Трансфертное ценообразование

Налогообложение по правилам трансфертного ценообразования

Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, обязан определять объем налогооблагаемой прибыли по такой операции в соответствии с принципом «вытянутой руки», который заключается в том, что условия сделки, соответствующей принципу «вытянутой руки», не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Целью трансфертного ценообразования является нивелирование возможности использования различий в системах налогообложения разных стран с целью минимизации налогов и размывания налоговой базы в транснациональных масштабах.

 

Критерии признания операций контролируемыми

Контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика.

В 2019 г. критерии признания операций контролируемыми подверглись только одному существенному изменению, которое касается расширения перечня лиц, операции между которыми могут быть признаны контролируемыми.

Перечень контролируемых операций, начиная с 2018 г., расширился операциями между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, если объем таких операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Другие критерии признания операций контролируемыми, которые действовали еще до 2018 г., не изменились. То есть контролируемыми операциями продолжают оставаться хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:

хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами – нерезидентами;
внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и/или приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров-нерезидентов;
хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный КМУ в соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ, или являющимися резидентами этих стран;
хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица.

Без изменений остался и критерий объема таких операций. То есть указанные выше операции признаются контролируемыми при одновременном соблюдении двух условий:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за (отчетный) год;
объем хозяйственных операций налогоплательщика с соответствующим контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за (отчетный) год.

С 2018 г. для определения критерия по объему хозяйственных операций применяются цены, которые соответствуют принципу «вытянутой руки». Таким образом, объем хозяйственных операций, определенный по ценам, установленным по принципу «вытянутой руки», не всегда может соответствовать объему хозяйственных операций, определенному по правилам бухгалтерского учета.

Перечень государств (территорий), определенных в соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ, и перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), утверждается КМУ. В случае внесения изменений в указанные перечни, новые государства (территории) или организационно-правовые формы нерезидентов начинают быть контролируемыми с 1 января года, следующего за календарным годом, в котором внесены следующие изменения.

Перечни государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным пп. 39.2.1.2 НКУ, и действовали в разных периодах, утверждены:

распоряжением КМУ от 16.09.2015 г. № 977-р (действовало с 16.09.2015 г. по 31.12.2017 г.);
постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045 (действует с 01.01.2018 г. по настоящее время).

В постановление КМУ от 27.12.2017 г. № 1045 внесены изменения согласно постановлению КМУ от 31.01.2018 г. № 108, вступившему в силу с 07.03.2018 г., и согласно постановлению КМУ от 11.04.2018 г. № 295, вступившему в силу с 25.04.2018 г.

Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), утвержден постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 480 (действует с 27.07.2017 г. по настоящее время).

Следует принимать во внимание, что к контролируемым операциям между налогоплательщиком и нерезидентом относятся операции, когда право собственности на предмет (результат) такой операции, прежде чем перейти от налогоплательщика к такому нерезиденту (в случае экспортных операций) или прежде чем перейти от такого нерезидента к налогоплательщику (в случае импортных операций), переходит к одному или нескольким несвязанным лицам, если эти лица:

не выполняют в такой совокупности операций существенных функций, связанных с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг) между связанными лицами;
не используют в такой совокупности операций существенных активов и/или не принимают на себя существенных рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) между связанными лицами.

 

Отчет о контролируемых операциях

Неизменными в 2018 г. остались сроки подачи Отчета о контролируемых операциях, который нужно подать средствами электронной связи в электронной форме до 1 октября года, следующего за отчетным.

Учитывая п. 49.20 НКУ, предельным сроком подачи Отчета о контролируемых операциях за 2018 г. является 1 октября 2019 г.

 

Методы трансфертного ценообразования

При установлении соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» применяется один из следующих методов:

сравнительной неконтролируемой цены;
цены перепродажи;
«затраты плюс»;
чистой прибыли;
распределения прибыли.

Критериями выбора метода трансфертного ценообразования является:

целесообразность выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, которая определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции;
наличие полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и/или методов трансфертного ценообразования;
степень сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сопоставимости, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения расхождений между такими операциями.

 

Подготовка и подача документации по трансфертному ценообразованию

Не раньше предельного срока подачи Отчета о контролируемых операциях, то есть не ранее 1 октября года, следующего за годом, в котором осуществлены контролируемые операции, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, имеет право обратиться к налогоплательщику с запросом о предоставлении документации по трансфертному ценообразованию.

В течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса налогоплательщик обязан подать документацию относительно контролируемых операций, которая должна соответствовать требованиям, установленным НКУ.

 

Результаты внедрения трансфертного ценообразования

Согласно информации ГФС Украины, ежегодно о совершенных контролируемых операциях отчитываются почти 2-3 тыс. налогоплательщиков. По состоянию на 28.02.2019 г. завершены пять отчетных периодов по трансфертному ценообразованию.

За неподачу или несвоевременную подачу отчетов о контролируемых операциях и документации за 2013 г. оштрафованы 57 плательщиков на сумму 13 млн. грн., за 2014 г. оштрафованы 140 плательщиков на сумму 55 млн. грн., за 2015 г. оштрафованы 489 плательщиков на сумму 160 млн. грн., за 2016 г. оштрафованы 161 плательщик на сумму 26 млн. грн., за 2017 г. оштрафованы 36 плательщиков на сумму 2,5 млн. грн.

За 2015 г. завершено 3 проверки, за 2016 г. – 6 проверок, за 2017 г. – 25 проверок, за 2018 г. – 19 проверок.

Общий объем самостоятельного налогообложения налогоплательщиками базы налогообложения – 8,2 млрд. грн. (в 2018 г. – 1,7 млрд. грн.).

 

Что мы предлагаем

Во избежание спорных вопросов с контролирующими органами HLB Ukraine предлагает следующие услуги по трансфертному ценообразованию:

анализ операций со связанными лицами и контрагентами из низконалоговых юрисдикций;
идентификация контролируемых операций;
определение рисков, связанных с трансфертным ценообразованием;
методологическая помощь, консультирование и составление Отчета о контролируемых операциях;
анализ соответствия цен компании рыночному диапазону цен и рентабельности;
разработка положений по трансфертному ценообразованию и применению обычных цен, разработка бизнес-процессов;
определение и оценка правильности выбора методов определения обычной цены;
консультации относительно изменений структуры операций для уменьшения рисков, связанных с трансфертным ценообразованием;
обучение специалистов компании по вопросам трансфертного ценообразования;
автоматизация заполнения Отчета о контролируемых операциях и других процессов в сфере трансфертного ценообразования.

 

Отправить запрос

Команда HLB Ukraine всегда рада помочь, присылайте Ваш вопрос

Отправить
Get in touch
x
x

Share to:

Copy link:

Copied to clipboard Copy