Изменения в законодательстве Украины, июль 2018 г — 18 июля 2018 г.

manager manager

І. Официальные письма и разъяснения

Налог на добавленную стоимость

· ИНК ГФСУ от 27.06.2018 г. № 2875/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

В налоговую Декларацию по НДС попадают данные, указанные в составленной на основании первичных документов налоговой накладной.

При этом объемы поставки товаров/услуг и сумма НДС, указанные в налоговой накладной, составленной по операции, которая фактически не осуществлялась (то есть признана излишне составленной), и расчете корректировки к такой налоговой накладной, не подлежат отражению в налоговой отчетности по НДС.

· ИНК ГФСУ от 27.06.2018 г. № 2890/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Объектом обложения НДС являются, в частности, операции по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 НКУ (пп. «а» п. 185.1 НКУ).

Поставка товаров — это любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в частности обмен (пп. 14.1.191 НКУ).

При этом внесение недвижимости в уставный фонд юрлица предполагает их обмен на корпоративные права данного юрлица.

Таким образом, операция по внесению плательщиком НДС основных средств в уставный фонд других юридических лиц, как плательщиков НДС так и неплательщиков, является объектом обложения НДС и подлежит налогообложению на общих основаниях по основной ставке.

· ИНК ГФСУ от 13.03.2018 г. № 981/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Независимо от того, на какой банковский счет поставщика осуществляется оплата услуг, поставляемых на таможенной территории Украины нерезидентом, имеющим постоянное представительство в Украине, зарегистрированное в качестве плательщика НДС (непосредственно на счет такого нерезидента в иностранном банке или на счет его постоянного представительства в Украине), за операцией по поставке таких услуг постоянное представительство нерезидента — плательщик НДС обязано:

• начислить налоговые обязательства по НДС. При этом дата возникновения налоговых обязательств определяется согласно п. 187.1 НКУ;

• составить и зарегистрировать в ЕРНН соответствующую налоговую накладную, которая для получателя таких услуг является основанием для включения сумм НДС, указанных в ней, в налоговый кредит.

· В случае излишнего (ошибочного) составления налоговой накладной/расчета корректировки отсутствуют первичные документы по поставке товаров/услуг, поэтому в целях принятия контролирующим органом решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН налогоплательщик может подать только письменные объяснения относительно излишнего (ошибочного) составления налоговой накладной/расчета корректировки.

В то же время Порядком приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117 (далее — Порядок № 117), определено право, а не обязанность налогоплательщика предоставлять документы, необходимые для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Следовательно, учитывая нормы Порядка № 117 и п. 44.1 НКУ о запрете формирования показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных, в частности, первичными документами, налогоплательщик может не предоставлять документы, необходимые для принятия решения о регистрации в ЕРНН излишне (ошибочно) составленных налоговых накладных / расчетов корректировки.

Разъяснение из раздела 101.17 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Налог на прибыль

· Очередной вариант законопроекта (№ 8557о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал. Речь идет о президентском варианте законопроекта.

В пояснительной записке говорится, что с 1 января 2019 г. налог на прибыль предприятий заменят налогом на выведенный капитал.

При этом на 3 года (до 31 декабря 2021 г.) разрешается применение налога на прибыль предприятий банками по их решению. Также законопроектом предусматривается, что сумма дивидендов, выплачиваемая за 2018 год (а для банков, продолживших уплату налога на прибыль предприятий после 1 января 2019 г., за 2021 год), не будет облагаться налогом на выведенный капитал в пределах объема налогооблагаемой прибыли, из которой ранее был уплачен налог на прибыль предприятий.

Объектом обложения налогом на выведенный капитал определяются операции по выводу капитала и операции, приравненные к операциям по выводу капитала.

К операциям по выводу капитала будут относиться: выплата дивидендов в пользу неплательщика налога, выплата части прибыли государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями, возврат вкладов владельцу корпоративных прав — неплательщику налога (в сумме, превышающей стоимость взноса, совершенного учредителем и/или владельцем в уставный капитал указанного юридического лица) и т. д.

Предусматривается, что плательщиками налога на выведенный капитал будут резиденты (субъекты хозяйствования — юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами) и нерезиденты (юридические лица, осуществляющие на территории Украины определенную НКУ деятельность, а аткже постоянные представительства нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины).

Предлагается применять следующие ставки налога на выведенный капитал:

15 % — к операциям по выводу капитала;

20 % — к операциям, приравненным к операциям по выводу капитала (кроме указанных ниже операций, облагаемых по ставке 5 %);

5 % — к средствам, уплаченным во исполнение долговых обязательств связанным лицам — нерезидентам (в случаях превышения совокупной суммы долговых обязательств перед всеми связанными лицами — нерезидентами над суммой собственного капитала плательщика более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, производящих исключительно лизинговую деятельность, — более чем в 10 раз) или регистрации нерезидента в государстве, являющимся низконалоговой юрисдикцией, будет применяться ставка 20 %).

Предусматривается создание Реестра плательщиков налога на выведенный капитал, данные которого будут обнародоваться на сайте ГФС. На начальном этапе (до 31 декабря 2018 г.) Реестр будет сформирован ГФС путем включения в него плательщиков налога на прибыль предприятий, зарегистрированных в контролирующих органах по состоянию на 1 декабря 2018 г. (кроме банков, принявших решение уплачивать налог на прибыль предприятий).

Кроме того, с целью обеспечения прозрачности администрирования налога предусматривается введение автоматизированного анализа налоговой информации. Для этого при осуществлении с неплательщиком налога операций, являющихся объектом налогообложения, в расчетных документах плательщик налога будет указывать код операции в порядке, установленном НБУ. Группированная по кодам операций информация о средствах, перечисленных плательщиком налога неплательщику налога (без идентификации лица — неплательщика налога, с которым была осуществлена операция), будет представляться контролирующим органам для сопоставления с налоговой отчетностью в автоматическом режиме и будет отображаться вместе с результатами сравнения в электронном кабинете налогоплательщика.

Суммы переплат по налогу на прибыль предприятий, сформированные до 1 января 2019 г., налогоплательщики смогут использовать в счет уменьшения денежных обязательств по налогу на выведенный капитал или они могут быть возвращены плательщикам в установленном порядке.

· Правительство приняло изменения в Порядок предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях. По результатам данной процедуры заключаются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования.

Напомним, что 7 декабря 2017 Парламент принял Закон № 2245-VІІІ по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году, которым были внесены изменения в процедуру заключения договоров о предварительном согласовании ценообразования.

В случае соблюдения условий договора о предварительном согласовании ценообразования контролирующие органы не имеют права принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени относительно контролируемых операций, являющихся предметом указанного договора.

Ожидается, что принятые изменения:

— уменьшат налоговые риски;

— будут способствовать возможности решать без споров сложные случаи трансфертного ценообразования;

— упростят налоговое администрирование для крупных налогоплательщиков;

— уменьшат расходы на контроль за трансфертным ценообразованием;

— помогут предотвратить длительные и затратные процедуры, связанные с проверками и судебными делами.

Внешнеэкономическая деятельность

· Новые размеры штрафов ожидают субъектов ВЭД после введения в действие Закона Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII (далее — Закон № 2473). Подписанный Президентом Закон № 2473 вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через семь месяцев со дня вступления в силу.

Во-первых, увеличивается до 500 — 1000 НМДГ (8 500 грн — 17 000 грн). штраф за незаконную скупку, продажу, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или залога.

Во-вторых, нарушение порядка осуществления валютных операций повлечет за собой штраф на должностных лиц юрлиц (кроме уполномоченных учреждений), а также ФЛП от 1 000 до 3 000 НМДГ (от 17 000 грн до 51 000 грн). Зато исчезнет отдельный штраф за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте.

В-третьих, упразднена административная ответственность за незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов.

В-четвертых, нарушение требований валютного законодательства грозит штрафом на должностных лиц уполномоченных учреждений от 3 000 до 4 000 НМДГ (51 000 до 68 000 грн).

Налог на доходы физлиц

· Для расчета сумм НДФЛ, подлежащих возврату плательщику налога из бюджета в связи с реализацией им права на налоговую скидку, применяется сумма уплаченного, то есть зачисленного в соответствующий бюджет налога, а не начисленного (удержанного) налоговым агентом.

В случае, если налоговый агент удержал, но не перечислил НДФЛ в бюджет, физическое лицо НЕ имеет права на налоговую скидку.

Разъяснение из раздела 103.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Единый налог

· Письмо ГФС от 06.06.2018 г. № 19467-16/99-99-13-01-01-15

ГФС рассмотрела обращение налогоплательщика об исключении из реестра плательщиков единого налога.

Налоговики указали на то, что в соответствии с п. 299.10 НКУ регистрация плательщиком единого налога является бессрочной и может быть аннулирована путем исключения из реестра плательщиков единого налога по решению контролирующего органа в случае:

— подачи налогоплательщиком заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, определенных НКУ, — в последний день календарного квартала, в котором подано такое заявление;

— прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем в соответствии с законом — в день получения соответствующим контролирующим органом от государственного регистратора уведомления о проведении государственной регистрации такого прекращения;

— в случаях, определенных пп. 298.2.3 НКУ.

В случае выявления соответствующим контролирующим органом при проведении проверок нарушений плательщиком единого налога І — ІІІ групп требований, установленных гл. 1 разд. XIV «Специальные налоговые режимы» НКУ, аннулирование регистрации плательщика единого налога І — ІІІ групп проводится по решению такого органа, принятому на основании акта проверки, с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение. В таком случае субъект хозяйствования имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения по истечении 4 последовательных кварталов с момента принятия решения контролирующим органом (п. 299.11 НКУ).

ГФС также отметила, что нормы НКУ не предусматривают установление определенной формы решения об аннулировании регистрации плательщика единого налога.

· ГУ ГФС в Днепропетровской области в ИНК от 27.06.2018 г. № 2872/ІПК/04-36-12-23-21

Предприятие-единщик группы 3 намерено заключить трехсторонний договор, по условиям которого выполненные предприятием работы оплатит не получатель результатов работ, а третье лицо. Единщик обратился к контролерам за разъяснением, не противоречит ли такой договор условиям применения упрощенной системы налогообложения.

В ответ специалисты сообщили, что ограничения относительно форм ведения хозяйственной деятельности единщиками группы 3 нормами НКУ не предусмотрены. То есть предприятие имеет право заключать указанный договор при условии выполнения требований и соблюдения ограничений, установленных п. п. 291.4 и 291.5 НКУ.

Отчетность

· Специалисты ГУ ДФС в Житомирской области объяснили, какая налоговая отчетность получает признак «Історія подання» и в каких случаях подается налоговая декларация в электронном (бумажном) виде с признаком «Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча».

Напомним: если в будущих налоговых периодах налогоплательщик самостоятельно выявил ранее допущенные ошибки в поданной налоговой декларации, он обязан направить уточняющий расчет.

Такой расчет можно не подавать, если соответствующие уточненные показатели указываются в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период.

Внимание! Первичные показатели, которые отражаются в подсистеме, обеспечивающей обработку налоговой отчетности и платежей, являются показателями форм налоговой отчетности (далее — Отчетные документы).

Если после представления Отчетных документов налогоплательщик представляет до предельного срока подачи новый Отчетный документ с исправленными показателями, представленный ранее Отчетный документ становится недействующим и получает признак состояния обработки «Історія подання». Данные отчетного документа, который получает признак состояния обработки «Історія подання», после наступления предельного срока уплаты денежного обязательства по такому Отчетному документу исключаются из интегрированной карточки плательщика. Указанное исключение проводится датой получения такого признака состояния обработки и с использованием соответствующих учетных показателей (операций).

Следовательно, налоговая декларация подается с признаком:

«Звітна» — за соответствующий базовый отчетный (налоговый) период в установленные сроки для такого представления или с нарушением сроков представления;

«Нова звітна» — до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период с исправленными показателями после поданной налоговой декларации с признаком «Звітна»;

«Уточнююча» — после предельного срока представления декларации за такой же отчетный период (с учетом сроков давности) при исправлении показателей налоговой декларации.

Рентная плата за специальное использование воды.

· Для первичного водопользователя наличие действующего разрешения на специальное водопользование определяет его обязанность отчитываться по рентной плате за специальное использование воды, в том числе при отсутствии объекта налогообложения в некоторых отчетных (налоговых) периодах. При этом нормами НКУ не предусматривается представления в контролирующий орган первичным водопользователем заявления об отсутствии объекта налогообложения рентной платой за специальное использование воды в отчетном периоде.

Об этом сообщили специалисты ГФСУ, уточнив: для предприятия, у которого истек срок действия разрешения на специальное водопользование или в случае аннулирования указанного разрешения, последним налоговым периодом, за который подается декларация вместе с приложением(ями) 5 (в части рентной платы за специальное использование вод) является отчетный период, в котором истек срок действия разрешения на специальное водопользование.

Разъяснение из раздела 121.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ

Труд и заработная плата

· Зарплата за месяц должна выплачиваться не позднее 7-го числа месяца, а значит, производиться в период с 1-го по 7-е число.

Согласно пп. 168.1.2 НКУ НДФЛ уплачиваем (перечисляем) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежку на выплату дохода только при условии, если одновременно представляется и платежка на перечисление данного налога в бюджет. То же самое касается и военного сбора, поскольку его начисление, удержание и уплата (перечисление) в бюджет осуществляются в том же порядке, что и НДФЛ (пп. 1.4 п. 16 подраздела 10 «Переходных положений» НКУ).

Для ЕСВ имеется аналогичная норма, обязывающая при выплате зарплаты одновременно представлять платежку на перечисление соответствующих сумм ЕСВ или документы, подтверждающие фактическую уплату указанных сумм (ч. 2 ст. 24 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

С 02.07.2018 счета для зачисления доходов в государственный и местные бюджеты по новым реквизитам открыты на балансе Государственной казначейской службы Украины (МФО 899998).

Поэтому, при выплате заработной платы, начиная с 02.07.2018, в платежных поручениях на уплату налогов по зарплате необходимо указывать уже новые реквизиты бюджетных счетов. При этом счета для уплаты ЕСВ не изменились.

· Оплата труда индексируется в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (абз. 2 п. 4 Порядка № 1078).

С 1 июля прожиточный минимум для трудоспособных лиц увеличивается с 1762 грн до 1841 грн.

Следовательно, в течение июля — ноября 2018 г. зарплата будет индексироваться в пределах 1841 грн.

· При увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, учреждения, организации, производится в день увольнения (ст. 116 КЗоТ). В случае невыплаты по вине собственника или уполномоченного им органа причитающихся уволенному работнику сумм в указанные сроки, при отсутствии спора об их размере предприятие, учреждение, организация должны выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета (ст. 117 КЗоТ).

При этом меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременно и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования (п. 29 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295).

Устранение нарушения законодательства о труде прекращает его действие, сроки для применения административного взимания отсчитываются с даты совершения правонарушения.

Как указывается Гоструда в письме от 07.05.2018 г. № 3571/4.1/4.1-ДП-11 в случае самостоятельного устранения работодателем до начала инспекционного посещения нарушения законодательства о труде по выплате компенсации за все дни неиспользованного отпуска в день увольнения с соблюдением требований ст. 117 КЗоТ, то этот факт будет учтен уполномоченным лицом при принятии решения о рассмотрении дела о наложении штрафных санкций.

Согласно Порядку № 295 нарушением законодательства о труде является такое нарушение, которое непосредственно существует на момент проверки, поскольку оно должно быть имеющимся, и обязательным реагированием на него должно быть предписание о его устранении. Однако нормой п. 29 Порядка № 295 не предусмотрено применение мер по привлечению объекта посещения к ответственности в случае выявления нарушений, устраненных до инспекционного посещения.

Пенсионное и социальное обеспечение

· В новой редакции изложен Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435. Произошло это благодаря приказу Минфина от 15.05.2018 г. № 511, который вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования.

К опубликованию приказ № 511 готовится 06.07.2018 в журнале «Офіційний вісник України». В таком случае он вступит в силу 01.08.2018, а впервые будем представлять Отчет по ЕСВ по обновленной форме начиная с отчетности за август, предельный срок подачи которой заканчивается 20 сентября 2018 г.

Среди новаций можно выделить следующие:

— для членов фермерских хозяйств, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях, отчетными периодами являются календарные месяцы, которые формируются и отражаются в годовой отчетности, представляемой до 01 мая года по результатам финансового года. Отчет подается по форме № Д5 с указанием типа формы «початкова»;

— код классификатора профессий (код КП), код всесоюзного классификатора профессий, должностей и тарифных разрядов (код ОКПДТР), профессиональное название работы выбираются из справочника, соответствующего национальному классификатору Украины «Классификатор профессий ДК 003:2010»;

— название должности соответствует записи в трудовой книжке;

— название профессии (должности, разряда, работы) застрахованного лица указывается в сведениях о застрахованном лице, с которым произошел несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;

— запись о переводе работника на другую должность или работу у того же страхователя вносится в таблицу 5 в том же порядке, как и о приеме на работу. Записи о причинах увольнения в таблице 5 следует вносить в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона, например: п. 4 ст. 40 КЗоТ Украины;

— если по данным страхователя в течение отчетного периода не были зафиксированы факты заключения и расторжения трудовых договоров (гражданско-правовых договоров), изменения должности, сроков прохождения военной службы или предоставления соответствующего отпуска, таблица 5 приложения 4 к настоящему Порядку не формируется и не представляется;

— если в течение отчетного периода страхователем с застрахованным лицом был расторгнут трудовой договор (гражданско-правовой договор), а затем снова заключен, на такое застрахованное лицо производится две записи в таблице 5 приложения 4 к настоящему Порядку: первая — с указанием даты прекращения трудовых отношений, вторая — с указанием даты начала трудовых или гражданско-правовых отношений;

— код типа начислений 14 — сумма разницы между размером минимальной заработной платы и фактически начисленной заработной платой (доходом) за предыдущие периоды в связи с осуществлением перерасчета при увольнении работника за предыдущие периоды, связанные с уточнением дней использованного наперед отпуска (в связи со сторнированием).

Частные предприниматели

· ФЛП на общей системе налогообложения имеет право отнести в состав расходов амортизационные отчисления из стоимости приобретения программного обеспечения, используемого для ведения хозяйственной деятельности, расходы на приобретение которого подтверждены документально с соответствующим ведением отдельного учета таких расходов.

С этим соглашается ГУ ГФС в Донецкой области, которое разместило соответствующее разъяснение.

ФЛП на общей системе налогообложения имеют право (по собственному желанию) включать в состав расходов, связанных с осуществлением их хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления с соответствующим ведением отдельного учета таких расходов (пп. 177.4.6 НКУ). При этом амортизации, в частности, подлежат расходы на приобретение нематериальных активов.

Согласно п. 4 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» нематериальный актив — немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован.

Подпунктом 177.4.9 НКУ установлено, что амортизация начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств и нематериальных активов, самостоятельно установленного физическим лицом, но не менее минимально допустимого срока полезного использования объекта основных средств и нематериальных активов. Для группы 4 «Нематериальные активы» — в соответствии с правоустанавливающим документом, но не менее двух лет. Действие данного подпункта распространяется исключительно на объекты основных средств и нематериальных активов, расходы на приобретение или самостоятельное изготовление которых подтверждены документально.

Прочее

· 4 июля 2018 года вступают в силу:

1. Закон Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно отношений, связанных с осуществлением мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях» от 19.06.2018 г. № 2463-VIII

Им продлено применение налоговых льгот по обложению НДС операций по поставке специальных средств индивидуальной защиты, лекарственных средств и медицинских изделий для нужд военных формирований на период осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражения и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, осуществляемых путем проведения операции Объединенных сил (ООС).

Также на этот же период будет действовать освобождение от обложения военным сбором доходов в виде денежного обеспечения военнослужащих и правоохранителей.

2. Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уточнения некоторых положений» от 19.06.2018 г. № 2464-VIII

На период проведения ООС освобождаются от обложения ввозной пошлиной специальные средства индивидуальной защиты, лекарственные средства и медицинские изделия для нужд военных формирований.

Указанные налоговые и таможенные льготы применяются с 1 мая 2018 г.

Отправить вопрос

Профессиональная команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy