения (уменьшения) налогового обязательства, сумма штрафа (5 %) и пени переносятся в указанные строки отчетной декларации.

При этом в отчетной декларации для плательщиков, представляющих отчетность поквартально, в строке 18 отражается налог на прибыль по результатам предыдущего отчетного (налогового) периода текущего года с учетом уточнений. В свою очередь, строка 18 уменьшает налог на прибыль за отчетный (налоговый) период.

Налог на доходы физлиц

· В соответствии со ст. 43 НКУ ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату налогоплательщику в соответствии с данной статьей и ст. 301 ТКУ, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.

При наличии у налогоплательщика налогового долга возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства на текущий счет такого налогоплательщика в учреждении банка или путем возврата наличными средствами по чеку (в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке) проводится только после полного погашения такого налогового долга налогоплательщиком.

Обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является представление налогоплательщиком заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ, которые рассчитываются контролирующим органом на основании поданной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу налогоплательщика) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Налогоплательщик подает заявление о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в произвольной форме, в котором указывается направление перечисления средств:

на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка;

на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета;

возвращения в наличной форме средств по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам осуществляется из бюджета, в который такие средства были зачислены.

ГУ ГФС в Днепропетровской области.

· ИНК ГФС от 06.04.2018 г. № 1486/ІПК/19-00-13-01-22-1

ГУ ГФС в Тернопольской области рассмотрело запрос на получение налоговой консультации по заполнению реквизита «призначення платежу» платежного поручения на уплату НДФЛ за обособленное подразделение, не уполномоченное начислять налог.

В ИНК упоминаются нормы пп. 168.4.3 НКУ: если обособленное подразделение не уполномочено начислять (уплачивать) НДФЛ за соответствующее обособленное подразделение, все обязанности налогового агента выполняются юридическим лицом. НДФЛ, начисленный работникам обособленного подразделения, перечисляется в местный бюджет по местонахождению соответствующего обособленного подразделения.

При уплате в бюджет НДФЛ по местонахождению обособленного подразделения, если ему не делегированы соответствующие полномочия по уплате налогов, в поле № 3 «призначення платежу» платежного поручения необходимо указывать код юридического лица главного предприятия.

Труд и заработная плата

· Размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы (ст. 3 прим. 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/96-ВР).

В соответствии с пп. 1 п. 1 постановления КМУ от 05.05.2010 г. № 330 (далее — Постановление № 330) минимальная заработная плата в почасовом размере устанавливается одновременно с определением размера минимальной заработной платы в месяц.

Размер минимальной заработной платы определяется исходя из размера минимальной заработной платы в месяц и среднемесячной нормы продолжительности рабочего времени за год при 40-часовой рабочей недели (пп. 2 п. 1 Постановления № 330).

Итак, месячный размер минимальной заработной платы определяется с учетом почасового размера рабочего времени за год.

В соответствии с пунктами 4 и 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 максимальная величина базы начисления ЕСВ — максимальная сумма дохода застрахованного лица в месяц, что составляет 15 размеров минимальной заработной платы, установленной законом, на которую начисляется единый взнос; а минимальный страховой взнос — сумма ЕСВ, которая определяется расчетом, как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно.

Для определения вышеуказанных границ размера уплаты ЕСВ применяется месячный размер минимальной заработной платы, установленный в соответствии с нормами действующего законодательства.

Абзацем 2 ч. 5 ст. 8 Закона № 2464 определено, что в случае если база начисления ЕСВ не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки ЕСВ. При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставка ЕСВ применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.

Подытоживая вышесказанное, ГУ ГФС в Одесской области в ИНК от 13.04.2018 г. № 1549/ІПК/15-32-13-01-10 указывает: для соблюдения законодательства о начислении и уплате ЕСВ следует руководствоваться размером минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, то есть месячным размером минимальной заработной платы, который устанавливается Законом Украины «О государственном бюджете Украины» на соответствующий год. С 01.01.2018 эта сумма составляет 3723 грн.

· Порядок предоставления работодателями государственной службе занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.

Для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников от 8 до 20 человек установлена квота в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет.

Обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство таких граждан, о чем работодатели информируют ежегодно Государственную службу занятости в установленном порядке.

· Письмо ФСС по ВУТ от 31.07.2017 г. № 5.2-28-1353.

Нормы Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), различаются понятия «пребывание в трудовых отношениях» и «первый день работы» и применяются в контексте заложенного в нормы Порядка № 1266 смысла.

В соответствии с п. 3 Порядка № 1266 среднедневная заработная плата исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) зарплаты, на которую начислен ЕСВ, на количество календарных дней занятости (период пребывания в трудовых отношениях) в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам.

Если в расчетном периоде перед наступлением страхового случая застрахованное лицо по уважительным причинам не имело заработка или страховой случай наступил в первый день работы (для расчета пособия по временной нетрудоспособности), средняя заработная плата определяется исходя из тарифной ставки (должностного оклада) или ее части, установленной в день наступления страхового случая (п. 28 Порядка № 1266).

Итак, если первым днем работы работника будет день, когда он должен был в соответствии со своим графиком работы фактически приступить к работе, исчисление средней заработной платы необходимо осуществлять согласно нормам п. 28 Порядка № 1266.

Если страховой случай наступил на второй день работы работника, то расчетным периодом будут календарные дни пребывания в трудовых отношениях перед наступлением страхового случая (п. 27 Порядка № 1266). Но в связи с тем, что работник перед наступлением страхового случая находился в отпуске без сохранения заработной платы, что является уважительной причиной и периоды которого исключаются из расчетного периода, исчисление средней заработной платы осуществляется в соответствии с нормами п. 28 Порядка № 1266.

· Письмо Минсоцполитики от 04.01.2018 г. № 1/0/66-18.

Работодатель обратился в министерство, чтобы прояснить вопрос с периодическим повышением должностных окладов, позволяющим не проводить индексацию зарплаты.

Повышение денежных доходов граждан в связи с индексацией осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован индекс потребительских цен. Индексация денежных доходов населения проводится в случае, когда величина индекса потребительских цен превысила установленный порог индексации (103 %).

Это предусматривает п. 1 прим. 1 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078).

При этом п. 5 Порядка № 1078 определено, что значение индекса потребительских цен принимается за 1 или 100 % в месяце повышения тарифных ставок (окладов). Исчисление индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения тарифных ставок (окладов).

Поэтому если повышение должностных окладов происходит один раз в три месяца, то согласно положениям, п. 1 прим. 1 Порядка № 1078 право на индексацию не происходит, поскольку увеличивается размер должностного оклада. При этом Порядок № 1078 не предусматривает положения относительно конкретного размера, на который должен увеличиваться должностной оклад.

Наличные расчеты

· ГФС рассмотрела вопросы налогоплательщика: может ли обособленное подразделение сдавать наличную выручку на счет предприятия через программно-технический комплекс самообслуживания (ПТКС) и какой документ при этом будет подтверждением сдачи наличности в банк?

Налоговики указали на то, что в соответствии с п. 29 разд. III Положения № 148 прием полученной из банка наличности в кассу и выдача наличности из кассы для сдачи ее в банк оформляются соответствующими кассовыми ордерами (приходным или расходным) с отражением такой кассовой операции в кассовой книге.

Изъятие наличности с места осуществления наличных расчетов с применением РРО или расчетных квитанций (далее — РК) для сдачи ее в банк оформляется соответствующими чеками РРО с выполнением операции «службова видача».

Документами, свидетельствующими о сдаче выручки в банк, являются:

1) квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и заверенная печатью банка;

2) квитанция/чек банкомата или ПТКС;

3) копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличностью), заверенная подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;

4) чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Предприятие, предоставляющее держателям электронных платежных средств услуги по выдаче наличности с помощью платежного терминала (импринтера) на основании квитанций платежного терминала (слипов), регистрирует в установленном порядке эти операции в расчетных документах РРО или РК, составляет расходный кассовый ордер на общую сумму проведенных операций за день и осуществляет запись в кассовой книге (абз. 4 п. 27 разд. III Положения № 148).

Однако слип не является расчетным документом, зато может служить документом, подтверждающим прием наличности ПТКС обособленного подразделения для последующего ее перевода, в частности в учреждение банка, поскольку содержит набор данных относительно этой операции и реквизиты платежной карты. В конце рабочего дня на основании слипов таким подразделением составляется расходный кассовый ордер на общую сумму проведенных операций за день и производится соответствующая запись в кассовой книге.

Разъяснение ГФС из раздела 109.16 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Контроль и ответственность

· ГФС обнародовала обновленный план-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков на 2018 год.

В частности, был откорректирован раздел I плана-графика «Документальные плановые проверки налогоплательщиков — юридических лиц» и раздел II плана-графика «Документальные плановые проверки финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов» (апрель 2018 г.).

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy